Государственная политика в области охраны труда тк рф

Рубрики Вопрос юристу

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Положения комментируемой статьи основаны на Конституции РФ, на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.

Согласно Конвенции МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), ратифицированной Российской Федерацией*(4), государство в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

Цель такой политики — предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

В Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье основные направления своей политики в области охраны труда.

Все указанные в ст. 210 направления государственной политики в области охраны труда условно можно объединить в три следующие группы.

Во-первых, это направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда:

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Во-вторых, направления, непосредственно связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В-третьих, это направления государственной политики, связанные с организацией охраны труда, международным сотрудничеством:

— государственное управление охраной труда;

— государственная экспертиза условий труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

— подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В формировании законодательства об охране труда, в разработке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда, в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей важнейшая роль принадлежит государственным органам.

О повышении внимания государства к проблемам улучшения условий и охраны труда свидетельствует включение в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р*(5), направлений деятельности, связанных с охраны труда работников. В частности, в числе приоритетных направлений государственной демографической политики указано снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Приоритетное направление по повышению уровня рождаемости включает поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда (§ 1 разд. 3 Концепции).

В названной Концепции подчеркнуто, что создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, имеет важное значение, поскольку это является важнейшим фактором для дальнейшего развития экономики и эффективного функционирования рынка труда. Для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается:

— разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

— развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

— разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда; переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест (§ 6 разд. 3 Концепции).

Внимание государства к проблемам в области охраны труда нашло отражение также в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351*(6), в которой в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда (п. 3).

Положение ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающее сотрудничество органов государственной власти и иных органов, является отражением принципа социального партнерства. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В качестве примера таких согласованных действий можно назвать заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы*(7), в котором вопросы обеспечения безопасности рабочих мест рассматриваются в качестве приоритетных целей Соглашения. Стороны Генерального соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из приоритетных направлений сотрудничества и рассматривают его в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Участники Соглашения обязались:

— совершенствовать законодательную и нормативную правовую базу, обеспечивающую внедрение системы управления профессиональными рисками и экономических методов управления охраной труда, в том числе путем совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий;

— провести консультации по вопросам, связанным с финансированием превентивных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных на малых, средних предприятиях и в бюджетных учреждениях за счет средств страховых взносов.

Стороны договорились провести работу:

— по совершенствованию нормативной правовой базы обеспечения бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных спецодежды и спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами;

— по уточнению введения норм, позволяющих более четко оценивать влияние средств индивидуальной защиты на снижение уровня профессионального риска.

Участники Генерального соглашения сочли необходимым:

— подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний;

— развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование государственной статистической отчетности;

— совершенствовать комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий;

— провести консультации по совершенствованию нормативных правовых актов в области обеспечения промышленной безопасности.

Осуществление этих мероприятий будет способствовать улучшению условий и охраны труда, а также дальнейшему развитию системы социального партнерства и повышению его эффективности в реализации государственной политики в области охраны труда.

Изложенные в ст. 210 основные направления государственной политики в сфере охраны труда находят воплощение не только в разделе «Охрана труда», но и в разделах «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Защита трудовых прав и свобод», а также в других разделах ТК.

Государственная политика в области охраны труда

Главная / Публикации / Государственная политика в области охраны труда

Унификация применяемых в ТК РФ основных понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д.

Вместе с тем, что не менее важно, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, известна. Она направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Что же касается средств достижения такой цели, — решения определенных ею задач, то для этого необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено (ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.

В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников:
— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
— государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК РФ);
— государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда (гл. 57 ТК РФ);
— государственная экспертиза условий труда (ст. 216 ТК РФ);
— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда;
— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231 ТК РФ);
— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
— участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;
— подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации (ст. 225 ТК РФ);
— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
— обеспечения функционирования единой информационной системы охраны труда;
— международное сотрудничество в области охраны труда;
— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей (ст. 221, 223 ТК РФ).

Трудно себе представить, что можно на государственном уровне успешно осуществлять государственную политику в области охраны труда, проводя ее по двадцати, независимым друг от друга направлениям деятельности государственных органов. То, что эти направления деятельности отнесены к основным направлениям государственной политики в области охраны труда, сути дела не меняет.

Текст ст. 210 ТК РФ — скорее декларация о намерениях государства проводить определенную политику в области охраны труда или просто никого ни к чему не обязывающий перечень действий, осуществляемых органами представительной и исполнительной власти.
Для того, чтобы успешно проводить государственную политику в области охраны труда, необходимо, по нашему мнению, наполнить ее определенным содержанием, — сформулировав цель (задачу) на достижение которой направлена эта политика, иначе она беспредметна.
В чем же, конкретно, заключается цель проведения государственной политики в области охраны труда? Ответ на этот вопрос мы находим в определении понятия «охрана труда»: «охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности_» (ст. 209 ТК РФ). Отсюда закономерно следует, что цель государственной политики в области охраны труда — обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Сформулировав цель проведения государственной политики в области охраны труда, мы получаем возможность обратиться к «основным направлениям государственной политики в области охраны труда», приведенным в ст. 210 ТК РФ, но рассматривая их в качестве направлений деятельности органов государственного управления, — как представительных, так и исполнительных, — подчиненной достижению единой для них цели. Эта деятельность осуществляется в рамках государственного управления охраной труда в стране.
Последнее, видимо, не просто одно из двадцати продекларированных в комментируемой статье основных направлений государственной политики в области охраны труда, а нечто большее. Государственной управление охраной труда — это механизм реализации указанной политики.

В свете изложенного, в ст. 210 ТК РФ, видимо, можно было изложить текст примерно в следующей редакции:
Государство осуществляет управление охраной труда путем проведения следующих мероприятий:
— нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда — принимает и реализует федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;
— введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
— введения государственной экспертизы условий труда;
— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
— содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (в этом абзаце, видимо, следовало записать, что содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль);
Мы не будем перечислять приведенные далее по тексту комментируемой статьи виды деятельности органов государственного управления в области охраны труда, в этом нет необходимости. Отметим только, что редакция абзацев, в которой изложены некоторые из этих видов деятельности, нуждается, по нашему мнению, в уточнении.

Например. Не дело государства — профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников (аб. 9 ст. 210). Его задача заключается в другом — создать условия для проведения такой профилактики. Поэтому текст аб. 9 можно изложить в такой редакции: создание условий для профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
Точно также не дело государства — расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Его задача заключается в создании условий для такого расследования и учета.

Статьей 210 предусмотрено также, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Полномочия и права указанных органов регламентируются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержание которых будет изложено и прокомментировано далее по тексту настоящего Комментария.

Крапивин О.М., Власов В.И. Комментарий к законодательству об охране труда.

Консультирование по сложным вопросам трудового законодательства Российской Федерации

Основные понятия, используемые в законодательстве Российской Федерации об охране труда

«Кризисная» проверка.

Защита Ваших интересов в трудовой инспекции

«Срочные» особенности трудового договора

Трудовой договор на «срочный» случай

Оплата труда при ненормированном графике работы

Время простоя: особенности оплаты труда

Большие последствия «кадровых мелочей»

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

29. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Конституция рф, Трудовой кодекс рф об охране труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Охрана труда в Конституции и Трудовом кодексе Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (пункт 3, статья 37).

10-й раздел ТК РФ об охране труда включает 4 главы (номера 33-36).

Глава 33. Общие положения (ст.209-210). Ст. 209 определяет основные понятия в области охраны труда, в частности, охрана труда, условия труда, вредный и опасный производственный фактор, безопасные условия труда, рабочее место, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, система управления охраной труда, производственная деятельность, требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, стандарты безопасности труда, профессиональный риск, управление профессиональными рисками. В ст. 210 закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда. Глава 34. Требования охраны труда (ст. 211-215). Определяет государственные нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя и работника в области охраны труда, порядок проведения медицинских осмотров для некоторых категорий работников. Глава 35. Организация охраны труда (ст.216-218). Раскрывает основы государственного управления охраной труда, работу службы охраны труда в организации, комитетов (комиссий) по охране труда. Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст.219-231). Закрепляет право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, выдачи молока и лечебно-профилактического питания, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, порядок оформления, учета и расследования несчастных случаев на производстве и т.д.

Государственная политика в сфере охраны труда

Направления государственной политики в области охраны труда

К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относятся:

  • Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
  • Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
  • Государственное управление охраной труда.
  • Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда.
  • Государственная экспертиза условий труда.
  • Установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
  • Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
  • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
  • Координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности.
  • Распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
  • Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.
  • Подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации.
  • Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.
  • Обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.
  • Международное сотрудничество в области охраны труда.
  • Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
  • Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.