Закон о регистрации прав недвижимость

Рубрики Процессы

Новый закон о регистрации: пять причин успеть оформить недвижимость до нового года

Юрисконсульт отдела правового обеспечения сделок с недвижимостью
ООО «Интерцессия»

специально для ГАРАНТ.РУ

В июле 2015 года на смену действующему Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» был принят новый закон, который с 1 января 2017 года (за некоторыми исключениями) будет регулировать все процедуры регистрации недвижимости. Оправдают ли новые правила ожидания правообладателей, пока непонятно. Рассмотрим основные нововведения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

Один за двоих

В рамках нововведений будет создан единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит в себе все сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и в едином государственном реестре прав (ЕГРП) (ст. 7 Закона № 218-ФЗ).

Необходимость создания единой базы данных назревала давно. Слишком уж часто сведения, содержащиеся в ГКН и ЕГРП, имеют расхождения (к примеру, в отношении кадастрового номера, адреса объекта, площади, сведениях о границах земельного участка). Такие несоответствия могут повлечь весьма неприятные последствия для правообладателей, например, в результате недобросовестных и ошибочных действий по внесению записи в ЕГРП о правах третьих лиц на объект недвижимости. Чтобы после вступления в силу новых правил регистрации не возникло проблем с точностью данных в ЕГРН, лучше уже сейчас предпринять меры по выявлению и устранению расхождений в реестрах.

Росреестр заменит кадастровую палату

Полномочия по регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровый учет с нового года будет осуществлять Росреестр вместо подведомственной ему кадастровой палаты. Как следствие – на первых порах велика вероятность увеличения сроков регистрационных действий, поэтому будущим собственникам лучше осуществить регистрационные действия до нового года, а нынешним правообладателям – внести все необходимые изменения в реестр (например, регистрация ранее возникшего права) (ст. 3 Закона № 218-ФЗ).

Без учредительных документов

Отменен обязательный порядок предоставления учредительных документов юридическим лицом, обратившимся за осуществлением кадастрового учета и регистрацией права на объект недвижимости (ст. 18 Закона № 218-ФЗ). Возможные последствия для новых собственников – технические ошибки в данных юридического лица при регистрации прав на недвижимое имущество и как следствие, потеря времени в связи с подачей заявления об исправлении технической ошибки в данных юридического лица либо в случае, если правообладатель не обратит внимание на допущенные ошибки, они могут быть выявлены при последующей сделке.

Со штампом, но без свидетельства

С введением нового закона перестанут выдавать привычные бумажные свидетельства о государственной регистрации права собственности (ст. 28 Закона № 218-ФЗ). Заменой станет документ, выражающий содержание сделки, со штампом и регистрационной удостоверительной надписью Росреестра. Подтвердить право собственности можно будет и выпиской из ЕГРП, но для ее получения необходимо будет дополнительное время, а следовательно, тем собственникам, которые хотят иметь на руках бумажный документ, подтверждающий их права, лучше поторопиться с его получением.

Разграничение государственной собственности на земельные участки

Новым законом предусмотрено автоматическое внесение в ЕГРН записи о том, что земельный участок образован из государственных земель (ст. 41 Закона № 218-ФЗ). Ранее это было возможно лишь при подаче заявления в ГКН о кадастровом учете и последующей регистрации прав на этот участок в Росреестре. Но это скорее минус, чем плюс для правообладателей. Автоматическое внесение может привести к злоупотреблению при совершении сделок с новыми образованными земельными участками и нанести ущерб их законным владельцам, так как существует временной пробел, не урегулированный законодательством, между постановкой на кадастровый учет и последующей регистрацией права на него.

В качестве рекомендации – проводить юридическую проверку полномочий и компетенции того публичного органа, который распоряжается соответствующими земельными участками.

Закон о регистрации прав недвижимость

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ), вступившими в силу с 1 сентября 2018 года (ред 16).

Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года).

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Новое в Законе № 218-ФЗ

Сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.

Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона.

Такое заявление и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде — лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (через портал госуслуг или сайт Росреестра).

Подача заявления

Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ.

Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав — не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением.

Сроки кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 16 Закона устанавливает сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Как видно, общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, тогда как уже в третьей его редакции содержится 55 оснований приостановления.

Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки — специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.

Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2020 г.

