Закон о госслужбе рк с изменениями 2018

Рубрики Процессы

О государственной службе
Статья 50. Дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу

1. Дисциплинарными проступками, дискредитирующими государственную службу, в настоящем Законе признаются следующие деяния государственных служащих:

1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

2) использование своих должностных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников;

3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе;

4) оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений;

5) оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством Республики Казахстан содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

6) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

7) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством Республики Казахстан, либо ее задержка, передача недостоверной или неполной информации;

8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством Республики Казахстан;

9) передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов;

10) дарение подарков и оказание неслужебных услуг официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;

11) явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав, свобод и законных интересов;

12) грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов предпринимательства, установленных в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 7) статьи 151, подпунктах 2), 6) и 8) пункта 2 статьи 156 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;

13) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею;

14) передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

15) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами;

16) принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и иных форм от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.

Деньги, поступившие на счет государственного служащего без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат не более чем в двухнедельный срок после их обнаружения перечислению в республиканский бюджет с представлением объяснения в соответствующий орган государственных доходов об обстоятельствах поступления таких средств;

17) принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций от государственных служащих и иных лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе.

Подарки, поступившие без ведома государственного служащего, а также полученные им в связи с исполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат в семидневный срок безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд, а оказанные государственному служащему при тех же обстоятельствах услуги должны быть оплачены им путем перечисления денег в республиканский бюджет.

Государственный служащий, к которому поступили подарки, вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности. Вырученные от продажи подарков деньги специальный государственный фонд перечисляет в республиканский бюджет;

18) принятие приглашений во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок:

по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет;

по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций;

19) использование не предусмотренных законодательством Республики Казахстан преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

2. Члены семьи государственного служащего не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, с которыми указанное лицо связано по службе. Государственный служащий обязан в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денег в республиканский бюджет.

С 2018 года будут оценивать деятельность госслужащих

Во исполнение ч. 11 ст. 44 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе) постановлением КМУ от 23.08.2017 г. № 640 утвержден Типовой порядок проведения оценки результатов служебной деятельности государственных служащих.

Поэтому в декабре 2017 года необходимо определить ключевые показатели результативности, эффективности и качества служебной деятельности госслужащего, а с октября по декабрь 2018 года — провести оценочное собеседование, определение и утверждение результатов оценки.

Оценивание результатов служебной деятельности госслужащих имеет целью:

  • определение качества исполнения госслужащим поставленных задач;
  • принятие решения о премировании;
  • планирование служебной карьеры;
  • определение потребности в профессиональном обучении.

Типовым порядком определены 3 возможных результата оценивания служебной деятельности государственных служащих: отрицательная, положительная и отличная оценки.

В случае если госслужащий получил отличную оценку результатов своей служебной деятельности, то это является основанием для ежегодного премирования и предоставления рекомендации на участие в конкурсе на занятие более высокой должности.

В случае получения государственным служащим отрицательной оценки не ранее чем через 3 месяца проводится повторное оценивание в соответствии с упомянутым Типовым порядком.

Если же госслужащий получил повторно отрицательную оценку по результатам оценки, то он подлежит увольнению в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 87 Закона о госслужбе.

Разъяснения по законодательству о государственной службе

Разъяснение Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 2 июня 2003 года

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года «О государственной службе» — Закон о госслужбе.
Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 года «О труде в Республике Казахстан» — Закон о труде.
Положение о порядке прохождения государственной службы, утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 года N 357 — Положение.

Вопрос 1. Законом о госслужбе предусмотрен новый институт перевода государственных служащих. Какова процедура занятия административной государственной должности административными государственными служащими без конкурсного отбора в порядке перевода?

