В соответствие с гк рф патронаж может устанавливаться над

Рубрики Вопрос юристу

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к статье 41 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена патронажу, который с принятием Закона об опеке и внесением изменений в ГК справедливо превратился из формы попечительства в самостоятельную форму оказания помощи нуждающимся в ней гражданам. Особенность патронажа — возможность (но не необходимость) его установления в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (п. 1 ст. 41). Патронаж актуален в условиях фактического отсутствия у нуждающегося в посторонней помощи гражданина помощников, однако его установлению не препятствует наличие у такого гражданина детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у нуждающегося в помощи гражданина полной дееспособности означает потенциальную возможность самостоятельного совершения им любых действий и признание за их последствиями юридической силы.

В отличие от опеки и попечительства патронаж может быть установлен органами опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина, нуждающегося в помощи, и помощника (п. 2 ст. 41), которые в этом случае заключают договор о патронаже. Поэтому хотя п. 2 ст. 41 и говорит об обязанности органов опеки и попечительства назначить помощника нуждающемуся гражданину в течение месяца со дня его выявления, эта обязанность не может быть исполнена без желания и согласия как нуждающегося в помощи гражданина, так и помощника. Патронаж всегда покоится на фактическом составе из двух юридических фактов: акте органа опеки и попечительства о его установлении (назначении помощника) и договоре между последним и гражданином, нуждающимся в его помощи. Отсюда в основе патронажа — не столько императив и предписание закона (что характерно для опеки и попечительства), сколько свобода, воля нуждающегося в посторонней помощи гражданина и его гражданские договорные отношения с помощником, пожелавшим помогать ему.

2. Дифференцируя функции социального обслуживания и оказания гражданской патронажной помощи, ГК устанавливает, что работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина (п. 2 ст. 41). В этом смысле социальное обслуживание и патронаж призваны дополнять друг друга. Хотя Закон об опеке не регулирует патронаж, это не исключает причастности к нему органов опеки и попечительства, которые в силу прямого указания ГК должны: а) выявлять нуждающихся в посторонней помощи совершеннолетних дееспособных граждан, в течение месяца со дня их выявления подыскивать им помощников и оказывать содействие в заключении договора о патронаже (п. 2 ст. 41); б) контролировать исполнение помощником его обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ними договора (п. 4 ст. 41).

3. Договор о патронаже — договор поручения, доверительного управления или иной договор, например пожизненного содержания с иждивением или смешанный (п. п. 3 — 5 ст. 41). Отсюда правовое регулирование патронажа обеспечивают: а) ст. 41 ГК; б) условия заключенного договора о патронаже; в) нормы закона, регулирующие такой договор (в частности, § 4 гл. 33, гл. 49, 52, 53 ГК), в том числе нормы о разных договорах (п. 3 ст. 421 ГК). В каждом конкретном случае договор о патронаже может быть срочным и бессрочным (в том числе пожизненным), а совершаемые помощником действия — широкими (помощь вообще, пожизненное содержание с иждивением) и конкретно определенными (например, управление загородной дачей, уход за домашним животным).

Поскольку договор о патронаже заключается в условиях, когда гражданин не может самостоятельно осуществлять и защищать права и исполнять обязанности, совершаемые помощником действия являются юридическими — материально-правовыми и (или) процессуальными, что, однако, не исключает возможности совершения помощником и иных (фактических) действий. Данные обстоятельства влияют на квалификацию договора о патронаже (ср. п. 1 ст. 971, абз. 1 п. 1 ст. 1005 и п. 1 ст. 1012 ГК). Договор о патронаже может быть безвозмездным и возмездным (ст. ст. 972, 1006, 1023 ГК), вознаграждение помощнику может выплачиваться в виде передачи ему (в пользование или в собственность) жилья или иного имущества или оказания ему встречных услуг (например, консультационных, образовательных). В этом случае договор о патронаже включает в себя элементы других договоров (в частности, имущественного найма или оказания услуг). В рамках договора о патронаже возмездными могут быть не все, а только некоторые виды помощи. Патронаж прекращается с прекращением соответствующего договора по основаниям, предусмотренным законом (см., в частности, ст. ст. 605, 977, 1010, 1024 ГК) или самим этим договором (п. 5 ст. 41).

Статья 41 ГК РФ. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Новая редакция Ст. 41 ГК РФ

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к Ст. 41 ГК РФ

Patronus (лат.) — покровитель, защитник.