13 июля 2015 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ

Принят
Государственной Думой
3 июля 2015 года

Вступил в силу обновленный Порядок регистрации прав на недвижимость

Сегодня, 6 сентября, вступил в силу Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, новая редакция которого утверждена постановлением Кабмина от 23 августа 2016 года № 553.

Государственная регистрация прав проводится по заявлению с которым можно обратиться к субъекту государственной регистрации прав или нотариусу.

В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение с одновременным приобретением прав на земельный участок, на котором они расположены, а также в случае государственной регистрации прав, производных от права собственности, одновременно с регистрацией права собственности на такое имущество подается одно заявление.

Заявление распечатывается с помощью программы Реестра и подписывается заявителем, приобщается к документам, представленных для регистрации. По желанию заявителя ему может быть предоставлен экземпляр заявления.

После подписания заявление регистрируется в базе данных заявлений. Дата и время регистрации считаются моментом принятия заявления.

Личность заявителя проверяется регистратором, нотариусом или его помощником по паспорту гражданина Украины, виду на жительство, национальному, дипломатическому или служебному паспорту иностранца или другому документу, удостоверяющему личность иностранца.

После внесения сведений в Реестр государственный регистратор формирует информацию из него, которая размещается на веб-портале Минюста для доступа к ней заявителя с целью ее просмотра и с учетом срока государственной регистрации, за который уплачены административный сбор, ее загрузки и печати.

Информация из Реестра по желанию заявителя может быть предоставлена в бумажной форме — она распечатывается на листах бумаги формата А4 (210 х 297 миллиметров) без использования специальных бланков, проставления подписи и печати государственного регистратора.

Информация из Реестра в бумажной или электронной форме имеет одинаковую юридическую силу и содержит обязательную ссылку на Реестр.

Также правительством определен перечень заявлений для госрегистрации прав на недвижимое имущество, которые могут подаваться в электронной форме, в частности, такое право предоставлено застройщикам.

Через веб-портал Минюста подается элетронное заявление о государственной регистрации:

— прекращения ипотеки в связи с приобретением (передачей) по результатам публичных торгов (аукционов) недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, — по заявлению государственного исполнителя;

— обременения — по заявлению органа государственной власти, его должностного лица, которыми установлено, изменено или прекращено обременение;

— прав, производных от права собственности (кроме ипотеки), — по заявлению владельца, другого правоприобретателя, стороны сделки, в которых возникло вещное право;

— права собственности на отдельный индивидуально определенный объект недвижимого имущества (квартира, жилое, нежилое помещение и т.д.), строительство которого осуществлялось с привлечением средств физических и юридических лиц, — по заявлению лица, привлекавшего средства физических и юридических лиц.

Кроме того, упорядочен вопрос регистрации уставов территориальных общин сел, поселков, городов в части определения органов, компетентных совершать государственную регистрацию, возможности подачи документов через центры предоставления админуслуг, освобождения территориальных общин от платы за проведение такой регистрации.

Информационное взаимодействие между Государственным реестром прав на недвижимое имущество и Единым реестром документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ и свидетельствующих принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, сведений о возвращении на доработку, отказе в выдаче, отмене и аннулировании указанных документов, должно быть обеспечено в течение 2 месяцев. Таким образом, сведения о документе, который свидетельствует принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта, госрегистратор будет получать в режиме реального времени непосредственно из указанного реестра.

Закон о регистрации прав недвижимость

Регистрационная служба разъяснила наиболее спорные моменты государственной регистрации прав на основании документов, которые датированы до 01 января 2013 года.

Государственная регистрационная служба в связи с многочисленными обращениями относительно проведения государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (далее — государственная регистрация прав) на основании документов, по которым переход права собственности на недвижимое имущество начался, однако в соответствии с законодательством, действовавшим до 01 января 2013 года, не завершена процедура его оформления или регистрации, просит довести до сведения органов государственной регистрации прав и нотариусов следующую информацию.

Согласно части третьей статьи 3 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» (далее — Закон) права на недвижимое имущество и их обременение, возникшие до вступления в силу Закона, признаются действительными при отсутствии их государственной регистрации, предусмотренной Законом, при условии если регистрация прав и их отягощений была проведена согласно законодательству, действовавшему на момент их возникновения, или если на момент возникновения прав и их отягощений действовало законодательство не предусматривало обязательной регистрации таких прав и их отягощений.

