Гк рф по ювелирным изделиям

Рубрики Процессы

Реализация ювелирных изделий, приобретенных у населения

В настоящее время индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю ювелирными изделиями и применяет режим налогообложения в виде ЕНВД. Однако в будущем планирует осуществлять скупку ювелирных изделий у населения с последующей продажей ликвидных изделий в своей розничной сети. Неликвидные ювелирные изделия будут передаваться на заводы по договору подряда, согласно которому сторонняя организация (завод) будет изготавливать для предпринимателя из давальческого сырья (лома ювелирных изделий) готовые ювелирные изделия. Оплата по данному договору подряда будет производиться предпринимателем только за выполненные работы. Полученные изделия предприниматель будет продавать только в своей розничной сети.

Какой режим налогообложения применяется при продаже ликвидных изделий, полученных из скупки в розницу, и при продаже изделий в розницу, полученных из давальческого сырья?

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

При этом п. 2 ст. 346.26 Кодекса содержит исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Предпринимательская деятельность, связанная с приобретением у физических лиц ювелирных изделий, регулируется Правилами скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2001 N 444, и не предусмотрена п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Поэтому деятельность, связанная со скупкой у населения ликвидных и неликвидных ювелирных изделий, не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

По вопросу о порядке налогообложения предпринимательской деятельности по реализации ювелирных изделий, приобретенных у населения, через розничные торговые сети необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

Под розничной торговлей в целях применения гл. 26.3 Кодекса понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Соответственно, при соблюдении положений гл. 26.3 Кодекса предпринимательская деятельность по реализации через розничные торговые сети ювелирных изделий, приобретенных у населения, может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

В отношении вопроса о возможности перевода на уплату единого налога на вмененный доход предпринимательской деятельности, связанной с реализацией ювелирных изделий, произведенных заводами по договорам подряда с индивидуальным предпринимателем из лома ювелирных изделий, приобретенного предпринимателем у населения (давальческого сырья), необходимо иметь в виду следующее.

Согласно ст. 346.27 Кодекса к розничной торговле не относится в том числе реализация продукции собственного производства (изготовления).

Исходя из п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Статьей 703 ГК РФ установлено, что по договору подряда могут выполняться работы по изготовлению или переработке (обработке) вещи либо выполняться другие работы с передачей их результатов заказчику. При этом по договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Соответственно, при дальнейшей реализации продукции, изготовленной по договору подряда с третьим лицом, заказчик выступает в качестве производителя продукции.

Таким образом, реализация продукции собственного производства, включая продукцию, произведенную из давальческого сырья, является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.

Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с реализацией ювелирных изделий, произведенных заводами по договорам подряда с индивидуальным предпринимателем из лома ювелирных изделий, приобретенного предпринимателем у населения (давальческого сырья), в целях применения гл. 26.3 Кодекса не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Подборка по материалам информационного банка «Финансист» системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Особенности продажи ювелирных изделий

Организация продает очки, в том числе ювелирные оправы, приобретенные по договору купли-продажи. Продукция приобретается у производителей. Ювелирная продукция передается на реализацию комиссионеру. Существуют ли нормативные ограничения в отношении такой сделки?

С. Воронец, г. Великие Луки

Ответ. Прежде всего отметим, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Абзацем 3 того же пункта установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не относит торговлю ювелирными изделиями, в том числе через комиссионеров, к лицензируемым видам деятельности.

Правила главы 51 ГК РФ о комиссии не ограничивают участников гражданского оборота в праве заключить договор комиссии, направленный на реализацию комиссионером принадлежащей комитенту ювелирной продукции.

Не содержит подобных ограничений и Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Заметим, что Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 № 569, не распространяются на отношения комитента, являющегося юридическим лицом, и комиссионера, связанные с передачей комитенту ювелирных изделий для их последующей реализации, так как для целей этих Правил под комитентом понимается гражданин, сдающий товар на комиссию в целях продажи товара комиссионером за вознаграждение (п. 1 указанных Правил).

