Земельное право в крыму

Рубрики Вопрос юристу

Тонкости оформления земельных участков

Фото из открытых источников

В конце июля 2017 года приняли закон Республики Крым № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории РК». Согласно закону, права на имущество, возникшие на территории Республики Крым в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации.

— Кроме того, Постановлением Совета Министров Крыма утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации. К таким документам относятся государственный акт на право собственности на землю, государственный акт на право постоянного пользования землей, договор аренды земли и другие, — отметила Ольга Валерьевна.

Она добавила, что физические лица и организации, которым ранее были выданы государственные акты на право собственности на землю, обязаны уплачивать земельный налог.

— Что касается юридических лиц, иностранных граждан, лиц без гражданства, которым земельные участки были предоставлены на праве постоянного пользования и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, они обязаны переоформить право на земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. Если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юрлиц и был предоставлен ранее таким лицам на праве постоянного пользования, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды, — пояснила начальник департамента.

Сроки ограничены – переоформление прав должно быть завершено до 1 января 2019 года. До момента переоформления государственного акта на право постоянного пользования землей на договор аренды земли, лицо, указанное в государственном акте на право постоянного пользования землей, обязано уплачивать земельный налог.

Расчет платы за землю по договорам аренды земельного участка, как отметила в своем докладе О.Астафьева, осуществляют органы местного самоуправления на основании ранее заключенного договора, исходя из нормативной стоимости земельного участка и ежегодной корректировки платы за аренду на коэффициент инфляции.

— В случае проведения операций с имущественным правом аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или заключения договора купли-продажи, расположенных на таком земельном участке зданий, строений, сооружений, необходимо согласовать действия с арендодателем — администрацией Феодосии. Обращаю внимание, что передача имущественных прав без уведомления арендодателя не приводит к прекращению договора аренды и обязанность по ежемесячному внесению платы за аренду, закрепленная за арендатором, остается, — сообщила Ольга Валерьевна.

Таким образом, несмотря на отчуждение имущества, находившегося в собственности продавца, ежемесячные платежи за аренду земли будут начисляться продавцу до момента урегулирования продавцом с администрацией города прекращения права на аренду земельного участка.

Если срок аренды земли, установленный договором, истек, но арендатор планирует продолжить пользоваться земельным участком, ему необходимо обратиться в департамент архитектуры с заявлением о продлении договора аренды без торгов.

— Такая процедура осуществляется при наличии всех документов, предусмотренных регламентом. При рассмотрении заявления будет учтено, насколько добросовестным был арендатор, соблюдал ли он платежную дисциплину. Если арендатор не планирует продолжать пользоваться земельным участком, он обязан возвратить объект аренды арендодателю – администрации города по акту приема-передачи. Для этого также необходимо обратиться в департамент. До момента возврата земельного участка администрации Феодосии будут начисляться ежемесячные платежи. Судебная практика по взысканию таких долгов говорит в пользу местных администраций, — отметила О.Астафьева.

Борьба с должниками

Если арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату, арендодатель имеет право на досрочное расторжение договора аренды и взыскание задолженности в судебном порядке.

— Мы занимаемся претензионной работой – от имени администрации города направляем в адрес нарушителей претензии о взыскании арендной платы, расторжении договоров аренды, понуждении вернуть земельный участок, уведомления о прекращении договоров аренды без права заключения нового соглашения. По тем арендаторам, которые не отреагировали в сроки, указанные в претензии, направлены исковые заявления в Арбитражный суд с аналогичными требованиями в зависимости от обстоятельств, — рассказала начальник департамента.

С апреля 2017 года распоряжением главы Республики Крым до 1 января 2018 года приостановлена деятельность по завершению оформления прав на земельные участки на территории Крыма. Со слова Ольги Астафьевой, эта ситуация вызвала множество нареканий со стороны граждан.

— Люди спрашивают, почему приостановили регламент? Это было сделано по причине отсутствия утвержденного генплана с корректировками границ. Все более 300 заявлений, которые были поданы до 12 апреля, находятся в департаменте, проекты решений уже набраны. Как только будет утвержден генплан и снят мораторий с регламента, мы обязательно все оформим, — пояснила Ольга Валерьевна.

Глава администрации Феодосии Сергей Фомич поинтересовался, сколько исков подано в суд на должников по арендной плате за земельные участки.

— Подано в пределах десяти исков, — ответила О.Астафьева.

— Сколько у нас спорных участков? – спросил Сергей Викторович.

— Около 50 спорных участков с большими суммами задолженности, — рассказала начальник департамента.

— Сколько выиграно? – поинтересовался С.Фомич.

