Закон о льготном жилье

Рубрики Вопрос юристу

Компенсация государства на жилье АТОшникам и переселенцам: кто получит и на какие «метры» рассчитывать

Как сообщалось ранее, еще в марте Верховная Рада Украины приняла законопроект № 4550 «О внесении изменений в статью IV закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» (относительно реализации государственных жилищных программ)». Документ подписан президентом и уже действует, но кто может рассчитывать на помощь государства и что может предложить правительство – многие украинцы не знают.

Все нюансы закона пояснила эксперт по недвижимости и консультант Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Елена Маленкова, пишет polilog.com.ua.

Как работает программа

Законопроект предусматривает предоставление финансовой помощи в размере 50% от стоимости строительства или приобретения жилья для участников АТО, семей погибших военнослужащих, а также переселенцев. Еще одним аспектом закона является предоставление льготного ипотечного жилищного кредита для указанных категорий граждан с процентной ставкой 7%.

Однако пока в бюджет не заложены средства на компенсацию жилья, поэтому, скорее всего, полноценно закон заработает лишь в следующем году.

Кто может рассчитывать на помощь

Закон рассчитан на людей с пропиской в зоне проведения АТО, кто постоянно проживает на контролируемой государством территории и не имеет здесь собственных квадратных метров.

В программе не смогут принять участие:

  • все, кто уже приобрел жилье на контролируемой территории (но воспользоваться этим правом могут члены семи, включая несовершеннолетних детей)
  • владельцы недвижимости в так называемой «серой зоне» (прифронтовые районы)
  • ВПЛ из Крыма, так как их жилье не пострадало и они могут его продать и приобрести в Украине (эксперт прогнозирует, что крымчане будут включены в перечень потенциальных участников программы)
  • переселенцы, чей доход превышает пятикратный размер среднемесячной зарплаты по региону.

Государство предлагает воспользоваться двумя вариантами решения жилищного вопроса:

1. Вы собираете необходимый пакет документов (паспорт, ИНН, справка ВПЛ, справка, подтверждающая постоянное проживание на контролируемых государством территориях), выбираете понравившийся объект недвижимости (только первичное жилье) и вносите половину его стоимости на счет Специализированного финансового ипотечного учреждения. Вторую половину берет на себя государство.

2. Если у вас нет финансовой возможности сразу оплатить половину стоимости жилья, можете взять ипотечный кредит сроком на 30 лет. Заемщик должен будет сделать первоначальный взнос не менее 10% стоимости, недостающие 90% получает на льготных условиях – под 7% годовых. Для этого нужно подтвердить свою платежеспособность, предоставив в уполномоченный орган справку о доходах за 12 месяцев. Не смогут воспользоваться льготной ипотекой студенты, люди пенсионного и предпенсионного возраста, а также лица, не имеющие официального дохода.

На какие «квадраты» рассчитывать

Приобрести можно будет только квартиры и дома на первичном рынке (уже сданные в эксплуатацию и строящиеся). То есть квартиру в «хрущевке» купить не получится.

Кроме того, закон №1954 обозначает граничную жилплощадь, на возмещение стоимости которой могут претендовать переселенцы и участники АТО. Она определяется из расчета 21 кв. м. на человека, плюс 10,5 кв. м. на семью в целом. Так, семья из троих человек может рассчитывать на компенсацию половины стоимости квартиры площадью не более 73,5 кв. м. Если вы решили купить жилье попросторнее, дополнительные «квадраты» придется оплачивать самостоятельно.

В очередь за жильем? Стало ясно, кто сможет воспользоваться компенсациями

На днях эксперт по недвижимости Елена Маленкова разъяснила условия нового закона о льготном жилье для ВПЛ и участников АТО

Напомним, 16 марта Верховная Рада Украины проголосовала за законопроект № 4550 «О внесении изменений в статью IV закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» (относительно реализации государственных жилищных программ)».

