Гражданский процессуальный кодекс украины комментарии

Рубрики Процессы

Гражданский процессуальный кодекс Украины
Статья 3. Законодательство о гражданском судопроизводстве

1. Гражданское судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Кодексом, Законом Украины «О международном частном праве», законов Украины, определяющие особенности рассмотрения отдельных категорий дел, а также международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

2. Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора Украины.

3. Производство по гражданским делам осуществляется в соответствии с законами, действующими во время совершения отдельных процессуальных действий, рассмотрения и разрешения дела.

4. Закон, устанавливающий новые обязанности, отменяет или сужает права, принадлежащие участникам судебного процесса, ограничивает их использование, не имеет обратного действия во времени.

Гражданский процессуальный кодекс украины комментарии

о юриспруденции со вкусом

Процессуальные кодексы официально опубликованы в газете «Голос Украины»

В газете «Голос Украины» официально опубликован Закон Украины № 2147-VIII «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», передает «Украинское право».

В новой редакции изложены Гражданский процессуальный кодекс, Хозяйственный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства. Также внесен ряд изменений в Уголовный процессуальный кодекс и еще несколько законов.

Изменения касаются повышения эффективности правосудия, внимание также уделено разделению юрисдикции судов различных специализаций, сведение к минимуму злоупотребление процессуальными правами сторон. Также запланированы изменения относительно электронного правосудия, усиления роли альтернативных способов разрешения споров, решения вопроса групповых исков и т.д.

Предполагается, что новые процессуальные кодексы вступят в силу со дня начала работы Верховного Суда, определенного решением его Пленума.

Некоторые же изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей» вступят в силу уже 29 ноября. В частности, это изменения в статью 82, предусматривающие, что в случае реорганизации или ликвидации суда его судьи могут быть переведены вне конкурса в суд того же или более низкого уровня.

Также изменения внесены и в статью 106 об основаниях дисциплинарной ответственности судей. Так, основанием для дисциплинарной ответственности судей будет считаться умышленное или вследствие грубой небрежности допущенные судьей, который принимал участие в принятии судебного решения, нарушения прав человека и основных свобод или другое грубое нарушение закона, что привело к существенным негативным последствиям.

В Законе о судоустройстве закрепляется, что Совет судей Украины является высшим органом судейского самоуправления и действует как исполнительный орган съезда судей Украины.

Комментарий к изменениям в Гражданский процессуальный кодекс Украины

07.07.2010 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». Это событие не могло остаться незаметным, потому что одним этим законом была значительно изменена не только судебная система Украины, но и статус судей, а также было внесено много изменений и дополнений в различные процессуальные кодексы. Поэтому всем практикующим юристам Украины придется заново изучать процессуальное право отраслей, напрямую связанных с их профессиональной деятельностью.

Целью данной статьи является характеристика изменений, которые были внесены в Гражданский процессуальный кодекс Украины (далее — ГПК) и их анализ с правовой точки зрения.

Во-первых, с принятием Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в гражданский процесс было введено такое понятие как «автоматизированная система документооборота», которая призвана максимально упростить и сделать удобным документооборот в судебных учреждениях. Важно то, что данная система будет сама определять судью или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела при регистрации соответствующих документов по принципу вероятности, а не по решению председателя суда, как это было раньше. С помощью указанных изменений можно проследить тенденцию со стороны государства к усилению борьбы с коррупцией в рядах государственных служащих, что является насущной проблемой нашего общества уже много лет. Предусмотрена даже ответственностью за несанкционированное вмешательство в работу автоматизированной системы документооборота суда, но о какой именно ответственности идет речь, в ст. 11-1 не определено.
Изменения также произошли в компетенции судов по рассмотрению гражданских дел, а именно: был исключен п. 2 ч.1 ст. 15 ГПК, которым устанавливалось, что суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела относительно споров по поводу назначения, исчисления, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и других социальных выплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот, вещевого имущества, пайков или денежной компенсации вместо них. Теперь эти дела согласно п.4 ч.1 ст. 18 Кодекса административного судопроизводства будут рассматриваться местными общими судами как административными судами.
Важным моментом являются изменения, касающиеся прав и обязанностей участников гражданского процесса. Так, отныне истец имеет право изменить предмет или основание иска путем подачи письменного заявления лишь до начала рассмотрения судом дела по существу. Поэтому будущим участникам процесса необходимо будет более тщательно относиться к подаче искового заявления и к избранию линии поведения непосредственно в процессе.
Из ст. 33 ГПК был исключен п. 2, которым определялось, что после замены ответчика или привлечения к участию в деле соответчика дело по ходатайству нового ответчика или привлеченного соответчика рассматривается сначала. То есть теперь, в случае замены ненадлежащего ответчика, рассмотрение дела будет продолжаться, и это повлияет на все процессуальные сроки, которые для нового ответчика будут сокращены на тот промежуток времени, до которого в процессе был его предшественник.

