Гражданский кодекс об образовании

Рубрики Наша практика

Кодекс Республики Беларусь об Образовании
Статья 263. Специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат)

1. Специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат) – учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, создаются условия для гармоничного развития и социализации обучающихся, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В специальной общеобразовательной школе-интернате создаются условия для проживания и питания обучающихся.

2. В специальных общеобразовательных школах, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I–IX (Х) классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

3. В специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах) для обучающихся с нарушениями зрения, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) или нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеющих нарушения речи, оказывается логопедическая помощь учителем-дефектологом (учителем-логопедом).

4. В специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате) для обучающихся с нарушением слуха создается кабинет слуховой работы.

Кодекс Республики Беларусь об Образовании
Статья 40. Обеспечение питанием

1. Учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью) создают необходимые условия для организации питания обучающихся.

2. Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

3. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

4. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.

5. Положение об организации питания обучающихся, обеспечении питанием обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Ст. 124 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права.

24 ноября 2015

В статье использованы материалы руководимой автором рабочей группы, разрабатывающей по поручению Постоянной комиссии по экономике и финансам Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ концепцию и проект Модельного закона для государств — участников СНГ «О публично-частном партнерстве».

24 июня 2015

5 мая 2015

О малых сих замолвлено слово Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 159-ФЗ) был принят в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

17 сентября 2012

30 мая 2012

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Индивидуальный предприниматель планирует осуществить пожертвование детскому саду в виде передачи качелей, каруселей и иного аналогичного оборудования (далее — Инвентарь). В соответствии с позицией Министерства финансов РФ, изложенной в письме N 03-04-08/58234 от 30.12.2013 , НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на получение социального налогового вычета, предусмотренного пп.1 п.1 ст.219 НК РФ, в случае осуществления пожертвований в натуральной форме. С учетом указанного выше предприниматель полагает, что вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным п.1 ст.219 НК РФ в размере стоимости переданного Инвентаря. В случае, если предприниматель также оплатит монтаж Инвентаря с учетом указанного выше, предприниматель полагает, что вправе будет воспользоваться социальным налоговым вычетом, предусмотренным п.1 ст.219 НК РФ в размере стоимости монтажа Инвентаря. Просим подтвердить правомерность сделанных выводов.

Об учете целевых средств общественной организацией для целей исчисления налога на прибыль; об установлении льгот по региональным и местным налогам для ветеранских организаций.

ФГБУ Минздрава России (далее — Благоприобретатель) заключило 31.07.2013 трехсторонний договор (далее — договор) с Благотворительным фондом (далее — Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью (далее — Исполнитель). В соответствии с п. 1.1 договора Заказчик поручает Исполнителю выполнить работы по косметическому ремонту палат отделения химиотерапии и комбинированного лечения злокачественных опухолей у детей. Результаты выполненных Исполнителем работ принадлежат Благоприобретателю (п. 1.2 договора). Просим разъяснить, будут ли учитываться при определении Благоприобретателем налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде безвозмездно полученных Благоприобретателем работ, выполненных по данному договору.

Некоммерческий благотворительный фонд (далее — Фонд) является благотворительной организацией, созданной в целях поддержки деятельности мусульманских религиозных, общественных, культурных и иных организаций, учебных заведений, а также их развития. В рамках долгосрочных благотворительных программ Фонд ежегодно осуществляет благотворительную поддержку указанным организациям, заключая договоры о целевом благотворительном пожертвовании (на ведение ими своей уставной деятельности и на реализацию проектов), при этом срок действия заключаемых договоров может быть от одного года и более. В подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) даются определения, что относится к средствам целевого финансирования и грантам. При этом указывается, что гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчёта о целевом использовании гранта. В связи с этим просим разъяснить следующее: 1) какие отчётные документы могут быть приняты Фондом для подтверждения целевого использования выделенных Благополучателю в качестве благотворительного пожертвования денежных средств (гранта)? 2) Обязан ли Фонд осуществлять контроль расходования благотворительного пожертвования (гранта) до конечных получателей денежных средств (то есть осуществлять проверку третьих лиц — по заключённым договорам между Благополучателем и третьими лицами)? 3) Фонд просит также разъяснить порядок отражения по бухгалтерскому учёту финансового результата от оказанной Фондом благотворительной помощи благополучателям — некоммерческим организациям, то есть в какой момент Фонд должен отражать списание перечисленных в качестве благотворительного пожертвования денежных средств по бухгалтерскому балансу — на момент перечисления благотворительного пожертвования или на момент принятия отчёта об использовании гранта (выделенных целевых средств).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2012 года