— На сегодняшний день выиграно два больших иска. Работа сдвинулась. Выигрыш составляет около 1 млн. рублей. Не все доходят до суда, мы даем претензионные требования и люди начинают платить. На сегодня где-то 4-5 млн. рублей мы получили без решений суда, — уточнила Ольга Валерьевна.

По вопросам заключения договоров аренды земли, начисления арендной платы, наличия задолженности и сверки платежей можно обратиться в Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений по адресу: ул. Галерейная, д. 7-а, кабинеты 310, 319, 320. Приемный день – четверг.

Новоселье за горами

Кто не успел

На момент, когда Крым вступил в состав России, более 60 тысяч человек пытались оформить земельные участки. Многие прошли полпути: кому-то уже выдали решение на проект землеотвода, кому-то оставалось несколько дней, чтобы получить госакт.

Стоит отметить, что при Украине процедура оформления земли занимала не один год. Люди вынуждены были пройти ради госакта все круги бюрократического ада. От них требовали десятки справок, которые надо было получить в различных инстанциях, выстояв огромные очереди. Пока достанешь одну бумажку, другая уже признавалась утратившей силу.

Власти пытались упростить процедуру и часто вносили изменения в законодательство, но фактически это только еще больше усложняло дела.

В 2014 году Совет министров РК принял постановление N 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории РК». Этот документ дал возможность крымчанам на основании действующих решений органов местного самоуправления на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, по упрощенной процедуре дооформить свои наделы. Но сделать это они должны были до 1 января 2018 года, потом срок продлили до 1 января 2019 года.

Упростили на бумаге

За три года дооформить участки смогли около 50 процентов граждан. И на это были объективные причины. Несмотря на окончание переходного периода, Крым еще продолжает входить в правовое поле РФ, а на создание определенных земельных структур тоже нужно время. И как оказалось, упрощенная процедура является таковой лишь на бумаге.

— Разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу участка для строительства жилого дома наша семья получила в 2008 году, — рассказывает Татьяна Крыльская. — К 2014-му мы так и не успели получить госакт, есть только папка разных согласований со всеми подряд. Межевой план с 2008 года устарел, для приведения его в соответствие с земельным законодательством РФ пришлось заказывать его снова и платить за это 6 тысяч рублей. Это отняло еще несколько месяцев.

Затем семья обратилась в Госкомрегистр РК для постановки участка на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта. Но там потребовали от заявителя предоставить документ из муниципалитета о том, что решение о разрешении на разработку документации по землеустройству не отменялось.
Муниципалитет отказался выдать такую справку, его сотрудники заявили, что предоставят ее только в ответ на официальный запрос Госкомрегистра. Но как оказалось, Госкомрегистр может и не делать такой запрос. Через несколько месяцев подтверждение решения все же было получено.

Татьяна Крыльская отнесла в муниципалитет заявление о предоставлении права собственности на земельный участок, и тут процесс «завис» из-за приостановки процедуры дооформления прав на землю.

Стоит отметить, что некоторым гражданам муниципалитеты просто отказывают в предоставлении права собственности на землю, люди добиваются правды через суд, а это занимает еще полгода-год.

— Своего жилья у нас нет, растут двое детей, мы снимаем квартиру, хотелось бы уже оформить участок и начать строить дом, — говорит Татьяна.

Семья Крыльских, как и другие крымчане, опасается, что не успеет завершить процедуру до 1 января 2019 года.

В свою очередь крымское правительство пояснило приостановку дооформления земельных участков разработкой градостроительной документации городов и районов, а также проверкой обоснованности принятия решений о предоставлении земельных участков людям.

Будет ли продлен срок дооформления земли, неясно.

— Переносы пока никто не обсуждал, — сообщила «РГ» председатель комиссии Госсовета РК по земельным ресурсам Евгения Добрыня. — Я надеюсь, что года людям хватит, если большинство не успеет, тогда, возможно, будем инициировать продление сроков.

Только через суд

В сложной ситуации оказались те, у кого есть на руках решения о разрешении на разработку документации по землеустройству, выданные местными органами власти в 2006 и 2007 годах. Дело в том, что в украинское законодательство были внесены поправки, согласно которым люди, получившие участки до 2008 года, должны были оформить их до 2010 года, иначе они потеряют свое право на землю.

Но успеть это сделать за такой короткий срок оказалось нереально, поэтому в законодательство вновь были внесены изменения, и людей, получивших решения органов исполнительной власти на разработку проекта отвода земельного участка после 2008 года, уже не ограничивали во времени его оформления.

Так что крымчане, получившие решения до 2008 года, оказались за бортом — они не могут завершить оформление прав на земельные участки согласно 313 постановлению Совмина. Но юристы утверждают, что не все так безнадежно. Добиться права дооформить свой участок можно через суд. Если только муниципалитеты с 2010 года не дали разрешение на разработку землеустроительной документации другому лицу.

