1 источники уголовного права англии

Рубрики Наша практика

§ 1. Уголовное право Англии

История развития уголовного законодательства. Собственно английским принято считать уголовное право Англии и Уэльса. В Шотландии действует совершенно самостоятельная правовая система, носящая отпечаток французского влияния (XVI и XVII вв.); значительные особенности характеризуют и уголовное право Ирландии.

Возникновение знаменитого английского общего права обычно связывают с нормандским завоеванием 1066 г.

Еще до вторжения нормандцев англосакские племена разработали обширный свод писаных законов и определили наиболее тяжкие преступления (такие, как убийство, изнасилование, грабе-

Глава 21. Уголовное право зарубежных государств

жи и кражи), а равно процедуру уголовного суда и меры принуждения к преступникам. Одним из первых видов наказания было «объявление» вне закона – приказ покинуть страну и запрет возвращаться под угрозой смерти. Столь серьезное наказание применялось лишь к постоянным правонарушителям и лицам, совершившим наиболее тяжкие деяния. Другой примитивной мерой воздействия на преступника была кровная месть, основанная на принципе точного и полного возмездия, часто по принципу талиона. Закон регламентировал правила кровной мести, которая постепенно была заменена денежными компенсациями. К IX в. был разработан и законодательно закреплен реестр компенсаций. Они выплачивались двум лицам: а) жертве преступления (по ее социальному рангу) в качестве возмещения ущерба; б) королю, который как гарант общественного порядка теоретически также признавался жертвой преступления.

Судебный процесс имел две основные разновидности. Одна из них – так называемая компургация, состязательная процедура в местном англосаксонском суде с участием свидетелей со стороны потерпевшего и обвиняемого. Альтернативой выступал процесс «суда Божьего» с использованием ордалий (испытаний огнем, водой и т. п.), при которых виновный определялся по степени увечий. Ордалии проводились под надзором священнослужителей римской католической церкви. Их не следует рассматривать как вид наказания; это лишь способ выявления истины, основанный на вере в Божий знак, которым будет отмечен виновный.

В средневековый период были образованы централизованные королевские суды, окружные суды и суд присяжных. Существенно изменились принципы ответственности и уголовная процедура. Так, для признания деяния преступным не требовалось преступного умысла или неосторожности (mens rea), содеянное вменялось лицу объективно. К XIII в. появилось различие между преступлением, для которого был обязателен преступный умысел (умышленное убийство), и иными деликтами (смерть в результате несчастного случая). К XIV в. устанавливается различие между тяжкими (фело-ниями) и иными преступлениями (мисдиминорами), встречавшееся еще в XII в. Фелонии карались смертной казнью, телесными наказаниями или конфискацией имущества. К ним по общему праву относились убийство, ограбление, изнасилование, поджог, хищение имущества. Отдельным видом преступления признавалась государственная измена («тризн»).

Именно средневековый период характеризуется господством общего права и становлением статутного права.

В начале XIII в. после IV Лютеранского собора священнослужители перестали принимать участие в ордалиях, что привело к исчезновению «суда Божьего». В связи с этим возросла популярность процедуры с использованием «большого» и «малого» жюри присяжных. Таким образом, суд присяжных стал неотъемлемой

§ 1. Уголовное право Англии 573

специфической чертой системы английского уголовного судопроизводства.

Другой характерной чертой стал прецедент как источник права. Во времена господства местных судов преобладающим источником были местные обычаи. Начиная с XII в. с возникновением королевских и в особенности окружных судов, чьи решения имели силу для нижестоящих инстанций, прецедент приобретает значение основного источника общего права. Этому во многом способствовали публикации судебных отчетов, систематически издаваемых с конца XIII в.

Основной принцип прецедентного (общего) права часто формулируется как одинаковое разрешение единообразных дел. При этом все суды не только могут, но и обязаны следовать решениям вышестоящих судов, а некоторые – и собственным предыдущим решениям по данной категории дел. Вышестоящий же суд не связан решениями нижестоящих. Такое понимание прецедентного права в целом правильно. Однако следует помнить, что прецедент – это не только решение конкретного дела само по себе, но и пример толкования правовых принципов и положений на основе идеи права.

На формирование общего права значительно повлияли и работы авторитетных английских юристов, например Кока и Блэкстона.

Таким образом, общее право Англии включило в себя прецеденты королевских судов, а также переработанные англосаксонские законы и правовые традиции нормандцев.

Английская революция XVII в., не изменив в корне систему уголовной юстиции, тем не менее провозгласила ряд принципиальных положений уголовного права в Хабеас корпус акт и Билле о правах.

XVII–XVIII вв. характеризуются господством в уголовном праве норм общего права и статутного законодательства, носящих средневековый архаический характер. Регламентация одних и тех же преступлений в актах обеих систем носила противоречивый характер. Смертная казнь, по преимуществу квалифицированная (например, колесование, сожжение), была основным видом наказания. Ее дополняли публичные телесные наказания, каторжные работы, ссылка на галеры, заключение в тюрьму.

К некоторому упорядочению уголовного законодательства привело движение за реформы в конце XVIII – начале XIX в.

Лишь после 30-х годов XIX в. уголовное законодательство подверглось серьезной переработке и приобрело вид, который в целом сохраняется до настоящего времени. При проведении реформы были законодательно закреплены многие нормы общего права, отменены устаревшие статуты и приняты консолидированные акты, предусматривающие ответственность за отдельные виды или группы преступлений (кражи, фальшивомонетничество, нарушения общественного порядка). Система наказаний также изменилась: в основном были отменены членовредительские и позорящие наказания,

Глава 21. Уголовное право зарубежных государств

сокращена сфера применения смертной казни, отменена ссылка в колонии; основной мерой наказания стало лишение свободы в виде каторжных работ и тюремного заключения.

Попытки кодификации уголовного законодательства предпринимались в Англии неоднократно. В XIX в. наиболее известен проект Дж. Стифена (1877). С 60-х годов нашего столетия над вопросами консолидации и кодификации (в том числе и уголовного законодательства) работает Правовая комиссия для Англии, а также специальные королевские комиссии и Комитет по пересмотру уголовного законодательства.

Последний проект, частично используя общепринятую терминологию, преодолевает непоследовательность и неопределенность действующего права. В проект включены различные современные предложения по реформе. Однако уголовное право все еще не кодифицировано.

В настоящее время источниками уголовного права являются законодательные акты парламента (статуты) и общее право. Преобладающий источник – законодательство; оно регламентирует практически все институты Общей части (но не формы виновности и критерии невменяемости), а также содержит описание почти всех видов конкретных преступлений. Исключения редки: например, признаки простого и тяжкого убийства определены в нормах общего права (прецедентах), а наказание установлено парламентскими актами. Однако прецедент в английском уголовном праве все же играет значительную роль, во многом обусловленную историческими корнями. Каждый законодательный акт сопровождается большим количеством прецедентов, дающих необходимые для применения закона толкования и уточнения его норм. В целом в современном уголовном праве Англии прослеживается тенденция вытеснения прецедентного права статутным. Вновь принимаемые статуты регулируют те вопросы, которые ранее разрешались на основе прецедентов.