26 декабря 2012 года

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292) (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292) (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации .

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации .

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации .

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 93-ФЗ) установлено, что при приеме на обучение исключается требование наличия заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях, установленное ранее Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ):

в случае если общая продолжительность обучения обучающегося не будет превышать более чем на один учебный год срока освоения образовательной программы, на которую он переводится, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным организацией, имеющей в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты (с учетом формы обучения и иных оснований, влияющих на срок освоения образовательной программы).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р.

Методические указания по заполнению формы «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования за 2016 г. (форма N СПО-Мониторинг)» разработаны в целях обеспечения реализации Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в рамках которого за государственными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия обеспечения осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне, а также реализации пункта 19 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 349-р.

Глава 1. Законодательство об образовании и гражданское право.

Особенности правового воздействия в образовательной сфере обусловлены, в первую очередь, многопредметностью регулируемых общественных отношений и вследствие этого взаимосвязанностью с различными отраслями права и законодательства – конституционным правом, административным, гражданским, трудовым, финансовым, бюджетным и т. п. Необходимость рассмотрения участия образовательных организаций, обучающихся, иных участников образовательной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, диктуется, в первую очередь, теми местом, ролью, функциями, которые исполняет образовательная организация в гражданском, имущественном обороте.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Основная, главная цель её деятельности заключается в организации, проведении образовательного процесса, что обусловливает, в свою очередь, необходимость материального обеспечения этого процесса. Образовательная организация выступает в имущественных отношениях от своего имени, может являться собственником принадлежащего ему имущества либо субъектом иного вещного права – оперативного управления (для учреждений), участником сделок, отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом.

Образовательная организация, в соответствии с российским законодательством, вправе также самостоятельно заниматься деятельностью, приносящей доход, в частности, оказывать образовательные услуги на платной основе.

Образование, понимаемое одновременно как процесс и результат, необходимо рассматривать, прежде всего, как социальное явление, национальную, общественную категорию, потенциал в интересах человека, общества, государства. Образование, помимо удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, имеет общественную, государственную значимость и соответственно этому вытекающие функции.

В то же время в экономическом аспекте образование представляет собой обособленную отрасль нематериального производства, социальную сферу и одновременно объект экономических отношений – общественное благо и интеллектуальный товар, который удовлетворяет определенные общественные потребности и может продаваться как персонифицированный капитал.1

В экономике образование относят к т. н. частично общественным благам и услугам, производство и потребление которых вполне может вестись на основе рыночных методов хозяйствования, однако вследствие удовлетворения им интересов не только отдельных потребителей, но и общества в целом, рынком не может быть создано в том количестве, которое необходимо для обеспечения развития экономики в целом.2 Однако результат потребления общественных благ и услуг проявляется на уровне отдельных, частных потребностей в виде повышения качества жизни. Выгода от производства и потребления общественных благ и услуг в сфере образования с позиций общества заключается в усилении, увеличении его образовательного, научного, духовного потенциала, что позитивно влияет на развитие экономики в целом. В то же время экономисты считают, что потенциальные потребители общественных благ и услуг при заключении сделки на их оказание на платной основе (в условиях рынка) не могут в полной мере оценить их полезность и соответственно совершить правильный выбор, в силу чего предприниматели остерегаются увеличивать масштабы производства общественных благ и услуг3. Другим сдерживающим фактором проникновения рынка в общественные блага и услуги является достаточно большая доля постоянных издержек. Как отмечается в литературе, невозможность рынка учесть потребности общества в общественных благах и услугах приводит к сокращению объема их производства по сравнению с реальным спросом, и, таким образом, использование только рыночных отношений не позволяет создать то количество частично общественных благ и услуг, которое необходимо для удовлетворения реального спроса. 4