В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 12 Закона о госслужбе, занятие административной государственной должности административными государственными служащими может осуществляться без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия административного государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения.
При этом, согласно пункту 18-1 Положения, руководитель государственного органа вправе назначить на вакантную административную государственную должность административного государственного служащего данного государственного органа либо другого госоргана с согласия уполномоченного органа по делам государственной службы или его территориального подразделения. С этой целью, государственный орган, принимающий на работу государственного служащего, представляет в уполномоченный орган или его территориальное подразделение следующие докумeнты:
1) заявление административного государственного служащего на занятие соответствующей должности в порядке перевода (заявление адресуется руководителю принимающего государственного органа);
2) заполненный послужной список, заверенный кадровой службой государственного органа.
Представленные документы рассматриваются уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней, и выносится одно из следующих решений, уполномоченный орган:
1) дает согласие на назначение;
2) отказывает в согласовании.
Следует отметить, что основаниями для отказа в согласовании может являться только несоответствие государственного служащего предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей должности либо непредставление вышеуказанных документов.
Решение может быть обжаловано в вышестоящем уполномоченном органе (если решение об отказе в согласовании принято территориальным подразделением уполномоченного органа) и (или) в суде.

Вопрос 2. Возможен ли перевод государственных служащих без конкурсного отбора в пределах разных групп категории должностей, например с группы категорий С в группу категорий В, а также перевод на более высокую должность как в пределах одного государственного органа, так и из одного государственного органа в другой?

Назначение административного государственного служащего в порядке перевода может осуществляться не только внутри одной группы категорий административных государственных должностей, но и в пределах разных групп категорий при условии соответствия его квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной административной должности той или иной категории. Кроме того, служащий может быть назначен в порядке перевода на более высокую вакантную административную государственную должность в том же государственном органе либо в другом государственном органе, в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о госслужбе и пунктом 18-1 Положения.

Вопрос 3. На какую норму Закона необходимо ссылаться при увольнении административного государственного служащего в порядке перевода в другой государственный орган?

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о госслужбе, занятие административной государственной должности административными государственными служащими может осуществляться без конкурсного отбора в порядке перевода в случае его соответствия предъявляемым квалификационным требованиям к соответствующей вакантной должности с согласия административного государственного служащего и уполномоченного органа или его территориального подразделения.
Освобождение государственного служащего от занимаемой должности в связи с переводом на другую административную государственную должность не влечет за собой прекращение государственной службы.
Таким образом, в приказе об освобождении государственного служащего от занимаемой должности в порядке перевода на работу в другой государственный орган необходимо ссылаться на пункт 2 статьи 12 Закона о госслужбе.

Вопрос 4. В случае перевода работника ему может предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения установленного законодательством срока. Как в данном случае производится оплата предоставленного отпуска и пособии для оздоровления?

Пунктом 5 статьи 22 Закона о госслужбе предусмотрено, что в случае перевода административного государственного служащего либо в связи с назначением политического государственного служащего на другую государственную должность, если государственным служащим не был использован отпуск по прежнему месту работы, на новом месте работы оплачиваемый ежегодный отпуск может быть предоставлен до истечения срока, установленного законами Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 68 Закона Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан», при расторжении индивидуального трудового договора независимо от его основании работнику, который не использовал или использовал не полностью свое право на ежегодный трудовой отпуск, выплачивается компенсация.
Исходя из вышеизложенного и специфики института перевода и назначения политических государственных служащих в сфере государственной службы, государственному служащему, по его желанию, может быть выплачена компенсация за неиспользованный или использованный не полностью ежегодный трудовой отпуск по прежнему месту работы, либо предоставляется отпуск на новом месте работы. При этом, пособие для оздоровления в размере двух должностных окладов выплачивается только при выходе работника в трудовой отпуск.

Вопрос 5. Означает ли, что лица, достигшие пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», должны быть уволены с государственной службы или им продлевается на один год пребывание на государственной службе, а также возможно ли продление срока нахождения на государственной службе указанных лиц путем заключения срочного трудового договора по взаимному согласию сторон каждый последующий год?

Подпункт 1-1) пункта 1 статьи 27 Закона о госслужбе гласит, что основанием для прекращения государственной службы административными государственными служащими является достижение ими пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан, с правом продления срока их пребывания на государственной службе на один год путем заключения срочного трудового договора по взаимному согласию сторон.
Данная норма устанавливает право продления срока пребывания указанной категории лиц на государственной службе по взаимному согласию сторон. То есть, если хотя бы одна из сторон, либо руководитель государственного органа, либо административный государственный служащий, не согласны с продлением срока, то в этом случае служащий подлежит увольнению с государственной службы.
Также из содержания вышеназванной нормы следует, что с государственным служащим при взаимном согласии сторон может быть заключен срочный трудовой договор о продолжении работы на один год. При этом, такое право может реализовываться каждый последующий год путем заключения нового срочного трудового договора.
При этом, следует учитывать, что продолжение работы (заключение срочного трудового договора) может осуществляться в пределах той должности, которую занимает государственный служащий. Перевод указанных лиц с одной должности на другую равно, как и перевод в другой государственный орган не допускается.

