Гк рф ст801

Рубрики Вопрос юристу

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 801 ГК РФ

1. В комментируемой статье сформулировано определение договора транспортной экспедиции, а также указаны его основные особенности.

Во-первых, сторонами данного договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент в свою очередь обязуется оплачивать экспедитору вознаграждение и возмещать его расходы по исполнению договора. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, непосредственно сам перевозчик (п. 2 ст. комментируемой статьи). В последнем случае к отношениям сторон, возникающим в связи с транспортно-экспедиционным обслуживанием, применяются правила гл. 41 ГК РФ о договоре транспортной экспедиции.

Отдельные виды деятельности экспедитора, осуществляемые им в рамках договора транспортной экспедиции, могут в соответствии с действующим законодательством подлежать лицензированию. На практике не исключено заключение договора транспортной экспедиции со множественностью лиц, например, по формуле «один клиент — несколько экспедиторов» .

———————————
См.: Постановление ФАС РФ Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2009 г. N А32-5448/2008-7/127 // СПС «Гарант».

Клиентом в договоре транспортной экспедиции является либо грузоотправитель, либо грузополучатель. Легальные дефиниции указанных сторон договора даны в п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила) .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 37. Ст. 3890.

Во-вторых, предметом договора транспортной экспедиции являются осуществление транспортно-экспедиционного обслуживания либо его организация. Понятие этого обслуживания может быть сформулировано с использованием правовой категории такого объекта гражданских прав, как услуга (ст. 128 ГК). По своей сути такое обслуживание представляет собой оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг — по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза (п. 4 Правил).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи услуги, оказываемые экспедитором в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания, могут быть подразделены на основные и дополнительные. При оказании основных услуг экспедитор исполняет предусмотренные договором обязанности по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, по заключению от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, по обеспечению отправки и получения груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В п. 1 комментируемой статьи в открытом перечне перечислены и возможные дополнительные услуги экспедитора. В частности, это услуги, связанные с публично-правовой сферой, — выполнение таможенных формальностей и прочих, хранение груза и др.

В-третьих, исходя из содержания комментируемой статьи возможно выделить некоторые разновидности договора транспортной экспедиции.

В зависимости от субъектного признака:

— договоры, совершаемые клиентами-грузоотправителями и заключаемые клиентами-грузополучателями;

— договоры, в которых экспедитор является лишь экспедитором, и договоры, где экспедитор выполняет также и функции перевозчика (или наоборот) . Применительно к последней группе договоров в литературе замечается, что заключаемый договор может носить смешанный характер и сочетать в себе элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции ;

———————————
Так, по одному из дел указано, что ст. ст. 801, 802 ГК и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат запрета на осуществление перевозки силами экспедитора (Определение ВАС РФ от 29 апреля 2009 г. N 5057/09 // СПС «Гарант»).

Комментарий к ст. 801 ГК РФ. См.: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010; СПС «Гарант» (автор комментария к гл. 41 — Д.Х. Валеев).

— договоры, в которых клиент является предпринимателем или иным хозяйствующим субъектом, и договоры, где клиент — потребитель. В случае, когда клиент является потребителем, к отношениям сторон наряду с нормативными актами о транспортно-экспедиционной деятельности применяется также и законодательство о защите прав потребителей (см., например, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2701.

По предмету договора: договоры транспортной экспедиции, в которых экспедитор непосредственно выполняет согласованные договором услуги, связанные с перевозкой груза, и договоры, где экспедитор организовывает выполнение таких услуг.

В-четвертых, договор транспортной экспедиции носит возмездный характер. Клиент обязуется в соответствии с договором оплатить вознаграждение экспедитору. Кроме того, он должен возместить последнему расходы, связанные с исполнением договора (п. 1 комментируемой статьи; п. 2 ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

В юридической литературе называют и иные общие особенности договора транспортной экспедиции. Так, его относят к двусторонним договорам, в которых стороны по отношению друг к другу и имеют права, и несут обязанности. Кроме того, считается, что этот договор в зависимости от его содержания может быть как консенсуальным, так и реальным .

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. С.А. Степанова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, Институт частного права, 2009 (2-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / Под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010; СПС «Гарант».

2. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает два традиционных уровня регламентации договорных отношений по транспортной экспедиции.

Во-первых, данные отношения регулируются договором транспортной экспедиции. Причем договор здесь поставлен на первое место исходя из того, что ряд аспектов обозначенных отношений законодательством применительно к транспортной экспедиции детально не регулируется (процедура уплаты вознаграждения, возмещения расходов и пр.).

Во-вторых, рассматриваемые отношения регулируются нормативными правовыми актами. Кроме ГК РФ это Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, Правила транспортно-экспедиционной деятельности и некоторые другие нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Кодексом и указанным Законом. К отмеченным иным федеральным законам в настоящее время в юридической литературе относят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» , транспортные уставы и кодексы, а также Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

———————————
См.: Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» // СПС «Гарант». 2009 (комментарий к ст. 1).

Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

По смыслу п. 3 комментируемой статьи условия договора транспортной экспедиции занимают подчиненное место по отношению к тем императивным положениям, которые предусмотрены вышеназванными актами. Это значит, что данные условия, не предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются экспедитором и клиентом и не должны противоречить положениям указанных актов.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности определяет общий порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, т.е. порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Вместе с тем положения указанного Закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи (ст. 1). Как установлено в ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утверждаемыми Правительством РФ, определяются перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг.

Глава 41. Транспортная экспедиция (ст.ст. 801 — 806)

Глава 41. Транспортная экспедиция

См. Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.

См. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

См. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554

О некоторых вопросах применения законодательства о договоре транспортной экспедиции см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 26

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к статье 801 Гражданского Кодекса РФ

1. В коммент. ст. сформулировано общее определение договора транспортной экспедиции, а также указаны стороны данного договора и их основные обязанности. Сторонами договора транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент (в роли экспедитора может выступать и сам перевозчик). Клиентом является грузоотправитель или грузополучатель. Основная обязанность экспедитора — выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, у клиента — уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему расходы, связанные с исполнением договора. Нормативными правовыми актами (ст. 3 — 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности) и договором могут предусматриваться и иные права и обязанности сторон.

2. Предмет договора транспортной экспедиции — выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, перечень которых, приведенный в ГК, не является исчерпывающим. Эти услуги, перечисленные в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК, подразделяются на основные и дополнительные. В частности, к основным услугам относятся обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и проч.

3. В п. 2 ст. 801 ГК предусмотрена возможность выполнения обязанностей экспедитора непосредственно перевозчиком. Заключаемый в таком случае договор может быть смешанным (п. 3 ст. 421 ГК), сочетающим элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции. Стороны могут также заключить одновременно два договора — перевозки и обеспечивающий его договор транспортной экспедиции. В любой ситуации к отношениям сторон по транспортно-экспедиционному обслуживанию применяются правила гл. 41 ГК.

4. Пункт 3 определяет основы механизма выполнения договора транспортной экспедиции, а также указывает на круг нормативных правовых актов, регулирующих отношения по транспортной экспедиции. По общему правилу договор транспортной экспедиции выполняется на тех условиях, которые предусмотрены в самом договоре (соглашении сторон), однако иное в виде соответствующего императива может быть предусмотрено в нормативных правовых актах.

Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, наряду с правилами гл. 41 ГК, осуществляется Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Данный Закон, построенный по модели транспортных уставов и кодексов, определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Другими законами и правовыми актами, формально регулирующими договорные отношения по транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы. Вместе с тем лишь в УЖТ содержится правило, посвященное транспортной экспедиции (ст. 120). В КВВТ, КТМ, ВК и УАТ норм о транспортной экспедиции не имеется. Статьей 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено принятие Правительством РФ правил о транспортно-экспедиционной деятельности (см.: Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890). Этими Правилами определяются перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг и т.д.

Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарии к ст. 801 ГК РФ

1. В п. 1 статьи уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п. 1 ст. 105 Основ ГЗ. Во-первых, клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза. Во-вторых, более полно определен круг услуг, которые могут быть предметом договора экспедиции, причем перечень их в заключаемом договоре может быть расширен.

2. Следует полагать, что клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

3. Экспедитором может быть юридическое лицо — предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных актами Правительства РФ, которые названы в коммент. к ст. 785 ГК (п. 2).

4. При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п. 2 ст. 801) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязательств сторон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации.

Во-первых, отношения экспедиции и перевозки обособлены и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу).

Во-вторых, перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.

Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором — к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается прежде всего ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).

5. Договор экспедиции может возлагать на экспедитора обязанность заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. Когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п. 2 ст. 801), он не вправе заключать договор перевозки от своего имени.

На практике функции экспедитора зачастую осуществляет транспортная организация, которая не является перевозчиком данного груза. Так, организации автомобильного транспорта обеспечивают клиенту отправку (получение) груза железнодорожным, воздушным или водным транспортом. Поскольку при такой ситуации экспедитор не является перевозчиком, отношения между ним и клиентом регулируются только договором экспедиции.

6. Другими законами и правовыми актами, содержащими нормы о договоре транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы.

Нормы УЖД (ст. 68), УВВТ (ст. 78) и КТМ (ст. 62) о транспортной экспедиции носят общий характер. В УАТ имеется специальный раздел о транспортно-экспедиционных услугах автомобильного транспорта (ст. ст. 124 — 125), который в части их осуществления отсылает к правилам перевозок грузов автотранспортом (см. об этом далее).