Можно также отметить, что особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней установлены разделом VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Однако и эти Правила неприменимы к отношениям по договору комиссии, который заключается комитентом – юридическим лицом и комиссионером в целях продажи ювелирной продукции комитента, поскольку они регулируют правоотношения, возникающие при розничной купле-продаже товаров (подп. 1, 2 названных Правил). Следовательно, они могут иметь значение для отношений комиссионера и покупателя, если он является гражданином, приобретающим ювелирные изделия не в связи с предпринимательской деятельностью.

Поэтому мы полагаем, что в отсутствие специального нормативного регулирования, из которого вытекали бы ограничения на реализацию ювелирных изделий через комиссионера, организация, осуществляющая торговлю ювелирными изделиями (ювелирными оправами), вправе передать такую продукцию комиссионеру для ее последующей продажи конечным покупателям.

Вместе с тем законодательством могут устанавливаться определенные требования, связанные с торговлей ювелирными изделиями, которые должны учитываться сторонами договора комиссии.

В частности, согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для целей этого федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, организации, осуществляющие куплю-продажу ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий входит в перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, предусмотренные этой нормой сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Напомним, что для целей применения Закона № 115-ФЗ уполномоченным органом является Росфинмониторинг (п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808).

В правоприменительной практике не сложилось единого мнения по вопросу о том, распространяется ли обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, на комитента в случае передачи им комиссионеру ювелирных изделий на сумму 600 тыс. руб. или более.

Так, в информационном сообщении Росфинмониторинга от 26.03.2010 «Типовые вопросы по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» указывается, что, поскольку действия комитента и комиссионера направлены исключительно на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней, требования ст. 6 и 7 Закона № 115-ФЗ распространяются и на комиссионера, и на комитента.

К аналогичным выводам в ряде случаев приходили и суды (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 № 09АП-15921/14).

Однако в п. 15 Информационного письма от 10.02.2016 № 50 Росфинмониторинг занял несколько иную позицию по этому вопросу, сообщив, что, учитывая положения ст. 3 Закона № 115-ФЗ в части определения понятия «клиента», подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, ст. 990 ГК РФ, сведения в Росфинмониторинг по операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым в рамках договора комиссии, представляются комиссионером.

Вместе с тем Верховный Суд РФ в Постановлении от 21.07.2015 № 301-АД15-7554 признал обоснованным привлечение к административной ответственности согласно нормам ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя (комитента) за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операции по передаче комиссионеру ювелирных изделий на сумму свыше 600 тыс. руб.

Поэтому мы полагаем, что если с учетом суммового критерия, предусмотренного п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, передача комиссионеру на реализацию ювелирных изделий (оправ) относится к операциям, подлежащим обязательному контролю, комитенту следует представить соответствующие сведения в Росфинмониторинг в установленный для этого срок. В ином случае существует вероятность привлечения комитента и его должностных лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Статья 141. Валютные ценности

Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.
Право собственности на валютные ценности защищается в Российской Федерации на общих основаниях.

