Уголовный кодекс жестокое обращение с ребенком

Рубрики Процессы

Жестокое обращение с детьми, что это такое?

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
  • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

    К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая
  • Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

    Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

    • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
    • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
    • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
    • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
    • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
    • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
    • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

    Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

    • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
    • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

    Семейный кодекс РФ гарантирует:

    • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
    • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
    • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
    • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

    Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

    Четыре заповеди мудрого родителя

    Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

    1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого

    Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

    2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми

    Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

    3. Перестаньте шантажировать

    Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

    4. Избегайте свидетелей

    Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

    Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

    Способы открыть ребёнку свою любовь

    Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

    Три способа открыть ребёнку свою любовь

    Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

    Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

    Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите

    Жестокое обращение с детьми как квалифицирующий признак статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации

    Сладкова Надежда Александровнастудент ФГБОУ ВО «Оренбургского гос,ударственного университета», г.Оренбург[email protected]

    Барабанова Татьяна Сергеевна,старший преподаватель кафедры уголовного праваФГБОУ ВО «Оренбургскогогосударственного университета», г. Оренбург

    Жестокое обращение с детьми как квалифицирующий признакстатьи 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации

    Аннотация.В статье анализируется содержание понятия «жестокое обращение», соотношение его с понятием «насилие», рассматриваются основные проблемы применения уголовноправовых норм об ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетним, сформулировано авторское определение жесткого обращения с несовершеннолетним с учетом норммеждународного и отечественного права и взглядов теоретиков на данный вопрос. Ключевые слова:несовершеннолетние, жестокое обращение, насилие, законные представители, воспитание.

