Судебная власть в системе органов государственной власти

Рубрики Вопрос юристу

Судебная власть в системе органов государственной власти

Судебная власть в системе органов Российского государства

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

Судебная власть — вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть — одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Исключительность судебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость, самостоятельность, обособленность — характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный порядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.

Осуществление полномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

§ 1. Роль судебной власти в государственном управлении

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь прецеденты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнительной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе правильно по существу), суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых решает имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные (как правило? споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть. Он осуществляет правосудие, обеспечивает господство права, принимая решения в соответствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (а в некоторых зарубежных странах — судебных следователей (следственных судей) и прокуроров). Она осуществляется также не судебным органом в целом (например, районный суд), а судебным присутствием, судебным заседанием. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе, в форме особой процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных (обычно — двух) или присяжных заседателей (от 5—6 до 24 в разных странах). Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски — одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в гражданских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяжные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении существенных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Франции — три судьи и девять заседателей, в США — один судья и в некоторых штатах по 24 присяжных). Народные заседатели (в ряде стран — заседатели) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные в англосаксонских странах принимают лишь решение о виновности (невиновности) и о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах), а наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.). Такова же разница в положении народных и присяжных заседателей в России.

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в обществе весьма противоречиво.

непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние — это аппарат не судов, а Министерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лицами, в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В отличие от законодательной и исполнительной власти, непосредственно участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, партийное правительство), при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд — часть общества, и государственная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам. Некоторые решения Конституционного Суда РФ (например, о Чечне, о компартии, об отношениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния политических мотивов.

Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в обществе. С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранительную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положению в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например, чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления), неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправления (в России — съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей. Только по их решениям (квалификационных коллегий) назначаются судьи (кроме высших судов), освобождаются от должности, перемещаются в другие суды, могут быть преданы суду по обвинению в преступлении.

Место и роль судебной власти в системе органов публичной власти в зарубежных странах

Судебная власть занимает особое место в системе органов публичной власти, поскольку суд может признать недействительными акты и действия органов публичной власти по мотивам их неконституционности или незаконности. Это позволяет обеспечивать баланс публичных и частных интересов, являющихся основой правопорядка. Осуществляя правосудие, судебные учреждения осуществляют контроль за соблюдением принципа верховенства права и законности в деятельности органов публичной власти. Таким образом, суды влияют на существующий правопорядок. Это выразилось в конституционных положениях, в соответствии с которыми юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Ш. Монтескье о судебной ветви власти. По мнению Ш. Монтескье, «умеренное управление» базируется на умении «комбинировать власти», на системе сдержек и противовесов. Отсюда вывод мыслителя: «если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, поскольку можно опасаться, что этот монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Когда она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан попадут под власть произвола, ведь судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» [1] .

В ходе осуществления правосудия суды обеспечивают толкование правовых норм. В соответствии с принципами равенства и справедливости суды призваны одинаково решать правовые споры и надлежащим образом применять закон к подобным фактическим обстоятельствам. Поэтому суды при разрешении правовых споров обеспечивают единообразное применение законов, что можно рассматривать как гарантию от произвольного применения закона судьями. Значительная роль в этом принадлежит высшим судебным инстанциям – высшим специализированным судам и верховному суду. Поэтому такие решения носят квазипрецедентный характер, их совокупность составляет судебное прецедентное право судов общей юрисдикции.

Режим одинакового применения закона крайне важен для надлежащей защиты прав и свобод человека. Он способствует правовой безопасности индивида, который может планировать свою деятельность и рассчитывать на то, что в случае нарушения его прав и законных интересов органы власти и суды будут действовать предсказуемо в соответствии с установленным порядком. Суд является посредником в конфликте между публичной властью и гражданином, т. е. последним прибежищем в случае совершения органами публичной власти или должностными лицами произвольных действий против частных лиц. Критерием правильного применения законодательства является конституционность. В соответствии с этим суды общей юрисдикции при осуществлении правосудия призваны применять конституционные положения как нормы прямого действия.

