Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 права и свободы граждан

Рубрики Вопрос юристу

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 права и свободы граждан

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.

Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.

Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.

Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.

Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.

Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.

Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.

Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Текст Декларации — из сборника
Французская Республика: Конституция
и законодательные акты.
М., 1989

Изображение Декларации — из журнала
«Курьер Юнеско», 1989 г.

Примечание:
Принятый в 1949 г. Организацией Объединенных Наций текст «Всеобщей декларации прав человека» — в разделе СПЕЦХРАН

Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.

По замыслу авторов Декларация представляет собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства.

Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию вольностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимости США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья). Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью письменной конституции страны. В подготовке Декларации принимали участие маркиз Лафайет, граф Мирабо, Мунье и др. Ж. П. Марат представил проект под названием «Декларация прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции».

Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними. О практическом назначении Декларации говорится в преамбуле:

• она напоминает согражданам, что «лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий»;

• отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взорами всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности;

• действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть «ежеминутно сравниваемы с целью всякого политического установления» и благодаря такой процедуре станут «более уважаемы»;

• требования граждан будут теперь основываться «на простых и бесспорных принципах» и всегда будут обращены к «поддержанию конституции и к общему благу».

Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма актуальный вопрос, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Все это лишь частично сопоставимо с аналогичным декларированием целей отдельных законоустановлений — от Законов Хаммурапи до Великой хартии вольностей, и в этом своеобразие данного документа периода Французской революции.

Права и свободы разделены на права человека и права гражданина. Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как политической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требования закона, который есть выражение общей воли.

Права человека (естественные права человека) включают свободу, равенство, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (ст. 1). «Целью всякого политического сообщества является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2). Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственности является «священным и неприкосновенным». Это обстоятельство дало основание одному из составителей Декларации, депутату Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется «неисчислимое множество людей без собственности». Однако компенсацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу: «Свобода должна быть похожа на дневное светило, которое сияет для всех. Но я думаю, господа, что в большом государстве необходимо, чтобы люди, находящиеся в зависимом положении, видели не столько расширение естественной свободы, сколько справедливые ее границы».

Права гражданина основаны на правах человека и на верховенстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. 4—6, 10—11) и законными гарантиями (ст. 7—9), а также перечень гарантий участия в политическом управлении (ст. 12—16).

«Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом» (ст. 4). Далее делается уточнение о характере запретов: «Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом» (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как «выражение общей воли», поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. «Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в зависимости от их способностей; единственным отличием при равенстве могут быть достоинства и талант» (ст.

Из конкретных политических свобод указана свобода выражения мнений, с уточнением: «даже религиозных» и с оговоркой: если она не нарушает общественный порядок, установленный Законом (ст. 10). Далее уточнялось, что «свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека» (т. е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и гражданина) и что ограничение в пользовании им устанавливает Закон, который запрещает «злоупотребление этой свободой» (ст. 11).

Законными гарантиями прав гражданина обеспечивается неприкосновенность, достойное обращение и безопасность гражданина. «Человека можно обвинить, арестовать или задержать лишь в установленных Законом случаях и в предписанной форме. Тот, кто самовольно издает приказы или требует выполнять их, должен быть наказан. » (ст. 7). «Закон должен устанавливать только безусловные и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан по Закону, который не был издан и введен в действие перед совершением преступления» (ст. 8). «Поскольку каждый человек считается невиновным, пока не доказана его вина, в тех случаях, когда необходим его арест, с арестованным не имеют права обращаться жестоко» (ст. 9), Последняя статья содержит формулу презумпции (предположения) невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора.

И наконец, группа статей, которую французский конституционалист Ж. Ведель называет «малым кодексом политического бытия». «Обеспечение прав человека и гражданина требует публичной власти (la force publique), которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена» (ст. 12). «Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию» (ст. 13). «Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежащую обложению, порядок и продолжительность взимания» (ст. 14). «Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельности» (ст. 15). «Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей (la separation des pouvoirs), не имеет никакой конституции» (ст. 16).

Многие формулировки текста, в изготовлении которых принимали участие такие видные деятели революции, как маркиз Лафай- ет, граф Мирабо, аббат Сиейес и др., отличает выразительная краткость, при которой ясность изложения сочетается с ясностью мысли, идеи, правовой и доктринальной конструкции. Например, в ст. 16 дается своеобразное общедоступное определение тому, что впоследствии назовут правовым государством или конституционным государством.

В Декларации воплотились многие идеи французских просветителей, живших и творивших незадолго до этих событий. Например, идеи о верховенстве власти народа, о законе как общей воле и священности права собственности восходят к Ж. Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассуждениях о политической экономии» он утверждал: «Несомненно, что право собственности — самое святое из всех прав, а потому более важное, чем сама свобода. Собственность — истинная основа гражданского общества».

Идея о важной роли обособления ветвей власти в деле обеспечения необходимых условий для пользования политической свободой граждан всецело принадлежит Ш. Л. Монтескье (1689—1755). Его же толкование свободы воспроизводится в ряде статей Декларации. В трактате «О духе законов» он писал: «Свобода — это право делать все, что позволяют законы; даже если бы граждане и могли делать то, что законы запрещают, свободы у них не стало бы больше, поскольку это же могли бы делать и другие граждане». Есть различия и в использовании некоторых терминов и конструкций: у Монтескье термин «законы» стоит во множественном числе (законы), в Декларации — в единственном и пишется с прописной буквы (Закон).

В то же время правопонимание населения и даже просвещенных сословий этой поры было не всегда адекватно состоянию законодательной техники и не лишено противоречивости. Многие положения Декларации и последующих установлений навеяны текстами и формулами из наказов населения разных городов и областей страны, направленных членам Генеральных штатов и всему составу этого собрания.

