Урок биологии сцепленное наследование признаков

Рубрики Процессы

Урок с мультимедийным сопровождением «Сцепленное наследование признаков»

Разделы: Биология

Методическая цель: Ознакомить с некоторыми аспектами применения компьютерных моделей на уроках биологии.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование знаний о локализации генов в хромосомах.
  • Раскрыть сущность явления сцепленного наследования – закона Т. Моргана.
  • Объяснить причины нарушения сцепления генов.

Оборудование: презентация ( приложение 1 ), презентационное оборудование, тетради, канцелярские принадлежности, карточки с задачами.

Три к одному — какой закон!

Как много дум наводит он.

Эти слова из песни студентов-генетиков Санкт-Петербургского университета. Как Вы думаете, о чем эта песенка?

Считается, что только тот владеет основами генетики, для кого один из выводов Г. Менделя -3:1- ясен, “как простая гамма”.

А сколько законов г. Менделя Вам известно?

Изучение нового материала.

Мендель изучил наследование только семи пар признаков у душистого горошка. Его законы подтвердились на самых разных видах организмов, т. е. было признано, что эти законы носят всеобщий характер.

Однако в 1906 году английские генетики В. Бетсон и Р. Пеннет, проводя скрещивание растений душистого горошка и анализируя наследование формы пыльцы и окраски цветков, обнаружил, что эти признаки не дают независимого распределения в потомстве. Потомки всегда повторяли признаки родительских форм.

Постепенно исключений из третьего закона Менделя накапливалось все больше. Стало ясно, что не для всех генов характерно независимое распределение в потомстве и свободное комбинирование.

. Какое предположение можно сделать из этих сведений?

Признаков много, хромосом немного.

Сегодня мы с Вами познакомимся с особенностями локализации генов в хромосомах, изучим закон Т.Х. Моргана и постараемся объяснить причины нарушения закономерностей наследования, открытых Г. Менделем.

Тема нашего сегодняшнего урока “Сцепленное наследование”.

Действительно, у любого организма признаков очень много, а число хромосом невелико.

В каждой хромосоме должно локализоваться много генов. Каковы же закономерности наследования генов, локализованных в одной хромосоме? Вопрос этот был изучен выдающимся американским генетиком, лауреатом Нобелевской премии Томасом Хантом Морганом.

Давайте рассмотрим рисунок на слайде, показывающий, как наследуются гены, расположенные в одной хромосоме.

. Сколько сортов гамет образует организм, гетерозиготны по двум парам аллельных генов, расположенных в одной хромосоме?

Перерисуйте схему, используя свои обозначения.

Давайте попробуем дать объяснение этого явления, вспомнив механизм образования половых клеток.

Учащиеся работают с текстом учебника, анализируют. Решают проблемную ситуацию.

Явления совместного наследования признаков Т. Морган называл сцеплением. Материальной основой сцепления генов является хромосома. Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и образуют одну группу сцепления. Поскольку гомологичные хромосомы имеют одинаковый набор генов, количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.

Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называют сцепленным наследованием.

Сцепленное наследование генов, локализованных в одной хромосоме, называют законом Моргана.

Таким образом, третий закон Менделя применим лишь к наследованию аллельных пар, находящихся в негомологичных хромосомах.

Число групп сцепления у данного вида организмов соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе.

. Так, у человека 46 хромосом в диплоидном наборе — 23 группы сцепления, у дрозофилы 8 хромосом — 4 группы сцепления, у гороха 14 хромосом — 7 групп сцепления.

Создание проблемной ситуации

У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме; рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян – в другой гомологичной хромосоме.

При анализирующем скрещивании дигетерозиготного растения с коричневыми гладкими семенами (из F1) с чистосортным растением, дающим белые морщинистые семена, получено 4000 семян, похожих на родительские формы, 152 белых гладких и 149 коричневых морщинистых. Объясните результаты скрещивания. Что могло произойти с генами, отвечающими за окраску и форму семян кукурузы, если в результате появились семена с перекомбинированными признаками? (Ответ ищите на стр. 283 учебника.)

