Трудовой кодекс рб медкомиссия

Рубрики Процессы

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 2, февраль 2018

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Кому при приеме на работу нужно пройти медосмотр?

Рубрика «Практикум кадровика»

А.С. Еловая, юрист

Под медицинским осмотром (далее — медосмотр) понимается медицинская услуга, направленная на оценку состояния здоровья пациента, выявление заболеваний, факторов риска их возникновения (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении»; в ред. от 21.10.2016).

Трудовой кодекс Республики Беларусь и Закон «Об охране труда» от 23.06.2008 (в ред. от 12.07.2013; далее — Закон об охране труда) определяют следующие цели проведения медосмотров:

  • определение пригодности к выполнению поручаемой работы;
  • предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
  • своевременное выявление профессиональных и общих (непрофессиональных) заболеваний;
  • профилактика, лечение, медицинская реабилитация лиц с выявленными заболеваниями и улучшение условий их труда.

Статьей 27 Закона об охране труда установлены следующие виды медосмотров:

  • предварительные (при поступлении на работу);
  • периодические (в течение трудовой деятельности работника);
  • внеочередные медосмотры при ухудшении состояния здоровья;
  • предсменный (перед началом работы, смены).

КСТАТИ

Поскольку проведение обязательных предварительных медосмотров является частью мероприятий нанимателя по обеспечению надлежащих условий охраны труда, организация их проведения лежит на нанимателе, который также несет расходы по их проведению согласно ч. 5 ст. 228 ТК.

Для каждого вида медосмотра законодательство устанавливает условия и порядок их прохождения. Далее мы рассмотрим медосмотр, проводимый при приеме на работу (предварительный медосмотр).

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДОСМОТР ОБЯЗАТЕЛЕН ДЛЯ РАБОТНИКА?

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю медицинскую справку о состоянии здоровья, если ее предъявление предусмотрено законодательными актами.

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Определить категории работников, которым необходимо проходить предварительный медосмотр, нанимателю поможет Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих [1] (далее — Инструкция № 47).

Так, наниматель обязан направить на предварительный медицинский осмотр следующие категории работников:

  • лиц моложе 18 лет (ст. 275 ТК, ч. 1 ст. 16 Закона об охране труда);
  • работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 1 ст. 228 ТК, ст. 27 Закона об охране труда, п. 3 приложения 1 к Инструкции № 47);
  • работников, занятых на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (ч. 1 ст. 228 ТК, ч. 1 ст. 27 Закона об охране труда);
  • работников, для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры согласно приложению 2 к Инструкции № 47 (п. 3 Инструкции № 47);
  • работников, для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний согласно приложению 3 к Инструкции № 47 (п. 3 Инструкции № 47).

В пункте 4 Инструкции № 47 предусмотрено, что медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работников, для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, проводятся с учетом заболеваний (синдромов), являющихся общими противопоказаниями согласно приложению 4 к Инструкции № 47.

ВАЖНО

Если проведение предварительного медосмотра обязательно, то наниматель не имеет права допускать работника к выполнению работы до тех пор, пока тот не пройдет медицинский осмотр исходя из смысла п. 4 ч. 2 ст. 49 ТК.

Нанимателю также необходимо знать, что помимо предварительного медосмотра кандидаты на некоторые должности (профессии) должны пройти обязательный наркологический осмотр (например, бухгалтер, кассир, водитель, педагог-организатор). Какие профессии попадают под эту категорию, вы можете узнать из Перечня категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу [2].

КСТАТИ

Документы о прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров хранятся в личных делах работников.

КУДА НАПРАВЛЯТЬ РАБОТНИКА НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДОСМОТР?

Медосмотры лиц, поступающих на работу, уполномочены проводить государственные организации здравоохранения, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг — экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность) согласно п. 5 Инструкции № 47.

Обязательные медосмотры поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями.

Так, наниматель может направить будущего работника:

  • в поликлинику по месту жительства (месту пребывания) работника по направлению нанимателя;
  • в поликлинику, с которой наниматель заключил договор на проведение медосмотров.

ВАЖНО

Лица, направляемые на работы вахтовым методом, обязаны пройти предварительный медосмотр не позднее чем за 10 дней до их отъезда на место работы (п. 11 Инструкции № 47).

