Закон о сми 2014 суть

Рубрики Наша практика

Изменения в законе о СМИ

Изменения в законе о СМИ за последние 20 лет

Исследования / Монографии – Журналистика
Просмотров: 37
Страниц: 9
Дата публикации: 2015-09-14

Ksenia Dukalis
РЕЙТИНГ РАБОТЫ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА Факультет журналистики Кафедра новых медиа и теории коммуникаций РЕФЕРАТ Изменения в законодательстве о СМИ Выполнила студентка IV курса д/о, гр. 408, Дукельская К.В. Преподаватель: Засурский И.И. Москва 2015

Содержание Введение. 3 Глава 1. Изменения в законодательстве о СМИ и причины этих изменений. 4 Заключение. 8 Список литературы и источников. 9 2

Введение Любые изменения в законодательстве страны являются одним из самых точных и интересных для рассмотрения способов фиксировать процессы, происходящие в обществе. Легитимизация явлений через появление новых понятий в законах, ужесточение ответственности за те или иные нарушения, экономические регуляторы — всё это отражает современную ситуацию в стране и всегда имеет вполне конкретные предпосылки. Закон о СМИ (полное название — Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1) можно назвать одним из самых динамично меняющихся нормативно-правовых актов в нашей стране. За более чем 20 лет с момента появления Закона в него неоднократно вносились поправки, изменения, статьи утрачивали силу. Менялся также Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», относящийся к законодательству о СМИ, — именно с его помощью осуществляется правовое регулирование Интернета, как дополнения к нему принимались так называемый «закон о блогерах», законы, связанные с блокировкой сайтов и созданием «Единого реестра запрещённых сайтов». Можно по-разному относиться к утверждению, что журналистика — это четвёртая власть, но стремление государства регламентировать всё, что с ней связано, очевидно. В этой работе мы постараемся рассмотреть причины принятия некоторых федеральных законов, дополняющих Закон о СМИ и регламентирующих действие средств массовой информации, — социальные, политические и экономические, как и вообще связь между внешне- и внутриполитической ситуацией и изменениями в законодательстве. 3

Глава 1. Изменения в законодательстве о СМИ и причины этих изменений На протяжении прошедших нескольких лет изменения в Законе о СМИ или в Законе об информации вызывают общественный диссонанс, причём не только в профессиональной среде. Если изменения, касающиеся, например, налоговых льгот или личности учредителя в СМИ, интересовали, по большей части, людей, непосредственно занимающихся этим, то такие вещи, как Единый реестр запрещённых сайтов, маркировка продукции по возрастам или необходимость регистрировать в Роскомнадзоре блог, имеющий аудиторию больше 3000 человек, стали широко обсуждаться разными слоями общества. Закон РФ о СМИ во время своего принятия после распада Советского Союза во многом повторял прогрессивный для тех лет Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», который был принят 12 июня 1990 года и полностью соответствовал господствовавшей тогда политике гласности — в нём впервые с 1917 года запрещалась цензура. Закон практически не менялся несколько лет, до 1995 года, а в 1996 году возникли инициативы по внесению поправок, регламентирующих аккредитацию журналистов, публикацию опровержения, прекращение деятельности СМИ. Изменения были внесены в Закон и в 2000 году, когда произошли глобальные перемены в стране. Новый президент, новое тысячелетие и желание вывести страну на новый уровень после всех кризисов 1990-х годов способствовали появлению прогрессивных с гуманистической точки зрения пунктов и статей. Именно тогда средствам массовой информации запретили разглашать сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего подозреваемого. В 2006 году, после ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма внесены поправки, запрещающие СМИ описывать ход проведения контртеррористических операций, а также 4

распространять материалы, публично оправдывающие терроризм или призывающие к нему. На тот момент борьба с терроризмом уже стала одним из первостепенных направлений политики большинства прогрессивных государств, а в нашей стране практика освещения терактов и контртеррористических операций подвергалась масштабной критике, так что эти поправки, необходимость появления которых стала явной ещё за несколько лет до этого, были результатом как внешних, так и внутренних политических процессов. Наиболее показательным примером отсутствия должного регулирования этого вопроса стала работа журналистов во время захвата заложников в театральном центре на Дубровке 23-26 октября 2002 года; именно после этого появились первые проекты по внесению поправок в закон. Тогда постоянные сообщения о действиях силовых структур, возможности штурма здания поступали непосредственно к террористам, следящим за новостями, что поставило под угрозу срыва операцию по освобождению заложников, слово в эфире дали самому террористу (сейчас предоставление права высказаться террористам недопустимо), а кадры убитых захватчиков после завершения операций показывали по центральным каналам. Возможность появления всех этих вещей впоследствии была законодательно убрана. Наиболее обсуждаемой поправкой, появившейся из-за внутриполитических вопросов и регламентирующей деятельность СМИ, можно считать так называемый «закон о блогерах», или Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года. Он является поправкой не к Закону о средствах массовой информации, а к Закону об информации, информационных технологиях и о защите информации, то есть информации как таковой. Закон вызвал бурю возмущений среди самих популярных блогеров, которых он приравнял к СМИ а также среди людей, которые потенциально могли бы ими стать. Теперь люди, аудитория сообщений которых превышает 3000 человек, должны регистрироваться в качестве СМИ и могут, например, привлекаться за всё то, что входит в понятие «злоупотребление свободой слова» (этот 5

пункт также всё время уточняется, о чём мы скажем ниже). Подобные меры были связаны с появлением в стране достаточно заметной оппозиции, лидеры которой имели огромную популярность в блогосфере (например, блог Алексея Навального в 2012 году входил в тройку самых посещаемых на ресурсе livejournal.ru с почти десятью тысячами читателей). Постоянно проводимые митинги оппозиции требовали, по видимости, по мнению авторов законопроекта, контроля со всех сторон, в том числе и путём ужесточения мер по отношению к лидерам протестного движения. Внешнеполитическая ситуация также прямо или косвенно всегда имела влияние на изменение российского законодательства, которое должно адекватно соответствовать реальной картине мира. Даже принятие работающих исключительно внутри страны инициатив может быть продиктовано отношениями с внешним (по сути, западным) миром: у него можно учиться или ему можно отказывать в доступе к российским СМИ. 2011 год ознаменовался появлением Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», что повлекло за собой изменения в других законах, в том числе и в Законе о СМИ. Распространение продукции СМИ, не соответствующей новым требованиям (отсутствие знака информационной продукции на выпуске издания или копии программы, отсутствие правильной возрастной маркировки на каждой программе во время эфира), прекращается. Четыре года назад это называлось изучением и перениманием западного опыта, и данная формулировка никого не удивляла. Россия в те годы была полноправным участником любых политических процессов, поэтому соответствие общепринятым западным нормам заботы о детской психике вполне объяснимо. В апреле 2013 года на той же волне соответствия нормам приличий запрещённой (иными словами, считающейся злоупотреблением свободы слова) стала нецензурная брань. Что интересно, перечень слов, считающихся подобной бранью, опубликован не был. Данный запрет распространяется не 6