1. Законом о валютном регулировании (п.4 ст.1) к валютным ценностям относятся:
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги в иностранной валюте (чеки, вексели, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и необработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также к лому таких изделий устанавливается Правительством РФ. Однако пока он не определен.
Под иностранной валютой Закон о валютном регулировании (п.3 ст.1) понимает:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
2. Порядок совершения сделок с валютными ценностями установлен Законом о валютном регулировании, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и изданными в соответствии с ними иными нормативными актами. Так, Закон о валютном регулировании (п.2 ст.4) предусматривает, что в Российской Федерации покупка и продажа иностранной валюты производится через уполномочены банки в порядке, установленном ЦБР. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться на внутреннем валютном рынке Российской Федерации непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, которые действуют в порядке и на условиях, предусмотренных ЦБР.
3. Инструкция ЦБР от 29 июня 1992г. No.7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» (Сборник нормативных актов о валютном регулировании и валютном контроле. М. 1994, с.233-245) (далее — Инструкция No.7) устанавливает, что резиденты — юридические лица вправе покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки для осуществления:
а) текущих валютных операций;
б) валютных операций, связанных с движением капитала, которые согласно нормативным актам ЦБР проводятся без лицензии ЦБР;
в) платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте у уполномоченных банков, включая проценты за пользование указанными кредитами, а также сумм штрафов за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредитов;
г) для оплаты командировочных расходов сотрудников направляемых в командировку за рубеж;
д) для оплаты расходов на содержание представительств юридических лиц, открытых в соответствии с разрешениями ЦБР;
е) для обязательных платежей в иностранной валюте, которые взимаются государственными органами согласно федеральным законам;
ж) валютных операций, связанных с движением капитала, при наличии соответствующей лицензии ЦБР в пределах сумм, указанных в ней (п.24). Согласно п.20 Инструкции No.7 нерезиденты — юридические лица вправе без специальных разрешений ЦБР и без указания целей приобретать иностранную валюту через уполномоченные банки за счет рублевых средств, находящихся на их счетах.
4. Условия покупки иностранной валюты за рубли, а также ее продажи физическими лицами (резидентами и нерезидентами) за счет средств на их счетах в российских уполномоченных банках определены в Положении ЦБР «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» No.39, утв. приказом ЦБР от 24 апреля 1996г. No.02-94 (см. коммент. к ст.140 ГК). В приведенных случаях речь идет о купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме.
5. Инструкция ЦБР от 27 февраля 1995г. No.27 «О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками» (Валютные операции. Нормативные акты с комментариями. М., Агентство «Бизнес-Информ», 1995, с.251-283) устанавливает порядок проведения сделок с наличной иностранной валютой (п.1.6). В частности, обменные пункты вправе осуществлять следующие операции:
а) покупку и продажу иностранной валюты за наличные рубли;
б) покупку и продажу платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажу и оплату платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;
в) прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
г) выдачу наличной иностранной валюты по кредитным и дебетным картам, а также прием наличной иностранной валюты для начисления на счета физических лиц в банках;
д) обмен (конверсия) наличной валюты одного иностранного государства на наличную валюту другого;
е) размен платежного денежного знака иностранного государства на его же платежные денежные знаки. Указанные сделки резиденты и нерезиденты вправе проводить только через уполномоченные банки.
6. Сделки с валютными ценностями между резедентами, а также между резидентами и нерезидентами осуществляются на территории России только через уполномоченные банки согласно п.15 раздела VIII Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР. Основные положения (п.15 раздела VIII) разрешают заключение сделок с валютными ценностями на территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, в следующих случаях:
а) передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;
б) дарения валютных ценностей супругу или близким родственникам;
в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
г) приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном российским законодательством.
7. Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994г. No.756 (СЗ РФ, 1994, No.11, ст.1291) (далее — Положение No.756). Оно распространяется на сделки с золотом и серебром в стандартных и мерных слитках; в минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монетах. Положение No.756 устанавливает, что сделки с указанными объектами вправе заключать только определенные субъекты. Учитывая, что Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням был упразднен Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996г. No.1177 (СЗ РФ, 1996, No.34, ст.4082) (п.1.6) и согласно постановлению Правительства РФ от 5 января 1997г. No.2 (СЗ РФ, 1997, No.2, ст.248) Минфин РФ является одним из его правопреемников, также сделки вправе заключать Минфин РФ. Кроме того, сделки с названными объектами вправе совершать:
— ЦБР,
— специальные уполномоченные банки (коммерческие банки, имеющие соответствующую лицензию),
— пользователи недр (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
— скупочные предприятия,
— предприятия-заготовители (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
— предприятия-переработчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
— аффинажные заводы (государственные предприятия,
— производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%);
— промышленные потребители (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
— инвесторы (предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным выше субъектам, которые вкладывают свои средства в приобретение слитков золота, серебра и монеты.
