Закон о выборах в местные органы власти украины в 2018 году

Рубрики Вопрос юристу

Андрей Пургин: Перед выборами главы ДНР надо провести местные выборы

Напомним, что согласно Конституции ДНР, выборы главы государства проходят там каждые четыре года. Первые и последние состоялись 2 ноября 2014 года. Александр Захарченко уже выступил с заявлением по этому поводу: «Выборы будут в 2018 году осенью. И Захарченко идет на эти выборы».

— Александр Захарченко объявил, что этой осенью в ДНР пройдут выборы главы. А выборы Народного совета также будут?

— В теории, и парламента в том числе. Тут есть путаница с документом, который был принят в конце 2017 года в связи с этим. Он не очень понятен, расшифровка внутренняя, не очень ясно по поводу одновременного проведения выборов парламента и главы. Но в теории, если в 2014 году были одновременно избран и глава, и парламент. Значит, и сейчас это может пройти вместе.

— Каково ваше отношение к этим выборам?

— Крайне отрицательное, потому что за 4 года существования ДНР мы не нашли время создать властную вертикаль. Для чего надо было провести выборы в местные органы власти, что даже предусмотрено Минскими соглашениями.

—А почему не смогли?

— Это не ко мне вопрос. Это вопрос парламенту и властным институциям. Мы стали заложниками того, что у нас местные органы исполнительной власти — это глава государства, а исполкомы фактически парализованы. И всё это из-за того, что у нас нет ни горсоветов, ни райсоветов, не сельсоветов, ничего нет. Нет представительских органов в ДНР.

Мы попали в очень плохую ситуацию, потому что властные амбиции не очень большого круга лиц привели к тому, что республика стала заложником этой ситуации. На самом деле очень необходимо разблокировать местные органы исполнительной власти. Нужно срочно провести выборы в местные органы власти. Причем это поддерживается Минскими соглашениями.

—Да, но почему эти выборы не проводятся уже три года? Потому что Украина так и не приняла закон о местных выборах в ЛДНР, чего он нее и требуют минские договоренности. Без этого закона мировое сообщество выборы не признает.

— Услышьте меня! Жить, когда в государстве не существует местных органов власти, невозможно. Это приводит фактически к административному коллапсу. Это уже привело ДНР к очень серьезной и сложной ситуации просто потому, что местные исполнительные органы власти не знают, что исполнять. Нет распорядителя — райсоветов и горсоветов.

Вот именно с этого должна начать строиться властная вертикаль. Это фундамент. Вы же не начинаете строить дом со второго этажа, вы сначала возводите фундамент и первый этаж.

У нас сейчас получилось два вида жителей: властный класс и обычные граждане. Последние не ощущают своей сопричастности, потому что ни в какой политической жизни ДНР не участвуют. Власть от них слишком далека. Она не живет с ними по соседству в лице районного или городского депутата. Это огромная проблема, и мы о ней постоянно говорим. Она не только не решается, все делают вид, что ее не существует.

Сейчас у нас Народный совет подчиняется фактически исполнительной власти, а исполнительная власть состоит из одного человека — главы. А что касается того, что написано в Минских соглашениях, то перечитайте их внимательно. Там, по большому счету, есть возможность давить на европейские институции и приглашать сюда БДИЧ и других европейских наблюдателей и проводить местные выборы.

Понятно, что есть «хотелки» Киева. В данном случае ситуация тупиковая. Фактически три с половиной года прошло с первых Минских соглашений. За это время местные выборы не были проведены. Завтра пройдет сорок три с половиной года, и что?

Просто надо было двигаться в сторону исполнения Минских соглашений, бесконечно приглашая зарубежных наблюдателей, избирать судей, прокуратуру, в общем, все то, что там, в Минских соглашениях написано.

А выборы главы ДНР 2 ноября 2014 года проходили после первого Минска. Прошло три с половиной года, но местных органов власти, которые прописаны в Минских соглашениях, нет, а выборы главы ДНР, которых нет в Минске, есть.

Сейчас местному населению некуда обратиться, потому что местные исполнительные органы власти исполняют только волю главы. А аппарат главы даже формально не способен выполнить тот объем работы, которые делают местные органы власти. Он не может в ручном режиме руководить всеми исполкомами и местными советами.

