Исполнение бюджета муниципального образования это

Рубрики Вопрос юристу

Исполнение бюджета муниципального образования

Исполнение местного бюджета, его кассовое обслуживание производится в соответствии с БК РФ.

Руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством РФ. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию. Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации.

Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой им финансовым органам.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.

1. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета.

2. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета.

3. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительные и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов.

Таким образом, бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Местный бюджет механизм формирования бюджета муниципального образования

Главная > Задача >Финансы

Важнейшим качеством бюджетной системы страны с точки зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства.

Одним из таких уровней является местный бюджет.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением которым осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во- вторых — с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти — это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.

Но, согласно Бюджетному кодексу, под местными бюджетами понимаются бюджеты сел, сельсоветов, поселков, городов и районов. Местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входит в систему государственных органов власти. Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями! Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в Российской Федерации.

Целью курсовой работы является рассмотреть понятие местного бюджета механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований.

Исходя из цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
Определить основные принципы организации местных финансов, установить источники формирования финансовых ресурсов местного самоуправления.

Детально рассмотреть основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и с органами власти субъектов Российской Федерации;

Рассмотреть местный бюджет муниципального образования Дзержинского района.

Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития. В современных условиях развития финансовых отношений перед органами местного самоуправления муниципального образования, в том числе и Дзержинского района стоит задача согласования интересов всех субъектов жизнедеятельности муниципального образования, что позволяет решить стратегия развития территории.

При подготовке данной курсовой работы была использована как методическая, так и специальная экономическая литература, нормативные и законодательные акты. Объектом исследования является местный бюджет муниципального образования Дзержинский район.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль над исполнением котором осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.

Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Консолидированный бюджет муниципального района – это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь информационную базу для корректировки бюджетной политики соответствующего региона. Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода — ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории.

Органы местного самоуправления (избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения), обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

К принципам местных бюджетов Бюджетный кодекс Российской Федерации относит такие:

• полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

• эффективность и экономность использования бюджетных средств;

• общее или совокупное покрытие расходов бюджетов;

• адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

2. Расходы местных бюджетов.

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Расходы бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляются в соответствии с частями 3 и 4 статьи 60 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Расходы бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 — 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, осуществляются в пределах и за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 55.

Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Формирование, исполнение и анализ бюджета муниципального образования туристско-рекреационной специализации Сочи

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Дата публикации: 03.02.2014

Статья просмотрена: 1617 раз

Библиографическое описание:

Снегирева Е. В. Формирование, исполнение и анализ бюджета муниципального образования туристско-рекреационной специализации Сочи [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 77-81. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/5080/ (дата обращения: 19.11.2018).

Степень эффективности управления муниципальным образованием зависит от степени сбалансированности целей управления, обеспеченности ресурсами и способности применять современные методологии стратегического планирования. На практике муниципального управления понимание местных ресурсов зачастую сводится только к финансам муниципального образования, тогда как экономическую основу деятельности органов местного самоуправления составляют: имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Рационализация и построение бюджетной политики муниципалитета является по сути разработкой эффективного бюджета муниципалитета, обоснование которого определяется причинами, как совершенствование нормативно-правовой базы, «обеспечивающее регулирование бюджетных отношений и научной обоснованности развития межбюджетных отношений в стране, кроме того способности руководителей, специалистов и муниципальных служащих обеспечивать эффективность финансовой деятельности местных органов власти, выражающуюся в рациональности затрат и минимизации нерациональных расходов в целях достижения реальных социальных эффектов» [1, с.36].

Законотворчество в регулировании межбюджетных отношений базируется на системе бюджетирования, ориентированного на результат, причем все это производится с целью гарантии финансовой самостоятельности и ответственности муниципальных и региональных властей, активизации их интереса в управлении финансами и выработки стимулов экономического развития территорий.

Те средства в виде трансфертных платежей, которые поступают нижестоящим бюджетам из федерального как элемент финансовой поддержки, представляют структуру выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов, регионов с одновременной реализацией тех конкретных целей и задач, являющихся приоритетными как для региона или муниципалитета, так и для Федерации в целом.

Однако, независимо от совместно реализуемых целей и оптимизации межбюджетных отношений, в системе регионального управления существуют проблемы в виде несовершенства правовой базы межбюджетного характера, слабой доходной базы местных бюджетов, низкой эффективности бюджетных расходов, высокой дотационности, бюджетной устойчивости, без дефицитности и т. д. Следовательно, доходная часть местного бюджета и будет являться тем элементом, который синтезирует и собирает экономическую и финансовую базу бюджета муниципального образования.