Во избежание негативных последствий функции, связанные с созданием и предоставлением общественных благ и услуг, берет на себя некоммерческий сектор и, прежде всего, государство.

Таким образом, дуалистичность социального, экономического положения образования в современном обществе определяет и особенности правового регулирования деятельности самих образовательных организаций.

Образовательные организации являются некоммерческими организациями в соответствии с действующим российским законодательством (ст. ст. 11 – прим., 12 Закона об образовании). При этом их следует рассматривать также в качестве участников рыночного производства, т.к. они вправе, в установленном законом порядке, реализовывать свои услуги, т.е. осуществлять образовательную деятельность по рыночным ценам. Некоммерческие организации рыночного типа не являются благотворительными, т.к. их основная цель состоит в предоставлении услуг высокого качества и стандартов, в частности в области образования.

Вместе с тем при анализе правового положения образовательных организаций и, прежде всего, в имущественных отношениях, следует исходить не только из особой социальной значимости категории образования, но и из его сущности, содержания, правил, в соответствии с которыми формируется и функционирует собственно сфера образования. Это, в первую очередь, педагогические принципы и нормы.

Применительно к образовательной деятельности гражданское право регулирует следующие общественные отношения:

— связанные с правовым положением образовательной организации как юридического лица;

— вызванные нахождением имущества в собственности образовательной организации или закрепленного за ним на праве оперативного управления;

— вытекающие из осуществления самостоятельной экономической деятельности, приносящей доход, в т.ч. предпринимательской;

— в связи с гражданско-правовой ответственностью образовательной организации, обучающегося, педагогического работника.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве, имущественной обособленности (самостоятельности), автономии воли (свободе волеизъявления) их участников. В частности, гражданским законодательством устанавливается правовое положение участников гражданского оборота, правила поведения, связанные с осуществлением права собственности, в т. ч. землей, и других вещных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; им же оформляются отношения в договорных и иных обязательствах. Гражданское законодательство регулирует также отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

Следует учитывать, что гражданское право, регулируя общественные отношения, характеризующиеся названными признаками, хотя и относится в целом к частному праву по способу и механизму воздействия на них, в то же время содержит целый ряд элементов публичного права. Важнейшей частью любой правовой системы является установление оптимального соотношения частных и публичных интересов, а обеспечение баланса различных интересов и их гармонизация составляет обязательное условие стабильности и устойчивости общества. В силу этого требуется исходить из необходимости разграничения публичного и частного права, но учитывать их тесное взаимодействие и обеспечивать оптимальные варианты такого взаимодействия в зависимости от целей и характера отношений, складывающихся в той или иной сфере общественной жизни. Соотношение публично-правового и частно-правового регулирования во многом зависит от существующего социально-экономического и политического строя, от правовой природы самих общественных отношений.

