Госрегистрация прав собственности на земельный участок

Рубрики Вопрос юристу

Регистрация права на земельный участок в госреестре прав на недвижимое имущество. Порядок 2018

В 2018 г. зарегистрировать собственность или другие права (аренду, сервитут, суперфиций, эмфитевзис и т.д.) на землю можно через местный центр предоставления административных услуг (ЦНАП), который принимает документы для госрегистрации вещных прав на недвижимое имущество, или у нотариуса. Именно после регистрации в госреестре прав на недвижимое имущество возникает, изменяется или прекращается соответствующее право.

Для справки. Правила регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельный участок, определены, в частности Порядком государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 № 1127, вступившим в силу с 01.01.2016 г.

Если вспомнить, то до 2013 года право собственности на землю подтверждалось государственным актом о праве собственности на земельный участок, который можно было получить в местном органе Госкомзема.

Сегодня же, после включения данных о земельном участке в государственный земельный кадастр и получения в местном управлении Госгеокадастра выписки из ГЗК, необходимо обратиться в местный ЦНАП или к нотариусу для регистрации вашего права на земельный участок. В ЦНАП можно зарегистрировать право собственности, аренды, сервитут, суперфиций, эмфитевзис, обременения на недвижимое имущество и тому подобное. Самым распространенным случаем обычно является именно регистрация права собственности на земельный участок, пошаговый порядок с образцами документов которой мы и рассмотрим ниже.

Пошаговый порядок регистрации права на земельный участок

1. Сначала необходимо определиться с удобным для Вас центром предоставления административных услуг (ЦНАП) или нотариусом, к которым можно обратиться по вопросу регистрации прав. Адреса местных ЦНАПов, которым следует подавать документы для регистрации права собственности на земельный участок можно найти, в частности в интернете. В ЦНАПе вы оплачиваете только административный сбор, однако там могут быть очереди. У нотариуса наоборот — дороже (админсбор + услуги нотариуса), но все удобно и без очередей.

2. Далее необходимо подготовить пакет документов для подачи в местный ЦНАП или нотариусу, который будет включать:

  • извлечение (вытяг) из Государственного земельного кадастра (ГЗК);
  • копию и оригинал паспорта заявителя;
  • копию и оригинал идентификационного номера;
  • подтверждение оплаты административного сбора (0,1 размера минимальной заработной платы, по состоянию на 2018 гг. — это 170 грн.);
  • документ-основание возникновения права на участок (договор купли-продажи (дарения, мены и т.д.), решение суда, свидетельство на наследство и т.д.);
  • доверенность, если документы подаются представителем (нотариально заверенная, если от физического лица);
  • оригинал и копию паспорта, идентификационного номера представителя, если документы подаются представителем.

Заявление о регистрации права печатается госрегистратором или нотариусом и подписывается заявителем на месте.

Важно также то, что выписку из Государственного земельного кадастра (ГЗК) не нужно подавать в случае, когда документы, которые являются основанием возникновения, перехода или прекращения права собственности или иных прав, содержат в себе информацию о кадастровом номере.

С некоторыми случаями присвоения кадастрового номера земельному участку можно ознакомиться в разделе техническая документация по установлению границ земельного участка.

3. Общий срок рассмотрения представленных государственному регистратору документов составляет 5 рабочих дней (не календарных!). По истечении указанного срока, по желанию, можно будет получить от государственного регистратора распечатку из реестра на бланке формата А4, но без подписи и печати госрегистратора. Новый порядок предусматривает, что решение госрегистратора размещается на сайте Минюста и имеет такую же юридическую силу, как и бумажное подтверждение регистрации права.

Следует также отметить, что Закон предоставляет возможность сократить пятидневный срок до 2 дней, 24х и 2х часов, однако сбор за регистрацию права в таких случаях будет значительно больше.

После регистрации своего права в Государственном реестре вещных прав, вы станете полноправным владельцем земельного участка и в дальнейшем сможете распорядиться им по собственному усмотрению (в том числе, продать, подарить, обменять и т.д.).

Напомним, что до 2016 года, по результатам регистрации права можно было получить один из следующих документов:

  • выписка из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений;
  • свидетельство из Государственного реестра прав (только для вновь сформированных земельных участков, которые выделялись на основании решения местного совета/распоряжения госадминистрации/приказа областного управления Госземагентства или заявления владельца, в случае изменения целевого назначения или раздела земельного участка).

Сейчас такие документы больше не выдаются. Вместо таких документов можно получить выписку и информационную справку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, в том числе и самостоятельно через Кабинет электронных сервисов Минюста.