Анализируя состояние муниципалитетов и регионов, выяснено, что существует в основном проблема недостаточности собственных источников налоговых доходов и проблема неэффективных межбюджетных отношений, что вызывает дотационность муниципальных образований. Это в свою очередь ликвидирует стимулы для роста собственных доходных источников бюджетов.

К 2015 году, подчеркнул замглавы Счетной палаты, доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации, как планируется, вырастут по сравнению с текущим годом на 26 % при сохранении общего дефицита этих бюджетов. Объем же межбюджетных трансфертов за эти три года планируется сократить более чем на 15 %. Соответственно доля трансфертов в доходах консолидированных бюджетов сократится почти в 2 раза — с 19,2 % в 2011 году до 11,1 % в 2015 году. В то же время доходы бюджетов 15 субъектов Федерации сформированы более чем наполовину за счет безвозмездных поступлений [2].

Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, и муниципальное образование Сочи не исключение. Бюджет муниципального образования г. Сочи необходим для исполнения расходных обязательств муниципалитета. Основные направления для реализации муниципальных задач, на финансовое обеспечение которых предполагается движение этих средств, обоснованы в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3]. Отдельные государственные функции и полномочия реализуются с учетом предоставляемых субвенций. Бюджетный процесс в муниципальном образовании Сочи идентичен многим другим муниципалитетам.

Проект бюджета города на очередной финансовый год разрабатывается и предполагает проведение публичных слушаний по нему, которые могут откорректировать первоначальный вариант утверждаемого в дальнейшем Городским Собранием Сочи бюджета. Проект бюджета города Сочи составляется и утверждается сроком на три года — на очередной финансовый год и плановый период. Глава города Сочи вносит проект решения Городского Собрания Сочи о бюджете не позднее 15 октября текущего финансового года. Городское Собрание Сочи рассматривает проект в двух чтениях. Публичные слушания по проекту бюджета города проводятся администрацией города Сочи в целях донесения информации до населения и учета их мнений, органов местного самоуправления о бюджетной и налоговой политике города Сочи. Решение Городского Собрания Сочи о бюджете города официально публикуется не позднее 5-ти дней после его подписания в установленном порядке. Решение Городского Собрания Сочи о бюджете вступает в силу с 1-го января очередного финансового года [4, с.175].

Если оценить бюджет муниципального образования Сочи, то ежегодно принципиально доходными компонентами являются: налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ. Основными источниками собственных доходов бюджета Сочи являются: налог на доходы физических лиц, налог на имущество, совокупный доход (таблица 1).

Динамика исполнения бюджета города-курорта Сочи по доходам за 2011–2013 гг. [5,6,7,8]

Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.12.2016 2016-12-17

Статья просмотрена: 1224 раза

Библиографическое описание:

Быкова Н. Н. Особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 366-368. — URL https://moluch.ru/archive/132/37018/ (дата обращения: 19.11.2018).

Вопрос формирования и развития местного самоуправления является важным не только для ученых и политиков, но и для граждан, поскольку именно муниципалитеты призваны обеспечивать их интересы. Эффективность муниципального управления во многом зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами, которые и составляют доходную часть местного бюджета. В данной статье будут рассмотрены особенности планирования и исполнения бюджета муниципального образования.

Ключевые слова: местные налоги, налоговые доходы, местный бюджет, доходы бюджетов муниципальных образований, увеличение налоговых доходов

При развитии рыночных принципов хозяйствования, функции местных органов власти приобретают расширенный и всё более сложный характер, а проводимые реформы приходятся на нижний уровень бюджетной системы. Именно бюджетам муниципальных образований необходимо уделять особое внимание, ведь они представляют собой гарант финансового обеспечения развития регионов.

Средства бюджетов муниципальных образований являются важнейшим источником финансовых ресурсов, которые необходимы для решения вопросов местного значения. Величина доходной части бюджета муниципального образования и степень его сбалансированности во многом определяют уровень социально-экономического развития территории.

В зоне ответственности местного самоуправления лежат вопросы, связанные с экономическим и социальным развитием территории, ее инвестиционной привлекательностью, качеством жизни населения, инфраструктурным оснащением муниципального образования, охраной окружающей природной среды, и многое другое. Наличие собственных финансовых ресурсов позволяет муниципальным образованиям самостоятельно определять приоритетные направления, решать насущные, характерные для данной территории проблемы.

Обозначенные вопросы являются предметом исследования в России и за рубежом. В Европейской хартии местного самоуправления [1] говорится о том, что автономия муниципальных образований должна обеспечиваться государственной поддержкой и финансовой самостоятельностью органов местного самоуправления. При этом основная часть финансовых ресурсов должна пополняться благодаря местным налогам и сборам, в отношении которых муниципалитеты вправе устанавливать ставки, льготы, порядок обложения в пределах, разрешенных законодательством.