С бюджетными организациями заключение такого договора не требуется, их работники проходят медосмотры бесплатно (абз. 9 п. 12 Перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения [3]).

Наниматель выдает соискателю индивидуальное направление на прохождение медосмотра по форме, разработанной у данного нанимателя, с указанием:

  • производства;
  • профессии;
  • вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с графой 2 приложений 1–3 к Инструкции № 47.

Определение вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности на рабочих местах работника, осуществляется аттестационной комиссией организации в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (в ред. от 19.10.2016).

Отказ поступающего на работу от прохождения предварительного медосмотра является основанием для отказа в приеме на работу (ч. 2 ст. 26, п. 4 ч. 2 ст. 49 ТК).

ЧЕМ ОФОРМЛЯЮТСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО МЕДОСМОТРА?

Лицу, прошедшему медосмотр, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, предусмотренная п. 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан [4], с указанием годности к работе в данной профессии в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса (п. 33 Инструкции № 47).

Если соискатель по результатам проведенного медосмотра имеет противопоказания к работе в данной профессии (должности), то наниматель должен отказать ему в заключении трудового договора, поскольку прием на работу в таких случаях не допускается (ч. 2 ст. 26 ТК).

Срок действия справки о состоянии здоровья составляет от 1 до 6 месяцев согласно Инструкции о порядке заполнения формы 1 здр/у-10 «Медицинская справка о состоянии здоровья», формы 1 мед/у-10 «Выписка из медицинских документов» [5], а после оформления на работу — до очередного периодического медосмотра.

Полученная при прохождении предварительного медосмотра справка может быть предоставлена при трудоустройстве на аналогичное по перечню производственных факторов рабочее место.

КСТАТИ

За допуск работника к работе без прохождения предварительного медосмотра на нанимателя может быть наложен штраф в размере от 8 до 45 базовых величин (ч. 2 ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

[1] Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (в ред. от 26.04.2011).

[2] Утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104.

[3] Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 (в ред. от 10.10.2016).

[4] Утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (в ред. от 30.11.2017).

[5] Утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм «Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении Инструкции о порядке их заполнения» (в ред. от 24.11.2017).

Статья опубликована в журнале «Отдел кадров» № 2 (205), февраль 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Форум инженеров по охране труда Беларуси

Нужно ли оплачивать предварительные медиц.

Rabota 24 Июн 2010

Александр Тылиндус 24 Июн 2010

При приеме на работу работники проходят предварительный медицинский осмотр за счет собственных средств в поликлинике по месту жительства. Нужно ли предприятию оплачивать медосмотр? Работники возмущаются.

Доброго времени суток!
Очень интересный вопрос, т.к. сам недавно вёл по нему серьезную дискуссию. Что получается.

Согласно Порядку проведения обязательных медицинских осмотров работников (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.08.2000 № 33) имеем:
«4. Оплата за проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (определение контингентов, врачебные осмотры, лабораторные и инструментальные исследования) производится за счет средств предприятий, организаций, на которых работают лица, подлежащие медицинскому осмотру, согласно действующим прейскурантам цен, утвержденным в установленном законодательством порядке.».

Как говорят отдельные специалисты, видно, что речь идет о предварительном медосмотре, а в этом же постановлении также идет речь и о предварительном при поступлении на работу. Именно «при поступлении», который не оплачивается, как не жаль. А просто предварительный может проводиться при переоформлении работника в организации с одной профессии на другую, в частности. Вот если необходимо, то медосмотр для определения профпригодности по новой профессии и будет просто «предварительным».
Хитро прописано!

К тому же, говорят, можно вспомнить Трудовой кодекс:
«Статья 26. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:
.
6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Прием на работу без указанных документов не допускается.
Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.».

Но что-то у меня сомнения в части всех этих рассуждений: ведь то же переоформление означает, что человек увольняется с работы по одной профессии и вновь принимается на работу уже по другой. Т.е. для него снова будет предварительный при поступлении на работу.

leo 13 Авг 2010

Александр Тылиндус 15 Авг 2010

Я на моем предприятии прописал в коллективном договоре пункт, о возмещении работникам затрат на проведение предварительных медосмотров при поступлении на работу, при предъявлении работникам соответствующих документов (чек, договор с мед. учреждением и др.). Бухгалтерия возвращает всем деньги. Напровление на медосмотр тоже вписываю я сам за подписью руководителя предприятия.