Положение (п.3) предусматривает, что денежные обязательства, которые возникают при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в рублях.
ЦБР 1 ноября 1996г. приказом No.02-400 ввел в действие Положение «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» («Бизнес и банки», 1996, No.49) (далее — Положение No.50). Положение No.50 (п.7) разрешает уполномоченным коммерческим банкам совершать следующие операции и сделки с драгоценными металлами:
а) покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет своих клиентов;
б) привлекать драгоценные металлы во вклады от физических и юридических лиц;
в) размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;
г) предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;
д) оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.
Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между российскими резидентами, должны быть выражены и оплачены в рублях (п.8.4 Положения No.50).
Временный порядок проведения Банком России операций по купле-продаже драгоценных металлов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утв. приказом ЦБР от 30 декабря 1996г. No.02-475 (Вестник Банка России, 1997, No.2, с.30-40) устанавливает порядок купли-продажи драгоценных металлов ЦБР и уполномоченными банками.
8. Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996г. No.759 (СЗ РФ, 1996, No.27, ст.3286) (далее — Положение No.759). Оно распространяется на сделки с природными драгоценными камнями (алмазами, изумрудами, сапфирами, александритами) следующих видов:
а) сырые, сортированные и оцененные;
б) обработанные (ограненные вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения);
в) рекупированные (извлеченные из инструмента) (п.1).
Положение No.759 не охватывает сделок, связанных с вывозом из России и ввозом в Россию природных драгоценных камней; с ювелирными и другими бытовыми изделиями и вставками из природных драгоценных камней, перечень которых определяется нормативно-технической документацией; с сертифицированными ограненными природными драгоценными камнями (п.2). Право заключения сделок с указанными объектами принадлежит особым субъектам, российским резидентам: Минфину РФ, ЦБР, уполномоченным банкам, добывающим организациям (пользователям недр); обрабатывающим организациям, промышленным потребителям (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям); торгово-посредническим организациям; инвесторам (юридическим и физическим лицам, вкладывающим свои средства в приобретение природных ограненных камней через специально уполномоченные банки, ограночным предприятиям, а также другим юридическим лицам, имеющим право на работу с природными драгоценными камнями).
Согласно Положению No.759 (п.6) совершение сделок с сырыми и несортированными природными драгоценными камнями запрещается. ЦБР и специально уполномоченные коммерческие банки вправе совершать сделки купли-продажи природных драгоценных камней за свой счет либо за счет своих клиентов, осуществлять залоговые операции и совершать иные сделки, разрешенные российским законодательством. Инвесторы вправе совершать сделки купли-продажи обработанных драгоценных камней, их хранение, изготовление из них ювелирных изделий только через уполномоченные банки по заключенным с ними договорам поручения (п.13). Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическими лицами запрещается.
Согласно п.14 Положения No.759 владельцы природных драгоценных камней могут использовать их в качестве залога. В то же время их нельзя использовать в качестве средства платежа, а также при расчетах за кредиты, которые коммерческие банки предоставляют юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции (п.15 Положения No.759).
Для реализации Положения No.759 ЦБР и Минфин РФ издали письмо от 3 октября 1996г. No.334 и от 10 октября 1996г. No.11-07-02/151 «О порядке применения Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996г. No.759» (Нормативные акты по банковской деятельности. Приложение к журналу «Деньги и кредит», 1997, No.1, с.45-47), которое определило перечень сделок, совершаемых банками с природными драгоценными камнями на территории России.
9. Правила совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997г. No.772 (СЗ РФ, 1997, No.27, ст.3230). Согласно Правилам (п.3) все операции, связанные с куплей-продажей слитков, должны совершаться в присутствии физического лица, покупающего (продающего) слитки. При купле-продаже слитков к ним должны прилагаться документы, подтверждающие их происхождение.
10. Правила скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий в ломе утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994г. No.1089 (СЗ РФ, 1994, No.23, ст.2568). Согласно этим Правилам (п.8) скупочные предприятия принимают у населения ценности в виде ювелирных, бытовых и иных непромышленных изделий в ломе, не запрещенных законодательством для продажи населению, независимо от наличия на них оттисков именинников изготовителей изделий и оттисков государственных пробирных клейм. Скупочным предприятиям запрещается принимать: алмазное сырье и полуфабрикаты, технические алмазы; золото, платину, палладий и серебро в самородках, шлихе, слитках, пластинах, проволоке; полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства; предметы производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (контакты, лабораторная посуда и другие), драгоценные камни, алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, алек-сандриты, а также природный жемчуг) в необработанном виде; ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, если иное не предусмотрено законодательством; предметы, изъятые из гражданского оборота или на продажу которых установлен особый порядок (холодное и огнестрельное оружие, оружие в оправе и другие). При сдаче ценностей физическое лицо обязано предъявить паспорт или документ, его заменяющий.
11. Согласно Закону о валютном регулировании (п.1 ст.3) право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с другими объектами. Собственник валютных ценностей вправе требовать защиты принадлежащего ему права на валютные ценности в общем порядке согласно гл.20 части первой ГК.
12. В соответствии с Законом о валютном регулировании (п.1 ст.14) сделки с валютными ценностями, совершенные в нарушение российского валютного законодательства, считаются недействительными (см. коммент. к ст.167 ГК). Кроме того, нарушители могут быть привлечены к административной (ст.153,154 КоАП) и уголовной ответственности (ст.191 УК).