Другой комментарий к Ст. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Патронаж как особый правовой институт впервые введен действующим ГК в целях оказания помощи совершеннолетнему гражданину, нуждающемуся в силу физического состояния в оказании регулярной помощи в осуществлении своих прав, их защите и выполнении тех обязанностей, которые он по состоянию своего здоровья не может выполнять самостоятельно. Основанием для установления патронажа является такое состояние здоровья, которое препятствует ему лично осуществлять свои права и исполнять обязанности из-за болезни, физических недостатков, возрастной немощи и др. При этом, согласно комментируемой статье, речь идет о дееспособном совершеннолетнем гражданине, которому именно в силу указанных причин необходим помощник. Наличие у нуждающегося в помощи гражданина детей или других родственников, обязанных по закону осуществлять за ним уход, оказывать материальную помощь, поддержку и иного рода содействие, не лишает его права ставить вопрос об установлении патронажа.

2. Патронаж является разновидностью попечительства. Попечитель (помощник) назначается решением органа опеки и попечительства по личному заявлению дееспособного лица, при этом необходимо его согласие в отношении конкретного лица, назначаемого в качестве попечителя (помощника). Для более полного обеспечения интересов лица, нуждающегося в патронаже, попечитель (помощник) назначается по месту жительства подопечного. Чтобы исключить и предотвратить возможные злоупотребления при выборе и назначении попечителя (помощника), даже при наличии согласия лица, нуждающегося в патронаже, должны быть соблюдены требования п. п. 2 и 3 ст. 35 ГК.

3. Граждане, находящиеся под патронажем, являются дееспособными в полном объеме, они имеют право самостоятельно совершать любые сделки и иные юридически значимые действия. Попечитель выступает в качестве помощника, оказывающего им практическое содействие. Свою помощь лицу, нуждающемуся в патронаже, он оказывает не в силу решения органа опеки и попечительства, а на основании договора поручения (гл. 49 ГК РФ) или договора доверительного управления имуществом (гл. 53 ГК РФ), которые заключаются с подопечным.

Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей и содержание подопечного (в частности, покупка продуктов питания, лекарств, одежды, предметов домашнего обихода и т.п.), а также расходование соответствующих средств лица, находящегося под патронажем (пенсия, пособие, алименты, средства, выплачиваемые на основании решения суда совершеннолетними детьми, и др.), попечитель (помощник) совершает с согласия этого гражданина или по его фактическому поручению.

С жалобой на действия попечителя (помощника) подопечный и в его интересах другие лица (например, медицинские и социальные работники, соседи) вправе обратиться в назначивший попечителя орган опеки и попечительства.

4. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается: 1) по требованию лица, находящегося под патронажем, независимо от мотивов такого требования; 2) при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; 3) по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей (например, изменение семейного положения, болезнь, перемена места жительства и др.); 4) при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при их ненадлежащем выполнении (см. комментарий к ст. 39). Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (постановление главы местной администрации). Без вынесения решения указанного органа патронаж прекращается в случае смерти подопечного.

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к Ст. 41 ГК РФ

1. Статья 121 КоБС РСФСР 1969 г. содержала указание на то, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство.

Действующая редакция комментируемой статьи (Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ) позволяет прийти к выводу о том, что патронаж над дееспособными гражданами не относится к формам опеки и попечительства.

Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то что институт патронажа предназначен именно для защиты прав личности, более того — личности, которая по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его задачи не совпадают с задачами опеки. Лицо, находящееся под патронажем, вполне дееспособно. Это означает, что все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен в тех случаях, когда подопечный страдает, например, старческим слабоумием. Проявления у лица дефектов волеобразования или волеизъявления должны заставить орган опеки и попечительства возбудить гражданское дело о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника. В том и заключаются предварительные функции органов государственной власти или местного самоуправления по выявлению и устройству нуждающихся в опеке лиц, чтобы при обнаружении признаков серьезного психического расстройства инициировать судебное разбирательство. Именно с этой целью ст. 281 ГПК РФ предоставляет право подачи соответствующего заявления в суд органу опеки и попечительства, психиатрическому или психоневрологическому учреждению.

Все, что нужно в качестве помощи тому лицу, которое не страдает психическим расстройством, но которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, — это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем гражданина. Именно по этой причине основанием для непосредственного совершения таких действий является договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иная сделка.

Монография Л.Ю. Михеевой «Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства» включена в информационный банк.

О специфике такого договора при патронаже подробнее см. в кн.: Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. М., 1999. С. 130 — 131.

Правила, предусмотренные в настоящее время комментируемой статьей, установлены исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускают извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена для них договором поручения или доверительного управления. Патронируемому лицу не требуется со стороны помощника уход, обеспечение питанием, лечением, а также осуществление воспитания. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является он и законным представителем последнего. Как в судебных разбирательствах, так и в исполнительном производстве, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник, действуя на основании договора доверительного управления имуществом, договора поручения или иного договора, распоряжается имуществом, оплачивает счета своего клиента, осуществляет его иные имущественные права, но только в тех рамках, которые обозначены содержанием договора.

Патронаж не совпадает с социальным обслуживанием граждан, поскольку не состоит в совершении таких фактических действий, как «организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости», и иных подобных действий, предусмотренных законом и направленных на поддержание здоровья лица. Задача патронажа — обеспечение имущественных прав дееспособного гражданина путем совершения, как правило, юридических действий на основании договора поручения или доверительного управления имуществом. Ввиду того что на помощника при патронаже возлагается далеко не весь груз ответственности за патронируемого (в том числе и ответственности за его действия), патронаж невозможно отнести к формам устройства граждан.

2. Комментируемая статья определяет порядок установления патронажа над дееспособными совершеннолетними гражданами. Помощник назначается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

При этом законодатель не указывает, каким образом о нуждах указанного совершеннолетнего дееспособного гражданина станет известно органу опеки и попечительства. Во всяком случае, орган опеки и попечительства обязан подыскать помощника в случае, если об этом попросил сам гражданин.

Для назначения помощника необходимо его волеизъявление, а также волеизъявление гражданина, над которым устанавливается патронаж. И тот и другой должны выразить свою волю в письменной форме.

Непосредственным основанием возникновения патронажа является договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иной договор, который заключается между помощником и патронируемым лицом, самостоятельно определяющими условия договора. Орган опеки и попечительства в заключении этого договора не принимает участия, хотя и может оказать содействие патронируемому гражданину в составлении документа.

3. Действующая редакция ст. 41 ГК РФ не определяет круг лиц, которые могут быть назначены помощниками. Это могут быть как граждане, так и юридические лица, так как от помощника требуется совершение юридических действий в интересах патронируемого.

При этом работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина (социальной службы, социального или геронтологического центра), нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

4. Задачи органов опеки и попечительства при патронаже сводятся не только к назначению помощника, но и к последующему контролю за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей. Осуществляя такой контроль, орган опеки и попечительства обязан извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Самостоятельно прекратить патронаж орган опеки и попечительства не вправе, поскольку основанием возникновения отношений по патронажу является соответствующий договор.

Основания прекращения указанных договоров определяются самими договорами или законом (см., например, ст. ст. 977 и 1024 ГК).

Статья 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Комментарий к статье 41 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

В комментируемой статье предусмотрен патронаж (от лат. “patronus” – покровитель, защитник) над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. В первоначальной редакции данной статьи патронаж рассматривался как форма попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином. При этом помощник такого совершеннолетнего дееспособного гражданина обозначался как “попечитель (помощник)”. Такие формулировки соответствовали тому, как ранее в ч. 2 ст. 119 и ч. 3 ст. 121 КоБС РСФСР предусматривалось, что попечительство может устанавливаться для защиты личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Однако это было терминологически неточным, поскольку статья 33 комментируемой главы не предусматривает такую форму попечительства. Соответственно, комментируемая статья в связи с принятием Федерального закона “Об опеке и попечительстве” изложена Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ полностью в новой редакции, в которой ни понятие “попечительство”, ни понятие “попечитель” не используются.

В части 1 ст. 14 указанного Федерального закона “Об опеке и попечительстве” упоминается договор, в обозначении которого использован схожий термин, – договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании. Данный договор наряду с договором о приемной семье названы в качестве форм договора об осуществлении опеки или попечительства. Однако что именно следует понимать под патронатом, патронатным воспитанием, понять из положений названного Закона представляется затруднительным.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи патронаж может быть установлен над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Как упоминалось выше, такое же основание установления попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином ранее предусматривалось в положениях ч. 2 ст. 119 и ч. 3 ст. 121 КоБС РСФСР.

В прежней редакции п. 1 комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ) предусматривалось, что патронаж устанавливается по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (статья 125 КоБС РСФСР ранее указывала, что над такими лицами попечительство может быть установлено только по их просьбе). Однако согласно действующей редакции комментируемой статьи наличие указанной просьбы необязательно. Более того, пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что патронаж должен быть установлен в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Установление патронажа заключается в назначении такому гражданину органом опеки и попечительства помощника. Как предусмотрено в п. 2 комментируемой статьи, помощник назначается только с его согласия в письменной форме, а также только с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. О необходимости получения таких согласий говорилось и в прежней редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ), а еще ранее – в ст. 125 и ч. 6 ст. 126 КоБС РСФСР, но при этом не уточнялось, что согласие должно быть получено в письменной форме. Уместно напомнить, что согласно п. 3 ст. 160 части первой ГК РФ в случае, если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Там же установлено, что подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

Еще одним нововведением изменений, внесенных Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, является положение п. 2 комментируемой статьи, устанавливающее, что работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. В прежней редакции данного пункта (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ) упоминались только договоры поручения и доверительного управления, но как договоры, на основании которых помощником осуществляется распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному. При этом устанавливалось, что совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его помощником с согласия подопечного. Однако данное положение в действующей редакции комментируемой статьи не воспроизведено.