Главное, чтобы у налоговой не возникло вопросов по поводу этих компенсаций, если вы их заложили в себестоимость продукции (услуг).

leo 19 Авг 2010

Александр Тылиндус 21 Авг 2010

Согласно Порядку проведения обязательных медицинских осмотров работников (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.08.2000 № 33) мы должны посылать на предварительный (при поступлении на работу)медосмотр только работников отмеченных в списке контингентов утвержденной в СЭС или можно не только этих работников? И если работник работает уже не во вредных условиях например работа на ПЭВМ, то его что не надо посылать на медосмотр.

Всё верно — согласно списку контингентов. Соответственно, если что-то изменилось в части деятельности и др., и это затрагивает сам список, то он изменяется.

нюша 06 Июл 2012

LIRIK 06 Июл 2012

Assembler 06 Июл 2012

Похоже за два года ситуация не изменилась и все остается так как описал Александр Тылиндус в посте #2.

Т.е., предварительные медосмотры не оплачиваются предприятием?

LIRIK 06 Июл 2012

Инженер по ОТ 09 Июл 2012

ИТР 25 Сен 2014

По данному вопросу давеча отвечала сама М.А. Щеткина:

Производственно-торговое унитарное предприятие, г. Брест:

Добрый день, Марианна Акиндиновна, сотрудники Министерства труда и социальной защиты и БелТА!
В связи с вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и изменений в Трудовой кодекс просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам.

Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья (ч.1 ст.228 ТК РБ и ч.1.ст.27 закона). Частью 5 ст.228 ТК и ч.5 ст.27 закона установлено, что расходы по проведению медицинских осмотров работников несет наниматель.

На основании изложенного просим разъяснить:

1) обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе?

2) Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу, не содержащую вредных и (или) опасных условий труда или на работу, где в соответствии с законодательством отсутствует необходимость в профессиональном отборе?

3) Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) медицинские осмотры работникам (внеочередные) при их переводе (или временном переводе) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, при условии, что предыдущая работа не содержала вредных и (или) опасных условий труда или где в соответствии с законодательством отсутствовала необходимость в профессиональном отборе?

4) Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу, для которой в силу требований п.11 ст.226 ТК еще не проведена или начата процедура аттестации новых рабочих мест?

Дополнительные сведения.

В локальных нормативных правовых актах, в том числе коллективном договоре отсутствует условие оплаты (компенсации) работникам предварительных медицинских осмотров.
Между нашим производственно-торговым унитарным предприятием и местными учреждениями здравоохранения не заключались отдельные договоры на прохождение работниками (кандидатами) предварительных медицинских осмотров при поступлении их на работу, предусмотренные ч.2. п.12 Перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №182 от 10.02.2009 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» с последующими изменениями и дополнениями.
Для оплаты (компенсации) указанных медицинских осмотров работники предоставляют нанимателю чеки.
Спасибо.

Марианна Щеткина:

В соответствии с ч. 2 ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников устанавливается республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области здравоохранения, по согласованию с республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

Постановлением Министерства здравоохранения от 28.04.2010 №47 утверждена «Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих», которая устанавливает порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.

При формировании перечня профессий и должностей работников организации, для которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, необходимо руководствоваться приложениями к указанной инструкции. Результаты комплексной гигиенической оценки условий труда (или аттестации рабочих мест по условиям труда) учитываются только при определении периодичности проведения периодических медицинских осмотров.

Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров является частью мероприятий нанимателя по обеспечению условий и охраны труда. В соответствии со ст. 31 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей. Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Направляя работника (кандидата на работу) на медицинский осмотр наниматель страхует себя от возможных негативных последствий для производства, связанных с состоянием здоровья работника.

Исходя из изложенного, наниматель обязан оплачивать прохождение работником (кандидатом на работу) предварительных и периодических медицинских осмотров.