7. До принятия в РФ названных в п. 3 комментируемой статьи Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и других актов РФ об экспедиции сохраняют свое значение ранее изданные акты законодательства об отдельных видах транспортной экспедиции; основные из них следующие: правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (разд. 27 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, изданных в соответствии с УАТ); основные условия производства транспортно-экспедиционных операций по внешнеторговым грузам на погранстанциях (утв. в 1955 Министерствами внешней торговли и путей сообщения).

Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции.

8. В ст. 801 нет содержавшихся в п. 2 ст. 105 Основ ГЗ правил о том, что к договору транспортной экспедиции применяются положения о договоре поручения, если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии, если экспедитор действует от своего имени.

Однако в абз. 2 п. 1 ст. 801 говорится о заключении экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции, в зависимости от указаний заключенного договора, соответствующих норм о договоре поручения (гл. 49 ГК), комиссии (гл. 51 ГК) и нового договора нашего гражданского права — агентирования (гл. 52 ГК).

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ Глава 41. Транспортная экспедиция (ст. 801-806) (2003 год).

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ Часть 2 Глава 41. Транспортная экспедиция (ст.

См. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

1. В п.1 статьи уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п.1 ст.105 Основ ГЗ. Во-первых, клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза. Во-вторых, более полно определен круг услуг, которые могут быть предметом договора экспедиции, причем перечень их в заключаемом договоре может быть расширен.

2. Следует полагать, что клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

3. Экспедитором может быть юридическое лицо — предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных актами Правительства РФ, которые названы в п.2 коммент . к ст.785 ГК.

4. При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п.2 ст.801) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязатель ств ст орон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации.

Во-первых, отношения экспедиции и перевозки обособлены, и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу).

Во-вторых, перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.

Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором — к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается прежде всего ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).

5. Договор экспедиции может возлагать на экспедитора обязанность заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. Когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п.2 ст.801), он не вправе заключать договор перевозки от своего имени.

На практике функции экспедитора зачастую осуществляет транспортная организация, которая не является перевозчиком данного груза. Так, организации автомобильного транспорта обеспечивают клиенту отправку (получение) груза железнодорожным, воздушным или водным транспортом. Поскольку при такой ситуации экспедитор не является перевозчиком, отношения между ним и клиентом регулируются только договором экспедиции.

6. Другими законами и правовыми актами, содержащими нормы о договоре транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы.

Нормы УВВТ (ст.78) и КТМ (ст.62) о транспортной экспедиции носят общий характер. В УАТ имеется специальный раздел о транспортно-экспедиционных услугах автомобильного транспорта (ст. 124 , 125), который в части их осуществления отсылает к правилам перевозок грузов автотранспортом (см. об этом далее). В ТУЖД и ВК норм об экспедиции нет.

7. До принятия в Российской Федерации названных в п.3 закона о транспортно-экспедиционной деятельности и других актов РФ об экспедиции сохраняют свое значение ранее изданные акты законодательства об отдельных видах транспортной экспедиции. Основные из них следующие: Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (разд.27 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, изданных в соответствии с УАТ ); Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении от 22 января 1991 г. (Сборник правил и тарифов железнодорожного транспорта СССР, 1991, N 384).

Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции.

8. В ст.801 нет содержавшихся в п.2 ст.105 Основ ГЗ правил о том, что к договору транспортной экспедиции применяются положения о договоре поручения, если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии, если экспедитор действует от своего имени.

Однако в абз.2 п.1 ст.801 говорится о заключении экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции, в зависимости от указаний заключенного договора, соответствующих норм о договоре поручения (гл.49 ГК), комиссии (гл.51 ГК) и новом договоре нашего гражданского права — агентирования (гл. 52 ГК).

1. При заключении договора транспортной экспедиции должны быть соблюдены требования ст. 434 ГК о письменной форме договора. Несоблюдение письменной формы данного договора влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 162 ГК, т.е. лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение условий договора на свидетельские показания, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства.

2. Клиент выдает экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Доверенность экспедитору выдается в соответствии с правилами ст.ст. 184-189 ГК о представительстве и доверенности. Положение экспедитора, действующего по договору с клиентом от собственного имени, аналогично положению комиссионера или действующего от своего имени агента, что позволяет применить к такому экспедитору соответствующие нормы гл. 51 и гл. 52 ГК .

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор обязан возместить клиенту убытки в полном объеме, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК). Клиент вправе также потребовать от экспедитора уплаты предусмотренной договором или законом неустойки.

