Законный развод гаи

Рубрики Вопрос юристу

Развод «на пьянку». Как быть, если ГАИ обвиняет в нетрезвом вождении

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Новогодние праздники уже на носу. В этот период многие хоть немножко, но выпивают. И в ГАИ об этом прекрасно знают. Что делать, если вы пили давно или вообще не употребляли алкоголь, а инспектор грозит вам ответственностью за «пьяное» вождение?

В прошлый раз АвтоПортал уже рассказывал об употреблении алкоголя возле автомобиля и распивании спиртных напитков в салоне. Поскольку праздники уже совсем близко, мы решили подробно рассказать о правилах поведения с ГАИ в случае обвинений в езде подшофе.

С одной стороны все понятно и логично. Выпил — за руль не садись. Но наши читатели буквально засыпали нас письмами о разных методах «развода», которыми якобы пользуются украинские инспекторы ГАИ. Чтобы не быть голословными, обратимся к нашим читателям. Мы выбрали два письма и отправили их на рассмотрение юристам из компании «Safir Consulting Group»

«Не употребляю алкоголь больше года. На той неделе остановили гаишники. Претензия — от меня разит и руки трясутся. Это было 11часов дня. Я говорю, мол, давай пройду тест. Он соглашается и достает алкотестер, показывает инструкцию, что-то там собирает, нажимает какие-то кнопки и дает подуть в него. Дую. прибор показывает 0,46 промилле (т.е. я должен быть пьяным). Я начинаю с ними ругаться и требую проверки мочи на алкоголь в медучреждении. Они, улыбаясь, соглашаются. Едем в наркодиспансер. По дороге гаишник кому-то звонит и говорит, что везет клиента (т.е. меня). По приезду нас встречает доктор и проводит забор мочи. Относит на анализ и выдает заключение -алкогольное опьянение. Я просто в жутком шоке. Начинаю что-то доказывать, а они, смеясь, говорят, мол, проводивший анализы доктор их какой-то родственник, и что если я дальше буду «рыпаться», останусь без прав и штраф еще заплачу. И тут же говорят, что давай договариваться. В результате отдал им 500грн (при себе больше не было). А они мне, мол, если кто из наших остановит, скажи, что Иваныч уже проверил. Вот такая ситуация. за рулем 12 лет, но такого со мной еще не бывало».

Ваше несогласие с результатами первичного осмотра делает его результаты ничего не означающими для целей признания вины в административном правонарушении и является основанием для проведения осмотра квалифицированным врачом в специализированном учреждении охраны здоровья

Советы юристов:

На данный момент процесс прохождения подобных обследований регулируется Порядком направления водителей транспортных средств для проведения осмотра с целью определения состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или пребывания под влиянием лечебных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции, и проведения такого осмотра № 1103 от 17.12.2008 года.

При проведении первичного осмотра рядом с Вами должны были находиться двое независимых свидетелей (которыми ни в коем случае не могут выступать сами сотрудники ГАИ!). Их, по всей видимости, не было, что считается достаточно серьезным нарушением Порядка. Ваше несогласие с результатами первичного осмотра делает его результаты ничего не означающими для целей признания вины в административном правонарушении и является основанием для проведения осмотра квалифицированным врачом в специализированном учреждении охраны здоровья. Ситуация значительно усложняется наличием преступного сговора между медработником и сотрудником ГАИ. Никто не лишает Вас права пройти еще одно обследование у врача, компетентность и независимость которого не вызывает у Вас очевидных сомнений и использовать результаты этого обследования в дальнейших судебных разбирательствах (хотя найти медицинское учреждение, которое будет полностью компетентно и согласится провести такое исследование, непросто). Проблема заключается также в том, что в условиях отечественной судебной системы нельзя с уверенностью предвидеть реакцию суда на результаты такого обследования. Кроме того, время с момента задержания, потраченное на проведение первичной экспертизы и поиск другого медицинского учреждения, может также повлиять на мнение суда по поводу актуальности результатов экспертизы.

Отказ от проведения анализа сотрудником ГАИ – правомерный и является основанием для проведения осмотра врачом

Руслан:

Я отказался от теста, так как не доверяю ГАИ. После этого поехал на медобследование, сдал анализы. Через 3 дня ответ, что был абсолютно трезв. На суде заключение (справка) о моей трезвости ничего не дала, и судья признала виновным. Я подал на апелляцию! Что делать?

Советы юристов:

Отказ от проведения анализа сотрудником ГАИ — правомерный и является основанием для проведения осмотра врачом (согласно упомянутому выше порядку).

В описанной ситуации не хватает некоторых деталей. В случае, если дело дошло до суда, имело место составление протокола об административном правонарушении. Если результаты обследования показали, что Вы были трезвы, правомерность составления протокола об административном правонарушении и признание Вас виновным вызывает огромные сомнения.

Ни в коем случае не подписывайте протокол без своих комментариев, замечаний. Не оставляйте пустых граф – перечеркивайте их буквой «Z»

Если по результатам «государственного» обследования было признано, что Вы находились в состоянии алкогольного опьянения, а обследование, на которое Вы ссылаетесь, было проведено Вами в противовес первой экспертизе, следует укрепить свою позицию при рассмотрении дела в апелляционном суде: пригласить свидетелей, если таковые имеются, внимательно исследовать протокол и указать на его недостатки: в протоколах часто отсутствуют указания на норму, которая нарушена водителем, необходимые отметки, указания на наличие свидетелей и их личные данные.

Это лишь два показательных примера. Но даже их предостаточно для того, чтобы усомниться в целесообразности введения уголовной ответственности за вождение в пьяном виде, о чем сегодня говорится в Верховной Раде. Если действительно имеют место подобные случаи, можно только представить, сколько невинных водителей (в основном, малоимущих) будут получать срок, и каковыми будут неофициальные «тарифы» за закрытие подобных дел.