—Может ли одновременно с выборами главы республики быть проведен референдум по тем или иным вопросам? Например, об объединении ДНР и ЛНР. Такое объединение вообще возможно?

— Возможно. Но очень сомневаюсь, что такой вопрос будет вынесен на референдум, потому что очень велики властные амбиции. Судя по последним событиям, когда фактически ДНР запретила ввоз подакцизных товаров из ЛНР, когда таможня укрепляется, когда вы стоите более 2 часов на границе республик, то это уже не формальность, не паспортный контроль, а нормальная граница. Она превращается в такую же границу, как между Россией и республиками. Так что не очень похоже на то, что дело идет к объединению.

— А не может быть такого сюрприза, что осенью состоятся не выборы глав ДНР и ЛНР, а выборы главы объединенной ЛДНР?

— Поймите, у нас статус главы практически не прописан и очень размыт, у нас изначально его не существовало. И еще раз повторюсь, нельзя идти задом наперед. Надо сначала провести выборы в местные органы власти.

В 2014 году мы видели Донецк и Луганск единой республикой, и даже существовала программа разделения министерств — часть в Донецке, а часть в Луганске. Рассматривали этот вопрос и писали об этом документы, я сам в этом участвовал.

На тот момент, к сожалению, мы это провести не успели.

Календарь выборов 2019-2020: Когда инаугурация нового президента и присяга свежих депутатов

Украина вступает в двухлетнюю череду выборов: сначала президентских, затем парламентских, а после них — местных. И любые планы (даже личные или семейные) на этот период приходится строить с учетом данного обстоятельства.

Для удобства читателей мы составили календарь важнейших вех предстоящих избирательных кампаний — с декабря 2018 г. по декабрь 2020 г. Все даты взяты из действующего на данный момент законодательства — Конституции Украины, законов «О выборах президента Украины», «О выборах народных депутатов Украины», «О местных выборах», «О местном самоуправлении в Украине».

Подчеркнем, что это календарь очередных выборов. Форс-мажорные обстоятельства могут сдвинуть сроки в ту или иную сторону. Разумеется, законы еще могут быть переиначены. Впрочем, даже если в них будут внесены изменения, они коснутся скорее правил игры, чем сроков (тем более что сроки очередных президентских и парламентских выборов изменить гораздо сложнее, поскольку они записаны в Конституции). Но в любом случае нельзя исключить сдвига сроков в ту или иную сторону из-за форс-мажорных обстоятельств, порожденных или внутренними, или внешними причинами, или теми и другими сразу.

ЦИК назначила первые выборы в 125 объединенных громадах на 23 декабря

Центральная избирательная комиссия назначила первые местные выборы в 125 объединенных территориальных громадах на 23 декабря.

Об этом УНИАН сообщили в Отделе взаимодействия со СМИ Секретариата Комиссии.

«Рассмотрев обращение 22 областных государственных администраций относительно принятия Комиссией решения о назначении первых местных выборов в связи с образованием объединенных территориальных громад, Комиссия установила их соответствие требованиям Конституции Украины и законов Украины, а также Порядка назначения первых выборов депутатов сельских, поселковых, городских советов ОТГ и соответствующих сельских, поселковых, городских голов и назначила на воскресенье, 23 декабря 2018 года, выборы в 125 объединенных территориальных громадах (15 городских, 22 поселковых, 88 сельских ОТГ)», — говорится в сообщении.

Отмечается, что в состав этих 125 ОТГ вошли 534 местных совета: городских — 15, поселковых — 27 и сельских — 492.

В частности, в Винницкой области такие выборы пройдут в 3 объединенных территориальных громадах, в Волынской — в 9 ОТГ, в Днепропетровской — в 1 ОТГ, в Донецкой — в 1 ОТГ, в Житомирской — в 7 ОТГ, в Запорожской — в 8 ОТГ, в Ивано-Франковской — в 4 ОТГ, в Киевской — в 4 ОТГ, в Кировоградской — в 4 ОТГ, в Луганской — в 8 ОТГ, во Львовской — в 5 ОТГ, в Николаевской — в 12 ОТГ, в Одесской — в 3 ОТГ, в Полтавской — в 3 ОТГ, в Ривненской — в 3 ОТГ, в Сумской — в 4 ОТГ, в Тернопольской — в 5 ОТГ, в Херсонской — в 2 ОТГ, в Хмельницкой — в 3 ОТГ, в Черкасской — в 27 ОТГ, в Черновицкой — в 4 ОТГ, в Черниговской области — в 5 ОТГ.