Вопрос 6. Согласно статье 9 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту в полном объеме по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.
Военнослужащие в соответствии с законодательством, регулирующим их правовой статус, имеют право выхода на пенсию в 45 лет.
Является ли основанием достижение указанными категориями лиц и иными аналогичными категориями граждан пенсионного возраста прекращения ими государственной службы или ограничение в поступлении на государственную службу?

Относительно определения пенсионного возраста, по достижении которого административный государственный служащий может быть уволен с государственной службы, то он, применительно к государственной службе, составляет для мужчин — 63 года, а для женщин 58 лет. При этом, достижение льготного пенсионного возраста, установленного для отдельных категорий граждан, в данном случае значения не имеет и в качестве основания для прекращения государственной службы или ограничения в праве поступать на государственную службу не является.

Вопрос 7. Может ли быть заключен срочный трудовой договор для дальнейшего прохождения государственной службы с лицами, возраст которых на момент принятия Закона Республики Казахстан от 11 марта 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной службе» составляет выше: у женщин — 58 лет и у мужчин — 63 года?

Срочный трудовой договор с государственными служащими, возраст которых на момент вступления в силу Закона Республики Казахстан от 11 марта 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной службе» составляет свыше: у женщин — 58 лет и у мужчин — 63 года, может быть заключен на тех же условиях, что и для государственных служащих, у которых пенсионный возраст наступил на момент или после вступления в силу названного Закона.

Вопрос 8. Сохраняются ли социальные гарантии, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственной службе на лиц, достигших пенсионного возраста, с которыми продлен срок пребывания на государственной службе путем заключения срочного трудового договора, а также каким законом регламентируется их правовой статус?

На лиц, достигших пенсионного возраста, с которыми заключили срочный трудовой договор, распространяются все льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о государственной службе, и их правовой статус устанавливается Законом о госслужбе.

Вопрос 9. Имеется ли утвержденная типовая форма срочного трудового договора, заключаемого с государственными служащими, достигшими пенсионного возраста?

Утвержденная типовая форма срочного трудового договора отсутствует, вместе с тем, следует учитывать, что срочный трудовой договор должен заключаться в письменной форме и подписываться руководителем государственного органа и сотрудником. В срочном трудовом договоре необходимо обязательно отражать срок его действия, что и подразумевает в названии договора слово «срочный». За основу срочного трудового договора можно брать стандартный индивидуальный трудовой договор, форму которого, и правильность его заполнения вы можете получить в соответствующем территориальном подразделении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
При этом, содержание срочного трудового договора должно согласовываться с положениями законодательства о государственной службе и учитывать специфику прохождения государственной службы.

Вопрос 10. На какую должность может рекомендовать аттестационная комиссия административных государственных служащих, прошедших аттестацию, для зачисления в кадровый резерв?

Согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 20 Закона о госслужбе, административные государственные служащие, прошедшие аттестацию, могут быть рекомендованы аттестационной комиссией для зачисления в кадровый резерв.
Аттестационная комиссия, изучив представленные материалы и проведя собеседование со служащим, получившим при прохождении тестирования оценки на ниже пороговых значений, устанавливаемых уполномоченным органом для данной категории должностей, может принять решение не только о соответствии государственного служащего занимаемой должности, но и в целях стимулирования служащего в карьерном росте тем же решением может рекомендовать его для зачисления в кадровый резерв для занятия должности вышестоящей категории, с условием соответствия его квалификационным требованиям той должности, на которую он рекомендован.
Вместе с тем, следует учитывать, что комиссия может рекомендовать государственного служащего на вышестоящую должность, которая имеется у него в наличии в рамках штатного расписания.