В наказе Парижской округи имелись целые разделы о будущей конституции, а также о декларации прав и отдельных правах и свободах. В нем, в частности, говорилось, что рабство негров в колониях противоречит естественному праву, причем «к числу естественных прав всякого гражданина принадлежит и то, что он может быть осужден за уголовное преступление лишь по решению присяжных». Положение о естественных правах негра и «всякого гражданина» являлось несомненной новацией, которую еще предстояло растолковать.

Суд присяжных пока не был создан, и конституция поначалу мыслилась как способ ограничения власти монарха и обеспечения декларируемых прав и свобод.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

С первых же дней революции Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти. Важным этапом на этом пути явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г.

После тожественного вступления, провозглашающего, что причиной общественных бедствий является «забвение естественных неотъемлемых и священных прав человека», Декларация в 17 статьях излагает «права человека и гражданина». Укажем на основные.

— Люди свободны и равны в правах: государство служит обеспечению свободы, собственности, безопасности. Народ имеет право на «сопротивление угнетению».

— Верховная власть принадлежит народу.

— Свобода состоит в возможности делать все, что не причиняет вреда другому. Сфера законодательства ограничена: закон может воспрещать только такие действия, которые вредны обществу. «Все, что не воспрещено законом, то дозволено».

— Закон должен выражать волю всех членов обществ, и поэтому каждый может участвовать в его образовании лично или через представителей (депутатов).

Все граждане равны перед законом; всем в одинаковой степени открыт доступ к замещению государственных должностей; единственный критерий — способности и добродетель.

Статьи 7 и 8 Декларации установили два важных принципа, относящихся к уголовному праву: никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом Этот принцип выражается формулой: «нет преступления, не указанного в законе». Никто не может быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотрено законом : «нет наказания, не указанного в законе».

Оба эти принципа выражали отрицание феодального суда с его свободой усмотрения как в том, что есть преступление, так и в том, какое избрать наказание.

Статья 9, вызвавшая к жизни целую теорию, формулировала «презумпцию невиновности». «Так как каждый (привлеченный к ответственности) предполагается невиновным, пока не установлено обратное. всякая излишняя строгость. должна сурово караться законом».

Далее говорилось о свободе мнений, мыслей, слова и печати, ограниченных «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой»; о праве граждан участвовать в определении налогов; о праве требовать отчета должностных лиц.

Статья 16 отказывалась признать какой-либо строй «конституционным», если не проведено разделение властей.

Наконец, много раз цитируемая статья 17 Декларации объявляла, что «собственность есть право неприкосновенное и священное».

Декларация 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основу передового для своей эпохи буржуазного общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.

Однако провозглашение в Декларации права и свободы конституционалисты не хотели соблюдать полностью. Они не останавливались перед принятием жестких законодательных мер, направленных против революционно настроенных масс. Ими была предложена серия декретов против «беспорядка и анархии», а также против подстрекательства к неповиновению законам (Декрет от 18 июня 1791 г.), Еще в большей степени недоверие конституционалистов к простому народу проявлялось в Декрете от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось вопреки провозглашенной идее равенства деление французов на активных и пассивных граждан.

В закон Ле Шапелье 1791 г. были также включены антидемократические положения. Он воспрещал все формы организации рабочих, в том числе профсоюзы. Тюремное заключение грозило всякому участнику забастовки, особенно их организаторам. Нарушители закона подвергались штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному заключению.

Декларация прав человека и гражданина

[27] Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.

Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, [28] в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.

5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.

7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не [29] являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.

10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.

11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.

12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.

13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.

14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.

15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.

16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.

17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА» в других словарях:

Декларация прав человека и гражданина — (фр. La Declaration des droits de l homme et du citoyen) акт французской буржуазной революции конца XVIII в., принятый Учредительным собранием 26.08.1789 г. и включенный позднее в Конституцию 1791 г. в качестве вводной части. Д.п.ч. и г. исходила … Энциклопедия права

Декларация прав человека и гражданина — (Rights of Man and the Citizen), полит, манифест, принятый Учредительным собранием Франции в авг. 1789 г. и провозгласивший осн. принципы Великой Французской революции. Поскольку при его подготовке авторы советовались с Джефферсоном, в то время… … Всемирная история

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789. Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.… … Большой Энциклопедический словарь

Декларация прав человека и гражданина — политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789. Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.… … Политология. Словарь.

Декларация прав человека и гражданина — политический манифест Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789. Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.… … Энциклопедический словарь

Декларация прав человека и гражданина — (déclaration des droits de l homme et du citoyen). Уже в наказах 1789 г. (см.) встречается требование, чтобы во Франции была издана Д. прав, причем, конечно, имелся в виду пример Америки. В самом национальном собрании первая мысль о такой Д. и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — (Declaration des droits de lhomme et du citoyen) – акт французской буржуазной революции конца 18 в., принятый Учредительным собранием 26 августа 1789 г. и включённый позднее в конституцию 1791 г., как её вводная часть. Отражая передовые идеи… … Советский юридический словарь

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА — программный документ франц. бурж. революции конца 18 в., провозглашавший ее осн. принципы: народный суверенитет и естественные неотъемлемые права человека . Была принята Учредит. собранием 26 авг. 1789. 1 я ст. декларации гласила: Люди рождаются… … Советская историческая энциклопедия

Декларация прав человека и гражданина — (фр. La Declaration des droits de l homme et du citoyen) акт французской буржуазной революции конца XVIII в., принятый Учредительным собранием 26.08.1789 г. и включенный позднее в Конституцию 1791 г. в качестве вводной части. Д.п.ч. и г. исходила … Большой юридический словарь