    В настоящее время, проблемы,связанные с обеспечением и защитой прав и интересов детей, находятся в центре повышенного внимания государства. Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы, утвержденная Указом Президента от 1 июня 2012 г. № 7611, в качестве приоритета определяет реализацию необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.Актуальность данной проблемы обусловлена стабильно высоким количеством преступлений, совершаемых ежегодно против несовершеннолетних. По статистическимданным МВД России с 2012 по 2015 год число преступлений в отношении несовершеннолетних в России увеличилось на 14,1 процента. В 2015 году было совершено 96,5тысячи преступлений, а в первом полугодии2016 года по всей стране было зафиксировано 50,3 тысячи преступлений против несовершеннолетних, в которых пострадали 53,3 тысячи детей[1]. Проблема обостряется тем, что значительное количество насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних совершается в семье, то есть лицами, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию.Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Так, в первом полугодии 2016 годапо Оренбургскойобласти зарегистрировано 82 преступления, предусмотренных ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» (за период 2015 года –86 преступлений)[2]. Стоит отметить, чтосущественное сокращение количества преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, происходит, вопервых, преимущественноза счет повышения уровня их латентности, вовторых, по причине возникающих проблем с получением достаточной доказательной базы и квалификацией данной категории противоправных деяний. На наш взгляд, законодательно четко не регламентирована и формулировка «жестокое обращение с несовершеннолетним» как квалифицирующий признак ст. 156 УК РФ.Согласно рекомендации Пленума Верховного Суда РФ жестокое обращение с детьми выражается «не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращениис детьми, оскорблении или эксплуатациидетей)»[3]. На наш взгляд, данное определение не может быть взято за основу исследуемого понятия. Вопервых, требуется отграничение признака «жестокое обращение с несовершеннолетним» от других преступных деяний,за которые Уголовным кодексом предусмотрена ответственность. Так, за «использованиетруда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)» (ст. 127.2 УК РФ) с 2003 года предусмотрена уголовная ответственность, а совершение преступления в отношении несовершеннолетних является квалифицирующим признаком ч. 2 данной статьи. Оставление в опасности лица, лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, следует отнести к недопустимым способам воспитания, за совершение таких действий предусмотрена ответственность по ст. 125 УК РФ. Подобные примеры можно привести и по Главе 18 «Преступления против половойнеприкосновенности и половой свободы личности» и др. Вовторых, нечеткая формулировка понятия «недопустимые способы воспитания» допускает ее неоднозначное толкование и не всегда позволяет привлекать к уголовной ответственности лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию, обучению исодержанию несовершеннолетнего, виновных в совершении преступления. ВКонвенции ООН о правах ребенкасодержание понятия «жестокое обращениес несовершеннолетним» значительно расширяется. Следует заметить, что в Конвенции исследуемое понятие нормативно не определено, однако в данном международном актеможновыделить некоторые формы проявления жестокого обращения с несовершеннолетним, такие как физическое или психологическое насилие, оскорбление или злоупотребление, отсутствие заботы илинебрежного обращения, грубое обращение или эксплуатация, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей,законных опекуновили любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19); экономическая эксплуатация и привлечение к работе, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствиемв получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному исоциальному развитию (ст. 32), сексуальная эксплуатация и сексуальное совращение (склонение или принуждение ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности; использование в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике; использованиев целях эксплуатации детей в порнографии и порнографических материалах) (ст. 34); другие формы эксплуатации, наносящие ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36)[4].Безусловно, национальное законодательство должно быть ориентировано на международные стандарты. Однако определенные затруднения вызывают вопрос о разграничении понятий «жестокое обращениес несовершеннолетним» и «насилие в отношении несовершеннолетнего». В российском законодательстве нет единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокоеобращение», кроме того, существует большое количество других терминов, используемых при описании и решении одной и той же проблемы. В связи с этим исследуемая проблема всегда находится в центре внимания ученых. Попытаемся раскрыть некоторые из них. Так, О.А. Беседина, Н.В. Коваль считают, что понятие «жестокое обращение» достаточно широкое, а физическое и психическое насилие является одним из его составляющих. Л.А. Колпакова, солидаризуясь с мнением Н.В. Коваль, включает в содержание этого понятия и иные недопустимые способы воспитания, то есть «под жестоким обращением с несовершеннолетним следует понимать применение кнему физического или психического насилия, равно как и иных недопустимых способов воспитания, причиняющих или могущих причинить вред жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, нравственному развитию несовершеннолетнего»[5]. С точки зрения Е.И. Цымбал,жестокое обращение является частным случаем насилия над детьми, когда оно совершается родителями или лицами, их заменяющими[6]. Е.Н. Волкова не отделяет эти два понятия, практически указывая на одни и те же признаки в исследуемых понятиях, такие как физическое, психоэмоциональное и сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка[7]. Некоторые ученые высказывают мнение о том, что для создания условий последовательной защиты интересов несовершеннолетних и реализации идеи дифференциации уголовной ответственности необходимо исключить насилие из числа признаков жестокого обращения с детьми и перенести его в новые квалифицированные составы. Так, В.И. Шахов предлагает сформулировать уголовноправовые запреты насилия в семье не в главах 1618, а в главе 20 УК РФ и дополнить ее такими нормами, как доведение до самоубийства члена своей семьи, истязание члена своей семьи, насильственные действия сексуального характера, нанесение побоев члену своей семьи. При таком подходе более отчетливо будет проявляться социальная направленность нормы, которая охраняет не только здоровье и телесную неприкосновенность ребенка, сколько процесс его нормального воспитания, обеспечивающий физическое, интеллектуальное, нравственное, социальное взросление личности несовершеннолетнего. В.И. Шахов обосновывает необходимость уголовноправовой защиты семьи не через призмуинтересов личности, а как особый социальный институт и выделяет следующие признаки насилия в семье: «противоправное, общественно опасное физическое, психическое или сексуальное воздействие на человека, обладающее устойчивой тенденцией к эскалации и большой вероятностью повторения, одного члена семьи на другого, совершенное против или помимо воли потерпевшего, независимо от фактических последствий такого воздействия»[8]. Из этого определения видно, что насилие в буквальном смысле слова есть действие. Напротив, жестокое обращение, можетвыражаться как в форме действия, так и в бездействии. Так, приговором Илекского районного суда Оренбургской области за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию троихнесовершеннолетних детей сопряженноес жестоким обращением осуждена гр. Ф.В период с д.м.г. по д.м.г. гр. Ф. ненадлежащим образом исполняласвои родительскиеобязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей, предусмотренныест. 63 Семейного кодекса РФ, а именно, не заботиласьофизическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, в их присутствии употребляла спиртные напитки, выражалась нецензурной бранью, систематически допускалапренебрежительное, жестокое, грубое обращение со своиминесовершеннолетними детьми, применяланегуманные, методы воспитания, используя физическое, психическое и эмоциональное насилие, демонстрируя неприязнь к ним, что отрицательно сказывалось на формирование несовершеннолетнихкак личности. Своими противоправными действиями гр. Ф. неоднократно причиняла несовершеннолетним детям физическую боль, побои и психические страдания. Суд признал гр. Ф. виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ, ч. 1 ст. 116 УК РФ[9].Таким образом, жестокое обращение, кроме физического или психического насилия, включает в себя множество других действий и бездействия, которые не носятнасильственного характера, однако, по сути, являются не менее общественно опасными и причиняют ребенку не меньше вреда, чем применение различного рода насилия. Из вышеизложенного следует, что для устранения проблем, возникающих при квалификации ст. 156 УК РФ и достижения единообразия в толковании понятия «жестокое обращение с несовершеннолетним» возникает необходимость законодательногозакрепления данного понятия. На наш взгляд,ст. 156 УК РФ следует дополнить примечанием следующего содержания: «Под жестоким обращением с несовершеннолетнимв настоящей статье понимаются умышленные действия (бездействие) родителя или иного лица, на которого возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогического работника или другого работника образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, создающие опасность для здоровья, физического, психического, духовного и нравственного развития несовершеннолетнего, кроме случаев, ответственность за которых предусмотрена главами 1618 настоящего Кодекса». Такой подход к «определению жестокое обращение с несовершеннолетним», на наш взгляд, поможет избежать ошибочной правовой оценки деяния с учетом смежных составов преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Кроме того, учитывая общественную опасность деяний, совершаемых в отношении несовершеннолетних лицами, на которых возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетних, считаем целесообразным учесть данное обстоятельство в качестве квалифицирующих признаков преступлений против личности, предусмотренных главами 1618 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Ответсвенность за жестокое обращение с детьми