Как не стать жертвой

Напомним, признаками алкогольного опьянения являются (согласно инструкции МВД и МОЗ № 400/666 от 09.09.2009):

Сотрудники ГАИ имеет право проверять водителя на трезвость только при наличии признаков алкогольного опьянения

а) запах алкоголя из полости рта;

б) нарушение координации движений;

в) нарушение речи;

г) выраженное дрожание пальцев рук;

ґ) резкое изменение окраски кожного покрова лица;

д) поведение, не соответствующее обстановке.

Если этих признаков не обнаружено — проверять на трезвость не имеют права! Юристы из компании «Safir Consulting Group» считают, что лучший метод уберечь себя от различного рода превышения полномочий ГАИ — быть юридически подкованным. Но это не значит, что нужно перелистать все законы и зазубрить Порядки. Нет! Достаточно просто знать ключевые моменты, играющие важную роль в подобных ситуациях.

На стадии обследования сотрудником ГАИ:

ГАИ обязана ознакомить с показателем допустимой погрешности алкометра и указать ее в протоколе

— нужно попросить сотрудника ГАИ ознакомить с показателем допустимой погрешности алкометра и проследить, чтобы эти данные были занесены в протокол;

— большинство приборов могут негативно «среагировать» на недавно употребленную пищу, лекарства. В своих пояснениях в протоколе факты принятия пищи/лекарств можно отобразить;

— нужно внимательно следить за прибором при контрольном заборе воздуха и отражать в протоколе замеченные нарушения. Любые моменты, которые показались вам странными. Например, потряхивание алкометра и пр.;

— алкотестеры имеют активный и пассивный режимы. Если включить пассивный режим (измерение окружающего воздуха) и проводить измерения в салоне автомобиля алкотестер зафиксирует малейшее наличие паров ВНЕ выдыхаемого воздуха (особенно если алкоголь в машине разлит намеренно). Вывод: «дышать в трубочку» нужно только на свежем воздухе;

«Дышать в трубочку» нужно только на свежем воздухе. Если делать это в салоне автомобиля — алкотестер зафиксирует малейшее наличие паров ВНЕ выдыхаемого воздуха (особенно если алкоголь в машине разлит намеренно)

— помните, протокол об административном правонарушении — одно из самых важных средств противодействия недобросовестным сотрудникам ГАИ! Поэтому нужно:

1) фиксировать даже мельчайшие нарушения, не стесняясь задержки во времени;

2) особое внимание в пояснениях уделить отсутствию двух свидетелей либо их заинтересованности (например, если в качестве свидетеля вам «подсовывают» сотрудника ГАИ);

3) пустые графы протокола (в том числе — графы о свидетелях!) перечеркнуть таким образом, чтобы ничего нельзя было дописать, и в пояснениях на всякий случай на это указать;

4) сразу же требовать второй экземпляр протокола;

5) если удастся зафиксировать на видео процесс обследования — указать в протоколе на факт съемки на любительскую камеру;

6) если вам не сообщили о ваших правах или отказались подробно разъяснить их — тоже об этом написать.

Протокол об административном правонарушении – одно из самых важных средств противодействия недобросовестным сотрудникам ГАИ

— На стадии медицинского осмотра действовать сложнее, т.к. механизмов противостояния врачу, который в теории должен быть абсолютно незаинтересованным лицом, предусмотрено немного. Поэтому следует заранее «заготовить» адрес альтернативного медучреждения в вашем населенном пункте, куда можно было бы поехать для прохождения настоящего обследования. Дабы не рекламировать частные медцентры публиковать список мы не станем. Наша рекомендация — прямо сейчас поищите их в интернете, прозвоните близ лежащие клиники и уточните, проводят ли там экспертизы по определению уровня алкоголя для использования в судебных разбирательствах

— Также следует воспользоваться возможностью позвонить в службу доверия. Кроме того, «боевой дух» сотрудника ГАИ можно убавить сообщением о намерении поднять вопрос о превышении служебных полномочий/ злоупотребления ими.

Не стесняйтесь указывать в протоколе малейшие проступки ГАИ. Не сообщили о Ваших правах или отказались разъяснить – пишите и это. Пробуйте снимать происходящее на видео, а также можете позвонить в службу доверия

О видеосъемке

Многие считают, что в спорах с сотрудниками ГАИ лучше всего снимать все на видео. Так ли это, и всегда ли целесообразно кричать инспектору «Улыбнитесь, вас снимают», мы поинтересовались у юристов:

Право на видеосъемку — спорное на данный момент, и, как много остальных прав в нашей стране, на практике зависит от ситуации. С одной стороны, видеосъемка действий сотрудников ГАИ не запрещена (но и прямо не разрешена). Кроме того, в письме МВД Украины от 24.02.2010 года отмечается, что такую съемку осуществлять можно. С другой стороны, 20.07.2012 в МВД было выдано письмо абсолютно противоположного содержания: поскольку сотрудник ГАИ, как и любое другое частное лицо, пользуется правами, закрепленными в Гражданском кодексе, на него распространяется право запрещать видеосъемку себя в соответствии со ст. 307 ГКУ. В случае неповиновения водителя требованию сотрудника ГАИ остановить видеосъемку, МВД в своем письме грозится привлекать таких лиц к ответственности за невыполнение законных требований сотрудников милиции.

Аргументы, высказанные в предыдущем письме, о том, что сотрудник милиции — лицо публичное, и в связи со своим особенным статусом и выполняемыми функциями все-таки может подлежать видеосъемке при выполнении своих служебных функций. Следует помнить о такой позиции МВД, принимая решение о съемке сотрудника ГАИ (потому что в некоторых случаях, несмотря на недовольство «гаишников», адекватная реакция на видео все-таки присутствует).

Выводы

Если вы знаете, что не употребляли алкоголь сегодня, вчера и уж тем более позавчера, используйте все вышеуказанные методы сопротивления

Если вы знаете, что не употребляли алкоголь сегодня, вчера и уж тем более позавчера, используйте все вышеуказанные методы сопротивления. То есть, давайте понять инспекторам ГАИ, что вы не тот, с кого можно получить определенную сумму денег за «мошенничество». Следите за каждым действием инспекторов, привлекайте свидетелей. А главное — ни в коем случае не подписывайте протокол без своих комментариев, замечаний. Не оставляйте пустых граф — перечеркивайте их буквой «Z».

