Чем хорош закон о банкротстве

Рубрики Вопрос юристу

Чем хорош закон о банкротстве физических лиц?

По статистике финансовых организаций, граждане Российской Федерации официально должны банкам уже более триллиона рублей. Часть проблем, связанных с долгами, можно решить благодаря процедуре банкротства. Однако за обнуление долгов также нужно будет платить.

Ситуация, «благоприятствующая» банкротству физического лица, может возникнуть вследствие различных причин. Это может быть неплатежеспособность человека, лишение его работы, наличие неподъемной ипотеки, кредитов и тому подобные случаи. Помимо основного долга у такого человека прибавляется пеня, а его поручители оказываются в еще более сложной ситуации. Долговая обязанность может длиться очень долгое время, с каждым «оборотом счетчика» загоняя человека во все более сложную ситуацию. Подобных историй миллионы, но, как ни странно, выход есть.

Сейчас, если долг физического лица свыше 500 тысяч рублей, а просрочка платежей не меньше трех месяцев, есть законный вход. Все долги человека могут быть аннулированы. Однако радоваться такой ситуации особо не следует. Во-первых, чтобы оплатить судебные расходы и услуги финансового управляющего (участвующего в процедуре реализации имущества должника), нужны деньги, и, хотя сейчас эта сумма составляет около 10 тысяч рублей, многим сложно ее «потянуть».

Данный закон о банкротстве физического лица может работать и с большими суммами задолженности. Тогда точно потребуются услуги финансового управляющего и некоторое время для завершения всех необходимых процедур.

Если у физического лица нет возможности оплаты услуг по фиксации банкротства, то он может дождаться момента, когда кто-то из кредиторов обратится с таким же заявлением (о признании человека банкротом) в суд и выразит намерения самостоятельно выплатить все необходимые суммы.

Конечно, сам по себе закон новый, и он еще не «обкатан». Существует непонимание того, кто такие финансовые управляющие, не являются ли они попросту коллекторами, прессингующими людей и скупающими имущество и недвижимость за минимальные суммы; нет судебной практики в вопросах соблюдения прав супругов и детей банкротов на совместное имущество и т. п. Главная забота законодательных органов в этой сфере – наработать практику и тщательно учесть и исправить все ошибки. Несмотря на это, у миллионов людей появился реальный шанс выбраться из финансовой кабалы и долговой ямы при невозможности самостоятельных выплат.

Наша компания является одной из первых юридических компании в России, которая стала заниматься банкротством физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ждем вас в своих офисах для бесплатной консультации профессиональных юристов!

Новый закон о банкротстве: новшества и их недостатки

  • Автор: Владимир Гурлов
  • Практики: Корпоративное право
  • Дата публикации: 06/02/13

19 января 2013 года вступила в силу новая редакция Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее – новый Закон о банкротстве), которая существенно изменяет многие вопросы, связанные с возбуждением процедуры банкротства и последующей санацией или ликвидацией предприятий. Большинство из них являются прогрессивными и могут всерьез упростить и ускорить процедуру банкротства. Но в то же время, ряд других новшеств из-за существенных недочетов законодателя могут принести много неприятностей.

В первую очередь, это касается на первый взгляд прогрессивных норм относительно публикации объявлений о возбуждении процедуры банкротства, о введении процедуры санации, о признании должника банкротом и других объявлений на веб-сайте ВХСУ. На первый взгляд, это действительно прогресс, учитывая, что сегодня почти все объявления (кроме объявлений о возбуждении процедуры банкротства) должны публиковаться в официальных печатных СМИ, доступность и удобность использования которых ныне значительно уступает Интернету.

Но, во-первых, неясно, чем законодателю не угодила действующая сейчас процедура опубликования объявлений о возбуждении процедуры банкротства на официальном веб-портале судебной власти (http://www.court.gov.ua), в соответствующем разделе Единого государственного реестра судебных решений. Ведь можно было внедрить публикацию на указанном сайте и других объявлений, касающихся процедуры банкротства. Тем более что сейчас объявления о возбуждении процедуры банкротства представлены в виде судебных решений, а потому несут гораздо больше информации, нежели просто объявления.