Что надо для дооформления участков в РК:

• Обратиться к кадастровому инженеру для приведения в соответствие с земельным законодательством РФ имеющихся документов по землеустройству на земельный участок.
• Получить межевой план, который готовится кадастровым инженером.
• Обратиться в Госкомрегистр для постановки земельного участка на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта.
• Подать заявление о предоставлении земельного участка в муниципалитет. Решение принимается в месячный срок.
• Обратиться с заявлением о регистрации прав на участок в Госкомрегистр или его территориальный орган, приложив решение о предоставлении земельного участка.

Анна Анюхина, министр земельных и имущественных отношений РК:

— Приостановка действия порядка переоформления и завершения прав на земельные участки на территории Республики Крым — временная мера. При реализации порядка органы местного самоуправления столкнулись со сложностями, вызванными отсутствием актуальной градостроительной документации. Решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку землеустроительной документации (проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации и т.д.) принимались на основании обращений заявителей с приложением графических материалов, на которых ориентировочно были нанесены границы испрашиваемых земельных участков. При этом детальная проверка на предмет наличия на земельном участке ограничений, в том числе прохождения сетей водо-, газо-, теплоснабжения, водоохранных, природоохранных и иных зон с особым режимом использования, не проводилась.

Земельные участки в Крыму и Севастополе: Как выбрать землю под будущий дом

Кто из нас не хочет иметь домик у моря? Ну почему обязательно в Сочи или Мурманске ? А в Крыму ?

Дорого? Очень дорого? Тем не менее множество наших соотечественников, и не обязательно олигархов, вовсе даже наоборот — представителей самого что ни на есть среднего класса устремили сейчас свои стопы и взоры в сторону Крыма. Кто-то переезжает туда на работу — хорошие специалисты везде нужны, кто-то, привлеченный целебным климатом, мечтает перебраться на полуостров, выходя на пенсию.

«Комсомолка» выяснила, насколько реальна покупка участка земли в Крыму под индивидуальное строительство.

НА ПОЛУОСТРОВЕ ПРОДАЕТСЯ БОЛЬШЕ 8 ТЫСЯЧ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГОД

После того как Крым присоединился к России , весь рынок недвижимости, в том числе и земельный, естественно, заметно оживился. То есть сначала замер, а затем начал раскручиваться, особенно бурно при этом развивались (скакали) цены.

После бума конца 2014 года, в следующие два года, впрочем, количество сделок с землей неуклонно снижалось. Причины — и общие для страны, и специфические, крымские: напряженная политико-экономическая ситуация, спад платежеспособного спроса, рост предложения, высокий уровень инфляции, рост процентной ставки по кредитам.

По мнению Дмитрия Майорова , директора по развитию симферопольского агентства «Парад недвижимости», на сегодняшний день с реализацией участков под индивидуальное жилье особых проблем не возникает. Активно развивается процесс продаж индивидуальных участков, застраиваются свободные поляны в сторону от Симферополя до Ялты , а также в направлении Севастополя и Евпатории . Эксперт ожидает, что в этих местах в ближайшее время будет активно развиваться инфраструктура, вырастут новые поселки.

— Крымскими землями интересуются инвесторы, приезжают компании, готовые покупать по пять гектаров, ставить коттеджные поселки нового типа. На них уже сейчас существует достаточно большой спрос, — считает Дмитрий Майоров.

Естественно, условия и цены в разных районах Крыма сильно отличаются. Близость к морю, наличие инфраструктуры, иные факторы делают территорию полуострова весьма разнородной. Севастополь, как самостоятельный субъект, стоит некоторым особняком и формирует самостоятельную повестку на рынках недвижимости. Но в целом тенденции сохраняются на всей территории Крыма.

На территории ЮБК, традиционно самой интересной для тех, кто мечтает поселиться в Крыму, по словам специалиста агентства «Магазин недвижимости» из Ялты Алексея Рачкова , в последнее время участились запросы больших земельных участков под строительство многоквартирных домов.

По информации, предоставленной «Комсомольской правде» — Крым» АН «Парад недвижимости», за 2015 год на территории Крыма было продано около 6 тысяч земельных участков.

Емкость земельного рынка Севастополя, по словам президента Ассоциации риэлторов «Недвижимость Севастополя» Григория Апресова, точно оценить сложно, но известно, что в настоящий момент на продажу выставлено около 2000 различных участков. Если же говорить о доле земли на рынке недвижимости, включая участки с садовыми, дачными и индивидуальными домами, то это около 40 процентов от всех объектов.

КТО ПОКУПАЕТ, КТО ПРОДАЕТ: ПРОДАВЦЫ ИЗ УКРАИНЫ, ПОКУПАТЕЛИ — ИЗ РОССИИ

Состав участников рынка земли, по мнению экспертов, существенно не изменился, однако значительно увеличился процент продавцов с Украины и покупателей из континентальной России. Прежде всего из городов-миллионников и индустриальных центров — Тюмень , Екатеринбург , Новосибирск — и обеих столиц России. Еще одна тенденция, замеченная некоторыми экспертами — среди покупателей все больше представителей Северного Кавказа , приезжающих в Крым делать свой бизнес.

Мотивация продавцов и покупателей понятна. Украинцы продают по политическим, экономическим причинам или в связи со сложностью трансфера. Россияне хотят переехать в Крым на работу или приобрести место отдыха.

Естественно, максимальную долю по сделкам с землей занимают агентства недвижимости. Есть и риэлторы-индивидуалы, какое-то количество сделок совершается напрямую, без посредников, но таких не много. Все-таки у земельного рынка Крыма и Севастополя непростая специфика — легальные агентства и индивидуальные предприниматели участвуют примерно в 75 процентов сделок с землей.

С активизацией рынка недвижимости на территорию Крыма хлынули риэлторы и маклеры с материка, пытающиеся составить конкуренцию местным специалистам. Единственное предостережение для потенциальных покупателей: подходите к подбору посредников внимательно и скрупулезно.

НЕ ХОТИТЕ ИМЕТЬ ПРОБЛЕМ? УЧИТЫВАЙТЕ РИСКИ

Министр экономического развития Крыма Андрей Мельников называет сложности с оформлением прав на землю одной из основных проблем развития экономики Крыма.

— При уходе Украины из Крыма, — говорит министр, — были полностью уничтожены базы данных, связанных с земельным учетом, восстанавливать их приходится буквально в ручном режиме. Правда, с течением времени представление о том, кто является реальным собственником, становится понятным.

Понятно, что министр в большей степени имеет в виду землю под коммерческую недвижимость, но трудный переход из украинской в российскую юрисдикцию аукается в любых сферах жизненного пространства. Поэтому эксперты предупреждают, что самостоятельные сделки на земельном рынке рискованны и чреваты.

Это касается и соседнего региона — Севастополя. Ситуация в городе-герое накаляется еще в связи с проектом нового генплана города.

— В 2017 году землю в Севастополе покупать стало опасно, — говорит Григорий Апресов. — По крайней мере, некоторые земельные участки. Причем какие эти некоторые, пока тоже до конца непонятно. Что связано с так и не принятым генпланом, получившим после общественных слушаний свыше 9500 письменных жалоб от граждан и организаций. При этом государство в лице правительства Севастополя подает тысячи исков на изъятие участков, в том числе целых товариществ, якобы незаконно выделенных при Украине. Правительство выполняет функцию рейдеров, узаконивая бескомпенсационное изъятие земель решениями судов. Сложности возникают и по бывшим землям воинских частей Министерства обороны РФ , переданных по разделу флота Украине, которая в соответствии со своими законами выделяла их гражданам или организациям.

Главный правовой аспект этой истории, по мнению Григория Апресова, состоит в грубейшем нарушении Федерального конституционного закона № 6, гарантирующего всем сохранение права собственности, полученного при Украине. Президент Ассоциации севастопольских риэлторов считает, что, если в ситуацию не вмешается федеральный центр, последствия будут весьма неутешительны.

Власти Севастополя, напомним, после скандала, вызванного новым генпланом города, заморозили проект на два года. Так что неопределенность, по-видимому, будет сохраняться еще долгое время.

ЦЕНЫ:… ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ

Несмотря на продолжающийся спад активности на рынке недвижимости, цены на землю, по мнению большинства экспертов, по-прежнему перегреты. (В том числе и оттого, что продавец — так исторически сложилось — ориентируется на цены в долларах периода 2014 года, а доллар за это время вырос в два раза.) По традиции самые высокие цены наблюдаются в прибрежной территории ЮБК.

— Цены на Южном берегу Крыма , — замечает Алексей Рачков, — от 230 000 рублей за сотку до бесконечности. Оптимальная цена — и это будет хороший участок, 1,5 и чуть более километров от моря, недалеко проходят коммуникации, участок относительно ровный и без проблем — цена в районе 570 000 рублей за сотку. Ближе к морю стоимость варьируется от 850 000 рублей до 1 500 000 рублей за сотку. Уровень цены зависит от расстояния до моря, ровности участка, заведены ли коммуникации или, возможно, есть разрешения на подключение поблизости, документы и т. д.

В Севастополе , в отличие от других регионов, спад, если он и есть, то очень незначителен. Статус города федерального значения, курортный, деловой и исторический потенциал обуславливают возрастающий интерес со стороны россиян. При этом степень разброса и здесь — один из основных ценовых признаков.