Для общего развития и понимания времени «выветривания» алкоголя, рекомендуем изучить данную таблицу:

Объем 100 г
Объем 300 г
Объем 500 г


*Для женщин к указанном времени по выведению алкоголя из организма следует добавлять 20%.

Как аргументировано доказать, что гаишник не прав

Как понять — законно требование работника ГАИ или нет, рассказывает Сегодня.

Автолюбители все чаще и чаще жалуются на некорректное поведение сотрудников Госавтоинспекции: останавливают без видимой причины (даже если водитель не нарушал ПДД), требуют необязательные документы (например, у одного из наших читателей попросили. таможенную декларацию о ввозе машины), своеобразно формулируют пункты правил (один из столичных гаишников потребовал у водителя взятку за то, что тот ехал со скоростью 70 км/час, сославшись на «новые правила» и требования дорожного законодательства. ).

Наибольшее число претензий водителей, звонивших в редакцию, связано с несправедливыми обвинениями в управлении автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. «Меня остановили среди ночи и сказали, что вид бледный, а глаза стеклянные. Сказали, что повезут к врачу и забрали права. Не употребляла, но сама не знаю, почему дала инспекторам 1,5 тыс. грн. Меня «развели», — жалуется автомобилистка из Киева Алена В.

Чаще всего водители дают взятки по той причине, что просто не знают, как себя вести. В пресс-службе ГАИ рассказали, что в случае злоупотреблений либо некорректного поведения инспекторов нужно жаловаться по телефонам горячей линии (указан на борту патрульного авто — в каждом регионе он свой) — по каждому обращению проводят проверку.

Но как понять, какое требование законно, а какое — нет? Этот вопрос «Сегодня» выясняла с помощью адвокатов Владимира Караваева, Алексея Святогора, Вадима Володарского и личного опыта. А также составила советы. Сразу оговоримся, что они рассчитаны на законопослушных водителей. Ведь несоблюдение ПДД приводит к трагедиям.

Как заставить инспектора быть вежливым

Нужно понимать, что водитель обязан выполнить лишь законные требования инспектора, то есть прямо прописанные в нормативно-правовом акте. Любые другие требования являются незаконными, следовательно, на них можно и нужно жаловаться.
Устная угроза. В ГАИ жалоб боятся. Дело в том, что чем их больше, тем хуже для карьеры, также могут не дать премию либо вообще уволить, если жалуются слишком много.

Поэтому, если инспектор не прав, мы настоятельно рекомендуем сообщить ему об этом, а также то, что вы будете жаловаться в письменном виде на его незаконные действия. И напомнить, что минимальная ответственность за «Превышение власти либо служебных полномочий» согласно ст. 365 Уголовного кодекса — исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок от двух до пяти лет. А по факту поступления жалобы в письменном виде всегда проводится служебная проверка, в ходе которой могут найти у этого инспектора еще какие-то нарушения. Так что обычно инспектор сразу же становится вежливым и законопослушным.

Письменная жалоба. Иногда свою угрозу приходится подкреплять конкретными действиями — слишком горячего испектора легко остудить, если при нем достать чистый лист бумаги, написать по центру слово Жалоба и попросить предьявить служебное удостоверение, чтобы заполнить «бланк». А если еще и достать чистый конверт с наклеенной на него почтовой маркой и спросить почтовый адрес подразделения, где он служит и, заодно, районной прокуратуры. В 90% случаев инспектор становится очень вежливым и пытается «договориться полюбовно».

Один из читателей газеты, Игорь Королев, говорит, что он возит с собой в машине несколько образцов жалоб, в которых оставил свободные места для данных инспектора. По его словам, последний раз, когда он такой бланк достал, инспектор предложил помириться и даже угостил его кофе. К слову, когда автомобилистка Алена, которую «развели» на 1,5 тыс. грн, на следующий день написала на испекторов заявление в милицию, реакция была моментальной — каким-то образом гаишники-взяточники выяснили, где она живет, приехали к ней под дом вместе со своим начальником, отдали все деньги и упросили забрать заявление.

Дело в том, что согласно ст. 369 Уголовного Кодекса, человек, давший взятку, освобождается от ответственности, если он добровольно сообщил об этом в правоохранительные органы. А вот сотрудникам ГАИ грозило от увольнения до 5 лет лишения свободы.

Если распускает руки. Увы, не все сотрудники ГАИ способны контролировать свои эмоции — известны случаи, когда дело доходило до угроз физической расправы и даже рукоприкладства. В этом случае звоните с мобильного 102 и заявляйте, что на вас напали. Причем сделать это можно даже после того, как конфликт, по мнению гаишника, исчерпан, и вы вроде бы «разошлись» — в милиции попросят написать заявление со всеми вытекающими. Напомним, что столичного гаишника, который силой вытащил автомобилиста из машины в декабре 2010-го года, осудили на 3,5 года тюрьмы с испытательным сроком 2 года.

Остановка без явной причины

Любимое занятие инспекторов ГАИ — остановить машину и сразу же попросить предъявить права и техпаспорт. Например, в этом году по дороге в Крым автора статьи попросили показать документы 5 раз при проезде КПП. Пойдя на принцип, он ни разу не показал ни одного документа — в ответ на просьбу инспектора сразу спросил: «назовите причину остановки». Практически во всех случаях гаишники рассказывали, что такое же авто находится в розыске (универсальный предлог), но на ответную просьбу показать ориентировку на такую же машину замолкали и молча отходили. Фантазию проявил только гаишник уже в самом Крыму — заявил, что они ищут незаконно установленные спецсигналы, однако быстро ретировался, когда его попросили описать нарушение в письменном виде.

О чем говорит закон. Согласно Закону Украины Про милицию, сотрудник милиции имеет право остановить авто только в случае нарушения ПДД, наличия признаков, свидетельствующих о технеисправности авто либо о том, что машина побывала в ДТП. Кроме того, при наличии данных о пребывании авто в розыске. При этом в законе четко указано, что милиционер обязан указать суть правонарушения. Если формулировка размыта, спокойно можно и нужно жаловаться — остановка «просто так» считается превышением власти и служебных полномочий.

На штрафплощадку можно не ехать

Часто после того, как водителя обвинили в нетрезвом вождении, гаишники предлагают ехать вместе с ними на штрафплощадку. Забрать оттуда авто потом дорого — за каждый день простоя просят от 80 до 260 грн за сутки (в зависимости от региона и аппетитов владельцев площадки). Многие не знают, что такую «просьбу» можно не выполнять.

О чем говорит закон. Если даже водителя признали пьяным, автомобиль, согласно ст. 265-2 КУАП, блокируется спецсредством. Доставка на штрафплощадку осуществляется только если авто существенно (!) мешает дорожному движению. То есть ключи можно не отдавать, а просто закрыть машину. Если забирают силой — звонить 102.

Обвинения в нетрезвой езде

После остановки для «проверки документов» любимая фраза гаишников «Пили? А ну дыхните». Отметим, что ни один нормативно-правовой акт «дышать» на инспектора водителя не обязывает. Адвокат Владимир Караваев советует в этом случае отвечать «дышать я буду на жену», однако отказаться можно и вежливо, сославшись, что этого вы не хотите. Можно при этом не отдать свои права гаишнику в руки — согласно законодательству и ПДД, достаточно предьявить документы (например, показать через стекло). Также закон не требует от водителя выходить из машины.

О чем говорит закон. Прежде чем предпринимать по отношению к водителю какие-либо действия, инспектор обязан предложить водителю в присутствии двух свидетелей пройти осмотр с использованием алкотестера. По факту проверки сразу составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения. После этого инспектор должен показать документы на прибор (свидетельство о госрегистрации и проверке) и, распечатав одноразовый «мундштук», попросить водителя продуть трубку. Если результат меньше 0,2 промилле, инспектор пишет об этом в протоколе со ссылкой на прибор и отпускает водителя.

В случае, когда результат больше 0,2 промилле, инспектор должен спросить у водителя, согласен ли он с результатами. Если «да», то протокол передают в суд, водителя отпускают. Если «нет», то в протоколе ничего не указывают, а водителя везут на машине ГАИ в медучреждение. И только там нарколог выносит вердикт. Если врач считает, что водитель не находится в состоянии опьянения, его отпускают вне зависимости от результатов алкотестера. Если водитель пьян, протокол также передают в суд.

Проверка машины на дороге

Техосмотры, как известно отменили. Однако время от времени инспектора ГАИ «находят» техническую неисправность и сообщают, что «запрещают эксплуатацию автомобиля».

О чем говорит закон. Проводить такую проверку и запрещать движение автомобиля сотрудники ГАИ имеют право. Но только в исключительных случаях, которые прописаны в п. 31.6 ПДД. Согласно ему, водители не имеют права продолжать движение, если у них: во-первых, неисправны тормоза или рулевое управление, во-вторых, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных огней, в-третьих, если во время дождя или снегопада не включены стеклоочистители со стороны руля.

Сотрудник ГАИ имеет право выявить дефекты автомобиля по внешним признакам. Их немного: если на автомобиле не работает левая фара в режиме ближнего света, лобовое стекло покрыто трещинами, нет зеркала заднего вида, из выхлопной трубы идет черный дым либо отсутствуют предусмотренные кузовные детали. В таких случаях инспектор обязан остановить машину, заблокировать авто и составить протокол. Но решение о наказании принимает суд (штраф составляет 340—850 грн). То есть инспектор должен прикрепить к протоколу доказательства, полученные с помощью сертифицированного оборудования. Во всех остальных случаях проверка будет считаться превышением полномочий.

Езда на красных номерах

Те автовладельцы, которые хотят продать автомобиль и уже сняли его с учета, либо только-только купили его, ездят на временных номерах (транзитах) красного цвета. Знаю, что такие автомобили гаишники любят тормозить особенно часто. И стоит автолюбителю просрочить положенный постановлением Кабмина двухмесячный срок для регистрации авто — тут же водителю сообщают, что его автомобиль сейчас заберут на штрафплощадку.

О чем говорит закон. Никакого штрафа за «езду на транзитах» законодательством Украины не предусмотрено. Существует лишь ответственность за езду на незарегистрированном автомобиле, но это не штрафплощадка, а, согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, штраф в размере от 170 до 255 грн, а за повторную просрочку — до 510 грн. При этом нужно знать, что водитель может продлить просроченный срок для регистрации автомобиля в случае предоставления документов, подтверждающих отсутствие возможности своевременного ее проведения (болезнь, командировка владельца ТС или другие уважительные причины).

Частный случай — езда гражданина Украины на нерастаможенном авто с иностранными номерами. Гаишники также сразу требуют документы с таможни, а также угрожают забрать такую машину. Однако в ст. 16 Закона О дорожном движении прописана обязанность водителя предъявлять сотруднику милиции только водительское удостоверение и регистрационный документ на транспортное средство (на любого собственника, в том числе иностранца). Требовать же документы с таможни сотрудник ГАИ не имеет никакого права, как и забирать машину.

Чужая скорость

В этом году у автора статьи было два случая, когда инспектора ГАИ останавливали машину якобы за превышение скорости, хотя быстрее 80 км в час он не ехал. Однако выслушав его аргументы, инспектора оба раза отпускали водителя без штрафа. Каким образом?

Какого-либо резона у сотрудников ГАИ обвинять в превышении скорости «просто так» нет — нарушителей хватает и без этого. Однако многочисленные эксперименты показали, что принятые на вооружение ГАИ радары способны допускать технические ошибки.

1 Скорость соседа. Ошибка возникает в том случае, если в момент измерения ваш автомобиль догонял другой, отражающая поверхность которого больше, чем у вашего. Например, вы едете на малолитражке, а вас обгоняет внедорожник — прибор спокойно может показать его скорость.