Этот документ под новым номером 1954 подписан президентом. Он предусматривает предоставление финансовой помощи в размере 50% от стоимости строительства или приобретения жилья для участников АТО, семей погибших военнослужащих, а также переселенцев. Еще одним аспектом закона является предоставление льготного ипотечного жилищного кредита для указанных категорий граждан с процентной ставкой 7%. Поскольку деньги на его реализацию в бюджете на текущий год не предусмотрены, ожидается, что программа «заработает» в 2018-м.

Кому помогут купить жилье?

Как пояснила эксперт по недвижимости и консультант Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Елена Маленкова, воспользоваться преимуществами программы сможет любой гражданин Украины с пропиской в зоне проведения АТО, кто постоянно проживает на контролируемой государством территории и не имеет здесь собственных квадратных метров.

Эксперт по недвижимости Елена Маленкова

Важно: не смогут участвовать в программе

• все, кто уже приобрел жилье на контролируемой территории (но воспользоваться этим правом могут члены семи, включая несовершеннолетних детей)
• владельцы недвижимости в так называемой «серой зоне» (прифронтовые районы)
• ВПЛ из Крыма, так как их жилье не пострадало и они могут его продать и приобрести в Украине (эксперт прогнозирует, что крымчане будут включены в перечень потенциальных участников программы)
• переселенцы, чей доход превышает пятикратный размер среднемесячной зарплаты по региону.

В действующем законе содержится норма об обязательном пребывании потенциальных участников программы на квартирном учете. Но, по словам Маленковой, в ближайшем будущем она будет отменена.

50% компенсации или кредит под 7%?

В рамках закона государство предлагает ВПЛ и АТОшникам воспользоваться двумя вариантами решения жилищного вопроса:

1. Вы собираете необходимый пакет документов (паспорт, ИНН, справка ВПЛ, справка, подтверждающая постоянное проживание на контролируемых государством территориях), выбираете понравившийся объект недвижимости (только первичное жилье) и вносите половину его стоимости на счет Специализированного финансового ипотечного учреждения. Вторую половину берет на себя государство.

2. Если у вас нет финансовой возможности сразу оплатить половину стоимости жилья, можете взять ипотечный кредит сроком на 30 лет. Заемщик должен будет сделать первоначальный взнос не менее 10% стоимости, недостающие 90% получает на льготных условиях – под 7% годовых. Для этого нужно подтвердить свою платежеспособность, предоставив в уполномоченный орган справку о доходах за 12 месяцев. Не смогут воспользоваться льготной ипотекой студенты, люди пенсионного и предпенсионного возраста, а также лица, не имеющие официального дохода.

Какое жилье можно будет купить

Как пояснила эксперт, действие закона будет распространяться только на квартиры и дома на первичном рынке (уже сданные в эксплуатацию и строящиеся). То есть, рассчитывать на то, что государство компенсирует половину стоимости «хрущевки» не приходится.

Выбор застройщика – право участника программы. Однако, по словам Маленковой, во избежание инцидентов, предусматривается создание специального органа, который будет проверять финансовое положение строительной компании и изучать документацию объекта строительства.

Кроме того, закон №1954 обозначает граничную жилплощадь, на возмещение стоимости которой могут претендовать переселенцы и участники АТО. Она определяется из расчета 21 кв. м. на человека, плюс 10,5 кв. м. на семью в целом.

Так, семья из троих человек может рассчитывать на компенсацию половины стоимости квартиры площадью не более 73,5 кв. м. Если вы решили купить жилье попросторнее, дополнительные «квадраты» придется оплачивать самостоятельно.

По словам Елены Маленковой закон №1954 принят в «сыром виде» и не содержит ответов на многие волнующие вопросы. Например, непонятно, как будет формироваться очередь потенциальных участников программы, какова граничная стоимость квадратного метра приобретаемого жилья и многие другие.