Согласно новым изменениям из ГПК была исключена ч.6 ст. 42, которая устанавливала, что физическое лицо может предоставить полномочия представителю по устному заявлению, которое заносится в журнал судебного заседания. То есть, это означает, что отныне полномочия представителя должны подтверждаться исключительно нотариально заверенной доверенностью от физического лица-доверителя. По нашему мнению, это существенно уменьшило права малообеспеченных граждан, которые нуждаются в бесплатной юридической помощи, и у которых возможно нет денег на нотариальное оформление доверенности.

Изменения непосредственно коснулись также процедуры выдачи судебного приказа. Был расширен перечень требований, на основании которых может быть выдан судебный приказ. Важным является то, что отныне судебный приказ может быть выдан, если заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Надеемся, что такое нововведение будет стимулировать граждан к своевременной оплате коммунальных услуг, и улучшит ситуацию в жилищно-коммунальной сфере в целом.

Процедура рассмотрения заявления об отмене судебного приказа также была изменена. Отныне такое заявление рассматривается с участием сторон (но неявка надлежащим образом уведомленных лиц не препятствует рассмотрению заявления). Была введена процедура апелляционного обжалования судебного приказа. Согласно ст. 309-1 ГПК судебный приказ подлежит отмене в апелляционном порядке, если апелляционный суд установит отсутствие между взыскателем и должником спорных правоотношений, на основании которых было заявлено требование. Апелляционный суд является последней инстанцией в приказном производстве, его определение окончательно и обжалованию не подлежат.

Проанализировав изменения, касающиеся приказного производства, можно сделать вывод о постепенном сближении процедур приказного и искового производства.

Согласно ч.1 ст.109 ГПК иски к физическому лицу отныне могут предъявляться не только в суд по зарегистрированному в установленном законом порядке месту его проживания, но и по зарегистрированному в установленном законом порядке месту его пребывания, то есть истцу предоставляется еще одна альтернатива в выборе подсудности. В случае если ответчиком в исковом заявлении указано физическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности, суд не позднее двух дней со дня поступления искового заявления обращается в соответствующий орган регистрации места пребывания и места жительства лица по поводу предоставления информации о зарегистрированном месте жительства (пребывания) такого физического лица. Если по результатам полученной судом информации будет установлено, что дело не подсудно этому суду, суд возвращает исковое заявление. В случае если полученная судом информация не дает возможности установить зарегистрированное в установленном законом порядке место проживания (пребывания) физического лица, суд решает вопрос об открытии производства по делу. Дальнейший вызов такого лица в качестве ответчика по делу осуществляется через объявление в прессе.

Исключенной из ГПК также стала ст.112 (договорная подсудность), согласно которой стороны имели право письменно определить территориальную подсудность дела, кроме дел, для которых установлена исключительная подсудность.

Важными, по нашему мнению, являются изменения, касающиеся искового производства. Отныне предварительное судебное заседание не является обязательным. Вопрос о необходимости его проведения решается судьей во время открытия производства по делу, и если судья решит, что оно не является необходимым, то дело сразу начинает рассматриваться по существу.

Еще одной нормой, направленной на рассмотрение дел в разумный срок, является следующее нововведение: отныне откладывание предварительного заседания допускается только один раз, и неявка на предварительное заседание надлежащим образом уведомленных третьих лиц не препятствует его проведению.

Таким образом, из этого можно сделать вывод, что указанные выше изменения направлены, прежде всего, на сокращение сроков рассмотрения дела, а также на уменьшение возможности сторон злоупотреблять предоставленными им правами с целью затягивания судебного процесса.

Что касается процедуры представления доказательств, то здесь также произошло много изменений. Так, стороны до или во время предварительного судебного заседания по делу, а если предварительное судебное заседание по делу не проводится, — до начала рассмотрения дела по существу:

  • обязаны подать свои доказательства суду;
  • обязаны сообщить суд обо всех известных им решениях судов, касающиеся предмета спора, а также обо всех известных им незавершенных судебных производствах, касающиеся предмета спора;
  • могут подать заявление о вызове свидетеля;
  • могут подавать ходатайство об истребовании доказательств с указанием сведений о невозможности получения таких доказательств лично стороной или другим лицом, которое принимает участие в деле.

Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» был введен и закреплен на законодательном уровне суд кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции, функции которого ранее выполнял Верховный Суд Украины.

Таким судом в Украине теперь является Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Указом от 12 августа 2010 № 810/2010 Президент Украины постановил образовать с 1 октября 2010 Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел с местонахождением в городе Киеве.