При этом, ЦИК объявила начало избирательного процесса первых выборов депутатов сельских, поселковых, городских советов ОТГ и соответствующих сельских, поселковых, городских голов с 3 ноября 2018 года.

В целом, по предварительным подсчетам в этих выборах смогут принять участие более 702 тысяч человек, добавили в ЦИК.

Кроме того, в Комиссии добавили, что в течение трех предыдущих лет, с 25 октября 2015 года до 29 апреля 2018 года в Украине были назначены первые местные выборы в 707 объединенных территориальных громадах.

«Следовательно, после проведения выборов 23 декабря 2018 года общая численность всех вместе взятых назначенных первых выборов в ОТГ составит 832», — констатировали в ЦИК.

Кроме того, рассмотрев обращение 12 ОГА относительно принятия Комиссией решения о назначении дополнительных выборов депутатов сельских, поселковых советов объединенных территориальных громад от территориальных громад, присоединившихся к соответствующим ОТГ, ЦИК установила их соответствие требованиям Конституции Украины и законов Украины, а также Порядка назначения дополнительных местных выборов и назначила на 23 декабря дополнительные выборы депутатов 26 сельских, поселковых советов.

В частности, в Винницкой области такие выборы в 1 поселковом совете, в Волынской — в 7 сельских и поселковых советах, в Днепропетровской — в 4 сельских и поселковых советах, в Донецкой — в 1 сельском совет, в Запорожской — в 1 поселковом совете, в Ивано-Франковской — в 3 сельских и поселковых советах, в Кировоградской — в 1 поселковом совете, в Сумской — в 2 сельском и поселковом советах, в Тернопольской — в 1 сельском совете, в Харьковской — в 2 поселковых советах, в Черновицкой — 1 сельском совете, в Черниговской области — в 2 сельском и поселковом советах.

При этом Комиссия объявила начало избирательного процесса указанных дополнительных выборов депутатов сельских и поселковых советов с 3 ноября.

Три сценария будущего Порошенко

Формально — из-за неспособности правящей коалиции работать. Особо злит пропрезидентскую силу нежелание партнеров по коалиции, «Народного фронта», голосовать за новый «ЦИК от Порошенко».

Поползли слухи, что Блок Петра Порошенко готов выйти из большинства — это практически гарантирует роспуск Рады. Но уже в понедельник, 9 июля, спикер Андрей Парубий опроверг выход БПП из коалиции.

Но конфликт в парламенте — налицо. Верховная Рада так и не проголосовала жизненно важный закон о новом составе Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины, в которую Порошенко хотел ввести своих людей. А этот закон был для него необходим — хоть какая-то гарантия в будущих выборах.

В этой ситуации у Порошенко немного вариантов выхода из кризиса.

Издание Украина.ру рассматривает 3 наиболее вероятных сценария, которые могут быть реализованы президентом Украины Порошенко в ближайшее время.

Первый сценарий: оставить все как есть

Социологические опросы в Украине показывают лидерство главы «Батькивщины» Юлии Тимошенко и Анатолия Гриценко в президентских рейтингах. Тимошенко — злейший враг Порошенко. Допустить ее до власти нынешнему президенту — значит подписать себе политический смертный приговор. Значит, надо что-то делать — в администрации президента наверняка думают, что именно.

Сохраняется вариант «тихо и спокойно» уйти, например, под гарантии неприкосновенности и почетной пенсии от американцев. Но это — гарантии для «заслуженного отдыха», которые вовсе не распространяются на бизнес и аффилированные с Порошенко коммерческие структуры, как и на бизнес его многочисленного окружения.

Если президентом станет Тимошенко, давний и злейший враг Порошенко, все пойдет под нож.