только на продукты, производимые средствами массовой информации, но и, например, на комментарии на открытых площадках интернет-изданий — такой комментарий необходимо редактировать или удалить. 2014 год стал на данный момент переломным в истории современной России. Присоединение Крыма, обвинения в адрес страны по поводу войны на Донбассе и постепенная опала России на внешнеполитической арене не могли не отразиться на отношении к иностранцам в российских СМИ. Одними из последних на данный момент стали поправки, ограничивающие иностранное присутствие в средствах массовой информации России; их приняли в ноябре 2014 года. Если до их принятия иностранцы не могли учреждать эфирные теле- и радиокомпании, с 2008-го года — газеты и журналы с тиражом больше миллиона, а также иметь долю в капитале более 50%, то сейчас иностранцы не могут учреждать никакое российское СМИ, прямо или косвенно владеть им, а допустимая доля в капитале снизилась до 20%. Также учредителями не могут стать люди с двойным гражданством и российские юридические лица, более чем на одну пятую контролирующиеся иностранцами или зарубежными фирмами. Со времён «закона о блогерах» эти поправки стали наиболее обсуждаемыми. Аудитория боялась лишиться любимых журналов и каналов (большая часть глянцевой периодики принадлежит зарубежным компаниям, как и многие кабельные и даже эфирные — например, СТС — каналы), а медиаменеджеры задумались о способах изменения структуры управления в соответствии с законом. Практически одновременно платным телеканалам (многие из которых также иностранные) запретили транслировать рекламу, что привело к уходу с рынка, к примеру, канала Universal Channel. Принятие подобных достаточно жёстких ограничений было продиктовано, по мнению авторов проекта, информационной войной против России и необходимостью оградить российскую аудиторию от западного влияния. 7

Заключение Многие изменения в законах, связанных со средствами массовой информации, были продиктованы необходимостью соответствовать современным реалиям. Большинство корректировок, внесённых непосредственно в Закон о СМИ, а также в Закон об информации, информационных технологиях и защите информации, носили ужесточающий характер. Это было вызвано рядом совершенно различных причин: ошибками в работе СМИ, требующими устранения «белых пятен» в законе, неспокойной политической обстановкой внутри страны, желанием соответствовать западным стандартам или, напротив, необходимостью не допустить пусть даже косвенного иностранного вмешательства в деятельность российских СМИ, имеющих большое влияние на народные массы. Судя по частоте принятия Федеральных законов о внесении изменений в Закон о СМИ и другие законы, тенденция постоянного редактирования положений и внесения новых статей продолжится, и пока ничто не указывает на возможность большей либерализации законодательства, регламентирующего деятельность средств массовой информации. Вероятно, любые поправки и дополнения будут так или иначе обоснованы и объяснимы: меняется мир вокруг, и все законы, тем более те, что касаются такого важного общественного института, как СМИ, должны соответствовать духу времени и отстаивать государственные интересы, даже если это встречает волну неодобрения в обществе. 8

IT и медиа

Блогеров приравняли к прессе

Блогеров, у которых более 3000 читателей, приравнивают к СМИ

Госдума приняла закон, который приравнивает блогеров и популярных в социальных сетях пользователей к СМИ. Блогерам, у которых более 3000 читателей, придется работать по правилам прессы: соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, маркировать свои издания по возрастной категории. Блогеры считают, что закон нарушает их права на свободное высказывание своего мнения и не собираются сдаваться.

В рамках рассмотрения «антитеррористического пакета» Госдума приняла в третьем чтении поправки, согласно которым популярные блогеры, аудитория которых превышает 3000 читателей, приравниваются к средствам массовой информации. В Роскомнадзоре их будут учитывать в специальном реестре, а самим им необходимо будет регистрироваться как СМИ. Правила касаются не только блогеров Livejournal, но популярных пользователей социальных сетей и отдельных сайтов, так как они также могут быть распространителями информации.

Теперь блогерам придется соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, а также промаркировать свои издания по возрастной категории.

В случае нарушения закона предусматривается штраф от 10 до 30 тыс. руб. для физических лиц и от 50 до 300 тыс. руб. для юридических. В случае повторения нарушения — от 30 до 50 тыс. руб. для физических и от 300 до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

«Live Journal Inc считает, что отрасль не нуждается в дополнительном регулировании, так как все пункты, которые предусматривает новый закон, уже отражены в законодательстве: это закон о клевете, правила предвыборной агитации и правила нераспространения экстремистской информации. Все эти нормы действуют уже сейчас», — заявила PR-директор Rambler&Co Софья Иванова.

В минувшую пятницу, когда законопроект о блогерах был принят во втором чтении, популярный поисковик «Яндекс» закрыл проект, в котором можно было просматривать рейтинги блогеров и блогохостингов на сервисе поиска по блогам, а также кнопки показа числа читателей на страницах блогеров, сообщила компания.

Блогосфера пережила пик своей популярности и уступила социальным сетям роль наиболее популярного места обсуждения актуальных вопросов, а вместе с ней пошла на спад и популярность поиска по блогам, решили в «Яндексе». «Сервис, по сути, заморожен уже несколько лет, и, созданные совсем в других условиях, к настоящему времени рейтинги блогов перестали отображать то, что на самом деле обсуждают люди в интернете и кого они читают», — пояснили разработчики.

Этой весной компания проведет «генеральную уборку» в своих сервисах, в том числе в сервисе поиска по блогам. Теперь на главной странице поиска по блогам будет доступна только функция «поиск». Быть СМИ намного сложнее и менее эффективно, и есть ряд блогеров, которые могут отказаться от своей деятельности.

Закон не приравнивает блогеров к средствам массовой информации, а объявляет их вне конституционного поля, недоволен медиаменеджер и известный блогер Антон Носик. «У СМИ регистрация добровольная. Согласно статье 8 закона о средствах массовой информации, сайты в интернете имеют право регистрироваться как СМИ, а могут и не регистрироваться», — говорит он.

Впрочем, закон не отразится на блогерах, считает Носик. «На блогеров будут накладывать санкции, они будут платить штрафы. Но к тому моменту, когда блог решат заблокировать за отказ регистрироваться как СМИ, все читатели блога будут знать о методах обхода блокировки, — считает он. –

Сдаваться никто не собирается. Это антиконституционный закон, который нарушает наши права на высказывание собственного мнения».

