Дискриминация наказание за это

Рубрики Вопрос юристу

Уголовная ответственность за нарушение равенства прав человека и гражданина

Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по указанным признакам. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В качестве уголовно-правовой гарантии данного конституционного принципа выступает ст. 136 УК РФ (в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ), которая предусматривает уголовную ответственность за дискриминацию, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Объектами данного преступления наряду с равенством прав и свобод гражданина могут быть честь, достоинство человека, его трудовые права, свобода вероисповеданий и другие закрепленные Конституцией РФ права и свободы, в отношении которых нарушается равенство человека и гражданина.

Дискриминация может быть выражена в увольнении с работы (например, при сокращении рабочих мест), отказе в приеме на работу, незачислении в учебное заведение или отчислении из него по национальному или гендерному признакам, языку, религиозным убеждениям, отданию предпочтения другим лицам другой национальности, пола, в то время как объективно иной гражданин обладал преимуществом, и он должен был быть принят на работу, учебу. Дискриминация может также заключаться в отказе в предоставлении информации, отказе в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг по этим же причинам.

При дискриминации именно признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а не индивидуальные качества становятся основой для решения соответствующего вопроса.

Уголовную ответственность по данной статье влечет только такое ущемление прав и законных интересов человека, которое совершается по мотивам дискриминации. По статье 136 УК РФ не могут быть квалифицированы действия (бездействие), совершенные, например, из корыстной или иной личной заинтересованности.

При этом нарушение реализуемых конституционных прав отдельных людей может рассматриваться как факт дискриминации только в случае намеренного ущемления прав одного человека по сравнению с другим.
По ранее действовавшему законодательству субъектом данного преступления могло являться любое лицо, достигшее 16 лет. Использование служебного положения предусматривалось ч. 2 ст. 136 УК РФ в качестве квалифицирующего признака данного преступления.

В настоящее время в связи с изменениями, внесенными в уголовный закон Федеральным законом РФ от 07.12.2011 № 420-ФЗ, уголовно-наказуемыми являются действия и бездействия, совершенные только специальным субъектом — лицом с использованием своего служебного положения. Это могут быть как должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления либо находящихся в их ведении предприятий и организаций, так и служащие негосударственных (коммерческих) учреждений и предприятий, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, которые позволяют им ущемить равенство граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности и др.).

Последствием нарушения равноправия может явиться ущемление жилищных, трудовых, вещных, личных и публичных интересов, охраняемых уголовным законом. Например, по мотивам дискриминации может быть нарушено право человека на безопасные условия труда, ограничена свобода выбора профессии, вознаграждение за труд.

В соответствии со ст. 136 УК РФ совершение действий и бездействий, выразившихся в нарушении равенства прав человека и гражданина, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 136 УК РФ, являются делами публичного обвинения, могут быть возбуждены следственными органами как на основании заявления потерпевшего, так и сообщения о преступлении, полученном из иных источников. Предварительное расследование по ним производится следователями Следственного комитета Российской Федерации в установленном законом порядке.

Дискриминация наказание за это

«В первую очередь не хватает законов, связанных с запретом и наказанием за дискриминацию по разным аспектам. У нас такой сферы законодательства вообще нет, кроме одной общей статьи в уголовном кодексе», — считает директор Института прав человека Валентин Гефтер.

На его взгляд, Россия сильно отстает в этой сфере от других стран, и нам нужен комплекс нормативных актов, «которые были бы посвящены этой теме – и запрету, и позитивной дискриминации, если это необходимо, там, где нужно давать какие-то преференции каким-то уязвимым группам».

Выходной для мусульманина

Член Общественной палаты, сопредседатель ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Ярослав Терновский полагает, что нам нужны поправки к трудовому законодательству, не допускающие ущемлений по конфессиональному признаку.

«У нас есть мусульманские праздники, христианские праздники – они иногда не совпадают. Надо поправить наше законодательство, чтобы дать возможность работодателю включать в контракт подобные вещи, чтобы можно было регулировать именно трудовым законодательством, когда человек не хочет работать по религиозным убеждениям, и у него это будет прописано в контракте», — пояснил Я.Терновский.