ВЫВОД: сцепленное наследование может нарушаться.

Задание: вспомнив профазу первого мейотического деления, давайте найдем причину нарушения сцепления генов. (Можно обратиться к учебнику.)

Вспомним, что в профазе I мейотического деления гомологичные хромосомы конъюгируют. В этот момент может произойти обмен участками гомологичных хромосом:

Предположим, что в одной из гомологичных хромосом локализуются пять известных нам доминантных генов, а в другой — пять их рецессивных аллелей. Если проследить распределение в потомстве двух генов — А и В, то в результате расхождения гомологичных хромосом в анафазе I мейотического деления дигетерозиготный организм в случае сцепления генов А и В должен давать два типа гамет: АВ и ab. Но если в результате кроссинговера в некоторых клетках происходит обмен участками хромосом между генами А и В, то появляются гаметы АЬ и аВ, и в потомстве образуются четыре группы фенотипов, как при свободном комбинировании генов.

Таким образом, сцепление генов может быть полным и неполным. Причина нарушения сцепления — кроссинговер, т. е. перекрест хромосом в профазе I мейотического деления. Чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем выше вероятность перекреста между ними и тем больше процент гамет с перекомбинированными генами.

В зависимости от особенностей образования гамет различают кроссоверные и некроссоверные гаметы. Соответсвенно этому – рекомбинантные особи и нерекомбинантные особи. Гены в хромосомах имеют различную силу сцепления. Сцепление может быть полным (рекомбинация невозможна) и неполным (рекомбинация возможна). Вероятность возникновения перекреста между генами зависит от их расположения в хромосоме; чем дальше расположены гены друг от друга, тем больше вероятность перекреста между ними. За единицу расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, принят один процент кроссинговера.

Информация графически оформляется в тетрадях.

ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

  • Результатом исследований Т. Г. Моргана стало создание им хромосомной теории наследственности.
  • Гены располагаются в хромосомах в определенной линейной последовательности.
  • В хромосоме каждый ген занимает определенное место (локус).
  • Расстояние между генами в хромосоме пропорционально проценту кроссинговера между ними.
  • Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, благодаря этому происходит сцепленное наследование некоторых признаков.
  • Каждый вид имеет определенное количество групп сцепления, соответствующее числу хромосом в гаплоидном наборе.
  • Сцепление генов может нарушаться в процессе кроссинговера; это приводит к образованию рекомбинантных хромосом.

Закрепление знаний (решение задачи)

У кроликов пятнистость доминирует над сплошной окраской, а нормальная шерсть над ангорской. (Эти гены находятся в одной аутосоме, имеет место кроссинговер.) Скрестили чистые линии породы ангорских пятнистых кроликов с породой, имеющей сплошь окрашенную нормальную шерсть. Гибриды F1 были скрещены со сплошь окрашенными ангорскими кроликами. Определите, какие генотипы и фенотипы получатся в результате второго скрещивания?

Домашнее задание. § 26, решить задачу после параграфа.

Используемые источники:

  1. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Общая биология: учеб, для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений / под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Иллюстрации к презентации взяты с англоязычных сайтов.

Урок «Сцепленное наследование. Генетика пола». 9-й класс, биология

Разделы: Биология

Задачи:

  1. Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;
  2. Познакомить учащихся с причинами сцепленного наследования генов и механизмом его нарушения;
  3. Сформировать систему знаний о генетическом определении пола и наследовании признаков, сцепленном с полом;
  4. Закрепить навык решения генетических задач.