В сфере гражданско-правовых отношений применяются такие принципы их регулирования, как:

-равенство субъектов гражданско-правовых отношений, проявляющееся в независимости своей воли, свободе ее изъявления, в том, что никто (кроме как в случаях, установленных законом) не вправе «навязать» свои правила поведения в этих отношениях;

— самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, формирование и выбор ими своего поведения по своему усмотрению (диспозитивность регулирования); самостоятельность в несении гражданско-правовой ответственности;

— неприкосновенность собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации), а частная, государственная, муниципальная, иные формы собственности признаются и равным образом защищаются (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации);

— беспрепятственное осуществление гражданских прав. Каждый вправе использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации); каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического, других видов творчества, преподавания;

— недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, что означает свободу, самостоятельность предпринимательской, иной, не запрещенной законом, деятельности; неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны (п. 1 ст. 150 ГК РФ);

— обеспечение восстановления нарушенных прав; закон, в частности ГК, предусматривает различные способы их защиты – признание права, принуждение к исполнению обязанностей в натуре, возмещение причиненных убытков и т.п.;

— судебная защита гражданских прав как универсальный способ защиты прав граждан, юридических лиц.

Граждане и юридические лица свободны в приобретении и осуществлении своих гражданских прав, удовлетворении своих интересов, поскольку это не противоречит законодательству.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым отношениям, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Таким образом, имущественные – финансовые, бюджетные отношения не входят в сферу регулирования гражданским правом.

Для публичного права характерен, прежде всего, т. н. императивный метод регулирования общественных отношений, характеризующийся следующими признаками:

— формирование и использование властеотношений. Поведение лиц осуществляется в соответствии с принципом субординации, когда один субъект этих отношений издает властное предписание – «команду», а другой – обязан его исполнить;

— субъекты публично-правовых отношений строго связаны законами, а сфера их деятельности очерчена правовыми рамками;

— характерным является т. н. позитивное обязывание, что означает – государственные органы, иные органы власти, должностные лица обязаны действовать в соответствии с установленными нормативными правовыми актами, предписаниями в определенном направлении для достижения тех или иных целей;

— запрещение совершения каких-либо действий;

— сочетание убеждения и принуждения.

Необходимость учета интересов общества, государства диктует введение элементов публичного права в сферу частноправового регулирования.

Как указывает известный ученый — правовед В.Ф. Яковлев, присутствие публично-правового в частном праве имеет двойственный характер. Следует выделять основания и сферы, где необходимо взаимодействие публичного и частного.

Во-первых, это явное участие государства (его органов) как источника взаимоотношений. Во-вторых, неявное присутствие государства в соответствующих отношениях путем применения приемов и механизмов публичного права (предписания, ограничения, запреты).

К сферам необходимого сочетания публичного и частного относятся: отношения собственности, в том числе с землей и другими природными ресурсами; взаимодействие между экономически неравными субъектами, когда один из участников экономических отношений по своим фактическим возможностям значительно сильнее своего контрагента; обеспечение свободной конкуренции как важнейшего условия нормального функционирования рыночной экономики; отношения внешней торговли; сфера осуществления права публичной собственности.

В гражданском праве элементы публично-правового регулирования проявляются в следующих формах. Это: обязательная государственная регистрация определенных обстоятельств в рамках гражданско-правовых отношений; ограничение государством (в форме федерального закона) гражданских прав; издание индивидуальных актов государственных органов в виде выдачи лицензий на определенные виды деятельности либо квот на совершение определенных действий; закрепление специальной правоспособности юридического лица; принудительная реорганизация или ликвидация юридического лица по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда; включение в состав гражданского законодательства императивных норм, обязывающих, запрещающих либо ограничивающих поведение субъектов гражданских правоотношений с целью обеспечения публичных интересов, а также интересов других лиц.

В наибольшей степени сказанное о необходимости принятия во внимание одновременно частных и публичных интересов в регулировании общественных отношений и вследствие этого сочетания публично-правовых и частноправовых элементов относится к сфере образования.

Формирование нормативной правовой базы образования как особой области деятельности требует практического выделения тех сфер общественных отношений, которые подлежат правовому воздействию посредством соответствующих юридических способов, форм.

Исходя из общих целей правового регулирования отношений в сфере образования, следует выделить следующие направления нормативного воздействия на поведение участников образовательной деятельности, связанного с распоряжением ими своими гражданскими правами и осуществлением гражданских обязанностей.