Непонятно, как по новому закону будет оцениваться посещаемость, так как есть, к примеру, визиты и просмотры, количество которых в ЖЖ может серьезно различаться, говорит популярный блогер и директор по маркетингу рекламного сервиса «Блогун» Елена Бурдюгова.

«Отношение блогеров к законопроекту в данный момент настороженное, так как его тонкости пока нигде не прописаны, — говорит она. — Статистика большинства социальных медиа является закрытой информацией, и если на российские компании государство может воздействовать для получения данных, то как на подобные запросы отреагируют владельцы западных социальных медиа, непонятно. Кроме того, непонятно, будет ли оцениваться количество визитов или просмотров, а это важный вопрос, так как в ЖЖ эти показатели могут отличаться в десятки раз».

Блогеры могут постараться уйти за пределы юрисдикции РФ, констатирует Бурдюгова. .

«Этот законопроект может стать для блогеров как благом, так и тяжелым бременем. Например, если законодатели ограничатся внесением блогеров в реестр и небольшим списком обоснованных ограничений, таких как запрет на пропаганду терроризма, наркотиков или порнографии, то это улучшит атмосферу в интернет-среде. Если же каждый раз потребуется собирать ворох бумаг, чтобы зарегистрировать или исключить из реестра СМИ, большинство блогеров постарается уйти в тень или за пределы юрисдикции РФ», — говорит она.

Уже был ряд случаев, когда блогеры пытались зарегистрироваться как СМИ, но в итоге не смогли. Также в 2009 году уже был громкий скандал с регистрацией Сергеем Мухамедовым своего ЖЖ как СМИ. Тогда LiveJournal подал на него в суд за нарушение своих прав.

Ранее депутаты пытались узаконить деятелей блогеров, которые публикуют «джинсу», и обложить их налогом. Но в результате закон так и не был принят.

Закон о печати 1990 года

Закон № 1552-1 «О печати и других средствах массовой информации» был принят Верховным Советом СССР 12 июня 1990 года.

До принятия этого закона в России фактически не существовало какого-либо отдельного правового акта, который регулировал бы общественные отношения, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ. В различных правовых актах (Конституции СССР и РСФСР, Уголовном кодексе РСФСР, Гражданском кодексе РСФСР, законах о выборах и т.д.) наличествовали нормы, касающиеся отдельных вопросов функционирования периодической печати, радио и телевидения, однако никакой связи между ними не было, и в целом они не образовывали единого механизма правового регулирования.

Закон был написан не правовым управлением правительства или научным институтом, а «на общественных началах» тремя юристами: Юрием Батуриным, Михаилом Федотовым и Владимиром Энтиным.

Тремя принципиальными особенностями закона о печати 1990 года были: отмена цензуры (статья 1 – «свобода печати»); плюрализм учредительства — учредителями СМИ в соответствии с законом могли быть советы народных депутатов и другие государственные органы, политические партии, общественные организации, объединения граждан, созданные в соответствии с законом, трудовые коллективы, а также граждане СССР, достигшие восемнадцатилетнего возраста.

Закон о печати, запретив цензуру, юридически обеспечил формирование свободных СМИ, которое происходило с начала 1986 года.
Закон носил не разрешительный, а заявительный (регистрационный) характер.

Предоставив широкие права на учреждение печатных изданий и других средств массовой информации, закон ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. По данным Госкомпечати бывшего СССР, на 15 марта 1991 года в стране было зарегистрировано уже более 1800 газет и журналов, рассчитанных на общесоюзную аудиторию. Около 850 газет выходило впервые. В их числе 233 принадлежали редакциям и издателям, 291 – общественным организациям, 124 – ассоциациям, 99 – кооперативам, 55 – совместным предприятиям, 24 – партийным организациям, 25 – акционерным обществам, 19 – религиозным организациям. Почти треть всей периодики была представлена частными изданиями.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Реформа коммунальных СМИ: выживут только сильнейшие

О реформе коммунальных СМИ говорили несколько лет. Но только 24 ноября Верховная Рада приняла закон “О реформировании государственных и коммунальных СМИ”, ожидавший своей очереди с 1 декабря 2014 года. После подписания президентом закон вступает в силу, и с января 2016 года начнутся преобразования. Почему одни редакторы ждут реформы с ужасом, а другие — с нетерпением, и что это значит для читателей?

Как все поменяется

По большому счету органы местной власти потеряют свое влияние на коммунальные СМИ. По закону, они должны выйти из состава соучредителей в течение трех месяцев и в течение четырех месяцев погасить долги редакции. А редакция начинает самостоятельное плавание.

Законодатель понимал, что выжить смогут не все. Поэтому предсумотрел несколько сценариев развитися событий. Если редакция хочет жить и развиваться, то она в установленный срок подает заявку. Коллектив решает, в какой юридической форме будет существовать, самостоятельно формирует устав редакции и свои правила жизни. Если же редакция не готова к совем самостоятельно жизни, то соучредители могут выставить газету на приватизацию — продать другому собственнику. Существует и третий способ: договориться с соучредителями и продержаться на их “подачках” три года. По истечению этого срока не реформированные СМИ подлежат принудительной ликвидации.

Для многих редакций первый год мало что изменит. Они в большинстве будут заключать договора с органами власти на освещение их деятельности. У местных советов, пенсионных фондов, налоговой, полиции есть обязательство по закону размещать определенные виды информации в печатных СМИ. На это у них и бюджеты предусматриваются. Грамотный редактор давно это уловил и пользуется, предлагая свои площади по сути для “рекламы” органов власти.

Особенность нового закона состоит в том, что приоритетное право на размещение такой информации — и получение за это бюджетных денег — дается реформируемым газетам. Если, к примеру, налоговая разместила такую информацию в частной газете, бывашая коммунальная может отсудить право освещать деятельность местного органа власти. Но тут многое зависит от талантов редактора и матерства убеждения, или как выражаются некоторые редакторы: “Как я перед ними ламбаду станцую”.

Для читателя, кажется, что ничего не изменится. Но существенно изменятся отношения редактора и органа власти. Из позиции подчиненного и руководителя они вдруг станут партнерами, ничего друг другу не обязанными. И в выигрыше окажется тот, кто наиболее грамотно использует возможности закона.