Оборудование: компьютер, программные диски: «1С: Репетитор. Биология + Варианты ЕГЭ.2006», «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии», мультимедийная презентация по теме урока (Приложение 1), карточки письменного опроса, схемы сцепленного наследования, схема генеалогического древа королевы Виктории и заболеваемости потомков гемофилией.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

На предыдущих уроках мы с вами изучили основополагающие законы генетики – это три закона Г. Менделя и познакомились с цитологическими основами их действия. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Слайд: Вопросы:

  1. Назовите три закона Г. Менделя?
    I закон – закон единообразия,II закон – закон расщепления,III закон – закон независимого наследования.
  2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?
    1. использовал для скрещивания растения разных самоопыляющихся сортов – чистыми линиями
    2. чтобы получить больше материала для анализа, использовал несколько родительских пар гороха
    3. намеренно упростил задачу, наблюдая наследование только одного признака; остальные не учитывал
  3. Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?
    При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.
  4. Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?
    В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки.
  5. Какое название получило это явление?
    Это явление получило название неполного доминирования.
  6. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.
    Не всегда. Рецессивный признак всегда проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. аа. А доминантный признак может проявляться у особей с гомозиготным или гетерозиготным генотипом, т.е. АА или Аа.
  7. Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?
    Да, можно установить. Для этого используют скрещивание исследуемой особи с рецессивной гомозиготой аа по исследуемому признаку, называемое анализирующим скрещиванием.
  8. Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?
    Рассматривается наследование и производится точный количественный учёт потомства по двум парам альтернативных признаков.
  9. Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?
    Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.

III. Основная часть

Приветствие класса

Итак, законы Г. Менделя имеют свои ограничения. После их открытия в науке постепенно стали накапливаться факты о том, что в некоторых случаях расщепление признаков происходит не по правилам Г. Менделя. При анализе этого явления оказалось, что гены исследуемых признаков были в одной хромосоме и наследовались вместе. Сегодня мы будем говорить об особенностях такого наследования, выясним существуют ли случаи его нарушения. Так же мы разберём особенности определения пола различных живых организмов и механизм наследования признаков, сцепленных с полом.

Тема сегодняшнего занятия: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

Слайд: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Следовательно, все они умещаются в этих хромосомах. Как же наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме?

На этот вопрос даёт ответ Современная хромосомная теория наследственности созданная Т. Морганом.

Слайд: Томас Хант Морган

Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка Дрозофила. Проводилось дигибридное анализирующее скрещивание по двум признакам: длине крыльев и цвету тела. Данные опытов показали, что получается расщепление признаков 1:1 вместо ожидаемого — 1:1:1:1.

Слайд: Эксперимент Т. Моргана

Слайд: Закон Т. Моргана

В ходе этих исследований было также доказано, что каждый ген имеет в хромосоме своё строго определённое место — локус. В последствии эта особенность расположения генов будет практически использована для составления генетических карт.

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.

Слайд: Нарушение сцепленного наследования

Оказалось, что во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы могут разрываться в месте контакта и обмениваться аллельными генами. Это явление получило название – перекреста или кроссинговера.

Слайд: Кроссинговер

Большинство живых организмов представлено особями двух видов – мужского и женского. Как же генетически определяется принадлежность организма к тому или иному полу?

Слайд: Классификация хромосом организма

В начале ХХ века Т. Морган установил, что самцы и самки отличаются друг от друга всего одной парой хромосом – половых хромосомы. Хромосомы в этой паре отличны друг от друга. Остальные пары хромосом одинаковы и получили название – аутосом. При формировании гамет у самки будет образовываться один вид гамет: 3 аутосомы + Х хромосома, а у самцов два вида гамет: 3 аутосомы + Х хромосома или 3 аутосомы + У хромосома. Если при оплодотворении с яйцеклеткой сольётся сперматозоид с Х-хромосомой, то разовьётся самка, если с У-хромосомой, то – самец.

Слайд: От какого пола – гомозиготного или гетерозиготного зависит пол будущей особи?

– От гетерозиготного, т.е. содержащего половые хромосомы разного вида

Этот факт доказывает следующая схема.

Слайд: Схема расщепления по признаку пола у дрозофилы

У некоторых видов живых организмов хромосомное определение пола совсем другое. Рассмотрим такие случаи.

Слайд: Хромосомное определение пола

Слайд: Все ли гены, находящиеся в половых хромосомах определяют признаки, имеющие отношение к полу?

