Федеральный закон о банках и банковской деятельности ст26

Рубрики Наша практика

Объявление

  • Регистрация: 24.06.2004
  • Сообщений: 3175

Вносим предложения в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Исх. 29.08.07 № 5/203

При применении норм действующего законодательства, регулирующих вопросы банковской тайны, у кредитных организаций часто возникают проблемы, связанные с предоставлением органам государственной власти сведений о клиентах, содержащих банковскую тайну.
Так, в статье 26 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) установлена обязанность банков предоставлять указанным в данной статье органам государственной власти справки по операциям и счетам клиентов, содержащие информацию, отнесенную к банковской тайне. При этом конструкция норм статьи 26 Закона о банках позволяет сделать вывод о том, что перечень органов государственной власти, которые вправе запрашивать у банков информацию, составляющую банковскую тайну, является исчерпывающим.
Однако аналогичное право предоставлено также должностным лицам иных органов государственной власти на основании иных федеральных законов. При этом возникают проблемы толкования норм некоторых федеральных законов, устанавливающих права должностных лиц по получению от банков сведений, составляющих банковскую тайну. К ним, в частности относятся судебные приставы (см. статью 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», пункт 2 статьи 12 и пункт 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах»).
Также необходимо отметить, что в последнее время наблюдается тенденция расширения круга государственных органов, которые вправе запрашивать у банков информацию, составляющую банковскую тайну. Так, на основании Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» такое право предоставлено антимонопольным органам.
Вместе с тем, институт банковской тайны очень важен для нормального функционирования экономики, поскольку обеспечивает недоступность некоторых сведений о юридических лицах и гражданах, включая сведения об их финансовом положении.
Банковские системы в экономически развитых странах признают необходимость наличия банковской тайны и осуществляют действия, направленные на совершенствование механизма взаимоотношений между кредитными организациями и государственными (правоохранительными) органами по поводу раскрытия информации, составляющей банковскую тайну.
В этой связи Ассоциация российских банков полагает необходимым внести в статью 26 Закона о банках следующие изменения:
— определить понятие «банковской тайны»;
— закрепить перечень понятий и терминов, используемых в нормах, определяющих виды информации, составляющей банковскую тайну, и порядок ее предоставления;
— установить исчерпывающий перечень органов государственной власти, имеющих право получать от банков сведения о клиентах, составляющие банковскую тайну.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас до 15 сентября 2007 года направить в АРБ Ваши предложения по внесению изменений в статью 26 Закона о банках по электронной почте: [email protected] Контактные телефоны: 291-50-53 (тел.), 290-58-07 (тел., факс).
Ваши предложения будут учтены при подготовке соответствующего проекта федерального закона, который после обсуждения на заседании Комитета АРБ по банковскому законодательству и нормам саморегулирования будет направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Исполнительный
вице-президент АРБ
по правовым вопросам
А.В.Емелин

Статья «О банковской тайне» ФЗ 395-1

Кредитная организация — юридическое лицо, которое создано с целью извлечения прибыли. Она обладает специальным разрешением Центрального банка РФ, благодаря которому у нее есть возможность осуществлять различные банковские транзакции. Кредитная организация создается на основе формы собственности в виде хозяйственного общества.

Банк — это вид кредитной организации, которая может осуществлять определенные банковские операции:

  • Привлекать денежные вклады физических и юридических лиц;
  • Передавать денежные средства в банковские ячейки от своего имени;
  • Переводить денежные средства на условиях платности, возвратности, срочности.

Если банк обладает универсальной лицензией, он может проводить банковские операции, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона.

Если у банка есть разрешение в виде базовой лицензии, он с ограничениями может проводить банковские тайные транзакции, которые перечислены в статье 5 настоящего Федерального закона. Ограничения представлены в статье 5.1 настоящего Федерального законодательства.

Банк или кредитная организация гарантирует каждому клиенту тайность информации о проведенных транзакциях и наличии счетов. Сотрудники банковской организации обязаны хранить тайну о счетах, операциях и вкладах корреспондентов и клиентов. Более подробная информация об этом представлена в статье 26.