    Дети являются самыми незащищёнными от проявления любых видов насилия и жестокого обращения членами общества. Они не могут в достаточной степени противостоять проявлениям жестокости по отношению к себе, и поэтому законодательство уделяет самое пристальное внимание их защите от любых проявлений такого поведения со стороны взрослых.

    Возможное наказание за жестокость по отношению к несовершеннолетним оговаривается в статье №156 УК РФ. Оно может быть не только в виде большого денежного штрафа, но и виде реального тюремного заключения.

    Виды жестокого обращения по отношению к детям

    Наиболее часто встречающимся видом жестокости является обычное физическое насилие. Синяки и ссадины – это далеко не самое худшее, что может произойти с ребёнком после такого обращения. В некоторых случаях может понадобиться помощь медиков, чтобы ликвидировать последствия подобного воспитания.

    Физическому насилию, как правило, подвергаются дети из неблагополучных, неполных семей или находящиеся в семьях из группы риска. Неблагополучными признаются семьи, если один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, наркотиками, не работают и ведут асоциальный образ жизни. Именно в таких семьях наблюдается самый высокий процент жестокости к детям.

    Основной опасностью для несовершеннолетнего в такой ситуации является получение серьёзных травм или даже увечий, способных привести к неблагоприятным изменениям в организме. Существует и еще одна, менее очевидная, но не менее серьёзная опасность для ребёнка в случае жестокости по отношению к нему. Речь идёт о получении психологической травмы в результате насилия. Подобные травмы могут быть не заметными и проявляться через несколько лет, но их опасность для ребёнка чрезвычайно высока.

    Физическое насилие, благодаря внешним проявлениям, легко обнаруживается. Поэтому и принятие мер к родителям или лицам, осуществляющим опеку, может быть достаточно оперативным.

    Сложнее обстоит дело с моральным насилием. Доказать факт его существования очень сложно, а последствия для ребёнка не менее серьёзны.

    Проявляется моральная жестокость в виде психологических унижений ребёнка, ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Этот вид жестокости может происходить и в семьях внешне благополучных, что ещё более затрудняет его выявление.

    Внешних признаков моральное насилие, обычно, не имеет. А психологическая травма для ребёнка присутствует практически всегда. Такие дети вырастают с изменениями в психике, иногда доходящими до патологий.

    Где чаще всего наблюдается жестокость по отношению к детям?

    Наиболее распространённым видом является жестокость в семье. Именно в семье чаще встречается физическое насилие. Именно в семье легче всего воздействовать на психологию ребёнка. В большинстве случаев жестокое обхождение с детьми происходит в неблагополучных семьях, но встречается оно и в семьях вполне благопристойных.

    Психологическое насилие часто происходит в семьях, где один из родителей проповедует авторитарный стиль общения с близкими. Как правило, дети в силу своей незащищённости и неспособности дать достойный отпор могут стать основными жертвами такого поведения взрослых.

    Вторым по распространённости местом, где может проявляться жестокость по отношению к детям, выступают различные воспитательные и образовательные учреждения. Педагоги и воспитатели имеют большое влияние на детей, и иногда это влияние перерастает в насилие. Физическая жестокость в учреждениях воспитания и образования встречается реже. Это связано с тем, что её проявления могут быть сразу замечены родителями ребёнка или другими людьми.

    Другое дело психологическое насилие, которое не оставляет внешних следов. Унижения, часто прилюдные, навешивание ярлыков, оскорбления – всё это является элементами моральной жестокости.

    Ответственность за жестокость по отношению к детям

    Статья №156 Уголовного Кодекса РФ является одной из самых суровых в российском законодательстве и предусматривает серьёзное наказание за любые проявления жестокости по отношению к детям:

    • денежный штраф, размер которого может составлять 100 000 рублей или ежегодный заработок обвиняемого в жестоком обращении с детьми;
    • обязательные или исправительные работы в течение срока до трёх лет;
    • запрет на занятие определённых должностей в учреждениях воспитательного или образовательного характера в течение срока до пяти лет;
    • тюремного заключения до трёх лет.

    Возможное наказание за жестокое обхождение с детьми не исчерпывается положениями данной статьи. При причинении вреда здоровью ребёнка любой степени тяжести к виновнику будут применены дополнительно и другие статьи УК.

    Статья №156 определяет ответственность только при доказанном факте жестокости по отношению к несовершеннолетним. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей (родителями, опекунами, учителями, воспитателями и так далее) не могут классифицироваться как преступление по данной статье.

    Об уголовной ответственности родителей за жестокое обращение с детьми

    Действующее российское законодательство предусматривает различные виды ответственности родителей за неисполнение своих обязанностей по воспитанию детей: уголовную (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ), гражданско-правовую (ч. 2 ст. 91 Жилищного Кодекса РФ), административно-правовую (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), семейно-правовую (ст. 69, 73 Семейного Кодекса РФ).

    Исходя из сложившейся практики применения ст. 156 Уголовного Кодекса РФ жестоким обращением с несовершеннолетним следует признавать:

    а) само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.;

    б) активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.

    Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ выражается в действии или бездействии, т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами, а в организациях – и правилами внутреннего распорядка, соединенном с жестоким обращением. Ответственность за бездействие возможна при условии, если виновный должен был и мог выполнить возложенные на него обязанности.

    Для оконченного состава преступления наступления каких-либо последствий не требуется.

    Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление – например, систематические побои либо длительное лишение питья, пищи и сна, сечение, удушение, вырывание волос, связывание конечностей и т.д. – п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ; оставление в опасности: умышленное оставление тяжело больного или находящегося в опасном состоянии ребенка без помощи, отказ от оказания ему медицинской помощи – ст. 125 УК РФ; причинение вреда здоровью – ст. ст. 111, 112, 115 УК РФ; сексуальные посягательства – ст. ст. 131 – 135 и др. УК РФ), необходима квалификация по совокупности преступлений.

    В то же время не образует совокупности преступлений убийство, совершенное с особой жестокостью, например путем оставления ребенка без воды и пищи, поскольку в таких случаях жестокое обращение охватывается п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

    Преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, что обращается с ним жестоко; он желает совершать такие действия и целенаправленно не выполняет свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

    К уголовной ответственности могут быть привлечены: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных обязанностей.

    Законодателем, за совершение преступления квалифицированного по ст. 156 УК РФ предусмотрено пять альтернативных видов наказания: штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

    Ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей либо предупреждение.

    Начальник отдела по надзору
    за исполнением законов о
    несовершеннолетних и молодежи

    Памятка по предупреждению жестокого обращения с детьми

    Насилию скажем — НЕТ!

    Когда взрослый человек бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.

    Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным.

    Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.
    Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну.

    Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить — это нормально и приемлемо.
    Дети будут думать, что это нормальная практика — добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

    Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае — это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?
    Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком, хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

    Физическое насилие (в любом виде) – пугает.

    Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы — взрослый человек.

    Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях».
    К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже — с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.
    Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

    Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:
    — вовремя не поняли его;
    — пожалели свои силы и время;
    — стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;
    — стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

    допущение пренебрежения основными потребностями ребенка, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, влечет наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5. 35 КоАП РФ);

    вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, влечет административное наказание в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10 КоАП РФ);

    за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в случае если это деяние соединено с жестоким обращением, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

    Родители, а также лица, их заменяющие могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117 УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), ст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия) ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному); ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий), ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей).

    Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

    Установление факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

    Не оставайтесь наедине со своими проблемами.

    Звоните, и мы поможем Вам найти выход

    из сложившейся ситуации.

    Единый общероссийский телефон доверия

    «8 — 800- 2000 -122»

    (с любого телефона по рабочим дням с 9:00 – 18:00 звонок бесплатный)