В Уголовном кодексе Российской Федерации есть 282-я статья — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Согласно ей дискриминация по признакам расы, пола, языка, происхождения, отношения к религии или принадлежности к социальной группе карается значительным штрафом, лишением права занимать определенные должности, исправительными работами или даже лишением свободы.

Однако не все позитивно относятся к наличию этой статьи, призванной дать всем равные права. Так, в предвыборной программе партии ЛДПР предлагается «отменить антирусскую статью 282 Уголовного кодекса РФ, которая применяется только против русских, когда они защищают свое достоинство как представителей единой русской нации».

Борьбу с дискриминацией ведут многие международные организации, в том числе и ООН. Были даже провозглашены специальные международные дни: Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Законодательная база относительно дискриминации лучше всего развита в США. Соблюдение антидискриминационных законов здесь контролируется государственной Комиссией по равным рабочим правам. В одной только сфере трудоустройства в США работает целый спектр законодательных актов. С 1967г. действует закон, запрещающий предпринимателям дискриминацию по признаку расы, вероисповедания, национальной принадлежности или пола.

Каждый работодатель обязан иметь план продвижения по службе специалистов из числа нацменьшинств и женщин. При этом босс не имеет права платить женщине меньше, чем мужчине, или устанавливать отдельную шкалу оплаты мужского и женского труда и не вправе уволить или отказать в продвижении по службе, например, из-за беременности сотрудницы.

Немало любопытных инициатив по борьбе с дискриминацией принимается в Европе. Например, Франция, Швеция, Финляндия и Дания приняли законы, запрещающие дискриминацию по результатам генетического теста, которые в случае выявления предрасположенности к какому-либо заболеванию зачастую использовались предпринимателями для отказа в приеме на работу. А в Австрии, Греции и Италии запрещен либо ограничен сбор данных о наследственности работников без их согласия.

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 18.12.2016 2016-12-18

Статья просмотрена: 2371 раз

Библиографическое описание:

Солошич Е. А. Ответственность за дискриминацию в сфере труда // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 692-694. — URL https://moluch.ru/archive/132/36881/ (дата обращения: 19.11.2018).

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

На сегодняшний день проблема привлечения работодателей к ответственности по мотивам дискриминации, то есть в зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства, имущественного положения, отношения к религии и иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами, является актуальной, поскольку наличие существующих правовых норм не позволяет в полной мере обеспечить защиту работниками своих прав, что подтверждается обширной судебной практикой по данному вопросу.

По мнению Лютова Н. Л., регулирование вопросов дискриминации в России, а также набор правовых механизмов защиты от дискриминации, которым могут воспользоваться пострадавшие, является крайне недостаточным, а меры защиты — несоразмерными нарушениями. Понимание сути явления дискриминации отсутствует как в обществе в целом, так и среди правоприменителей. Нормативное регулирование вопросов дискриминации минимально и развивается крайне медленно [1, с. 47].

Работодатель в своей деятельности нередко злоупотребляет своими полномочиями по дискриминационным мотивам, что является правонарушением. По мнению ученых, чрезмерные полномочия работодателя создают условия для злоупотреблений и позволяют ему эффективно противодействовать защите работником своих прав [2, с. 115, 3, с. 87, 4, с. 98–104].

Совершение работодателем дискриминационных действий — это совершение правонарушения. В частности, дисциплинарного нарушения, то есть проступка, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Однако дисциплинарная ответственность реализуется в рамках служебного подчинения. Применение мер дисциплинарного взыскания осуществляется непосредственно руководителем организации. Таким образом, привлечь к дисциплинарной ответственности работодателя как физическое лицо или руководителя юридического лица, если он является единственным учредителем, не предоставляется возможным.

Материальная ответственность в отличие от дисциплинарной предполагает привлечение и самого работодателя. Так, согласно ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Возмещение морального вреда осуществляется правилам ст. 237 ТК РФ, размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае возникновения разногласий устанавливается в судебном порядке независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Административная ответственность наступает, когда виновное лицо совершает противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

За дискриминацию административная ответственность может наступать по ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ. Трудовые права работников по ст. 5.27 КоАП РФ являются объектом правонарушения. Объективная сторона не расшифровывается, и может принимать самые разнообразные формы. Таким образом, любое дискриминационное действие работодателя, а не только прием или увольнение работника, будет основанием для привлечения к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Субъективная сторона характеризуется применительно к дискриминации умыслом. Субъектом правонарушения по ст. 5.27 КоАП РФ применительно к дискриминации может быть физическое лицо — работодатель, должностное лицо работодателя — юридического лица.