Это событие имеет большое значение для всей судебной системы, потому что теперь это полноценная взаимосвязана система со своими звеньями, в которой Верховный Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Также, хотелось бы отметить, что введение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел оправдано с той точки зрения, что недавно Решением Конституционного суда Украины от 11.03.2010 года № 8-рп/2010 было определено, что конституционный статус Верховного Суда Украины не предусматривает наделение его законодателем полномочиями суда кассационной инстанции по решениям высших специализированных судов, которые реализуют полномочия кассационной инстанции. Теперь, с принятием Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», законодательство, касающееся судебной системы Украины, было приведено в соответствие с Конституцией Украины, и Верховный Суд Украины действительно является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, а судами кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел являются соответственно Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший административный суд Украины и Высший хозяйственный суд Украины.

Согласно ст.353 ГПК пересмотр судебных решений по гражданским делам осуществляет Верховный Суд Украины. Основания для подачи заявления о пересмотре судебных решений определены в ч.1 ст. 355 ГПК, к ним относятся: 1)неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, повлекшее принятие различных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях; 2)установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств во время решения дела судом. Заявление о пересмотре судебных решений подается в Верховный Суд Украины через Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, коллегия в составе пяти судей решает вопрос о допуске дела к производству.

Порядок рассмотрения дела Верховным Судом Украины теперь четко определен в ст. 360-2, которая была включена в ГПК. По результатам рассмотрения дела большинством голосов Верховный Суд принимается одно из следующих постановления: 1) о полном или частичном удовлетворении заявления; 2) об отказе в удовлетворении заявления (ст. 360-3 ГПК). Постановление Верховного Суда Украины является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном п. 2 ч.1 ст. 355 ГПК. Если суд установит, что судебное решение по делу, которое пересматривается, является незаконным, он отменяет его полностью или частично и направляет дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции. Если судебное решение по делу пересматривается на основании, определенном п.2 ч.1 ст. 355 ГПК, суд отменяет обжалуемое решение полностью или частично и направляет дело на новое рассмотрение в суд, который вынес обжалуемое решение.
Хотелось бы также отметить, что согласно статье 360-7, которая была включена в ГПК, решение Верховного Суда Украины, принятое по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного решения по мотивам неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, является отныне обязательным для всех субъектов властных полномочий, которые применяют в своей деятельности нормативно-правовой акт, содержащий указанную норму права, и для всех судов Украины. Суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с решением Верховного Суда Украины. То есть, таким образом, на законодательном уровне закреплено, что решение Верховного Суда Украины является судебным прецедентом в дальнейшем рассмотрении подобных дел, в то время как раньше это было просто негласное правило, которое так или иначе должны были соблюдать все звенья судебной системы.

Большая часть изменений, внесенных в ГПК, касается, прежде всего, сроков в гражданском процессе. Так, срок подачи апелляционной жалобы на определение суда первой инстанции был сокращен до 5 дней, на решение суда — до 10 дней, понятие «заявление об апелляционном обжаловании» вообще было исключено, то есть фактически сроки сократились втрое. Кассационная жалоба отныне может быть подана в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения (определения) апелляционного суда, а заявление о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины — в течение 1 месяца со дня принятия соответствующего решения. Вообще, если говорить о процессуальных сроках в гражданском судопроизводстве, то можно отметить, что почти все они были изменены в сторону сокращения, что еще раз подчеркивает тенденцию законодателя к внедрению такой системы, которая обеспечивала бы быстрое и эффективное рассмотрение гражданских дел.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что принятие Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в действительности имеет очень большое значение для всей судебной системы Украины и является еще одной ступеней к ее реформированию. Одним из направлений осуществления реформ является гражданское судопроизводство. Будем надеяться, что произошедшие перемены изменять ситуацию в лучшую сторону, и гражданское судопроизводство как неотъемлемый элемент судебной системы, «де-факто» и «де-юре» будет направлено на защиту нарушенных прав и законных интересов граждан Украины и других субъектов гражданских правоотношений.

Помощник юриста ЮФ «ЛЕГАРТ»
Екатерина Лянкевич

Комментарий к Закону Украины от 03.10.2017 г. № 2147-VIII «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты

В связи с проведением судебной реформы, в частности с введением трехступенчатой судебной системы, адвокатской монополии на представительство интересов в судах, Законом Украины от 03.10.2017 г. № 2147-VIII, вступившим в силу 15 декабря 2017 года, в новой редакции изложены ХПКУ, ГПКУ и КАСУ, а также внесены соответствующие изменения в ряд других законодательных актов.

Отметим, что с 15 декабря 2017 года также ликвидируются высшие специализированные суды и Верховный Суд Украины. Нерассмотренные кассационные жалобы, заявления и ходатайства будут переданы в соответствующие кассационные суды в составе Верховного Суда. Напомним, что в составе Верховного Суда действуют Большая Палата, Кассационный административный суд; Кассационный хозяйственный суд; Кассационный уголовный суд; Кассационный гражданский суд.

Новые редакции процессуальных кодексов содержат огромное количество кардинальных изменений. В частности, в некоторых случаях увеличены сроки рассмотрения дел и сроки обращения в суд, уточнены и введены новые понятия и термины, введена новая категория дел (например, типичные дела, образцовые дела в административном судопроизводстве), введена возможность электронной формы рассмотрения дела, в отдельных случаях изменена предметная подсудность дел, введена упрощенная процедура судопроизводства, стадийность хозяйственного процесса и упорядочен процесс доказывания, введены критерии допуска к апелляционному и кассационному производству, созданы механизмы относительно мирного урегулирования споров, а также введены институт урегулирования спора с участием судьи, механизмы противодействия злоупотреблениям процессуальными правами, институт встречного обеспечения, новые подходы к правилам кассационного обжалования и пр.

Отметим, что наряду с положительными изменениями (хотя и тут есть большие сомнения в их эффективности в реалиях нашего времени) кодексы содержат много несогласованностей в терминологии, встречаются противоречия между отдельными статьями и некоторые новые правила судопроизводства требуют уточнений и разъяснений. Кроме того, на наш взгляд, помимо тотального увеличения стоимости разбирательства дел в судебном порядке (ведь уже сейчас многим не по карману уплачивать судебный сбор при обращении в суд), новые кодексы предусматривают усложнение самих правил и процедур обращения в суд (слишком уж много установлено исключений из самих исключений). Многие субъекты столкнутся с трудностями уже на первоначальном этапе, при определении того, кто, как и по какой процедуре может защитить их интересы или нарушенные права в суде и как это сделать самому без риска безрезультатного хождения по кругу. В целом все положительные моменты, на наш взгляд, нивелируются скрытой целью — недоступность правосудия для широких масс.

Рассмотрим подробнее основные нововведения в процессуальных кодексах.

Представительство сторон в судах, адвокатская монополия, упрощенное производство и типичные дела в административном судопроизводстве

Напомним, что согласно ст. 131 2 Конституции Украины исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде, а также защиту от предъявляемого уголовного обвинения. При этом законом могут быть определены исключения относительно представительства в суде в трудовых спорах, спорах относительно защиты социальных прав, относительно выборов и референдумов, в малозначительных спорах, а также относительно представительства малолетних или несовершеннолетних лиц и лиц, которые признаны судом недееспособными или дееспособность которых ограничена. Интересы предприятий и граждан обычные юристы (иные лица, действующие на основании доверенности) не могут представлять в ВСУ и судах кассационной инстанции уже с 2017 года, а в судах апелляционных инстанций не смогут представлять с 2018 года и в судах первой инстанции — с 2019 года.

Теперь, наконец-то, нормами ХПКУ, ГПКУ и КАСУ определены вышеупомянутые исключения относительно представительства в суде.

Так, сторона, третье лицо, а также лицо, которому законом дано право обращаться в суд в интересах другого лица, может участвовать в судебном процессе лично (самопредставительство) и (или) через представителя. Личное участие в деле лица не лишает его права иметь в этом деле представителя. Юридическое лицо участвует в деле через своего руководителя или члена исполнительного органа, уполномоченного действовать от его имени в соответствии с законом, уставом, положением (самопредставительство юридического лица), или через представителя.

Таким образом, как для физических лиц, так и для юридических оставлено право на самопредставительство, то есть без обязательного участия адвоката в любых делах и в любых спорах. Кроме того, предприятия, которые не хотят или не могут привлекать адвокатов для представительства своих интересов в суде и в составе исполнительного органа которых отсутствует специалист с достаточной юридической подготовкой, исходя из содержания вышеуказанных норм могут своего штатного юриста (юрисконсульта) ввести в состав исполнительного органа (например, перевести на должность зам. директора либо директора по правовым вопросам, при этом в уставе такого субъекта должно быть определено, что исполнительным органом является дирекция (а не директор) во главе с генеральным директором). Фактически этот шаг позволит юридическим лицам обойти установленную адвокатскую монополию на представительство своих интересов в судах.

Что же касается конкретно представительства (а не самопредставительства), кодексами установлено, что представителем в суде может быть адвокат или законный представитель (в отношении несовершеннолетних и недееспособных — родители, усыновители, опекуны, попечители или другие лица, определенные законом). Но и из этого положения есть исключение — при рассмотрении дел в малозначительных спорах (малозначительные дела) представителем может быть лицо, которое достигло 18 лет, имеет гражданскую (в административном судопроизводстве — административную) процессуальную дееспособность. Малозначительные дела рассматриваются в порядке упрощенного производства (в срок не более 60 календарных дней со дня открытия производства). При этом под малозначительными делами в ХПКУ и ГПКУ понимаются:

  • дела, в которых цена иска не превышает 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц состоянием на 1 января календарного года, в котором осуществляется соответствующее процессуальное действие (в 2017 году для малозначительности цена иска не должна превышать 160 000 грн., в 2018 году — предположительно 176 200 грн.);
  • дела незначительной сложности, признанные судом малозначительными, кроме дел, которые подлежат рассмотрению только по правилам общего искового производства, и дел, цена иска в которых превышает 500 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в 2017 году — кроме дел, цена иска которых превышает 800 000 грн., в 2018 году — предположительно 881 000 грн.).

Таким образом, в 2018 году гарантированно без адвоката в гражданских и хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций можно обойтись в спорах, цена иска в которых не превышает 176 200 грн., и в делах незначительной сложности, признанных судом малозначительными (конечно, ни о какой однозначности при этом говорить не приходится — и сейчас уже ясно, что при такой формулировке судам понадобится не один год для выработки единого подхода (единой практики) в решении вопроса о том, что является делами незначительно сложности, а что нет.)

Также в 2018 году гарантированно без адвоката в гражданских и хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций не обойтись (кроме самопредставительства) в спорах, цена которых превышает 881 000 грн., а также в делах, которые подлежат рассмотрению только по правилам общего искового производства.

В хозяйственном процессе в порядке упрощенного искового производства не могут быть рассмотрены дела:

  • о банкротстве;
  • по заявлениям об утверждении планов санации должника до открытия производства по делу о банкротстве;
  • в спорах, которые возникают из корпоративных отношений, и спорах по правовым сделкам относительно корпоративных прав (акций) (п. 3 ч. 4 ст. 247 ХПКУ);
  • в спорах относительно защиты прав интеллектуальной собственности, кроме дел о взыскании денежной суммы, размер которой не превышает 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (п. 4 ч. 4 ст. 247 ХПКУ);
  • в спорах, возникающих из отношений, связанных с защитой экономической конкуренции, ограничением монополизма в хозяйственной деятельности, защитой от недобросовестной конкуренции (п. 5 ч. 4 ст. 247 ХПКУ);
  • в спорах между юридическим лицом и его должностным лицом (в том числе должностным лицом, полномочия которого прекращены) о возмещении убытков, причиненных таким должностным лицом юридическому лицу его действиями (бездействием) (п. 6 ч. 4 ст. 247 ХПКУ);
  • в спорах относительно приватизации государственного или коммунального имущества (п. 7 ч. 4 ст. 247 ХПКУ);
  • в которых цена иска превышает 500 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (п. 8 ч. 4 ст. 247 ХПКУ);
  • другие требования, объединенные с требованиями в спорах, указанных в п. 3 — 8 ч. 4 ст. 247 ХПКУ.

В гражданском процессе в порядке упрощенного искового производства не могут быть рассмотрены дела:

  • которые возникают из семейных отношений, кроме споров о взыскании алиментов и разделе имущества супругов;
  • относительно наследования;
  • относительно приватизации государственного жилищного фонда;
  • относительно признания необоснованными активов и их истребования;
  • в которых цена иска превышает 500 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  • другие требования, объединенные с требованиями в вышеуказанных спорах.

Отметим, что трудовые споры нормами ГПКУ отнесены к категории дел, которые рассматриваются в порядке упрощенного искового производства. Кроме того, ст. 60 ГПКУ установлено, что во время рассмотрения споров, которые возникают из трудовых отношений, а также дел в малозначительных спорах (малозначительные дела), представителем может быть лицо, которое достигло 18 лет, имеет гражданскую процессуальную дееспособность. Однако ввиду того, что в порядке упрощенного искового производства, как указано выше, не могут быть рассмотрены дела, в которых цена иска превышает 500 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц, на наш взгляд, при возникновении трудовых споров представлять интересы предприятия в суде может любое лицо, имеющее гражданскую процессуальную дееспособность, но только в том случае, если сумма требований иска не будет превышать в 2018 году 881 000 грн. Остается надеяться, что Верховный Суд не будет затягивать с предоставлением соответствующих разъяснений относительно приоритетности применения новых процессуальных норм, ведь толковать указанные нормы можно и по-другому — все трудовые споры, рассматриваются в порядке упрощенного искового производства независимо от суммы исковых требований и, соответственно, по всем трудовым спорам (независимо от суммы исковых требований) представителем сторон может быть любое лицо, имеющее гражданскую процессуальную дееспособность.

Малозначительность дел в административном судопроизводстве определена несколько иначе. Так, под административным делом незначительной сложности (малозначительное дело) понимается административное дело, в котором характер спорных правоотношений, предмет доказывания и состав участников и т. п. не требуют проведения подготовительного производства и (или) судебного заседания для полного и всестороннего установления его обстоятельств.

Для целей КАСУ делами незначительной сложности являются дела относительно:

  • принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы, кроме дел, в которых истцами являются служебные лица, в понимании Закона Украины от 14.10.2014 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» занимающие ответственное и особо ответственное положение;
  • обжалования бездействия субъекта властных полномочий или распорядителя информации относительно рассмотрения обращения или запроса на информацию;
  • обжалования физическими лицами решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий относительно исчисления, назначения, пересчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других видов социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;
  • прекращения по обращениям субъекта властных полномочий юридических лиц или предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей в случаях, определенных законом, или отмены государственной регистрации прекращения юридических лиц или предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей;
  • обжалования физическими лицами решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий относительно въезда (выезда) на временно оккупированную территорию;
  • обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, которая не превышает 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  • взыскания денежных средств, которые основываются на решениях субъекта властных полномочий, относительно которых завершился установленный этим кодексом срок обжалования;
  • типичных дел. Введение такого понятия является важным новшеством в административном судопроизводстве, призванным обеспечить эффективность, предсказуемость и единообразие судебной практики в определенных отношениях. Кроме того, это должно уменьшить нагрузку на суды, которые перегружены однотипными делами. Так, типичными административными делами являются административные дела, ответчиком в которых является один и тот же субъект властных полномочий (его обособленные структурные подразделения), спор в которых возник по аналогичным основаниям, в отношениях, которые регулируются одними нормами права и в которых истцами заявлены аналогичные требования. Наряду с этим также введено новое понятие — образцовое административное дело — типичное административное дело, принятое к производству Верховным Судом как судом первой инстанции для вынесения образцового решения. Согласно ст. 290 КАСУ если в производстве одного или нескольких административных судов находятся типичные административные дела, количество которых определяет целесообразность принятия образцового решения, суд, который рассматривает одно или более таких дел, может обратиться в Верховный Суд с представлением о рассмотрении одного из них Верховным Судом как судом первой инстанции. Решение Верховного Суда по образцовому делу подлежит пересмотру Большой Палатой Верховного Суда по правилам пересмотра решений в апелляционном порядке. При принятии решения по типичному делу, которое соответствует признакам, изложенным в решении Верховного Суда по результатам разбирательства образцового дела, суд должен учитывать правовые заключения Верховного Суда, изложенные в решении по результатам разбирательства образцового дела. Также суд имеет право приостановить производство по делу в случае разбирательства типичного дела и обнародования сообщения Верховного Суда об открытии производства по образцовому делу — до вступления в силу решения Верховного Суда;
  • обжалования нормативно-правовых актов, которые воссоздают содержание или приняты во исполнение нормативно-правового акта, признанного судом противоправным и недействительным полностью или в отдельной его части;
  • другие дела, в которых суд придет к заключению об их незначительной сложности, за исключением дел, которые не могут быть рассмотрены по правилам упрощенного искового производства;
  • пребывания иностранцев или лиц без гражданства на территории Украины.

При этом по правилам упрощенного искового производства не могут быть рассмотрены дела в спорах:

  • относительно обжалования нормативно-правовых актов, за исключением случаев, определенных этим Кодексом;
  • относительно обжалования решений, действий и бездействия субъекта властных полномочий, если истцом также заявлено требование о возмещении вреда, причиненного такими решениями, действиями или бездействием, в сумме, которая превышает 500 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  • о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, которые размещены на нем, по мотивам общественной необходимости;
  • относительно обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств в сумме, которая превышает 500 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Таким образом, например, при обжаловании налоговых уведомлений-решений и постановлений органов Гоструда о наложении штрафных санкций, если сумма денежных требований не превышает в 2018 году 176 200 грн., однозначно представителем истца в административных судах апелляционной и кассационной инстанций может быть любое лицо, имеющее административную процессуальную дееспособность.

Если сумма денежных требований превышает в 2018 году 881 000 грн., представителем истца в административных судах апелляционной и кассационной инстанций однозначно может быть только адвокат, либо истцу придется представлять свои интересы самому (самопредставительство). Что касается представительства интересов при обжаловании налоговых уведомлений-решений ГФС и постановлений Гоструда, если начисленные обязательства (штрафные санкции) по ним составляют в 2018 году от 176 201 грн. до 881 000 грн., то вопрос возможности привлечения любого лица (а не адвоката) будет зависеть от того, отнесет суд такой спор к типичным делам или нет. То есть по факту субъектам хозяйствования, как, впрочем и физическим лицам, для предупреждения недобросовестности суда (ведь суд может с легкостью и «не заметить», что тот или иной спор относится к типичным) придется отслеживать судебную практику и появление образцовых решений по типичным делам. И, опять-таки, должен пройти не один год для наработки типичных дел и принятия образцовых решений, а вопрос о том, будет ли при этом учитываться уже существующая практика по отдельным спорам, пока остается открытым.