Основанием для проведения государственной регистрации прав документы, подтверждающие возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, поданные органу государственной регистрации прав, нотариусу как специальном субъекту, на которого возлагаются функции государственного регистратора прав на недвижимое имущество, вместе с заявлением (статья 19 Закона).

В период установления новой системы государственной регистрации прав в соответствии с Законом такая регистрация будет проводиться на основании документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, выданные или оформленные до 01 января 2013 года.

Однако могут иметь место случаи, когда после выдачи или оформления документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество, государственную регистрацию прав (оформление документов или проставления отметок«») на основании них не было проведено в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент их возникновения, а на сегодня уже отсутствуют как нормативное урегулирование таких процедур, так и полномочия в соответствующих субъектов.

При таких обстоятельствах, когда переход права собственности на недвижимое имущество состоялся, однако за результатом такого перехода государственной регистрации прав (оформление документов или проставления отметок«») не проведен, государственная регистрация прав проводится государственным регистратором на основании документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на недвижимое имущество.

Примерами описанной выше ситуации могут служить следующие случаи.

1 Согласно Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) (в редакции до 01 января 2013 года) договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению и государственной регистрации, кроме договоров купли-продажи имущества, находящегося в налоговом залоге (статья 657).

Право собственности на имущество по договору, который подлежит нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не заверенной нотариально, действительным.

Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации (части третья и четвертая статьи 334 ГК).

В свою очередь, статьей 182 ГК предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Так, в соответствии с пунктом 3 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и других законодательных актов Украины» (далее — Заключительные положения Закона) до 01 января 2013 года государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, проводилась регистраторами бюро технической инвентаризации, созданными до вступления в силу этим Законом и подключенными к Реестра прав собственности на недвижимое имущество.

При таких условиях договор купли-продажи недвижимого имущества, нотариально удостоверен и государственную регистрацию которого проведено до 01 января 2013 года, при отсутствии государственной регистрации права собственности на данное недвижимое имущество в Реестре прав собственности на недвижимое имущество, является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав).

2 В соответствии с частью первой статьи 1297 ГК наследник, принявший наследство, в составе которого является недвижимое имущество, обязан обратиться к нотариусу по выдаче ему свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество.

Статьей 1299 ГК установлено, что если в составе наследства, которую принял наследник, является недвижимое имущество, наследник обязан зарегистрировать право на наследство в органах, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества.

Право собственности на недвижимое имущество возникает у наследника с момента государственной регистрации этого имущества.

Так, как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 3 раздела II Заключительных положений Закона до 01 января 2013 года государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках проводилась регистраторами бюро технической инвентаризации, созданными до вступления в силу этим Законом и подключенными к Реестра прав собственности на недвижимое имущество.

При таких условиях свидетельство о праве на наследство, выданное до 01 января 2013 года, при отсутствии государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, входящее в состав наследства, в Реестре прав собственности на недвижимое имущество, является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав.

3 Согласно статье 126 Земельного кодекса Украины (далее — Кодекс) (в редакции до 01 января 2013 года) право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определенных частью второй настоящей статьи.

Право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ и целевого назначения, удостоверяется:

а) гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению;

б) свидетельством о праве на наследство.

При приобретении права собственности на земельный участок на основании гражданско-правовой сделки по отчуждению земельного участка или свидетельства о праве на наследство государственный акт на право собственности на земельный участок отчуждается, приобщается к документу, на основании которого состоялся переход права собственности на земельный участок, в каждом таком случае отчуждения земельного участка.

На государственном акте на право собственности на земельный участок нотариус, который заверяет (выдает) документ, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и их ограничений, делают отметку о переходе права собственности на земельный участок с указанием документа, на основании которого произошел такой переход.

В соответствии с пунктом 14 Порядка ведения Поземельной книги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09 сентября 2009 года № 1021 (утратил силу с 01 января 2013 года), в случае совершения нотариусом в установленном законом порядке отметки о переходе права собственности на земельный участок на основании гражданско-правового договора или свидетельства о праве на наследство вносятся сведения к разделу 3 Поземельной книги «Земельный участок. Права собственности, постоянного пользования». Дата внесения сведений является датой государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.

В соответствии с пунктом 3 раздела II Заключительных положений Закона до 01 января 2013 года государственная регистрация права собственности, права пользования (сервитут) земельными участками, права постоянного пользования земельными участками, договоров аренды земельных участков; права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис); права застройки земельного участка (суперфиций) проводилась территориальными органами земельных ресурсов.