— Диапазон цен на землю в Севастополе очень большой, в силу его размеров, разбросанности, специфики ландшафта и значительной сельской зоны, интегрированной в город, — констатирует Григорий Апресов. — Кроме расположения, на цену влияют целевое назначение земли, близость к морю и близость коммуникаций. Так, цена за одну сотку садовых и дачных участков колеблется от 50 000 до 500 000 рублей. А при целевом назначении под ИЖС цена за сотку в самых престижных местах может достигать 900 000 рублей.

— Участки под индивидуальное жилье в Симферополе и пригороде стоят от 40 тысяч рублей за сотку до 120 тысяч и выше. Например, в селах Доброе, Краснолесье между Симферополем и Алуштой цены за сотку достигают 100 тысяч рублей и выше, а в садовом товариществе «Сосновый бор» около озера — до 200 тысяч рублей, — говорит Дмитрий Майоров.

Общие для всего полуострова тенденции распространяются и на западное и восточное побережье Крыма. Здесь можно найти участки от 50 тысяч рублей за сотку до 500-600 тысяч.

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ: ПОЙДУТ ЛИ В ГОРУ ЦЕНЫ ПРИ ОТКРЫТИИ МОСТА ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ

По прогнозам аналитиков, цены на недвижимость в 2017 году ждет дальнейшая рецессия (относительно умеренный, некритический спад).

— В 2017 году будет по-прежнему интересна покупка земельных участков в Крыму. Особенностью недвижимости в Крыму является возможность купить дачу, но жить в ней круглый год как в полноценном доме, — вырисовывают прогнозы в АН «Парад недвижимости». — Теплая крымская погода круглый год позволяет обойтись без газа , используя только электрические обогреватели. Поэтому на дачных участках в Крыму строят полноценные дома. Также будет расти рынок продажи дачных домов и участков, особенно расположенных близко к Симферополю и Севастополю.

Как известно, полуостров условно делится на 4 части: Севастополь, ЮБК, западное и восточное побережья. Все давно привыкли считать, что ЮБК является наиболее привлекательной частью Крыма, но сейчас положение дел меняется. Медленно, но уверенно восточный и западный регионы становятся все более популярными как среди крупных инвесторов, так и среди частных покупателей. Наблюдается высокий спрос на западное побережье со стороны инвесторов из Китая . На данный момент готовятся масштабные проекты по строительству целых жилых кварталов, коттеджных поселков, крупных торгово-развлекательных центров, гостиничных комплексов и так далее.

При этом почти многие специалисты уверены: ближе к дате открытия Керченского моста интерес к Крыму, а следовательно, и цены пойдут в гору. Впрочем, Григорий Апресов так не считает:

— Открытие Крымского моста особого влияния на стоимость недвижимости не окажет, это очередной миф. Туристический поток действительно увеличится, что в долгосрочной перспективе может повлиять на небольшое увеличение интереса к крымской недвижимости. Но нужно учитывать и другие факторы, например логистику — может подешеветь доставка на полуостров ряда ключевых стройматериалов, таких как металл, сантехника, отделочные материалы и прочее. Пока же мы видим незначительное падение цен, и на запуск моста я бы не уповал. А если собственники снова необоснованно, как в 2014 году, задерут цены, это только значительно затормозит рынок.

ВАЖНО!

Пять советов для тех, кто собирается приобретать земельные участки в Крыму

Дмитрий Майоров, директор АН «Парад недвижимости»:

КЛИМАТ. Местоположение земельного участка должно соответствовать состоянию вашего здоровья. Так, например, для легочных заболеваний рекомендуют сосновые и морские земли Мисхора, Фороса. Для заболеваний сердца — районы Феодосии, Судака, Ялты. Лечебные грязи Сак — для суставов. Климат Евпатории и Сак — рекомендуют для оздоровления и укрепления детского организма.

ПОЧВА . Постарайтесь уточнить специфику грунта, его сейсмоустойчивость. Горный Крым – это зачастую опасность оползней. И если вдруг завтра выяснится, что почва плывет, а такое вполне возможно, считайте, что вы приплыли.

КОММУНИКАЦИИ. Выясните наличие или возможность проведения коммуникаций. Стоимость их будущего строительства может оказаться очень высокой в сравнении со стоимостью самого участка.

ИНФРАСТРУКТУРА. Магазины, школы, дороги, места отдыха. Или они есть, или их нет. Возможно, будут, планируются — уточните, когда.

ДОКУМЕНТЫ. Помимо всех прочих документов о праве собственности проверьте, проведено ли межевание участка, чтобы предупредить конфликты и судебные тяжбы с соседями.

Читайте также

Квартиры, взятые в Крыму в ипотеку, теперь можно регистрировать онлайн

Покупателям больше не придется ходить в МФЦ или Госкомрегистр

Роскошь или удачное вложение: Цены на дачные домики в Крыму продолжают расти

«Комсомольская правда» узнала, почем нынче крымские «шесть соток»

Роскошь или удачное вложение: Цены на дачные домики в Крыму продолжают расти

«Комсомольская правда» узнала, почем нынче крымские «шесть соток»

Доступный комфорт: почему местные жители выбирают «Крымскую розу»

Всего в продажу поступило около 330 квартир, реализовано уже две трети

Квартал «Лаванда» растет на «Крымской розе»

Он займет 1,6 га нового микрорайона

Спрос на покупку квартир в «Крымской Розе» в ипотеку растет

Чаще всего квартиры в ипотеку приобретают мужчины от 35 до 38 лет

«Жигулина роща» открывает новый офис отдела продаж

Добро пожаловать на улицу Крымской весны

Как не оказаться на улице, покупая строящуюся недвижимость на ЮБК

Подводные камни при выборе недвижимости и застройщика в Крыму

Недвижимость в Крыму: Как взять квартиру в ипотеку под 6% годовых

На полуострове действует рекордно низкая процентная ставка

Большое событие для маленьких жителей «Жигулиной рощи»: Проект нового детсада проходит экспертизу

Планируемое окончание строительство и запуска объекта — 4 квартал 2019 года

Первые жильцы «Жигулиной рощи»: Уютно и в срок

Состоялось торжественное открытие первого пускового комплекса первой очереди микрорайона

Недвижимость в Крыму: К лету цены на аренду квартир выросли на 10%

Самые высокие расценки в Ялте

Недвижимость в Крыму: Эксперты рассказали, как изменятся цены на аренду квартир после открытия Крымского моста

Жилье в Симферополе и Севастополе может подорожать на 10-20 процентов

Все для семейного счастья предлагает компания «КОНСОЛЬ-СТРОЙ»

В Евпатории возводят крупный многофункциональный комплекс «Семейный»

В Крыму цены на новые квартиры самые высокие в России

Средняя стоимость одного квадратного метра на полуострове – 115 тысяч рублей

На квартиру в Москве крымчанам придется копить 25 лет

За это время собрать деньги жителям полуострова удастся всего лишь на «однушку»

Эксперты рассказали, почему снять квартиру в Крыму дороже, чем в Санкт-Петербурге

Симферополь и Севастополь попали в пятерку городов с самыми высокими ценами на аренду жилья в России

Симферополь и Севастополь попали в ТОП-5 самых дорогих в России городов по аренде квартир

Снять «однушку» в крымской столице дороже, чем в Санкт-Петербурге

Перепланировка квартиры в Крыму: как узаконить, где взять проект, сколько стоит

К чему готовиться, если вы собираетесь сделать перепланировку квартиры в Крыму или уже ее сделали

Новое авто к новой квартире

Среди покупателей квартир в «Жигулиной роще» разыграли более полусотни призов и автомобиль

В Симферополе впервые начали строить доступное жилье для студентов

Многофункциональный молодежный комплекс «Академия» возведут в районе студгородка

В Симферополе появился уникальный билборд

Автором проекта стал Крымский рекламный центр «МОРЕМЕДИА». Агентство разработало дизайн-проект билборда и сконструировало его.

Ипотека для молодой семьи в Симферополе: ставки, условия, специальные программы

Сложно ли молодой семье в Симферополе получить ипотеку

Квартира в рассрочку в Симферополе: плюсы и минусы в сравнении с ипотекой

Как и где можно купить квартиру в рассрочку в Симферополе и подходит ли вам такой вариант

Установка натяжных потолков в Симферополе: цены, кто поможет с монтажом, как подобрать светильники

Разбираемся с установкой натяжных потолков в Симферополе: как сделать это у себя в квартире качественно и недорого

В Крыму и Севастополе только 9% семей могут позволить себе ипотеку

Регионы полуострова оказались среди худших в России по доступности ипотечного кредитования

Возрастная категория сайта 18+

Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»

Изменения и поправки

Принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года

Настоящий Закон устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

1. Права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее — ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований;
3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

2. Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
При этом иностранные граждане и иностранные юридические лица не вправе отчуждать каким-либо образом земельные участки иному иностранному гражданину, лицу без гражданства, юридическому лицу, доля в уставном (складочном) капитале которого принадлежит иностранным лицам, или иностранному юридическому лицу, а также вносить в уставный (складочный) капитал или в паевой фонд иностранного юридического лица, если перечисленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации не вправе приобретать в собственность указанные земельные участки.

3. Право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли.

1. Предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

2. Организации, учрежденные инвалидами или общественными организациями инвалидов, приобретают земельные участки, предоставленные им на праве постоянного пользования земельным участком до вступления в силу Федерального конституционного закона, в собственность бесплатно.

3. Религиозные организации, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, переоформляют такое право на право безвозмездного срочного пользования, а под зданиями, строениями, сооружениями религиозного и благотворительного назначения, находящимися в их собственности, — в собственность бесплатно.

4. Юридические лица, а также иностранные граждане или лица без гражданства, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В случае если в соответствии с Федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.

5. Переоформление прав, указанных в частях 2-4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2017 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

6. Предоставленные гражданам и юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право застройки земельного участка (суперфиций) соответствуют праву аренды земельных участков.
Стороны по договору о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд и договору на право застройки земельного участка, которые заключены до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2017 года расторгнуть такие договоры и заключить договор аренды земельного участка. При этом срок договора аренды и размер арендной платы должны соответствовать условиям расторгаемого договора о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договора на право застройки земельного участка, если соглашением сторон не установлено иное. Договоры о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд и договоры на право застройки земельного участка считаются расторгнутыми с момента государственной регистрации вновь заключенных договоров аренды.

7. В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен договор о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договор на право застройки, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды соответствующего земельного участка. При этом с даты государственной регистрации права аренды земельного участка договор о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или договор на право застройки считаются расторгнутыми.

8. Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды на земельные участки в соответствии с частью 7 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

9. Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

10. Право временного пользования земельным участком, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.

11. Право хозяйственного ведения недвижимым имуществом, право оперативного управления недвижимым имуществом, расположенным на территории Республики Крым, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, считаются соответственно правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления таким недвижимым имуществом, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Правило, установленное настоящим пунктом, не применяется в отношении иностранных юридических лиц.

12. Положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.

13. Стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

14. В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.

15. Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута в отношении земельного участка в срок до 1 января 2017 года.

16. При этом с даты государственной регистрации права аренды, залога или сервитута земельного участка заключенные до вступления в силу Федерального конституционного закона договор аренды или договор об установлении сервитута считаются расторгнутыми.

17. Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

18. В случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке.

Установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона ограничения (обременения) прав на территории Республики Крым сохраняются до 1 января 2017 года. После указанной даты ограничения (обременения) прав, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, прекращаются и исключаются из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистратором прав без подачи заявления заинтересованных лиц.

1. Категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу:
1) жилой и общественной застройки — землями населенных пунктов;
2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, — землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов — землями населенных пунктов;
3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения — землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов — землями населенных пунктов, а в прочих случаях — к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке;
4) оздоровительного назначения — землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов — землями населенных пунктов;
5) рекреационного назначения, за исключением участков, предназначенных для дачного строительства, — землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов — землями населенных пунктов;
6) историко-культурного назначения — землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов — землями населенных пунктов;
7) лесохозяйственного назначения — землями лесного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов — землями населенных пунктов;
8) водного фонда — землями водного фонда, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов — землями населенных пунктов;
9) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения — землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов — землями населенных пунктов.

2. Особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Перевод земель и земельных участков из одной категории в другую осуществляется на основании решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, за исключением случаев, установленных настоящей частью и частью 3 настоящей статьи.
Совет министров Республики Крым вправе установить случаи, когда перевод или отнесение земельных участков к определенной категории осуществляется органами местного самоуправления.

3. Решение об установлении или изменении разрешенного использования является основанием для изменения категории земель в государственном кадастре недвижимости в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом документов территориального планирования и градостроительного зонирования. При этом принятие других решений и подача заявлений в орган кадастрового учета не требуются.

До установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия — в соответствии с генеральными планами населенных пунктов, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым с учетом утвержденных документов территориального планирования.

1. К правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее — ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Государственные акты, свидетельства или иные документы, подтверждающие право постоянного пользования гражданина земельным участком, являются основанием для регистрации права собственности гражданина на земельный участок в порядке, установленном статьей 25.2 Закона о регистрации.

3. Правила об обязательной государственной регистрации ранее возникшего права при государственной регистрации перехода данного права или совершенной после вступления в силу Федерального конституционного закона сделки с объектом недвижимого имущества, установленные пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 13 Закона о регистрации, не применяются к ранее возникшим правам государственной и муниципальной собственности, иностранных юридических лиц.
В случае осуществления сделки с недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, регистрация права государственной или муниципальной собственности осуществляется одновременно с регистрацией перехода (обременения) права. Заявление о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности в орган государственной регистрации прав не требуется.

4. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

5. В случае обращения заявителя с заявлением о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права, зарегистрированного до вступления в силу Федерального конституционного закона, государственная регистрация права, ограничения (обременения) права осуществляется на основании заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием возникновения права, ограничения (обременения) права, хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами. Истребование у заявителей таких документов допускаются только в случае их отсутствия в названных органах и/или организациях. Указанные в настоящем пункте документы включаются в состав дела правоустанавливающих документов, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав.

6. В случае если документы, являющиеся основаниями государственной регистрации ранее возникшего права, ограничения (обременения) права, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие дела правоустанавливающих документов.
При необходимости осуществления уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, перевода на русский язык указанных в настоящей части документов сроки государственной регистрации прав, установленные Законом о регистрации, продлеваются на пять рабочих дней.

1. Сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее — ранее учтенные объекты недвижимости), с учетом предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

2. В срок до 1 января 2017 года исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости соответствующего кадастрового округа сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном Законом о кадастре, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости кадастровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

3. В случае если документы, являвшиеся основаниями для государственного учета объектов недвижимости, государственной регистрации земельных участков, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает перевод на русский язык таких документов. Перевод на русский язык таких документов осуществляется уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, и заверяется подписью такого должностного лица и печатью данного органа. Нотариальное свидетельствование перевода таких документов на русский язык или подлинности подписи названного должностного лица, осуществившего перевод, не требуется. Документы, содержащие перевод названных документов, включаются в соответствующие кадастровые дела.
При необходимости осуществления уполномоченными на это должностными лицами исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, перевода на русский язык указанных в настоящей части документов сроки государственного кадастрового учета, в том числе внесения на основании заявления сведений о ранее учтенном на территории Республики Крым объекте недвижимости, установленные Законом о кадастре, продлеваются на пять рабочих дней.

4. До 1 января 2015 года кадастровую деятельность в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Республики Крым, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять граждане Российской Федерации, являющиеся индивидуальными предпринимателями, или юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации, являвшиеся на день вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым разработчиками документации по землеустройству или имевшие право осуществлять техническую инвентаризацию. К соответствующим правоотношениям с участием таких лиц при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила Закона о кадастре, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ соответственно индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 Закона о кадастре, и юридическим лицом, указанным в статье 33 Закона о кадастре. В целях применения указанных правил, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, лица, являвшиеся на день вступления в силу Федерального конституционного закона разработчиками документации по землеустройству или имевшие право осуществлять техническую инвентаризацию, считаются кадастровыми инженерами. При этом соответствующие положения Закона о кадастре применяются к таким лицам постольку, поскольку иное не вытекает из существа указанных правоотношений.

5. Перечень граждан Российской Федерации, юридических лиц, являвшихся на день вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым разработчиками документации по землеустройству или имевших право осуществлять техническую инвентаризацию, утверждается исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.

1. Безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом установленных настоящей статьей особенностей.

2. Безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Крым, в федеральную собственность осуществляется на основании заявления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также прилагаемых к нему документов.
Обязательным приложением к указанному заявлению является перечень имущества, подлежащего безвозмездной передаче. Требования к описанию имущества в указанном заявлении, а также составу документов, прилагаемых к указанному заявлению, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

3. Отсутствие государственного (кадастрового) учета объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав Республики Крым на подлежащее безвозмездной передаче в федеральную собственность недвижимое имущество не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче такого имущества в федеральную собственность.

Нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, считается кадастровой стоимостью соответствующих земельных участков до проведения ее переоценки.
Инвентарная стоимость объектов недвижимости, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, считается кадастровой стоимостью с 1 января 2015 года до проведения ее переоценки.
Порядок определения размера арендной платы, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.

1. До принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2016 года, запрещается совершение сделок, направленных на отчуждение земельных долей (паев) либо земельных участков, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства или выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства. Исключения из правила настоящей статьи составляют случаи передачи указанного недвижимого имущества по наследству, обмен земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом, а также изъятия (выкупа) земельных участков или земельных долей (паев) для государственных или муниципальных нужд.

2. До 1 января 2016 года выдел земельных долей (паев) осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

1. Завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании:
действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года;
договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до 21 марта 2014 года с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.

2. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях:
1) бесплатно — в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона;
2) за плату — в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
3) в аренду — лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.

3. Размер цены земельных участков и арендной платы за земельные участки, указанные в части 2 настоящей статьи, определяется Советом министров Республики Крым.

4. Проведение кадастровых работ осуществляется за счет граждан и юридических лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, в соответствии с настоящей статьей.

5. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

6. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

7. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2017 года.

1. До 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.

2. Акты органов исполнительной власти Республики Крым, предусмотренные настоящим Законом, до их принятия подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, имущественных и земельных отношений.

3. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности Главы Республики Крым С.Аксенов

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией