Закон 44-фз статья 93

Рубрики Вопрос юристу

Оглавление:

Согласно п. 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразны. Заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме. Необходимо ли такую закупку вносить в план закупки и план-график? Обязательно ли для осуществления такой закупки авария должна быть природного или техногенного характера, или она может быть бытовой аварией (прорыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Упомянутая в вопросе норма может быть основанием для закупки товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от того, является ли авария бытовой (прорыв трубопровода и т.п.) и вводится ли в связи с такой аварией режим чрезвычайной ситуации. Однако при оценке обоснованности применения этого основания при осуществлении закупки может иметь значение наличие у аварии характера чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях происшествия.
В связи с осуществлением такой закупки следует внести изменения в план закупок и в план-график. При этом изменения в план-график вносятся не позднее чем за один день до даты заключения контракта.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие в том числе аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с этим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Понятия аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы в Законе N 44-ФЗ не раскрываются.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ) авария представляет собой опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона N 384-ФЗ, под объектом в контексте п. 2 ч. 2 ст. 2 этого федерального закона может пониматься здание и сооружение любого назначения, в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. Сетью инженерно-технического обеспечения является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а системой инженерно-технического обеспечения — одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п.п. 20, 21 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Разъясняя вопросы применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представители контролирующих органов со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13, указывают, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 09.12.2016 N Д28и-3224, от 19.09.2016 N Д28и-2410, от 16.03.2016 N Д28и-751, от 15.03.2016 N 6770-ЕЕ/Д28п, от 24.12.2014 N Д28и-2842).
В постановлении ФАС России от 17.06.2016 N 17/41463/16 со ссылкой на позицию судебной практики по вопросу о квалификации обстоятельств непреодолимой силы отмечается, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимаются исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
На основании изложенного полагаем, что закупка товаров, работ, услуг у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможна в связи с любой аварией, в том числе и бытового характера, если такая авария отвечает признакам, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ, или имеет характер чрезвычайного и непредотвратимого события, а применение других способов определения контрагента при таких обстоятельствах нецелесообразно, поскольку требует затрат времени. Такой аварией могут быть в том числе обрыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения. Аналогичное вывод был изложен в п. 4 письма Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029 применительно к схожей по содержанию норме п. 6 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», утратившего силу с 01.01.2014. В этом письме, в частности, было указано, что к непреодолимой силе, наличие которой обуславливает возможность закупки товаров, работ или услуг у единственного контрагента, можно отнести и ликвидацию аварий (например прорыв батареи отопления или канализации).
Такое же мнение высказывается в правоприменительной практике в отношении действующего правила п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 N 13АП-15029/15, постановление Смоленского областного суда от 07.08.2015 по делу N 4А-296/2015, постановление Московского УФАС России N 4-7.29-604/77-16 (опубликовано 09.09.2016), решение Оренбургского УФАС России N 06-05-27/2015 (опубликовано 01.12.2015)).
Однако очевидно, что квалификация того или иного события как аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы является оценочной и зависит от особенностей конкретной ситуации. Если заказчик объективно имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, антимонопольный орган может прийти к выводу о том, что применение нормы п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного контрагента неправомерно (решение ФАС России от 03.02.2017 N 17/9995/17). Полагаем, что подобный подход не в полной мере отвечает формулировке п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в которой, как нам представляется, авария, чрезвычайная ситуация, непреодолимая сила и т.п. перечисляются в качестве самостоятельных оснований для применения указанной нормы. Из п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не следует, что принципиальная возможность предвидеть и предотвратить аварию исключает возможность осуществления закупки по основанию, предусмотренному этой нормой. Однако правомерность описанного выше подхода в настоящей консультации не рассматривается, а оценить вероятность его применения не представляется возможным.
Закон не ставит возможность закупки товара, работы или услуги на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в зависимость от введения режима чрезвычайной ситуации в связи с аварией. Представляется, что признаки аварии или иной чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительного осуществления закупки товаров, работ или услуг для устранения ее последствий, могут иметь место независимо от совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления тех или иных действий в рамках ил полномочий, предусмотренных Законом N 68-ФЗ. Поэтому, на наш взгляд, заказчик вправе применить такое основание закупки у единственного контрагента в случае аварии вне зависимости от введения режима чрезвычайной ситуации при возникновении этого происшествия.
По общему правилу изменения в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд по каждому объекту закупки вносятся не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении контрагента или до даты заключения контракта (если в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки не размещается или приглашение принять участие в определении контрагента не направляется) (п. 9 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553). Вместе с тем согласно п. 10 названных Правил в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ изменения в план-график закупок вносятся не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Таким образом, в связи с закупкой товаров, работ, услуг на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан внести изменения в план-график не позднее чем за один день до даты заключения контракта.
Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утверждены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552) не называют закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для внесения изменений в план закупок. Однако пп. «и» п. 11 этих Правил предусматривает внесение изменений в утвержденный план закупок в случае возникновения иных (помимо прямо упомянутых в этом пункте) существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.
Поскольку в план закупок включается информация об объектах закупок, об объеме финансового обеспечения (планируемых платежах) для осуществления закупок (пп. «е» п. 1 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552), с нашей точки зрения, в связи с закупкой у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчику следует внести изменения в план закупок, дополнив его сведениями о соответствующих объектах закупки и об объеме финансового обеспечения, предназначенном для их приобретения. В течение трех рабочих дней со дня изменения такого плана он должен быть размещен в ЕИС (ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

27 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закон 44-фз статья 93

Согласно п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у единственного контрагента может осуществляться закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей.
В 2013 году организацией был заключен такой «малобюджетный» договор, оплата по которому происходит в 2014 году.
Распространяется ли ограничение размеров закупки (два миллиона рублей) исключительно в отношении годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, или же размер закупок может быть и более указанной суммы с учетом того, что оплата по некоторым договорам осуществляется в 2014 году?

Буквально из приведенной формулировки следует, что установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничения размеров закупки предусмотрены исключительно в отношении годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить именно на основании указанного пункта.

Поэтому цена контрактов, заключенных на основании иных норм (в том числе на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»), в целях соблюдения указанных ограничений не учитывается.

Иными словами, не должна превышать два миллиона рублей общая сумма закупок, осуществленных в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (то есть по контрактам, заключенным с 1 января 2014 года).

Общая же цена этих контрактов и контрактов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, оплата по которым осуществляется в 2014 году, может быть и более указанной суммы.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

И снова о нем. Вокруг и около единственного поставщика

При заключении контракта с единственным поставщиком, во-первых, надо быть очень внимательным, чтобы не упустить нюансы, чреватые в дальнейшем обернуться массой проблем, а во-вторых, не стоит видеть в оформлении любых взаимоотношений с ним только подвохи.

Иногда само понятие «единственный поставщик» вводит в заблуждение и заставляет даже косвенные отношения, связанные с ним, пытаться регулировать Законом о контрактной системе, что в корне неверно. Рассмотрим две конкретные ситуации как наглядную иллюстрацию вышесказанного.

В какой срок после размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика нужно заключать контракт?

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 ст. 93, заказчик размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п. 1, 2, 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, а также в п. 8 ст. 93 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 данного закона).

Возникает вопрос: контракт нужно заключать обязательно на шестой день или можно заключить, например, через 10 дней после размещения извещения в Единой информационной системе? В первую очередь надо отметить, что в приведенной ситуации извещение об осуществлении закупки может быть размещено на официальном сайте и более чем за пять дней до заключения контракта.

Согласно ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 ч. 1 указанной статьи, заказчик размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Как буквально следует из приведенной нормы, она ограничивает срок, в течение которого на официальном сайте должно быть размещено извещение об осуществлении закупки, лишь минимальным пределом. Положений, которые запрещали бы размещать такое извещение на официальном сайте более чем за пять дней до заключения контракта либо заключать контракт по истечении пяти дней с момента размещения извещения, Закон № 44-ФЗ не содержит. Таким образом, по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, контракт может быть заключен и через 10 дней с момента размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки.

В заключение остается добавить, что в силу уже упомянутой ч. 2 ст. 93 Закона №44-ФЗ в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан уведомить об осуществлении закупки контрольный орган в сфере закупок. При осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд соответствующее уведомление направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контракта с обоснованием его заключения.

Подпадает ли под действие Закона № 44-ФЗ заключение договора о возмещении расходов на коммунальные услуги с единственным поставщиком – учреждением, если сумма данного договора будет превышать 100 тыс. руб.?

Федеральное казенное учреждение по договору безвозмездного пользования занимает помещения, принадлежащие на праве оперативного управления другому учреждению. Можно ли заключить договор о возмещении расходов на коммунальные услуги (водоснабжение, электроэнергия, подача газа) на текущий год с единственным поставщиком – учреждением, если сумма данного договора будет превышать 100 тыс. руб.?