Во-вторых, требования относительно публикации на веб-сайте ВХСУ вступят в силу только через год. До этого момента такие публикации должны будут осуществляться в официальных печатных издания (газетах «Голос України» и «Урядовий кур’єр»). А значит, даже прогресс с обнародованием информации о возбуждении дел о банкротстве на портале судебной власти, будет на время отменен благодаря новому Закону о банкротстве.

Но главный недостаток реформы состоит в том, что законодатель не определил ни сроки публикаций таких объявлений, ни того, кто и как должен их публиковать (в том числе, платить за них). Весьма вероятно, что сами суды этим заниматься не будут. Зато они смогут возложить такие обязанности на любого участника процедуры банкротства (должника, инициирующего кредитора, распорядителя имущества и прочее) в зависимости от того, кто из них будет больше этого хотеть, и устанавливать те сроки исполнения этих обязанностей, которые таким желающим будут более выгодны. Очевидно, что такое положение вещей может способствовать злоупотреблениям с их стороны.

Недоработанной выглядит также попытка законодателя внедрить специальный и упрощенный порядки производства по делам о банкротстве. В отличие от общего порядка, требующего применения процедуры распоряжения имуществом с дальнейшим переходом к процедурам санации, ликвидации или мирового соглашения, специальный порядок предусматривает привлечение к участию в деле дополнительных участников, продление сроков санации, совпадение процедур распоряжения имуществом и санации. А упрощенный порядок применяется к ликвидации банкрота без применения процедур распоряжения имуществом и санации.

Такая дифференциация была призвана упростить процедуру банкротства в тех случаях, когда это является объективно возможным, применить, так сказать, индивидуальный подход к каждой ситуации. Но законодатель настолько увлекся идеей индивидуального подхода к каждому, что позабыл об установлении четких критериев, при наличии которых возможно применение определенной процедуры. В ч. 3 ст. 7 нового Закона о банкротстве такие критерии названы обтекаемо: категории должника, вид его деятельности и наличие у него имущества. При этом ни классификаций категорий должников, ни хоть какого-либо указания на то, каким видом деятельности должен заниматься должник или сколько имущества он должен иметь для применения к нему специальной или упрощенной процедуры, новый Закон о банкротстве не содержит.

Тем самым, создаются неоправданно широкие возможности для хозяйственного суда, который будет определять, какую процедуру применять к должнику. На практике такие «широкие вольности» вполне могут привести к злоупотреблениям как со стороны должников, которые с помощью упрощенной процедуры могут захотеть быстрее избавиться от кредиторов, так и кредиторов, которые тем же способом могут пытаться быстрее захватить имущество должника. Хозсуды же при этом будут исполнять роль флюгера, применяя упрощенный или специальный порядок к одним и не применяя его к другим процедурам банкротства, даже если при этом положение должников будет похожим.

Дискриминационными и несправедливыми являются положения части 9 ст. 91 нового Закона о банкротстве. Согласно этой норме с момента принятия хозяйственным судом решения о банкротстве и открытии ликвидационной процедуры в отношении ФЛП, утрачивает силу государственная регистрация физического лица как частного предпринимателя, а также аннулируются все выданные ему лицензии. Такая норма не учитывает право ФЛП на апелляционное и кассационное обжалования решения суда о признании его банкротом. К тому же, несправедливо, что такие жесткие требования установлены именно к ликвидации ФЛП, но при этом не касаются других субъектов предпринимательской деятельности.

Откровенной глупостью является также наделение ВХСУ полномочием по утверждению Положения о порядке проведения санации до возбуждения производства по делу о банкротстве, которым должен определяться, в том числе, порядок проведения собраний кредиторов. Это прямо противоречит положениям ст. 6, 19 и 124 Конституции, которые разделяют государственную власть на три ветви, и в качестве единственной функции судебной власти определяют отправление правосудия. Принятие нормативных актов не относится к правосудию и потому не может быть поручено представителям судебной власти. Это сфера компетенции законодательной и исполнительной ветвей власти.