При таких условиях государственный акт о праве собственности на земельный участок с отметкой о переходе права собственности на земельный участок, сделанной нотариусом, и гражданско-правовой договор или свидетельство о праве на наследство на основании которых произошел такой переход до 01 января 2013 года, является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав.

4 Согласно статье 128 Кодекса в случае продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам решения Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, сельского, поселкового, городского совета о продаже земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка.

Договор купли-продажи земельного участка подлежит нотариальному удостоверению. Документ об оплате или об уплате первого платежа (в случае продажи земельного участка с рассрочкой платежа) является основанием для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок и его государственной регистрации.

В соответствии со статьей 125 Кодекса право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.

При этом Законом Украины от 05 марта 2009 года № 1066 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, удостоверяющих право на земельный участок, а также порядка деления и объединения земельных участков» предусмотрено, что до создания единой системы органов регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений право собственности или право пользования земельным участком возникает с момента государственной регистрации земельного участка.

В соответствии с пунктом 136 Порядка ведения Поземельной книги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09 сентября 2009 года № 1021 (утратил силу с 01 января 2013 года), во время государственной регистрации земельного участка осуществляется государственная регистрация государственного акта или договора аренды земельного участка государственной и коммунальной собственности в Книге записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли.

Учитывая приведенное и нормы пункта 3 раздела II Заключительных положений Закона, договор купли-продажи земельного участка, заключенный в соответствии со статьей 128 Кодекса, является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав.

5 Согласно части пятой статьи 126 Кодекса (в редакции до 01 января 2013 года) право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли, зарегистрированным в соответствии с законом или договором аренды земли и договором отчуждения права аренды земли, зарегистрированными в соответствии с законом.

Во время приобретения права аренды на земельный участок на основании договора отчуждения права аренды земли первичный договор аренды земли, право аренды на которую отчуждается, прилагается к договору отчуждения права аренды земли в каждом таком случае отчуждения.

На договоре аренды земельного участка орган государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество делает отметку о переходе права аренды земельного участка с указанием документа, на основании которого произошел такой переход.

Согласно статье 14 Закона Украины «Об аренде земли» договор аренды земли заключается в письменной форме и по желанию одной из сторон может быть удостоверен нотариально.

Также нормами статьи 20 указанного Закона (в редакции до 01 января 2013 года) определено, что заключен договор аренды земли подлежит государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 136 Порядка ведения Поземельной книги, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09 сентября 2009 года № 1021 (утратил силу с 01 января 2013 года), во время государственной регистрации земельного участка осуществляется государственная регистрация государственного акта или договора аренды земельного участка государственной и коммунальной собственности в Книге записей о государственной регистрации государственных актов на право собственности на земельный участок и на право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли.

Учитывая пункт 3 раздела II Заключительных положений Закона, договор аренды земельного участка, заключенный в соответствии со статьей 14 Закона Украины «Об аренде земли», является основанием для проведения государственной регистрации прав в Государственном реестре прав.

Оплата ускоренной регистрации недвижимости и срочное получение информации из государственного реестра в 2018 году

Государственная регистрация договоров по операциям с недвижимым имуществом — акт признания государством законности сделки.

В действующем законодательстве Украины определены стандартные и ускоренные сроки проведения государственной регистрация прав и обременений на недвижимое имущество, их изменений или прекращений. Размеры выплат административного сбора за эти услуги зависят от суммы прожиточного минимума и времени, отведенного на регистрацию.

Domik.ua выяснил, как вычисляется размер административного сбора с учетом сроков предоставления услуг, определенных в законе.

Начиная с 1 января 2018 года в Украине прожиточный минимум для одного трудоспособного лица равен 1762 гривны. Эта сумма установлена в статье 7 Закона Украины № 2246-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.2017.

Подпункт 1 части 1 статьи 2 Закона Украины №1952-15 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» в редакции от 04.06.2017. В нем говорится, что регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений — это официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество и их обременений. Эти акты регистрируются путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Госреестр прав).

Сроки регистрации

В части 4 статьи 19 Закона Украины №1952-15 указано, что сроки проведения регистрации исчисляются таким образом:

— в днях — со дня регистрации соответствующего заявления в Госреестре прав;

— в часах — со времени регистрации заявления в Госреестре прав.