Что касается направления на предварительный медицинский осмотр, если такой медицинский осмотр для кандидата на рабочее место не предусмотрен законодательством, необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 26 Трудового кодекса. Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

(Онлайн-прием «Труд и социальная защита» 24 Сентября 2014 15:00 — 16:00)

Трудовое законодательство обязывает работников проходить медосмотры

5 575 21.11.2015 10:06

В Беларуси по ТК в установленном порядке необходимо проходить предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры. За непрохождение медосмотра могут отстранить от работы.

От учителей ежегодно требуется медицинская справка с допуском к работе. В поликлинике для ее получения требуется прохождение обследований, сдача анализов. Я не против, прислушиваясь к совету участкового врача, время от времени проверить состояние своего здоровья, т. е. сделать это лично для себя. Но не понимаю, какое отношение к возможности работать с детьми имеет уровень сахара или холестерина в крови. Какие обследования обязан ежегодно пройти учитель, чтобы не представлять опасности для здоровья школьников, и каким документом это определено? Дело в том, что срок получения очередного допуска к работе может подойти тогда, когда на учителя, помимо своих основных уроков, внезапно сваливается замена. Тогда бегать по кабинетам просто нет времени, а на работе требуют справку. В данном случае является ли прохождение обследований обязанностью? И не злоупотребляют ли в поликлинике привычной исполнительностью учителей? (Николай)

Согласно статье 228 Трудового кодекса, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья.

Обязательные предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний при работе в учреждениях образования (за исключением учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, детских интернатных учреждениях, в том числе учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, круглогодичных санаторно-курортных и оздоровительных организаций, связанные с непосредственным обслуживанием детей), учреждениях спорта и туризма, сезонных оздоровительных организациях с дневным пребыванием детей, связанных с непосредственным обслуживанием детей и молодежи, установлены в соответствии с требованиями приложения №3 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих (утверждена постановлением Министерства здравоохранения 28.04.2010 г. №47).

Единственным диагностическим исследованием, обязательным к прохождению во время медосмотра при указанных работах, является рентгенофлюорографическое обследование. Прохождения других исследований ни наниматель, ни медицинское учреждение требовать не могут. Противопоказаниями к указанным работам являются активные формы туберкулеза органов дыхания с наличием или отсутствием бактериовыделения, внелегочные формы туберкулеза с наличием свищей, бактериурии, туберкулезной волчанки лица и рук. Периодические медосмотры осуществляются один раз в год.

Медосмотры могут проводиться как в рабочее, так и в нерабочее время. Все зависит от воли нанимателя. Проводить обязательные ежегодные медицинские осмотры исключительно в рабочее время Трудовой кодекс (ст. 275) обязывает нанимателя только в отношении несовершеннолетних работников. Следовательно, в отношении других работников данное требование силы не имеет.

Непрохождение медосмотра может повлечь за собой отстранение работника от работы: по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, наниматель обязан отстранить работника от работы (ст. 49 ТК).

Ответ подготовил юрист, правозащитник Олег Мацкевич.

Обязательные медицинские осмотры: ответственность нанимателей и работников

Автор: Максим ШЕЛКОВИЧ, юрист, Александра ФЕДЧЕНКО, юрист 11 Март 2013 .

Обеспечение безопасности труда является ключевым направлением всей системы охраны труда, включающей в себя социально-экономические, правовые, санитарно-гигиенические и иные мероприятия. Тесное взаимодействие правовых норм с медицинскими и техническими стандартами отличает институт охраны труда от иных институтов трудового права.

Вопросы правового регулирования обеспечения здоровья и безопасных условий труда в связи с внедрением новых технологий производства приобретают сегодня повышенную актуальность.

Нормативная база

Предупреждению профессиональных заболеваний, негативного воздействия производственных факторов на течение общих (непрофессиональных) заболеваний, а также проведению своевременных реабилитационных мероприятий и улучшению условий труда способствуют закрепленные в законодательстве Республики Беларусь правила, касающиеся медицинских осмотров работников. Основными нормативными правовыми актами в сфере правового регулирования проведения медицинских осмотров являются:

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);
  • Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда);
  • Закон Республики Беларусь от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (далее — Закон о санитарно-эпидемическом благополучии населения);
  • Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее — Инструкция).

Кроме того, в качестве примера отраслевого регулирования, можно также выделить:

  • Инструкцию о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 № 84;
  • Инструкцию о порядке проведения в гражданской авиации предполетного медицинского осмотра членов экипажа и диспетчеров управления воздушным движением перед заступлением на дежурство, утвержденную приказом Государственного комитета по авиации Республики Беларусь от 10.09.1996 № 103.