К сожалению, таких грубых и не очень просчетов и недочетов можно найти еще много по всему тексту нового Закона о банкротстве. Вдвойне обидно, что на фоне этих просчетов меркнут те несомненные достижения, которые законодателю все же удалось реализовать в более-менее приемлемой форме. В числе таких изменений можно отметить:

  • введение процедуры санации должника до возбуждения производства по делу о банкротстве. Эта процедура позволяет кредитору, владеющему более 50 % общего объема задолженности должника, ввести процедуру санации должника при наличии согласия последнего. Введение новой процедуры досудебного урегулирования призвано расширить возможности для предотвращения банкротства должника, а заодно разгрузить суды. Правда, при этом закон устанавливает ряд жестких требований к плану санации в рамках такой процедуры и требует утверждения его судом, а потому не факт, что эта процедура будет активно применяться на практике;
  • принятие решения о возбуждении дела о банкротстве не по факту принятия соответствующего заявления кредитора, а после проведения судом подготовительного заседания. В рамках этого заседания суд должен будет проверить поданные документы, заслушать пояснения сторон, оценить возражения должника (если заявление подано кредитором) или наличие признаков неплатежеспособности должника или ее угрозы (если заявление подано должником), и только после этого вынести определение о возбуждении дела о банкротстве. Это нововведение призвано снизить случаи безосновательного возбуждения дела о банкротстве, которые могут приносить вред как должнику (на его имущество налагается арест), так и кредиторам (в отношении удовлетворения их требований вводится мораторий);
  • предоставление кредиторам, которые не успели заявить свои требования в течение установленного срока (30 дней), права на получение долга. Такие кредиторы не будут иметь статуса конкурсных, но их требования все равно будут погашаться в последнюю, шестую очередь;
  • укрепление прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом (обеспеченных кредиторов). В частности, для утверждения плана санации и мирового соглашения необходимо будет получить согласие таких кредиторов. В противном случае другие кредиторы должны будут либо выделить обеспеченным кредиторам обеспеченные вещи из имущества должника и продать их на аукционе, и за вырученные средства погасить долг, либо выкупить долг таких кредиторов;
  • сокращение сроков проведения отдельных процедур. В частности, срок полномочий распорядителя имущества будет сокращен с шести месяцев (с возможностью продления на неограниченный срок) до 115 дней с возможностью продления только на два месяца. Кроме того, будет отменена возможность продления сроков ликвидации (максимум – 12 месяцев);
  • внедрение обязательности продажи имущества должника через аукцион. Такой аукцион должен будет проводиться лицом, имеющим лицензию на проведение торгов по заказу ликвидатора, а объявления о его проведении должны будут размещаться на веб-портале Государственного департамента по вопросам банкротства. При этом новым Законом о банкротстве детально урегулирована процедура проведения аукциона, сроки и порядок его проведения, а также предусмотрена возможность проведения аукциона в форме электронных торгов;
  • внедрение автоматического распределения дел между арбитражными управляющими. Кандидатура на должность распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора будет определяться судом самостоятельно, с применением автоматизированной системы из числа лиц, внесенных в Единый реестр арбитражных управляющих. Инициирующие кредиторы теряют право рекомендовать суду конкретного арбитражного управляющего на должность распорядителя имущества. Правда, такое право сохраняется за комитетом кредиторов при определении управляющего санацией и ликвидатора. К тому же в случае отказа арбитражного управляющего, избранного автоматической системой, суд не обязан будет использовать ее снова, и сможет выбрать любого арбитражного управляющего, внесенного в Реестр;
  • изменение правового статуса арбитражных управляющих, порядка их отбора и осуществления контроля за их деятельностью. В частности, вместо процедуры лицензирования арбитражных управляющих предложено ввести независимое автоматизированное тестирование кандидатов на эту роль с выдачей тем, кто успешно прошел тест, квалификационных свидетельств. Правда, одновременно с этим на арбитражных управляющих возложат дополнительные обязанности. В частности профессиональное страхование их ответственности и необходимость создания специального компенсационного фонда, который будет формироваться за счет средств арбитражных управляющих.

Таким образом, можно сделать вывод, что новый Закон о банкротстве не настолько хорош, как хотелось бы. Но одновременно он и не настолько плох, чтобы совсем от него отказываться. Недочеты же, вполне возможно, вскоре будут исправлены. Во всяком случае, правительственный законопроект № 10707, направленный на устранение ряда недостатков нового Закона о банкротстве, уже принят в первом чтении.

Закон о банкротстве физических лиц

Закон о банкротстве физических лиц — относительно новое положение, которое касается финансовых прав и обязанностей каждого гражданина. Для того чтобы грамотно пользоваться своими правами и знать о последствиях своих действий, необходимо досконально разобраться в статьях закона. Давайте читать закон и разбираться вместе.

Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц предполагает списание оставшихся долгов после завершения процедуры, поэтому четко сосчитать, что и кому вы должны, в ваших же интересах.

Что собой представляет федеральный закон о банкротстве физических лиц 2015 года в 2018 г.

Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц вступил в силу с 1 октября 2015 года.

В рамках принятого федерального закона любое физическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть признан банкротом. Для того чтобы получить официальное подтверждение о своей финансовой несостоятельности и «узаконить» ее, необходимо обратиться в судебную инстанцию.

Кто может обратиться в суд для «запуска» процедуры признания физического лица банкротом? Этим правом наделены следующие лица:

  1. Само физическое лицо, которое решило объявить себя банкротом.
  2. Налоговые органы (по итогам отчетного периода).
  3. Кредиторы, перед которыми у физического лица имеется задолженность.

В качестве обоснований для признания физического лица несостоятельным могут выступать:

  • предоставленные данные о личных задолженностях физического лица (например, неуплата компенсаций, отсутствие возврата долга, невыплата алиментов и т.д.);
  • наличие долгов перед кредитными организациями.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Как работает закон о банкротстве граждан?

Вот уже почти год, как закон вступил в силу. Его положения актуальны и в 2016, и в 2018 году. В чем выгоды данного закона для должников?

Во-первых, должник получает возможность законным образом списать любые долги.

Во-вторых, должник имеет возможность осуществить процедуру реструктуризации задолженности.

Ну и в-третьих, у физического лица появляется возможность не брать на себя новые кредитные обязательства для того чтобы погасить прежние долги.

Бесплатная инструкция по банкротству!

Получи исчерпывающее руководство по самостоятельному банкротству

Каковы условия вступления в силу закона относительно физического лица?

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Как выглядит процедура по признанию физ. лица банкротом в законе о несостоятельности?

Первое, что нужно сделать — подать соответствующее заявление в арбитражный суд по месту жительства, где заявление рассматривается в течение 2-х месяцев.(Скачать бланк заявления о банкротстве физического лица). За это время изучается обоснованность заявления, а также принимается решение — отклонить его или принять в дальнейшую работу.

Информация, которую необходимо предоставить в заявлении:

  • личные данные должника (ФИО, контакты);
  • суммарный долг (перед всеми кредиторами);
  • количество кредиторов, перед которыми имеются долги;
  • положительным моментом при подаче заявления является наличие плана действий, то есть — как должник видит разрешение сложившейся ситуации, при наличии такого плана заявление будет принято в работу с большей вероятностью.

Помимо заявления, необходимо подготовить и предоставить пакет документов, предусмотренный законом о банкротстве (несостоятельности).

Выписка по счету

Из центра занятости

Задолженность перед МФО

Свидетельство о регистрации права

Долг перед банком

Свидетельство о заключении брака

Справка от отсутствии ИП

Об уплате алименотов

Сведения о состоянии счета

Свидетельство о рождении

Свидетельство о разводе

СНИЛС
(Страховое свидетельство)

Справка о доходах

Справка о задолженности по налогам и сборам

В случае необходимости суд может запросить дополнительные материалы и информацию. При этом физлицо оплачивает услуги арбитражного управляющего, а также все другие расходы, связанные с ведением судебного процесса.