“Спрыгнуть с иглы”

Дотации от органов местной власти медиаэксперты называют “наркотиком” для местных газет. Анализ финансовых показателей редакций, который провели в НСЖУ, показывает, что издания, которые более зависимы от дотаций — менее успешны и популярны среди читателей. Соответвенно им сложнее стать незавивимыми, а их исчезновения читатель может даже не заметить. К примеру, самой успешной районной газетой в Украине по итогам прошлого года признали “Пологовские вести” (Запорожская область). Редакция получала только 5-10 тыс.грн. “символических” дотаций — это меньше процента их дохода. 60% дохода составляла подписка, а 40% — реклама. И именно такую модель называют наиболее устойчивой: издание получает в достаточной мере и рекламы и признания читателей.

Ошибочно полагать, что отсутствие дотаций станет “шоковой терапией” для редакторов. На самом деле 70% коммунальных газет прибыльные, около 40% газет вовсе не получают дотаций. Поэтому для них ничего не изменится, но отсутствие “начальника” в кресле чиновника вполне может развязать руки и открыть двери новым рекламодателям. В этом смысле не органы власти лишаются “груза”, а редакции избавляются от “цензоров”.

Успешные коммунальные газеты Днепропетровщины пользуются разными моделями. К примеру, одна из самых прибыльных газет “Південна зоря” (Никополь) в 2014 году получила прибыль в размере 390,4 тыс. грн. Дотации составили 8% дохода, реализация газеты — 32%, реклама — 46%. Газета “Ведомости” (Днепродзержинск) тоже показывает прибыль — 125,9 тыс.грн. Но при этом она получила в два раза больше дотаций из местного бюджета. Прибыль газеты Днепропетровского горсовета “Наше місто” составила всего 12 тыс. грн, валовый доход — почти 4 млн грн, но при этом — почти половина из него (1,8 млн грн) — дотации из бюджета.

Всего в Днепропетровской области 33 коммунальных газеты и только 7 из них — убыточные (21%). Без дотаций обходились 5 газет (15%). По прогнозам экспертов, после реформы в Украине выживут 70% бывших коммунальных газет, которые смогут преобразоваться и успешно занять свою нишу на местном рынке СМИ.

В поисках новых моделей

Редактор теперь становится локомотивом для успешной газеты. Его будут избирать трудовым коллективом, а не назначать “сверху”. Поэтому редактором будет лидер, профессионал, признанный коллективом — естественно, если перед реформированием этот лидер успеет оценить эффективность редакции и оптимизирует ее: кого-то отправит на заслуженный отдых — все равно журналисты коммунальных газет больше не получают пенсии, приравненные к выплатам госслужащих; оставит в основном составе тех, кто приносит газете популярность; других же авторов можно перевести на внештатную работу на договорных условиях. С одной стороны, это оптимизирует расходы на персонал. С другой — оставит право принимать управленческие решение только тем членам коллектива, которые приносят газете пользу.

Самостоятельная жизнь для редакторов открывает новые вызовы: поиск новых рекламодателей и вообще бизнес-моделей. Сложнее всего придется городским газетам, а легче — сельским, считает президент Ассоциации медиа-юристов и секретарь НСЖУ Татьяна Котюжинская. К примеру, несладко придет Терновке. В городе около 30 тысяч населения, но рядом нет прилегающих сельских районов, за счет жителей которых можно было бы расширить сеть подписки.

В качестве оптимистического примера Татьяна Котюжинская приводит опыт издателя Дмитрия Климанова. Его газета в Старобельске — это 40 км от линии соприкосновения — с начала военных действий, переехав из Луганска, увеличила объем рекламы на 30%. “Газета приносит прибыль. Почему вы считаете, что тут, на мирной территории, хуже?”, — подборила Татьяна Котюжинская.

По ее мнению, выживут те газеты, которые заинтересованы строить вокруг себя сообщество своих небольших городков. Кто сможет найти свою изюминку, ради которой жители города или поселка будут покупать только эту газету. Где они смогут найти ответы на самые волнующие вопросы местной жизни, узнать самые близкие сердцу новости, даже если топ-новость недели: “мальчик спас бельчонка”. Те издания, которые смогут стать информационным вектором объединения местных громад, главной городской всезнайкой, смогут прочувствовать, что интересует жителей их территорий — те и смогут успешно выйти в свободное плавание.

“Каждый — кузнец своего счастья. Если это не для вас — то идите путем приватизации, либо ликвидации. Не стоит себя обманывать. Если вы не видите перспектив себе, то тогда не стоит этот процесс начинать”, — подитожила Татьяна Котюжинская.

Зоя Красовская

региональный представитель

“Института массовой информации”

Закон о сми 2014 суть

ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ

О печатных средствах массовой информации (печати) в Украине

Настоящий Закон создает правовые основы деятельности печатных средств массовой информации (печати) в Украине, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины «Об информации» и иными актами действующего законодательства и признанными Украиной международно-правовыми документами.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Печатные средства массовой информации (печать) в Украине

В настоящем Законе под печатными средствами массовой информации (печатью) в Украине понимаются периодические и продолжающиеся издания, выходящие под постоянным названием, с периодичностью один и более номеров (выпусков) в течение года на основании свидетельства о государственной регистрации.

Приложения к печатным средствам массовой информации в виде изданий газетного и журнального типа являются отдельными периодическими и продолжающимися печатными изданиями и подлежат регистрации на общих основаниях.

Указанные в частях первой и второй настоящей статьи Закона печатные издания могут включать в свой состав другие носители информации (пластинки, дискеты, магнитофонные и видеокассеты и т. п.), распространение которых не запрещено действующим законодательством Украины.

Печатное средство массовой информации считается изданным, если оно подписано к выходу в свет и напечатано любым тиражом. Сфера распространения печатного средства массовой информации не ограничивается.

Статья 2. Свобода деятельности печатных средств массовой информации

Свобода слова и свободное выражение в печатной форме своих взглядов и убеждений гарантируются Конституцией Украины и в соответствии с настоящим Законом означают право каждого гражданина свободно и независимо искать, получать, фиксировать, хранить, использовать и распространять любую информацию с помощью печатных средств массовой информации.

Печатные средства массовой информации свободны. Запрещается создание и финансирование государственных органов, учреждений, организаций или должностей для цензуры массовой информации.

Не допускается требование предварительного согласования сообщений и материалов, распространяемых печатными средствами массовой информации, а также запрещение распространения сообщений и материалов со стороны должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, или объединений граждан, кроме случаев, когда должностное лицо является автором распространяемой информации или давшим интервью.

Государство гарантирует экономическую самостоятельность и обеспечивает экономическую поддержку деятельности печатных средств массовой информации, предотвращает злоупотребление монопольным положением на рынке со стороны издателей и распространителей печатной продукции. Меры, направленные на обеспечение экономической поддержки деятельности печатных средств массовой информации, и органы государственной исполнительной власти, осуществляющие эту поддержку, определяются Кабинетом Министров Украины.