1. Надо отметить, что из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следует, что в сферу правового регулирования этого закона входит заключение любых видов гражданско правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги для достижения целей, предусмотренных ст. 13 Закона № 44-ФЗ. Этот закон основывается на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Однако из ряда норм этого Федерального закона (в частности, п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ) следует, что понятие услуги в контексте этих норм охватывает более широкий круг отношений по сравнению с предусмотренными ГК РФ (ст. 779 этого кодекса). Вместе с тем по смыслу положений Закона №44-ФЗ (в частности, ч. 1 ст. 33, ч. 1, 3 ст. 94) и ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе (параграфы 3, 4 и 7 гл. 30, 37, 38, 39 ГК РФ, гл. 34 ГК РФ и прочее), под действие Закона № 44-ФЗ подпадают возмездные договоры, по которым заказчик получает представление в натуре, в неденежной форме и оплачивает его, причем такие договоры, которые заключаются с поставщиком, подрядчиком, исполнителем, определенным в соответствии с законом. Именно это предоставление образует предмет договора, который должен заключаться в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

Заказчик выбирает способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 этого закона). Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 48 этого закона). Перечень случаев осуществления закупки у единственного участника определен ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и по смыслу вышеприведенных норм, а также ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, требующей от заказчика обосновывать невозможность или нецелесообразность применения иных способов закупки. Этот перечень является исчерпывающим.

Так, положения п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривают, что закупка у единственного контрагента может осуществляться в случае заключения заказчиком контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или не скольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Надо отметить, что указанная норма не содержит положений об ограничении суммы, на которую может быть заключен договор, как в случаях заключения договора с единственным поставщиком на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Одним из условий применения нормы п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ является нахождение не жилых помещений в пользовании у других лиц.

Также п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ предусматривает закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). Указанные услуги относятся к коммунальным услугам. Сумма договора, на которую может быть заключен договор в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, также не ограничена.

Как видим, ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ содержит несколько оснований для заключения договора с единственным поставщиком на оказание услуг по содержанию помещения. В письме от 30.04.2014 № Д28и-734 специалистами департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ было разъяснено, что возмещение затрат на коммунальные и эксплуатационные услуги при передаче в безвозмездное пользование или оперативное управление недвижимого имущества заказчик вправе заключить в соответствии как с п. 8, так и п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако Минэкономразвития России не обладает компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, о чем упоминается в указанном письме.

2. Для выбора надлежащего основания для возмещения затрат на коммунальные и эксплуатационные услуги при передаче в безвозмездное пользование или оперативное управление недвижимого имущества, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Из чего следует, что по контракту, заключаемому по п. 8, 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, исполнителем должны совершаться определенные действия в интересах заказчика. Иными словами, на наш взгляд, речь в данном пункте идет о заключении заказчиком договоров не посредственно с исполнителями услуг, в первом случае (п. 8) уже оказывающими эти услуги непосредственно ссудополучателю (казенному учреждению), во втором случае (п. 23) – другим пользователям помещений в том же здании.

Кроме того, если предположить, что по такому договору исполнитель оказывает коммунальные услуги, то при заключении контракта необходимо учитывать и требования законодательства к заключению договоров об оказании коммунальных услуг. Так, обязательным условием для заключения договора энергоснабжения (который является по своей природе договором купли-продажи, а не оказания услуг) являются наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а так же обеспечение учета потребления энергии (п. 2, 4 ст. 539, п. 1, 2 ст. 548 ГК РФ).

Притом что на практике зачастую в отношении пользователей – ссудополучателей, арендаторов – отдельных помещений в здании это требование не может быть выполнено, фактическое потребление пользователем помещения коммунальных услуг даже в отсутствие заключенного между ним и владельцем здания договора влечет обязанность возмещения расходов на коммунальные услуги, поскольку иное означает сбережение на стороне пользователя помещением денежных средств за счет владельца здания без оснований, установленных законом или договором (неосновательное обогащение). А в силу ст. 1102 ГК РФ это влечет возникновение обязанности пользователя помещением возвратить неосновательное обогащение (см., например, постановления Восьмого ААС от 23.09.2009 № 08АП-5241/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.08.2007 № Ф08-4408/07, ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2009 № А82-3372/2008 35).

Проблема решается путем заключения соглашений о возмещении коммунальных услуг ссудодателю, арендодателю, являющемуся стороной договоров с поставщиками коммунальных услуг (по становления ФАС Волго-Вятского округа от 20.09.2010 по делу № А39-6139/2009, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2010 №Ф03-4037/2010). В п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 указано, что такое соглашение не является договором поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и др.), поскольку арендодатель, ссудодатель не являются поставщиками коммунальных услуг.