2 Темно. Ситуация усугубляется в темное время суток — прибор с фотофиксацией (например, Визир) делает ночью размытые снимки, и какой там изображен автомобиль, непонятно. Как неясно и то, в какую сторону вообще инспектор направил радар.

О чем говорит закон. Если вы уверены, что скорость не ваша, заявите инспектору о том, что вы просите перенести рассмотрение дела. В ст. 268 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к админответственности, на юрпомощь. На месте это сделать невозможно, а значит, инспектор составляет протокол, но не постановление. Вы же через несколько дней можете подойти к начальнику подразделения ГАИ, рассказать, как было дело, и просить отмены протокола — это удавалось и мне, и трем моим знакомым.

Развод гаишников

Обогащайтесь!» — это сегодняшняя национальная идея России: обогащайтесь кто как может. Верхушка пирамиды власти, гребущая миллионы, сотни миллионов долларов, не может не быть снисходительной к проделкам нижних «этажей», гребущих на порядок, два, а то и три меньше.

А «этажами» этими являются — в нашем случае — инспекторы на дорогах, судьи и врачи-наркологи. Вообще-то каждый из них может заработать «на лапу», нарушая закон, и самостоятельно. Но, объединившись, они могут заработать больше — в разы. В последние годы народилась и набирает силу целая СИСТЕМА «разводок на деньги» водителей представителями вышеназванных структур. Перечислю и эти способы, и их варианты в порядке убывания «популярности». Итак:

Разводка № 1

«Выезд на полосу встречного движения» — это самый популярный способ. «Отмазка» на месте стоит от 2 до 20 тысяч рублей.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: в одном случае препятствие на однорядной дороге создается инспекторами искусственно, в другом — используется имеющееся: оно, препятствие, располагается частично на обочине, частично на проезжей части так, чтобы едущему транспорту пришлось хотя бы «зацепить» осевую левыми колесами. Невдалеке, впереди, располагаются «охотники» в погонах. Это может быть и стационарный пост ДПС. Способ противодействия: объезжать препятствие справа, даже если это трудно. При невозможности объехать справа, сфотографируйте эту «невозможность», а потом сфотографируйте ширину оставшейся слева, до сплошной осевой, проезжей части. Необходимо знать, что за объезд препятствия слева, с выездом на полосу встречного движения, статьей 12.15.ч.3 КоАП предусмотрено не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей. И еще. Как только вас остановили и предъявили обвинение в выезде на полосу встречного движения, необходимо тут же спросить и записать звания и ФИО инспекторов и сообщить им, что вы намерены обратиться в прокуратуру с заявлением, в котором попросите провести проверку в отношении этих инспекторов, дабы выяснить, сколько выездов на «встречку» они фиксируют в месяц. И чтобы по результатам этой проверки прокуратура дала правовую оценку их бездействию, так как вместо того чтобы организовывать дорожное движение, они наблюдают со стороны, как водители будут выкручиваться и нарушать ПДД.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: на длинный участок дороги с запрещенным обгоном инспекторами запускается тихоходный транспорт. Обычно это участок с подъемом, где у перелома ждут «кормящиеся». Способ противодействия: не обгонять.

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ: активно используются инспекторами участки однорядных автодорог, где обгон запрещен, но осевая — прерывистая, таких у нас хватает. Водители, уверенные, что это противоречие в их пользу, идут на обгон, но от инспекторов узнают, что знак имеет приоритет над разметкой. А временно установленный знак имеет приоритет над постоянно установленным.

ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ: еще более «уловисты» участки дорог, где из-за подъема или поворота стоит знак: «Обгон запрещен», идет сплошная осевая — все правильно и логично. Но вот подъем или поворот заканчиваются, впереди прямая с отличной видимостью, и потому осевая пошла прерывистая — машины логично пошли на обгон. Но их совсем нелогично останавливают, вменяя водителю «выезд на встречку», поскольку под знаком таблички о зоне его действия не было, отмены ограничений тоже, а раз так, то зона его действия — «Во-о-н до того перекрестка!» Способы противодействия: не обгонять. А в идеале — заехать в местную дорожную службу, потом в ГАИ и поинтересоваться: были ли по дорожным документам предусмотрены либо табличка зоны действия знака «Обгон запрещен», либо знак «Конец ограничений»? Если нет, то почему? А если да, почему их нет?

ВАРИАНТ ПЯТЫЙ: в связи с городскими пробками все более популярным у водителей становится объезд пробок дворами. Но вся беда в том, что наши организаторы дорожного движения никогда раньше не задумывались о том, что все выезды со дворов надо обязательно оснащать знаками, информирующими о порядке дорожного движения на тех улицах, куда транспорт со дворов выезжает. Их-то и делают своими «кормушками» инспекторы. Способ противодействия: разъяснить инспектору, вас остановившему, что вы выехали вот из этого двора, где нет знаков о порядке движения автотранспорта на этой улице, из-за чего вы не могли знать, что поедете против движения. И этот факт есть следствие неправильно организованного движения, т.е. вина того же ГАИ-ГИБДД. Как об этом неоднократно писал в СМИ и говорил на пресс-конференциях заместитель начальника Департамента организации и безопасности дорожного движения МВД РФ полковник Кузин Владимир Викторович. Его рабочий телефон — (495) 620-67-79 .