Предложения по регистрации права на земельный участок от нашей компании

Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для регистрации прав на земельный участок в Государственном реестре прав.

Что бы заказать услугу по регистрации права на земельный участок у нас, позвоните по номеру 044 232 8910.

Государственная регистрация права собственности на землю

29.03.2016 3065 0 1

Земельным законодательством предусмотрено, что право собственности на земельный участок возникает с момента регистрации этого права (ст. 125 ЗК). Как осуществляется такая процедура и какие документы следует подавать для регистрации земли, рассмотрим в данной консультации.

Куда обращаться для регистрации

Право собственности на землю подлежит регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в соответствии с Законом № 1952.

За регистрацией следует обращаться к субъектам госрегистрации прав, наделенным соответствующими полномочиями, или нотариусам. Нотариусы наделены полномочиями госрегистраторов прав на недвижимое имущество и могут регистрировать права без осуществления нотариальных действий относительно такого имущества (п. 1 ч. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 834).

Субъектами госрегистрации прав являются (ст. 6 Закона № 1952):

  • органы госрегистрации прав, созданные Минюстом (до момента принятия КМУ решения о прекращении ими своих полномочий, но не позднее 30 апреля 2016 года);
  • исполнительные органы местных советов, Киевской, Севастопольской горгосадминистраций (в случае принятия местным советом решения об осуществлении полномочий в сфере госрегистрации прав);
  • аккредитованные субъекты (юридические лица, состоящие в трудовых отношениях не менее чем с тремя госрегистраторами).

Регистрация права собственности на земельный участок проводится любым госрегистратором независимо от местонахождения такого участка в пределах области.

Если право собственности на земельный участок возникает в результате совершения нотариальных действий (например, при купле-продаже, дарении земельного участка или его наследовании), то госрегистрацию права собственности осуществляет нотариус. Нотариусы регистрируют право собственности на землю независимо от местонахождения земельного участка (ч. 5 ст. 3 Закона № 1952).

Какие документы необходимы для регистрации

Регистрация права собственности на землю проводится на основании заявления гражданина или юридического лица – предполагаемого собственника земельного участка. Заявление подается отдельно по каждому земельному участку (ч. 5 ст. 18 Закона № 1952). Если право собственности на земельный участок приобретается одновременно с приобретением права собственности на жилой дом, здание или сооружение, достаточно одного заявления (на строение и на землю).

Перечень документов, которые подаются вместе с заявлением для регистрации права собственности, определен Постановлением № 1127. Информацию о необходимых документах заявителю обязан предоставить госрегистратор (ч. 2 ст. 18 Закона № 1952).

Для проведения такой регистрации подаются оригиналы следующих документов:

  • если регистрируется право собственности на сформированный земельный участок в порядке его отвода из земель государственной и коммунальной собственности – решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству относительно отвода земельного участка и предоставлении его в собственность или об утверждении документации по землеустройству относительно отвода земельного участка (в случае подготовки лотов к проведению земельных торгов) (п. 45 Порядка № 1127);
  • если регистрируется право собственности на земельный участок, который зарегистрирован до 01.01.13 г., в связи с утратой, повреждением государственного акта на право собственности или права постоянного пользования – копия утраченного или поврежденного госакта и объявление об утрате документа в печатных СМИ по месту размещения земельного участка (п. 50 Порядка № 1127);
  • если регистрируется право собственности на сформированный земельный участок путем разделения или объединения участков – документ, удостоверяющий право собственности на участок до его разделения или объ- единения, извлечение из Госземкадастра о вновь сформированном земельном участке, письменное согласие всех совладельцев (если раздел или объединение касается участка, находящегося в общей собственности) (п. 51 Порядка № 1127);
  • если право собственности приобретается в связи с выполнением условий сделки – документ, подтверждающий факт выполнения соответствующих условий сделки (п. 53 Порядка № 1127);
  • если в документах отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка – извлечение из Госземкадастра о таком участке (п. 55 Порядка № 1127);
  • документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора (либо документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты такого сбора).

Заявление о госрегистрации права собственности и оригиналы необходимых документов подаются в бумажной или электронной форме. Во время принятия письменного заявления госрегистратор (нотариус) обязательно изготовляет электронные копии поданных документов путем сканирования (ст. 16 Закона № 1952).

После получения документов госрегистратор устанавливает соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, в частности проверяет соблюдение формы сделки, полномочия лица, подавшего документы, наличие обременений на земельный участок и т. п. (ч. 3 ст. 10 Закона № 1952).