Новая власть не будет церемониться с Порошенко в ранге экс-главы государства. Цивилизованная передача дел и политики — не в традициях Украины. К тому же, новому лидеру государства понадобится и новая политическая платформа для переговоров с Западом, Россией и, возможно, ЛДНР. А платформу можно получить, осудив Порошенко за все — гражданскую войну, невыполнение Минских соглашений, повальную коррупцию и т.д. Якубин: У Порошенко понимают все риски досрочных выборов

И если вскроются реальные факты коррупции (а они известны всей Украине), то неизбежно возникнет процесс а-ля Янукович, в котором главным подозреваемым окажется Порошенко.

К тому же, гарантии неприкосновенности и защиты Порошенко мог получить при вступлении в должность от Барака Обамы и его окружения. А вот нынешний президент Дональд Трамп таких гарантий Порошенко точно не давал.

Не добавляет оптимизма Порошенко и недавние новости из Армении, где брата и племянницу экс-президента страны Сержа Саргсяна объявили в розыск. Саргсян практически сам отдал власть своим политическим оппонентам, но это его не спасло. Сам он, правда, остался свободен. Но по его бизнес-империи новой властью два дня назад нанесен мощный удар.

Украинский президент точно будет держать в уме «ереванские уроки».

Впрочем, Порошенко может рискнуть. Да, рейтинги падают, но остаются еще административный ресурс, СМИ, контроль над судами и силовиками. С такими стартовыми позициями нынешний президент вполне может принять решение идти на второй срок.

Но для этого нужен еще и свой ЦИК — Центральная избирательная комиссия, против которой и выступили в пятницу депутаты парламента.

Второй сценарий: досрочные выборы в Раду

По графику в 2019 году в Украине должны пройти сначала президентские (март), а потом парламентские выборы (октябрь). Но ситуация может поменяться.

Порошенко к досрочным выборам в Раду подталкивает его окружение. Аргументируют падающими рейтингами политсилы и возможностью провести в парламент хоть кого-то.

Теоретически. помимо партийного списка, президент может провести в новую Раду нужных людей по мажоритарным округам. И в таком случае попробовать самому стать, например, спикером ВР.

Плюс такого варианта для Порошенко в том, что если президент возглавит список и пройдет в Раду, у него сохранится депутатская неприкосновенность. Конечно, ее могут легко снять, но на это потребуется время, за которое Порошенко может и покинуть Украину. Кроме того, став депутатом, Порошенко получит возможность защищаться в парламенте с трибуны, обвиняя своих будущих политических противников в потакании «агрессору», которому, будучи главой государства он «отчаянно противостоял». Бунт в Раде с последующими выборами: Порошенко без парламента

Еще нюанс: если Порошенко проиграет президентские выборы в марте 2019 года, его политсиле уж точно ничего не светит на парламентских выборах осенью.

«Пока что ни «Народный фронт», ни Блок Петра Порошенко не заинтересованы в распаде коалиции, который может привести к досрочным парламентским выборам. Поскольку для обеих партий эти выборы станут полным или частичным поражением. А поражение на парламентских выборах практически не оставит шансов Петру Алексеевичу (Порошенко) на переизбрание в 2019 году», — говорит политолог Руслан Бортник.

Один из ведущих украинских политтехнологов, пожелавший сохранить анонимность, отмечает, что досрочные выборы можно было сделать год назад.

«Это имело бы смысл для него (Порошенко). Он что-то бы там серьезное получил. А сейчас? Тимошенко же уже развернула штабы. Это первое. Второе. Он и сейчас не контролирует парламент. А что, новый парламент он будет контролировать? Вряд ли», — сообщил собеседник издания Украина.ру.

Но у этого сценария есть важное преимущество, на которое обратил внимание в беседе с изданием Украина.Ру политолог Кость Бондаренко.

В случае досрочных парламентских выборов Порошенко гарантированно входит в парламент депутатом и тогда может отказаться от президентства, тем самым избежав позора поражения на президентских выборах. Кроме того, это дает хоть какие-то гарантии сохранить себя и свою политическую силу.

Проиграв же в марте президентские выборы, Порошенко однозначно уйдет в небытие вместе с Блоком Петра Порошенко и в октябре 2019-го в Раду не попадает.

Теоретически объявить о роспуске Рады Порошенко может уже в четверг, 12 июля.