Вопрос 11. В соответствии с новыми изменениями, и стаж, дающий право на получение должностного оклада, в соответствии с тарифно-квалификационной сеткой оплаты труда, включается время работы лиц, временно исполнявших обязанности, предусмотренные вакантной административной должностью, в соответствии с пунктами 7 и 16 Положения о порядке прохождения государственной службы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 10 марта 2000 года N 357.
С какого срока следует включать указанное время работы?

Время работы, предусмотренное подпунктом 13) пункта 27 Положения, следует включать всем государственным служащим независимо от периода временного исполнения ими обязанностей.
При этом, начисление должностного оклада следует производить с 14 апреля 2003 года, то есть со дня вступления в силу Указа Президента Республики Казахстан от 21 апреля 2003 года N 1071.

Новый закон о госслужбе: в чем суть

06.05.2016 21186 9 2

Принятие Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) является существенным шагом к построению эффективной, прозрачной и открытой государственной службы. Важно то, что в нем учтены европейские стандарты и лучший зарубежный опыт ради того, чтобы украинская государственная служба функционировала в интересах государства и общества.

Нормы Закона № 889 вступают в силу с 01.05.16 г., кроме некоторых позиций, о которых поговорим далее (о владении госслужащих иностранным языком, премировании в объеме 30 % годового фонда должностного оклада, установлении фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда, размера минимального должностного оклада госслужащего не менее двух минимальных заработных плат, далее – МЗП).

В то же время утрачивает силу Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), за некоторыми исключениями (касающимися пенсионного обеспечения лиц, которые на день вступления в силу Законом № 889 имеют не менее 10 лет и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей госслужащих).

Что касается Закона от 17.11.11 г. № 4050-VІ «О государственной службе», то он утратил силу с 31.12.15 г.

Согласно новому определению, которое отличается от предоставленного в Законе № 3723, государственная служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства. Это значит, что каждый назначенный на должность госслужащий в первую очередь выполняет установленные для его должности полномочия, непосредственно связанные с задачами того государственного органа, в котором он работает.

В отличие от норм Закона № 3723, в ст. 3 Закона № 889 сказано, на каких именно госслужащих он распространяется (это должностные лица Кабмина, министерств, местных госадминистраций, органов прокуратуры, военного управления, заграничных дипломатических учреждений, других госорганов). Кроме того, предусмотрены и особенности прохождения службы в отдельных госорганах (ст. 91 Закона № 889).

Также четко урегулировано, к кому не применяются нормы данного Закона:

  • президент страны;
  • глава администрации президента, его заместители, постоянный представитель президента в АР Крым, его заместители;
  • члены КМУ, первые заместители и заместители министров;
  • председатели и члены Нацтелерадио, АМК, НАПК, Счетной палаты, ЦИК, председатели и члены других государственных коллегиальных органов;
  • секретарь Совета нацбезопасности, его заместители;
  • председатели Госкомтелерадио, Фонда госимущества, их заместители;
  • народные депутаты;
  • уполномоченный Верховной Рады по правам человека, его представители;
  • служащие НБУ;
  • депутаты Верховной Рады АР Крым, председатель Совета министров АР Крым, его заместители, министры АР Крым;
  • депутаты местных советов, должностные лица местного самоуправления;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • работники госорганов, выполняющие функции по обслуживанию;
  • работники государственных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, основанных госорганами;
  • военнослужащие ВСУ и других воинских формирований;
  • лица рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работники других органов, которым присваиваются специальные звания;
  • работники патронатных служб.

Принципы прохождения госслужбы

Отметим, что Закон № 889 четко и детально урегулировал принципы набора и увольнения госслужащих, прохождения их службы, требования к должностям, ответственность, карьерную мотивацию, прозрачность системы оплаты труда. В то же время в нем определено, что в части отношений, не урегулированных данным Законом, на госслужащих распространяется действие законодательства о труде.

Принципиально изменены подходы к определению категорий должностей госслужбы. Теперь это будут:

  • категория «А» (высший корпус госслужбы, так называемые «первые» руководители);
  • категория «Б» (заместители руководителей госорганов, руководители структурных подразделений, терорганов);
  • категория «В» – другие должности, не отнесенные к категориям «А» и «Б». Важно то, что число должностей первых двух категорий не должно превышать треть штатной численности соответствующего госоргана (ст. 6 Закона № 889).