Правила обмена и возврат ювелирных изделий согласно закону

Не все граждане Российской Федерации знают свои права о возврате товаров в магазин. Если приобретен товар ненадлежащего качества и человек хочет его вернуть, ему следует обратиться к тексту Федерального Закона 2300-1 «О защите прав потребителей». В нем указаны все аспекты, касающиеся возврата и обмена любой покупки.

Можно ли вернуть или обменять ювелирные изделия?

В Федеральном Законе указываются правила возврата и обмена таких товаров, как бытовая техника, электро приборы, продукты питания, вещи, обувь и так далее. Что касается золотых и серебренных украшений, то их возврат и обмен возможен только в соответствии с 18 статьей настоящего закона. положения этой статьи гласят, что если покупатель заметил в ювелирном изделии недостатки, о которых продавец не сообщил, то потребитель вправе выдвинуть претензию.

В соответствии с законом, потребитель вправе выдвигать требования продавцу:

  • о замене ювелирного изделия на точно такое же;
  • о замене на другое украшение, с учетом изменения цены;
  • о снижении цены из-за наличия брака на украшении;
  • об устранении дефект за счет продавца;
  • о возмещении расходов, которые понес покупатель при устранении брака;
  • о возврате денежных средств в полном размере, за уплаченный товар (при этом необходимо вернуть ювелирное изделие ненадлежащего качества обратно в магазин).

Исходя их положения 18 статьи закона «О защите прав потребителей» следует:

  • в случае, когда украшение не подходит по размеру, фасону и т. д. — то возврат золота и серебра в магазин не возможен;
  • в случае, если ювелирное изделие бракованное (некачественное) и данный факт возможно подтвердить проведением экспертизы, то возврат возможен.

Что говорится в ЗоЗПП о торговле ювелирными изделиями?

В Федеральном Законе «О защите прав потребителей» в статье 26.2 указываются правила продажи ювелирных изделий. Текст данной статьи содержит положения, что условия торговли украшениями из золота и серебра устанавливаются Правительством России.

Постановление Правительства Российской Федерации № 55 содержит в себе аспекты, касающиеся торговли ювелирными изделиями. Все особенности данной процедуры указаны в 7 главе рассматриваемого постановления.

Согласно закону, торговля ювелирными изделиями должна соответствовать следующим критериям:

  • наличие пробирных клейм, вне зависимости украшение ввезено из-за граница или является отечественного производства;
  • оттисков именников — для украшений российского производства;
  • по закону, разрешается продажа продукции из золота или серебра весом до 3 граммов без пробирного клейма;
  • продавать драгоценные камни (бриллианты, изумруды) разрешается только при наличии соответствующего сертификата;
  • до выставления украшений на витрину для продажи следует провести их полный осмотр, включающий проверку на наличие пробы и именника, отсутствие брака, также стоит проверить сохранность ярлыков и пломб;
  • ювелирные изделия, сделанные из золота или серебра с наличием драгоценных камней должны иметь специальную упаковку;
  • по закону, взвешивать украшение, по требованию покупателя, необходимо в его присутствии;
  • если в кассовом чеке не указаны — проба, вид покупки, информация о драгоценном камне, артикул, то продавец обязан выдать товарный чек, содержащий всю вышеуказанную информацию.

В соответствии с данным Постановлением № 55, на каждом ювелирном изделии должен быть ярлык, отражающий информацию:

  • название украшения;
  • сведения об изготовителе;
  • вид драгоценного металла — золото или серебро;
  • артикул;
  • проба;
  • вес;
  • способ обработки;
  • цена ювелирного изделия.