Деятельность экспедитора является предпринимательской. Поэтому его ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции наступает по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 401 ГК, т.е., если соглашением сторон или законом не предусмотрено иное, экспедитор несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

2. В части второй комментируемой статьи предусмотрен особый случай ограничения ответственности экспедитора. Если неисполнение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком, то ответственным перед клиентом, указанным в транспортном документе, например, в качестве отправителя или получателя груза (или самим экспедитором, если он заключал договор перевозки от своего имени), является перевозчик. В этом случае в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции экспедитор обязан обеспечить клиенту возможность возмещения убытков и штрафов перевозчиком. Если нарушение экспедитором этой обязанности привело к невозможности компенсации перевозчиком потерь клиента, ответственным перед ним будет экспедитор (при доказанности ненадлежащего исполнения обязанностей перевозчиком) по основаниям и в объеме, которые установлены законодательством для ответственности перевозчика.

1. В п. 1 говорится об информации, без которой экспедитор не может приступить к исполнению своих обязанностей. Непосредственно в данной статье указано на два вида информации, которую клиент обязан предоставить экспедитору: о свойствах груза и об условиях его перевозки. Имеются в виду, в частности, качественные характеристики груза, его особые свойства, а также связанные с этими характеристиками условия перевозки. Данная информация особенно важна, если клиент поручает экспедитору осуществить не только основные, но и дополнительные услуги. В какой форме должна представляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, непосредственно в комментируемом пункте не говорится. Согласно п. 3 ст. 801 условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Экспедитору, в частности, может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

2. Экспедитор обязан тщательно проверять полученную информацию и запросить у клиента необходимые дополнительные данные в случае неполноты полученной информации или ее недостатков. В п. 2, содержащем это правило, не указано, в какие сроки экспедитор должен известить клиента о выявленных недостатках информации и запросить дополнительные сведения. Данный вопрос также следует решать в соглашении сторон. Если подобное условие не согласовано, то экспедитор должен действовать разумно и добросовестно с тем, чтобы его промедление не привело к невозможности дальнейшей деятельности и убыткам клиента.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи экспедитору предоставлено право не приступать к исполнению своих обязанностей до представления необходимой ему информации. Экспедитор может воспользоваться этим правом не только тогда, когда необходимая информация не представлена полностью, но и при ее неполноте и наличии недостатков, если, несмотря на своевременно сделанный экспедитором запрос, клиент не восполнил недостающую информацию и (или) не устранил ее недостатки.

Невыполнение клиентом условий, предусмотренных в п. 1-2, может привести к убыткам экспедитора, которые клиент обязан возместить. Если соглашением сторон, законами, иными правовыми актами для данного вида отношений не предусмотрено иное, убытки подлежат возмещению в полном объеме (ст. 15 ГК) и по основанию, предусмотренному правилом ст. 401 ГК (т.е. независимо от вины клиента, поскольку транспортно-экспедиторская деятельность является деятельностью предпринимательской).

Правило комментируемой статьи конкретизирует предусмотренное ГК общее правило о возможности исполнения обязанностей должника третьими лицами (ст. 313) применительно к отношениям между экспедитором и его клиентом по договору транспортной экспедиции. Привлечение третьих лиц к исполнению обязанностей экспедитора является его правом. Единственное ограничение для реализации этого права состоит в содержащемся в договоре транспортной экспедиции условии о необходимости выполнения обязанностей по договору лично экспедитором. Специфика отношений транспортной экспедиции состоит в том, что экспедитор чаще всего не может обойтись без услуг третьих лиц.

В частности, по доставке груза от станции (порта) назначения или на станцию (порт) отправления. Экспедитор нередко заключает договор с соответствующей транспортной организацией и передает ей выполнение части (или всех) своих обязанностей по договору транспортной экспедиции. Однако ответственным перед клиентом по данному договору за выполнение третьим лицом возложенных на него функций остается экспедитор, который вправе в порядке регресса возместить убытки, причиненные ему ненадлежащим исполнением третьим лицом возложенных на него обязанностей, и применить иные меры ответственности, предусмотренные соглашением между экспедитором и третьим лицом.

В соответствии с ГК стороны обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, вправе предусмотреть в договоре условие об одностороннем отказе от исполнения обязательства, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310). Применительно к отношениям по договору транспортной экспедиции Кодекс не называет существо данного обязательства в качестве обстоятельства, исключающего право на односторонний отказ от исполнения договора. Каждая, сторона данного договора вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора в разумный срок. Вопрос о том, является ли срок разумным, в случае спора может быть разрешен судом. Указание закона на разумный срок, в течение которого следует реализовать свое право на односторонний отказ от исполнения обязательства по договору транспортной экспедиции, не исключает включения в договор условий о порядке осуществления этого права и указания на время, по истечении которого сторона прекратит исполнение своих обязанностей.

По смыслу комментируемой статьи односторонний отказ от исполнения договора должен означать его расторжение.

Сторона, заявившая об отказе от исполнения договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, в объеме и по основаниям, предусмотренным ГК (ст.ст. 15, 401). Возмещение убытков при частичном отказе от исполнения договора предусмотрено ст. 804 ГК.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ Часть 2 Глава 41. Транспортная экспедиция (ст. 801-806) (2003 год).