Поручение регламентировано положениями гл. 49 части второй ГК РФ, согласно п. 1 ст. 971 которой по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Там же установлено, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Доверительное управление имуществом, как говорилось выше (см. коммент. к ст. 38 Кодекса), регламентировано положениями гл. 53 части второй ГК РФ, статья 1012 которой посвящена договору доверительного управления имуществом. Как определено в п. 1 указанной статьи, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя); передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

В пункте 4 комментируемой статьи закреплены обязанности органа опеки и попечительства, во-первых, по осуществлению контроля за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей, и, во-вторых, по извещению находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Данное регулирование является нововведением изменений, внесенных Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в комментируемую статью. Согласно пункту 1 ст. 34 комментируемой главы органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Пункт 5 комментируемой статьи, регламентируя прекращение патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, устанавливает, что он прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором. В прежней редакции данной статьи в рамках соответствующей регламентации устанавливалось, что патронаж прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем (еще ранее такое правило содержалось в ч. 3 ст. 137 КоБС РСФСР). Кроме того, устанавливалось, что помощник гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 комментируемой главы.

Прекращение договора поручения регламентировано статьей 977 части второй ГК РФ, согласно п. 1 которой договор поручения прекращается вследствие: отмены поручения доверителем; отказа поверенного; смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время; соглашение об отказе от этого права ничтожно. Прекращение договора доверительного управления имуществом регламентировано статьей 1024 данного Кодекса (см. коммент. к ст. 38 Кодекса).

Необходимо также упомянуть, что в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2010 г. N 80-Г10-5 и от 9 июня 2010 г. N 80-Г10-10 в отношении правового регулирования патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, отмечено следующее:

из системного толкования комментируемой статьи весьма ясно и определенно следует, что механизм ее реализации предполагает возникновение, изменение, прекращение различных по своей юридической природе общественных отношений: 1) договорных отношений, основанных на равенстве волеизъявления, с одной стороны, совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, а с другой – помощника совершеннолетнего дееспособного гражданина, совершающего действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем; 2) организационных (управленческих, административных) отношений, связанных с осуществлением возложенных на органы опеки и попечительства контрольных полномочий, направленных на защиту, охрану прав и интересов граждан, нуждающихся в патронаже;

последние в наиболее общем виде означают формирование такой социальной среды и такого правового порядка, которые обеспечивали бы дееспособному гражданину, оказавшемуся в беспомощной ситуации (инвалидность, пожилой возраст, болезнь, отсутствие денежных средств, одиночество), реальную возможность социальной защиты и социальную заботу в форме патронажа, однако под контролем уполномоченных на то органов исполнительной власти. И если первая группа отношений в силу п. п. 2 и 3 ст. 2 части первой ГК РФ составляет предмет регулирования гражданского законодательства, то вторая группа отношений, в которых начала юридического равенства сторон отсутствуют, в силу п. 3 этой же статьи составляет сферу регулирования административного и иных публичных отраслей права и в этой связи предполагает издание специального закона.

3.3. Попечительство в форме патронажа

В соответствии со статьей 41 ГК РФ над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои установленные законом обязанности, по их просьбе устанавливается попечительство в форме патронажа.

Таким образом, важными характерными признаками, отличающими патронаж от других предусмотренных законом форм попечительства, являются:

— наличие у опекаемого лица гражданской дееспособности в полном объеме;

— личное волеизъявление указанного лица на установление над ним попечительства в форме патронажа.

Для возникновения правоотношений по патронажу наряду с названными условиями необходимо также соответствующее решение органа опеки и попечительства о назначении попечителя. Законом определен исчерпывающий перечень лиц, которые ни при каких условиях не могут быть попечителями (помощниками): несовершеннолетние, а также лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными и лишенные родительских прав. Способность других лиц быть попечителями (помощниками) подвергается соответствующей проверке, в ходе которой определяются личные качества и способность к выполнению обязанностей по попечительству. Для предотвращения возможных злоупотреблений при выборе и назначении конкретного попечителя (помощника), даже при согласии нуждающегося в этом лица, должны быть соблюдены требования пунктов 2 и 3 статьи 35 ГК РФ.