Статья 3. Недопустимость злоупотребления свободой деятельности печатных средств массовой информации

Печатные средства массовой информации в Украине не могут использоваться для:

распространения сведений, разглашение которых запрещается статьей 46 Закона Украины «Об информации»;

призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или территориальной целостности Украины;

пропаганды войны, насилия и жестокости;

разжигания расовой, национальной, религиозной розни;

распространения порнографии, а также с целью совершения других уголовно наказуемых деяний.

Запрещается использование печатных средств массовой информации для:

вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство;

разглашения любой информации, которая может привести к указанию на лицо несовершеннолетнего правонарушителя без его согласия и согласия его представителя.

Статья 4. Язык печатных средств массовой информации

Печатные средства массовой информации в Украине издаются на государственном языке, а также на других языках.

Стиль и лексика печатных средств массовой информации должны отвечать общепризнанным этико-моральным нормам. Употребление бранных и непристойных слов не допускается.

Статья 5. Законодательство о печатных средствах массовой информации

Отношения, связанные с деятельностью печатных средств массовой информации в Украине, регулируются Конституцией Украины, Законом Украины «Об информации», настоящим Законом и иными законодательными актами Украины.

Действие настоящего Закона распространяется на печатные средства массовой информации, учрежденные в Украине, а также на распространяемые в Украине печатные средства массовой информации других государств.

Раздел II. Организация деятельности печатных средств
массовой информации

Статья 6. Деятельность печатных средств массовой информации

Деятельность печатных средств массовой информации — это сбор, создание, редактирование, подготовка информации к печати и издание печатных средств массовой информации с целью ее распространения среди читателей.

Деятельность печатных средств массовой информации, направленная на извлечение прибыли, является предпринимательской деятельностью в этой сфере и осуществляется на основе настоящего Закона, Закона Украины «О предпринимательстве» и иных актов действующего законодательства Украины.

Деятельность печатных средств массовой информации обеспечивается самостоятельностью ее субъектов во всех видах отношений, связанных с осуществлением их прав и обязанностей. Вмешательство в деятельность печатных средств массовой информации вне пределов, определенных настоящим Законом, запрещается.

Статья 7. Субъекты деятельности печатных средств массовой информации

К субъектам деятельности печатных средств массовой информаций принадлежат учредитель (соучредители) печатного средства массовой информации, его редактор (главный редактор), редакционная коллегия, редакция, трудовой коллектив редакции, журналистский коллектив, журналист, автор, издатель, распространитель.

Учредитель (соучредители) может объединять в одном яйце редакцию, издателя, распространителя.

Редакция вправе выступать учредителем (соучредителем), издателем, распространителем.

Статья 8. Право на учреждение печатного средства массовой информации

Право на учреждение печатного средства массовой информации принадлежит:

гражданам Украины, гражданам других государств и лицам без гражданства, не ограниченным в гражданской правоспособности и гражданской дееспособности;

юридическим лицам Украины и других государств;

трудовым коллективам предприятий, учреждений и организаций на основании соответствующего решения общего собрания (конференции).

Лицо, учредившее печатное средство массовой информации, является его учредителем.

Лица, объединившиеся с целью совместного учреждения издания, считаются его соучредителями.

Статья 9. Отношения между соучредителями печатного средства массовой информации

Отношения между соучредителями печатного средства массовой информации, а также соучредителями-предпринимателями относительно его учреждения и деятельности определяются учредительным договором, который заключается между ними в соответствии с действующим законодательством Украины.

Учредительным договором предусматривается распределение между соучредителями обязанностей по производственному, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности создаваемого ими печатного средства массовой информации.

Если одним из соучредителей является физическое лицо, учредительный договор удостоверяется в нотариальном порядке.

Споры, возникающие между соучредителями печатного средства массовой информации при заключении, выполнении и расторжении учредительного договора, разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

Статья 10. Гарантии от монополизации печатных средств массовой информации

Монополизация общегосударственных и региональных общественно-политических печатных средств массовой информации в Украине не допускается.

Физическое или юридическое лицо не может быть учредителем (соучредителем) или контролировать более 5 процентов таких изданий.

Под контролем в настоящем Законе понимается возможность такого лица осуществлять материальными или финансовыми средствами влияние на деятельность печатного средства массовой информации.

Контроль за соблюдением требований настоящей статьи возлагается на органы государственной исполнительной власти, определенные Кабинетом Министров Украины.

Статья 11. Государственная регистрация печатного средства массовой информации

Печатное средство массовой информации может издаваться после его государственной регистрации.

Государственной регистрации подлежат все печатные средства массовой информации, издаваемые на территории Украины, независимо от сферы распространения, тиража и способа его изготовления.

Заявления о государственной регистрации печатных средств массовой информации подаются учредителем (соучредителями) в органы государственной исполнительной власти, определенные Кабинетом Министров Украины.

Статья 12. Заявление о государственной регистрации печатного средства массовой информации

В заявлении о государственной регистрации печатного средства массовой информации должны быть указаны:

1) учредитель (соучредители) издания;

3) название издания;

5) сфера распространения (местная, региональная, общегосударственная, зарубежная) и категории читателей;

6) программные цели (основные принципы) или тематическая направленность;

7) предполагаемые периодичность выпуска, объем и формат издания;

8) юридический адрес учредителя, каждого из соучредителей и его (их) банковские реквизиты;

9) местонахождение редакции.

Регистрирующий орган вправе потребовать от учредителя (соучредителей) предоставления документов, которыми подтверждается его (их) гражданская правоспособность и гражданская дееспособность (паспорт, устав, договор между соучредителями, договор с правопреемником, доверенность и т. п.).

При проведении государственной регистрации запрещается требовать от учредителя (соучредителей) предоставления других сведений и документов.

Статья 13. Порядок рассмотрения заявления о государственной
регистрации печатного средства массовой информации

Регистрирующий орган обязан в месячный срок рассмотреть заявление о государственной регистрации печатного средства массовой информаций и письменно сообщить учредителю (соучредителям) о результате рассмотрения.

В пределах этого срока регистрирующий орган принимает решение о:

а) государственной регистрации издания;

б) отказе в государственной регистрации;

в) приостановлении срока рассмотрения заявления о регистрации.

Приостановление этого срока осуществляется регистрирующим органом, если:

1) учредитель (соучредители) не предоставил документы, которыми подтверждается его (их) гражданская правоспособность и гражданская дееспособность;

2) между соучредителями не заключен учредительный договор, предусмотренный статьей 9 настоящего Закона;

3) возникли обстоятельства, при которых по независимым от регистрирующего органа причинам своевременное проведение государственной регистрации невозможно.