Примеры на видео

Разводка № 2

«Трезвого превращают в пьяного» «Отмазка» на месте стоит от 20 до 40 и более тысяч, в зависимости от региона.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: вас, абсолютно трезвого водителя, инспекторы просят подуть в алкотестер — стрелка показывает 0,4—0,6 промилле. Способ противодействия: не вспоминать лихорадочно, сколько же вы вчера выпили и почему оно до сих пор не выветрилось — на это и расчет. Сказать уверенно: «Я абсолютно трезв. Либо ваш прибор неисправен, либо вы каким-то образом его показания фальсифицируете. Если вы меня не отпустите или не повезете на медицинскую экспертизу, я позвоню в ваш контрольно-профилактический отдел (аналог службы собственной безопасности. — Ю. Г.), у меня есть телефон». После такого вашего поведения вас или просто отпускают, или говорят: «Минуточку, дуньте еще раз — до вас тут такой алкаш дышал, что прибор зашкалило» — при этом «кормящиеся» незаметно вынимают из мундштука или из трубки, соединяющей его с прибором, ватку, пропитанную спиртом или водкой, вы повторяете анализ, прибор показывает 0, вам отдают документы, но никогда не извиняются.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: вас уверенно везут на медэкспертизу. Это означает, что в той «экспертизе» у инспекторов все «схвачено» — они в сговоре с врачами. И из вас, трезвого, сейчас будут делать пьяного или даже наркомана, но уже на более серьезном уровне.

Примеры на видео

Разводка № 3

Разводка № 4

«Выпившего, но не едущего за рулем владельца автомобиля лишают прав» «Отмазка» на месте от 20 до 40 тысяч рублей. Это самый простой и безопасный для «кормящихся» инспекторов способ заработать на вас. Вариантов ситуации, когда вы, выпивший, но никуда не ездивший и не едущий за рулем, оказываетесь вблизи вашего автомобиля именно в ту минуту, когда туда же подъезжает патрульная машина, — множество.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: после вечеринки вы сажаете за руль своего автомобиля трезвого товарища с правами, сами сидите где угодно, хоть на заднем сиденье, он везет вас домой, и вашу машину останавливают инспекторы;

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: из-за праздничного стола вы спустились к автомобилю за чем-либо, за сигаретами, например;

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ: въехав во двор, вы решили расслабиться;

ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ: вы выпиваете с друзьями в своем автомобиле, стоящем во дворе.

Во всех вариантах вас оформляют как управлявшего автомобилем в состоянии опьянения. Несмотря на всю дикость происходящего, сопротивление бесполезно: готовьтесь к лишению прав. Способ противодействия: не находиться ни внутри, ни вблизи своего автомобиля выпивши. Ни свидетели, ни даже то, что ваши права и документы на машину лежат дома, не помогут. На моей памяти был лишь один случай, когда инспекторы оформляли парня, который этого почему-то не боялся, решить дело «миром» не предлагал и даже куражился над ними! Суду затем он предъявил справку с автосервиса о том, что двигатель его автомобиля был в это время снят, т.к. находился в капитальном ремонте. Суд его оправдал, а что ему оставалось делать? А может, у него просто друг был директором автосервиса… И другой случай, я присутствовал на этом суде — шесть свидетелей, утверждавших под присягой, что выпивший парень за рулем не сидел, не помогли: судья лишила его прав.

Разводка № 5

Разводка № 6

Разводка № 7

Регионы, № телефона доверия:

Центральный федеральный округ
Белгородская обл., (4722) 26-34-34
Брянская обл., (4832) 74-11-69
Владимирская область, (4922) 24-19-07
Воронежская обл., (4732) 20-20-65
Ивановская обл., (4932) 37-55-34
Калужская обл., (4842) 56-10-36
Костромская обл., (4942) 31-23-02
Курская обл., (4712) 22-48-67
Липецкая обл., (4742) 43-55-62
Москва, (495) 923-78-92
Московская обл., (495) 288-81-71
Орловская обл., (4862) 77-24-65
Рязанская обл., (4912) 25-26-15
Смоленская обл., (4812) 41-90-61
Тамбовская обл., (4752) 51-20-68
Тверская обл., (4822) 36-28-54
Тульская обл., (4872) 42-55-55
Ярославская обл., (4852) 30-43-76

Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия, (8142) 71-58-39
Республика Коми, (8212) 28-22-44
Архангельская обл., (8182) 27-30-85
Вологодская обл., (8172) 54-70-52
Калининградская обл., (4012) 30-10-57
Санкт-Петербург и Ленинградская обл., (812) 335-43-80
Мурманская обл., (8152) 42-18-46 , 27-75-55, 45-67-31
Новгородская обл., (8162) 98-05-34
Псковская обл., (8112) 53-44-44

Южный федеральный округ
Республика Адыгея, (8772) 52-49-69
Республика Дагестан, (8722) 67-93-08
Ингушская Республика, (87322) 2-51-84
Кабардино-Балкарская Республика, (8662) 96-23-22
Республика Калмыкия, (84722) 2-68-48
Карачаево-Черкесская Республика, (8782) 29-27-98
Республика Северная Осетия — Алания, (8672) 52-17-20
Краснодарский край, (8612) 33-53-89
Ставропольский край, (8652) 38-76-93
Астраханская обл., (8512) 22-25-75
Волгоградская обл., (8442) 30-40-28
Ростовская обл., (863) 249-34-04

Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан, (3472) 35-85-04
Республика Марий Эл, (8362) 75-00-64
Республика Мордовия, (83422) 9-86-14
Республика Татарстан, (843) 41-30-82
Удмуртская Республика, 3412) 44-49-97
Чувашская Республика, (8352) 62-50-30
Кировская обл., (8332) 58-93-17
Нижегородская обл., (8312) 75-70-70
Оренбургская обл., (3532) 79-09-07
Пензенская обл., (8412) 63-07-31
Пермский край, (3422) 48-35-68
Самарская обл., (846) 262-00-02
Саратовская обл., (8452) 24-42-25
Ульяновская обл., (8422) 65-15-69

Уральский федеральный округ
Курганская обл., (3522) 48-51-23
Свердловская обл., (343) 212-53-32 , 269-78-98
Тюменская обл., (3452) 79-45-94
Челябинская обл., (351) 256-06-06
Республика Алтай, (38822) 2-00-20
Республика Бурятия, (3012) 55-31-25
Республика Тыва, (39422) 3-74-59
Республика Хакасия (3902) 23-82-83
Алтайский край, (3852) 63-03-15
Красноярский край, (3912) 65-05-57
Иркутская обл., (3952) 24-08-20
Кемеровская обл., (3842) 30-76-07
Новосибирская обл., (3832) 20-62-95
Омская обл., (3812) 57-97-17
Томская обл., (3822) 66-27-71
Читинская обл., (3022) 26-85-66

Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия), (4112) 36-19-45
Приморский край, (4232) 31-06-81
Хабаровский край, (4212) 38-77-44
Амурская обл., (4162) 35-53-40
Камчатская обл., (4152) 41-04-04
Магаданская обл., (41322) 65-32-18
Сахалинская обл., (4242) 78-02-78
Еврейская АО, (42622) 4-63-55
Корякский АО, (41543) 3-10-02
Чукотский АО, (42722) 2-67-31

Как не попасться на «разводы» гаишников: несколько простых правил

Каждый водитель должен знать свои права, чтобы не дать себя одурачить

Ликбез по правам водителя и инспектора: когда нужно останавливаться, какие документы показывать, за что могут забрать машину и что грозит за неуплату штрафов.

Дорожное законодательство меняется в последнее время настолько часто, что в нем водители уже начали путаться. Не секрет, что гаишники либо не знают законодательства, либо специально путают водителя, чтобы развести на взятку. Мы собрали ответы на самые популярные вопросы автомобилистов.

Автор предупреждает, что не дает советы о том, как ездить с нарушениями и избегать ответственности, а наоборот – призывает к тому, чтобы все водители ездили исключительно по правилам и, соответственно, без аварий с тяжелыми последствиями.

Итак, представим себе обыденную ситуацию, когда вы едете по дороге и увидели автомобиль ГАИ с включенным проблесковым маячком. Согласно с новой редакцией ПДД (вступили в силу 26 сентября), водитель теперь обязан снизить скорость до 40 км/ч. Однако если раньше водитель обязан был сделать полную остановку, то теперь — только в случае подачи соответствующего сигнала регулировщика. Если же проблесковый маячок выключен и инспектор не требует остановки, спокойно можно ехать дальше, не снижая скорости (естественно, в разрешенных рамках).

Если же инспектор потребовал остановиться, помните, что делать это можно лишь с соблюдением ПДД — то есть, плавно снижая скорость и перестроившись в крайний правый ряд. Напомним, что нельзя останавливаться на мосту и под ним — такое требование инспектора можно игнорировать, кроме исключительных случаев (например, произошло ДТП и нужно оказать помощь пострадавшим). Важный нюанс: теперь водители после остановки работником ГАИ обязаны включать на своем автомобиле «аварийку».

В новых ПДД, как и предполагалось, прописано, что автовладелец имеет право передать автомобиль без доверенности, однако важно, чтобы был полис автогражданки первого типа (все полиса нового образца), либо в полисе старого образца записано имя человека, которому автовладелец передал машину. Правда, штрафовать за его отсутствие будут водителя, а не владельца автомобиля.

Выходить из автомобиля необязательно, а инспектор ГАИ обязан назвать обоснованную причину остановки, например, нарушение ПДД. Требовать от водителя он может лишь права и свидетельство о регистрации (абз. 2 ч. 2 ст. 16 ЗУ О дорожном движении от 13.08.2011), причем документы можно просто показать, например, через стекло, а не передавать в руки. Но таким образом, чтобы у сотрудника ГАИ была возможность их внимательно рассмотреть и, в случае необходимости, переписать данные.

Страховой полис нужно иметь при себе, но показывать сотруднику ГАИ лишь при необходимости оформления материалов ДТП либо для составления протокола. Законодательством предусмотрено право инспектора осмотреть машину, но только при наличии оснований. Например, если точно такой же автомобиль находится в розыске.

Создание аварийной ситуации

Частый «развод» со стороны гаишников — говорить водителю, что он создал аварийную ситуацию, а за это законом предусмотрено лишение прав сроком от 6 месяцев до 1 года. Нередко водители тут же пытаются откупиться даже в том случае, если речь шла о таком популярном нарушении как несоблюдение рядности при повороте (255 грн штрафа).

На самом деле в законодательстве о том, что такое аварийная ситуация, четко не написано. В ч. 4 ст. 122 КУАП Украины есть косвенное упоминание о том, что это нарушения, «вынудившие других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры к обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан».

Однако при составлении протокола о таком нарушении работник ГАИ должен четко указать состав нарушения ПДД, которое допустил водитель, а также подробно описать, в чем именно заключалась аварийная обстановка. К примеру, водитель, выезжая на главную трассу, не уступил дорогу транспортным средствам, едущим по ней. В результате участники движения вынуждены были резко затормозить или же, уходя от столкновения, выехать на обочину. Но к протоколу обязательно должны прилагаться доказательства вины водителя: например, показания водителя, который был вынужден предпринять соответствующие меры безопасности. Если пострадавших нет, об аварийной ситуации речи идти не должно — права можно не отдавать.

«Развод» на пешеходном переходе

Пропустить пешехода — святая обязанность водителя, тем более, когда речь идет о пешеходном переходе. Однако в вечернее время в час пик пешеходы нередко идут по зебре сплошным потоком. Водитель вроде бы и старается всех пропустить, но и пытается проехать, двигаясь на очень маленькой скорости и «рывками». Если у инспекторов стоит цель оштрафовать как можно больше автомобилистов, — например, чтобы выполнить план (хотя его наличие в ГАИ отрицают, верится в это с трудом), — часто они становятся сразу за зеброй и останавливают каждого второго с обвинением в том, что водитель не пропустил пешехода, как того требуют ПДД. Нередко гаишники даже ставят своего знакомого, который ступает на зебру в тот момент, когда автомобиль начинает движение.

Согласно ч. 1 ст. 122 КУАП, «нарушение правил проезда пешеходных переходов, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах» карается штрафом в 255—340 грн.

Обжаловать такой штраф несложно. Так, ПДД требуют при проезде зебры «сбавить скорость, а в случае необходимости (!) сделать полную остановку». Если вы проехали на небольшой скорости и не сбили пешехода (и жалоб на то, что его не пропустили, не было) – значит, необходимости в полной остановке не было.