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов госрегистратор принимает решение о регистрации права собственности на землю или об отказе в такой регистрации (ст. 11, 18 Закона № 1952). После внесения сведений в Государственный реестр прав с помощью программных средств он формирует информацию, которая размещается на веб-портале Минюста для доступа к ней заявителя в целях просмотра, загрузки и печати (п. 22 Порядка № 1127). Такая информация может предоставляться по желанию заявителя и в бумажной форме. Заметим, что обе формы (и электронная, и бумажная) имеют одинаковую юридическую силу (ст. 21 Закона № 1952).

В какие сроки проводится регистрация

Госрегистрация права собственности на земельный участок проводится в срок не более 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 19 Закона № 1952). Возможна также сокращенная процедура регистрации, правда, за срочность размер административного сбора гораздо выше (подробнее об этом см. ниже).

Нотариус проводит регистрацию сразу после удостоверения сделки, на основании которой возникло права собственности на землю.

Следует отметить, что в случаях, перечисленных в ст. 23 Закона № 1952, рассмотрение заявления о регистрации права собственности может быть приостановлено. Если в течение 30 рабочих дней с момента принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления заявитель не выполнит требования регистратора, последний принимает решение об отказе в регистрации права собственности.

Сколько стоит регистрация?

Как уже было отмечено выше, за регистрацию права собственности взимается административный сбор, размер которого зависит от сроков осуществления регистрации (ст. 34 Закона № 1952). Так, если регистрация проводится в срок:

  • до 5 рабочих дней – сбор составляет 0,1 МЗП;
  • 2 рабочих дня – 1 МЗП;
  • 24 часа с момента принятия заявления (кроме выходных и праздничных дней) – 2 МЗП;
  • 2 часа с момента принятия заявления (кроме выходных и праздничных дней) – 5 МЗП.

Административный сбор рассчитывается от МЗП, установленной законом на 1 января календарного года, в котором подаются соответствующие документы для проведения государственной регистрации прав, и округляется до ближайших 10 грн.

Следует отметить, что в случае отказа в регистрации прав или отзыва заявления административный сбор не возвращается. Некоторые категории граждан, указанные в ч. 4 ст. 34 Закона № 1952 (например, инвалиды I и II групп), а также лица, определенные решениями местных советов, исполнительные органы которых выполняют функции субъектов госрегистрации прав, освобождены от уплаты админсбора.

Регистрация прав на землю. Новые правила

Украина переживает очередной виток изменений процедуры регистрации вещных прав на недвижимость. Особенно эта новация волнует, когда речь заходит о правах на землю

За регистрацию прав на земельные участки всегда шла борьба между различными госорганами. На заре независимости регистрацией прав на участки ведали исполкомы местных советов, которые записывали регистрационные записи в бумажные книги, после них — органы земельных ресурсов. В начале нулевых инициативу перехватил Центр государственного земельного кадастра. Помимо регистрации документов на землю в бумажном виде (в Книгах записей), это госпредприятие должно было параллельно фиксировать документы на землю в электронном виде. Но, как потом выяснилось, в электронном формате этого практически никто не делал. Полноценная регистрация правоустанавливающих документов в бумажном формате и компьютерных базах стартовала лишь в 2011 году — когда полномочия по регистрации были возвращены органам земресурсов.

Перетягивание полномочий на этом не закончилось. Буквально через два года функцию передали Укргосреестру Министерства юстиции, и с 2013 года в Украине стали регистрировать не документы на землю (госакты, договоры аренды), а вещные права (собственности и пользования).

Но и Укргосреестр тоже долго не протянул. В январе 2015 года его ликвидировали, а функции этого госоргана унаследовали государственные регистраторы в составе Минюста.

1 января 2016 года произошла новая революция. Ее вызвало принятие изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», а также некоторые другие законодательные акты Украины. Согласно им, перечень лиц, которые могут регистрировать права на землю, кардинально пересмотрен.

Права нотариусов по регистрации значительно расширены. Теперь они уполномочены делать это независимо от места расположения земельного участка и без привязки к нотариальным сделкам. Допустим, если сельсовет принял решение о приватизации земли, тут же можно обратиться к любому нотариусу в Украине, и он обязан зарегистрировать право или отказать в регистрации (при этом свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество упразднено).

Также можно обратиться в исполком местного совета или райгосадминистрацию при условии, что там по трудовому договору работает государственный регистратор.

Появился новый участник — аккредитованный субъект, который может регистрировать права при условии пребывания с ним в трудовых отношениях не менее трех регистраторов. При этом государственным регистратором может стать любой гражданин Украины, соответствующий нехитрым требованиям: высшее образование по специальности «Правоведение», владение государственным языком, не менее года опыта работы на госслужбе или не менее трех лет — в других сферах управления.