1. Установление правового статуса участников образовательной деятельности (образовательного процесса), в частности, образовательных организаций, обучающих (педагогов, преподавателей), обучающихся.

В настоящей работе под образовательной организацией (как родовое понятие) понимается юридическое лицо, основной уставной целью которого является образовательная деятельность. Это — некоммерческая организация.

2. Правовое регулирование имущественных отношений, построенных на принципах гражданского права – отношения собственности, распоряжение и управление имуществом образовательной организации в зависимости от ее организационно-правового статуса и т. п.

3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности образовательной организации; установление условий занятия ею, направлений деятельности.

4. Особо выделяется сфера платной образовательной деятельности образовательной организации.

5. Правовые гарантии качества образования.

6. Гражданско-правовая ответственность за нарушение неимущественных прав обучающихся (нематериальные блага), возмещение морального вреда, причиненного в процессе образовательной деятельности (банкротство, прекращение деятельности образовательной организации, лишение аккредитации, причинение вреда образовательными технологиями и т.п.).

За пределами собственно гражданско-правового регулирования, но в сфере предмета частно-правового взаимодействия находится установление правил взаимоотношений преподавателей (педагогов) и обучающихся, образовательной организации и обучающихся. К таким ситуациям относятся, в частности, основания и порядок исключения (отчисления) обучающегося из образовательной организации, правила организации образовательного процесса, проведения промежуточной и итоговой аттестаций, обжалование решений и действий должностных лиц образовательной организации, нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы обучающихся.

Названные взаимоотношения регулируются преимущественно уставами и локальными актами образовательных организаций.

На сегодняшний день чрезвычайно актуальным является разрешение вопроса о соотношении норм законодательства об образовании и гражданского законодательства. При этом, прежде всего, следует учитывать формирование и правовые различия между этими понятиями. Так, законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон об образовании, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. В то же время гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданско-правовые отношения. Таким образом, понятие гражданского законодательства достаточно четко и узко обозначено только ГК РФ и федеральными законами, которые приняты после введения в действие Кодекса и только в соответствии с ним, в то время как термин «законодательство в области образования» расширительно вбирает в себя и законы, в т. ч. принимаемые субъектами Российской Федерации, и иные нормативные правовые акты.

В практической образовательной деятельности достаточно часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда положения законодательства об образовании, в первую очередь, Закона об образовании, Закона о высшем образовании, регулирующего имущественные отношения, входящие в предмет регулирования гражданским правом, не вполне соответствуют нормам гражданского законодательства. Здесь следует учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении только Российской Федерации, в то время как общие вопросы образования входят в совместную компетенцию, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Таким образом, возникает вопрос о разрешении противоречий в применении Закона об образовании и Закона о высшем образовании с одной стороны, и Гражданского кодекса – с другой, в отношении гражданско-правовым отношениям. Дело в том, что названные законодательные акты обладают одинаковой юридической силой. Как отмечает В.Ф. Яковлев, наиболее сложными в судебной практике являются дела о применении нормативных актов, имеющих формально одинаковую юридическую силу, но содержащие различные, отличающиеся по своему содержанию, правила, т. е. когда нормативные акты одного уровня, например, федеральные законы, содержат противоречия, различные, несовпадающие правила, относящиеся к одному и тому же предмету. 5

В нашем случае можно говорить о несовпадении в Законе об образовании и ГК РФ правил, регулирующих отношения собственности образовательного учреждения, необходимости государственной регистрации филиалов, употребления ряда понятий – «учреждение», «предприятие». Ситуация осложняется тем, что ГК РФ (ст. 3) содержит правило о необходимости соответствия норм гражданского права, содержащихся в других законах, настоящему Кодексу. Однако при этом законодатель не включил в содержание ГК правило, которое бы позволяло разрешать рассмотренные и иные существующие противоречия. По мнению В.Ф. Яковлева, таким образом, была потеряна возможность разрешения противоречий, имеющихся в законодательстве, и одновременно была ослаблена роль Гражданского кодекса как системообразующего акта, акта кодификации всего гражданского права.