Нужно отметить, что далеко не каждое заявление будет передано в дальнейшую работу. Суд имеет право (после внимательного ознакомления с делом) оставить заявление без движения. Причинами оставления заявления без движения могут быть:

  • отсутствие необходимых документов, прилагаемых к заявлению;
  • не оплачена государственная пошлина (300 рублей) или не внесены средства на депозитный счет арбитражного суда на оплату услуг фин. управляющего (25 тысяч рублей).

Закон о банкротстве граждан: пути выхода из сложной финансовой ситуации

В случае возникновения ситуации банкротства физического лица, федеральное законодательство предусматривает три варианта развития событий:

    Задолженность может быть реструктуризирована.

Это означает, что строится новый график выплаты долга, который учитывает текущее финансовое состояние должника. Данный график включает в себя сведения о сроках, в течение которых будут осуществляться платежи, объем ежемесячного платежа, а также тот прожиточный минимум, который необходим должнику и его семье. Часть долга, которая не входит в согласованный должником план реструктуризации долгов по завершении выплат просто списывается. Таким образом, появляется возможность перестроить систему выплат. Однако данный вариант возможен лишь в том случае, если у должника имеется подтвержденный источник дохода.

Процедура по банкротству физического лица.

В этом случае назначается финансовый управляющий, который контролирует финансовые обязательства должника и наделен полными правами, связанными с распоряжением его финансов. При этом все сделки, которые планирует совершить должник, обязаны контролироваться финансовым управляющим и согласовываться с ним.

Продажа имущества

Для покрытия долгов в ходе банкротства может быть произведена продажа части имущества должника. Вырученные средства идут на погашение задолженностей. Однако существует ряд объектов имущества, которые не подпадают под критерии, установленные законом о банкротстве, и не могут быть реализованы. К ним относятся:

  • личные вещи — одежда, обувь и другие предметы, которые входят в число индивидуальных принадлежностей;
  • жилье или жилая площадь, являющиеся единственным местом проживания должника, причем в качестве жилья могут выступать коттедж, частный дом, квартира, комната и т.д.
  • вещи и предметы мебели бытового назначения;
  • награды, медали, призы и другие категории нематериальных вознаграждений;
  • домашние животные;
  • транспортные средства, которыми пользуются лица с ограниченными возможностями;
  • и др.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Что будет после того, как физ. лицо объявили банкротом (Последствия)?

Согласно тексту закона, лицо, которое признавалось банкротом на законодательном уровне, в ближайшем будущем имеет ряд ограничений:

  • лицо не может занимать высшие руководящие посты (например, управлять компанией) в течение 3-х лет;
  • существенные ограничения могут быть и при обращении в банк за кредитом — бывший должник обязан предоставить документ, подтверждающий его статус банкрота (хоть и в прошлом).

ФЗ: судебная практика

Практика показывает, что момента вступления в силу данного закона (а именно 01.10.2015), он работает четко и хорошо. Практически все заявления, которые подаются в суд, принимаются к рассмотрению. Маргарита Холостова,
финансовый управляющий

Наша компания имеет большой положительный опыт в области банкротства физических лиц. Мы подготовили сотни заявлений от граждан и индивидуальных предпринимателей, подкрепленные доказательной базой и необходимым количеством информации. Свыше 98% наших заявлений были рассмотрены судом, и по всем из них было принято положительное решение. Таким образом, мы помогли сотням людей избавиться от тяжелого обременения в виде непосильных долгов и предоставили возможность начать жизнь без финансовых обременений.

Для получения подробной информации, а также для заказа услуги просто позвоните нам. Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам, связанным с банкротством физических лиц, а также помогут вам грамотно и в соответствии с законом решить проблемы с долгами.