Получается, что регистраторы перестали быть государственными служащими. Их новый статус пока непонятен, но напоминает арбитражных управляющих — уполномочены государством на выполнение определенных функций, но в то же время «сами по себе». Это несколько настораживает. Ведь регистратор — это важнейший элемент системы гарантирования права на землю, предусмотренного Конституцией. А с таким туманным статусом трудно поверить, что государство что-то сможет гарантировать.

Но последние изменения законодательства принесли и позитивные изменения. К ним относится разрешение передавать невостребованные земельные участки в аренду без регистрации права собственности. Этот вопрос находился в подвешенном состоянии уже три года, и наконец-то у законодателя дошли руки его разблокировать.

Еще один положительный момент — появилась возможность регистрации прав на сооружения даже при отсутствии зарегистрированного права на землю. Таким образом, разорван замкнутый круг, когда без земли не зарегистрируешь право на имущество и наоборот.

Кроме того, упрощен порядок регистрации прав на жилые дома, построенные до августа 1992 года. Теперь сделать это можно на основании выписки из похозяйственной книги по решениям советов о предоставлении земельных участков без проведения технической инвентаризации.

Таким образом, новый закон содержит положительные и прогрессивные нормы, которые способны облегчить жизнь заявителям и повысить уровень правового регулирования. Пока же Кабмин не примет все необходимые порядки и новоиспеченные регистраторы не подключатся к Реестру прав, процедуры регистрации, вероятно, будут проходить «со скрипом».

Регистрация права собственности на землю Киев

Переоформление права собственности на землю

Регистрация права собственности на землю

  • Цена — 2500 грн.
  • Срок — 5 рабочих дней
  • подготовка заявления
  • контроль готовности документов
  • подача\получение документов
  • Киев и Киевская область
  • паспорт и инн код
  • правоустанавливающий документ
  • технический паспорт на объект недвижимости
  • выписка с ДЗК для земельного участка

Оставьте заявкууже сейчас!

Для начала разграничим два часто путающихся понятия: «государственная регистрация земельного участка» и «государственная регистрация прав на земельный участок».

Регистрация земельного участка подразумевает внесение в земельный кадастр информации о земельном участке и присвоение ему кадастрового номера.

Регистрация права собственности и права пользования на земельные участки — это официальное подтверждение таких юридических фактов, как возникновение и прекращение права, а также переход прав.

Согласно законодательству, в земельных отношениях право собственности, как и право пользования, приобретается в результате прохождения государственной регистрации таких прав.

Для того чтобы собственник или пользователь мог беспрепятственно распоряжаться земельным участком, он должен зарегистрировать свое право. При заключении сделок мены или купли-продажи, при вступлении в наследство, при дарении, при сдаче земли в аренду, при получении разрешения на строительство вместе с правоустанавливающим документом необходимо предъявить свидетельство о государственной регистрации прав на землю.

Государственная регистрация права собственности и права пользования на земельные участки проводится при подаче таких правоустанавливающих документов:

  • гражданско-правовые договоры (договор аренды, купли-продажи, мены, дарения);
  • свидетельство о праве на наследство;
  • свидетельство о праве собственности;
  • государственный акт на право собственности;
  • государственный акт на право постоянного пользования;
  • решение суда;
  • иные документы, подтверждающие переход, возникновение или прекращение прав на землю.

Процедура государственной регистрации состоит из следующих этапов:

  • проверка документов;
  • принятие решения о регистрации, если не найдены причины для приостановления регистрации или для отказа в регистрации;
  • произведение записи в Государственный реестр прав;
  • выдача свидетельства о праве собственности (в случаях, предусмотренных законом).

В итоге, чтобы закрепить свое право собственности на землю необходимо проделать два основных действия, которые имеют технический и юридический характер. Первое — это внести сведения о земельном участке в кадастр; второе — зарегистрировать свое право на этот участок.

Поскольку документы на право собственности имеют технический характер и включают огромное количество показателей, замеров, фотографий, то определенную их часть могут подготовить только специалисты, получившие аккредитацию.

И только после присвоения кадастрового номера проводится регистрация права собственности на земельный участок, в процессе которой происходит юридическое закрепление участка за собственником. Для прохождения этих двух процедур обращаться необходимо в разные госструктуры.

Наша компания проводит консультации в вопросах регистрации прав на землю. Опыт и высокая квалификация наших сотрудников помогут вам ускорить процедуру прохождения государственной регистрации. Для подачи регистратору представляют следующие документы: