Государственное устройство и система государственной власти

Рубрики Процессы

Государственное устройство России, его структура

Главная > Реферат >Государство и право

Государственное устройство РФ

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Федеративное государство – это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права. Она имеет свои государственные органы, издающие законы, и правительство, организующее их исполнение.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Республика имеет конституцию. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет устав.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

В Российской Федерации состоят 88 субъектов Федерации: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов. 1 декабря 2005 года произошло объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край.

31 марта 1992 г. был заключен Федеративный договор (совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов РФ). О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ.

Распределение полномочий основано на делении всех вопросов государственной жизни на три группы.

Предметы ведения Российской Федерации;

Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти РФ

Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих в разрез с функциями государства. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов. Федеральные органы включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами.

Президент Российской Федерации. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Ему подчинены силовые министерства. Обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето в отношении принятых законов, издает указы, распоряжения, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики государства.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное Собрание является законодательным органом Российской Федерации. Это означает, что ни один законодательный акт Российской Федерации не может быть принят, минуя парламент, который обладает всей полнотой компетенции в сфере законодательства. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население России, а Совет Федерации и призван выражать интересы субъектов РФ.

— В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

— Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Правительство Российской Федерации. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.

Правительство РФ обладает широким кругом полномочий. В пределах своей компетенции осуществляет реализацию внутренней и внешней политики государства, регулирование в социально – экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти.

Правительство РФ руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Организация государственной власти субъектов РФ

Законодательные собрания субъектов РФ.Законодательные собрания субъектов РФ – это органы представительства населения субъекта Федерации, его законодательные органы. Разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, контроль за исполнением законов и других решений парламента. К полномочиям законодательных органов субъектов относится:

— принятие и изменение конституции (устава) Субъекта РФ;

— законодательное регулирование вопросов отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ и вопросов отнесенных к исключительному ведению субъектов РФ.

— утверждение бюджета субъекта РФ и программ социально – экономического развития

— установление местных налогов и сборов, порядка управления собственностью субъекта РФ.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ.Составной частью системы исполнительной власти в России являются исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Выделяют четыре вида органов исполнительной власти:

1.Органы исполнительной власти субъекта, во главе которых находится президент республики. В республиках президент является одновременно главой субъекта, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти;

2.Органы исполнительной власти, когда во главе их стоит правительство и его глава (республика Карелия);

3.Органы исполнительной власти субъекта, которые возглавляет глава администрации (губернатор и др.). В таких субъектах правительство не образуется.

4.Органы исполнительной власти – глава администрации субъекта, ему подчинен коллегиальный орган – правительство субъекта РФ.

В большинстве субъектов РФ действуют органы исполнительной власти третьего вида.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ:

— обладает правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ;

— представляет субъект РФ в отношениях с федеральными государственными органами, другими субъектами РФ, органами местного самоуправления;

— подписывает и обнародует законы субъекта РФ;

— формирует высший исполнительный орган в соответствии с законодательством субъекта РФ;

Судебная власть Российской Федерации. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, представляющее собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Судебная система РФ включает федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные окружные арбитражные суды, федеральные арбитражные суды в субъектах, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

В России существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти.

Прокуратура РФ. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Центральный банк РФ. Его основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля.

Счетная палата РФ. Осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности.

Центральная избирательная комиссия. Руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской

Уполномоченный по правам человека. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан

Государственное устройство – политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.

Государственное устройство современной России

Государственное устройство современной России характеризуется его правовой системой, системой органов государственной власти, организацией местного самоуправления, избирательной системой и другими явлениями.

Правовая система государства

Правовая система государства представляет собой единство таких правовых явлений как нормы права, правосознание, система законодательства, юридическая практика, которые характеризуют правовую жизнь общества и государства в целом.

Говоря о правовой системе государства, нельзя забывать, что не существует единой правовой системы, которая бы подходила для всех стран, то есть была универсальной. Несмотря на это, не существует и стран, у которых была бы сформирована своя обособленная система правовая система. Такое своеобразие не означает, что у правовых систем нет ничего общего. Существуют государства со схожими характеристиками правовых систем. Такие государства учеными принято объединять в правовые семьи. К признакам, по которым государства объединяются в правовые семьи, можно отнести этнографические, технико-юридические и религиозно-этические.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рассматривая вопрос о правовых системах, можно выделить несколько правовых явлений, связанных с ними:

Принцип разделения властей как основа для деления государственной власти на ветви в России

Разделение властей в юридической науке понимается в разных значениях.