Третий сценарий: объявить военное положение

О возможном срыве выборов под предлогом обострения в Донбассе 5 июля в телеэфире рассказала Юлия Тимошенко. По ее словам, Порошенко «хочет инициировать начало войны».

«Это крайне опасный план, который пока Пётр Порошенко думает реализовать на Украине. Он хочет в принципе, чтобы выборы президента не проводить», — заявила политик.

Согласно украинскому законодательству, военное положение вводится в случае вооружённой агрессии, угрозы нападения, или опасности независимости. Режим расширяет полномочия военного руководства, центральных и местных властей, а также предусматривает ограничение конституционных прав и свобод человека. В период действия военного положения в стране не проводятся ни парламентские, ни президентские выборы.

Введение военного положения остается мощным козырем в рукаве президента. Как для давления на оппонентов-конкурентов, так и для откровенного шантажа. Бортник: Досрочные выборы в Раду ставят крест на втором сроке Порошенко

«В нынешней равновесной ситуации худой стабильности шансы Порошенко на переизбрание движутся к точке нуля. Спрашивается, что надо сделать, чтобы попытаться этот тренд сломать? Надо вывести ситуацию из равновесия. И такие сценарии наверняка прорабатываются. Здесь целью являются не победа на выборах как таковых, а сохранение личной власти», — пишет на своей странице в Facebook политолог Андрей Золотарев.

При этом он подчеркивает, что Украина — «страна неограниченных возможностей, от нашей власти можно ожидать чего угодно». А передачу, в которой Тимошенко сделала заявление о военном сценарии Порошенко, оперативно прикрыли, напоминает Золотарев — «наверное, чтобы народ не баламутили».

При этом сценарии у Порошенко появляется возможность объявить о приостановке на территории страны некоторых законов, в том числе и выборов в органы власти — «до полного замирения с Донбассом», то есть — по Порошенко, если он останется у власти, бесконечно долго.

А о том, что такой сценарий вполне возможен, говорит несколько фактов: накручивание в стране военной и антироссийской истерии, аресты депутата Надежды Савченко, главного редактора РИА Новости Украина Кирилла Вышинского, провокация с «расстрелом» российского журналиста Бабченко и др. Все это должно свидетельствовать о том, что «вокруг враги», страна находится под «мощным электронным и шпионским воздействием» России. Ну, как в такой обстановке проводить выборы?

Вопрос о том, какой сценарий выберет Порошенко, пока остается открытым. Очевидно одно, на Украине фактически началась предвыборная кампания, а во власти — кризис.

Порошенко подписал закон об «особом статусе Донбасса»

Президент Петр Порошенко подписал закон №9153 об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

На сайте Верховной Рады отмечается, что документ подписан 4 октября.

Ранее в четверг народные депутаты поддержали пролонгации закона №9153 до 31 декабря 2019 года.

За это решение проголосовали 245 парламентариев.

В этот же день закон подписал спикер Рады Андрей Парубий и передал документ для подписи президенту.

Ранее спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер рекомендовал украинской власти продлить действие закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Действие нормы об особом статусе ОРДЛО всплывает в октябре 2018 года.

Спикер Верховной Рады Андрей Парубий сообщал, что решение парламента о сроке действия закона «об особом статусе Донбасса» во многом будет зависеть от позиции международных партнеров.

6 октября 2017 года Верховная Рада продлила на год срок действия закона об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, который должен был потерять силу 18 октября 2017 года.

Документ предусматривает, что особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донбасса вступает в силу только после выполнения всех условий, изложенных в статье 10 закона (об особом порядке местного самоуправления), в том числе в части, касающейся вывода всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины.

Закон об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО был принят в сентябре 2014 года, вступил в силу 18 октября 2014 года сроком на 3 года.

Его статья 10 (переходные положения) устанавливает, что особый порядок местного самоуправления реализуется исключительно органами местного самоуправления, которые будут избраны на внеочередных выборах. В этой статье также прописаны условия, без выполнения которых выборы в ОРДЛО невозможны, среди условий — вывод незаконных вооруженных формирований и военной техники из Украины, гарантии свободного волеизъявления, наблюдение за выборами, в частности представителями международных организаций, недопущение незаконного вмешательства в избирательный процесс, соблюдение принципов политического плюрализма и свободы агитации.