Статья 5.42 КоАП РФ специально направлена на защиту трудовых прав инвалидов. В данной статье права инвалидов при трудоустройстве являются объектом правонарушения. Объективная сторона выражена в отказе в принятии на работу инвалидов в счет установленной квоты. Субъект правонарушения специальный, так как санкция содержит указание на должностных лиц работодателя.

Законодатель в КоАП РФ не выделяет специальной статьи, которая предусматривала бы ответственность за дискриминацию в трудовых отношениях. Позволим себе не согласиться с данной ситуацией, поскольку необходимо предусмотреть отдельную норму с таким наказанием, как дисквалификация работодателя до трех лет.

Уголовная ответственность за дискриминацию предусматривается ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Согласно Конституции РФ, УК РФ под дискриминацией понимается нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от цвета кожи, пола, возраста, отношения к религии, социального или имущественного положения, принадлежности к социальным группам и других обстоятельств. Квалифицирующим признаком состава преступления является использование своего служебного положения. Следовательно, ст. 136 УК РФ охватывает различные виды дискриминации.

Тем не менее, считаем необходимым отметить недостатки ст. 136 УК РФ. Во-первых, в статье отсутствует такой признак преступления как общественная опасность. За нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от обстоятельств, указанных в ст. 136 УК РФ может наступить и административная, и материальная, и дисциплинарная, т. е. нет конкретизации применения уголовной ответственности.

Во-вторых, в объективной стороне преступления не определено, что представляет собой нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от указанных в статье обстоятельств. Проблема данной статьи заключается в том, что законодатель не провел различия между содержанием и формой дискриминации: диспозиция статьи характеризует дискриминацию с точки зрения содержания, однако совершенно оставляет без внимания формы дискриминации, то есть само деяние. Более того, анализируя ст. 136 УК РФ и ст. 19 Конституции РФ, получается, что Особенная часть УК РФ закрепила конституционный принцип запрета дискриминации, а не преступления, как это должно быть.

Уголовная ответственность за дискриминацию в трудовых отношениях может наступать по ст. ст. 145, 145.1, 201, 285 УК РФ. Особое внимание привлекает ст. 145 УК РФ, так как она непосредственно посвящена ответственности за дискриминацию и защищает права беременных, женщин с детьми в возрасте до 3 лет. Объектом преступления данной статьи являются сами права беременных и имеющих детей в возрасте до 3 лет женщин на получение работы и соблюдение специальных установленных для них законом условий труда. Объективная сторона преступления предполагает необоснованный отказ в приеме на работу либо увольнении беременной женщины или женщины, имеющей малолетних детей в возрасте до трех лет. Субъективная сторона заключается в форме прямого умысла. Субъект преступления специальный — им является работодатель, как физическое лицо, так и руководитель организации.

Несмотря на то, что статьи 145.1, 201, 285 УК РФ прямо не относятся к группе норм, которые направлены на защиту от дискриминации в трудовых отношениях, они могут выступать как инструмент борьбы с дискриминацией, так как субъективная сторона преступлений по указанным статьям может содержать в себе и мотивы дискриминации.

В состав преступления ст. 145 УК РФ входит объект в виде права на своевременную выплату заработной платы, объективная сторона представляет собой необоснованную невыплату заработной платы на срок, превышающий два месяца, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и мотивом: корыстными интересами, а также иной личной заинтересованностью. Не исключены случаи, что иная личная заинтересованность может включать в себя и дискриминационные мотивы, субъект преступления специальный — им является работодатель — физическое лицо или руководитель организации.

Ст. 201, 285 УК РФ с объективной стороны деяния определяется использованием своих полномочий вопреки интересам службы в коммерческой организации, а также интересам государственной службы, важной составляющей будет наличие существенного вреда. Категория существенного вреда является оценочной и в каждом случае оценивается следствием и судом. Субъект преступлений по ст. ст. 201, 285 УК РФ является специальным. В первом случае им будет лицо, выполняющее управленческие функции в организации, во втором — должностное лицо.

