Адвокат с гаишниками

Рубрики Вопрос юристу

Семь советов, как общаться с инспектором ГИБДД

20 мая 2017 1:02 25

Публикуем семь советов, как общаться с инспектором ГИБДД

1. По требованию сотрудника ДПС вы должны остановиться, но выходить из машины вы не обязаны. Для вас обязательны три документа: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации машины, полис ОСАГО (п. 2.1.1 ПДД). Права должны быть соответствующей категории и не просроченными.

Водитель, который не является собственником авто, должен быть вписан в полис, либо страховка должна быть оформлена на всех водителей без ограничений.

2. Инспектор ДПС обязан представиться (должность, звание, фамилия) и показать по вашему требованию свое служебное удостоверение, не выпуская его из рук (п. 20 Адм. регламента МВД ). Вы можете записать номер его нагрудного знака. И выяснить причину остановки.

3. Вы вправе вести видео- или аудиозапись вашего общения с гаишником. И он имеет такое право (п. 24, 25 Адм. регламента МВД).

Внесенные в прошлом году изменения в регламент обязывают сотрудников Госавтоинспекции уведомить водителя (и других присутствующих) об использовании видео- и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе и установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора. То есть снимать ваш диалог на видео он может. И предупредить об этом обязан.

4. Не оправдывайтесь и не сочиняйте легенды, а потребуйте доказательств своей вины (ст . 49 Конституции РФ , ст. 1.5 КоАП РФ). А именно: результаты фото- видеосъемки, свидетельские показания. А при составлении протокола инспектор обязан зачитать вам ваши права.

5. Если возник спор или конфликт, не давайте объяснений и показаний. В протоколе пишите: «Не согласен. Требую адвоката» ( ст . 48, 51 Конституции РФ).

— Защитник допускается к участию с момента возбуждения дела об административном правонарушении, то есть уже при составлении протокола. Его отсутствие при составлении протокола — уже основание для отмены вердикта ГИБДД или суда, — настаивает адвокат Леонид Ольшанский .

6. Любой ваш пассажир, будь то сослуживец или жена, – свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ). Их данные должны записать в протокол.

— Инспектор, составляющий протокол, — не свидетель, а обвинитель, ибо совмещение процессуальных функций недопустимо, — объясняет юрист.

7. Пользуйтесь видеорегистратором. Запись поможет вам доказать свою невиновность при общении с полицейским начальником или в суде. Теперь в случае ДТП сотрудники Госавтоинспекции должны на месте принимать меры к сохранности видеорегистраторов, которые могли зафиксировать обстоятельства аварии. Естественно, нужно следить, чтобы инспектор сделал запись в протоколе о том, что изъял карту памяти видеорегистратора.

Полицейский обязан представиться и предъявить служебное удостоверение по вашему требованию, сама по себе его форма ни о чем не говорит. форма Фото: Андрей ГРЕЧАННИКdorogi_kozerogi

СОВЕТЫ ЮРИСТА

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, почетный адвокат России, вице-председатель Движения автомобилистов России:

«Не спешите вступать в диалог»

— Если вы едете, например, по широкому городскому проспекту, и с тротуара или от «стакана» поста ДПС свистит инспектор, то совсем не очевидно, что сигнал полицейского касается вашего автомобиля. Если же инспектор стоит прямо на проезжей части и чуть ли не на капот вашего автомобиля бросается, или номер вашей машины объявляют через динамик, тогда вы точно обязаны остановиться.

Но это не значит, что нужно тормозить резким нажатием педали в пол. Постарайтесь остановиться плавно, по возможности увеличив расстояние. И не выходите из машины, дождитесь, когда инспектор сам к вам подойдет. Во-первых, для вас этот маневр будет безопаснее, во-вторых, за то время, пока он будет подходить к машине, разъедутся все возможные свидетели из потоков обоих направлений.

Обычно инспектор представляется скороговоркой, но вы не спешите сразу передавать ему в руки документы. Сначала вежливо попросите его предъявить служебное удостоверение. И не на одну секунду «для галочки», а чтобы вы смогли прочитать его фамилию и должность, убедившись, что перед вами на самом деле полицейский. Лишь после этого начинайте общение.