Однако эксперты отмечают, что принятые законодательные изменения – большой шаг на пути решения жилищной проблемы тех, кто вынужденно оставил свои дома на Донбассе. По предварительным подсчетам, если в следующем году на каждое из направлений программы будет выделено по 1 млрд. грн., собственное жилье обретут примерно 5,5 тыс. семей.

Посмотреть запись вебинара о компенсации жилья ВПЛ можно по ссылке.

Принят закон о компенсации половины стоимости жилья участникам АТО и переселенцам

Верховная Рада Украины приняла законопроект № 4550 «О внесении изменений в статью 4 закона „О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства“ (относительно реализации государственных жилищных программ)». За документ проголосовали 265 народных депутатов.

Данным документом предлагается предоставить добровольцам и участникам антитеррористической операции, семьям погибших участников АТО, а также вынужденным переселенцам государственную поддержку при строительстве жилья, которая заключается в финансировании государством 50% стоимости строительства, приобретения доступного жилья или льготного ипотечного жилищного кредита.

Стоит отметить, что изначально нормы документа распространялись на участников антитеррористической операции. Однако при подготовке законопроекта к последнему чтению в него была внесена правка, согласно которой в льготную категорию попадают и внутренне перемещенные лица, которых, по официальным данным, насчитывается более 1,6 млн человек.

При этом, как отметил автор поправки, народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Петр Сабашук, помощь вынужденным переселенцам будет предоставляться не за счет государственного бюджета, а прежде всего, за счет местных бюджетов.

Первый заместитель главы правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Сергей Комнатный с радостью воспринял принятие депутатами этого документа.

«Это настоящий прорыв на государственном уровне в вопросе обеспечения жильем семей, которые нуждаются в поддержке государства в решении жилищного вопроса», — заявил он.

Он поздравил людей, причастных к принятию документа, в том числе активистов, общественных организаций ветеранов АТО и внутренне перемещенных лиц. При этом он указал, что еще многое предстоит сделать, чтобы закон заработал.

«Впереди еще много дел. Еще продлится работа по выделению соответствующего финансирования на реализацию предусмотренного Законом механизма, налаживание процесса на местах, необходимо провести работу с застройщиками и тому подобное. Но самое главное — фундамент уже есть. Поэтому с оптимизмом смотрим в будущее», — сказал он.

Фраза.ua — авторский взгляд на жизнь

Недвижимость

Образование

Технологии

Все новости Украины

Региональные

Недвижимость

Образование

Технологии

Все новости Украины

Региональные

Чтобы выбить льготное жилье столичным АТОшникам приходится давать взятки и нарушать закон

Чтобы получить льготное жилье за счет бюджета столичные АТОшники вынуждены давать взятки или получать льготные земельные паи, чтобы потом обменять их на квартиры. Как выяснили журналисты «Фразы», всего в очереди на получение жилья стоят почти 2150 АТОшников и их шансы на получение жилья законными путями фактически равны нулю.

В 2016-м бесплатное жилье уже выдали 83 бойцам (и семьям погибших). До конца года планируется выделить еще 50 квартир, в 2018-м — как минимум 100, сообщают «Вести».

Замглавы Киевского союза ветеранов АТО Антон Колумбет рассказал, что квартиры выдавались в каждом районе пропорционально числу проживающих воинов. «Больше всего квартир выдали в Святошинском районе — 17», — говорит он.

В то же время глава «Общества ветеранов АТО» Кирилл Сергеев отметил, что у АТОшников есть право внеочередного получения квартир, но очередь из так называемых внеочередников настолько велика, что даже афганцы еще не все получили жилье. «Закона, обязывающего обеспечивать воинов жильем, нет. Такая норма прописана только для атошников-инвалидов. Но без проблем получить жилье могут только инвалиды первой группы, со второй — уже сложнее, а о здоровых вообще можно не говорить», — сетует Сергеев.

В начале года Рада приняла закон, согласно которому участники АТО, а также вынужденные переселенцы смогут покупать квартиры за полцены, половину им компенсирует государство. Правда, пока документ не работает. Глава земельной комиссии Киеврады Александр Мищенко подтвердил, что по данному закону сейчас только разрабатывается положение в Управлении жилищного обеспечения КГГА. Но эксперты беспокоятся, что оно не поможет.