Если гены, определяющие какой либо признак расположены в аутосомах, то наследование признака происходи независимо от того, кто его носитель – мужчина или женщина. Если гены признака расположены в половых хромосомах, то его наследование будет определяться его расположением в Х или У хромосоме, а значит и принадлежностью к определённому полу.

Слайд: Наследование сцепленное с полом

Примером такого наследования служит наследование таких заболеваний у человека как гемофилия и дальтонизм. Гены, определяющие здоровый и больной признак расположены в Х-хромосоме половой пары. В этом случае болезнь проявляется у мужчин, даже несмотря на то, что больной ген в рецессивной форме.

Сообщения учащихся о гемофилии и дальтонизме

Слайд: Гемофилия

Информация: Гемофилия — наследственная болезнь, передаваемая по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой, типу, проявляющаяся повышенной кровоточивостью.
Передается по наследству через потомство сестер и дочерей больного. Женщины-носительницы передают гемофилию не только своим детям, а через дочерей-носительниц — внукам и правнукам, иногда и более позднему потомству. Болеют мальчики (гемофилия С встречается и у девочек).

Выделяют три формы гемофилии — А, В и С. При гемофилии А отсутствует фактор VIII, при гемофилии В — фактор IX и при гемофилии С — фактор XI свертывания крови.

Слайд: Дальтонизм

Информация: Дальтони́зм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты, на основании собственных ощущений, в 1794 году. Дальтон не различал красный цвет, но не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. У него были три брата и сестра, и двое из братьев страдали цветослепотой на красный цвет. Дальтон подробно описал свой семейный дефект зрения в небольшой книге. Благодаря её публикации и появилось слово «дальтонизм», которое на долгие годы стало синонимом не только описанной им аномалии зрения в красной области спектра, но и любого нарушения цветового зрения.

V. Закрепление

А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём шла речь на уроке, и выполним приготовленные задания.

Диск: тестовые вопросы по изученной теме. («Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии», «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии») вопросы №238, 226, 217, 222, 254, 256.

VI. Итоги урока

  1. Законы Г. Менделя имеют ограничения
  2. Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно, т.е. сцеплено
  3. Явление нарушения сцепленного наследования называется кроссинговером
  4. Принадлежность к полу определяется парой половых хромосом
  5. Гены, находящиеся в половой паре хромосом наследуются сцеплено с полом

VII. Домашнее задание

Слайд: Выучить §3.8,3.10; Уметь отвечать на вопросы после параграфов.

Выполнить письменно задание на карточках.

Подготовить сообщения о видах взаимодействия генов.

План-конспект урока по биологии на тему:
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.

1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми патологическими состояниями человека, наследуемыми сцепленно с полом.

2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков; формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний; формирование уважение к своей истории своей семьи, рода, страны.

3. Развивающие: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом, развивать мыслительные операции; терминологический аппарат. способствовать развитию умения учащихся высказываться по поставленным проблемам, анализировать, логически мыслить, делать самостоятельные выводы; формирование информационной компетентности

Предварительный просмотр:

Название работы: урок биологии с использованием презентации.

Автор: Евтеева Елена Алексеевна ( [email protected] )

Место работы: МОУ Речицкая СОШ.

Предмет: биология, урок изучения нового материала.

Тема: Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Продолжительность: 45 минут

Технологии: , презентация в Power Point.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация в Power Point, опорный конспект, лист заданий

Особенность: изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом”.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.

1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми патологическими состояниями человека, наследуемыми сцепленно с полом.

2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков; формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний; формирование уважение к своей истории своей семьи, рода, страны.

3. Развивающие: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом, развивать мыслительные операции; терминологический аппарат. способствовать развитию умения учащихся высказываться по поставленным проблемам, анализировать, логически мыслить, делать самостоятельные выводы; формирование информационной компетентности

  1. Организационный момент. Приветствие. Инструкция о порядке работы на уроке.

Домашнее задание: §39, учить опорный конспект. Решить на выбор две задачи.

В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников девушки сын болен гемофилией . И их волнует вопрос: «Если они вступят в брак, не родится ли у них такой ребенок?»