Приостановленный срок рассмотрения заявления о государственной регистрации печатного средства массовой информации возобновляется со дня, когда заявитель письменно сообщит об устранении причин, препятствовавших государственной регистрации издания,

Статья 14. Распространение печатной информации без государственной регистрации изданий

Государственной регистрации не подлежат:

1) законодательные, официальные нормативные и иные акты, бюллетени судебной и арбитражной практики, издаваемые органами законодательной, судебной и исполнительной власти;

2) информационные материалы и документация, издаваемые предприятиями, организациями, учебными заведениями и научными учреждениями с целью использования их в своей деятельности;

3) изданная при помощи технических средств печатная продукция, не предназначенная для публичного распространения, или машинописная, размножаемая на правах рукописи.

Статья 15. Отказ в государственной регистрации печатного средства массовой информации

Отказ в государственной регистрации печатного средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

1) если название печатного средства массовой информации, его программные цели (основные принципы) или тематическая направленность противоречат статьям 3 и 4 настоящего Закона;

2) если регистрирующим органом уже ранее выдано свидетельство печатному средству массовой информации с тем же названием, за исключением изданий, выходящих на разных языках;

3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения о прекращении деятельности печатного средства массовой информации.

В письменном уведомлении об отказе в государственной регистрации указываются основания, предусмотренные настоящей статьей Закона.

Статья 16. Свидетельство о государственной регистрации печатного средства массовой информации

Свидетельство о государственной регистрации печатного средства массовой информации выдается учредителю (соучредителям) после уплаты им регистрационного сбора.

Учредитель (соучредители) сохраняет право начать выпуск печатного средства массовой информации в течение одного года со дня получения свидетельства. В случае пропуска этого срока без уважительных причин свидетельство о государственной регистрации утрачивает силу.

Дубликат свидетельства выдается на основании письменного заявления учредителя (соучредителей) в регистрирующий орган.

Образец свидетельства о государственной регистрации печатного средства массовой информации утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 17. Регистрационный сбор

За выдачу свидетельства о государственной регистрации печатного средства массовой информации взимается сбор в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины.

За выдачу свидетельства о государственной регистрации печатного средства массовой информации для детей, инвалидов размер регистрационного сбора уменьшается на 50 процентов. От уплаты регистрационного сбора освобождаются издания, учреждающиеся с благотворительной целью для бесплатного распространения.

Учредитель (соучредители) уплачивает регистрационный сбор в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления регистрирующего органа о государственной регистрации печатного средства массовой информации.

За выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации периодического печатного издания взимается сбор в размере 20 процентов от установленного регистрационного сбора.

Печатные средства массовой информации, издаваемые и распространяемые в Украине, но зарегистрированные в других государствах, подлежат государственной регистрации в Украине с уплатой регистрационного сбора в половинном размере.

Статья 18. Прекращение выпуска печатного средства массовой информации

Выпуск печатного средства массовой информации может быть прекращен по решению учредителя (соучредителей) или суда.

Учредитель (соучредители) вправе прекратить выпуск издания в случаях и порядке, предусмотренных учредительным договором или уставом редакции либо иным договором, заключенным между учреждителем (соучредителями) и редакцией.

Суд прекращает выпуск издания в случае нарушения части первой статьи 3 настоящего Закона. О своем решении суд уведомляет соответствующий регистрирующий орган.

На основании письменного уведомления учредителя (соучредителей), согласованного с редакцией, или решения суда о прекращении выпуска печатного средства массовой информации регистрирующий орган признает свидетельство о его государственной регистрации недействительным.

Изъятие тиража либо отдельной его части допускается только по решению или приговору суда, вступившими в силу.

Статья 19. Порядок обжалования отказа в государственной
регистрации печатного средства массовой информации
или решения о прекращении его выпуска

Отказ в государственной регистрации печатного средства массовой информации или нарушение установленного статьей 13 настоящего Закона порядка государственной регистрации, а также решение о прекращении выпуска издания могут быть обжалованы учредителем (соучредителями) в судебном порядке.

Отмена решения о прекращении деятельности печатного средства массовой информации влечет возмещение убытков, причиненных учредителю (соучредителям), включая неполученные доходы.

Статья 20. Перерегистрация печатного средства массовой информации

Печатное средство массовой информации подлежит перерегистрации в случае смены учредителя (состава соучредителей), названия, языка, сферы распространения издания.

Смена учредителя (состава соучредителей) должна оформляться соглашением между учредителем (соучредителями) и его правопреемником, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства Украины. Это соглашение является основанием для подачи правопреемником заявления о перерегистрации в порядке, предусмотренном статьями 11 и 12 настоящего Закона.

Споры о смене учредителя (состава соучредителей) разрешаются судом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Украины.

При перерегистрации печатного средства массовой информации регистрационный сбор уплачивается в половинном размере.

Статья 21. Редакция печатного средства массовой информации

Подготовку и выпуск в свет печатного средства массовой информации по поручению учредителя (соучредителей) осуществляет редакция или другое учреждение, выполняющее ее функции.

Редакция действует на основании своего устава и реализует программу печатного средства массовой информации, утвержденную учредителем (соучредителями).

Редакция печатного средства массовой информации приобретает статус юридического лица со дня государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством Украины.

Статья 22. Устав редакции печатного средства массовой информации

Устав редакции печатного средства массовой информации определяет производственные, имущественные, финансовые и иные условия ее деятельности.

Устав редакции утверждается учредителем (соучредителями) в соответствии с действующим законодательством Украины.

Устав редакции может предусматривать любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом и соответствующие целям ее деятельности.

В уставе редакции определяются: учредитель (соучредители) и название печатного средства массовой информации, местонахождение его редакции, предмет и цели деятельности, ее органы управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия журналистского и трудового коллективов и их выборных органов, порядок образования имущества редакции, положение о решении вопросов производственного, финансового, материально-технического обеспечения деятельности издания и его редакции, условия ее реорганизации, прекращения деятельности, другие положения.

Статья 23. Редактор (главный редактор) печатного средства массовой информации

Редактор (главный редактор) печатного средства массовой информации является руководителем редакции, уполномоченным на то учредителем (соучредителями).

Редактор (главный редактор) назначается (избирается) на должность и освобождается от должности в порядке, установленном учредителем (соучредителями) в уставе редакции в соответствии с действующим законодательством Украины о труде.

Редактор (главный редактор), избранный на должность трудовым коллективом редакции, не может быть освобожден от должности без согласия трудового коллектива редакции.