Сопоставляя субъективную сторону данных преступлений, можно сделать вывод, что конструкция статей может включать и дискриминационные мотивы, а также сочетание корыстного и дискриминационного мотива. Так, ст. 201 УК РФ указывает на цель нанесения вреда другим лицам, не упоминая про мотивы, тем не менее, дискриминационные мотивы вполне могут присутствовать.

Критерием наступления уголовной или административной ответственности за проявления дискриминации в сфере труда в указанных выше случаях будет наличие существенного вреда охраняемым законом правам работника. Разграничение административной и уголовной ответственности за правонарушения по тяжести последствий является общепризнанным в административном и уголовном праве. Например, нарушение законодательства о труде и об охране труда наказывается по ст. 5.27, 5.27–1 КоАП РФ, а за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, лицо привлекается к ответственности по ст. 143 УК РФ. Подобных примеров можно привести довольно много.

Нарушение равенства обращения как форма дискриминации есть различное отношение к работникам по признакам пола, возраста, национальности, религиозных убеждений и т. д., то есть по субъективным и объективным признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника. В трудовых отношениях дискриминация может выражаться в необоснованном отказе в приеме на работу, увольнении, наказании работника, оплате труда и т. д. Очевидно, что ответственность за дискриминацию не может ограничиваться одной статьей УК РФ, которая предусматривает ответственность за различные виды дискриминации. Решение задачи защиты работника от дискриминации требует создание системы норм об ответственности за дискриминацию в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях.

  1. Лютов Н. Л. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство /монография (2-е изд., доп. и перераб). — Центр социально-трудовых прав, 2015 г.
  2. Федорова Е. А. Защита трудовых прав работников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 2005. – М., 2005.
  3. Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук /Академия труда и социальных отношений. — М., 2010.
  4. Сапфирова А. А. Сущность механизма защиты трудовых прав // Современная научная мысль. 2014. № 1. С. 98–104.

Migrant RU

Инфолинии предоставляют информацию по вопросам, касающимся иностранцев, приезжающих и пребывающих в Польше, которые являются гражданами стран, не входящих в Европейский Союз.

Инфолинии не предоставляют информацию, связанную с предоставлением статуса беженца в Польше.

Инфолиния в Польше:

22 490 20 44 — с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00 (GTM +1)

Плата за подключение в соответствии с прейскурантом цен оператора

Пожалуйста, имейте в виду, что 31 июля 2018 года инфолиния Мигрант Инфо прекращает свою деятельность. Приносим извинения за неудобства.

Дискриминация на работе печать

В Польше запрещена дискриминация на работе, касающаяся найма, окончания действия трудового договора, условий трудоустройства (нп. размера заработной платы), карьерного роста, доступа к профессиональным обучениям с целью повышения квалификации. Работодатели ни к кому не могут обращаться хуже по причине пола, возраста, инвалидности, расы, религии, национальности, политических убеждений, союзной принадлежности, сексуальной ориентации, а также по причине трудоустройства на определённый и неопределённый срок, и продолжительности рабочего времени. Kаталог причин, по которым недопустима дискриминация, находится в Трудовом Кодексе и носит открытый характер.

Дискриминацией по половому признаку является поведение сексуального характера или поведение по отношению к полу сотрудника, нарушающее его достоинство, вызывающее чувство унижения. Эти действия неприятны, на них жертва не выражает своего согласия, протестуя против такого поведения. Например, таким действием может быть прикосновение к сотруднику или унижающие комментарии в его адрес.

Дискриминацию можно испытать также в косвенном порядке. Это происходит тогда, когда по причине с виду нейтрального постановления, применённого критерия или предпринятого действия наблюдается разница в отношении к некоторой группе работников, по причине их происхождения, национальности, расы, религии, пола, сексуальной ориентации, возраста, инвалидности, мировоззрения и политических убеждений. Например, можно установить такие правила продвижения по службе, которым сотруднику невозможно соответствовать.

Работники имеют также право на равную оплату за равный труд или труд равной ценности.

Внимание: мигранты, которые работают в Польше легально имеют те же права на работу как и польские работники! Поэтому они имеют право на отпуск, установленное рабочее время (обычно 8 часов в день, в среднем 40 часов в неделю) и обеспечение работодателем безопасности во время выполнения работы и безопасных и здоровых условий ее выполнения (более подробную информацию о работе можно найти здесь).