Данный принцип присущ исключительно правовому демократическому государству, поскольку в механизме неправового, антидемократического государства наблюдается принцип единовластия. Суть данного принипа состоит в том, что государственная власть делится на три самостоятельные, обособленные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Все ветви власти самостоятельны в осуществлении свое компетенйции, однако находятся в постоянной взаимосвязи. С помощью такого взаимодействия, происходит взаимное сдерживание, образуя систему сдержек и противовесов. Это процесс не позволяет одной из ветвей власти занять главенствующее и абсолютное положение.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Среди современных государств большинство, реализуя свой государственный механизм, основываются именно на принципе разделения властей. Однако нельзя говорить, что принцип разделения властей идентично применяется во всех государствах: разделение происходит в разной степени.Чем она выше, тем все меньшей становится угроза авторитаризма либо тоталитаризма, и соответственно чем она ниже, тем подобная угроза становится все более вероятной.

В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Конституция определяет построение системы высших органов государственной власти Российской Федерации. Законодательная власть на уровне Федерации возлагается на Федеральное Собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется Конституционным, Верховным и другими судами Российской Федерации.

Значение местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой деятельность населения по реализации своего права на участие в управлении дедами государства, а именно по принятию решений по вопросам местного значения самостоятельно и под свою ответственность непосредственно или через органы местного самоуправления, учитывая местные традиции и интересы населения данной территории.

Вопросы местного значения включают в себя те, которые затрагивают непомредственно жизнедеятельность населения в пределах муниципального образования. Решение опросов такого рода позволяет создать нормальные условия для жизни и жизнедеятельности людей.

Для чего нужна избирательная система?

Наличие избирательного процесса в любом государстве практически всегда говорит о наличии легитимной власти, признанной народом в ходе осуществения голосования. Именно по выборам можно отследить настроения населения, а также их предпочтения.

Избирательная система, в свою очередь, является механизмом политического характера, посредством которого осуществляется реализация партиями, движениями и иными участниками политического процесса своей основной функции – борьбы за власть.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения с личным составом общественно-государственной подготовки

ТЕМА: «Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации».

Дата проведения: _______

Время: 2 час.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важное место в государственном механизме занимает институт президентства.

Конституцией РФ и основан на трех фундаментальных положениях:

— Президент является главой государства (ст.80 Конституции РФ);

— Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

— Президент фактически возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Он не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Такое положение Президента вызвано необходимостью обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех государственных институтов. Для этого Президент наделен специальными полномочиями по отношению к каждой из ветвей власти.

Как глава государства Президент определяет направления внутренней и внешней политики России. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он формирует и возглавляет Совет безопасности страны, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Свои властные полномочия Президент РФ реализует в виде указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Порядок выбора Президента определен Конституцией РФ и Федеральным Законом «О выборах Президента РФ”, в которых указано, что он избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительным и законодательным органом в Российской Федерации в соответствии с Конституцией является-

Представительный статус парламента определен порядком его формирования, при котором Федеральное Собрание представляет интересы всего населения Российской Федерации в целом и каждого субъекта Российской Федерации в отдельности и обладает правом принимать от их имени решения.

Порядок формирования Совета Федерации и проведения выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральными законами. Необходимость разделения Федерального Собрания на две палаты вызвана разграничением функций каждого, а также определенным порядком рассмотрения и принятия законов.

ния и выступает как орган представительства субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ; назначение на должность Генерального прокурора РФ, освобождение его от должности и др.

го населения Российской Федерации. Она состоит из 45- депутатов: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ —один депутат) на основе единой нормы представительства и 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, блоками. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

К ее ведению относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

ся и функционирует на основе принципов федерализма, обусловленного государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

— федеральные органы исполнительной власти;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик в составе РФ, краев, областей, городов республиканского значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе Конституции РФ, которая закрепляет разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов.

Все исполнительные органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В частности, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектом. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В настоящее время

— государственные комитеты РФ;

— федеральные службы и др.

Правительство РФ —орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией РФ и федеральными законами.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Другие члены Правительства также назначаются Президентом. Основными конституционными полномочиями Правительства являются:

— разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление отчета о его исполнении;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— решение вопросов управления федеральной собственностью;

— принятие мер по укреплению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

— реализация мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Правительство обеспечивает также исполнение издаваемых им актов.