Мы решим вашу проблему с долгами.
Бесплатная консультация юриста.

Вся правда о банкротстве физлиц

«Закон о банкротстве физлиц», вступивший в силу 1 октября, всколыхнул Челябинск. Количество горожан, желающих расквитаться с долгами, и кредиторов, стремящихся вернуть свои деньги, растет в геометрической прогрессии. Однако процедура банкротства содержит много тонкостей. Разобраться в особенностях процедуры помогут эксперты сайта ChelFin.ru:

потенциальный банкрот Константин Бабушкин;

юрист федеральной юридической компании «Витакон» Петр Глазырин;

арбитражный управляющий компании «Витакон» Иван Иконников;

председатель постоянной комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы Дмитрий Довженко.

Федеральная юридическая компания «Витакон» специализируется на законном решении проблем с долгами. Положительный шестилетний опыт, собственные успешные методики работы и команда из лучших юристов России позволяет гарантировать 100% результат для каждого клиента.

Хорош или плох новый закон о банкротстве?

Споры только начинаются.

Новый Закон от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) вступает в силу 25.01.2013 г. Комплексный документ уже изучается экономистами, юристами, а также специалистами по антикризисному управлению. И каждый оценивает перспективы применения положений Закона, исходя из своего опыта и специфики работы.

Так хорош или плох новый Закон, рассуждает старший юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий».

Уже можно ознакомиться с большим числом выказанных мнений по обновленному законодательству.

И складывается впечатление, что менее всего уделяется пока внимание самому главному вопросу – решил ли Закон задачу дальнейшего развития банкротства как экономического института.

Почему это важно? Потому что при упоминании о банкротстве естественно воспринимается констатация факта, что в нем право и экономика очень тесно связаны.

Прежний закон действовал с 2001 года, новый – с 2013 года. За двенадцать лет экономика развилась стремительно, все ее институты должны соответствовать новым требованиям, и банкротство – не исключение.

Дает ли Закон основания утверждать, что он полностью соответствует новым требованиям?

Ответ содержится в самом Законе, если проанализировать его положения.

Задачи нового Закона

Закон должен решить ряд плохо совмещаемых задач.

Во-первых, закрепить традиционные правила. Эту задачу Закон выполнил, поскольку в нем сохранилась фактически прежняя структура и круг регулируемых отношений. Общие подходы изменились мало.

Во-вторых — он не должен противоречить особенностям белорусской экономической модели. Задача соответствия Закона социальной составляющей белорусской экономики также решена, поскольку защищены интересы «особенных» должников.

Защищены интересы и градообразующих организаций.

А вот третью задачу — скорректировать формы, способы и методы правового регулирования банкротства в соответствии с современными требованиями, на мой взгляд, еще предстоит решать путем внесения изменений в Закон. Потому что потребуется изменить подходы к защите «особенных» должников.

И причина проста – если субъект хозяйствования защищен от применения процедур банкротства, он перестает воспринимать адекватно сигналы рынка. Как следствие, снижает эффективность в своей деятельности. А это уже порождает угрозу проиграть конкурентам на глобальных рынках. Государство осознанно идет на применение мер по оказанию таким должникам поддержки в различных видах, но объем возможных неинфляционных вливаний в неэффективные организации всегда конечен. Средств поддержки будет не хватать, следовательно, есть риск получить стагнирующее производство. Соответственно, работа «особенного» должника в затухающем режиме не позволит ему надлежащим образом достигать ни экономических, ни социальных, ни, тем более, стратегических целей в деятельности.

Поэтому и потребуется дальнейшее изменение Закона с целью дать защиту «особенным» должникам не путем прямого запрета, а с использованием иных механизмов. Но это – дело будущего, а пока отметим интересные с правовой точки зрения новшества Закона.

Уместная детализация

К позитивным моментам Закона можно отнести то, что в статье 1 дан перечень используемых понятий, и он существенно расширен, по сравнению с действующим законом.