Основными действующими законами, которые содержат преимущественно нормы Общей части уголовного права, являются: Закон об уголовном праве 1967 г., посвященный классификации преступлений; Закон об уголовном праве 1977 г. (с дополнениями и изменениями) по вопросам сговора; Закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г.; Закон о компетенции уголовных судов 1973 г., рассматривающий вопросы назначения наказания (в том числе отсрочки приговора, пробации, условного освобождения, условной отсрочки исполнения наказания, а также особенности наказания молодых преступников и привычных преступников); Закон об исправлении правонарушителей 1974 г.; Закон об уголовной юстиции 1982 г., посвященный обращению с молодыми преступниками, и другие законы об уголовном правосудии.

Ответственность за конкретные преступления и их виды предусмотрена, например, в Законе об убийстве 1957 г., законах о

§ 1. Уголовное право Англии 575

половых преступлениях 1956, 1967, 1976, 1985 гг.; законах о краже 1968, 1978 гг., Законе о фальшивомонетничестве 1981 г., законах о наркомании 1971, 1986 гг.

Понятие преступления и наказания. Законодательство Англии, как и большинства стран, не содержит понятия преступления. В теории уголовного права популярно так называемое формальное определение: преступным называется деяние, наказуемое по закону, действующему во время его совершения. Законодательство, однако, содержит классификацию преступлений.

Традиционное для Англии деление преступлений на тризн (государственную измену), фелонии (тяжкие преступления) и мис-диминоры (менее тяжкие преступления) ныне отменено как архаичное. В 1945 г. упразднено различие между фелонией и тризн, а по Закону об уголовном праве 1967 г. – между фелонией и мисди-минором, имевшее существенные процессуальные и уголовно-правовые последствия.

В настоящее время категоризация преступлений проводится по двум основаниям: по существу и по процедуре. .

По существу дела выделяют «арестные» и «неарестные» преступления. «Арестными» считаются «преступления, за которые наказание точно установлено в законе или за которые лицо (ранее не судимое) в соответствии с каким-либо законодательным актом может быть приговорено к тюремному заключению сроком на 5 лет, а также за покушение на совершение такого преступления (ст. 2 Закона об уголовном праве 1967 г.). Все остальные преступления определяются как «неарестные». Очевидно, что суть этого деления – в наличии или отсутствии полномочия осуществлять арест без ордера суда. Ранее, по общему праву, арест без ордера был возможен лишь в отношении лиц, совершивших тризн, фелонию и нарушения общественного спокойствия. Ныне такой арест предусмотрен за четко определенную категорию преступлений. Данная градация влияет на решение ряда вопросов соучастия, недонесения о преступлениях (ст. 4, 5 Закона об уголовном праве 1967 г.), освобождения под залог и т. д.

Процессуальная категоризация определяет порядок уголовного судопроизводства. Преступления рассматриваются или по обвинительному акту в Суде короны с участием присяжных, или в упрощенном «суммарном порядке» в судах магистратов. Любое преступление подпадает под одну из этих юрисдикции.

1. Судьи и присяжные в Суде короны выносят обвинение по наиболее тяжким преступлениям, например предумышленным и непредумышленным убийствам, изнасилованиям, ночным кражам со взломом, ограблениям.

2. Ряд серьезных преступлений может слушаться в «суммарном порядке» в суде магистрата, если обвиняемый дает согласие на рассмотрение дела без участия присяжных. Среди них: тяжкие телесные повреждения, поджог, многие виды краж, некоторые виды краж со взломом.

Глава 21. Уголовное право зарубежных государств

3. В любом из упомянутых порядков (в Суде короны или в упрощенном порядке) рассматриваются деяния «смешанной юрисдикции»: вождение машины в нетрезвом состоянии, ношение оружия и жестокое обращение с детьми. Причем выбор процедуры здесь зависит от обвинителя.

4. Преступления, обычно рассматриваемые в упрощенном порядке: продажа спиртных напитков без лицензии, нелегальный въезд иммигрантов и т. д. (если обвиняемый не потребовал рассматривать дело судом присяжных и его требование не было удовлетворено).

5. Нетяжкие деяния, разбираемые только в судах магистратов, например мелкое хулиганство в состоянии опьянения, попрошайничество, многие транспортные правонарушения. Деяния, входящие в эту группу, являются наиболее многочисленными.

Как отмечалось, с XII в. англичане стали признавать необходимость наличия преступного умысла или преступной неосторожности для привлечения к уголовной ответственности. В настоящее время существуют два основания привлечения лица к уголовной ответственности.

Первое – установления actus reus, т. е. самого факта совершения преступного деяния, а равно других необходимых объективных признаков, по которым законодательно определяются особенности каждого преступления. Так, Закон о кражах (1968 г.) следующим образом определяет ограбление: «Лицо виновно в совершении ограбления, если оно что-либо похищает, и при этом с целью его совершения непосредственно перед актом ограбления или во время него применяет силу по отношению к другому лицу или запугивает либо стремится запугать другое лицо угрозой немедленного применения силы». Именно признаки хищения и применения силы или запугивания силой составляют объективные специфические признаки ограбления.

Другой принцип – mens rea – означает необходимость установить, что обвиняемый умышленно или по неосторожности, т. е. виновно, совершил преступление. Содержание вины различно для каждого преступления. Например, при краже необходимо установить умысел лишить владельца определенного имущества, а при подделке – обмануть или ввести в заблуждение.

Для привлечения лица к ответственности обвинитель должен доказать наличие в его деянии и actus reus, и mens rea. Несложно увидеть в этом аналогию объективной и субъективной сторонам состава преступления в немецком и российском уголовном праве. Однако учение о составе преступления традиционно не разрабатывалось в английском праве.

Основные виды наказаний в современной Англии – лишение свободы и штраф. Существует также ограничение свободы.

Лишение свободы возможно на определенный срок либо пожизненно. Лишение свободы отбывается в учреждениях с различным режимом, в том числе в тюрьме и в специальных учреждениях

§ 2. Уголовное право Франции 577

для молодых преступников. Каторжные работы отменены в 1948 г. Смертная казнь – в 1969 г. Формально сохраняется возможность приговора к смертной казни за государственную измену, пиратство и поджог королевских доков, но реально такие приговоры не выносятся.

Штраф – распространенный вид наказания, в особенности за менее тяжкие преступления. Он назначается в твердо определенных денежных суммах от 25 до 1000 фунтов стерлингов.

Помимо реального исполнения приговора к лишению свободы и штрафу также существуют: условное освобождение, условное осуждение и отсрочка исполнения приговора.

