Будет ли принят закон об амнистии

Рубрики Вопрос юристу

Амнистия в Украине. Кто может быть освобожден от отбывания наказания?

Prostopravo расскажет, что такое амнистия, в каком порядке она применяется, к каким категориям осужденных амнистия не может быть применена.

Кредит на карту

Кредитную карту

Страховку

Кредит под 0%

Кредит наличными

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое амнистия?

Амнистией является полное или частичное освобождение от отбывания наказания лиц, признанных виновными в совершении преступления, или уголовные дела в отношении которых рассмотрены судами, но приговоры в отношении этих лиц не вступили в законную силу.

Амнистия провозглашается законом об амнистии, который принимается Верховной Радой Украины ежегодно. Верховная Рада Украины вправе принять закон об амнистии как по определенной категории лиц, так и в отношении конкретно определенного лица (индивидуальная амнистия).

Законы об амнистии, за исключением законов об условной амнистии, Верховная Рада Украины может принимать не чаще одного раза в течение календарного года, кроме случаев индивидуальной амнистии.

Законом об амнистии может быть предусмотрено:

а) полное освобождение указанных в нем лиц от отбывания назначенного судом наказания (полная амнистия);

б) частичное освобождение указанных в нем лиц от отбывания назначенного судом наказания (частичная амнистия).

Закон об амнистии не может предусматривать замену одного наказания другим или снятие судимости в отношении лиц, которые освобождаются от отбывания наказания, кроме случав индивидуальной амнистии.

Решение о применении или неприменении амнистии принимается судом в отношении каждого лица индивидуально после тщательной проверки материалов личного дела и сведений о поведении осужденного за время отбывания наказания.

Установив в стадии судебного рассмотрения уголовного дела наличие акта амнистии, что устраняет применение наказания за совершенное деяние, суд при доказанности вины лица, постановляет обвинительный приговор с освобождением осужденного от отбывания наказания.

К кому амнистия не применяется?

Амнистия не может быть применена к:

а) лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы;

б) лицам, имеющим две и более судимости за совершение умышленных тяжких и / или особо тяжких преступлений, кроме случаев индивидуальной амнистии;

в) лицам, осужденным за преступления против основ национальной безопасности Украины, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах;

г) лицам, осужденным за преступление или преступления, повлекшие гибель двух и более лиц;

д) лицам, в отношении которых в течение последних десяти лет была применена амнистия или помилование независимо от снятия или погашения судимости и которые вновь совершили умышленное преступление.

Амнистия также не применяется к лицам, осужденным за умышленное убийство; пытки; насильственное донорство; незаконное лишение свободы или похищение человека, если при этом произошло причинение смерти или нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших за собой смерть.

Законом об амнистии могут быть определены и другие категории лиц, на которые амнистия не распространяется.

Действие закона об амнистии распространяется на преступления, совершенные до дня его вступления в силу включительно, и не распространяется на продолжающиеся преступления, если они закончены, прекращены или прерваны после вступления закона об амнистии в силу.

В исключительных случаях с целью пресечения общественно опасных групповых проявлений сила амнистии может быть распространена на деяния, совершенные до определенной даты после объявления амнистии, при условии обязательного выполнения к этой дате требований, предусмотренных законом об амнистии (условная амнистия).

Порядок применения амнистии

Вопрос о применении амнистии суд решает по инициативе лица, которое поддерживает публичное обвинение в суде или осуществляет надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, органа или учреждения исполнения наказаний, а также по инициативе обвиняемого (подсудимого) или осужденного, их защитников или законных представителей.

В случае если к лицу может быть применено несколько оснований для амнистии, предусмотренных Законом, применяется основание, которое в наибольшей степени улучшает положение лица.

Вопрос о применении амнистии в отношении лиц, осужденных судами иностранных государств и отбывающих наказание на территории Украины, решают соответствующие суды Украины с соблюдением требований международных договоров Украины.

При рассмотрении судами дел о применении амнистии участие прокурора в судебном заседании является обязательным.

Если рассматривается дело о применении амнистии в отношении несовершеннолетнего лица, в судебном заседании в предусмотренных законом случаях участвует его законный представитель.

В судебном заседании может участвовать защитник.

Применение амнистии не допускается, если обвиняемый (подсудимый) или осужденный возражает против этого. Лицо, в отношении которого решается вопрос о применении амнистии, дает свое согласие суду в устной или письменной форме с обязательным указанием этого в журнале судебного заседания.

Решение о применении или неприменении амнистии принимается судом в отношении каждого лица индивидуально после тщательной проверки материалов личного дела и сведений о поведении осужденного за время отбывания наказания. Такое лицо вызывается в судебное заседание и может давать объяснения. Неявка этого лица не останавливает рассмотрения дела.

Лица, на которых распространяется действие закона об амнистии, могут быть освобождены от отбывания как основного, так и дополнительного наказания, назначенного судом, кроме конфискации имущества, в части приговора, которая не была выполнена на день вступления в силу законом об амнистии. Лицам, осужденным к наказанию (основному или дополнительному) в виде штрафа, сумма штрафа, уплаченного ими до принятия судом решения об освобождении от отбывания наказания в связи с амнистией, не возвращается. Вопрос о погашении или снятии судимости в отношении лиц, к которым применена амнистия, решается в соответствии с положениями Уголовного кодекса Украины.

Лица, осужденные за совершение преступления, которые в соответствии с законом об амнистии подлежат освобождению от отбывания (дальнейшего отбывания) наказания, освобождаются не позднее чем в течение трех месяцев после опубликования закона об амнистии. Лица, в отношении которых в соответствии с законом об амнистии применяется сокращение срока наказания, должны быть официально проинформированы о новом исчислении срока наказания и о дате окончания отбывания наказания в течение месяца после опубликования закона об амнистии. Сроки освобождения лиц по закону об индивидуальной амнистии устанавливаются в таком законе.

Амнистия в Украине (обновляется)

Амнистия в Украине (обновляется)

Амнистия — это частичное или полное освобождении от уголовной ответственности, либо замене наказания более мягким. На стадии досудебного расследования данная мера влечет прекращение уголовного производства. Принятие закона обычно приурочено к наиболее значимым национальным праздникам и годовщинам.

Амнистия, в отличие от помилования, распространяется на конкретные группы или типы правонарушений, а не на конкретных лиц. При этом закон об амнистии распространяется на определенные категории физических лиц, которые объединены родовыми признаками: несовершеннолетние дети, женщины, осуждённые за совершение преступления небольшой (средней) тяжести и прочее.

Администрация Первого экспертного правового форума отслеживает все законы об амнистии в Украине и может предоставить квалифицированную юридическую консультацию для зарегистрированных пользователей в сжатые сроки. Как и в других разделах форума, консультация адвоката по уголовным делам в настоящей теме предоставляется в течение суток (специалист будет уведомлен о новом сообщении автоматически).

Полный текст нового закона об амнистии

Приводим для ознакомления полный текст нового закона об амнистии , который сегодня был опубликован в официальном издании «Голос Украины» (в переводе на русский язык):

Закон Украины «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний».

Настоящий Закон имеет целью, руководствуясь принципом гуманизма, освободить от преследования и наказания в связи с массовыми акциями протеста.

Статья 1. Освободить от уголовной ответственности в порядке и на условиях, определенных этим Законом, лиц, являющихся подозреваемыми или обвиняемыми (подсудимыми) в совершении в период с 27 декабря 2013 года по день вступления в силу настоящего Закона включительно преступлений, предусмотренных статьями 109, 1101, 161, 194, 259, 279, 293, 294, 295, 296, 341, 342, 343, 344, 345, 346, 347, 348, 350, 351, 352, 376, 377, 382, 386 Уголовного кодекса Украины, при условии, что эти преступления связаны с массовыми акциями протеста, которые начались 21 ноября 2013, и закрыть соответствующие уголовные производства.

Статья 2. Освободить от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы, в порядке и на условиях, определенных этим Законом, лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона.

Статья 3. Закрыть уголовные производства, которые были начаты в связи с преступлениями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, и в которых ни одному лицу не сообщается о подозрении.

Статья 4. Освободить от отбывания административного ареста лиц в отношении которых применено такое административное взыскание за совершение в период с 27 декабря 2013 года по день вступления в силу настоящего Закона, включая любые административные правонарушения, при условии, что эти административные правонарушения связаны с массовыми акциями протеста, которые начались 21 ноября 2013.

Статья 5. Исполнение настоящего Закона в части освобождения от уголовной ответственности и от наказания лиц, указанных в статьях 1 и 2 возлагается на суды, а в части закрытия уголовных производств, указанных в статье 3, — на органы прокуратуры. Исполнение настоящего Закона в части освобождения от отбывания административного ареста лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона возлагается на суды.

Статья 6. Применение настоящего Закона осуществляется:
1) в отношении подозреваемых, уголовные дела относительно которых находятся в производстве органов предварительного расследования, — судом, в пределах территориальной юрисдикции которого осуществляется досудебное расследование, по ходатайству подозреваемого, его защитника, законного представителя или прокурора, осуществляющего процессуальное руководство соответствующими досудебного расследования; соответствующие ходатайства подаются без проведения предварительного расследования в полном объеме;
2) в отношении обвиняемых (подсудимых), уголовные дела относительно которых осуществляются судом и до вступления в силу этим Законом не рассмотрены, а также в отношении обвиняемых (подсудимых), уголовные дела относительно которых рассмотрены, но приговоры не вступили в законную силу, — судами, осуществляющими соответствующие судебные производства по ходатайству обвиняемого (подсудимого), его защитника, законного представителя или прокурора, осуществляющего поддержание государственного обвинения;
3) в отношении осужденных — судами, которые вынесли соответствующие приговора, по ходатайству осужденного, его защитника, законного представителя или прокурора, который осуществлял поддержание государственного обвинения;
4) в рамках уголовных производств, предусмотренных статьей 3 настоящего Закона, — прокурором, осуществляющим процессуальное руководство соответствующими досудебное расследование, без проведения предварительного расследования в полном объеме;
5) в отношении лиц, к которым применено административное взыскание в виде административного ареста — судами, вынесли соответствующие постановления, по ходатайству лица, подвергнутого административному аресту, его защитника или законного представителя.

Статья 7. Вопрос о применении этого Закона суд решает в судебном заседании. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, не препятствует проведению судебного заседания.

Статья 8. Положения Закона Украины «О применении амнистии в Украине», Уголовного кодекса Украины, Уголовно-процессуального кодекса Украины могут применяться при выполнении этого Закона в части, не противоречащей ему.

Статья 9. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, однако вводится в действие со дня, следующего за днем опубликования на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины уведомления Генерального прокурора о фактическом совершения участниками массовых акций протеста совокупности следующих действий:
1) освобождение всех занятых в Киеве и других населенных пунктах Украины во время акций протеста зданий или помещений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также допуск к своим рабочим местам лиц, которые там работают, и снятия других препятствий для надлежащего функционирования указанных об объектов;
2) разблокировки транспортных коммуникаций на улице Грушевского в Киеве участниками массовых акций протеста;
3) разблокировки других улиц, площадей, переулков, бульваров и т.д. в городе Киеве и других населенных пунктах Украины, кроме тех, на которых происходят мирные акции протеста.

Статья 10. Генеральный прокурор Украины осуществляет на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины публикацию сообщения о фактическое совершение участниками массовых акций протеста совокупности действий, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона, только при условии, что такие действия были совершены участниками массовых акций протеста не позднее пятнадцати дней со дня, следующего за днем вступления в силу настоящего Закона.

Статья 11. Если до истечения срока, предусмотренного статьей 10 настоящего Закона, публикация на официальном сайте Генеральной прокуратуры уведомления Генерального прокурора Украины о фактическом совершения участниками массовых акций протеста совокупности действий, предусмотренных статьей 9 не была осуществлена​​, этот Закон теряет силу со дня, следующего за последним днем установленного срока.

Рада приняла Закон Об амнистии : на волю выйдут 10 тысяч заключенных

Верховная Рада приняла в целом Закон Украины «Об амнистии». За принятие соответствующего решения проголосовали 294 народных депутатов из 394, зарегистрированных в сессионном зале.

Закон предусматривает освободить от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденных за преднамеренные преступления, которые не являются тяжкими или особо тяжкими, и за преступления, совершенные по неосторожности, которые не являются особо тяжкими.

В частности, предусматривается освободить лиц, которые на момент совершения преступления были несовершеннолетними; женщин, беременных на день вступления в силу этого закона; лиц, не лишенных родительских прав, которые на день вступления в силу этого закона имеют детей, которым не исполнилось 18 лет, или детей-инвалидов независимо от их возраста; лиц, которые на день вступления в силу этого закона в установленном порядке признаны инвалидами первой, второй или третьей группы, а также больных активной формой туберкулеза, онкологическими заболеваниями и пр.

Под амнистию подпадают также мужчины и женщины, которые на день вступления в силу этого закона достигли, соответственно, 60-летнего и 55-летнего возраста; ветераны войны (участники боевых действий, инвалиды войны и участники войны, которые подпадают под действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты») и пр.

Также предусмотрено освободить от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы, лиц, осужденных за преднамеренные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет, если на день вступления в силу этого закона они отбыли не менее половины назначенного срока основного наказания.

Решение о применении или неприменении амнистии принимается судом относительно каждого лица индивидуально после тщательной проверки материалов личного дела и сведений о поведении осужденного во время отбывания наказания. Такое лицо вызывается на судебное заседание и может давать объяснения. Неявка этого лица не останавливает рассмотрения дела.

Депутаты Госдумы приняли президентский законопроект об амнистии во втором и третьем чтениях

Госдума объявила об амнистии по случаю 70-летия великой Победы. Только по предварительным оценкам, она коснётся 260 тысяч человек. Депутаты, приступившие к рассмотрению президентского законопроекта в среду, приняли его сразу во втором и третьем чтениях. Решение было единогласным.

Постановление об амнистии – это не обычный документ. Для его принятия достаточно голосования Думы. Утверждения в Совете Федерации и подписи Президента не требуется. Под амнистию попадут осуждённые, впервые совершившие преступления небольшой и средней тяжести, имеющие заслуги перед страной.

В первой категории также — полицейские и военные. Во второй – осуждённые за преступления, совершённые по неосторожности. Третья категория – несовершеннолетние, женщины с детьми, беременные, одинокие мужчины, воспитывающие несовершеннолетних, мужчины старше 55 лет, женщины старше 50 лет, больные туберкулёзом, онкобольные, инвалиды. Кроме того, под амнистию попадут осуждённые условно и те, кому осталось провести за решёткой меньше года. Ко второму чтению Дума приняла поправки. Ряды граждан, подлежащих амнистии расширены.

«Мы распространяем амнистию на тех лиц, которые впервые и не тяжкие преступления совершили. Те, которые награждены государственными наградами Союза ССР, и Российской Федерации. Также мы ее распространяем наряду с чернобыльцами на тех лиц, которые пострадали в виду катастрофы, которая была в 1957 году на «Маяке». Мы немножко ограничиваем амнистию, вы знаете, что у нас предполагается амнистировать людей, как мужчин, так и женщин, которые имеют несовершеннолетних детей, либо детей инвалидов. Так вот здесь ограничение касается тех лиц, которые совершили преступление против несовершеннолетних», — рассказал председатель Комитета ГД РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, член фракции «Единая Россия» Павел Крашенинников.

Кроме того, после принятия поправок амнистия коснётся граждан, дела которых уже поступили в суд, но судебная процедура не началась. Речь идёт о преступлениях небольшой или средней тяжести. Ко второму чтению также решено не распространять амнистию на осуждённых за преступления, связанные со взрывчатыми веществами и за нарушение ПДД, в результате которых погибли несколько человек.

В Думе эту амнистию называют умеренной. На свободу выйдут 60 тысяч человек. Это десятая часть всех находящихся за решёткой. Ожидается, что амнистия вступит в силу с момента опубликования. Это произойдёт сегодня или завтра.

«Круче амнистии»: отсидевших в СИЗО быстрее освободят из колоний

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Госдума одобрила во втором чтении поправку в уголовный кодекс, согласно которой один день в СИЗО приравнивается к полутора дням в колонии общего режима. Опрошенные Би-би-си юристы говорят, что хотя законопроект поможет многим обвиняемым в нетяжких преступлениях раньше выйти на свободу, при его реализации могут возникнуть трудности.

Как ожидается, новый закон должен в первую очередь сократить сроки наказания заключенным, которые уже находятся в колониях общего режима и колониях-поселениях.

Документ был внесен в Госдуму еще в июне 2008 года, однако его первое чтение состоялось только через семь лет — в феврале 2015 года. В июне 2018 года думский комитет по законодательству рассмотрел новую редакцию документа и включил его в программу рассмотрения.

Соавтор законопроекта — депутат Павел Крашенинников на заседании нижней палаты в среду признал, что условия содержания в российских следственных изоляторах достаточно тяжелые, а иногда СИЗО сравнивают с пыточными камерами.

Ранее Крашенинников заявлял, что законопроект будет «круче амнистии», потому что «будет действовать и назад, и вперед». То есть под его действие попадут и те, кому срок заключения в СИЗО включили в общий срок наказания еще на старых, менее гуманных условиях.

Бывший депутат Госдумы Александр Хинштейн еще в 2015 году подсчитал, что в случае принятия законопроекта из мест лишения свободы будут разом освобождены около 100 тысяч человек.

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова, которая была одним из главных сторонников законопроекта, в разговоре с изданием «Медиазона» предположила, что рассмотрение поправок затянулось на столь долгий срок из-за различий в позициях минюста и генпрокуратуры.