Проведение обязательных медицинских осмотров (далее — обязательные медосмотры) является одним из основных требований охраны труда. В соответствии с п. 10 ст. 226 ТК наниматель обязан обеспечить проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу и периодических в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья. В свою очередь, работник в соответствии с п. 4 ст. 232 ТК обязан проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры. Указанные нормы конкретизируются в ст. 228 ТК, согласно которой наниматель обязан организовать проведение указанных медосмотров работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудше­нии состояния их здоровья.

Порядок прохождения медосмотров

Одним из ключевых нормативных актов в этой сфере является названная Инструкция.

Пункт 2 Инструкции устанавливает перечни видов работ, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров, классифицируя их в зависимости от наличия вредных и (или) опасных факторов производственной среды либо характеристики проводимых работ. В самостоятельную группу выделены работы, при выполнении которых обязательно проведение медицинских осмотров с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Для определения наличия оснований для прохождения обязательных медицинских осмотров необходимо руководствоваться приложениями 1–3 к Инструкции, которые содержат в себе:

  • перечень факторов производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень факторов);
  • перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры (далее — Перечень работ);
  • перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

С целью защиты прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, абзацем 3 п. 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005
№ 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» установлена обязанность требовать от граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, предоставления ими документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующего вида работ. Названная гарантия продублирована в ст. 21 Закона об охране труда, и реализована в Инструкции, согласно п. 14 которой периодические медосмотры граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, проводятся индивидуально на основании направления работодателя в организацию здравоохранения. Хотя следует обратить внимание, что в соответствии с п. 43 Правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2003 № 359, при изложении правовых норм следует избегать дублирования нормативных предписаний по одному и тому же вопросу.

С целью организации периодических медицинских осмотров п. 16 Инструкции закрепляет за нанимателем обязанность ежегодно составлять список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда, результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, видов работ и производственных факторов, указанных в вышеназванных перечнях работ
(Приложения 1–3 к Инструкции). Список профессий до 1 января года, в течение которого необходимо проведение запланированного периодического медосмотра, представляется в организацию здравоохранения, которая направляет нанимателю график проведения периодических медосмотров не позднее 1 февраля этого же года. На основании списка профессий и графика проведения периодических медосмотров составляется список работников, подлежащих периодическому медосмотру. Данный список за 15 дней до начала периодического медосмотра направляется в организацию здравоохранения.

Проведение внеочередных медосмотров может быть инициировано нанимателем, работником или организацией здравоохранения только при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в п. 23 Инструкции. В качестве примеров можно привести такие основания, как изменение условий труда, длительная нетрудоспособность, ухудшение состояния здоровья, угроза распространения инфекционных заболеваний, выход работника по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Следует обратить внимание, что п. 11 Инструкции устанавливает особое требования для лиц, направляемых на работы вахтовым методом — они обязаны пройти предварительный медосмотр не позднее чем за 10 дней до их отъезда на место работы. В остальных случаях в соответствии с п. 12 и 15 Инструкции периодические медицинские осмотры в зависимости от характеристики работы выполняются в следующие сроки:

— работники, занятые в течение 10 и более лет на работах с условиями труда, класс (степень) вредности или опасности которых установлен по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проходят периодические медосмотры 1 раз в 5 лет;

— работники, занятые на работах, для выполнения которых обязательны медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, проходят периодические медосмотры 1 раз в год;

— работники при выполнении работ, связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, проходят периодические медосмотры в сроки, установленные в вышеназванных Перечне факторов и Перечне работ.

В случае отсутствия прямого указания на сроки проведения периодических медосмотров в Перечне факторов согласно абзацу 3 п. 12 Инструкции, они проводятся с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда работающих, а именно:

  • 1 раз в год — в случае отнесения условий труда к вредным третьей или четвертой степени (классы 3.3, 3.4) или опасным (класс 4);
  • 1 раз в 2 года — в случае отнесения условий труда к вредным первой или второй степени (классы 3.1, 3.2);
  • 1 раз в 3 года — в случае допустимых условий труда (класс 2).