Сотрудники, которые подвергаются дискриминации, имеют право на денежную компенсацию в размере не ниже минимального размера заработной платы, действующей в Польше на основании отдельных правил — дополнительную информацию можно найти здесь ->

Дискриминация также может проявляться в поведении, таком как угрозы, оскорбления, побои. Это преступления, и лица, которые испытали их на себе должны пойти в полицию – как себя вести в кризисных ситуациях?

Госдума ввела рекордно мягкое уголовное наказание за дискриминацию пожилых работников

  • 18 ноября 2018: 70 день бессрочного протеста в России
  • 17 ноября 2018: 69 день бессрочного протеста в России: Завтра в Москве пройдёт сход сторонников бессрочного протеста
  • 16 ноября 2018: 68 день бессрочного протеста в России: активиста уволили с работы
  • 15 ноября 2018: Сотрудник полиции занизил на 20 сантиметров рост участника акции Навального
  • 15 ноября 2018: 67 день бессрочного протеста в России: Набережные Челны присоединились к протесту

25 сентября 2018 года Государственная дума Российской Федерации во исполнение инициативы Владимира Путина установила рекордно мягкое уголовное наказание для работодателей, которые будут увольнять (или не принимать на работу) лиц предпенсионного возраста.

Владимир Путин 29 августа 2018 года, говоря о смягчении пенсионной реформы, в своем первом и единственном обращении к нации предложил ввести за дискриминацию работников по возрастным признакам ответственность вплоть до уголовной.

Государственная дума Российской Федерации 25 сентября 2018 года приняла в окончательном чтении законопроект, который вводит уголовную ответственность для работодателей за дискриминацию лиц, не достигших нового пенсионного возраста. Новая статья Уголовного кодекса Российской Федерации называется: «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста». В статье вводится понятие «предпенсионного возраста» — за 5 лет до официального выхода на пенсию.

Идея новой уголовной статьи понятна — дискриминация в России запрещена, причем на самом высоком уровне: Конституцией страны и нормами международно-правовых договоров, ратифицированных Россией. Поэтому дискриминация карается в том числе по Уголовному кодексу Российской Федерации, где есть статья 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Она предусматривает лишение свободы до 5 лет для должностных лиц. Правда за 2017 год (по статистике Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации) по этой статье никого в России не наказали.

На первый взгляд введенная Государственной думой статья против дискриминации лиц пожилого возраста направлена на их защиту. Практически эта статья уменьшает до рекордного минимума наказание за дискриминацию таких работников.

Прежде всего новая статья выводит увольнение пожилого работника из-под состава статьи 136 Уголовного кодекса Российской Федерации. То есть 5 лет лишения свободы недобросовестному работодателю уже не грозят даже теоретически.

Новая статья вводит наказание за увольнение (или отказ в приеме на работу) работника предпенсионного возраста. Размер наказания — штраф до 200 тысяч рублей или обязательные (то есть неоплачиваемые общественные) работы сроком до 360 часов.

Новое наказание по сравнению с другими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации является рекордно… мягким. Сегодня самой мягкой по размерам наказания является в Уголовном кодексе Российской Федерации статья 128.1 «Клевета». Она предусматривает наказание в виде обязательных работ сроком до 480 часов или штраф до 5 миллионов рублей (на практике, конечно, назначают более умеренные штрафы). Новая статья вытеснила «клевету» в рейтинге самых мягких статей на второе место.

Рассмотрение новой статьи показывает ряд не видных на первый взгляд смягчений для работодателей, которые она принесла. Минимальный размер уголовного штрафа — 5 тысяч рублей. Минимальный срок обязательных работ — 60 часов. Таким образом для работодателей есть шанс, что суд назначит им наказание в виде штрафа в 5 — 10 тыс. рублей или 100—200 часов обязательных работ. Практика дел по клевете показывает, что осужденные получают небольшие штрафы или крайне редко сокращенные (по сравнению с максимальным пределом) сроки обязательных работы. Вряд ли практика по новой статьей будет иной.