Так, по словам аналитика консалтинговой компании SV Development Сергея Костецкого, аналогичная по своему механизму программа «30×70» (30% — компенсировало государство) и та с трудом финансировалась, что уж говорить о «50×50»? Это колоссальные деньги, поэтому вряд ли эта госпрограмма сможет обеспечить жильем достаточное количество воинов«, — считает Костецкий.

Кроме того, согласно закону, деньги за квартиру необходимо будет внести сразу, до начала строительства. Все это приводит к тому, что даже дождавшись очереди на квартиру, многие люди просто-напросто будут отказываться от нее за неимением средств на покупку.

Тем временем воины находят обходные пути получения квартир. «Сейчас самая распространенная схема — обмен земли на квартиру, которая предполагает, что участник АТО подает документы на получение земли, а потом эту землю меняет на квартиру в будущем доме», — объяснил Сергеев. Впрочем, есть и совсем незаконные способы. Как рассказал источник, близкий к КГГА, чтобы продвинуться в очереди и получить квартиру от государства, придется заплатить. «Чтобы получить жилье по-быстрому, сначала нужно оформить инвалидность, а уж затем занести в „нужный“ кабинет до 30% от рыночной стоимости жилья», — указал источник.

Как говорят в прокуратуре Киева, случаи коррупции на этой почве — не редкость.

Землю под строительство льготного жилья найти так же трудно. Президент благотворительной организации «Доступное жилье Киевщины» Виктор Распутный сказал, что уже 8 месяцев не может добиться от мэрии выделения участка земли, на котором хочет построить высотку для АТОшников. «Наша организация готова полностью за свой счет построить дом и бесплатно передать все квартиры атошникам. Мы просим лишь выделить нам соток 30 земли. Но нас просто футболят. В мэрии говорят, что этот вопрос решается в Минобороны, а оттуда отправляют обратно в КГГА. Вот так и хожу по кругу», — жалуется он.

Ранее «Фраза» сообщала, что в сентябре 2014 года правительство Украины выделило около 29 млн грн на закупку жилья для семей погибших военнослужащих, участвовавших в антитеррористической операции.

В целом в 2015 году в государственном бюджете было предусмотрено 300 млн грн на жилье для семей погибших военных в зоне антитеррористической операции.

Доступное жилье для переселенцев: кто сможет получить квартиры, когда и на каких условиях

Весной этого года Верховная Рада проголосовала за решение, благодаря которому переселенцы и участники АТО могут купить квартиры на льготных условиях. Тем не менее, главным недостатком закона стало то, что его финансирование предусмотрено не было. Если осенью парламент не решит эту проблему, для тысячи украинцев, жилье которых осталось на оккупированной территории, покупка своих квартир так и останется лишь в планах.

Закон №1954 вносит изменения в статью 4 закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» по реализации государственных жилищных программ».

«Государственная поддержка в размере 50% стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или льготного ипотечного жилищного кредита предоставляется лицам, на которых распространяется действие пунктов 19 и 20 части первой статьи 6, пунктов 10-14 части второй статьи 7 и абзацев четвертого, шестого и восьмого пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», а также внутренне перемещенным лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», — отмечается в законе.

Таким образом, государственную поддержку могут получить участники АТО и внутренне перемещенные лица. Искажает общую картину один, но очень весомый нюанс – в законе не прописано финансирование, что по факту делает его бесполезным. 26 мая в парламенте зарегистрировали отдельный документ, предусматривающий выделение из бюджета средств на финансирование жилищной программы. Инициаторами стали более 40 нардепов. Тем не менее, до сих пор проект не был вынесен на голосование.

«Четвертая Власть» пообщалась с активистом, главой «Всеукраинской ассоциации переселенцев» Русланом Калининым о перспективах закона, его возможной реализации и международном опыте.