В связи с этим отметим, что обязанность по возмещению ссудополучателем расходов ссудодателя по содержанию помещения в отношении помещений, переданных в безвозмездное пользование, следует из ст. 695 ГК РФ (если иное не предусмотрено договором ссуды). Иначе говоря, возмещение ссудодателю расходов на содержание имущества, переданного в безвозмездное пользование, основано непосредственно на законе (см. также постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.10.2012 № Ф03-4741/12). Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг и иных услуг по содержанию здания (помещения) в этой ситуации направлено на создание условий для пользования ссудополучателем переданным ему имуществом (зданием) в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора безвозмездного пользования. Упомянутый в вопросе договор по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению ссудополучателем (см. так же постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985), при этом ссудодатель не поставляет товар, не выполняет работу и не оказывает ссудополучателю какой-либо услуги.

Обязанность по возмещению расходов владельца здания возникает у пользователя помещением перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иное лицо в принципе.

Иначе говоря, предметом рассматриваемого договора является не оказание ссудодателем услуг ссудополучателю, а лишь компенсация понесенных ссудодателем затрат. Из этого следует, что заключение казенным учреждением (пользователем помещений в здании по договору безвозмездного пользования) договора о возмещении расходов по содержанию помещения с владельцем здания (абонентом коммунальных и прочих услуг, связанных с содержанием помещения), непосредственно заключившим договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.

Закупки по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в образовательных учреждениях

my.codoy.sclad 30
Ответ написан год назад

Могут ли образовательные учреждения (школы, детские сады) проводить закупки и по п. 4 и по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ?

Оценка ответа: 0

Профессор 455
Ответ написан год назад

Это не взаимоисключающие пункты, поэтому да, могут.

Оценка ответа: 0

my.codoy.sclad 30
Ответ написан год назад

А какое обоснование этому можно предоставить контролирующему органу (в нашем случае, управлению финансов)? Если указываем в контракте п.4 при закупке до 100 тыс. (школы и д/сады казенные и бюджетные есть), то управление финансов не выделяет деньги, требует исправлять на п.5.

Оценка ответа: 30

Профессор 455
Ответ написан год назад

А вы уточните, на каком основании управление финансов требует от вас исправлений? Нигде в законе не говорится о запрете использования п.4 образовательными учреждениями.

Оценка ответа: 0

my.codoy.sclad 30
Ответ написан год назад

Учтем это обязательно, спасибо Вам большое.

Оценка ответа: 0

Александр Ш 360
Ответ написан год назад

Странно конечно, не встречал еще такого требования! Законодательством у всех заказчиков есть право работать по п.4 (в том числе и образовательные организации). А пункт 5 части 1 статьи 93 дает отдельным категориям заказчиков (в том числе образовательные организации) возможность закупать у ед. поставщика по прямому договору на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Оценка ответа: 0

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 2310
Ответ написан год назад

Уважаемые коллеги! Этот вопрос неоднократно задавали Минэкономразвития России, ответ был всегда однозначен. Учреждения, указанные в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в соответствии с требованиями указанного закона. В частности это указано в письме от 22 июля 2014г. № Д28И-1377.

Оценка ответа: 60

my.codoy.sclad 30
Ответ написан год назад

Т.е., я так понимаю, образовательное учреждение имеет право осуществлять закупки (заключать контракты) одновременно по п. 4 и по п. 5 ч.1 ст. 93, включив в плане закупок и плане-графике в «Особые закупки» и 4п. и 5п.?

Оценка ответа: 0

Профессор 455
Ответ написан год назад

Оценка ответа: 0

Светлана 0
Ответ написан 6 месяцев назад

Можно ли исправить ошибку если договор по пункту 4 ст93 44фз провела свыше 100 тысяч рублей на п 5 ст 93 44 ФЗ

Оценка ответа: 0

Афенко Александр Борисович Эксперт 1005
Ответ написан 6 месяцев назад

Можно, если при заключении данного контракта Вы не пользовались АЦК или какой другой региональной системой.

Просто поменяйте ИКЗ, например через протокол разногласий.

Оценка ответа: 0

Добавить сообщение или Задать свой вопрос

«Развитие» — Онлайн-сервис для специалиста в сфере закупок

Конструктор документов по 44-ФЗ

Привести в порядок локальные акты, регламентирующие закупочную деятельность организации

Составить план мероприятий по применению профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» и подготовить необходимый пакет документов

Конструктор контрактов по 44-ФЗ

Формировать контракты и вести реестр закупок по 44-ФЗ

Попробовать бесплатно
потребуется ввести email и ИНН

Горячие темы недели

Извещение в ЕИС при проведении закупки у единственного поставщика

158 4 Karina Тема создана 5 дней назад • последний ответ 5 дней назад

Исполнение контракта

127 2 imzem Тема создана 6 дней назад • последний ответ 5 дней назад

121 4 li07 Тема создана 4 дня назад • последний ответ 10 часов назад

Что делать если контракт опубликован дважды в ЕИС

66 2 melnikovafialka Тема создана 6 дней назад • последний ответ 5 дней назад

Исправление сведений в реестре контрактов при внесении информации об исполнении.