Статья 26 «Банковская тайна»

Статья 26 гласит о том, что за разглашение банковской тайны некоторые лица несут ответственность. К методам ответственности относится и возмещение нанесенного ущерба, положения о котором предусматривает настоящий Федеральный закон.

Операторы (сотрудники банка) не могут раскрывать тайную информацию третьим лицам. Речь идет о транзакциях по счетам участников — клиентов и их платежных систем. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Сведения могут быть переданы организации для формирования кредитной истории в порядке условий, которые предусматриваются договором в соответствии с Федеральными законами «О кредитных историях» и «банковских тайнах».

Должностные или руководящие лица, список которых определяется Президентом Российской Федерации, не могут передавать третьим лицам тайную информацию об операциях, о вкладах и счетах физических лиц.

Данные и документы о проведении тайных транзакций, открытии и ведении счетов передаются в орган валютного рынка, налоговые и таможенные органы. В этом случае они выступают в виде агентов валютного контроля. Объем и порядок валютного перечисления указан в Федеральном законе.

Органам валютного контроля запрещается раскрывать полученную от кредитных организаций информацию третьим лицам. Однако существуют исключения, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Кто согласно закону может получить информацию по операциям и счетам?

Тайная информация в письменном виде о проведенных транзакциях предпринимателей и юридических лиц может предоставляться:

  • Им самим;
  • Арбитражным судам;
  • Налоговым органам;
  • Счетной палате РФ;
  • Пенсионному фонду РФ;
  • Фонду социального страхования РФ;
  • Органам принудительного исполнения судебных актов;
  • Должностным лицам и другим органам в ситуациях, которые предусмотрены законодательными актами об их деятельности.

Тайная информация по счетам и вкладам физических лиц может быть представлена:

  • Им самим;
  • Органам принудительного исполнения судебных актов;
  • Судам;
  • Организациям, которые осуществляют процедуру по обязательному страхованию вкладов;
  • Органам предварительного следствия.

Наказание за разглашение банковской тайны

Если банковская тайна разглашается третьим лицам, то должностные граждане несут ответственность в виде наказания, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» не может разглашать информацию третьим лицам, если данные относятся к статусу «банковская тайна». Если ООО передаст информацию третьим лицам, то сотрудники компании понесут ответственность за нанесенный ущерб.

Если третьи лица заполучили информацию, которая является банковской тайной при помощи похищения, угроз или подкупа, накладывается штраф. Его сумма — 500 тысяч рублей или сумма заработных плат за 12 месяцев или исправительные работы на срок до одного года. В виде наказания предусматривается и лишение свободы сроком на 24 месяца.

Если тайно полученная информация используется без согласия владельца, предусматривается штраф в размере — до одного миллиона рублей или сумма заработной платы за 24 месяца. Дополнительно сотрудник не сможет занимать определенные должности сроком до трех лет или лишается свободы на аналогичный срок.

Если подобные действия были совершены по корыстным мотивам и они причинили организации крупный ущерб, размер штрафа составит 1,5 миллиона рублей с лишением права занимать некоторые должности или заниматься работой сроком до трех лет. Альтернативой служит наказание в виде исправительных работ сроком до пяти лет или лишение свободы на аналогичный срок.

Скачать ФЗ «О банках и банковской деятельности»

Кредитная организация работает по собственным нормативным актам. Со стороны государства обязательства на банк не действуют, ровно как и наоборот. Органы исполнительной и законодательной власти не могут вмешиваться в работу кредитных организаций. Но настоящий Федеральный закон предусматривает исключения в работе данной системы.

В соответствии с заключенным между кредитной организацией и государственным учреждением договором «О банковской тайне» она может выполнять определенные поручения Правительства РФ или органов исполнительной власти. В список поручений входит осуществление тайных операций с использованием средств федерального бюджета или местных бюджетов. Кредитная организация должна вести контроль над целевым использованием бюджетных средств. Подобные денежные средства выделяются региональными и федеральными программами. Заключенный между сторонами контракт должен содержать взаимные обязательства с двух сторон и предусматривать ответственность в случае их невыполнения или разглашения тайной информации.