Среди новаций – законодательное определение прав и обязанностей госслужащих, их подчиненности. Установлено, что государственному работнику необходимо соблюдать политическую беспристрастность (запрещено занимать должности в руководящих органах политической партии, любое использование своего служебного положения в политических целях и т. п.).

Органы управления госслужбой

Отдельный раздел Закона № 889 посвящен вопросу управления госслужбой, которая будет включать: Кабмин, Нацгосслужбу, Комиссию по вопросам высшего корпуса государственной службы и соответствующие комиссии, руководителей госслужбы, службы управления персоналом. Останавливаться на функциях и задачах КМУ и Нацгосслужбы не будем, а об указанных структурах – подробнее.

Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы (далее – Комиссия) определена как постоянно действующий коллегиальный орган, члены которого работают на общественных началах (ст. 14 Закона № 889). Правда, на период участия в работе Комиссии за ее членами сохраняется должность и средний заработок по месту их основной работы. Полномочия Комиссии достаточно высоки, но они касаются только организации работы госслужащих категории «А»: согласование типовых требований к их профессиональной компетентности, проведение конкурса на занятие вакантных должностей среди претендентов на такие должности, дача согласия на их увольнение, осуществление относительно них дисциплинарных производств и т. п.

Что касается госслужащих категорий «Б» и «В», то ими в каждом отдельном госоргане занимается руководитель госслужбы. В министерстве такие полномочия будет исполнять государственный секретарь, в другом ЦОИВ – его руководитель или же руководитель аппарата (секретариата). Упомянутый руководитель фактически организует кадровую работу всего персонала органа. Его функциями, в частности, являются: проведение конкурсов на занятие вакантных должностей, планирование служебной карьеры, назначение на вакантные должности и увольнение с должностей, присвоение рангов, принятие решений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и т. п. В то же время для работников, не являющихся госслужащими, руководитель госслужбы является работодателем.

Требования к госслужащим

Остановимся на требованиях к тем, кто намерен поступить на госслужбу. Кстати, эти требования касаются и тех, кто уже сейчас является госслужащим и будет продолжать служить дальше.

В ст. 20 и 21 Закона № 889 конкретизировано, что к претендентам на должности госслужбы выдвигаются общие и специальные требования. Общие касаются общего стажа работы и опыта, владения одним из официальных языков Совета Европы (данная норма будет действовать с 01.05.18 г.). Специальные требования, которые должна определить Нацгосслужба исходя из требований специальных законов относительно деятельности соответствующих госорганов, касаются претендентов на должности категорий «Б» и «В». Следовательно, это должен быть гражданин Украины, который свободно владеет украинским языком и имеет степень высшего образования: для категорий «А» и «Б» – магистр, «В» – бакалавр, младший бакалавр.

Запреты на вступление в должность таковы: возраст свыше 65 лет; недееспособность или ограниченная дееспособность; наличие непогашенной (неснятой) судимости; лишение судом права занимать соответствующие должности; коррупционные деяния; другое (не украинское) гражданство; непрохождение спецпроверки; необходимость люстрации (Закон от 16.09.14 г. № 1682-VІІ «Об очистке власти», далее – Закон № 1682).

Кроме указанных требований претенденты на должности должны пройти конкурс.

На государственную службу поступают исключительно по конкурсу. Прием лиц без конкурса запрещен. Обращаем внимание: вакантные должности, на которые в течение одного года не объявлен конкурс, подлежат сокращению (ст. 24 Закона № 889)!

Об особенностях проведения конкурса расскажем в одном из следующих номеров «БАЛАНС-БЮДЖЕТА» в комментарии к соответствующему постановлению КМУ, которым утвержден порядок его проведения. Но коротко отметим, что нормами Закона № 889 детально установлено: какие именно документы подаются претендентом конкурсной комиссии; какими должны быть действия службы персонала госоргана, в котором проводится конкурс; полномочия конкурсной комиссии; как оформляются и обнародуются результаты конкурса; обжалование результатов конкурса и другое.

Оформление назначения на должность

Назначенным на должность должен быть победитель конкурса (ст. 31 Закона № 889). Решение об этом принимается по окончании срока обжалования результатов конкурса, но не позднее 30 календарных дней после обнародования информации о победителе. Основанием для такого решения служит протокол заседания конкурсной комиссии. Важными являются результаты проверок, установленных Законом № 1682 и Законом от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700).

