Водительские права изменения 2014

Рубрики Вопрос юристу

Водительские права нового образца получат сокращенный срок действия

В 2017 году в Украине начнут выдавать водительские удостоверения нового так называемого еврообразца. Это предусмотрено планом имплементации Директивы 2006/126/ЕС Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 2006 года о водительских удостоверениях, утвержденным распоряжением Кабина Украины №114 от 18.02 2015 года, пишет Автоцентр .

Одно из самых существенных изменений, которое через 2 года ожидает отечественных автомобилистов – существенное сокращение срока действия прав. Так, в частности, согласно Директиве 2006/126/ЕС, удостоверения категорий:

  • AM, A1, A2, A, B, B1 и BE будут действительны 10 лет;
  • C, CE, C1, C1E, D, DE, D1, D1E – 5 лет.

Правда, вышеупомянутым документом предусмотрено, что страны ЕС вправе увеличить срок действия прав категорий: AM, A1, A2, A, B, B1 и BE – до 15 лет.

Планом имплементации Директивы задекларировано, что в 2016 году сроки действия прав и типы удостоверений нового еврообразца будут обсуждаться, хотя максимум, на что могут рассчитывать отечественные автомобилисты — продление срока действия прав любительских категорий в Украине до 15 лет.

Напомним, что согласно ныне действующему законодательству, водительские удостоверения в Украине вне зависимости от категорий, выдаются на заметно больший срок – на 30 лет.

Украинским водителям придется менять права: как это будет работать

С 2018 года в Украине введут новые правила для водителей и изменят удостоверения

Согласно Соглашению об Ассоциации с Евросоюзом, водительские права в Украине должны соответствовать стандартам ЕС. Новый документ будет признаваться другими странами. Однако срок действия удостоверения значительно сократится, а некоторым водителям придется каждые пять лет проходить переобучение. Какие новшества ждут водителей с 2018 года, узнавал сайт «Сегодня».

Новые требования к водительским правам

Украина должна принять две директивы, которые действуют в ЕС. Новые требования больше всего затронут водителей автобусов и грузовиков. Первая директива 2006\126\ЄС относится к водителям легковых авто. Главное изменение – новый срок действия удостоверения. Сейчас права, выданные до 2011 года, – бессрочные, права после 2011-го нужно менять каждые 30 лет. По правилам ЕС права будут действительны 10-15 лет. Например, в Австрии, Финляндии, Германии, Кипре, Польше, Греции и Словакии документ действителен 15 лет. В остальных странах – по 10 лет.

Фактически эта директива вводит один стандарт водительских удостоверений для всех стран Евросоюза. Сокращение срока действия водительских прав сделает движение на дорогах безопаснее и уменьшит количество подделок документа, уверена эксперт Украинского центра европейской политики Светлана Майструк.

Для повторного получения прав нужно будет пройти медосмотр. По словам Майструк, в странах Евросоюза – это, в основном, проверка зрения у окулиста или осмотр у врача по транспортной медицине. Водители старше 50 лет будут проходить медосмотр чаще – раз в три-пять лет. Дополнительных проверок водителям легковушек проходить не придется.

«Замена водительских прав – это только административная мера. Она не требует экзаменов. То есть человек сдает экзамен только один раз», – поясняет Светлана Майструк.

Украинцам с 2018 года начнут выдавать новые водительские права. Фото: А. Бойко.

Также в новом водительском удостоверении может появиться чип. На него будут записываться данные водителя и история правонарушений. Также он служит дополнительной защитой от подделок. Однако это условие Украина не обязана выполнять.

«Насколько это нужно Украине, необходимо исследовать. Европейские страны интегрированы в общую систему. Но будет ли в нее интегрирована Украина – это вопрос», – отмечает эксперт.

Также будут новые требования к водителям мопедов и мотоциклов. Им могут повысить возраст вождения до 16-18 лет и обяжут сдавать тесты. Водить крупные мотоциклы украицам могут разрешить с 24 лет.

Каждые пять лет – переобучение

Директива 2003/59/ЄС затронет профессиональных водителей. Все ее нормы Украина обязана выполнить. Так, к водителям грузовиков и автобусов выдвигаются более строгие требования, поскольку они несут большую ответственность за безопасность пассажиров и других участников дорожного движения. Профессиональным водителям придется получить начальную квалификацию. Для этого нужно пройти курс обучения из 280 часов лекций. Затем проходить обучение и менять права нужно каждые пять лет.

«Обучение нужно, чтобы обновить знания, узнать о новых средствах безопасности дорожного движения. Эта подготовка должна быть обязательной», – рассказывает эксперт по транспорту Украинского центра европейской политики Владимир Коськовецкий

Водителям автобусов и грузовиков придется проходить обучение и менять права каждые пять лет. Фото: А. Бойко.

Водителям пассажирского и грузового транспорта медосмотр также придется проходить каждые пять лет. По нормам Европейского союза, медосмотр им придется проходить в полном объеме, отмечает начальник Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий.

«Пока мы предполагаем срок действия удостоверения для водителей первой категории – 15 лет, для профессиональной группы – 5 лет. Это все еще будет рассматриваться в парламенте. Пока МВД отталкивается от этих позиций. Относительно чипа – он и вправду носит рекомендательный характер. Но стоит прислушиваться к этим рекомендациям и начинать думать наперед. Мы планируем также использовать технологию чипирования удостоверений. В МВД сервисные центры уже обеспечены оборудованием, и мы планируем предложить Верховной Раде вариант, который также вводит использование чипов», – объясняет чиновник.

Профессиональным водителям для получения начальной квалификации нужно будет сдать экзамен. Однако требования к экзаменации каждые пять лет нет. Министерство инфраструктуры уже готовит законопроект для введения в украинское законодательство норм ЕС. В то же время эксперты отмечают, что проект на данном этапе не имеет требований к начальной квалификации.

Нововведения депутаты могут рассмотреть осенью, а вступят они в силу с 2018-го.

Ранее Верховная Рада в первом чтении приняла закон о парковках, по которому всех водителей в Украине заставят платить за парковку.

«Европейские» права в Украине: замена водительского удостоверения не будет обязательной для всех

Получить новый документ смогут те, кто добровольно об этом попросит и предоставит медицинскую справку.

Водительское удостоверение европейского образца должны выдавать в Украине со следующего года. Европейские требования значительно выше нынешние украинских, поэтому изменения в этой области можно назвать суровыми, говорится в сюжете ТСН.19:30.

Ныне украинское удостоверение водителя за рубежом действует не больше года. Три года назад Европа начала переход на водительские документы единого образца, чтобы заменить 110 различных пластиковых и бумажных удостоверений. Главная цель – снижение риска мошенничества и упрощение передвижения по Европе. Ассоциация с Европейским союзом требует и от Украины обновление документов. «Будет меняться срок действия категория А и Б до 15 лет – сейчас это 30 лет. Профессиональные категории – 5 лет», — пояснил начальник главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий.

Новые требования: в Украине начнут выдавать водительское удостоверение европейского образца

Визуально украинские удостоверения кардинально не изменятся. Планируется добавить еще и электронный чип, в котором информацию продублируют. Документ действителен не более 15 лет, а для дальнобойщиков — 5 лет. При замене документа дополнительных экзаменов не потребуют, только медицинскую справку. Европейские требования станут более жесткими для водителей коммерческого транспорта и автошкол.

Визуально украинские удостоверения кардинально не изменятся. Как и европейские аналоги, они будут иметь фото, данные водителя, подпись, срок действия и категории транспорта, разрешенного к управлению. Планируют добавить еще и электронный чип, в котором информацию продублируют – это дополнительная защита и удобный способ считывания информации. При замене документа дополнительных экзаменов не потребуют, только медицинскую справку. Чиновники уже разрабатывают единый медицинский реестр водителей, чтобы избегать коррупции. «Мы отменим возможность покупки справок и наведем порядок в медицинской части дорожного движения», — обещает директор медицинского центра Минздрава Юрий Черный.

Европейские требования станут более жесткими для водителей коммерческого транспорта и автошкол. Подробности должны прописать уже украинские законодатели, как и ввести новые правила со следующего года. Водительские удостоверения, выданные много лет назад, в которых еще не указан конечный срок действия, сохранятся у их владельцев. Новые документы нужны прежде всего тем водителям, которые планируют путешествовать за рулем в Европе – это сделает такие путешествия беспроблемными. Остальных же водителей менять права не обязательно.

Автомобили

Закон и право

Новые права по старым правилам

С 1 апреля ГИБДД начинает выдавать водительские права нового образца

С 1 апреля ГИБДД начинает выдачу водительских прав нового образца. На задней части удостоверения число категорий и подкатегорий увеличится до 16. Кроме того, впервые в правах появится отметка о допуске к управлению транспортным средством только с автоматической трансмиссией. Впрочем, программы обучения на новые категории до сих пор отсутствуют, а значит, для водителей пока все остается по-прежнему.

В России начиная с 1 апреля вводятся водительские удостоверения нового образца. Изменения затронут внешний вид только оборотной части пластиковых прав: там появятся новые категории и подкатегории. Они были введены 5 ноября 2013 года, когда вступили в силу новые поправки к закону «О безопасности дорожного движения», однако соответствующий приказ об изменении дизайна удостоверения глава МВД Владимир Колокольцев подписал только 19 марта: спустя неделю после официальной публикации он вступает в силу.

В частности, теперь в водительских удостоверениях появится категория «М» — для мопедов. Такие права будут выдавать с 16 лет, но те, у кого уже есть действующие права любой категории, также получат права на управление данным транспортным средством.

В России с 5 ноября меняются правила выдачи водительских прав

Также появятся категории Tm — трамваи и Tb – троллейбусы, подкатегории А1 — легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см, В1 — квадроциклы и трициклы, С1 — грузовики массой до 7,5 тонны, D1 — автобусы до 16 мест. Также появляются и такие подкатегории, как С1Е и D1Е. Они дадут право на управление машинами соответствующих подкатегорий с прицепом.

Еще одним важнейшим нововведением с 1 апреля станет появление отметки Automatic Transmission Only: она будет стоять у тех, кто проходил обучение на автомобиле с автоматической трансмиссией. Такие водители не будут иметь права управлять автомобилем с механической коробкой передач.

Те же, кто проходил обучение, которое с недавних пор разрешено только в автошколах, на механике, будут иметь доступ на управление и машиной с автоматом.

Впрочем, пока никаких особенных изменений водителей не ждет: в правительстве никак не разработают программы обучения для новых категорий и подкатегорий, а также методику приема экзамена в ГИБДД. Это значит, что в автошколах пока все останется по-старому. То же касается и приема экзамена на машине с автоматической коробкой передач: как принимать такой экзамен, пока нигде не прописано, а значит, все остается по-прежнему.

Специально приходить в ГИБДД для получения новых прав тоже не нужно: замена будет осуществляться в естественном режиме, при плановой замене действующего удостоверения.

Новые правила подготовки водителей могут заработать в марте

Именно из-за отсутствия программы обучения ГИБДД в преддверии летнего сезона пока не будет выдавать права обладателям скутеров и мопедов. Впрочем, понимая, что вины водителей в задержке нет, в ГИБДД пообещали не штрафовать нарушителей до того, как методика обучения будет принята, а в Госавтоинспекции начнут наконец выдачу прав. А это значит, что из-за волокиты уже с завтрашнего дня тысячи старшеклассников могут совершенно безнаказанно гонять на мопедах, не опасаясь никакого взыскания.

Задержка с введением необходимых подзаконных актов произошла из-за затяжного спора между Минобрнауки и Минтрансом о том, кто именно должен этим заниматься.

В итоге миссию поручили Минобрнауки. Поначалу шла речь о том, что чиновники могут успеть разработать все необходимые методики к новому 2014 году, однако и спустя три месяца после этого срока ни одной программы пока не принято. В середине марта стало известно, что ведомство все же разработало необходимые методики, которые радикально меняют систему обучения водителей в автошколе. В частности, упор будет сделан на психологию будущего водителя, а сам курс обучения станет заметно дольше.

Сроки действия водительских прав и порядок обмена прав устаревшего образца

По сроку действия водительские удостоверения, выданные на территории Украины, делятся на три категории, в зависимости от даты их выдачи.

Так, водительские права, выпущенные во времена СССР, должны были действовать в Украине до 1 января 2014 года. Но 17 сентября 2013 г. Верховная Рада приняла закон №568-VII, разрешающий не обменивать водительские удостоверения образца СССР на новые. В то же время, водительские удостоверения времен СССР являются устаревшими и не позволяют их владельцам совершать ряд действий, к примеру, выезжать на собственном транспортном средстве за границу. Поэтому их все равно рекомендуется заменить.

Для замены старых прав образца СССР необходимо предъявить само водительское удостоверение, цветные фотографии 3,5х4,5, паспорт, медицинскую справку и карточку водителя (справку об окончании курсов вождения). Стоимость новых пластиковых прав с 21 мая 2014 г. составляет 114 грн. Никаких экзаменов при замене прав образца СССР сдавать не требуется.

Водительские удостоверения, выданные с начала независимости Украины и до 1 апреля 2013 года, действительны 30 лет.

В то же время, постановлением N185 от 13 марта 2013 года Кабинет министров Украины внес изменения в законодательство относительно срока действия удостоверения водителя, согласно которому все водительские права, полученные с 1 апреля 2013 года, действительны в пределах следующих сроков: «Права на управление транспортными средствами категории А, А1, В и В1, оформленные и выданные после вступления в силу этого постановления, — в течение двадцати лет с даты их выдачи, других категорий — в течение десяти лет с указанной даты. После окончания срока действия удостоверения водителя подлежат обмену в установленном порядке».

Обмен старых прав на новые осуществляется без экзаменов для водителей.