Наиболее популярная форма условного осуждения – проба-ция. Она предполагает оставление осужденного на свободе при условии выполнения требований, устанавливаемых судом. Социальный работник контролирует поведение осужденного в течение всего срока пробации, который может быть назначен от 6 месяцев до 3 лет.

К лицам моложе 21 года могут быть применены меры, не являющиеся наказанием: приказ о надзоре, приказ об опеке, приказ родителям и опекунам обеспечить хорошее поведение несовершеннолетнего и т. п. Несовершеннолетний может быть приговорен к штрафу, предоставлению бесплатных услуг обществу, помещению в центр задержания и лишь в исключительных случаях – к специфическому для молодых преступников ограничению свободы и пожизненному ограничению (не лишению!) свободы. Последние из названных мер назначаются лишь в тех случаях, когда, по мнению суда, не существует другого подходящего для данного преступника метода воздействия.

В качестве дополнительных наказаний в Англии применяются: лишение права на вождение автомобиля, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы в общественных интересах в течение указанного времени (от 40 до 240 часов для взрослых и от 40 до 120 часов для несовершеннолетних).

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Уголовное право

Общего понятия преступления законодательство Англии не знает, оно дается в доктрине уголовного права. Например, Блекстон в комментариях 1765 г., которые и сейчас не утратили своего значения, определял преступление как зло, причиняющее вред обществу. Общее право требует для уголовной ответственности не только физического действия или бездействия, но и субъективного к ним отношения — виновности (их соответственно обозначают терминами «actus rei» и «mens rea»).

Своеобразна и классификация преступлений в английском праве. Так, по процессуальному признаку все преступления делятся на преступления, которые преследуются по обвинительному акту и рассматриваются в суде присяжных, и преступления, рассматриваемые путем суммарной юрисдикции, т.е. единолично действующим магистратом (судьей). Есть и деяния «смешанной юрисдикции», которые могут рассматриваться в любом из указанных порядков.

Кроме того, установлена классификация преступлений на «арестные» и «неарестные». Первые — это те, которые влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет. В отношении этих преступлений установлены особые правила ареста (например, ограничение на освобождение арестованного под залог и др.). Остальные преступления считаются «неарестными».

Подробнее об этом см.: Трахтеров В. С. Вменяемость и невменяемость в уголовном праве. X., 1992. С. 72 и ел.

Уголовное право зарубежных государств

В регулировании соучастия английское право исходит из акцессорной теории, т.е. признает, что деятельность соучастника определяется преступными действиями исполнителя. Приготовление к преступлению, если оно не образует самостоятельного преступления, ненаказуемо. Покушение, в том числе и негодное, влечет уголовную ответственность. От ответственности освобождают не только необходимая оборона и крайняя необходимость, но и супружеское принуждение, приказ начальника и др.

Видами наказания в Англии являются лишение свободы, пробация (испытание), штраф. Дополнительно могут назначаться лишение водительских прав, запрет на занятие определенной деятельностью, а также предоставление бесплатных услуг обществу на срок не менее 40 и не более 240 часов. Смертная казнь после ее приостановления в 1965 г. на пять лет окончательно отменена в 1970 г., за исключением случаев измены суверену или государству и пиратства, сопряженного с насилием.

Как вид условного осуждения широко применяется пробация на срок от шести до 36 месяцев, которая осуществляется под надзором специального чиновника. Пробация связана с возложением на осужденного определенных обязанностей и ограничений. В случае их нарушения к виновному может быть применен штраф или бесплатные работы в пользу общества. Применяется также отсрочка исполнения приговора в отношении лиц, осужденных к лишению свободы или штрафу. Что касается лишения свободы, то его сроки предусмотрены в отдельных статутах, но если в статуте такой срок не оговорен, он не может превышать двух лет. По общему правилу, срок лишения свободы определяется судом. Лишение свободы может быть назначено и на неопределенный срок, а также пожизненно (например, за умышленное убийство).

2. Уголовное право США формировалось и развивалось под влиянием английского права прецедентов. Однако в американском праве на практике все большее значение стали приобретать акты Конгресса и законодательных органов отдельных штатов. США — федеративное государство, в котором действуют федеральные уголовные законы и уголовные законы отдельных штатов. Эти две системы существуют параллельно, причем федеральные уголовные законы устанавливают ответственность лишь за преступления, посягающие на безопасность США (измена, шпионаж), а также за преступления федеральных служащих и другие преступления, затрагивающие интересы нескольких или всех штатов (торговля и сбыт наркотиков, кражи автомобилей и т.д.). Подавляющее же большинство преступлений предусмотрено в законодательстве отдельных штатов.

В середине XX в. в США началось движение за реформу уголовного законодательства, и в большинстве штатов к настоящему времени были приняты новые кодексы. Основой для их принятия послужил

Примерный Уголовный кодекс США 1962 г., разработанный институтом американского права и не имеющий официального характера. Но вследствие того, что Примерный Кодекс вобрал в себя опыт развития американского уголовного права, он оказал определяющее влияние на новые кодификации. И хотя УК штатов имеют свои особенности, основные положения Примерного Кодекса, воспринятые ими, дают возможность единообразно трактовать главные институты уголовного права.

Все преступления классифицируются на определенные группы — фелонии и мисдиминоры. Так, УК штата Нью-Йорк (1967 г.) в зависимости от тяжести преступления и грозящего наказания устанавливает пять категорий фелонии и три категории мисдиминоров. Фелонии облагаются длительными сроками лишения свободы — вплоть до пожизненного заключения или смертной казни. Мисдиминоры наказуемы до одного года лишения свободы. УК различает также главные формы вины — намерение, заведомость. неосторожность. Детально регулируются вопросы невменяемости, причем большинство УК штатов воспроизводят английскую доктрину Мак-Нагтона. Регулируются также вопросы ответственности за покушение на преступление и соучастие. Причем в целях борьбы с организованной преступностью на федеральном уровне принят закон 1970 г., в котором предусмотрены суровые меры наказания для рэкетиров и других участников преступных объединений. Также приняты законы о борьбе с компьютерными преступлениями.

Наказаниями в США являются смертная казнь, лишение свободы, пробация, штраф. Верховный суд США ограничил применение смертной казни в отдельных штатах лишь совершением тяжкого убийства или лишением жизни, явившимся результатом другого тяжкого преступления. Смертная казнь в разных штатах приводится в исполнение различным способом (электрический стул, газовая камера, введение смертельной инъекции, повешение, расстрел). В ряде штатов (их более десяти) смертная казнь отменена и заменяется пожизненным заключением. По федеральному законодательству смертная казнь может быть назначена за ряд тяжких преступлений, например, убийство федерального служащего, совершенное торговцами наркотиков.