Требования для занятия должности в госоргане на этом не исчерпаны. Нельзя назначать на должность лицо, которое будет прямо подчиняться близкому человеку (или которое само будет иметь в подчинении близких лиц). В противном случае ответственность за такое нарушение законодательства несет руководитель госслужбы. Если само лицо не уведомило о подобных обстоятельствах, оно и будет отвечать. Это является одним из ограничений, установленных Законом № 1700.

Закон № 889 установил, согласно какому локальному распорядительному документу производится назначение на должность государственной службы, а именно: согласно указу, постановлению, приказу, распоряжению, решению (далее – распорядительный документ). В этом документе обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, занимаемая должность, структурное подразделение, дата начала выполнения должностных обязанностей, условия оплаты труда. Также в нем может быть зафиксирован испытательный срок (если таковой установлен), срок назначения (при необходимости).

Процедура найма на госслужбу

Знаем, что госслужащие назначаются на должность бессрочно. Однако Закон № 889 предусмотрел и исключение, когда происходит срочное назначение. Обратим внимание, что должностные лица категории «А» назначаются сроком на 5 лет с правом повторного назначения еще на один срок или следующего перевода на равнозначную или более низкую должность в другой госорган. Предусмотрено срочное назначение и в случае замещения должности на период отсутствия госслужащего, за которым сохраняется должность (например, если работающий госслужащий призван на военную службу по мобилизации).

Как и в условиях действия Закона № 3723, предусматривается испытание для госслужащих. Для лиц, впервые претендующих на занятие должности, оно обязательно.

Как предусмотрено ст. 27 КЗоТ, срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев, за исключением частных случаев, когда по согласованию с профсоюзами он длится 6 месяцев. В отличие от норм общего трудового законодательства, Законом № 889 установлены более жесткие сроки и условия установления и прохождения испытания. Поэтому для проверки соответствия госслужащего занимаемой должности ст. 35 Закона № 889 установила его продолжительность до 6 месяцев.

Мало того, если лицо не соглашается на испытание, это расценивается как отказ от занятия должности госслужбы. В таком случае применяется отложенное право второго по результатам конкурса кандидата, который желает занять вакантную должность (ст. 29, 35 Закона № 889). Однако второй по результатам конкурса кандидат будет иметь право быть назначенным только в течение одного года со дня проведения конкурса. Также второй по очереди претендент может назначаться в течение этого периода, если победителю конкурса (т. е. первому претенденту) отказано в назначении по результатам спецпроверки.

Если субъект назначения или руководитель госслужбы уже в период испытания обнаружил признаки несоответствия лица занимаемой должности, госслужащего необходимо в письменном виде предупредить об увольнении за 7 календарных дней с обязательным указанием оснований несоответствия.

Заметим, что согласно ст. 2 Закона № 889: руководитель госслужбы – это должностное лицо, которое занимает высшую должность госслужбы в госоргане и к должностным обязанностям которого относится осуществление полномочий по вопросам госслужбы и организации работы других работников в этом органе; субъект назначения – госорган или должностное лицо, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность госслужбы в госоргане и увольнять с такой должности.

Традиция, введенная Законом № 3723 в части принесения присяги госслужащего, сохраняется и сейчас. Присягу публично должен принести тот, кто впервые назначается на должность. При отказе от присяги решение государственного органа о назначении на должность госслужащего отменяется, и к занятию должности приглашается второй по результатам конкурса кандидат на эту вакансию. Если второго кандидата не было, придется объявлять и проводить повторный конкурс.

Как видим, во-первых, следует тщательным образом избирать претендентов на должности госслужбы, а во-вторых, квалифицированно проводить сам конкурс и по его результатам выявлять достойного кандидата на службу государству.

Служебная карьера

Рассмотрим, как проходит прием и продвижение по службе лиц.

Одним из первейших признаков статуса должности, выполняемых полномочий, уровня ответственности служит присвоенный госслужащему ранг. В разд. V Закона № 889 (ст. 38, 39) ранг определен как вид специальных званий. В отличие от ст. 26 Закона № 3723, теперь рангов будет 9. Сейчас законодательно определено, что присваивается ранг одновременно с приемом на должность, за исключением назначения с испытательным сроком – тогда ранг присваивается после окончания испытательного срока.