И постарайтесь всегда пользоваться видеорегистратором. Во всех кодексах написано, что любые документы и материалы можно использовать для своей защиты. Видео, подтверждающее вашу правоту, поможет доказать вашу невиновность при разбирательстве в полиции или в суде.

ДОСЛОВНО

Хамить не положено

«В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку… Разъяснения… должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов» (пп. 19, 23 Адм. регламента МВД).

ВАЖНО

Давайте без засад!

Прятать от водителей патрульную машину в кустах нельзя, размещение автомобиля «в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения». «Использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается», — об этом черным по белому написано в регламенте (пп. 41, 43 Адм. регламента МВД). Зато разрешается устанавливать макеты и манекены — для предупреждения нарушений.

А ЕСЛИ СБЕЖАТЬ?

Не стоит этого делать. Если вы не остановитесь по требованию инспектора либо откажетесь передать ему документы, он вправе возбудить дело за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», это грозит штрафом от 500 до 1000 рублей или даже арестом до 15 суток (п. 23 Адм. регламента МВД, ч. 1 ст. 19.3 КоАП). Инспектор имеет право преследовать с включенными «мигалками» и остановить принудительно, вплоть до расстановки на дороге грузовиков или стрельбы из оружия (пп. 73, 74 Адм. регламента МВД)

Документы, на которые ссылаться:

ПДД — Правила дорожного движения.

КоАП — Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Адм. регламент МВД — Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Еще больше материалов по теме: «Штрафы, ПДД, нововведения»

Автомобили

Происшествия

Гаишник не понял водителя «всадниц»

Экс-глава ГИБДД Кузбасса не считает себя виновным в ДТП с четырьмя погибшими

Бывший глава ГИБДД Кемеровской области Юрий Мовшин настаивает на своей невиновности в аварии, в которой погибли четыре девушки. Защитник Мовшина — известный адвокат Сергей Жорин — также сомневается в виновности экс-гаишника. Он заявил несколько повторных и новых экспертиз, которые будут проводиться в Москве. Также стало известно, что следствие спустя почти месяц после аварии наконец предъявило Мовшину обвинение.

Как стало известно «Газете.Ru», известный адвокат Сергей Жорин принял решение представлять интересы экс-главы ГИБДД Кемеровской области Юрия Мовшина в суде. Он принял это решение после личной встречи с Мовшиным в городе Кемерово.

«Мовшин — очень обаятельный и адекватный человек, — отмечает защитник в беседе с «Газетой.Ru». — Он очень переживает по поводу случившегося и готов оказывать помощь семьям погибших в аварии девушек. Со мной уже связался адвокат родственников одной из погибших. Но в то же время Мовшин не считает себя виновным в ДТП. Он твердо убежден, что водитель Toyota Premio, которую он протаранил, не включил сигнал поворота. По его словам, эту машину он видел задолго до столкновения, поэтому если бы понимал намерения водителя, то затормозил бы или перестроился, чтобы избежать удара».

В пятницу следователи предъявили Мовшину обвинение по статье «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (ч. 5 ст. 264 УК РФ).

Максимальное наказание для виновника аварии по этой статье — до семи лет лишения свободы. Защитник экс-гаишника уже успел ознакомиться с имеющимися на данный момент материалами дела.

Экс-глава ГИБДД Кузбасса ищет адвоката в Москве после смертельного ДТП

«Я заявил ряд замечаний к тем действиям следствия, которые уже проводились, — говорит Жорин. — Необходимо устранить противоречия. Например, странно, что свидетели меняли свои показания так, чтобы виновным выглядел именно Мовшин. Ряд экспертиз сделали за пару дней — очень быстро, в Москве это по нескольку месяцев занимает. Но в результате скорость движения Land Cruiser Мовшина была взята из показания свидетелей, которые оценили ее на глаз, а не по итогам соответствующей экспертизы.

Кроме того, экспертами совсем не был изучен очень важный момент: включал ли водитель Premio поворотник. Будем заявлять о назначении некоторых экспертиз повторно, чтобы они проводились уже в Москве».

По версии следствия, Мовшин также проигнорировал требование разметки — не перестроился в свой ряд там, где началась сплошная линия, а продолжил обгон по полосе встречного движения. Это отчетливо видно и на одной из записей с видеорегистратора, установленного в ехавшем позади автомобиле.

Жорин отмечает, что с учетом разрешенной скорости — 90 км/ч — его подзащитный не мог сориентироваться и моментально вернуться в свой ряд, притом что предупреждающих знаков на этом участке дороги не установлено. «К тому же на записи видно, что Land Rover, который Мовшин пытался обогнать, стал ускоряться, что и помешало ему вовремя завершить обгон, — отмечает адвокат. — Исследование по видеозаписи мы тоже заказали».

Глава Кузбасса проконтролирует расследование ДТП с четырьмя погибшими женщинами

Раскрыл адвокат и некоторые подробности о выжившем в ДТП водителе Premio. Ранее в МВД сообщали, что мужчина находился за рулем незаконно, поскольку был лишен прав за вождение в нетрезвом виде. По словам Жорина, лишен прав за управление автомобилем в состоянии опьянения водитель был уже не в первый раз.

«Но самое важное, что сразу после аварии он отказался проходить медосвидетельствование, а потом сбежал из больницы, куда его госпитализировали с места аварии. Анализы он сдал только два дня спустя. Эти обстоятельства дают основания считать, что и в момент ДТП он мог быть нетрезв,

По словам адвоката, только после всех экспертиз станет понятна позиция защиты. «И я, и Юрий Мовшин считаем, что должно быть объективное расследование без уклона в ту или иную сторону», — добавил собеседник.

Ранее Жорин отмечал, что адвокатское сообщество Кемеровской области якобы отказалось работать с Мовшиным, что и вынудило бывшего гаишника искать адвоката в Москве. Однако председатель адвокатской палаты Кемеровской области Михаил Шапошников уверен, что Мовшин или его представители просто не обращались к местным адвокатам. «Это полная глупость, — говорит Шапошников «Газете.Ru». — У нас в коллегии 800 адвокатов. И что, все отказали? Есть и известные в регионе адвокаты, которые специализируются на таких делах. Насколько мне известно, Мовшин с ними не связывался».

Жорин в свою очередь пояснил, что достоверно об этой ситуации ему неизвестно — о ней он узнал из СМИ.

Опубликовано видео смертельного ДТП с участием экс-главы ГИБДД Кузбасса

Напомним, что резонансное ДТП произошло 23 апреля в Кемеровской области. Юрий Мовшин, управляя внедорожником Toyota Land Cruiser, на высокой скорости совершал обгон по встречной полосе. Там он протаранил Toyota Premio, водитель которой пересекал встречку, поворачивая налево. В салоне Premio находились пять человек: управлявший машиной мужчина и четыре девушки. Водитель был госпитализирован с переломом руки. Две девушки погибли на месте ДТП, еще две скончались в реанимации. Среди погибших оказались мотоциклистки из клуба «Всадницы»: Галина Гаврилова, Дарья Башурова, Светлана Пермякова, а также Наталья — жена президента мотоклуба Frozen Souls Кемерово Дениса Лосева.

Сразу после ДТП очевидцы отмечали, что, пока они помогали доставать заблокированных в Premio пассажиров, бывший главный гаишник Кузбасса звонил адвокату и личному водителю, не помогая в спасении пострадавших.

Официальное расследование уголовного дела по факту ДТП взято на контроль руководством ГУ МВД по Кемеровской области и лично губернатором региона Аманом Тулеевым. Кроме того, из-за общественного резонанса расследованием аварии занялась и независимая комиссия, которую возглавил спикер областного парламента Евгений Косяненко.