Редактор (главный редактор) руководит деятельностью редакции в пределах полномочий, определенных ее уставом, представляет редакцию в отношениях с учредителем (соучредителями), издателем, авторами, государственными органами, объединениями граждан и отдельными гражданами, а также в суде, арбитражном суде, третейском суде и несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности печатного средства массовой информации, его редакции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Украины.

Статья 24. Редакционная коллегия печатного средства массовой информации

Редакционная коллегия — совещательный орган управления деятельностью редакции печатного средства массовой информации-создается, действует и прекращает свою деятельность в соответствии с уставом редакции и возглавляется ее редактором (главным редактором). Решение редакционной коллегии вступает в силу после его утверждения редактором (главным редактором).

Статья 25. Журналист редакции печатного средства массовой информации

Журналистом редакции печатного средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом является творческий работник, который профессионально собирает, получает, создает и занимается подготовкой информации для печатного средства массовой информации и действует на основании трудовых либо иных договорных отношений с его редакцией или занимается такой деятельностью по ее уполномочию.

Принадлежность журналиста к печатному средству массовой информации подтверждается редакционным удостоверением или иным документом, выданным ему редакцией этого печатного средства массовой информации.

На лицо, которому выдано редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его принадлежность к печатному средству массовой информации, распространяются права и обязанности, указанные в статье 26 настоящего Закона.

Статья 26. Права и обязанности журналиста редакции

Осуществляя свою деятельность на принципах профессиональной самостоятельности, журналист использует права и исполняет обязанности, предусмотренные Законом Украины «Об информации» и настоящим Законом.

Журналист имеет право:

1) на свободное получение, использование, распространение (публикацию) и хранение информации;

2) посещать государственные органы власти, органы местного и регионального самоуправления, а также предприятия, учреждения, организации и быть принятым их должностными лицами;

3) открыто осуществлять записи, в том числе с использованием любых технических средств, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4) на свободный доступ к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам; ограничения этого доступа обусловливаются лишь спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, определямыми действующим законодательством Украины;

5) преимущества на получение открытой по режиму доступа информации;

6) на бесплатное удовлетворение запроса о доступе к официальным документам;

7) по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его принадлежность к печатному средству массовой информации, находиться в районе стихийных бедствий, катастроф, в местах аварий, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение;

8) обращаться к специалистам при проверке полученных информационных материалов;

9) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом) или без подписи (анонимно);

10) отказываться от публикации материала за своей подписью, если его содержание после редакционной правки противоречит личным убеждениям автора;

11) на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда.

1) соблюдать программу деятельности печатного средства массовой информации, с редакцией которого он состоит в трудовых или иных договорных отношениях, руководствоваться положениями устава редакции;

2) представлять для публикации объективную и достоверную информацию;

3) удовлетворять просьбу лиц, предоставляющих информацию, относительно их авторства или сохранения тайны авторства;

4) отказываться от поручения редактора (главного редактора) либо редакции, если оно не может быть выполнено без нарушения Закона;

5) представляться и предъявлять редакционное удостоверение либо иной документ, удостоверяющий его принадлежность к печатному средству массовой информации;

6) исполнять обязанности участника информационных отношений;

7) воздерживаться от распространения в коммерческих целях информационных материалов, содержащих рекламные сведения о реквизитах производителя продукции или услуг (его адрес, контактный телефон, банковский счет), коммерческие признаки товара или услуг и т. п. Журналист несет ответственность в пределах действующего законодательства за превышение своих прав и неисполнение обязанностей.

Статья 27. Аккредитация журналиста

Редакции печатных средств массовой информации имеют право по согласованию с государственными органами и органами управления объединений граждан бесплатно аккредитовать при них своих журналистов на определенный или неопределенный срок.

Органы, при которых аккредитован журналист, оказывают ему помощь в осуществлении профессиональной деятельности, предупреждают о проведении совещаний и иных мероприятий, обеспечивают стенограммами, протоколами и другими материалами.

В случае превышения журналистом своих прав и неисполнения обязанностей его аккредитация может быть прекращена только по решению органа, его аккредитовавшего. Письменное уведомление с указанием оснований прекращения аккредитации одновременно выдается журналисту и направляется редакции печатного средства массовой информации, к которому он принадлежит.

Статья 28. Издатель печатного средства массовой информации

Издателем печатного средства массовой информации может выступать субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий функции материально-технического обеспечения издания печатного средства массовой информации, на основании предъявления учредителем (соучредителями) свидетельства о его государственной регистрации и заключенного между ними договора.

Статья 29. Продукция печатного средства массовой информации

Изготовленный издателем тираж отдельного выпуска издания, подписанный редактором (главным редактором) на выход в свет, является продукцией печатного средства массовой информации.

Статья 30. Распространитель продукции печатного средства массовой информации

Субъект предпринимательской деятельности, который продает, посылает по подписке или иным способом распространяет изданный тираж периодического и продолжающегося издания, является распространителем продукции печатного средства массовой информации.

Создавать препятствия распространителю в осуществлении его деятельности на законных основаниях запрещается.

Статья 31. Производственные, имущественные и финансовые отношения
между субъектами деятельности печатных средств массовой информации

Производственные, имущественные и финансовые отношения учредителя (соучредителей), редакции, издателя, распространителя печатного средства массовой информации строятся на основе действующего законодательства и договора.

средства на содержание редакции;

части дохода (прибыли) от деятельности редакции, которые распределяются и поступают в распоряжение учредителя (соучредителей), редакции, издателя и распространителя;

обязательства учредителя и издателя по обеспечению производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством; другие положения.

Статья 32. Выходные данные

В каждом выпуске печатного средства массовой информации должны содержаться следующие выходные данные:

1) название издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия и инициалы редактора (главного редактора);

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет;

5) индекс издания, распространяемого по подписке;

7) цена или пометка «Бесплатно»;

8) адреса редакции, издателя, типографии;

9) серия, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации;

10) издатель (соиздатели).

Распространение продукции печатного средства массовой информации без выходных данных запрещается.

Статья 33. Контрольные экземпляры

Контрольные экземпляры периодических и продолжающихся изданий тотчас по напечатании безвозмездно направляются редакцией учредителю (соучредителям) и регистрирующему органу.

Раздел III. Отношения между редакциями печатных средств
массовой информации, гражданами и организациями

Статья 34. Право на получение массовой информации через печатные средства массовой информации

Все граждане Украины, юридические лица и государственные органы в соответствии со статьей 9 Закона Украины «Об информации» имеют право на оперативное получение через печатные средства массовой информации публично распространяемой информации о деятельности государственных органов и организаций, объединений граждан и их должностных лиц, а также других сведений, необходимых для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

Статья 35. Информационный запрос о доступе к официальным документам
и запрос о предоставлении письменной или устной информации для печатных средств массовой информации

Порядок и форма запроса о доступе к официальным документам и запроса о предоставлении письменной или устной информации для печатных средств массовой информации, сроки их рассмотрения, отказ и отсрочка удовлетворения, порядок возмещения затрат, связанных с удовлетворением запросов, а также характер документов и информации, не подлежащих предоставлению для ознакомления по запросу, определяются Законом Украины «Об информации».