Важное смягчение от введения новой статьи для работодателя: по ней нельзя брать под стражу ни при каких обстоятельствах. То есть до суда работодатель будет на свободе под обязательством о явке в суд. Он сможет вести нормальный образ жизни, заниматься прежним делом.

В случае если обвиняемый работодатель вновь уволит работников предпенсионного возраста, то может рассчитывать на скидку при назначении наказания. В силу статей 69 — 70 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае осуждения за несколько преступлений небольшой тяжести, подсудимый получает наказание за каждое преступление в отдельности. Причем назначенные наказания суд вправе (и часто это делает) сложить. При этом итоговое наказание не может более, чем наполовину превышать наиболее строгое из назначенных наказаний.

То есть, если работодателю дали за увольнение одного пожилого работника 150 часов обязательных работ, а за увольнение другого — 100 часов, то суд при частично сложении не может назначить более 225 часов в итоге. Кроме того, суд вправе (и это применяется) в таком случае провести «поглощение менее строгого наказания более строгим». Иными словами, в этом примере 150 часов за второго работника поглотят 100 часов за первого работника. Вот такая законная система скидок для лиц, совершивших несколько преступлений.

Гуманизм (один из принципов уголовного права России) на этом не заканчивается. С 2016 года Уголовный кодекс Российской Федерации позволяет освобождать лицо, совершившее преступление небольшой тяжести от наказания с назначением ему судебного штрафа (не более половины максимального штрафа по вмененной статье). Лицо, которому назначен судебный штраф, судимым не считается. То есть работодатель, уволивший пожилого работника, может заплатить небольшой судебный штраф в 5 тысяч рублей и будет юридически чист.

Кроме того, привлеченный по этой статье работодатель, имеет все шансы попасть под очередную амнистию, так как амнистии в России часто распространяются на преступления небольшой тяжести.

Безнаказанность работодателя укрепляет политика властей на местах по непривлечения к ответственности даже за явную трудовую дискриминацию. Викиновости писали о нежелании властей Свердловской области бороться с дискриминационными объявлениями о найме спустя 5 лет после того, как закон обязал их вести такую борьбу.

В июле 2013 года в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилась статья 13.11.1, которая вводит административный штраф за подачу и публикацию объявления о найме на работу, содержащего дискриминационные требования. То есть требования, не предусмотренные федеральным законом и не связанные с квалификацией работника. К их числу относится предпенсионный возраст работника.

Привлекать к ответственность по этой статье должны были органы службы населениям. То есть те структуры, которые ранее такую дискриминацию помогали проводить на протяжении десятилетий. В Свердловской области полномочия по составлению протоколов получил Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. Этому Департаменту подчинены все подразделения службы занятости населения региона.

Корреспондент Викиновостей безуспешно пытался добиться возбуждения Департаментом дела хотя бы об одном административном правонарушении по статье 13.11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Он выявил четыре случая такого рода дискриминационных объявлений в Екатеринбурге. Причем найти их подателей было нетрудно — крупные организации. Однако Департамент по труду и занятости населения Свердловской области по сути признал, что не может проводить мероприятия по установлению виновных в размещении такого рода объявлений лиц.

Корреспондент написал об этом факте Президенту Российской Федерации и Губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. На оба письма получил ответ из правительства Свердловской области, что мол Департамент по труду и занятости населения в первом полугодии 2018 года объявил 36 организациям… предупреждения «о недопустимости нарушения обязательных требований».

Из того же ответа следует, что по состоянию на 14 сентября 2018 года 24 адресата сообщили в Департамент, что исполнили предостережения. В ответе сообщается, что подобная «работа по информированию работодателей» о необходимости соблюдения закона будет продолжена. Стоит обратить внимание на то, что 12 работодателей (треть от общего числа нарушителей) не посчитали нужным даже спустя 2,5 месяца после объявления предупреждения, на него реагировать. Это очень показывает насколько серьезно воспринимают работодатели свою ответственность по недопущению трудовой дискриминации.

Исходя из этой практики стоит оценивать новую статью Уголовного кодекса Российской Федерации как безусловно сводящую до рекордно мягкого наказания увольнение (или отказ в приеме) пожилых работников. Перспектив применения данной нормы в Свердловской области исходя из позиции региональных властей нет. Скорее всего свердловские работодатели будут получать только предупреждения.