Судебная ветвь власти наиболее уязвима по сравнению с законодательной и исполнительной ветвями, поскольку судебные учреждения содержатся из государственного бюджета, а судьи должны получать достойное вознаграждение. Независимость судей также уязвима в силу самой процедуры формирования судейского корпуса и широких возможностей законодательной и исполнительной власти манипулировать этим процессом. Независимость правосудия связана с неразрывным единством институциональноорганизационной самостоятельности судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным или общественным органам, воплощается в формировании обособленной и самоуправляющейся судебной системы и запрете другим государственным органам осуществлять функции правосудия или вмешиваться в него (пп. 1, 3-5, 7 Основных принципов независимости судопроизводства 1981 г.) [2] . Власть не должна вмешиваться в деятельность суда и препятствовать выполнению решений суда (п. 2 Монреальской декларации по независимости судопроизводства 1983 г.) [3] .

В пункте 1 Основных принципов независимости судей, утвержденных резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН №40/32 от 29 ноября 1985 г. и №40/146 от 13 декабря 1985 г., установлено требование, согласно которому независимость судей должна быть гарантирована государством и закреплена в его конституции и законах, а правительство и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать принцип независимости судей. Рекомендация NR (94) 12 Комитета Министров Совета Европы «Независимость, действенность и роль судей» содержит положение о том, что исполнительная и законодательная власти должны гарантировать такую независимость и воздерживаться от шагов, которые могли бы поставить ее под угрозу.

Таким образом, любое судебное учреждение выступает обособленным, самостоятельным органом правосудия. Судебная независимость – это право и обязанность судьи быть независимым от любого давления, ограничений, вмешательств, угроз или любых других форм воздействия (пп. 2,4-7 Основных принципов независимости судопроизводства 1981 г.).

  • [1] Монтескье, Ш. Л. О духе законов [Текст] / Ш. Л. Монтескье. – М., 1999. – С. 137.
  • [2] См.: Сравнительное конституционное право [Текст] / под общ. ред. Ю. А. Юдина, В. Е. Чиркина. – М.: Манускрипт, 1996. – С. 654; Основные принципы независимости судебной власти [Текст] // Международное публичное право : сб. док. в 2 т. / сост.: К. А. Бекяшев и А. Г. Ходаков. – М., 1996. – Т. 2. – С. 124-125.
  • [3] См.: Мартиненко, П. «Право гаманця» і незалежність суду [Текст] / П. Мартиненко // Юрид. вісн. України. – 1998. – 9-15 квіт.

Судебная власть в системе органов государственной власти

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

— конституционного;
— гражданского;
— административного;
— уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Нормативно-правовая база

    История документа

ЛУГАНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

О судебной системе

(с изменениями, внесенными Законом Луганской Народной Республики
от 28.08.2018 № 260-II)

В настоящем Законе дается определение судебной власти, указывается, какие суды действуют в Луганской Народной Республике, определяются принципы деятельности судебной власти, устанавливается порядок создания и упразднения судов, определяются статус и компетенция судов Луганской Народной Республики, определяется порядок финансирования судов всех уровней.

Глава І. Общие положения

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Луганской Народной Республике осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Луганской Народной Республики устанавливается Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики и настоящим Законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Луганской Народной Республики обеспечивается путем:

— установления судебной системы Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики и настоящим Законом;

— соблюдения всеми судами и мировыми судьями установленных законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, действующего законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Луганской Народной Республики;

— признания обязательности исполнения на всей территории Луганской Народной Республики судебных решений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования судов и мировых судей из Государственного бюджета.

Статья 4. Суды в Луганской Народной Республике

1. Правосудие в Луганской Народной Республике осуществляется только судами, созданными в соответствии с Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики и настоящим Законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается.