Слово «управляющий» — один из самых часто используемых в Законе терминов. Все управляющие должны иметь аттестат. Как и ранее, управляющими в отношении градообразующей или приравненной к ней организации, государственной организации, а также юридического лица или ИП, имеющих государственные и (или) международные заказы, могут являться лица, осуществляющие деятельность на основании аккредитации. Аккредитованных управляющих иначе иногда еще называют «государственными».

Регулирование деятельности управляющих также потребует изменений по той причине, что пока сфера антикризисного управления модернизируется неспешно.

Антикризисный управляющий – это совсем не ликвидатор

Однако не случайно в законодательстве самых разных стран закреплено, что антикризисные меры применяет к должнику управляющий. То есть, предполагается, что он будет осуществлять меры по руководству деятельностью должника для вывода его из кризиса и погашения задолженностей. В ряде стран управляющие вообще называются санаторами, то есть лицами, от которых ждут оздоровления должника, сохранения бизнеса, что способствует поддержанию важных макроэкономических пропорций.

Особенно актуально это для крупных должников, обеспечивающих решение социальных задач государства. Сам по себе охранительный «запрет на банкротство» никак не обеспечивает автоматически выход должника из кризиса. Требуется применение самых современных управленческих мер. Приходит время говорить об инновационных аспектах антикризисного управления.

Практика подтверждает, что, если горизонт видения проблем менеджером весьма узкий, он не умеет (не хочет, избегает из-за страха допустить ошибку или недостаточной мотивированности) подходить к решению поставленных задач системно, комплексно, то, следовательно, предложенный им вариант достижения поставленных целей будет, в лучшем случае, обеспечивать тактический результат.

Любая организация должна оперативно находить свою нишу на рынке и уметь успешно коммерциализировать инновации. Пока такими знаниями обладают немногие руководители, не говоря об антикризисных управляющих. Стоит задача совершенствовать систему их подготовки, чтобы специалисты по антикризисному управлению могли получать актуальные и востребованные практикой знания. Без этого цели закона в полной мере достигнуты не будут.

Досудебное оздоровление — на новых принципах

Законодательством предусмотрен широкий комплекс мер, направленный на преодоление кризиса в деятельности предприятий, полностью или частично принадлежащих государству. В рамках досудебного оздоровления применяются, по сути, антикризисные бизнес-меры, которые реализуются руководителями предприятий под контролем комиссий по предупреждению несостоятельности, создаваемых при областных исполнительных комитетах, райисполкомах, министерствах и концернах. Комиссии анализируют результаты деятельности подведомственных предприятий для решения вопросов преодоления выявленных неблагоприятных тенденций. Без включения в план досудебного оздоровления реальных мер (исполнение которых приведет к превосходству над конкурентами), предприятие, оказавшееся в кризисном положении, не имеет практически шансов на развитие в будущем. Следовательно, большое значение имеют новаторские идеи.

И при обучении антикризисных управляющих должен быть раскрыт механизм разработки, внедрения и коммерческого использования инноваций. Особый акцент следует сделать на изучении правовых основ интеллектуальной собственности, применении информационных технологий. Это тоже направления совершенствования законодательства.

Интеграция как дополнительный импульс к изменению законодательства о банкротстве

Беларусь является участницей экономических межгосударственных союзов, что предусматривает унификацию законодательства, в т.ч. в сфере экономической несостоятельности. Поэтому нелишним будет познакомиться с законодательством о банкротстве в России, где уделяется большое значение вопросам работы саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Их деятельность строится на несколько иных принципах, чем у нас. В частности, именно саморегулируемые организации вырабатывают правила деятельности управляющих, осуществляют контроль и т.п. Еще одно существенное отличие — в российском законе предусмотрено банкротство физических лиц. Правда, эта норма пока имеет формальный характер, поскольку требуется отдельный закон, регулирующий вопросы банкротства граждан, который может быть принят в 2013 г. Есть также необходимость урегулировать вопросы трансграничного банкротства.

Можно предположить, что в этих направлениях будет совершенствоваться и наше законодательство.