Учитель. Какой ответ они получили от врача?

Ответ на поставленный вопрос вы дадите в конце урока. После изучения материала урока.

Прежде чем приступить к новой теме, давайте проверим имеющиеся уже у вас знания. Они помогут нам при изучении новой темы.

Выполнить задание №1 (Приложение 1),( слайд №2).

Проверка выполнения (слайд №2)

Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Каждому виду, имеющему чёткое деление на мужские и женские особи, свойственно определённое соотношение полов, близкое 1 : 1. Как объяснить это явление?

С таким соотношением мы сталкивались при анализирующем скрещивании (слайд № 3)

Чтобы получить такое расщепление один пол должен быть гомозиготным, а другой гетерозиготным.

Такое предположение высказал Г. Мендаль и оно было подтверждено Т. Морганом вначале 20 в. Ему удалось установить, чем самцы отличаются от самок. Чем?

Чтобы это выяснить рассмотрите кариотип человека ( рис 98 стр.189 учебника) (слайд № 4)

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Кариотип это — хромосомный набор вида.

Ответьте на вопросы задания 2 (Приложение 1)

  1. Сколько пар хромосом у человека?
  2. Сколько всего хромосом у человека?
  3. Сколько пар одинаковых хромосом у обоих полов?
  4. Сколько пар хромосом , по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга?

(слайд № 4) Кариотип человека.

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Рассказ учителя с использованием презентации. (слайд № 5)

Механизм хромосомного определения пола.

У человека женский пол гомогаметный (ХХ) и образует один вид гамет (Х), а мужской пол гетерогаметный и образует два вида гамет Х и У.

Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х- хромосому, развивается женский организм, а если У – хромосому — мужской организм. Соотношение полов 1:1.

(Презентации слайд №6 )

Вывод. Пол определяется в момент оплодотворения.

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х– и Y-хромосомы, образующий два типа гамет –гетерогаметным.

Слайд №7 У человека, дрозофилы, млекопитающих — гомогаметный пол женский, а у птиц, бабочек, пресмыкающихся — мужской.

Слайд №8 От какого пола — гомогаметного или гетерогаметного зависит пол будущего ребёнка.?

Рассказ учителя о строении половых хромосом. (Слайд №9)

У-хромосома меньше по размерам и содержит меньше генов.

Х – хромосома , содержит не только признаки , отвечающие за половые

различия, но и много других признаков. Гены расположенные в половых хромосомах являются сцепленными с полом. (Слайд №9)

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Наследование сцепленное с полом это – наследование признаков , которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах (Х или У) . (Слайд №10)

Самые известные заболевания , сцепленные с х- хромосомой – дальтонизм и гемофилия.

Дальтонизм, частичная цветовая слепота. (Слайд №11)

Зарядка для глаз.

Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается свёртывание крови. (Слайд №12)

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Рассказ учителя о гемофилии. . (Слайд № 13 -14)

Болезнь вызывает продолжительные кровотечения при ушибах порезах и даже самопроизвольно.

Гемофилию в 19 веке называли « болезнью королей», т.к. она часто встречалась в царских семьях Европы. От нее умерли три испанских короля. её страдал и царевич Алексей – наследник престола последнего русского царя Николая II,

Эта страшная неизлечимая болезнь стала трагедией царской семьи. Обычно с такой болезнью редко доживают до зрелого возраста, т.к. любой порез или ушиб может стать причиной смерти. Болезнь царевича была объявлена государственной тайной. Царица Александра Фёдоровна тяжело переживала за сына. История царской семьи трагична . Все они погибли в подвале Ипатьевского дома.

Откуда взялась гемофилия у Романовых, стало ясно, когда была составлена родословная этой семьи. ( Слайд №15) Начало ей положила Английская королева Виктория. Она была носительницей гена гемофилии.

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

1.Кто болеет гемофилией?

2. Кто являются носителями этого гена?

3. Сколько детей, внуков, правнуков королевы Виктории болели гемофилией.