На заседании в среду поправки в кодекс приняли единогласно — их поддержали все 395 депутатов, присутствовавших в зале. В третьем чтении законопроект планируется рассмотреть 21 июня.

Как будет происходить перерасчет

Один день содержания в СИЗО засчитывается для заключенных следующим образом:

  • В колонии-поселении: 1 день = 2 дня в СИЗО
  • В исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии: 1 день = 1,5 дня в СИЗО
  • В тюрьме и исправительных колониях строгого и особого режима: 1 день = 1 день в СИЗО
  • Домашний арест: 1 день = 0,5 дня в СИЗО

По некоторым статьям уголовного кодекса срок вне зависимости от режима колонии будет учитываться по коэффициенту 1:1. Среди них — терроризм, захват заложников, угон самолета, судна или поезда, госизмена и шпионаж.

Русская служба Би-би-си попросила трех адвокатов пояснить, можно ли считать новый законопроект эквивалентом масштабной амнистии, почему его так долго не могли принять и какие трудности могут возникнуть при его применении.

Илья Новиков

Эти поправки могут быть эквивалентны амнистии, если пересчитывать в человеко-годах — то есть насколько сократится пребывание в заключении в целом по стране. Но действует это по-другому: если амнистия объявляется по определенным категориям, то здесь категорий нет, а лишь изъяты особо тяжкие преступления. Кроме того, амнистия всегда одноразовая, а эта норма, если она устоит, будет долгоиграющей. И в этом смысле она лучше, чем амнистия.

У этого закона долгое время не было никаких внятных лоббистов, поскольку он нужен в первую очередь тем, кто сидит за решеткой, а их интересы никто не учитывает. Кроме того, у МВД в таких случаях обычно репрессивная позиция, а СКР, как правило, ее поддерживает.

С одной стороны, у людей появляется возможность раньше выходить из колоний, и это однозначно хорошо для обвиняемых. Но в то же время появляется некий рычаг для манипуляций. Например: человеку светит два года тюрьмы, и от следователя зависит, какую ему дать меру пресечения. До сих пор темой этой манипуляции часто становился домашний арест, который засчитывается по коэффициенту 1:1 к пребыванию в СИЗО. Если все идет к тому, что человека осудят, то в таких условиях ему гораздо выгоднее находиться под домашним арестом, чем под подпиской о невыезде. Я подозреваю, что эта поправка может также превратиться в средство манипуляции и давления на обвиняемых.

Конечно, после принятия закона могут быть эксцессы: будут происходить истории, когда человек, вышедший на свободу после пересчета срока, кого-то убьет, изнасилует или ограбит. И обязательно пойдут разговоры о том, что все сделали плохо. Вопрос в том, хватит ли терпения дождаться того, когда этот закон начнет работать не в режиме введения, а уже в стабильном режиме.

Вадим Клювгант

Это даже близко не похоже на амнистию, тут разные юридические материи. Амнистия — это освобождение от наказания или смягчение наказания для определенной категории заключенных, а здесь речь идет о зачете срока досудебного содержания под стражей.

Законопроект, скорее всего, не могли принять так долго из-за массированного сопротивления репрессивных органов, которым это невыгодно, которым интереснее и удобнее держать людей в предварительном заключении как можно дольше по целому ряду причин. Теперь им придется учитывать новые обстоятельства и быть скромнее в своих желаниях.

К тому же напомню, что документ, представленный десять лет назад, сильно отличался от того, который в итоге принят Думой: в первоначальном варианте разница в сроках была больше.

Сергей Бадамшин

Конечно, это можно назвать определенной гуманизацией нашей пенитенциарной системы. Главное, чтобы теперь законопроект прошел все оставшиеся процедуры и был подписан президентом.

Условия в российских СИЗО неоднократно признавались ЕСПЧ как фактически пыточные. Люди, которые еще не признаны виновными по уголовным делам, содержатся в ужасающих условиях. Пример того, чем это зачастую заканчивается — дело Магнитского (юрист Сергей Магнитский умер в СИЗО «Матросская тишина» в 2009 году — прим. ред.) Условия в колониях, конечно, немного попроще — там больше возможности передвигаться и есть элементарный доступ к свежему воздуху.

Необходимо понимать, что главная задача пенитенциарной системы не карательная, а исправительная. Но у нас, к сожалению, принято считать, что исполнение наказания — это именно карательная функция: напугать, унизить, растоптать человека, лишить его здоровья. Если эта система станет более гуманной, то она способна поменять многое в отношении людей к полиции и к правоохранительным органам в целом.