— Нынешний законопроект о покупке жилья для переселенцев – он первый или ранее были другие подобные инициативы?

— Хочу начать с того, что наиболее актуальным для переселенцев действительно остается вопрос жилья. По данным национальной системы мониторинга, для 70% из них самый острый вопрос – именно жилищный. Если раскрыть эти цифры, то 66% переселенцев проживают в съемных квартирах, 22% — у родственников, знакомых и друзей, 9% — в коллективных центрах, лишь 1% — в собственном жилье. Это очень мало.

За 3,5 года конфликта фактически не было запущено ни одной государственной программы по предоставлению жилья или же помощи при его покупке. Весной Верховная Рада приняла, а президент подписал законопроект 4550, который позже стал законом 1954. Он предусматривает господдержку при покупке жилья в размере 50% от общей стоимости, или возможность взять ипотеку под 7% кредитную ставку. Учитывая, что программа не финансируется, в ВР внесли законопроект 6515, направленный на изменение бюджета 2017 года. Это означает финансирование программы уже в этом году в размере 2 млрд. грн, что позволит помочь примерно 5 тыс. переселенцев и участников АТО.

Ясно, что не все переселенцы смогут воспользоваться этой программой, лишь платежеспособный сегмент, но это хотя бы одно из решений жилищного вопроса. Мы надеемся, что проект рассмотрят в сентябре, и программа начнет работать.

— Как такое возможно, что подготавливается закон, напрямую связанный с выделением средств, но в него не закладывается финансирование. То есть, изначально ясно, что закон сам по себе недееспособен.

— К сожалению, такое бывает. В законопроектах есть графа, где прописано «не требует дополнительного финансирования». Не исключено, что проект о предоставлении жилья не прошел бы комитеты, если бы туда изначально вписали необходимые средства.

Да, если не одобрят выделение средств, закон останется на бумаге и не будет работать. Тем не менее, это хотя бы первый шаг. Без него сложно реализовать что-то дальше. Поэтому ряд народных депутатов, общественные организации активно выступали за принятие этого законопроекта. Мы будем стараться, чтобы уже в этом году парламент принял проект о финансировании.

— Вы сказали, что закон 6515 предусматривает выделение уже в этом году 2 млрд. грн. Известно, сколько средств необходимо на эту программу в общем?

— Вопрос сложный, ведь пока неясно, сколько переселенцев нуждаются в жилье. Например, в Министерстве временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц называют цифру в 1,5 млн. переселенцев, умножают ее на количество квартир и говорят, что это нереальные деньги.

На самом деле количество переселенцев, которое называют, не проживает на территории Украины. Недавно наша ассоциация проанализировала данные Министерства социальной политики, согласно которым на сегодня официально зарегистрирован 1 млн. 580 тыс. переселенцев. Я часто бываю в Донецкой и Луганской области, поэтому понимаю, что цифры зарегистрированных и реально проживающих разнятся. Например, на подконтрольных территориях Донбасса из числа зарегистрированных на самом деле проживают 20-30%. Не секрет, что большинство регистрируется, чтобы оформить социальные выплаты. Поэтому, по нашим данным, реально на подконтрольных территориях проживает примерно 1 млн. переселенцев.

— Если говорить о так называемых «пустых» регистрациях. Например, программа заработала. Возможны ли манипуляции, когда переселенцы будут регистрироваться лишь для того, чтобы получить кредит на жилье?

– Я не исключаю этого, но сейчас прорабатываются все нюансы для максимально эффективной реализации законопроекта, чтобы было меньше манипуляций. Основным распорядителем средств и тем, кто будет отвечать за программу, будет государственный орган «Держмолодьжитло». Члены нашей организации входят в этот орган и потом будут входить в комиссию, которая начнет принимать заявки переселенцев. Мы будем контролировать честность и прозрачность выделения средств.