Если в ювелирное изделие вставили камень, не принадлежащий к драгоценным, то в соответствии с нормами закона, следует указать эту информацию на ярлыке.

Правила обмена и возврата

Согласно закону, возврат или обмен продукции из золота или серебра возможен только при наличии заводского брака в самом ювелирном изделии. В соответствии с положениями 476 статьи Гражданского Кодекса следует, что продавец не несет ответственность за возникший брак после того, как ювелирное изделие было передано покупателю. По закону, вернуть можно украшения из золота или серебра только при наличии заводского брака.

По закону, можно вернуть ювелирное изделие, при наличии оснований:

  • есть проба на продукции из золота или серебра, но она не соответствует действительности;
  • из ювелирного изделия выпадают вставки;
  • часы, приобретенные в специальном ювелирном магазине, в скором времени перестали работать, либо работают не исправно, либо сломался браслет;
  • при покупке браслета или цепочки из золота или серебра вскоре появились дефекты — болтающиеся звенья, плохо работающий замочек, поломалась застежка, порвалось изделие.

Вернуть ювелирное изделие нужно сразу после обнаружения дефекта. Но не стоит забывать о специальных сроках, установленных нормами закона.

По закону, продукцию из золота и серебра, возможно вернуть или обменять:

  • в течении 14 дней после покупки, если был обнаружен видимый дефект;
  • в течении полугода, если был обнаружен скрытый брак.

По нормам закона, купленный товар можно вернуть в течении всего гарантийного срока. Обычно период гарантии устанавливает производитель. Если изготовитель не обозначит дату гарантии, то продавец вправе сам ее указать. Поэтому сроки возврата ювелирных изделий могут быть различными.

Причины для отказа в возврате денег или обмене товара

Сотрудники магазина могут отказать в приеме и обмене ювелирного изделия, если покупатель нарушает, установленные законом правила:

  • не соблюдает сроки;
  • дефект товара произошел после совершения сделки о купле-продаже;
  • истек гарантийный срок продукции из золота или серебра.

Если покупатель учтет все нормы настоящего закона, касающиеся возврата и обмена, то продавец обязан будет выполнить его требования.

В случае, необоснованного отказа в возврате или обмене товара от продавца, можно подать жалобу. Изначально ситуацию необходимо попробовать решить мирной договоренностью, если конфликт не разрешится, то следует обращаться с иском в судебную инстанцию.

Посмотреть образец искового заявления можно здесь.

Скачать текст закона о защите прав потребителей

При приобретении чего-либо необходимо, необходимо удостовериться в отсутствии дефектов. Для этого следует внимательно осмотреть товар, особенно это касается дорогостоящих ювелирных изделий. Например, в случае наличия брака на замочке цепочки из золота, она может расстегнуться и потеряться. Поэтому важно обнаружить дефект как можно раньше.

Но если, при покупке, ювелирного изделия ненадлежащего качества, брак не был заметен, то после его обнаружения нужно ознакомиться со своими правами по возврату украшения обратно в магазин. Для этого следует изучить полную версию закона. Скачать последнюю редакцию Федерального Закона РФ 2300-1 «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями можно по ссылке.

Какие законы и нормативные акты регулируют оборот ювелирных изделий

Мы разбили «нормативную базу» по ювелирным изделиям на две части. Первая часть — общие законы, на основании которых действуют любые ювелирные предприятия. Вторая часть — законы и нормативные акты, которые регулируют дистанционную торговлю ювелирными изделиями (то есть, продажу украшений через интернет-магазины).