Поскольку у Виктории было большое потомство и её дочери вышли замуж за разных европейских правителей, гемофилия появилась сразу в нескольких царствующих домах: в прусском, испанском и русском.

Рассмотрим, какова вероятность рождения больных детей, решив задачу №1.

Проверка ( Слайд №16)

Учитель. Каков ответ врача молодой паре?

Вероятность рождения больного сына 25%. Все родившееся девочки – фенотипические здоровы. 25% девочек носители гена гемофилии.

Беседа об ответственности родителей за здоровье детей.

«Быть хорошо рожденным — право каждого человека».

Каждый человек имеет право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Но многие ли из них задумываются об этом? Очевидно, нет, если так много рождается детей с физическими и психическими дефектами, отклонениями, уродствами. Причины, конечно, могут быть разные, зависящие и не зависящие от воли родителей. Однако, потребление матерью токсических веществ (случаи наркомании, токсикомании, злоупотребление алкоголем и никотином) замедляет и нарушает внутриутробное развитие плода. Родившиеся дети часто отстают в росте и развитии, обладают уменьшенными размерами головы и мозга, слабоумием, характерным лицом с коротким вздернутым носом, маленьким подбородком, узкой красной каймой губ, узкими раскосыми глазами, не заращенной верхней губой и небом и другими пороками в развитии.

Под действием алкоголя в органах и тканях плода формируются постепенно изменения, называемые «алкогольным синдроном плода». В настоящее время алкогольная болезнь плода встречается 1 раз на 600 родов. По выражению Плутарха «пьяницы рождают пьяниц». Сейчас выяснено, что у потомства «пьяного зачатия» имеется физиологическая готовность к злоупотреблению алкоголем.

В медицинской практике встречается и такое понятие, как «наркотический плод». Наркотики нарушают формирование сперматозоидов, процесс мейоза в яйцеклетке. Зачатие ребенка патологически измененными клетками предопределяет развитие дефектов, уродств, мертворождение. В организме девочки уже при рождении содержатся все яйцеклетки, которые она способна образовать, но мейоз в них не завершен до тех пор, пока при оплодотворении в яйцеклетку не проникнет сперматозоид. Не расхождение хромосом, в процессе мейоза, приводит к возникновению различный аномалий (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера-Шерешевского).

Причинами подобных уродств и дефектов может быть и загрязнение окружающей среды, радиация.

  1. Учебник Биология. Общие закономерности 9 класс. – М.;Дрофа.2006
  2. Пепеляева О,А, Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии 9 класс. – М.; «ВАКО» 2006.- 464с. – ( В помощь учителю химии)
  3. Балязин В. Н. Тайны дома Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. -447 с.
  4. Кулев А. В. Общая биология. 11 класс: Метод. пособие. – СПб.: “Паритет”, 2002.- 192.
  5. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ре6д. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица.- 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.- 304 с.: ил.
  6. Карпова Л. Г. Сборник задач по общей биологии. Улан-Удэ, 2006. – 26 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание — независимое, аутосомно — сцепленное и сцепленное с полом наслед.

Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс.

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе.

Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для пр.

Данная презентация является ЭОР при объяснении темы»»Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом» для лучшего усвоения темы.

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной информации и наглядности.Цель урока: Создать условия для .

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы «Генетика».В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш.

Конспект урока на тему: «Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест »

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Конспект урока на тему:

«Сцепленное наследование признаков.

Закон Т. Моргана. Перекрест »

— обучения: сформировать у учащихся знания о механизме сцепленного наследования признаков; расширить знания учащихся о цитологических основах сцепленного наследования признаков;

— воспитания: способствовать формированию научного мировоззрения на основе изученного материала; способствовать воспитанию биологической грамотности, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу, взаимопомощи.

— развития: способствовать формированию познавательного интереса у учащихся к учебной деятельности; способствовать развитию когнитивных процессов: мышления, внимания, памяти; развитие грамотной речи на основе установления причинно-следственных связей; способствовать развитию у учащихся таких умений как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении данной темы.

Тип урока : комбинированный.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки с текстом задач.

Методы и приемы обучения : фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация.

Основные понятия: «Сцепленное наследование», «Закон Моргана», «Локус гена», «Перекрест».

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Актуализация знаний (8 мин.)

3.Изучение нового материала (24 мин.)

4.Закрепление изученного материала (10 мин.)

5.Домашнее задание (1 мин.)

6.Подведение итогов (1 мин.)

Работа с карточками.

Запись в тетриди

Работа в рабочей тетради.

Запись в дневник.

Организационный момент (1 мин).

Актуализация знаний (8 мин).

На прошлых уроках вы изучили темы «Моногобридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание» и «Дигибридное скрещивание». И, для того чтобы нам с вами приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить и закрепить пройденный материал. Для этого выполним задания на карточках, которые находятся у вас на столах:

Дать определение следующих понятий:

1.Гибриды – ………..; 2. Доминантные признаки – ………..;

3.Гомозиготы – …….; 4. Аллельные гены – ……….;

5. Генотип – ……….; 6. Анализирующее скрещивание –…..;

7. Правило единообразия гласит……

Задача№1 – Какой генотип был у одного из родителей лохматых (доминантных) морских свинок, если при скрещивании их с родителем имеющим гладкую шерсть (рецессивную), было получено потомство , 50% которого имело лохматую и 50% гладкую шерсть.

Задача№2 – Предположим, что скотовод создает большое стадо шортгорского скота, скрещивая чалых быков с чалыми коровами. Какую часть стада будут составлять рыжие, белые, чалые животные? Рыжая окраска определяется геном – а, белая – А, а чалая развивается у гетерозигот.

1.Гибриды- потомство от скрещивания двух генотипически различающихся организмов .

2. Доминантные признаки – подавляющие признаки;

3.Гомозиготы – организм содержащий два одинаковых аллельных гена; 4.Аллельные гены – гены ответственные за развитие одного признака;

5. Генотип –совокупность всех генов какго-либо организма;

6. Анализирующее скрещивание – скрещивание с особью гомозиготной по рецессивному гену.

7. Правило единообразия гласит : при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

Дано: Решение: Р ♀ А_ × ♂ аа

А-лохматые G А а а

а-гладкая F 1 Аа аа

а-рыжая G А а А а

Аа- чалая F 1 АА Аа Аа аа

F -? Белые чалые рыжие

Ответ: Белые -25%, чалые-50%, рыжие -25%.

Дать определение следующих понятий:

1.Гибридологический метод – ………..; 2. Рецессивные признаки – ………..;

3.Гетерозиготы – …….; 4. Фенотип – ……….;

5. Неполное доминирование –.; 6. Правило расщепления –…..;

Задача№1 – Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная – рецессивным в. Каким будет первое и второе поколение от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой.

Задача№2– У овса иммунность – невосприимчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Учитывая это, селекционер решил скрестить гомозиготную иммунную форму овса с растением, пораженным головней. Определите генотипы родителей и гибридов первого поколения. Определите, можно ли использовать гибриды второго поколения для посева?

1.Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками;

2. Рецессивные признаки –подавляемые признаки;

3.Гетерозиготы – организм содержащий два различных аллельных гена;

4. Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма;

5. Неполное доминирование – возникновение промежуточного признака в гетерозиготном состоянии.;

6. Правило расщепления – при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения;

7. Генетика – наука о наследственности и изменчивости.

Дано: Решение: Р ♂АА× ♀ аа

в-красная F 1 Aa — черное × Аа

F 1-? F2-? G A a A a

F 2 AA -черн. Aa -черн. Aa -черн. а a -красн.

Ответ: F 1 Aa -100% черн. , F 2 AA -черн.25% Aa -черн.50%, а a -красн.25%

Дано: Решение: P ♀АА ×♂ аа

А-невосприимч. G A a

а-восприим. F 1 Aa — невосприимч.

Ответ: родители АА и аа, F 1 Aa -невосприимч. Нельзя.