Дышать на инспектора никто не обязан

Популярная просьба со стороны сотрудника ГАИ: «А ну дыхни». Большинство водителей сразу же соглашаются на это, однако ни один из законодательных актов «дышать» на инспектора не обязывает. Адвокат Владимир Караваев советует водителям на такую просьбу отвечать фразой «Дышать я буду на жену». По его словам, в 90% случаев водителя после этого сразу же отпускают.

Юристы говорят, что в случае, если инспектор подозревает водителя в том, что тот ездит в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то, согласно постановлению КМУ №1103 от 17.12.08, он обязан произвести комплекс действий.

Во-первых, предложить водителю пройти добровольный тест. Во-вторых, по факту проверки составить протокол (бояться этого не нужно). В-третьих, пригласить двоих свидетелей (показания которых записывают в протокол) и в их присутствии достать алкотестер, разъяснить водителю то, каким образом будет проводиться исследование, и попросить водителя продуть трубку. Если прибора у инспектора нет, водителя обязаны отпустить.

В том случае, если результат исследования меньше 0,2 промилле, инспектор обязан написать в соответствующей графе протокола о том, что алкоголя в крови выявлено не было либо он есть, но в допустимом количестве, со ссылкой на прибор. После этого дать копию протокола водителю и отпустить. Если прибор показал превышение этой цифры, то инспектор должен задать вопрос «согласен ли водитель с результатами теста».

В том случае, если водитель согласен, то его отпускают, а протокол передают в суд. Но в случае несогласия в протоколе не указывают ничего, а водителя направляют в медучреждение (инспектор выписывает направление с названием медучреждения, номером протокола, датой. Доставка к врачу осуществляется на машине инспектора, а авто водителя остается припаркованным на месте остановки.

Уже у врача у водителя обязаны взять биологические пробы (кровь, мочу, слюну). Если врач признал, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения, водителя отпускают вне зависимости от результатов алкотестера. Если нет, инспектор ГАИ заполняет протокол, забирает права и передает их в суд.

«Законный угон» на штрафплощадку

Любимое занятие сотрудников ГАИ — проверить документы и в случае отсутствия любой «бумажки» забрать автомобиль и поехать на нем на штрафплощадку. Еще одна причина, по которой забирают автомобиль, — нарколог признал водителя пьяным.

Юристы объяснили, что ни одно из вышеупомянутых нарушений не дает сотрудникам ГАИ права садиться за руль чужого автомобиля. Кроме того, нет никакой потребности в том, чтобы направлять автомобиль, пусть даже и пьяного водителя, именно на штрафплощадку. Согласно ст. 265-2 КУАП, автомобиль должен быть заблокирован спецсредством (например, блокиратором). Доставка же на штрафплощадку должна осуществляться лишь в том случае, если авто существенно мешает дорожному движению (перекрывает проезжую часть).

Отметим, что законодательство обязывает сотрудника ГАИ, перед тем как задержать автомобиль, предложить водителю вызвать другого водителя с правами, который может сесть за руль и отогнать автомобиль.

Если инспектора ГАИ своим ходом доставляют машину нарушителя на штрафплощадку, то такие действия подпадают под ст. 289 УК Украины (Незаконное завладение транспортным средством) — автовладельцу нужно подавать заявление в милицию. Обычно такого рода заявления в участке не принимают — в этом случае нужно сразу же жаловаться в прокуратуру, а затем и в суд. И хотя разбирательство будет длиться долго, но уже есть прецеденты, когда на инспекторов заводили уголовные дела за описанные нарушения закона.

Самый простой способ не отдавать автомобиль на штрафплощадку — заблокировать двери и положить ключи себе в карман.

В том случае, если инспектор силой отберет ключи и вскроет машину, можно требовать еще и возбуждения дела по ст. 187 УК Украины (Разбой . Нападение с целью овладения чужим имуществом. ). На такое вряд ли кто-то из гаишников решится, хорошо понимая последствия.

Неуплата за парковку

Хотя к ГАИ вопрос деятельности незаконных платных парковок не имеет никакого отношения, на этом вопросе мы остановимся в связи с его актуальностью.

Каких-либо законных оснований у парковщиков блокировать проезд автомобиля в том случае, если водитель отказывается платить за парковку, нет. Дело в том, что это не сбор и не налог, а услуга. Если водитель на нее не соглашался, навязывать ее никто не имеет права.

Для проверки автор этих строк в течение последних полутора месяцев принципиально не заплатил ни одному из столичных парковщиков ни копейки, хотя останавливаться в центре приходилось часто. В ответ на требование составить в присутствии двух свидетелей акт о том, что я отказываюсь платить за эту услугу и передать этот документ в суд, парковщики молча уходили. Для эксперимента, правда, хозяин машины несколько раз сказал, что работает в Администрации президента (как вариант — помощником нардепа, в прокуратуре, киевской администрации, суде) — деньги за парковку также после этого никто не требовал.

Согласно ПДД, езда по тротуарам запрещена. Причем за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 255—340 грн. (ч. 1 ст. 122 КУАП). То есть на большинстве так называемых киевских платных парковках можно штрафовать абсолютно всех автомобилистов (яркий пример — Крещатик). Разрешено лишь заезжать на тротуар для того, чтобы запарковаться. Но учтите, что парковка разрешена лишь в том случае, если остается не менее двух метров для свободного прохода пешеходов. Автор знает более пяти случаев, когда водители останавливались на якобы законных парковках и «попадали» на 255 грн штрафа.

Еще один риск — поддаться на уговоры парковщика и поставить машину возле супермаркета или рынка во втором ряду. Якобы за 5 грн он посмотрит, чтобы все было в порядке. Нередки случаи, когда оставленный так автомобиль царапают или бьют, а приехавшие на место ДТП гаишники составляют протокол именно на водителя, запарковавшегося с нарушениями. Ни в одном из описанных случаев парковщик ответственности не несет никакой. В чем тогда заключается суть услуги под названием «парковка», вопрос остается открытым.