Конечно, следует говорить, что устранение противоречий между законами является задачей законодателя, который должен ее постоянно решать путем внесения необходимых изменений и уточнений в Гражданский кодекс и другие законы, содержащие нормы гражданского права, однако, до снятия имеющихся несоответствий в законодательном порядке необходимо разрешать подобные проблемы в повседневной практической деятельности образовательных организаций.

Имеющиеся разногласия в правовом регулировании гражданско-правовых отношений могут сниматься с использованием общих правил, содержащихся как в законодательстве в целом, так и в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Гражданский кодекс сам содержит т. н. организационно-правовые нормы, которые позволяют устанавливать определенные соотношения в применении различных законодательных и иных нормативных актов.

Во-первых, при разрешении указанных ситуаций следует применять правило, в соответствии с которым, в случае противоречия между законами действует тот, что принят позже. Так, Федеральный закон, которым внесены изменения и дополнения в Закон об образовании, принят позже Гражданского кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, в качестве общего действует правило, в соответствии с которым необходимо установить соотношение применяемых нормативных актов по предмету их регулирования. Гражданский кодекс является в этом смысле общим, т. к. регулирует все гражданско-правовые отношения, другие же нормативные правовые акты рассматриваются как специальные, направленные на регулирование определенной группы отношений. Так, в частности, Закон об образовании устанавливает общие правила поведения в области образования и в этом аспекте он является общим для правового регулирования образовательных отношений, связанных непосредственно с воспитанием и обучением, но в то же время будет специальным по отношению к Гражданскому Кодексу РФ в части регулирования гражданско-правовых отношений. По общему правилу, принятому в теории права, именно специальные нормы подлежат приоритетному применению, а нормы общего характера применяются субсидиарно. Так, в самом ГК РФ содержатся положения, отражающие названный принцип регулирования. В частности в п. 3 ст.120 подчеркивается, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных (надо полагать, муниципальных и негосударственных) учреждений могут определяться законом и иными правовыми актами. Закон об образовании устанавливает особые, по сравнению с ГК РФ, правила, регулирующие имущественное положение учреждений в отношении денежных средств, полученных в результате самостоятельной деятельности, приносящей доход, и приобретенного на них имущества. В закрепленном этим законом виде соответствующая норма явно противоречит ГК РФ, на что указывают практически все источники.6 Однако судебно-арбитражная практика в разрешении связанных с указанными нормами споров пошла именно по пути применения специальных положений Закона об образовании (см. главу III настоящей работы).

Закон об образовании содержит и еще ряд нормативных правил, вступающих в противоречие с ГК РФ. Это относится к нормам Закона об образовании о многоучредительстве учреждения, договоре учредителей учреждения, о необходимости государственной регистрации филиалов образовательных учреждений, заключении договора между учредителем и самим образовательным учреждением. В то же время отдельные авторы считают, что на практике, в случаях, когда соответствующая норма законодательного акта не соответствует правилам ГК РФ, необходимо руководствоваться положениями ГК. При этом не должны применяться общие принципы действия законов, согласно которым последующий нормативный акт имеет приоритет перед ранее изданным, а специальный нормативный акт – перед общим7. Вряд ли с таким мнением можно согласиться.

Отдавая должное в целом справедливым возражениям ученых (см. о них в тексте работы), следует признать незыблемость принципа законности, состоящего в требовании неукоснительного исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов. «Суров закон, но таков закон».

В-третьих, ГК РФ содержит и иные специальные правила относительно соотношений различных актов в их применении в тех случаях, когда они касаются одного и того же предмета регулирования. Так, что касается правового регулирования возмездного (платного) оказания образовательных услуг, то в соответствии с положением ст. 783 ГК РФ к договору оказания услуг применяется, в частности, правило п. 3 ст. 730 о договоре бытового подряда, в соответствии с которым законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними, применяются только к тем отношениям, которые не урегулированы Гражданским Кодексом. Другими словами, приоритет применения норм отдается Гражданскому Кодексу и только в отсутствие норм, регулирующих соответствующие отношения, следует прибегать к нормативным актам, принятым по вопросам защиты прав потребителей. Иное понимание данной позиции (скорее непонимание) продемонстрировано Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства при рассмотрении вопроса о взимании платы за пересдачу текущих экзаменов, а также о включении в договоры в одностороннем порядке права образовательной организации расторгать договор в случае неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг (см. решение коллегии Министерства от 24.11.99 г.).8 Коллегия считает нарушением Закона о защите прав потребителей требование дополнительной оплаты пересдачи аттестационных испытаний, в частности экзаменов, контрольных, курсовых работ, т. п. Однако, такой вывод противоречит нормам ГК (см. более подробно в тексте настоящей работы).

Существующие противоречия в нормативном правовом регулировании можно разделить на две большие группы. В первую группу следует включить те нормы, применение (или соответственно неприменение) которых влечет существенное нарушение прав, законных интересов образовательной организации, препятствует их нормальной жизнедеятельности. К таковым можно отнести правила, регулирующие вещные права образовательного учреждения, условия одностороннего расторжения договора платного образования, регистрации филиалов образовательных организаций, т. п. Вторую группу составляют нормативные правила, в явном виде не влекущие неблагоприятных последствий для образовательной организации (многоучредительство учреждения, необходимость договора учредителя с образовательным учреждением).

Названные и иные примеры из практической деятельности образовательных организаций свидетельствуют о следующем.

1. Возникающие правовые противоречия между законодательством об образовании и гражданским законодательством имеют реальную экономическую и социальную подоплеку, обусловлены как формированием и развитием новых общественных отношений и отставанием правового нормативного регулирования от требований жизни, так и определенной дефектностью действующего правового материала, в частности законодательных актов, непродуманностью, низкой эффективностью правовых норм, в первую очередь регулирующих отношения в образовании. Задача законодателя состоит в поиске и правовом закреплении наиболее приемлемого выхода из сложившейся ситуации, разрешении противоречий в соответствии с социальной направленностью, приоритетностью образования, существом общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, сложившейся практикой реализации этих отношений.

2. Требует, несомненно, своего совершенствования практика правоприменения норм гражданского законодательства в области образования с учетом названных особенностей категории собственно образования. Весьма необходимым и ценным было бы издание высшими судебными органами (Верховным судом, Высшим арбитражным судом) разъяснений по применению гражданского законодательства в области образования.

3. Существующие в практике деятельности образовательных организаций противоречия, споры по поводу применения норм гражданского законодательства в области образования подлежат разрешению в судебном порядке (в судах общей юрисдикции либо в арбитражных судах). Так, по одному из дел отказ Московского городского комитета по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировать право собственности негосударственного образовательного учреждения на здание, купленное на денежные средства, полученные от самостоятельной деятельности, приносящей доход, был обжалован в арбитражном суде, который обязал регистрационный орган осуществить регистрацию права собственности учреждения на недвижимость. В том же судебном порядке следует обжаловать и предписания территориальных органов Министерства по антимонопольной политике о прекращении взимания определенной платы за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов и т. п., на основании несоответствия указаний этого министерства нормам ГК РФ. Подобный случай не является единичным. Арбитражные суды, как правило, разрешают аналогичные дела, основываясь на нормах Закона об образовании, см., в частности, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу негосударственного образовательного учреждения «Университет Российской Академии образования» к Московскому комитету по регистрации прав на недвижимое имущество, а также постановление того же суда по делу негосударственного образовательного учреждения «Частная образовательная школа «Ступени» к Москомрегистрации.9