Лишение свободы может быть назначено на различные сроки, причем ввиду спицифики системы абсолютного сложения наказания по совокупности преступлений эти сроки во много раз превышают среднюю продолжительность человеческой жизни, например, заключение на срок более 120 лет, осуждение на два пожизненных срока. Предусмотрена возможность неопределенных приговоров, где наказание устанавливается в пределах какого-то срока с предоставлением осо-

Уголовное право зарубежных государств

бым комиссиям или даже администрации места лишения свободы права решать «опрос об условно-досрочном освобождении осужденного. Пробация заключается в оставлении осужденного на свободе с обязательным контролем ч у его поведением. Нарушение условий про-башти может повлечь ее замену лишением свободы.

Штраф —— мера наказания, назначаемая за менее-тяжкие преступления. За тяжкие преступления могут назначаться огромные суммы штрафов (25 тыс. долларов и более), при этом не исключается одновременное применение лишения свободы на значительные сроки1.

Источники уголовного права в Англии

Английское уголовное право по содержанию в основном совпадало с уголовным правом континентальной Европы. Вместе с тем оно имело определённые особенности. История английского уголовного права является в значительной мере историей уголовного процесса. Важные вопросы уголовного права находят своё разрешение только в связи с тем процессуальным положением, в котором они возникают. Например, необходимая оборона и невменяемость — это не основания, исключающие уголовную ответственность, а это хорошее оправдание, это средства защиты для обвиняемого.

Материальное уголовное право было в значительной мере создано судьями. Основной источник средневекового уголовного права — общее право, то есть совокупность судебных решений по конкретным делам, созданных судами общего права. Уголовное статутное право составляло исключение, являлось дополнением к общему праву. Наиболее значительным уголовным законом, изданным в средние века, являлся закон об измене 1351 г., который действует в Англии до сих пор. Общеанглийское королевское уголовное право зародилось на рубеже XII-XIII вв. как противопоставление местному партикулярному обычному праву.

Историю английского уголовного после нормандского завоевания можно разделить на два периода: период становления (рубеж XII-XIII вв.-XVI в.) и период доктринальной обработки уголовного права (XVII-начало XIX в.) 1 . 1 Излагается по: Есаков Г. А., Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право зарубежных стран. М., 2008. С. 23.

Первый период становления английского уголовного права начинается с рубежа XIIXIII вв. и характеризуется следующими особенностями: 1) структурно обособляются и развиваются основные, сохранившиеся до настоящего времени разновидности преступных деяний; 2) параллельно с разработкой терминологии из области преступлений развивается институт «оснований защиты» от уголовного преследования, позволяющих смягчить либо вовсе исключить уголовную наказуемость деяния; 3) закладывается фундамент ряда институтов общей части: неоконченного преступления, соучастия, сговора и др.; 4) формируется ставшая символом английского уголовного права «кровавая» система наказаний.

Второй период доктринальной обработки английского уголовного права (XVII — начало XIX вв.) характеризуется тем, что из хаотического массива накопившихся прецедентов и статутов Эдуардом Коуком, Мэттью Хэйлом, Иеремией Хоукинсом, Майклом Фостером, Уильямом Блэкстоуном и Эдуардом Истом создаётся стройная система уголовного права. Труды указанных авторов до настоящего времени сохраняют значение «авторитетных» источников уголовного права государств англо-саксонской системы права. В Англии официальное признание в судах получили и некоторые лучшие научные руководства признанных авторитетов, систематизирующие судебные решения. Ссылки на них были равносильны ссылкам на судебные решения и статуты.

Изменения в понятии преступления в период

Период частных композиций V — IX веков сменяется периодом государственных, устрашающих наказаний XVI — XVIII веков. X-XIV века были переходными от периода частных композиций к периоду государственных, устрашающих наказаний. В этот переходный период сочетались признаки периода частных композиций и периода государственных наказаний.

Государственная власть из роли посредницы периода частных композиций постепенно переходит к роли непосредственного преследователя преступлений, так как видит в них нарушение интересов всего общества. Государство приходит к осознанию несостоятельности системы выкупов, как не обеспечивающей общественного порядка и безопасности. Денежный выкуп за всякую обиду частного лица не удовлетворяет потерпевшую сторону (например, семью убитого) и не воздерживает преступника, особенно если он богат, от дальнейших злодеяний. Преступник, хотя бы и откупившийся, не перестает угрожать в будущем. Например, убийца, откупившись, может и дальше безнаказанно совершать убийства. При этом богатому легче уплатить выкуп, чем бедному. Поэтому выкупы постепенно признаются недопустимыми.

Государство приходит к пониманию того, что его интерес в поддержании порядка слишком значителен, чтобы оно могло в дальнейшем довольствоваться тем, что лицо, нарушившее порядок, затем возместит потерпевшему причинённый ущерб. Государство должно теперь при помощи более суровых угроз отвратить такое лицо от совершения подобных нарушений. Деликты были признаны преступлениями, когда государственная власть пришла к заключению, что в этих случаях одни только имущественные взыскания, выкупы недостаточны. Меры имущественного взыскания (частные композиции) могли оказаться недостаточными либо ввиду крайней безнравственности содеянного (например, убийство, прелюбодеяние, изнасилование), либо по причине его большой опасности для общества (например, преступления против государства, религии), либо потому, что оно создавало большое искушение совершать подобные деяния (например, подделка монеты, взяточничество), либо ввиду вероятности его совершения лицами, слишком бедными, чтобы уплатить денежное возмещение (например, разбои, грабежи). Всё большее число преступлений становилось «безвыкупным», то есть выкуп в пользу потерпевшего по ним запрещался, и влекли наказание, налагаемое королевской властью на личность преступника. Эти преступления, направленные против интересов общества, преследовались по инициативе государственной власти. Например, разбои и грабежи на больших дорогах как деяния особенно опасные и распространённые были уже в VI в. изъяты из числа преступлений, допускавших выкуп. Виновники этих преступлений предавались смертной казни, а их жёны-соучастницы подлежали сожжению заживо. За разбоем и грабежом постепенно следовали и другие преступления, исключавшиеся из числа выкупаемых.Выкупы замещались устрашающими членовредительскими и телесными наказаниями, смертной казнью.

В период частных композиций преступление понималось как деликт, как причинение вреда потерпевшему. Постепенно происходила перемена взгляда на преступление. В период государственных, устрашающих наказаний XVI-XVIII веков установилось новое понятие преступления. Под преступлением стало пониматься нарушение мира, порядка, королевской воли, грозящее безопасности общества и государства. С миром короля отождествлялось состояние защищённости общества от преступных посягательств в целом. Поэтому изменились цели наказания и основными наказаниями в этот период стали смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Классификация преступлений усложнилась, стали различаться преступления против религии, государства, против личности и собственности, против семьи и нравственности. Периоду государственных, устрашающих наказаний соответствует инквизиционный (розыскной) уголовный процесс, который пришёл на смену состязательному (обвинительному) процессу. В инквизиционном процессе государство возбуждает преследование не только по жалобе потерпевшего, но и по факту преступления и без заявления со стороны потерпевшего, впервые появляется предварительное следствие, то есть государственные органы вместо потерпевшего разыскивают преступника и его сообщников, государство судит преступников, приговаривает их к наказанию и приводит приговор в исполнение (см. с……..).