Хотите скачать Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» с внесенными в последнюю редакцию изменениями и дополнениями? Перейдите по ссылке.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I
«О банках и банковской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г., 17 мая, 24 июля, 2 октября, 2 ноября, 4 декабря 2007 г., 3 марта, 8 апреля, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 28 апреля, 3 июня, 24 июля, 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 февраля, 8 мая, 1, 23, 27 июля, 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 27 июня, 1, 11 июля, 21 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 29 июня, 28 июля, 3, 29 декабря 2012 г., 14 марта, 7 мая, 28 июня, 2, 23 июля, 30 сентября, 2, 21 декабря 2013 г., 3 февраля, 5 мая, 28 июня, 21 июля, 4 октября, 4 ноября, 1, 22, 29 декабря 2014 г., 20 апреля, 29 июня, 13 июля, 14, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 1 мая, 18 июня, 18, 26, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 23 апреля, 23 мая, 4, 27 июня, 29 июля, 3 августа 2018 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Председатель Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР

2 декабря 1990 года

Устанавливаются нормы, регулирующие банковскую деятельность. Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Определяется порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций. Предусматриваются меры обеспечения финансовой надежности. Каждая кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг.

Вкладчиками банка могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором. Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности»

Настоящий Федеральный закон введен в действие с момента его принятия

Текст Федерального закона опубликован в Ведомостях съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 357

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г., за исключением пункта 2 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня и по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 372-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 229-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением частей четырнадцатой и пятнадцатой статьи 24 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 мая 2014 г.

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 12-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2013 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ

Изменения вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 40.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 июля 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

Изменения в статью 26 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в часть первую статьи 20 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 15 февраля 2010 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 28-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 апреля 2008 г. N 46-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 60 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 марта 2008 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2007 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 мая 2006 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ

О вступлении в силу изменений см. статью 5

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ

О вступлении в силу изменений см. статью 3

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 24 июня 1992 г. N 3119-1

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2032-1

Изменения вводятся в действие с момента опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон «О банках и банковской деятельности». Ст 26: «Банковская тайна»

Закон » О банках и банковской деятельности РФ» устанавливает основные понятия, используемые в данной сфере, формулирует ключевые положения относительно создания и работы указанных организаций. Данный нормативный акт подвергался корректировкам, дополнялся новыми нормами с учетом современной экономической ситуации. Рассмотрим далее подробнее закон «О банках и банковской деятельности» с последними изменениями.

Терминология

В первую очередь следует разъяснить основные понятия, которые использует закон «О банках и банковской деятельности». Характеристика финансовых институтов приводится в ст. 1. В ней разъясняются следующие категории:

1. Кредитная организация. Она представляет собой юрлицо, которое обладает правом выполнять банковские операции для извлечения прибыли. Получение дохода выступает для такой организации основной целью функционирования. Свою работу юрлицо осуществляет на основании лицензии ЦБ. Кредитная организация, как хозяйствующее общество, может образовываться на основе любого типа собственности.

2. Банк. В качестве него выступает кредитная организация, наделенная исключительными правами на осуществление комплекса операций. К ним относят:

  • Привлечение денежных средств юрлиц и граждан во вклады.
  • Размещение финансовых поступлений за свой счет и от собственного имени на условиях срочности, платности, возвратности.
  • Открытие и обслуживание счетов организаций и граждан.

Это не все операции, которые разрешает закон «О банках и банковской деятельности». Краткое содержание всех разрешенных услуг будет представлено ниже.

Структура и правовое регулирование

В банковскую систему РФ включаются:

  1. ЦБ.
  2. Кредитные организации.
  3. Представительства и филиалы иностранных финансовых институтов.

Правовое регулирование работы организаций обеспечивают:

  • Конституция.
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
  • Прочие нормативно-правовые акты ЦБ.