редством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией России и Федеральным конституционным законом. Она представлена Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами РФ, иными Федеральными судами. За органами судебной власти признается самостоятельность и право функционировать независимо от других ветвей власти. Основное содержание их деятельности определено целью осуществления правосудия в стране —защитой конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

С судами при осуществлении правосудия тесно взаимодействует

ной власти. Основная ее задача —осуществление государственного надзора за исполнением законов на территории России.

В развитом демократическом государстве среди его институтов выделяется местное (муниципальное) самоуправление. В соответствии со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Правовое определение местного самоуправления дано в ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Система местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением. Территориальной единицей, на которой осуществляется местное самоуправление, его «зоной ответственности”является муниципальное образование —городское, сельское поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией, имеющих муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы управления.

Граждане России реализуют свое право на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы.

Ведущая роль в любом территориальном образовании принадлежит

ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование представительного органа, численный состав определяются уставом муниципального образования с учетом национальных, исторических традиций.

В отдельных поселениях полномочия представительного органа может осуществляться рание считается правомочным, если в нем участвовало более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Глава муниципального образования выбирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо может избираться представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Непосредственным способом выражения прав граждан на самоуправление являетсярого принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом.

В границах муниципального образования (города, поселения) на части его территории, в микрорайонах, кварталах, улицах, дворах проживающие там граждане могут создавать

ветственность, осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Органы местного самоуправления вправе контролировать и управлять значительной частью общественных дел. В этом вопросе важно разграничить собственную компетенцию органа местного самоуправления и компетенцию государства в этой области (см.таблицу).

Некоторые функции государства и области местного самоуправления могут быть делегированы органам местного самоуправления (например, земельные права местных органов).

уставов муниципальных образований; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образованияЁ учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка; организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождение полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго‑, тепло‑, газо- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация транспортного обслуживания населения, обеспечение услугами связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры, развития физической культуры и спорта; охрана окружающей среды; обеспечение противопожарной безопасности.

Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти.

Ответственность органов местного самоуправления, т.е. то, за что они должны отвечать, вытекает из компетенции этих органов. Однако остается вопрос: перед кем эта ответственность?

Формула «под свою ответственность”частично дает на него ответ. Это означает, что равнодушное отношение населения к тому, кого оно избирает в органы местного самоуправления, нежелание или неумение участвовать в организационных формах контроля за местными властями, отсутствие активного сотрудничества, солидарности жителей и т.п. могут привести и неизбежно приведут к низкому уровню благосостояния основной массы населения в городе, поселке, селе. Следовательно, население в данном случае само несет ответственность, и на каждом жителе лежит ее доля. А неблаговидные последствия пассивности, иждивенчества граждан как раз и выступают в виде низкого уровня социальных благ (минимальных по сравнению с тем, что обязуется гарантировать государство), нездоровой и некомфортной среды обитания, высокого криминального уровня и др.

Но, принимая на себя ответственность за состояние местных дел, население муниципального образования должно иметь и возможность контролировать органы местного самоуправления. Конкретно порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в случае утраты доверия населения должен быть определен в уставе муниципального образования. Кроме того, в случае нарушения органом местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, субъектов Российской Федерации, а также в случае ненадлежащего осуществления государственных полномочий, делегированных государством органу местного самоуправления, наступает ответственность этого органа не только перед избравшим его населением,

Политическая система

Государственный строй

Сегодняшняя Россия — это республика. В Конституции страны закреплено положение, в соответствии с которым «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – РОССИЯ – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является, согласно Конституции, ее многонациональный народ. Народ реализует свою власть непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Принципами формирования федерации являются: государственная целостность, единство и равноправие субъектов, разделение компетенций и предметов ведения между федеральными и региональными органами власти.

В Конституции Россия определяется также как социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя, таким образом, ответственность за гарантирование определенного уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, который соответствует возможностям государства. Это значит, что социальная сфера одна из самых важных сфер деятельности государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий.

Россия обозначается в Конституции как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция

Действующая Конституция Российской Федерации была принята по результатам референдума, который прошел 12 декабря 1993 г. В отличие от Конституций советского периода, принятая в 1993 г. Конституция России отмечена идеологическим и политическим плюрализмом. В ней закреплены принципы многопартийности и разнообразия форм собственности.