Поэтому если госслужащий профессионально и компетентно выполняет возложенные на него задачи, то ему, конечно, повышается и ранг. Правда, очередной ранг может быть присвоен уже не после двух лет успешной работы, как это было ранее, а через три года. Для этого нужно иметь хорошие результаты оценки его служебной деятельности.

И тогда госслужащего продвигают по службе путем занятия им более высокой должности. Напомним, что для этого необходимо пройти конкурс. Конечно, те работники, к которым применено дисциплинарное взыскание (ст. 66 Закона № 889), о развитии своей карьеры на госслужбе могут забыть.

Перевод на другую должность

В ст. 41 Закона № 889 предусмотрена возможность перевода на другую должность госслужащего (причем конкурс не обязателен). Это происходит:

  • при переводе на другую равнозначную или низшего уровня вакантную должность в том же госоргане, включая другую местность (например: главный специалист управления соцзащиты населения облгосадминистрации переводится в управление персонала этой же госадминистрации или же директор департамента в аппарате министерства – на должность начальника отдела территориального подразделения, находящегося в ведении этого же министерства; начальник отдела благоустройства райгосадминистрации г. Конотопа – на должность главного специалиста Черкасской горгосадминистрации);
  • при переводе на равнозначную или низшего уровня вакантную должность в другом госоргане, в том числе в другой местности (например, руководитель финансового подразделения районной в городе госадминистрации переводится на такую же должность в другом районе города или начальник отдела благоустройства Киевской облгосадминистрации – на должность главного специалиста отдела капитального строительства г. Бровары).

Такие переводы могут осуществляться лишь с согласия госслужащего. Кстати, подобную норму о получении согласия работника на его перевод содержит и ст. 32 КЗоТ.

Из вышеупомянутой нормы ст. 32 КЗоТ и ст. 41 Закона № 889 следует, что относиться к самому процессу перевода нужно достаточно внимательно, поскольку, во-первых, беременные женщины или те, кто является инвалидом или единственным опекуном ребенка в возрасте до 14 лет, вообще не подлежат переводу. Во-вторых, перед принятием подобного решения руководителю, в частности, кадровой службы в первую очередь необходимо выяснить, нет ли у госслужащего особо важных личных или семейных обстоятельств.

И только тогда, получив личное согласие госслужащего, выдается акт о его переводе. А уже на новом месте работы переведенному госслужащему подлежит выплате тот заработок, который соответствует его новой должности.

Особенности прохождения госслужбы

Прохождение госслужбы в отдельных госорганах имеет свои особенности, связанные с особыми функциями этих органов. Речь идет о председателях местных госадминистраций, руководителях аппаратов Верховной Рады, созданных президентом вспомогательных органов, других определенных Конституцией органов (в частности, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший совет юстиции, НАПК, Счетная палата), а также государственных коллегиальных органов.

Поэтому в ст. 91 Закона № 889 определено, как госслужащие упомянутых госорганов назначаются на должность и увольняются с нее. Также отмечено, в каком порядке утверждается: перечень должностей госслужбы, патронатной службы, должностей работников с выполнением обслуживающих функций, установление категорий должностей госслужбы по упомянутым «особым» органам.

Что касается патронатной службы, то о ней речь идет в ст. 92 Закона № 889. Теперь четко определено, какие именно должности относятся к этой службе: советники, помощники, уполномоченные и пресс-секретарь Президента, работники секретариатов председателя Верховной Рады, его первого заместителя и заместителя, работники патронатных служб премьер-министра и других членов Кабмина, помощники-консультанты народных депутатов, помощники и научные консультанты судей Конституционного Суда, помощники судей, а также должности патронатных служб в других госорганах.

Важным является то, что с работниками этой службы заключаются срочные трудовые договоры – на срок полномочий того лица, в патронате которого они работают. Из этого следует, что они увольняются в день прекращения полномочий своего «патрона».

Как предусмотрено ст. 3 Закона № 889, нормы данного Закона не распространяются на работников патронатной службы. Поэтому к ним применяются нормы общего трудового законодательства, то есть КЗоТа (кроме отдельных норм КЗоТа). Следовательно, такие работники при приеме на работу не должны проходить процедуру конкурсного отбора, им не присваивается ранг госслужащего, к ним не применяется дисциплинарная ответственность, условия оплаты их труда не могут быть определены на принципах, установленных для госслужащих, и т. п.