Закон «О банках и банковской деятельности» в ст. 5 устанавливает перечень действий, которые вправе совершать финансовые институты. К ним относят следующие операции:

  1. Привлечение средств организаций и граждан во вклады срочные и до востребования.
  2. Размещение от собственного имени и использовани своих ресурсов, указанных в предыдущем пункте финансов.
  3. Открытие и обслуживание счетов организаций и физлиц.
  4. Выполнение денежных переводов по поручению граждан и юрлиц, банков-корреспондентов в том числе.
  5. Инкассацию векселей, денежных средств, расчетных и платежных документов, а также кассовое обслуживание клиентов.
  6. Приобретение и продажу инвалюты в безналичной и наличной формах.
  7. Выдачу банковских гарантий.
  8. Привлечение в качестве вкладов и размещение драгметаллов.
  9. Осуществление денежных переводов без открытия счета, электронных средств в том числе (кроме почтовых).

Закон «О банках и банковской системе» предъявляет определенные требования к субъектам, открывающим счета. В частности, индивидуальным предпринимателям и юрлицам необходимо предоставлять свидетельства о госрегистрации и постановке в налоговой службе на учет. Исключением являются органы местной и государственной власти.

Их перечень также предусмотрен в ст. 5. Закон «О банках и банковской деятельности» допускает осуществление следующих сделок:

  1. Выдача поручительств, предусматривающих погашение обязательств в денежном виде.
  2. Доверительное управление финансами и прочим имуществом согласно договорам с юрлицами и гражданами.
  3. Получение от третьих лиц права требования исполнения денежных обязательств.
  4. Проведение операций с драгметаллами и камнями в порядке, установленном в нормативных актах.
  5. Предоставление юридическим лицам и гражданам специальных помещений либо сейфов, находящихся в них, в аренду для хранения ценностей и документов.
  6. Лизинговые операции.
  7. Предоставление информационных и консультационных услуг.

Закон «О банках и банковской деятельности» допускает осуществление иных сделок, не противоречащих нормам права. Все операции осуществляются в рублях, а при наличии специального разрешения от ЦБ – в инвалюте.

Ценные бумаги

Закон «О банках и банковской деятельности РФ» допускает производить покупку, выпуск, продажу, хранение и прочие операции бумагами, которые подтверждают привлечение финансовых средств на счета и во вклады или исполняют функции платежных документов, а также для операций с которыми необходимо специальное разрешение. Организации могут также принимать их в доверительное управление по соответствующим договорам с гражданами и юрлицами.

Закон «О банках и банковской деятельности»: учет (изменения)

Кредитной организации надлежит опубликовывать в установленные сроки информацию о своей работе. Даты информирования определяются ЦБ. В соответствии с положениями, которые включает в себя закон «О банках и банковской деятельности», учет в организациях осуществляется по общим правилам ведения бухгалтерии. Финансовые институты должны размещать:

  1. Ежеквартально – баланс и отчетность об убытках и прибыли, сведения об уровне достаточности капитала, размере резервов для покрытия сомнительных ссуд и прочих активов.
  2. Ежеквартально – бухгалтерскую документацию с заключением аудиторской компании (независимого эксперта) о достоверности сведений.

Информирование

Закон «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) обязывает кредитную организацию предоставлять по требованию гражданина или юрлица копии лицензий и других разрешений, получение которых предусматривается нормативными актами. Кроме этого, финансовый институт должен по запросу предоставлять бухгалтерские балансы за отчетный год. Закон «О банках и банковской деятельности» (с последними изменениями) устанавливает ответственность кредитных организаций за предоставление недостоверных сведений и введение заинтересованных пользователей в заблуждение.

Отношения с субъектами

Закон «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) устанавливает, что кредитная организация не отвечает по обязательствам ЦБ, как и наоборот, кроме случаев, когда последний принял их на себя. Аналогичная ситуация складывается во взаимоотношениях с государством. Исполнительные и представительные органы не имеют права вмешиваться в работу кредитных организаций. Исключение составляют ситуации, предусмотренные в нормах права.

Учредительная документация

У кредитной организации должны быть все те бумаги, которые предусмотрены нормативными актами для юридических лиц данного организационно-правового типа. Это предписывает рассматриваемый закон «О банках и банковской деятельности». Статья 10 определяет перечень сведений, обязательных для указания в уставе кредитной компании:

  1. Фирменное название.
  2. Сведения об организационно-правовой форме.
  3. Данные об адресе (месте расположения) административных органов и обособленных подразделений.
  4. Перечисление осуществляемых операций и сделок по ст. 5 рассматриваемого закона.
  5. Информация о величине уставного капитала.
  6. Данные о системе административных органов, исполнительных и контрольных в том числе, порядке их формирования и полномочиях.
  7. Прочие сведения, которые предусмотрены в ФЗ для уставов юрлиц данного организационно-правового типа.