Изменения Конституции производятся в форме Федерального Конституционного Закона, который считается принятым, если за него было подано минимум три четверти от общего числа голосов членов Совета Федерации и минимум две трети от общего числа голосов депутатов Государственной Думы.

Большое значение имеет зафиксированный в Конституции принцип ее прямого действия. Это значит, что никакой суд и никакой другой государственный орган не имеет права отказываться от применения конституционных норм, ссылаясь на отсутствие разъясняющих или детализирующих законов.

В Конституции 1993 г. был сделан важный шаг и в плане совершенствования федеративного устройства России. Конституция точно разграничила компетенции и предметы ведения федеральных и региональных органов власти, а также их общие области компетенции. В Конституции закреплен принцип верховенства федерального права.

Президент Российской Федерации является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Президент обладает широкими полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Не входя напрямую непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти, Президент обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие. Наиболее весомы права Президента в отношении исполнительной власти. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя, федеральных министров. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства, может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и своим указам. В определенных Конституцией случаях Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до решения вопроса соответствующим судом.

Президент наделен Конституцией некоторыми полномочиями, связанными с деятельностью органов законодательной и судебной властей. Так, Президент назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонить закон, что требует повторного его рассмотрения в палатах Федерального собрания. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нормативным актов, подлежащих рассмотрению судом, с запросом о толковании Конституции; может вносить предложения о пересмотре Конституции и внесении в нее поправок.

Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации.

7 мая 2012 г. в должность Президента России вступил Владимир Владимирович Путин, избранный всенародным голосованием 4 марта 2012 г. В соответствии с принятой в 2008 г. поправкой к Конституции, с 2012 г. Президент избирается сроком на 6 лет.

Правительство

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти и в соответствии с Конституцией, принятой в 1993 году, осуществляет исполнительную власть в стране. Правительство является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.

Постоянно действующим органом Правительства является его президиум. В состав президиума Правительства входят: Председатель Правительства, первые заместители Председателя Правительства, заместители Председателя Правительства, ряд федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Функции Правительства многообразны. Правительство, в частности, разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Осуществляет иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

8 мая 2012 года Указом Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации назначен Дмитрий Анатольевич Медведев.

Федеральное собрание

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее парламент – Федеральное Собрание. В соответствии с принципом разделения властей оно осуществляет государственную власть наряду с Президентом, правительством и судами.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты, работая во взаимодействии друг с другом, обладают самостоятельностью и несовпадающей компетенцией. Они заседают раздельно и размещаются в разных зданиях Москвы.

Совет Федерации призван отражать в своей деятельности позиции и интересы российских регионов. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

К исключительной компетенции этой палаты относятся такие вопросы, как изменение границ между субъектами Федерации, утверждение президентских указов о введении военного и чрезвычайного положения, использование российских Вооруженных Сил за пределами страны, назначение выборов Президента. Принимаемые Государственной Думой законы должны либо получить молчаливое одобрение Совета Федерации, либо быть одобрены им путем голосования. Отклонение закона влечет за собой особую согласительную процедуру и его повторное рассмотрение в Государственной Думе.

Если Совет Федерации фактически является верхней палатой парламента, то Государственную Думу следует рассматривать как его нижнюю палату. Само название «Государственная Дума» современная Россия унаследовала от законосовещательного представительного органа, действовавшего в стране в 1906-1917 гг. Формируется она посредством общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет по партийным спискам. Быть избранным в нее может каждый российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Основная функция Государственной Думы – законотворчество. Прежде чем быть вынесенными на заседания, законопроекты готовятся и прорабатываются в постоянно действующих комитетах, специализирующихся на тех или иных сферах государственной жизни.

К исключительному ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности ряда высших государственных чиновников, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента для его импичмента. Государственная Дума утверждает государственный бюджет.

Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур Председателя Правительства или повторного выражения в течение трех месяцев вотума недоверия Правительству. Эта президентская прерогатива обставлена, однако, рядом ограничений. Распустив палату, глава государства должен назначить дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Федеративное устройство

По форме государственного устройства Россия является федерацией. В ее состав входят 85 государственных образований, которые называются субъектами Федерации.

Основные принципы государственного устройства Российской Федерации – государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами власти.

Субъекты Федерации имеют свои собственные органы законодательной и исполнительной власти. Они принимают свои собственные Конституции (Уставы). Единственное условие – Конституции и Уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Федеральная Конституция и Федеральные законы имеют приоритет на всей территории страны.

Разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами Федерации может происходить также на основе двусторонних договоров.