Решения по первым заявкам будут приниматься в ручном режиме. Комиссия должна будет сказать, может человек воспользоваться программой или нет. На самом деле, чтобы понять, насколько это будет эффективно, нужно начать что-то делать.

– В законе прописаны какие-либо сроки действия программы?

– Если программа начнет работать уже в 2017 году и покажет себя эффективной, то, я надеюсь, что ряд депутатов, общественники выступят с инициативой продлить ее хотя бы до 2020 года.

— Какой механизм подачи заявки на жилье прописан в законе? Насколько это сложно?

— Программой может воспользоваться переселенец, который получил справку, он зарегистрирован в Отделении труда и социальной защиты, а также который не имеет недвижимости на подконтрольной территории. Переселенец должен собрать пакет документов, их перечень есть в самом законопроекте. Потом он подает заявку в «Держмолодьжитло», ее рассматривают. Если заявка рассмотрена положительно, переселенцу предлагают перечень застройщиков, с которыми работает программа.

Минус в том, что пока что жилье можно купить только в новострое. Плюс, что нет привязки к регистрации. Например, я живу в Харькове, но хочу купить жилье в Киеве. Тогда я просто подаю заявку в киевское отделение «Держмолодьжитло».

После этого переселенец выбирает объект. Расчет такой: предположим, квартира стоит миллион гривен. Переселенец открывает спецсчет, на который государство кладет половину стоимости, – 500 тыс. грн и 500 тыс. он сам. Заключается договор между переселенцем и застройщиком, переселенцем и государством.

По сути, это все. После этого желающий получает квартиру.

— Обязательна ли справка с места работы? Ведь не секрет, что, к сожалению, многие в Украине работают неофициально.

— При получении 50% помощи справка с работы необязательна. Единственное – доход семьи не должен превышать пять средних заработных плат в том регионе, где человек хочет приобрести жилье.

— Есть ли какие-то ограничения на стоимость квартиры и на квадратные метры?

— Есть таблица допустимой стоимости за квадратный метр. Цифры достаточно реальные. Например, в Киеве – немного больше 18 тыс. грн за квадрат. То есть, по рыночным меркам вполне реально купить квартиру.

Допустимая площадь – 21 квадратный метр на каждого члена семьи плюс 10,5 квадратов на семью. То есть, если семья состоит из троих человек, то выходит 73,5 квадратов. Это достаточно нормальные и правильные условия.

Также, по моему мнению, если решать жилищный вопрос, то нужно к каждому сегменту переселенцев подходить по-разному. Так, есть незащищенные слои. Их нужно обеспечить жильем в первую очередь. Есть люди с инвалидностью, многодетные семьи – они, скорее всего, не смогут воспользоваться кредитами и покупкой с доплатой. Поэтому этот сегмент государство также должно обеспечить жильем. При этом есть и платежеспособная часть. Именно эти переселенцы могут воспользоваться госпомощью в размере 50% или кредитом. Поэтому этот сегмент приветствует такой закон. Если программа заработает, они подадут заявку.

— Если я — переселенец и не хочу покупать квартиру в городе, а хочу в селе. Учитывая, что комплексы чаще строятся в городах или в пригородах, выходит, я не могу воспользоваться программой?

— Если в этом селе есть коттеджные городки и застройщики работают с «Держмолодьжитло», то без проблем можно воспользоваться программой. Можно купить любые жилищные объекты у застройщиков, которые работают в этой программе. Ипотека касается этих же застройщиков.

— Жилье на оккупированной территории как-то влияет? Оно может быть взято под залог?

— Нет. Эта программа никак не влияет на то жилье, которое находится на оккупированной территории. Никто его не забирает. Помимо этого закона, ранее была разработана концепция Министерства временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц о предоставлении жилья. Да, они предлагают жилье на оккупированной территории обменивать на жилье на подконтрольной территории. Эта концепция проходит обсуждение, но под нее также нет финансирования на строительство новых квартир. Я пока не вижу перспектив реализации программы Министерства.