При этом в ХПКУ, ГПКУ и КАСУ установлено, что одно и то же лицо может быть одновременно представителем нескольких истцов или нескольких ответчиков либо нескольких третьих лиц с одной стороны, при условии отсутствия конфликта интересов между ними.

Кодексы Украины

Введите телефон
и наш менеджер перезвонит вам

Уведомление о наличии

Как только товар появится в наличии, мы уведомим вас по электронной почте.

Политика конфиденциальности

Добро пожаловать в интернет-магазин Yakaboo.ua (далее именуется «ЯКАБУ» или сайт yakaboo.ua), этот сайт является собственностью ООО «ЯКАБУ».

Внимательно прочитайте нашу Политику конфиденциальности.

Данная Политика конфиденциальности разъясняет наши правила сбора, использования и распространения информации, которую вы можете передать на наш сайт и действует для всего сайта yakaboo.ua. Пользователь имеет все права по защите его персональных данных, которые предусмотрены действующим законодательством Украины, в частности, Законом Украины «О защите персональных данных».

В некоторых случаях мы можем публиковать отдельные примечания о конфиденциальности для определенных разделов сайта.
Если вам требуется дополнительная информация о способах обработки ваших личных данных на сайте yakaboo.ua, пришлите запрос по электронной почте на адрес [email protected]

Последнее обновление: 04 сентября 2015 г.

Сбор и использование данных

Сайт yakaboo.ua собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для для выполнения своих обязательств перед Пользователем.

Персональные данные могут использоваться в следующих целях:

  • оказание Услуг Пользователю;
  • идентификация Пользователя;
  • взаимодействие с Пользователем;
  • направление Пользователю рекламных материалов, информации и запросов;
  • проведение статистических и иных исследований;
  • обработка платежей Пользователя;
  • мониторинг операций Пользователя в целях предотвращения мошенничества, противоправных действий

«ЯКАБУ» может собирать личную информацию, которая добровольно предоставляется вами при:

  • заказе товаров;
  • участии в лотерее или конкурсе;
  • заполнении наших анкет и опросников;
  • регистрации абонента на нашем сайте;
  • общении с нами по обычной или электронной почте или по телефону.

Сайт yakaboo.ua в том числе собирает, обрабатывает и хранит следующие данные:

  • вашу фамилию, имя, отчество;
  • почтовый и электронный адрес;
  • номер телефона;
  • хронологию покупок;
  • разговоры в чате, ваши жалобы в отношении наших товаров или обслуживания;
  • ваши обращение любым иным способом к нам;
  • запись разговоров;
  • список товаров, предложенных вам во время рекламных кампаний;
  • товары, которые продаются через франчайзинговую сеть «ЯКАБУ», которым Вы отдали предпочтение.

Подобная информация собирается и используется по вашему согласию, в соответствии с действующим законодательством Украины, в рамках Компании «ЯКАБУ». Информация не передается и не разглашается третьим лицам и её использование ограничивается целями, ради которых информация была собрана согласно положениям настоящей Политики конфиденциальности.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Пользователь соглашается на передачу Сайту своих данных в целях выполнения заключаемых договоров и принимаемых Сайтом в соответствии с ними обязательств по продаже и доставке Пользователю товара, а также в рекламных целях. Согласие Пользователя выражается в указании им информации в соответствующих графах при оформлении заказа. Сайт не несет ответственности за сведения, предоставленные Пользователем на Сайте в общедоступной форме.

Файлы cookie, информация о посещениях

Когда вы заходите на наш сайт, мы отправляем один или несколько файлов cookie на ваш компьютер или другое устройство. Файлы cookie используются для того, чтобы повышать качество предоставляемых услуг: сохранять настройки пользователя, отслеживать характерные для пользователей тенденции, например, самые популярные страницы. Yakaboo.ua также использует файлы cookie в рекламных службах, а также осуществляет их передачу, в том числе трансграничную, чтобы управлять объявлениями на сайтах по всему Интернету.

При доступе к нашему Сайту через браузер, приложение или другой клиент наши серверы автоматически записывают и передают в целях выполнения заключаемых договоров определенную информацию. Эти журналы сервера могут содержать такую информацию, как IP-адрес, тип и язык браузера, дата и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, по которым можно определить ваш браузер или аккаунт.