§ 1. Источники уголовного права

В странах «континентальной» системы права основным и первостепенным источником уголовного права является закон. Другие источники «занимают подчиненное и меньшее место» по сравнению с ним*. Заметную роль в регулировании уголовно-правовых отношений играет судебная практика, прежде всего решения верховных судов.

*Давид Рене. Основные правовые системы современности М., 1967. С. 118.

Франция – родина этой системы права. Главный источник ее уголовного права – Конституция 1958 г., хотя в ней, в отличие от конституций других стран, например ФРГ, Италии и США, уголовно-правовых положений практически нет. Источником она является, во-первых, потому что в се Преамбуле имеется ссылка на Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., как на фундамент всего здания французского законодательства, прежде всего уголовного, а также процессуального, т. к. большинство ее статей в той или иной степени относится к этим отраслям права. В частности, в Конституции провозглашены такие принципы, как равенство всех граждан перед законом и перед уголовным в особенности, принцип «Nullum crimen, nulla poena sine lege»*, запрет обратной силы уголовного закона и презумпция невиновности. Во-вторых, поскольку в Конституции регламентируется компетенция властей в области уголовного нормотворчества, определение преступлений и проступков, а также налагаемых за них наказаний отнесено к ведению парламента (ст. 34), а нарушений – к ведению правительства (ст. 37)**.

*Нет преступления и нет наказания, если они не указаны в законе.

**Современные зарубежные конституции // Сост. В.В.Маклаков. М.,1992.

Непосредственными источниками уголовного права Франции являются уголовный кодекс, другие кодексы, отдельные законы и подзаконные акты.

В марте 1994 г, во Франции на смену УК 1810 г. пришел новый Уголовный кодекс. Он состоит из двух неравнозначных и разных по объему частей.

Собственно УК – это первая, или законодательная, часть, которая была принята в 1992 г. Сохранив некоторые черты старого кодекса, новый УК существенно отличается от него по структуре, кругу и характеру регулирования многих вопросов и отдельных институтов уголовного права. Кодекс состоит из пяти книг. Первая – «Общие положения» – его Общая часть, включающая три раздела: уголовном законе, об уголовной ответственности и о наказаниях. Остальные четыре книги представляют собой Особенную часть УК . Вторая книга – «О преступлениях и проступках против человека», третья – «О преступлениях и проступках против собственности», четвертая – «О преступлениях и проступках в нации, государства и общественного порядка» и пятая, самая маленькая «Прочие преступления и проступки».

Особенной части получил закрепление принцип приоритета охраны личности жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод человека. В ней предусматривается ответственность за ряд новых деяний – в области информатики, медико-биологические и др.

В целом новый Уголовный кодекс представляет собой значительный шаг в развитии французского уголовного законодательства*.

*Подробнее см. Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993; Крылова Н.Е. Основные черты нового Уголовного кодекса Франции. М., 1996.

Если ответственность за преступления и проступки регулируется в первой, или законодательной, части УК , то за нарушения – во второй, так называемой регламентационной, принятой в 1993 г. Обе части, как отмечалось выше, вступили в силу в 1994г.

Источниками уголовного права Франции являются УПК и другие кодексы, среди которых: кодекс военной юстиции, в котором предусматривается ответственность за воинские преступления, дорожный кодекс, кодекс публичного здравоохранения, налоговый кодекс.

Значительное число норм, предусматривающих уголовную ответственность, содержится в некодифицированных актах. Например, в законах о прессе 1885 г. и о торговле фальсифицированными товарами 1905 г. и сравнительно новых – об азартных играх 1983 г., о деятельности кредитных учреждений и о контроле за ними 1984 г., а также в подзаконных актах, например в Ордонансе о правонарушениях несовершеннолетних 1945 г. Источником уголовного права Франции являются также ратифицированные ею международные договоры и соглашения, которые имеют приоритет перед внутригосударственным правом (ст. 55 Конституции).

Германия – федеративное государство. Согласно ст. 74 (п. 1) Конституции 1949 г. принятие законов в области уголовного, а также исполнительного права отнесено к так называемой конкурирующей законодательной компетенции. Чаще всего этот вопрос решается по остаточному принципу: «Земли обладают правом законодательства лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не использует своих прав законодательства» (ст. 72).

Уже из сказанного видно, что Конституция – важнейший источник уголовного права ФРГ. Кроме того, она содержит ряд уголовно-правовых положений статьей 102 отменена смертная казнь; в п. 2 ст. 103 закреплен принцип «Nullum crimen, nulla poena sine lege», а в п. 3 говорится о том, что «никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же деяние»; в ст. 104 – о возможности ограничения (лишения) свободы только на основании закона и по приговору суда и др.

Основной федеральный уголовный закон – УК 1871 г., ранее именовавшийся Германским уголовным уложением*. «Большая реформа» уголовного права началась в 1954 г. Вторым законом о реформе уголовного права 1969 г. была окончательно преобразована Общая часть УК . Приведение в соответствие новой Общей части и старой Особенной было осуществлено Вводным законом 1974 г. В результате реформы с 1975 г. начал действовать УК в новой редакции**. Изменения, внесенные в Особенную часть законами об изменении УК , а также принятыми в других областях права (в частности, законами о преступных деяниях: против окружающей среды и о должностных преступлениях 1980 г., которые, были включены соответственно в 28 и 29 разделы), обусловили издание в 1987 г. УК в новой редакции, в которой он действует до настоящего времени***.

*Этот документ оказал влияние на уголовное законодательство других стран, в частности Австрии и Японии. В последней до сих пор с некоторыми, в целом небольшими изменениями действует УК 1907 г.

**Кузнецова Н., Вельцель Л. Уголовное право ФРГ. М., 1980; Уголовное право ФРГ / Отв. ред. И.Д. Козочкин, М., 1981.

***Уголовный кодекс ФРГ. М., 1996 .

В связи с объединением Германии на основании договора 1990 г. УК ФРГ в редакции 1987 г. стал действовать и на территории бывшей ГДР, однако с определенными оговорками*.

УК ФРГ четко подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть состоит из пяти разделов: 1) уголовный закон; 2) деяние; 3) правовые последствия деяния; 4) заявление по делам частного обвинения и 5) давность. Она насчитывает 130 параграфов.

Особенная часть состоит из 29 разделов. Ее материал в основном расположен в «классическом» для уголовного права порядке: вначале помещены нормы о преступлениях против публичных интересов, а затем о преступлениях против интересов частных лиц. Однако довольно четкую структуру Особенной части нарушают последние три раздела: 27 – «Общеопасные преступные деяния»; 28 -«Преступные деяния против окружающей среды»; 29 – «Должностные преступные деяния, которые очевидно должны были занять более почетные места»*.