Часть 2 ст. 228 ТК предусматривает предоставление работникам правовых гарантий на время прохождения медицинских осмотров в виде сохранения места работы (должности) и среднего заработка.

В соответствии с п. 5 Инструкции обязательные медосмотры проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими выданное в порядке, предусмотренном законодательством, специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг — экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность).

Если работник отказывается…

В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, руководители организаций и ИП обязаны обеспечивать условия для своевременного прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров и несут ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр или признанных непригодными по состоянию здоровья к работам с вредными и неблагоприятными производственными факторами.

Действующее законодательство предусматривает ряд правовых норм в качестве механизмов реализации названной обязанности нанимателя, позволяющий применять меры воздействия к лицам, уклоняющимся от прохождения обязательных медосмотров.

В соответствии со ст. 36 Закона о санитарно-эпидемическом благополучии населения, лицо, не прошедшее обязательный медицинский осмотр, не допускается к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами. Согласно ст. 49 ТК наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего медицинский осмотр. За период отстранения от работы заработная плата работнику начислена не будет, за исключением случаев отсутствия в этом вины работника.

Отстранение от работы (недопуск к работе) по вышеназванному основанию будет осуществлен нанимателем и в том случае, если работник не прошел обязательный медосмотр не по своей вине. Например, в случае если в нарушение п. 9 Инструкции наниматель не выдал лицу, поступающему на работу, соответствующее направление на обязательный медосмотр, а также в случае болезни работника или если имели место иные уважительные причины, препятствовавшие прохождению медосмотра. Однако в соответствии с ч. 5 ст. 49 ТК в этих случаях работнику будет произведена оплата за все время отстранения от работы в размере не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада).

Следует обратить внимание, что в случае отстранения работника от работы в соответствии со ст. 49 ТК без достаточных на то оснований, на должностное лицо, виновное в незаконном отстранении от работы, возлагается обязанность возместить причиненный ущерб, что закреплено в ст. 245 ТК. В соответствии со ст. 244 ТК при таких обстоятельствах размер ущерба, причиненного работнику, будет равен размеру среднего заработка за все время незаконного отстранения от работы.

В качестве меры воздействия к работнику, отказавшемуся от прохождения обязательного медосмотра, могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Поскольку отказ работника от прохождения обязательного медосмотра является дисциплинарным проступком согласно ст. 197 ТК (противоправным, виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей), наниматель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание в соответствии со ст. 198 ТК. Такая правовая оценка действий работника подтверждается и п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде», в соответствии с которым нарушением трудовой дисциплины является среди прочего и отказ или уклонение без уважительных причин от прохождения обязательного медосмотра.

Выбор меры дисциплинарного взыскания остается за нанимателем, при этом обязательно учитывается поведение и предшествующая работа уклоняющегося или отказавшегося от прохождения медосмотра работника, а также обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, что закреплено ч. 3 ст. 198 ТК. Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 198 ТК, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания возможно применение и других мер, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

До применения к работнику меры дисциплинарного взыскания, наниматель обязан истребовать от него письменное объяснение, отказ от дачи которого, не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (ст. 199 ТК).

В соответствии с правилами ст. 199–200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее 6 месяцев с момента совершения и 1 месяца со дня обнаружения (без учета времени болезни работника или его пребывания в отпуске), оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя с указанием мотивов, и объявляется работнику под роспись в 5-дневный срок. Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением) постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

В качестве крайней меры дисциплинарного воздействия работник, систематически уклоняющейся от прохождения медицинских осмотров, может быть уволен в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 198, п. 4 ст. 42 ТК. В качестве обязательного условия применения такой меры п. 4 ст. 42 ТК указывает факт применения ранее к работнику мер дисциплинарного взыскания. Таким образом, работник, отказавшийся от прохождения обязательного медосмотра, может быть уволен, если к нему уже применялась любая из мер дисциплинарного взыскания вне зависимости от характера совершенного ранее проступка. При принятии решения об увольнении работника на основании ч. 4 ст. 42 ТК, безусловно, следует учитывать, что работник считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию при его погашении в соответствии со ст. 203 ТК, а именно, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не подвергался новому дисциплинарному взысканию.

«Личный юрист», № 1/2012