63 2 Оль[email protected] Тема создана 4 дня назад • последний ответ 4 дня назад

Последние темы раздела Закупка у единственного поставщика

Запрос котировок в электронной форме

31 4 Мария Сергеевна Тема создана 9 часов назад • последний ответ 23 минуты назад

Как отобразить в плане-графике расторжение контракта?

44 2 Бухгалтерия Тема создана 3 дня назад • последний ответ 2 дня назад

Можно ли закупать услуги в 2018 году на 2019 год?

149 4 Анна Мельникова Тема создана 7 дней назад • последний ответ 7 дней назад

Изменить в договоре пункт с 5 на 8

72 6 Людмила Тема создана 7 дней назад • последний ответ 7 дней назад

Каким должен быть договор у единственного поставщика?

54 4 Слушатель Академии Тема создана 9 дней назад • последний ответ 6 дней назад

Лучшие сообщения недели

Великанов Сергей Владимирович Эксперт 1340
Ответ написан 4 дня назад

Нет, в таком случае наступает административная ответственность по ст. 7.32.5. КоАп РФ:

1. Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В теме: Аванс

Оценка ответа: 50

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 2310
Ответ написан 6 дней назад

Если протокол промежуточный уже загрузили на площадку о признании процедуры несостоявшейся, то дальнейшие действия зависят от того насколько быстро сработает взаимодействие площадки и сайта ЕИС. При этом завершать определение поставщика нельзя. Вам ведь надо продлить закупку, а не прекратить ее. Вам надо дождаться выгрузки протокола на сайт ЕИС и уж тогда получиться продлить. Вы можете обратиться на площадку, чтобы узнать как скоро они отправят Ваш протокол в ЕИС.

В теме: Запрос котировок в электронной форме

Оценка ответа: 50

Морозов Алексей Александрович Эксперт 740
Ответ написан 5 дней назад

Вначале размещается информация об исполнении договора (акты, платежные поручения) и галочку необходимо убрать. Затем, если подписано соглашение о расторжении, то необходимо нажать на кнопку «Создать информацию о расторжении» и внести требуемую информацию.

В теме: Исполнение по 223-ФЗ

Оценка ответа: 5

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 2310
Ответ написан 5 минут назад

ДА, ч.1 ст. 17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» будет действовать. Даже если Вы сдаете в аренду площадь под банкомат, терминал для оплаты или кофе аппарат. В указанной норме не делается оговорка относительно площади передаваемого в аренду имущества.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Закупка в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Нужно ли размещать извещение в ЕИС, если закупка будет проходить в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При закупке услуг гарантирующего поставщика электроэнергии извещение размещать не нужно. Данный случай не указан в ч.2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Когда заключить контракт с единственным поставщиком

Для каждой закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя работают свои правила. Например, в одних случаях заказчик должен потребовать от участника обеспечение исполнения контракта, а в других может этого и не делать. Об особенностях каждой из закупок у единственного поставщика расскажем в рекомендации.

Ситуация: вправе ли заказчик выкупить земельные участки для строительства дороги у конкретных собственников в рамках закупки у единственного поставщика

Нет. В данной ситуации нормы Закона № 44-ФЗ не применяют.

Решение изъять земельный участок для государственных или муниципальных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. При этом нужно руководствоваться Земельным кодексом РФ (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

Ситуация: какой документ бюджетное учреждение подписывает с единственным поставщиком: договор или контракт

Бюджетное учреждение заключает контракт. Под ним понимают соответствующий гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Государственные или муниципальные контракты бюджетные учреждения заключают, если им передали полномочия государственного или муниципального заказчика.

Закупка энергоснабжения или электроэнергии у гарантирующего поставщика

Контракт заключают на основании:пункта 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Размещать извещение о закупке в ЕИС: не нужно.

Готовить отчет-обоснование: не нужно.

Установить обеспечение контракта: не обязательно.

Привлекать экспертов, экспертные организации: не обязательно.

Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.

Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную процедуру, если заключает договор с гарантирующим поставщиком электрической энергии. Это коммерческая организация, которая обязана заключить договор (контракт) купли-продажи электрической энергии с любым потребителем, который к ней обратится (ст. 3 Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ).

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.