I. Документы, регулирующие оборот драгоценных металлов, камней и изделий из них в целом

  1. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
    Закон регулирует порядок обращения драгоценных металлов и камней в России, в том числе совершение сделок с ними. На его основании, к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), а к природным драгоценным камням — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг. Кроме того к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням»).
    Драгоценные металлы могут находиться в разных состояниях – самородном, аффинированном, сплавах, ювелирных изделиях или ломе и так далее. Правила обращения с ними в зависимости от его состояния различаются. Например, в отношении оборота стандартных и мерных слитков, руды драгоценных металлов и самородков существуют ограничения, которых нет для оборота изделий из них.
    Другие законодательные акты, регулирующие оборот драгоценных камней и металлов:
  • Постановление Правительства РФ от 04.01.1992 N 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством и потреблением»
  • Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756
  • Постановления Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419 «Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы до аффинажа»
  • Постановления Правительства РФ от 27.02.2003 N 127 «Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации»
  • Закон о Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»
  • Инструкция о порядке ведения специального учета, утвержденная Приказом Министерства финансов России от 16.06.2003 № 51н
    Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся реализацией ювелирных изделий, должны встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию. Причем сделать это нужно перед началом работы с драгоценными металлами и камнями (п. 2 Инструкции). После постановки на учет организации (предпринимателю) выдается свидетельство о постановке на специальный учет, а также карта постановки, заверенная в инспекции
    1. Постановление Правительства РФ от 18.06.99 №643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов»
      Внимание: с мая 2016г. прежнее Положение потеряло силу, и подписано новое: Постановление Правительства России от 6 мая 2016 г. N 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов», подробнее — в новости.
    2. Положение о порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным, утвержденное Приказом Роскомдрагмета от 30.10.1996 N146

    На основании Положения, к ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали
    К изделиям ювелирной галантереи (то, что мы чаще называем «ювелирная бижутерия» — прим. ЮВЕЛИРУМ) относятся изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, с покрытием драгоценными металлами, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.
    К изделиям металлической галантереи относятся изделия, изготовленные из недрагоценных материалов, со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта, предметов культа и/или для декоративных целей, а также для выполнения различных ритуалов и обрядов.

    • Письмо Министерства финансов от 6 августа 2003г. №23-02-04 /752
      Цитата: «В связи с поступлением запросов об отнесении изделий к ювелирным разъясняем. В связи с тем, что ограненные камни не являются законченными изделиями, а используются лишь в качестве вставок (полуфабрикатов) в ювелирных изделиях и не подпадают под указанное понятие, они (ограненные камни, в том числе и бриллианты) ювелирными изделиями не являются.»
  • Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О Защите прав потребителей»
    Информация о предлагаемых к продаже изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней помимо общих сведений о товаре (ст.ст. 10, 11 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей») должна содержать сведения об установленных в Российской Федерации пробах для этих изделий, извлечения из стандартов о порядке клеймения изделий и сертификации ограненных природных драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации.
    В соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
    Однако, изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни включены в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55.
    !Положения Закона применительно к интернет-магазинам (в т.ч. по возвратам товара в ювелирные интернет-магазины) — см.ниже в разделе интернет-торговли

      Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» определяет особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Так, продажа ювелирных изделий осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именников изготовителей (для изделий российского производства).
      Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.
      Документ содержит «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену…», куда входят и изделия из драгоценных металлов (см. упоминание об этом в п.5 «Закон о правах потребителя»)
      Цитата:

    69. В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись».

    Дополнение на апрель 2015: http://juvelirum.ru/prodavtsov-mogut-obyazat-uvedomlyat-pokupatelej-o-sinteticheskih-vstavkah/ (Минфин планирует обязать продавцов ювелирных изделий специальным образом маркировать ярлыки, если в украшении используется вставка из синтетического камня)

    Дополнение на сентябрь 2015: juvelirum.ru/v-poryadok-prodazhi-yuvelirnyh-izdelij-vneseny-izmeneniya/ (В порядок продажи ювелирных изделий внесены изменения)

    II. Документы, регулирующие интернет-торговлю ювелирными изделиями

    В Российской Федерации действует комплекс нормативных правовых актов, в той или иной степени регулирующих отношения при реализации изделий из драгоценных и редкоземельных металлов, драгоценных камней. Так, к основным нормативным правовым актам можно отнести Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Гражданский кодекс Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (из пояснительной записки к обсуждению документа о снятии ограничений на ювелирную интернет-торговлю, сентябрь 2016, http://regulation.gov.ru/projects#npa=53358)

      Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О Защите прав потребителей»
      Включает специальный раздел ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара», предусматривающий в том числе право покупателя интернет-магазина отказаться от товара в течение семи дней.
      Цитата:

    «1. Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

    2. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

    3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара».

    О возвратах товара в интернет-магазин:

    «4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.

    В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

    Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

    Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

    При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

    5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 — 24 настоящего Закона».