— В любых кредитах всегда есть риски, а госпомощь не вызывает доверия. В этой программе возможен такой исход, что государство может предъявить, что имеет право на оплаченную половину квартиры?

— Нет, эти средства не нужно возвращать, это безвозмездная помощь. В документах государство нигде не будет фигурировать как владелец этой квартиры. Все документы оформляются на переселенца. Государство не имеет никакого права на эту квартиру.

— Если вспомнить международный опыт, то, например, в Грузии строили целые городки для переселенцев. В результате часть жителей оказалась в своеобразном гетто, не было интеграции с остальным обществом. Этот вопрос, довольно щепетильный, как-то рассматривался, когда готовился закон?

— Строительство отдельных городков часто действительно происходит за чертой города. Да, это не самый эффективный вариант решения жилищного вопроса. Помимо Грузии, даже у нас уже есть такой опыт. Это — модульные городки. Они могут обеспечить проживание 6,5 тыс. человек, но они сейчас полупустые и люди не хотят там жить. В некоторых я был. Например, в Кривом Роге городок находится за чертой города. Не каждое такси хочет туда ехать. В этом городке проживает своеобразный контингент. Там были замечены случаи наркомании, даже педофилии. Конечно, это не способствует интеграции. Более того — появляется новая проблема для государства.

Если говорить о Грузии, там было 275 тысяч переселенцев. Это 6% от общего количества населения. За десять лет там работало более девяти госпрограмм по предоставлению жилья. Сейчас около 50% переселенцев воспользовались помощью и имеют свое жилье. Да, одна из программ – строительство городков, но она себя показала не очень эффективной. Городки находились за чертой города, где была плохо развита инфраструктура. Сейчас они полупустые. Люди уезжают оттуда в поисках работы.

Параллельно есть и позитивный опыт. Те программы, которые работают до сих пор, — предоставление финансовой помощи при покупке жилья, частичное погашение ипотеки на жилье.

Наиболее успешные, но дорогостоящие программы, — покупка отдельных квартир в новостроях. Это самая лучшая программа для интеграции. Государство покупало большое количество квартир, получая от застройщика большую скидку. Некоторые застройщики не могли достроить новострои, включалось государство. Оно помогало финансово, а потом покупало квартиры со скидкой. Этой программой воспользовалось более тысячи семей.

– В Грузии все переселенцы получали такую жилищную помощь?

– Там существует баловая программа для всех переселенцев. Каждый получает определенное количество балов и можно смотреть, насколько он уязвим. Наша ассоциация также разрабатывает подобный коэффициент уязвимости. Например, многодетная семья получает самое большое количество балов. Как и переселенец-боец АТО. Если в семье переселенца кто-то погиб в АТО, ей также перечисляются самые высокие балы. С другой стороны, платежеспособные переселенцы, которые могут себя обеспечить, получают наименьшее количество балов.

Также наше предложение – пойти по опыту Грузии и разрешить людям приватизировать жилье в коллективных центрах. Тем более, на это не нужно денег из госбюджета.

Сейчас мы разрабатываем полную концепцию по решению всех проблем переселенцев, скоро мы ее представим. Также необходимо создание полноценного реестра переселенцев.

— Международные организации не заинтересованы в том, чтобы помогать с финансированием жилищных программ?

— Я знаю, что Министерство временно оккупированных территорий ведет переговоры с немецким банком KFW о предоставлении таких кредитов, но переговоры длятся уже довольно долго. В Украине донорам сложно, потому что они не готовы финансировать какие-либо программы, пока государство четко не определит, как решать жилищную проблему переселенцев.

— Если осенью парламент не проголосует за выделение средств из бюджета, что будет с законом?

– К сожалению, сами переселенцы недостаточно активны. Поэтому сейчас стоит задача – максимально мобилизовать их и оказывать давление на всех депутатов и профильные Министерства. Если проект не будет проголосован, мы постараемся сделать так, чтобы депутаты нас услышали.