*По имеющейся информации, принятым в 1997 г Законом о борьбе с коррупцией в Особенную часть УК был введен новый – 26 раздел «О преступных деяниях против конкуренции»; остальные разделы смещены, достигнув числом тридцати.

Уголовно-правовые нормы содержатся еще в более чем 400 законах*, причем в большинстве своем это не уголовные законы.

*См.: Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993. С. 55. Хотя в некоторых источниках указывается гораздо большая цифра -1000 законов. См.: Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право современных зарубежных стран. М., 1997. С 57.

В немецкой уголовно-правовой доктрине законы подразделяются на главные, т.е. имеющие всеобщее значение, и дополнительные. К главным относятся Конституция и Уголовный кодекс, а также, по мнению некоторых авторов*. Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1953 г. (в редакции 1974 г.), Военно-уголовный закон 1957 г. (с последующими изменениями), в какой-то степени Закон о нарушениях общественного порядка 1968 г. (в редакции 1987 г.). Дополнительные законы весьма многочисленны. Это, например, Закон об атомной энергии, Закон о защите животных и другие, содержащие уголовно-правовые нормы.

*Уголовное право зарубежных государств. Вып. 1. Источники уголовного права. М , 1971. С.145.

Неполная кодификация уголовного законодательства, невключение (в отличие от Франции) всех некодифицированных норм в приложение к УК создает определенные трудности в применении и изучении уголовного права Германии.

Существует еще деление уголовного законодательства этой страны на федеральное и земельное, последнее регулирует небольшой круг второстепенных вопросов.

Англия – колыбель общего права, родина так называемой англосаксонской системы права. Это значит, что традиционно важное и исторически первое место в системе источников уголовного права занимают судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, обязательные для них самих и для нижестоящих судов по делам со сходным фактических составом.

Однако в 1966 г. Палата лордов (высшая судебная инстанция страны) отказалась от принципа связанности своими ранее вынесенными решениями, которого она придерживалась на протяжении столетий. По ее признанию «слишком строгое соблюдение прецедентов в отдельных случаях может привести к несправедливости и создать ненужное препятствие для естественного развития права»,

Общее право начало формироваться еще в Х1-ХП вв. и в настоящее время выполняет несколько функций. Во-первых, оно является самостоятельным регулятором многих вопросов и даже отдельных институтов уголовного права, например вины, невменяемости, подстрекательства как элемента (преступления) предварительной преступной деятельности.

Во-вторых, общее право восполняет пробелы законодательного регулирования. Так, наказание за убийство (простое и тяжкое) определяется актами парламента, а признаки этого преступления – нормами общего права.

В-третьих, оно широко используется для толкования статутов; считается даже, что закон не может «жить полнокровной жизнью», не получив надлежащего толкования соответствующими судами.

Решением по делу Морриса (1951 г.) Апелляционный суд подтвердил правило: если наказание за преступление общего права законом не предусматривается, суд может назначить его (будь то лишение свободы или штраф) по своему усмотрению. Это значит, что преступление общего права, за которое наказание не предусмотрено законом, может караться строже, чем более опасное посягательство, наказание за которое предусмотрено законом.

В 1972 г. Палата лордов приняла другое очень важное решение, касающееся ее компетенции, а именно о том, что суды более не будут определять составы преступлений, указав, что отныне – это прерогатива Парламента. Указанное самоограничение Палаты лордов, касающееся и других судов, весьма существенно. Несмотря на это роль общего права в регулировании уголовно-правовых отношений в Англии по-прежнему значительна. В доктрине высказывается мнение, что судебное решение является лишь средством декларирования общего права, существующего вечно и независимо от судей.

До сих пор среди английских юристов бытует мнение, что принимая какой-либо закон Парламент, как правило, исходит из того, что статутное право не должно противоречить принципам общего права, а тем более отменять их. И действительно многие уголовные законы являются воплощением (с незначительными изменениями или без таковых) соответствующих норм общего права.

В связи с тем, что помимо законодательства источником уголовного права в Англии является прецедентное право, там не нашел полного выражения принцип «Nullum crimen, nulla poena sine lege». Однако следует подчеркнуть, что по своей юридической силе прецедент уступает закону.

В Англии, как известно, нет конституции в ее общепринятом понимание а также и уголовного кодекса, хотя попытки кодификации уголовно-правовы норм предпринимались неоднократно.

В настоящее время английское уголовное право представляет собой картину весьма сложную. Оно насчитывает 7000-7200 составов преступлений, большинство из которых разбросано по многочисленным статутам, некоторые из которых действуют на протяжении нескольких столетий, например Закон об измене 1351 г. Упорядочение английского уголовного законодательства осуществляется путем консолидации. Например, в 1825 г. 425 законов были заменены 11.

Важнейшими статутами, регулирующими вопросы Общей части, являются Законы об уголовном праве 1967 и 1977 гг., Закон об уголовно-наказуемом покушении 1981 г., Закон о полномочиях уголовных судов 1973 г., Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., Законы об уголовном правосудии 1948, 1967, 1982,1988,1991 гг. и др.

Уголовно-правовые нормы содержатся и во многих других, неуголовных законах. Например, судья, применяя Закон о краже 1968 г. (основной акт в области преступлений против собственности) или о преступном причинении вреда 1971 г., должен иметь в виду, что соответствующие уголовно-правовые положения имеются и в прочих законах: о несостоятельности 1986 г., о лицензировании 1964 г. и многих других.

Источником уголовного права Англии также является так называемое делегированное законодательство – подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти. Они могут быть двух видов. Наиболее важные из них – «приказы в Совете», которые на практике издаются правительством и просто санкционируются Тайным Советом. Министры и другие высшие государственные должностные лица издают в пределах своей компетенции постановления, правила и приказы, регулирующие отдельные уголовно-правовые вопросы.

Дополнительным источником уголовного права Англии является доктрина, прежде всего труды старых английских авторов: Блэкстона, Коука, Хэйла и других. Авторитет первого в области уголовного права до настоящего времени весьма высок, причем не только в Англии, но и в других странах англосаксонской системы права*.

*Выдержки из то «Комментариев по праву Англии» (1765-69 гг.), четвертая книга которых посвящена уголовному праву, нередко и сейчас цитируются в учебниках и даже в решениях судов.

Вышеизложенные источники действуют не на всей территории королевства, а лишь в Англии и Уэльсе. В Шотландии имеется свое уголовное право. А право, действующее в Северной Ирландии, отличается особенностями, обусловленными ее положением и происходящими там событиями.

К странам англосаксонской системы права относятся многие другие государства – бывшие британские владения в Азии, Африке и Америке, в т.ч. США. В подавляющем большинстве этих стран право кодифицировано. Причем в некоторых из них – давно, например в Индии действует УК , принятый еще в 1860 г.

Американское уголовное право – явление весьма своеобразное и сложное.