Корректировки, дополнения в документы

Порядок их внесения также устанавливает Закон «О банках и банковской деятельности». Изменения, которые вносятся в учредительную документацию кредитной организации, должны проходить регистрацию. Бумаги, которые предусмотрены в п. 1 ст. 17 ФЗ «О госрегистрации ИП и юрлиц» и нормативных актах, предъявляются в ЦБ в установленном порядке. Последний в течение месяца с даты подачи документов принимает решение и направляет в уполномоченный орган все материалы, которые необходимы для внесения соответствующих корректировок в ЕГРЮЛ. Регистрирующая служба вносит запись на основании полученных ведений и документов в пятидневный срок. Не позднее следующего дня (рабочего) уведомление об этом отправляется в ЦБ.

Банковская тайна

Прямое разъяснение данного определения в нормативных актах нет. Однако в законах наличествуют перечни сведений, которые относятся к категории банковской тайны. В частности, они присутствуют в ГК и рассматриваемом нормативном акте. Однако объекты в них имеют некоторые отличия. В качестве банковской тайны, безусловно, признаются сведения, касающиеся счета и вклада. В соответствии со ст. 857 ГК, данные о клиенте также относятся к этой категории. Однако закон «О банках и банковской деятельности» это положение не предусматривает. Но в нормативном документе есть указание на то, что к тайне могут быть отнесены другие сведения, если это не запрещается в ФЗ (ст. 26). За разглашения такого рода информации предусматривается ответственность для кредитной организации. Клиент также может потребовать возмещения ущерба, причиненного такими действиями.

О предоставлении кредитной организацией государственным органам сведений, составляющих банковскую тайну

(Данилов И. В.) («Банковское право», 2005, N 5) Текст документа

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ

Данилов И. В., юрисконсульт Акционерного банка «Девон-Кредит» (открытое акционерное общество).

Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, операциях по счетам и вкладам, сведений о своих клиентах (п. 1 ст. 857 ГК РФ) и корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной организацией самостоятельно, если это не противоречит федеральному закону (ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). Более широко понятие банковской тайны установлено в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» . Исходя из ее буквального толкования, можно сделать вывод, что банк обязывается хранить тайну не только по операциям по счету и вкладу, но и по другим операциям своих клиентов, осуществляемым на основе иных договоров: кредитного, лизинга, факторинга и др. Кроме того, в абзаце 1 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» допускается распространение банком режима банковской тайны и на иные сведения, устанавливаемые банком, если это не противоречит федеральному закону. ——————————— Собрание законодательства РФ. N 6. Ст. 492.

Таким образом, объектом охраны являются сведения о клиентах, об их операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя такие обязательства. Перечень операций по счету, на которые распространяется действие банковской тайны, определяется в соответствии со ст. 848 ГК РФ. Тайна распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.). Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковских операций и других сделок, предусмотренных ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Каких-либо пределов для распространения правового режима банковской тайны на иные сведения федеральное законодательство не содержит. Однако, учитывая, что банковская тайна представляет собой особую разновидность коммерческой тайны, в этом случае следует руководствоваться Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» . Указанный Закон по своей сути заменил Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» , которое в настоящее время фактически утратило силу. Требования Федерального закона «О коммерческой тайне» следует также учитывать при определении объема информации, включаемой в понятие «сведения о клиентах и корреспондентах». Сюда могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и т. п. положении клиента. Например, информация о наличии у клиента ребенка, на обучение которого он переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны. ——————————— Российская газета. 2004. 5 августа. N 166. Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. 1992. N 1-2. Ст. 7.

Перечень государственных органов, которым банки обязаны предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну, определен в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В зависимости от категории клиентов различается и круг органов, имеющих право на получение такой информации. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией: 1) судам и арбитражным судам (судьям); 2) Счетной палате Российской Федерации; 3) органам государственной налоговой службы; 4) таможенным органам Российской Федерации; 5) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (при наличии согласия прокурора); 6) органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ из указанного перечня были исключены органы налоговой полиции и включены органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений. ——————————— Собрание законодательства РФ. 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700.

В связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополнена новой частью 5 (часть введена Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ), в соответствии с которой информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». ——————————— Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

В связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополнена новой частью 12 (часть 12 введена Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ), в соответствии с которой информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия предоставляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях». ——————————— Российская газета. 2005. 13 января. N 2.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией: 1) судам; 2) организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации; 3) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (при наличии согласия прокурора). В случае смерти клиента справки выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организацией завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям. Налоговые органы отсутствуют в перечне государственных органов, которым кредитные организации выдают справки по счетам и вкладам физических лиц. Однако судебная практика складывается не в пользу кредитных организаций. Пример: Открытое акционерное общество Московский акционерный коммерческий банк «В», в лице его Хабаровского филиала, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с жалобой на действия должностного лица Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Хабаровскому краю в части, касающейся истребования у банка документов, содержащих банковскую тайну. В кассационной жалобе Банк просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и удовлетворить его исковые требования по следующим основаниям. Заявитель жалобы ссылается на п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам лишь в случае и порядке, установленных законом. По мнению истца, такой порядок предусмотрен ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Последняя предусматривает, что справки по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация вправе выдать лишь этим лицам и судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного расследования. Заявитель жалобы также считает, что сведения, составляющие банковскую тайну, не могут быть представлены по запросам должностных лиц налоговых органов, так как Налоговый кодекс РФ к актам гражданского состояния не относится. Решением в иске Банку отказано. Принимая решение, суд руководствовался п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ, согласно которому истец является налоговым агентом и по требованию должностного лица, проводящего налоговую проверку, обязан представить все необходимые для проверки сведения, в том числе сведения, содержащие банковскую тайну. При этом сохранность тайны вклада физических лиц обеспечивается п. 1, 3, 4 ст. 102 Налогового кодекса РФ, согласно которым любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом или его должностным лицом, составляют налоговую тайну. Утрата или разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (см.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 ноября 2001 г. N Ф03-А73/01-2/2473). В выразившихся правовых позициях Президента Российской Федерации, в заключении на проект Федерального закона «О внесении дополнения в статью 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 15 мая 1997 г., а также Верховного Суда Российской Федерации в письме от 19 ноября 2001 г. N 110-5/общ указывается, что перечень государственных органов, имеющих право получать и запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, исчерпывающий. Однако в отличие от указанных позиций по-другому обстоит дело и с запросами в кредитные организации судебных приставов-исполнителей. Судебные приставы-исполнители не включены в перечень государственных органов, имеющих право получать и запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, указанный в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». В соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» , если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в трехдневный срок предоставить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация в порядке, определяемом Министерством по налогам и сборам РФ, может быть предоставлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. Вместе с тем в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» правом обращения в банк за информацией об операциях, счетах его клиентов обладают суды и арбитражные суды (судьи). Учитывая это положение Закона, в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя информации о должнике он вправе получить такую информацию через судью, вынесшего решение. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебные приставы-исполнители вправе получать интересующие их сведения через налоговые органы. ——————————— Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3591.

В отличие от Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» не предусматривает возможность предоставления банками, иными кредитными организациями справок о вкладах физических лиц по требованию судебных приставов-исполнителей. Данная коллизия обусловливает различное толкование соответствующих норм в правоприменительной практике. ——————————— Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.

С принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления N 8-П от 14 мая 2003 г. ситуация частично прояснилась. В Постановлении N 8-П Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции Российской Федерации положение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 того же Федерального закона в той мере, в какой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда. ——————————— Российская газета. 2003. 27 мая. N 99.

