Закон о сми несовершеннолетние

Рубрики Наша практика

Роскомнадзор разъяснил особенности распространения информации о несовершеннолетних

МОСКВА, 29 ноября. /ТАСС/. Роскомнадзор в связи с частыми обращениями граждан разъяснил порядок распространения информации о несовершеннолетних для недопущения злоупотребления свободой массовой информации.

«Закон «О средствах массовой информации» запрещает распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий или бездействий, которая позволяет прямо или косвенно установить его личность, включая: ФИО и дату рождения; фото- и видеоизображения несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей; аудиозапись его голоса; место его жительства, временного пребывания, учебы или работы», — говорится в сообщении на сайте ведомства, опубликованном в среду.

Роскомнадзор напоминает, что незаконное распространение информации о таких несовершеннолетних без согласия законных представителей является злоупотреблением свободой массовой информации. Данное нарушение закона влечет штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; для юридических лиц — от 400 тыс. до 1 млн рублей.

Распространение в СМИ информации о несовершеннолетних допускается только в целях розыска пропавших несовершеннолетних и только в объеме, необходимом для достижения данной цели.

Дети-Закон-Журналист

1 июня – День защиты детей. Как действующее законодательство защищает наших детей от воздействия информации, о чём нельзя писать журналистам и что будет за нарушение запретов, читайте в этой публикации.

1. Закон РФ «О средствах массовой информации» (ст.4) запрещает распространение в СМИ, а также в сети интернет информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая:

— фамилии, имена, отчества,

— фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего,

— его родителей и иных законных представителей,

— дату рождения такого несовершеннолетнего,

— аудиозапись его голоса,

— место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы,

— иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Иными словами, данная норма вводит запрет на распространение любой информации о детях, которые пострадали в результате противоправных действий. Обращаем внимание, что не обязательно ребёнок должен быть пострадавшим в рамках уголовного дела. Формулировка закона «противоправные действия» охватывает любые действия лиц, совершенные не по закону.

Статья 41 закона «О СМИ» предусматривает три исключения, когда информация о пострадавшем ребёнке может быть предана огласке, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий.

Но! В этом случае журналист должен:

1) получить согласие несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;

2) получить согласие законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);

3) согласие несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего не требуется , если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

Согласие должно быть выражено ясно и недвусмысленно, оно может быть дано в любой форме, но предпочтительной является письменная. Если согласия нет, то необходимо освещать ситуацию так, чтобы личность несовершеннолетнего нельзя было идентифицировать.

Ответственность за распространение информации о пострадавшем ребенке:

— Административный штраф на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (ст. 13.11 КоАП).

— Включение сайта, содержащего информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий в «Черный список» Роскомнадзора. Иными словами, блокировка ресурса (ст.15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

2. В 2010 года был принят специальный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Закон ценен тем, что дает подробную классификацию информации (понятийный аппарат).

Законом введена обязательная маркировка информационной продукции для детей.

При этом в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имён, универсальных указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» («Черный список»).

Ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью:

— административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.6.17 КоАП РФ).

3. В «Черный список» Роскомнадзора попадают материалы с порнографическим изображением несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении их в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятия порнографического характера (ст. 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»)

4. ФЗ «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускает:

1) дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Ответственность за нарушение СМИ (= рекламораспространитель) законодательства о рекламе:

административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ст.14.3 КоАП РФ).

4.«Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (Пекинские правила), принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1985 года, так же направлены на оказание максимальной помощи несовершеннолетним в сложных ситуациях.

В п. 8.2 отмечено «в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя», в п. 8.1 «право несовершеннолетних на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из – за ненужной гласности или из–за ущерба репутации».

5.Кодекс профессиональной этики российского журналиста, одобренный Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года также говорит о защите интересов ребёнка. В нем отмечена этическая норма, что «журналист должен также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы соблюдаются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних».

Ответственность за распространение информации о несовершеннолетних

Установлена ответственность за распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий

Федеральным законом от 05.04.2013 № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)» установлена административная ответственность за распространение в СМИ и в Интернете информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий.

Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Установлено, что запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Вышеуказанная информация не вправе разглашаться, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий. В этих случаях такая информация может распространяться в СМИ и Интернете:

— с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, и его законного представителя;

— с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста;

— без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, или законного представителя, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

Незаконное распространение информации (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния) влечет наложение административного штрафа

— на граждан — в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;

— на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;

— на юридических лиц — от 400 тыс. до 1 млн. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Федеральный закон опубликован «Российская газета», N 77, 10.04.2013.

Новое
в законодательстве

Роскомнадзор напомнил о недопустимости незаконного распространения в СМИ сведений о несовершеннолетних гражданах, пострадавших в результате противоправных действий

Информация Роскомнадзора «Об особенностях распространения информации о несовершеннолетних»

Закон «О средствах массовой информации» запрещает распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий или бездействия, которая позволяет прямо или косвенно установить его личность, включая: ФИО и дату рождения; фото- и видеоизображения несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей; аудиозапись его голоса; место его жительства, временного пребывания, учебы или работы.

Незаконное распространение информации о таких несовершеннолетних без согласия законных представителей является злоупотреблением свободой массовой информации. Данное нарушение закона влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 400 тыс. до 1 млн. рублей.

Распространение в СМИ информации о несовершеннолетних допускается только в целях розыска пропавших несовершеннолетних и только в объеме, необходимом для достижения данной цели.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)»

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2870; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333; 2002, N 30, ст. 3029; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 31, ст. 4008; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4600) следующие изменения:

1) статью 4 дополнить частью шестой следующего содержания:

«Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона.»;

а) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в части шестой статьи 4 настоящего Закона, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). В этих случаях такая информация может распространяться в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:

1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;

2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);

3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.»;

б) дополнить частью пятой следующего содержания:

«Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях указанной в части шестой статьи 4 настоящего Закона информации в части, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, допускается в предусмотренных пунктами 1 — 3 части четвертой настоящей статьи случаях, только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных статьями 161 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.»;

3) пункт 6 части первой статьи 57 после слов «материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации» дополнить словами «(за исключением случаев распространения информации, указанной в части шестой статьи 4 настоящего Закона)».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4008; 2010, N 1, ст. 1; 2011, N 30, ст. 4600; 2013, N 8, ст. 720) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 6.17 слова «за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 13.21 настоящего Кодекса» заменить словами «за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 13.15 и частью 2 статьи 13.21 настоящего Кодекса»;

2) статью 13.15 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.»;

3) абзац первый части 2 статьи 13.21 после слов «причиняющую вред их здоровью и (или) развитию,» дополнить словами «за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса,».

Пункт 1 части 5 статьи 15[1] Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2012, N 31, ст. 4328) дополнить подпунктом «г» следующего содержания:

«г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;».

Часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 48) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.».