Статья 36. Авторские произведения и письма

Редакция обязана при использовании авторских материалов и произведений художественной литературы и искусства соблюдать авторские права и права на интеллектуальную собственность.

Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другой материал или сообщение если иное не предусмотрено настоящим Законом или уставом редакции.

Письмо, адресованное редакции, может быть использовано в сообщениях и материалах, если при этом не изменяется содержание письма и не нарушаются положения настоящего Закона.

Редакция не обязана отвечать на письма или пересылать их в другие инстанции.

Статья 37. Опровержение информации

Граждане, юридические лица и государственные органы, а также их законные представители вправе требовать от редакции печатного средства массовой информации опубликования им опровержения распространенных о них сведений, не соответствующих действительности или унижающих их честь и достоинство.

Если редакция не имеет доказательств того, что опубликованные ею сведения соответствуют действительности, она обязана по требованию заявителя опубликовать опровержение их в запланированном ближайшем выпуске печатного средства массовой информации или опубликовать его по собственной инициативе.

Опровержение должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение» на том же месте полосы, где помещалось опровергаемое сообщение.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента опубликованного сообщения или материала. Запрещается требовать, чтобы опровержение было меньше половины стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение может быть подготовлено в форме ответа, объем которого не превышает опровергаемого материала.

Сокращения или другие изменения в тексте опровержения заявителя без его согласия не допускаются.

Редакция отказывает в публикации опровержения, если опровержение:

1) нарушает положения статьи 3 настоящего Закона;

2) противоречит решению или приговору суда, вступившим в силу;

3) является анонимным.

Редакция может отказать в публикации опровержения, если опровержение:

1) касается сведений, которые ею уже опровергнуты;

2) поступило с требованием заявителя опубликовать его позднее, чем через год со дня опубликования опровергаемых сведений.

Редакция обязана в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления требования, опубликовать опровержение и письменно уведомить заявителя о сроке и времени публикации опровержения в случае задержки или об отказе в его публикации, указав основания отказа. Заявитель вправе обжаловать отказ в публикации опровержения или нарушение порядка его публикации в суд, который принимает жалобу к рассмотрению в течение года со дня публикации опровергаемых сведений.

Раздел IV. Международная деятельность печатных средств
массовой информации

Статья 38. Международная деятельность печатных средств массовой информации и сотрудничество в этой сфере

Международная деятельность печатных средств массовой информации и сотрудничество в этой сфере осуществляются на основе международных договоров, заключенных Украиной, Закона Украины «Об информации», настоящего Закона и иных актов действующего законодательства Украины.

Редакции, журналисты и их профессиональные объединения принимают участие в международном сотрудничестве в сфере деятельности печатных средств массовой информации на основании соглашений с гражданами и организациями других государств, а также с международными организациями.

Статья 39. Распространение в Украине зарубежных печатных средств массовой информации

Для распространения зарубежного печатного средства массовой информации в Украине необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа, если порядок распространения не установлен международным договором.

Таможенный сбор за ввоз в Украину продукции зарубежных средств массовой информации уплачивается в порядке и размерах, установленных таможенным законодательством Украины.

Международными договорами регулируется порядок изготовления продукции зарубежных печатных средств массовой информации, а также их распространение в Украине.

Статья 40. Зарубежные корреспонденты

Представительства зарубежных печатных средств массовой информации в Украине создаются по согласованию с Министерством иностранных дел Украины, если иное не предусмотрено международным договором.

Зарубежные представительства украинских печатных средств массовой информации создаются в порядке, предусмотренном законодательными актами страны пребывания, если иное не предусмотрено международным договором.

Аккредитация зарубежных корреспондентов в Украине проводится Министерством иностранных дел Украины в соответствии со статьей 27 настоящего Закона,

Раздел V. Ответственность за нарушение свободы деятельности
печатных средств массовой информация

Статья 41. Основания ответственности

Редакции, учредители, издатели, распространители, государственные органы, организации и объединения граждан несут ответственность за нарушение законодательства о печатных средствах массовой информации. ‘

Нарушениями законодательства Украины о печатных средствах массовой информации являются:

2) незаконное изъятие или уничтожение тиража либо его части;

3) нарушение прав журналиста, установленных настоящим Законом;

4) нарушение положений статьи 3 настоящего Закона;

5) злоупотребление правами журналиста;

6) получение свидетельства о государственной регистрации путем обмана;

7) незаконное изготовление и распространение продукции печатного средства массовой информации без его регистрации или после прекращения его деятельности, уклонение от перерегистрации;

8) нарушение порядка вмещения данных, направления контрольных экземпляров;

9) нарушение права требования о публикации опровержения и порядка его публикации, предусмотренных статьей 37 настоящего Закона.

За эти нарушения виновные лица привлекаются к дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству Украины.

К ответственности за злоупотребление свободой деятельности печатных средств массовой информации наравне с авторами информационных материалов, нарушающих настоящий Закон, привлекаются журналист редакции, ее редактор (главный редактор) или другие лица, с разрешения которых эти материалы были распространены.

Статья 42. Освобождение от ответственности

Редакция, журналист не несут ответственности за публикацию сведений, которые не соответствуют действительности, унижают честь и достоинство граждан и организаций, нарушают права и законные интересы граждан или представляют собой злоупотребление свободой деятельности печатных средств массовой информации и правами журналиста, если:

1) эти сведения получены от информационных агентств или от учредителя (соучредителей);

2) они содержатся в ответе на информационный запрос о доступе к официальным документам и запрос о предоставлении письменной или устной информации, предоставленной в соответствии с требованиями Закона Украины «Об информации»;

3) они являются дословным воспроизведением официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и объединений граждан;

4) они являются дословным воспроизведением материалов, опубликованных другим печатным средством массовой информации со ссылкой на него;

5) в них разглашается тайна, специально охраняемая законом, однако эти сведения не были получены журналистом незаконным путем.

Статья 43. Защита и охрана журналиста при исполнении служебных обязанностей

Профессиональный журналист редакции при исполнении служебных обязанностей находится под ее правовой и социальной защитой. Честь, достоинство, неприкосновенность журналиста охраняются законом.

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 16 ноября 1992 года
N 2782-XII