Во-первых, в США, так же как в Англии, имеет место сочетание общего и статутного права. Однако в отличие от английской системы с ее консерватизмом, стремлением сохранить старые нормы и институты, в США пошли по пути «гибкого правотворчества». Это прежде всего касается деятельности Верховного суда страны. Кроме того, сфера действия общего права там в целом более узкая. Во-вторых, в США нет единой уголовно-правовой системы, что обусловлено особенностями американского федерализма: там существуют самостоятельные системы 50 штатов, Округа Колумбия, федеральная система, где расположена столица страны, и система свободно присоединившегося государства Пуэрто-Рико. Это породило такую характерную для американской уголовно-правовой системы особенность, как правовой дуализм, означающий, что на территории каждого штата действует право данного штата, а при определенных условиях применяется федеральное право.

Основными источниками федерального уголовного законодательства являются Конституция 1787 г., акты Конгресса, подзаконные акты*.

*Подробнее об источниках уголовного права США см.: Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. М., 1990; Уголовное право буржуазных стран: общая часть / Под ред. А.Н. Игнатова и И.Д. Козочкииа. М., 1990.

Конституция США не позволяет четко разграничить компетенцию федерации и штатов в области уголовного законодательства, поэтому первоначально на федеральном уровне было всего лишь несколько уголовных законов, основная их часть была принята в штатах.

Конституция США содержит ряд положений либо непосредственно уголовно-правового характера, либо имеющих отношение к уголовному праву. Среди них такие, например, как запрет на издание законов, имеющих обратную силу, на применение жестоких и необычных наказаний, на лишение жизни, свободы и собственности без законного судебного разбирательства и другие. В Конституции (раздел 3 ст. III) даже закреплено определение такого преступления, как измена.

В США нет федерального уголовного кодекса в его общепринятом понимании. Актом Конгресса от 20 июня 1948 г. основная масса ранее действовавшего законодательства была, как сказано в нем, «пересмотрена, кодифицирована» и включена в форме закона в раздел 18 Свода законов США «Преступления и уголовный процесс». Часть I этого раздела («Преступления») начитывает 86 глав, хотя номер последней главы – 123 (остальные главы пропущены). Формально она не имеет ни Общей, ни Особенной части. Фактически же первая глава («Общие положения») – мини-Общая часть, т.к. она состоит всего лишь из 22 статей, большинство из которых содержат определения используемых в указанном разделе терминов. Кроме того, три статьи (§ 2,3 и 4) посвящены институту соучастия, а одна (§ 17) – невменяемости. Остальные главы расположены в алфавитном порядке. Поэтому в начале оказались статьи об ответственности за посягательства на животных и растения (гл. 3), в середине – об убийстве (гл. 51), а в конце – об ответственности за терроризм (гл. 113 В), измену (гл. 115) и военные преступления (гл. 118).

Однако далеко не все уголовно-правовые нормы (даже общего характера) собраны в ч. I раздела 18 Свода законов США. Есть они и в части II этого раздела, где рассматриваются вопросы наказаний (пробации, штрафа и тюремного заключения – гл. 227, а также смертной казни – гл. 228), разбросаны почти по всем остальным 49 разделам Свода законов США. Их около 3000. Столь огромное количество уголовно-правовых положений – результат казуистики, описательного характера норм, наличия устаревших и даже архаичных положений и в целом неупорядоченности законодательства. Так, например, насчитывалось более 130 статей, относящихся к краже и мошенничеству, около 90 – к подделке и подлогу и т.п. Более 70 терминов используется при описании субъективной стороны преступления, что явилось следствием, в значительной степени, отсутствия общего определения вины и ее форм. Все это дало основание американским ученым говорить, что оно находится в «хаотичном состоянии», является «фактически непригодным для использования и несомненно несправедливым». Было предпринято несколько попыток реформирования уголовного законодательства, но все они оказались безуспешными*.

*Подробнее о попытках реформирования федерального уголовного – законодательстве см.: Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Указ. соч. С 18.

В 1984 г. администрация Р. Рейгана провела через Конгресс так называемой Комплексный закон о контроле над преступностью, который в духе жесткой уголовной политики предусматривает меры борьбы с опасными преступниками и рецидивистами, регулирует другие вопросы. Часть этого закона – Закон о реформе наказаний, на основании которого была создана Комиссия по наказаниям. Она разработала «Основные направления по назначению наказаний», которые были призваны устранить разнобой в назначении наказаний за федеральные преступления. В 1994 г. был принят Закон о борьбе с насильственной преступностью, который газетой «Нью-Йорк Таймс» охарактеризован как самый репрессивный в современной истории США: он увеличил число случаев применения смертной казни до 60.

Большую роль в регулировании уголовно-правовых отношений на федеральном уровне играют подзаконные акты, издаваемые Президентом, министерствами и ведомствами федерального правительства. Как правило, эти акты детализируют, конкретизируют нормы федеральных законов. Говоря о значении подзаконных актов (федеральных и штатов), американские профессора Прайс и Битнер отмечают, что «они оказывают более непосредственное влияние на жизнь большинства из нас, чем законы, принимаемые коллегиально».

Действие федерального уголовного законодательства является ограниченным. Во-первых, оно применяется в случае совершения преступлений с так называемым «федеральным элементом»: в отношении федеральных должностных лиц (например, убийство, причинение телесных повреждений, воспрепятствование исполнению служебных обязанностей) или ими в связи с исполнением своих служебных обязанностей (например, взяточничество и хищение); за преступления, затрагивающие интересы нескольких штатов (например, похищение автомобилей и перегон их из одного штата в другой или сбыт наркотиков); за посягательства против федеральных учреждений и служб (например, почты) либо Соединенных Штатов в целом (измена, шпионаж и др.).

Во-вторых, оно применяется в случае совершения любого преступления на территориях федерального значения: национальных парков, заповедников, судах, плавающих под американским флагом в открытом море, а также находящихся в полете в воздушном пространстве над открытым морем, военных объектах и др. Если на этих территориях совершается посягательство, которое федеральным законодательством не предусматривается, то по аналогии применяется право штата, где такие территории расположены (§ 13 раздела 18 Свода законов).

Основными источниками уголовного законодательства штатов являются Конституция США, конституции штатов, уголовные законы, прежде всего уголовные кодексы, и подзаконные акты.

Ни один нормативный акт, издаваемый в штатах, не может противоречить федеральной Конституции. Применительно к уголовному праву конституции штатов имеют как сходства с нею, так и различия. Общее состоит в том, что они, как правило, закрепляют вышеперечисленные положения Конституции страны. Отличия заключаются в том, что они содержат либо более детальную их регламентацию, либо положения, которых в ней нет. Например, в Конституции штата Орегон (§ 37 ст. 1) запрет налагать жестокие и необычные наказания дополнен указанием о том, что тяжкое убийство карается смертной казнью, если только присяжные не выскажутся за пожизненное тюремное заключение. Вообще в конституциях штатов вопросам наказания уделяется большое внимание. Это касается целей наказания, видов приговоров и способов их приведения в исполнения, Например, в Конституции штата Аризона сказано, что смертная казнь должна приводиться в исполнение с использованием удушающего газа. Однако в конституциях некоторых штатов можно встретить положения более общего характера, причем весьма важные. Например, Конституция штата Огайо запрещает привлекать к ответственности и наказывать за одно и то же преступление дважды (§ 10), а также выдавать лицо за преступление, совершенное в этом штате (§ 12).

