Частью 1 статьи 88 коап рф

Рубрики Вопрос юристу

Оглавление:

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

СТ 8.8 КоАП РФ

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», —

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 8.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом всех правонарушений, указанных в ст. 8.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: ЗК РФ, Федеральные законы от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве», от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

2. Объективная сторона правонарушения заключается в:

— использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ (ч. 1 комментируемой статьи);

— неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Законом (ч. 1.1 комментируемой статьи 8.8 КоАП России);

— невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 2 комментируемой статьи 8.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ).

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

5. Протоколы о правонарушениях составляют органы, уполномоченные рассматривать дела этой категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21 КоАП РФ).

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.

4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину.

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса.

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Судебная практика и законодательство — УК РФ. Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

осужден по ч. 1 ст. 139 УК РФ к 120 часам обязательных работ, по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ с применением ч. 6-1 ст. 88 УК РФ к 8 годам лишения свободы;

Окружным военным судом при определении размера назначаемого несовершеннолетнему Т. штрафа допущена ошибка и не учтены положения, предусмотренные ч. 2 ст. 88 УК РФ, в соответствии с которыми штраф несовершеннолетнему назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 17 декабря 2008 года приговор изменен: исключено осуждение Дымова О.И. по ч. 5 ст. 33 УК РФ и ст. 70 УК РФ, применена ч. 6.1 ст. 88 УК РФ и по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев; на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности с наказанием по приговору от 24 апреля 2008 года назначено 5 лет 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

осужден с применением ч. 6-1 ст. 88 УК РФ:

— по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 161 УК РФ к ограничению свободы на срок 9 месяцев;

Отмечает также, что при назначении наказания Гриневичу судом не учтено виктимное поведение потерпевшего Р., распивавшего спиртные напитки с несовершеннолетними, не применены положения ч. 6.1 ст. 88 УК РФ.

Просит приговор изменить, применить в отношении Гриневича закон о менее тяжком преступлении и смягчить назначенное ему наказание.

Кудинов Е.С. г. судимый: 24 июня 2009 года (с учетом изменений) по п. п. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 162, ч. 6.1 ст. 88, ст. 64, ч. 3 ст. 162, ст. 64, ч. 3 ст. 162, ст. 64, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 5 годам лишения свободы, освобожден условно-досрочно на 10 месяцев 20 дней 07 марта 2012 года; 06 ноября 2015 года по ч. 5 ст. 33 — ч. 4 ст. 160, п. «в» ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима

В соответствии с положениями п. 5 ст. 88 УК РФ несовершеннолетним осужденным назначается ограничение свободы только в виде основного наказания.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Пурига совершила преступления в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому назначение наказания Пурига по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ и по совокупности преступлений в виде ограничение свободы в качестве дополнительного наказания подлежит исключению из приговора.

осужден по ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ и с применением ч. 6.1 ст. 88 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

осужден: по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ с применением ч. 6 и ч. 6.1 ст. 88 и ст. 62 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы, по п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ с применением ч. 6 и ч. 6.1 ст. 88 и ст. 62 УК РФ к 6 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний к 9 годам лишения свободы в воспитательной колонии.

При этом судом не учтено, что наказание в виде ограничения свободы назначается несовершеннолетним только в качестве основного наказания, срок которого определяется с учетом положений части 5 статьи 88 УК РФ.

Достоверность данных в указанных показателях в отношении ранее судимых несовершеннолетних лиц, которым на основании ч. 6 ст. 88 УК РФ за совершение преступлений небольшой тяжести может быть назначено наказание в виде лишения свободы, должна быть подтверждена представлением вместе с отчетом копии судебного постановления и указанием в отчете его реквизитов.

Согласно статье 88 УК Российской Федерации несовершеннолетним не может быть назначено более строгое наказание, нежели лишение свободы на определенный срок (пункт «е» части первой), продолжительность которого не может превышать шести лет для несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления в возрасте до шестнадцати лет, а в случае совершения ими особо тяжких преступлений, а также для остальных несовершеннолетних осужденных — десяти лет (часть шестая); при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части данного Кодекса, сокращается наполовину (часть шестая.1).

Статья 18.8 КоАП РФ

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, —

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2004 N 37-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи. (примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Помощь юриста

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

СТ 8.8 КоАП РФ

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», —

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 8.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом всех правонарушений, указанных в ст. 8.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: ЗК РФ, Федеральные законы от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве», от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

2. Объективная сторона правонарушения заключается в:

— использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ (ч. 1 комментируемой статьи);

— неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Законом (ч. 1.1 комментируемой статьи 8.8 КоАП России);

— невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 2 комментируемой статьи 8.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ).