Напомним, что в 2011 году, когда Мовшин еще возглавлял региональное ГИБДД, на той же трассе его Toyota Land Cruiser столкнулась с ВАЗ-2114, в которой погиб водитель. Виновным в том ДТП признали погибшего водителя «Жигулей».

Адвокат смоленских гаишников в зале суда ударил женщину

Настолько эмоционально Ярослав Охнич пытался защитить своих клиентов

В четверг, 2 ноября, в Московском районном суде прошли последние слушания по делу о скандальном задержании смоленскими гаишниками помощника прокурора.

Их защитник Ярослав Охнич в своем выступлении настолько эмоционально показывал, как его подопечные заковывали в наручники Александра Семенникова, что случайно ударил свою коллегу, сообщает Tverigrad.

Напомним, что в августе 2016 года в Смоленске произошел инцидент между помощником прокурора Смоленской области Александром Семенниковым и тремя инспекторами ДПС. Алексей Полтавин, Игорь Садотенков и Андрей Федоренков, находясь на дежурстве, остановили автомобиль Volkswagen Passat для проверки тонировки. После того, как водитель отказался добровольно проследовать в отделение полиции, инспекторы повалили его на землю, заковали в наручники и препроводили в участок. Там выяснилось, что водитель — не «простой смертный», а сотрудник прокуратуры и имеет особый статус. Впрочем, Семенников утверждает обратное – что прокурорское удостоверение он показал сразу, а сотрудники ГИБДД сознательно превысили полномочия.

Сначала суд проходил в Смоленске и дорожным полицейским вынесли обвинительный приговор. Но гаишники подали апелляцию, и их дело 4 сентября начал рассматривать суд в Твери.

Сегодня обвиняемые выступили с последним словом. Все трое – Садотенков, Федоренков и Полтавин – попросили тверского судью вынести справедливый приговор. Своей вины ни один из них не признал.

Гаишники задержали пассажирский микроавтобус без большинства документов

А мы — на море! Микроавтобус, который вез людей из Харькова в Кирилловку, это курортный городок на Азовском море, задержали ночью ГАИшники. У водителя не было документов и разрешений. Пассажиры нервничали и возмущались. И, видимо, не всем из них дошло, что их, фактически, спасли. Шофер, чтобы преодолеть как можно больше километров, практически не отдыхал.

Они направлялись из Антрацита в Бердянск: девятнадцать потенциальных курортников.

Евдокия Ефимивна, пассажирка:

— Едем вот, часто болеет, оздоровительный курс пройти. Едем вот первый раз, и я хочу на море побывать.

Слишком хотели к морю. Быстро довести обещал один из частных перевозчиков Луганщины.

Но до пункта назначения не доехали. Водителя микроавтобуса остановили ГАИшники. Оказалось, этот человек рисковый — за руль сел без большинства документов.

Сергей Наконечный, инспектор отдела ГАИ г. Мариуполя:

— У водителя данного автобуса отсутствуют какие-либо документы, кроме водительского удостоверения и техпаспорта.

Тарас Тищенко, инспектор отдела ГАИ г. Мариуполя:

— Отсутствует также путевой лист, лицензионная карточка, согласование с ГАИ перевозки детей, в данном автобусе находится 7 маленьких детей, в возрасте от 2 до 5 лет.

И то не все. Пренебрег водитель и самими правилами пассажирских перевозок.

Олег Сидоренко, главный специалист Госинспекции Министерства транспорта:

— Данное ТС двигалось в ночное время.

— Нет, не положено.

Что позволено шоферу, знает вот эта женщина. Представилась она владелицей частного предприятия и этого буса. Правда, отсутствие документов объяснила только грубостями.

Женщина-предприниматель:

— Убирайте ноги, сейчас адвокат приедет.

Адвокат так и не появился. Однако по телефону ей кто посоветовал работу инспекторов саботировать.

Женщина-предприниматель:

— Сейчас адвокат приедет, будем разговаривать с адвокатом, почему людей не пускают!

Заложники же ситуации, пассажиры, были удивлены. О своей безопасности у перевозчика заранее не спрашивали. Просто заплатили по 75 гривен.