При этом зачисление в стаж гослужбы периода работы на должности патронатной службы возможно лишь в случае, если до назначения на такую должность работник находился на госслужбе и после увольнения с должности патронатной службы возвратился на госслужбу. При таких же условиях этот стаж учитывается при присвоении ранга госслужащего.

Однако при желании вернуться или поступить на госслужбу к претенденту применяются все требования Закона № 889, в частности обязательным является проведение конкурса.

Изменение существенных условий госслужбы

Согласно общим нормам трудового законодательства (ст. 32 КЗоТ) изменение существенных условий труда допускается, если происходят изменения в организации производства и труда и работник продолжает работать по той же специальности, квалификации или должности. Под таким изменением имеется в виду изменение систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменение разрядов и наименования должностей и другое. Работодатель обязан об этом уведомить работника не позднее чем за 2 месяца.

Коротко отметим, что Закон № 889, исходя из особенностей функционирования госорганов, конкретизировал данный вопрос, установив основания для изменения существенных условий труда, которыми в госоргане могут быть: ликвидация, реорганизация, уменьшение фонда оплаты труда, сокращение численности или штата путем оптимизации системы госорганов или структуры отдельного госоргана.

Относительно отдельного госслужащего это может быть изменение:

  • отнесения должности к определенной категории;
  • основных должностных обязанностей;
  • условий (систем и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;
  • режима службы, установления или отмены неполного рабочего времени;
  • места расположения госоргана.

Поэтому Закон № 889, по аналогии с нормами ст. 32 КЗоТ, предусматривает обязанность руководителя госслужбы заблаговременно, за 60 дней до таких изменений или еще раньше, в письменном виде уведомить госслужащих, за исключением случаев, когда условия улучшаются, то есть заработная плата повышается (тогда предварительно уведомлять не нужно).

В то же время госслужащему, который не согласен далее служить государству при изменении условий прохождения госслужбы, необходимо в течение 60 дней со дня ознакомления с уведомлением руководителя подать заявление о несогласии. При отсутствии заявления о несогласии он должен в дальнейшем проходить госслужбу в предложенных ему новых условиях. Есть у него также возможность обжаловать принятое руководством по нему решение, как это предусматривает ст. 11 Закона № 889.

Работа госслужащего и ее оценка

Конечно, в условиях реформирования государственности работа госслужащего должна быть качественной, профессиональной, эффективной, направленной на развитие страны. Поэтому предусмотрено, что она будет оцениваться. Об этом – далее.

Каждое должностное лицо, прежде чем вступать в соответствующую должность, знакомится с функциями и полномочиями как госоргана, в котором он будет работать, так и с объемом своей работы, а также ответственностью, которая на него возлагается. Качество выполняемой госслужащим служебной деятельности подлежит ежегодной оценке, и по ее результатам принимается решение о возможности его премирования, карьерного роста или же необходимости профессионального обучения (ст. 44 Закона № 889)

Обратим внимание: ради получения объективных результатов оценки в первую очередь анализируются показатели результативности, эффективности и качества работы. В свою очередь, упомянутые показатели следуют из установленных по соответствующей должности обязанностей. Кроме того, учитывается соблюдение госслужащим этики поведения и норм законодательства по предотвращению коррупции.

Заключение по результатам оценки принимается приказом. Причем обоснованию подлежит любая из выставленных оценок: отрицательная, положительная, отличная.

Следует иметь в виду, что теперь на премирование или же продвижение по службе может рассчитывать только то должностное лицо, которое получило отличную оценку. А если дважды подряд получены отрицательные оценки, госслужащего увольняют. Установлено, что типовой порядок оценки госслужащих утверждает Кабмин (на сегодняшний день его еще нет).

Закон № 889 также содержит нормы, касающиеся:

  • нового порядка исчисления стажа государственной службы (ст. 46 Закона № 889, постановление КМУ от 25.03.16 г. № 229);
  • правил внутреннего служебного распорядка госоргана (ст. 47 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50);
  • порядка стажировки госслужащих (ст. 48 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 48).