3. Изучение нового материала (24 мин).

Откройте тетради, запишите число и тему урока:

« Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест».

В начале XX столетия стало очевидным, что Г. Мендель открыл единые закономерности наследственности для всех живых организмов. Но вместе с тем стали накапливаться сведенья о том, что в некоторых случаях расщепление происходит не по правилам Г. Менделя. Например, у душистого горошка два признака – форма пыльцы и окраска цветков – не дают независимого расщепления в потомстве в соотношении 3:1, и потомки остаются похожими на родительские особи. При анализе этого явления оказалось, что ген формы пыльцы и ген окраски цветка лежат в одной хромосоме.

Действительно, генов, кодирующих различные признаки, у любого организма очень много. Так, по приблизительным расчетам у человека около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Таким образом, все десятки тысяч генов умещаются в этих хромосомах. Каковы же принципы наследования генов, расположенных в одной хромосоме? Современная хромосомная теория наследственности создана выдающимся американским генетиком Т. Морганом.

Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики , была плодовая мушка дрозофила, имеющая диплойдный набор из 8 хромосом. Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено. Это явление получило название закона Моргана. Было также показано, что у каждого гена в хромосоме есть строго определенное место – локус .

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов второго поколения обязательно есть малое число особей с перекомбинацией тех признаков, гены которых лежат в одной хромосоме. Как это можно объяснить?

Оказалось, что во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы (т.е. идентичные хромосомы одной пары) конъюгируют между собой. В этот момент они могут разрываться в месте контакта и обмениваться гомологичными участками. Это явление обмена аллельными генами между двумя гомологичными хромосомами получило название перекреста. (слайд 2). Частота перекреста для различных генов оказалась различной. Чем дальше друг от друга в хромосоме расположены гены каких-либо двух признаков, тем выше вероятность перекреста между ними. Это происходит потому, что близко расположенные гены имеют больше вероятности оказаться вместе, т.к. они редко разделяются при перекресте. Перекрест служит важным источником генетической изменчивости, потому что при нем образуется две хромосомы, содержащие в себе гены обеих исходных хромосом.

К настоящему времени хромосомы многих видов бактерий, растений и животных изучены. Определены локусы различных генов, причем было доказано, что гены в хромосомах расположены линейно, друг за другом. Сейчас ведется очень трудная и длительная работа по составлению генетических карт человека. Значение того, в какой хромосоме и в какой ее части находится тот или иной ген, может помочь в борьбе с самыми различными, пока неизлечимыми, болезнями человека.

4.Закрепление изученного материала (10 мин).

Итак, сейчас мы с вами закрепим пройденный материал, для этого решим задания № 134,135 в рабочей тетради на странице 64-65.

№ 134. Закончите предложение.

Сцепленными называются гены, находящиеся в одной хромосоме, и наследуемые сцеплено.

№ 135. Распределите нижеперечисленные открытия в соответствии с их принадлежностью ученым:

Г. Мендель: а)установлена независимость наследственных признаков;

г) выявлены количественные закономерности наследования признаков;

д) установлен характер проявления признака.

Т.Морган: б) установлено, что носителями наследственных факторов являются хромосомы;

в) сформулировано положение о сцеплении генов в хромосоме;

е) установлен механизм определения пола у животных (самцы и самки различаются по набору хромосом).

5. Домашнее задание (1 мин).

Вашим домашним заданием является § 3.8 и устно ответить на вопросы после параграфа.

6. Подведение итогов (1 мин).

Итак, на этом уроке мы познакомились с такими понятиями как «сцепленное наследование», «закон Моргана», «локус гена», «перекрест». За работу на сегодняшнем уроке вы получаете следующие оценки:…Если по данной теме вопросов нет, то попрошу учащихся, отвечавших на данном уроке, сдать дневники.

Урок окончен! До свидания!

Каменский, А. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – М. ; Дрофа, 2005. – 303 с.

Пономарёва, И. Н. Биология. 9кл. : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. – М. : Вентана – Граф, 2008. – 239 с.