В последние годы в России много сделано для укрепления финансовой и экономической независимости муниципальных образований. Однако вопрос полной обеспеченности органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения все возрастающего количества возложенных на них полномочий, остался нерешенным.

Важной составляющей конституционного строя нашего государства является местное самоуправление. Оно осуществляется непосредственно населением либо с помощью органов местного самоуправления. Чтобы решить вопросы местного значения, учитывая интересы населения, при этом соблюдая исторические и иные местные традиции, на исполнительные и представительные органы власти муниципального образования возложены различные задачи и функции, выполнение которых требует значительных финансовых ресурсов.

Основой для исполнения расходных обязательств муниципального образования служит местный бюджет. Права и полномочия, закрепленные за органами местного самоуправления Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», позволяют им, благодаря бюджету, распоряжаться местными финансовыми ресурсами [2, с. 8].

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [3]. То есть можно сказать, что местный бюджет — есть фонд, в котором сосредоточены финансовые ресурсы муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль исполнения которого осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления [2, с. 10].

Бюджеты муниципальных образований выполняют следующие функции:

– формирование фондов финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности местных органов власти;

– распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

– контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти [4, с. 3].

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

– Конституцией Российской Федерации;

– Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– Бюджетным кодексом Российской Федерации;

– другими федеральными законами;

– конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации;

– уставами и иными правовыми актами органов местного самоуправления.

Формирование и исполнение местного бюджета основано на принципах:

– полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

– эффективности использования бюджетных средств;

– общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

Согласно принципу самостоятельности муниципальных бюджетов, органы местного самоуправления имеют право самостоятельно и под свою ответственность осуществлять бюджетный процесс.

Организация бюджетного процесса позволяет выявить возможные способы и пути для того, что максимально усовершенствовать управление государственными и муниципальными финансами. Это связано с тем, что этот процесс является неотъемлемым элементом всех сфер финансово-бюджетной деятельности органов власти на государственном и муниципальном уровне. Следует отметить, что изменения в экономической, социальной и финансовой политике государства на том или ином конкретном этапе развития страны существенно влияют на бюджетный процесс [5, с. 7].

Рассмотрим упомянутое выше понятие бюджетного процесса. Бюджетный кодекс дает этому понятию следующее определение: бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [3].

Первым этапом бюджетного процесса является составление проектов бюджетов, которое осуществляется исполнительным органом власти, т. е. администрацией муниципального образования.

В традиционном бюджетном процессе бюджетополучатели испрашивают столько же средств на очередной год, что и в текущем бюджетном году с поправкой в зависимости от уровня инфляции. А также испрашиваются и дополнительные средства на очередной финансовый бюджетный год по новым видам деятельности. Следствием такого порядка организации бюджетного процесса является то, что бюджетный процесс становится расходно-ориентированным. Это приводит к быстрому росту бюджетных расходов, то есть к большому дефициту бюджета и будущей нестабильности муниципальных финансов. В расходно-ориентированном бюджетном процессе решения по отдельным деталям бюджета идут от части к целому [5, с. 5].

Учитывая отрицательные последствия традиционного бюджетного процесса, рекомендуется вместо движения «снизу-вверх» формировать бюджет «сверху вниз», то есть начинать составлять проект бюджета с определения бюджетно-политических целей или ограничений, таких как уровень налогов, уровень инфляции, уровень расходов и т. д.

Второй этап бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение проекта бюджета, на котором после обсуждения законодательным (представительным) органом власти муниципального образования и публичных слушаний принимается решение об утверждении бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год и на плановый период.

При составлении проектов бюджетов невозможно гарантировать, что фактические доходы и расходы бюджетов будут полностью совпадать с проектными. К примеру, количество налоговых поступлений, составляющих значительную часть доходов бюджетов, невозможно точно рассчитать заранее. Можно предусмотреть и разработать правила налогообложения и ставки различных налогов, однако, налоговая база зависит в основном от общественно-экономического развития территории, а на это влияют многие факторы. То же самое можно сказать и о расходах бюджетов. Устанавливая размер субсидий и условия их получения, невозможно предугадать в точности, какое количество граждан обратится за получением субсидий.

Важное хозяйственное значение для населения муниципального образования имеет следующий этап бюджетного процесса — исполнение бюджета, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех запланированных доходов и финансирования бюджетных расходов.

В России установлена казначейская система исполнения бюджетов. Основная роль в этом процессе принадлежит Федеральному казначейству, которое обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, то есть зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета бюджета. Осуществляя бюджетные операции через свои счета, Федеральное казначейство обеспечивает полный учет и контроль каждого этапа исполнения доходов и расходов бюджетов.