Реформа уголовного права началась благодаря деятельности весьма представительной комиссии Института американского права*, которая подготовила и опубликовала в 1962 г. окончательный 13-ый вариант проекта Примерного уголовного кодекса США. Он был разработан на основе тщательного анализа и обобщения норм статутного и общего права с учетом уголовно-правовой доктрины**.

*Комиссия была создана в 1951 г., а начиная с 1953 г. начала публиковать материалы своей работы, таким образом как бы побуждая штаты ориентироваться на эти материалы. Отмечается, что это оказало, например, влияние на разработку УК штата Висконсин.

**Довольно подробный анализ этого документа дал Б.С. Никифоров в предисловии к кн.: Примерный уголовный кодекс (США). М.,1969.

Принятый в штате Нью-Йорк в 1965 г. УК (вступил в силу в 1967 г.) испытал большое влияние Примерного уголовного кодекса, вместе с которым оказал воздействие на реформирование уголовного права во всеамериканском масштабе. Новый УК Нью-Йорка, в отличие от УК 1881 г. (в ред. 1909 г.), более компактный: насчитывает немногим более 400 параграфов, т.е. почти в 5 раз меньше. Он имеет четкую и простую структуру, состоит из четырех частей: 1 – «Общие положения»; 2 – «Наказания»; 3 – «Конкретные посягательства» и 4 – «Административные положения». Собственно УК – это три первые части, хотя в последние годы отдельные уголовно-правовые положения, например об ответственности за «отмывание» денег (470.00-470.20)», были включены и в четвертую часть. Формально материал кодекса на Общую и Особенную части не подразделяется, что вообще характерно для американского уголовного права.

К настоящему времени реформа уголовного права проведена в большинстве штатов страны; ее нельзя считать завершенной, но сделан значительный шаг в направлении его упорядочения*.

*Козочкин И.Д. 35-летие со дня принятия Примерного уголовного кодекса США // Юрист. 1998. №3. С. 51-55.

В системе права штата Уголовный кодекс чаще всего представлен в виде главы или раздела его Свода законов. Так, УК штата Нью-Йорк – это гл. 40, УК штата Иллинойс – гл. 38, а УК штата Огайо – раздел 29 Свода законов США.

Не все уголовно-правовые нормы в штатах кодифицированы, многие из них можно обнаружить в других главах или разделах сводов законов, а также отдельных законах.

Широко распространенной в штатах является практика регулирования уголовно-правовых отношений при помощи подзаконных актов. Причем такие акты издаются не только высшими органами исполнительной власти, прежде всего губернаторами, но и местными органами власти – в городах и округах. В последних издаются акты, которыми не только конкретизируются, адаптируются к местным условиям нормы законов, но нередко и самостоятельно предусматривается уголовная ответственность, иногда в довольно высоких пределах.

Наряду с законодательством источником уголовного права США является общее право, имеющее ряд отличий от английского*.

*Подробнее см.: Козочкин И.Д. Роль судебной практики в регулировании уголовно-правовых отношений в США // Концепция правового государства и уголовное право. М., 1993. С. 76-91.

В большинстве штатов в силу существующих там запретов – судебных, а чаще законодательных – наказывать по нормам общего права нельзя. На такое решение вопроса, во всяком случае в некоторых штатах, подвигла позиция Примерного УК : «Никакое поведение не составляет посягательства, если оно не является преступлением или нарушением по настоящему кодексу или иному статуту данного штата» (п. 1 ст. 1.05).

С другой стороны, даже в принятое новое уголовное законодательство таких штатов, как Нью-Мексико, Вашингтон и Вирджиния, включены специальные положения о сохранении общего права.

В большинстве штатов, где преступления общего права упразднены, законодательство содержит разного рода оговорки, дополнения или исключения, по существу, позволяющие считать общее право источником уголовного права.

На федеральном уровне, как и в большинстве штатов, карать за преступления, не предусмотренные законодательством, судам запрещено. Впервые это было сделано еще в 1812 г. Верховным судом страны, который постановил: «Прежде чем какое-либо деяние может быть наказуемо как преступление против Соединенных Штатов, Конгресс должен его определить, установить наказание и указать суд, юрисдикции которого оно подлежит».

Однако это не значит, что там нет федерального общего права. Осуществляя толкование законодательства, восполняя его пробелы, исправляя другие недостатки, федеральные суды, по существу, занимаются правотворчеством. Особенно велика в этом роль Верховного суда США, решения которого по соответствующим вопросам обязательны для всех судов страны. Характеризуя ее, бывший его председатель Э. Уоррен сказал: «Я думаю, что никто не может оставаться честным, утверждая, что Суд не создает права. Он не создает его сознательно, он не намеревается узурпировать роль Конгресса, но делает это в связи с самим существом нашей работы. Мы создаем право, и иначе быть не может»*.

*См.: Козочкин И.Д. Роль судебной практики в регулировании уголовно-правовых отношений в США. С. 84.

Важнейшим объектом воздействия со стороны Верховного суда была и остается Конституция США. Считающаяся самой стабильной в современном мире формально, она, по существу, фактически в значительной степени представляет собой результат деятельности судебной власти*. Еще в начале XIX в. один из идеологов американской революции Т. Джефферсон говорил, что «Конституция – это всего-навсего восковая игрушка в руках судей, которой они могут играть по своему усмотрению»**.

*Мишин А.А. Государственное право США. М., 1976. С. 32

**См.: Уголовное право буржуазных стран. С. 47.

Давая толкования тех или иных положений Конституции, иногда прямо противоположные, Верховный суд нередко оказывает большое влияние на уголовную политику в стране. Так, в 1972 г., рассмотрев апелляцию по делу Фурмэна, он постановил, что вынесение смертного приговора (смертная казнь) представляет собой жестокое и необычное наказание, противоречащее VIII и XIV поправкам к Конституции, а в 1976 г. в связи с рассмотрением дела Грегга решил, что «смертная казнь сама по себе не составляет нарушения Конституции»*.

*Уголовное право буржуазных стран: Общая часть. С. 55.

Известно, что Верховный суд США, по существу, присвоив себе право осуществления так называемого «судебного конституционного контроля» (так как оно не вытекает ни из Конституции, ни из обычного понимания судебной власти), может, признав неконституционным любой акт Конгресса или легислатур штатов, лишить его юридической защиты. И такое нередко происходило на практике, в том числе с уголовными законами.