В арбитражной практике позиция Конституционного Суда Российской Федерации получила продолжение. Согласно информационному письму от 21 июня 2004 г. N 77 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ Арбитражный суд признал, что судебный пристав-исполнитель при исполнении исполнительного листа суда вправе требовать от банка сведения о наличии денежных средств, находящихся на счетах его клиентов-должников (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в пределах суммы, подлежащей взысканию в соответствии с исполнительным листом, выданным арбитражным судом. Признание арбитражным судом права судебных приставов-исполнителей требовать от банка сведения о наличии денежных средств, находящихся на счетах его клиентов, обусловлено принятием Конституционным Судом РФ 14 мая 2003 г. Постановления N 8-П. В нем отмечалось, что согласно ч. 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе в Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В связи с исполнением постановления суда судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о денежных вкладах физических лиц, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения — в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу. Таким образом, в соответствии со сложившейся судебной практикой кредитные организации обязаны предоставлять информацию о наличии денежных средств на счетах и вкладах как физических лиц, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Принимая во внимание положения Постановления от 14 мая 2003 г. N 8-П Конституционного Суда РФ и информационного письма от 21 июня 2004 г. N 77 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, при ответе на запросы судебных приставов-исполнителей о предоставлении информации по счетам и вкладам клиентов банка — физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо учитывать следующее: во-первых, банк предоставляет информацию судебным приставам-исполнителям только в пределах сумм, подлежащих взысканию согласно исполнительному листу (сумма должна быть указана в самом запросе или в приложенной копии исполнительного листа, причем копия должна быть заверена самим судебным приставом); во-вторых, банк предоставляет информацию судебным приставам-исполнителям только по запросам, направленным в банк во исполнение исполнительных листов, выданных судами (общей юрисдикции, мировыми, арбитражными). На практике встречаются случаи, когда федеральный антимонопольный орган запрашивает у банков информацию, составляющую банковскую тайну, ссылаясь на ст. 26 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» . Однако в соответствии с названной статьей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (их должностные лица), финансовые организации (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в федеральный антимонопольный орган достоверные документы, давать письменные и устные объяснения и представлять иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом его законной деятельности, за исключением сведений, составляющих банковскую тайну. Федеральный антимонопольный орган отсутствует и в перечне органов и должностных лиц, которым должны быть предоставлены сведения, составляющие банковскую тайну в соответствии со ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Таким образом, в федеральных законах отсутствует указание на обязанность кредитных организаций предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, в федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения. Данный вывод сделан и в письме Центрального банка РФ от 30 июня 2003 г. N 99-Т о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну. Вместе с тем Банк России не усматривает нарушений законодательства Российской Федерации, если информация по счетам клиентов будет предоставлена кредитной организацией федеральному антимонопольному органу с согласия владельца счета или собственника имущества владельца счета. ——————————— Российская газета. 1999. 29 июня. N 120.

Необходимо отметить, что законодатель возложил на кредитные организации обязанность предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, в виде справок, что непосредственно определено в ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Зачастую государственные органы запрашивают ксерокопии бумажных носителей информации, составляющей банковскую тайну (договоров, карточек с образцами подписей и оттиска печати и т. д.), что, по нашему мнению, не соответствует Федеральному закону «О банках и банковской деятельности». Подводя итоги, в соответствии с п. 2 ст. 857 ГК РФ государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом. На практике при ответе на запросы государственных органов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, считаем целесообразным учитывать следующее: во-первых, законом определен перечень государственных органов, которым кредитная организация предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну, однако необходимо учитывать, что в соответствии со складывающейся судебной практикой в указанный перечень фактически добавляются другие государственные органы (судебные приставы, налоговые органы при производстве выездных налоговых проверок); во-вторых, случаи предоставления указанной информации устанавливаются законодательными актами о деятельности государственных органов, то есть в законах закрепляются специальные случаи, когда соответствующие органы имеют право запрашивать (истребовать) у кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность кредитной организации предоставлять такие сведения, а также порядок такого предоставления; в-третьих, в законодательных актах о деятельности государственных органов должны быть указаны не только случаи и порядок предоставления указанных сведений, но и их объем, а также ответственность этих органов и их должностных лиц за разглашение конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне конфиденциальностью получаемой информации; в-четвертых, кредитные организации предоставляют государственным органам информацию, составляющую банковскую тайну, в виде справок; в-пятых, за непредставление банками по мотивированному запросу государственных органов, наделенных законодательными актами об их деятельности правом запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или физических лиц влечет ответственность банков.