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

5. Протоколы о правонарушениях составляют органы, уполномоченные рассматривать дела этой категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21 КоАП РФ).

Статья 8.7 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

Новая редакция Ст. 8.7 КоАП РФ

1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.7 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в т.ч. осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67, рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 прил. N 6). Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов (п. 5).

3. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов (ч. 2 ст. 38, ч. 3 ст. 46).

4. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ч. 2 ст. 78, ч. 4 ст. 88 ЗК РФ). Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, согласно Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ , допускается в исключительных случаях, связанных, например, со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов или добычи полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, в том числе подземными, в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (абз. 6, абз. 8 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 9).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276; см. с изм. и доп.

Другой комментарий к Ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Статья 13 ЗК предусматривает обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, а также сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Соответственно данная норма права также обеспечивает принцип охраны земель, который рассматривался в комментарии к ст.8.6.

2. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, заключены в нескольких составах: невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ; несвоевременное выполнение указанных обязанностей.

Следует отметить, что ответственность по указанной статье Кодекса распространяется на противоправные действия только относительно разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, перечень которых утвержден Госгортехнадзором 12 апреля 1977 г.

3. Рекультивация нарушенных земель, в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденного Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г., осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

4. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при: разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземных способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

5. Субъективная сторона комментируемых правонарушений может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

6. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст.8.7, могут быть физические лица, должностные и юридические лица.

Комментарии к СТ 8.8 КоАП РФ

Статья 8.8 КоАП РФ. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Комментарий к статье 8.8 КоАП РФ:

1. Цель данной статьи состоит в обеспечении охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими -водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Сфера применения норм данной статьи охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, частных предпринимателей и граждан, как использующих землю в процессе производства, так и оказывающих на нее антропогенное воздействие.

2. Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: Земельный кодекс РФ (см. гл. I.1 «Земельные участки»); Федеральные законы от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.); от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»; от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

3. Комментируемая статья содержит составы административных правонарушений, различающиеся по объективной стороне. Объектом всех правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

4. Использованием земель не по целевому назначению, т.е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.

5. Часть 2 данной статьи определяет состав административного правонарушения, объективную сторону которого составляет невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства в течение срока, установленного федеральным законом, — противоправное деяние в виде бездействия. Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. При этом необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции, иная деятельность, связанная с этим производством, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока.

6. Субъективная сторона — вина в форме умысла или неосторожности.

7. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21 КоАП).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

8. С 1 июля 2011 г. вступает в силу ч. 1.1 комментируемой статьи, предусматривающая административную ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по его целевому назначению — для ведения сельскохозяйственного производства или иной деятельности, связанной с этим производством. Имеется в виду земельный участок, на который распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 8.7 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (действующая редакция)

1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Комментарий к ст. 8.7 КоАП РФ

1. К общераспространенным полезным ископаемым относятся, в частности, песок, гравий, глина. Административная ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых на водных объектах установлена ч. 3 ст. 8.13 КоАП (см. комментарий к указанной статье).

Согласно п. 4 ст. 88 ЗК организациям горно-добывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.

2. В соответствии с п. 2 ст. 46 ЗК неустранение совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, является правовым основанием для прекращения аренды земельного участка по инициативе арендодателя.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 38 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов без завершения предусмотренных проектами работ по рекультивации земель. Нарушение данного предписания руководителями и членами комиссий по приемке в эксплуатацию указанных объектов квалифицируется в соответствии с комментируемой статьей.

Обязанности собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, землепользователей, землевладельцев, арендаторов по использованию указанных земельных участков в соответствии с целевым назначением данной категории земель, способами, исключающими причинение вреда земле как природному объекту, установлены п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (см. также п. 2 комментария к ст. 8.6).

3. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов определены ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация указанных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов по предписаниям органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации указанных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

Согласно п. 3 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений и иных объектов принимаются меры по восстановлению природной среды и рекультивации земель.

Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений определены ст. 43 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

4. Под рекультивацией земель понимается восстановление их полезных свойств после осуществления землепользования. Согласно техническим требованиям по охране недр и промышленной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадях залегания полезных ископаемых (разд. III Положения о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 30 августа 1999 г. N 64) проектирование, строительство и реконструкция городских и сельских поселений и объектов до получения заключения Министерства природных ресурсов РФ или его территориального органа о наличии или отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предполагаемой застройки не допускаются. Если территория, намечаемая к застройке, не охвачена поисковыми и (или) геолого-разведочными работами на предмет выявления полезных ископаемых, то организация этих работ производится на условиях, определяемых вышеназванным Министерством, если иное не установлено законодательством РФ или субъектов Федерации.