Другие сайты

Данная политика конфиденциальности применима только к сайту yakaboo.ua. Мы не контролируем сайты, которые используют информацию с нашего сайта или на которые ведут ссылки с нашего сайта. Эти сайты могут помещать на ваш компьютер собственные файлы cookie, собирать данные или запрашивать у вас личную информацию.

Информационные рассылки:

  • При регистрации на Сайте вы даете согласие на получение от нас рассылок рекламно-информационного характера. Указанные рассылки содержат информацию о товарах, предстоящих акциях, розыгрышах и других мероприятиях Сайта.
  • Вы можете отписаться от рассылки в любой момент, перейдя по соответствующей ссылке в письме или написав в службу поддержки.
  • Рассылки поступают в виде письма на электронный адрес и/или короткого сообщения (sms) на номер телефона, указанные вами при регистрации или в своем Личном кабинете. Рекламно-информационные материалы могут предоставляться в виде бумажно-полиграфической и сувенирной продукции, вкладываться в заказы клиентов и доставляться на указанный почтовый адрес в виде писем и посылок.

Помимо этого, собираемая нами информация может быть использована в следующих целях:

  • Поставка, поддержка, обеспечение защиты и усовершенствование нашего Сайта, а также разработка новых служб. Защита прав и собственности сайта yakaboo.ua и наших пользователей. Перед использованием информации в иных целях, чем было заявлено при ее сборе, мы попросим у вас разрешения на такое использование.
  • Сайт yakaboo.ua обрабатывает личную информацию на своих серверах в разных странах. В некоторых случаях личная информация пользователей обрабатывается за пределами страны пользователя.

Предоставление доступа к информации

Мы не раскрываем личную информацию пользователей компаниям, организациям и частным лицам, не связанным с сайтом yakaboo.ua, кроме следующих случаев:

  • Пользователь дал на это своё согласие

Мы можем предоставить сведения о вас компаниям, организациям или частным лицам, не связанным с сайтом yakaboo.ua, если вы предоставили согласие на это.

  • Для обработки третьими сторонами

Мы можем предоставить персональные данные на обработку нашим дочерним и аффилированным компаниям, а также другим доверенным организациям и лицам, в соответствии с нашими инструкциями, политикой конфиденциальности и другими требованиями безопасности.

  • По требованию законодательства

У нас есть достаточные основания полагать, что доступ, использование, сохранение или раскрытие такой информации разумным образом необходимо с целью:

  • Соблюдения любых действующих законов, постановлений, требований юридического процесса или действительного запроса из государственных органов
  • Соблюдения действующих Условий продажи товаров и предоставления услуг, включая расследование потенциальных нарушений
  • Обнаружения и предотвращения мошеннических действий, а также решения проблем безопасности и устранения технических неполадок
  • Защиты от непосредственной угрозы причинения ущерба правам, собственности или безопасности сайта yakaboo.ua, её пользователей или общественности, как это требуется или дозволяется законом.

Если сайт yakaboo.ua примет участие в слиянии, приобретении или любой другой форме продажи части или всех своих активов, мы гарантируем сохранение конфиденциальности любой личной информации, вовлеченной в эту сделку.

Защита информации

Сайт yakaboo.ua осуществляет надлежащую защиту Персональных и иных данных в соответствии с Законодательством и принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты Персональных данных от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ними третьих лиц.

Изменение персональных данных

  • Пользователь может в любой момент изменить (обновить, дополнить) Персональные данные в Личном кабинете либо путем направления письменного заявления на адрес [email protected]
  • Пользователь в любой момент имеет право удалить Персональные данные путем направления письменного заявления на адрес [email protected]
  • Пользователь гарантирует, что все Персональные данные являются актуальными и не относятся к третьим лицам.

Соблюдение требований

Настоящая Политика конфиденциальности выражает основные принципы использования информации компанией «ЯКАБУ». Осуществляя доступ на этот сайт, просматривая и используя его, или предоставляя компании «ЯКАБУ» свою личную информацию, вы выражаете своё согласие с условиями настоящей Политики конфиденциальности. Если вы не согласны с этими условиями просим не предоставлять нам свою личную информацию.

Мы регулярно проверяем соблюдение данной Политики конфиденциальности.

Получив официальную жалобу в письменной форме, мы считаем своим долгом связаться с отправившим жалобу пользователем по поводу его претензий или опасений. Мы будем сотрудничать с соответствующими регулирующими органами, включая местных представителей власти, отвечающих за защиту данных, для решения вопросов передачи личных данных, которые невозможно разрешить между сайтом yakaboo.ua и частным лицом.

Изменение политики конфиденциальности

Сайт yakaboo.ua вправе вносить изменения и дополнения в настоящую политику конфиденциальности.

Все обновления и дополнения политики конфиденциальности публикуются на этой странице.