Организация исполнения местных бюджетов регламентирована нормативными правовыми актами, устанавливающими соответствующие порядки и механизмы. К ним относятся:

– основное ежегодное решение о бюджете представительного органа власти муниципального образования;

– другие вспомогательные подзаконные правовые акты (порядки, положения и др.), регулирующие процесс исполнения бюджета.

Указанные документы определяют требования к выполнению процедур при поступлении доходов и выдаче разрешения на использование муниципальных бюджетных средств.

В ходе исполнения бюджета ведется бюджетный учет и составляется бюджетная отчётность, являющиеся частью бюджетного процесса. Наличие необходимой информации об исполнении законов (решений) о бюджетах имеет решающее значение для обеспечения эффективного управления государственными и муниципальными финансами. Бюджетный учет, а именно регистрация и предоставление экономической информации, позволяет на всех уровнях государственной и муниципальной администрации принимать обоснованные решения на основе оценки и анализа относительно дальнейшей деятельности по организации исполнения бюджетов.

Бюджетная отчётность составляется по результатам бюджетного учета. В финансовых отчетных документах представлена информация о результативности и эффективности финансовой деятельности органов местного самоуправления. Главный финансовый документ бюджетной отчетности — годовой отчет об исполнении бюджета, который составляется исполнительным органом, то есть администрацией муниципального образования, и утверждается решением представительного органа местного самоуправления [5, с. 12].

Таким образом, можно сказать, что основной задачей бюджетного учета является формирование полной и достоверной информации об исполнении доходов и расходов местного бюджета.

6.2. Бюджет муниципального образования: понятие, сущность, правовые основы

Бюджеты муниципальных образований именуются местными бюджетами. Органы местного самоуправления муниципального об­ разования не являются органами государственной власти, следова­тельно, и средства муниципальных бюджетов не относятся к госу­дарственным финансам. Бюджеты муниципальных образований яв­ляются частью бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование в Российской Федерации имеет собственный бюджет.

Неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления само­ стоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные

налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Местные бюджеты имеют определенную специфику, связанную в основном с положением самих муниципальных образований. Суть в том, что муниципалитеты служат определенным звеном управле­ ния и вместе с тем не принадлежат к государственной системе управления, а являются независимыми. Местные бюджеты, с одной стороны, независимы, а с другой — подчинены не только феде­ральному, но и региональному бюджету. Кроме того, в соответствии с законодательством на территории одного крупного муниципаль­ ного образования могут образовываться и другие муниципалитеты, более мелкие. В результате таких процессов местные бюджеты по­падают еще в более специфичное положение, когда они вынуждены строить взаимоотношения не только с вышестоящими бюджетами, но и с бюджетами других муниципальных образований.

К местным бюджетам в России относятся бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образо­ ваний городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансо­ вый год и плановый период, предназначенных для исполнения расход­ ных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения рас­ ходных обязательств муниципальных образований не допускается (ñò. 15 ÁÊ ÐÔ).

Средства местных бюджетов находятся в собственности муни­ ципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального зако­ на от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организа­ ции местного самоуправления в Российской Федерации».

Бюджет муниципального образования — основа финансовых ресурсов местного самоуправления. Самостоятельность бюджета муниципального образования обеспечивается достаточным уровнем собственных доходов, правом определять направления расходова­ния бюджетных средств в соответствии с бюджетными полномо­ чиями органов местного самоуправления, правом использования по своему усмотрению доходов, дополнительно полученных в ходе ис­ полнения бюджета, правом на компенсацию дополнительных рас­ ходов (потерь доходов), возникающих в результате решений, приня­тых органами государственной власти.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских по­ селений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов от­ дельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся

муниципальными образованиями — утвержденный органом местно­ го самоуправления поселения план доходов и расходов распоряди­ теля (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполно­ моченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входя­ щей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансиро­ванность местных бюджетов и соблюдение установленных феде­ ральными законами требований к регулированию бюджетных пра­ воотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам де­фицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального дол­ га, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципаль­ных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, уста­ новленных Бюджетным кодексом РФ и упомянутым Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, пред­ставляют в федеральные органы государственной власти и (или) в органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполне­ нии местных бюджетов.

Консолидированный бюджет муниципального образования — это свод бюджетов на территории муниципального образования.

Консолидированный бюджет муниципального района — это бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Консолидированный бюджет используется в процессе бюджет­ ного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновре­ менно с проектом бюджета муниципального образования конкрет­ ного типа. Его количественные характеристики служат для под­ тверждения реальности и обоснованности показателей местных бюджетов.