5. В градостроительную документацию о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке, в проектную документацию включаются пункты о проведении строительных и иных мероприятий, обеспечивающих возможность извлечения из недр полезных ископаемых, охрану горных выработок и месторождений полезных ископаемых, а также охрану объектов от вредного влияния горных разработок; все перечисленные мероприятия осуществляются при строительстве или реконструкции объектов недвижимости.

При этом строительные и иные мероприятия должны обеспечивать:

— охрану горных выработок от вредного влияния объектов строительства, в том числе и от проникновения вредных веществ в горные выработки, и размещение этих объектов с учетом требований, предусмотренных техническим проектом горного предприятия и годовыми планами развития горных работ;

— охрану месторождения полезных ископаемых от затопления, подтопления, пожаров и других факторов, связанных с его застройкой, но при этом снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку.

6. Организация, осуществляющая строительство или реконструкцию объекта на территории горного отвода, после окончания строительства представляет соответствующему пользователю недр и организации, эксплуатирующей построенный объект:

— исполнительный план объекта, включая трассы трубопроводов различного назначения, кабельных линий с координатами угловых точек в системе координат, принятой пользователем недр, либо в единой государственной системе координат;

— выписку из акта приемки объекта о выполнении предусмотренных проектом строительства мер, обеспечивающих охрану объекта от вредного влияния горных разработок, и о выполнении условий, на которых разрешена застройка.

7. Согласно п. 57 Постановления Госгортехнадзора России от 2 июня 1999 г. N 33 «Об утверждении инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» (зарегистрировано в Минюсте России 25 июня 1999 г. N 1816) при рекультивации земель, нарушенных горными работами, предусматриваются наряду с прочими мероприятия по детоксикации, защите почв от водной и ветровой эрозии.

8. Административная ответственность, установленная комментируемой статьей, наступает вследствие невыполнения обязанностей по восстановлению полезных свойств земель после осуществления землепользования, в том числе при производстве работ, обусловленных потребностями землепользователя — юридического лица, физического лица, включая и индивидуального предпринимателя. Таким образом, по смыслу комментируемой статьи под «внутрихозяйственными или собственными надобностями» лиц, осуществляющих указанные работы, понимается по преимуществу предпринимательская или иная коммерческая деятельность землепользователя. Данная частноправовая деятельность несовместима с землепользованием государственного органа (соответствующего должностного лица), предназначенным для удовлетворения общегосударственных (публично-правовых) потребностей.

О корреляции административно-правового статуса должностного лица и индивидуального предпринимателя см. п. 6 комментария к ст. 2.4.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Росземкадастра и его территориальных органов, указанных в ч. 2 ст. 23.21 КоАП (см. также п. 2 комментария к данной статье).

Применительно к правонарушениям, совершенным на землях лесного фонда и землях лесов, не входящих в лесной фонд, дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами МПР России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.24 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в части невыполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки полезных ископаемых и общераспространенных полезных ископаемых рассматриваются должностными лицами Госгортехнадзора России и его территориальных органов, указанными в ч. 2 ст. 23.31 КоАП (см. также комментарий к данной статье).

Статья 18.8 КоАП РФ

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, —

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2004 N 37-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ) влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи. (примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Привлечение организации к ответственности по ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ

Вопрос: Таможенный орган выявил, что организация — таможенный перевозчик не сообщила о технической неисправности транспорта, которая препятствовала перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем в соответствии с внутренним таможенным транзитом. Может ли это явиться основанием для привлечения организации к ответственности по ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ?

Ответ: Да, это может явиться основанием.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом, а также о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств признается административным правонарушением.

Из приведенной нормы следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет несообщение о возникновении обстоятельств, препятствующих как доставке товаров в место прибытия, так и их перевозке в соответствии с внутренним таможенным транзитом.

Согласно п. 1 ст. 88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки.

Если доставка товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия прерывается, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах, о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо место, указанное таможенным органом (п. 1 ст. 70 ТК РФ).

Таким образом, административная ответственность по ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ наступает не только в случае, если перевозчик утрачивает возможность доставить груз вследствие причинения вреда транспортному средству или товару, но и в случае несообщения о неисправности транспортного средства, препятствующей перевозке находящихся под таможенным контролем товаров.

В рассматриваемой ситуации несообщение организацией — таможенным перевозчиком о технической неисправности было правомерно расценено таможенным органом в качестве административного правонарушения, влекущего за собой применение наказания, предусмотренного ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.03.2009 по делу N А11-6588/2008-К2-23/391; ФАС Московского округа от 10.03.2006 N КА-А40/1155-06; ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2009 по делу N А21-69/2009, от 06.03.2008 по делу N А56-13715/2007; ФАС Северо-Кавказского округа от 21.04.2009 по делу N А63-15956/2008-С6-36).