Детальный порядок реализации норм ГК РФ о патронаже закрепляется в нормативных актах субъектов РФ. Рассмотрим этот порядок на примере г. Москвы, где действует Положение о порядке установления попечительства в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 23 сентября 1997 года N 692. В целом содержащиеся в нем правила характерны и для нормативных актов, регулирующих правоотношения по данному вопросу, в других субъектах РФ.

Для установления патронажа лицо, нуждающееся в этой форме попечительства, должно направить заявление с соответствующей просьбой в уполномоченный орган опеки и попечительства по месту жительства (обычно таковым является орган здравоохранения и социальной защиты).

Для рассмотрения вопроса об установлении попечительства в форме патронажа представляются следующие документы:

— для лица, нуждающегося в попечительстве в форме патронажа: заявление об установлении попечительства в форме патронажа; паспорт; выписка из финансового лицевого счета либо выписка из домовой книги жилищного органа; медицинское заключение лечебного учреждения о состоянии здоровья и нуждаемости в постороннем уходе;

— для лица, назначаемого попечителем (помощником): заявление о согласии исполнения попечительских обязанностей; паспорт; выписка из финансового лицевого счета либо выписка из домовой книги жилищного органа; автобиография; справка с места работы (учебы) с кратким указанием (описанием) характера работы (есть ли командировки, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднять либо способствовать исполнению попечительских обязанностей); справки психоневрологического, кожно-венерологического, наркологического и туберкулезного диспансеров; письменное согласие мужа (жены), совместно проживающих совершеннолетних членов семьи попечителя на установление попечительства в форме патронажа.

Орган опеки и попечительства, принявший заявление об установлении попечительства в форме патронажа, проводит обследование материально-бытового положения лица, нуждающегося в попечительстве в форме патронажа, с составлением акта, который заверяется личными подписями этого лица и лицами, проводящими обследование.

С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования орган опеки и попечительства готовит заключение о целесообразности установления попечительства в форме патронажа. При составлении заключения учитываются способность лица к выполнению обязанностей попечителя (помощника), его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в попечительстве в форме патронажа.

Попечитель (помощник) назначается органом опеки и попечительства в течение одного месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления попечительства в форме патронажа над гражданином.

Граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными, они вправе самостоятельно совершать все необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами. Попечитель (помощник) оказывает необходимую помощь и содействие на основе поручений, установленных в результате заключения договора поручения в соответствии с правилами главы 49 ГК РФ. Управление имуществом подопечного осуществляется помощником на основе договора о доверительном управлении имуществом (глава 53 ГК РФ). Попечитель, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с самим подопечным, а также представлять его интересы при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом попечителя и их близких родственников.

Обязанности по попечительству в форме патронажа исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Попечители (помощники) обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Попечители (помощники) обязаны извещать орган опеки и попечительства о перемене места жительства подопечного совместно с попечителем, самого попечителя или подопечного. При этом для осуществления своих обязанностей попечитель (помощник) не обязан проживать совместно со своим подопечным.

Органы опеки и попечительства ведут учет лиц, в отношении которых установлены попечительство в форме патронажа, и осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных. По результатам обследования составляется акт, который заверяется личными подписями подопечного и лиц, проводивших обследование, и приобщается к личному делу подопечного.

Попечители (помощники) могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей при наличии уважительных причин: болезнь, изменение имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с подопечным и т.п., при помещении подопечного на постоянное место жительства в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение, если это не противоречит интересам подопечного. Попечитель (помощник) может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

Также попечитель (помощник) может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения им возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им попечительства в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи.

В указанных случаях орган опеки и попечительства готовит заключение о нецелесообразности выполнения попечительских обязанностей данным лицом. Решение об освобождении или отстранении попечителя (помощника) от исполнения им своих обязанностей принимается органом опеки и попечительства в соответствии со статьей 39 ГК РФ и приобщается к личному делу подопечного.

Указанные случаи являются основанием для прекращения обязанностей попечителя конкретного лица, но не самого попечительства в форме патронажа (при освобождении или отстранении от обязанностей попечителя нуждающемуся лицу по его просьбе и с его согласия назначается новый попечитель (помощник)).

Основаниями для прекращения патронажа над гражданином являются:

— требование гражданина, находящегося под патронажем о прекращении патронажа;

— смерть лица, находящегося под патронажем.

Тексты не приводятся.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (извлечение, глава 20).

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (извлечение, статья 51).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (извлечение, статья 5.37).

Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110) (извлечение, раздел IX).

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 N 542) (извлечение).