Для проведения регистрационных действий и предоставления информации из Госреестра прав в пунктах 1—3 статьи 19 Закона Украины №1952-15 установлены такие сроки:

— государственная регистрация прав собственности и иных имущественных прав, кроме ипотеки — не более 5 рабочих дней со дня регистрации заявления в Госреестре прав;

— государственная регистрация обременений, ипотек прав собственности — не более 2-х рабочих дней со дня регистрации заявления в Госуреестре прав;

— государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия нотариусом проводится безотлагательно после завершения нотариального действия, но не позднее указанных сроков — не более пяти и двух дней соответственно;

— внесение изменений в записи Госреестра прав, предоставление информации из него в бумажной форме — не более одного рабочего дня со дня регистрации соответствующего заявления в Госреестре прав;

— остановка регистрационных действий, внесения записи об отмене государственной регистрации прав, внесение записи об отмене решения государственного регистратора — не более двух часов с момента регистрации соответствующего заявления/решения суда в Госреестре прав.

Плата за услуги в ускоренные строки

В статье 34 Закона Украины №1952-15, плата/административный сбор за проведение регистрационных действий и за предоставление информации из Госреестра прав определена так (описано ниже).

За государственную регистрацию права собственности в срок, установленный в статье 19 Закона Украины №1952-15 — не менее пяти дней — сбор установлен в размере 0,1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

За государственную регистрацию права собственности в сроки более короткие, чем предусмотрены в статье 19 Закона Украины №1952-15, взимается административный сбор в таких размерах:

— 2 рабочих дня — 1 прожиточный минимум;

— 1 рабочий день — 2 прожиточных минимумов;

— 2 часа — 5 прожиточных минимумов.

За государственную регистрацию других вещных прав, отличных от права собственности, кроме ипотеки, в срок, установленный в статье 19 Закона Украины №1952-15 — не менее пяти дней — взимается административный сбор в размере 0,05 прожиточного минимума для трудоспособных лиц. За предоставление этой услуги в более короткие строки административный сбор взимается в таких размерах:

— 2 рабочих дня — 0,5 прожиточного минимума;

— 1 рабочий день — 1 прожиточный минимум;

за 2 часа — 2,5 прожиточного минимума.

За государственную регистрацию обременений вещных прав ипотеки, взимается административный сбор в размере 0,05 прожиточного минимума.

За государственную регистрацию прав в результате совершения нотариальных действий взимается административный сбор в размере 0,1 прожиточного минимума.

За внесение изменений в записи Госреестра прав, в том числе исправления технической ошибки, допущенной по вине заявителя, взимается административный сбор в размере 0,04 прожиточного минимума.

За получение информации из Госреестра прав административный сбор взимается в таком размере:

— 0,025 прожиточного минимума для трудоспособных лиц — получение информации, выписки в бумажной форме;

— 0,0125 прожиточного минимума для трудоспособных лиц — получение информации, выписки в электронной форме;

— 0,04 прожиточного минимума для трудоспособных лиц — получение информации адвокатами, нотариусами при совершении нотариальных действий с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства путем непосредственного доступа в Госреестр прав.

При вычислении административного сбора установленная доля прожиточного минимума в числовом выражении округляется до ближайших 10 гривен.

Административный сбор взимается за одну оказанную услугу в сфере государственной регистрации прав.

В случае предоставления одной услуги государственной регистрации прав одновременно всем совладельцам недвижимого имущества административный сбор взимается один раз в полном объеме.

В случае предоставления одной услуги государственной регистрации прав совладельцам недвижимого имущества отдельно друг от друга административный сбор взимается в полном объеме по каждому из совладельцев.

На величину уплаты административного сбора клиентами влияет правило, указанное в пункте 3 статьи 35 Закона Украины №1952-15. Финансовое обеспечение частных нотариусов и аккредитованных субъектов государственной регистрации осуществляется за счет 60% средств административного сбора. Эта доля средств остается у частных нотариусов или аккредитованных субъектов, совершивших государственную регистрацию прав. Перечисление 40% средств административного сбора за государственную регистрацию прав осуществляется в госбюджет в установленном законом порядке.

Как происходит вычисление размера административного сбора за ускоренную государственную регистрацию договоров по операциям с жилой недвижимостью и предоставление информации из Госреестра прав, показывает приведенная ниже таблица.

— прожиточный минимум для трудоспособных лиц — ПМТС;