Пассажир:

— Билеты купили, заплатили деньги.

— Билеты купили? Или деньги заплатили? Это разные вещи. Билеты — это ваша страховка.

— Деньги заплатили, ничего нам не давали.

Тарас Тищенко, инспектор отдела ГАИ г. Мариуполя:

— В случае любого ДТП пассажир, чтоб мог доказать, что он находился в этом автобусе, он должен предоставить билет.

Что тот документ так важен, большинство пассажиров даже не догадывались. Сергей так путешествует уже не впервые. Говорит, и в следующий раз не будет заморачиваться.

Пассажир:

— Еду на море, на другом автобусе.

В Бердянск поедут все пострадавшие. На другом автобусе, который имеет все разрешительные документы. Часть денег горе-водитель пассажирам вернул.

Пассажир:

— Деньги вернули вам? Да, все вернули.

Этот же микроавтобус поедет на штраф площадку.

Олег Сидоренко, главный специалист Госинспекции министерства транспорта:

— На данное транспортное средство составлен админпротокол, штрафные санкции в сумме 1700 гривен.

ГАИшники в который раз подчеркивают: пассажиры действительно имеют право на безопасный проезд. Но это правило соблюдают не все перевозчики. Поэтому стоит и самим следить, чьими услугами пользуетесь.

Права водителя, когда его останавливает инспектор ГАИ

Delo.UA с помощью юристов разбиралось, какие права есть у водителя при общении с сотрудниками ГАИ

Адвокат, директор компании по обслуживанию инвестиций Investment Service Ukraine Иван Герасименко отмечает, что у водителя согласно п. 2.14 Правил дорожного движения Украины есть следующие права:

а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы дорогами, улицами или другими местами, где их движение не запрещено, в установленном порядке соответственно требованиям этих Правил;

в) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа, которое осуществляет надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность;

г) требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движением и остановку транспортного средства, предъявления удостоверения его личности;

гг) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, которые принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения;

д ) обжаловать действия работника милиции в случае нарушения ним законодательства;

е) отступать от требований законодательства в условиях действия непреодолимой силы или если другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан.

Несколько нюансов

В то же время Delo.UA решило узнать, может ли водитель требовать от сотрудника ГАИ документы, подтверждающие, что он находится на определенном месте несения службы?

«Да, согласно п. 6.3 Приказа МВД от 27.03.2009 года № 111, работник ГАИ обязан находиться на определенном месте несения службы согласно дислокации. Но реальной возможности требовать от работника ГАИ подтверждения этого нет», — отметил юрист.

Тем не менее, эксперты рассказали Delo.UA, что хоть и в перечне ППД не предусмотрено возможности по проверке наличия документа — «Дислокация маршрутов патрулирования и постов», — попросить инспектора ГАИ показать соответствующий документ никто не запрещает: «может вы и не получите желаемого, но, по крайней мере, покажете, что владеете достаточными знаниями своих прав».

Также в ПДД предусмотрено, что водитель при остановке автомобиля сотрудниками ГАИ должен предъявить для проверки документы, но не передавать их работнику ГАИ — поэтому требования работника ГАИ о передаче ему водительского удостоверения лично в руки являются незаконными.

И самое интересное: юрист рассказал, может ли водитель отказаться от прохождения теста на алкогольное опьянение. Так, в Кодексе Украины существует норма об отказе водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, где указано, что отказ от него влечет за собой применение санкции. А именно — наложение штрафа на водителя от ста пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до двух лет. За отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения также могут назначить общественные работы на срок от сорока до пятидесяти часов, или административный арест на срок от семи до десяти суток

Юрист советует, что ни в коем случае не нужно проходить тест на наличие алкоголя в крови на месте, а необходимо требовать от работника ГАИ пройти его в специальных медицинских учреждениях и в установленном законом порядке. «Вы должны обратить внимание работника ГАИ на то, что добираться до этого заведения вы будете, исключительно, на транспорте работников ГАИ и за их счет», — резюмировал Герасименко.