2. В Луганской Народной Республике действуют суды общей юрисдикции, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции, Арбитражный суд Луганской Народной Республики, Верховный Суд Луганской Народной Республики, составляющие судебную систему Луганской Народной Республики.

3. Судебная система Луганской Народной Республики включает: Верховный Суд Луганской Народной Республики, Арбитражный суд Луганской Народной Республики, Военный суд Луганской Народной Республики, районные (городские, горрайонные) суды Луганской Народной Республики и мировых судей.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Временному Основному Закону (Конституции) Луганской Народной Республики и закону.

2. Судьи, присяжные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Временному Основному Закону (Конституции) Луганской Народной Республики и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики, настоящим Законом и иными законами Луганской Народной Республики.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Временному Основному Закону (Конституции) Луганской Народной Республики, действующему законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Луганской Народной Республики, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Луганской Народной Республике не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Луганской Народной Республики. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Статья 6. Обязательность судебных решений

1. Вступившие в законную силу судебные решения судов, мировых судей Луганской Народной Республики, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Луганской Народной Республики.

2. Неисполнение судебного решения, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Луганской Народной Республики.

3. Обязательность судебных решений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей на территории Луганской Народной Республики определяется международными договорамиЛуганской Народной Республики.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным настоящим Законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Луганской Народной Республики имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

2. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются законом Луганской Народной Республики.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным заседателям может выплачиваться вознаграждение из Государственного бюджета.

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Делопроизводство в судах Луганской Народной Республики ведётся на русском языке.

Судопроизводство в судах Луганской Народной Республики ведётся на одном из государственных языков в порядке, установленном процессуальным законодательством.

2. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Глава II. Основы статуса судей в
Луганской Народной Республике

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики, Законом Луганской Народной Республики «О статусе судей» и настоящим Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи Луганской Народной Республики не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их статусу.

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Луганской Народной Республике обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются законами.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики, его заместителей, других судей Верховного Суда Луганской Народной Республики, председателей, заместителей председателей, судей районных (городских, горрайонных) судов, Военного и Арбитражного судов устанавливается соответствующим законодательством Луганской Народной Республики.

2. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части первой настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда более десяти лет подряд, если иное не установлено соответствующим законом.

(часть 2 статьи 13 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 28.08.2018 № 260-II)

3. Порядок наделения полномочиями мировых судей устанавливается законами Луганской Народной Республики.

4. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 14. Срок полномочий судей

1. Полномочия судей судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Законом Луганской Народной Республики «О статусе судей».

(абзац первый часть 1 статьи 14 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 28.08.2018 № 260-II)

Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет, если иное не установлено соответствующими законами.

2. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения на должность судьи.

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем, он не может быть переведен в другой суд без его согласия, кроме перевода:

1) в случае реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда;

2) в порядке дисциплинарного взыскания.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются не иначе как по основаниям и в порядке, установленном Законом Луганской Народной Республики «О статусе судей».

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются Законом Луганской Народной Республики «О статусе судей».

Глава III. Суды

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Верховный Суд Луганской Народной Республики, созданный в соответствии с Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики, может быть упразднен только путем внесения изменений во Временный Основной Закон (Конституцию) Луганской Народной Республики. Другие суды создаются и упраздняются только законом Луганской Народной Республики.

2. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Верховный Суд Луганской Народной Республики

1. Конституционное судопроизводство в Луганской Народной Республике осуществляется исключительно Верховным Судом Луганской Народной Республики в порядке, установленном законом.

Верховный Суд Луганской Народной Республики является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Законом.

2. Верховный Суд Луганской Народной Республики осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Луганской Народной Республики рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Луганской Народной Республики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Луганской Народной Республики дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Луганской Народной Республики устанавливаются Законом «О Верховном Суде Луганской Народной Республики».

Статья 19. Арбитражный суд Луганской Народной Республики

1. Арбитражный суд Луганской Народной Республики входит в судебную систему Луганской Народной Республики.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Арбитражного суда Луганской Народной Республики устанавливаются Законом «Об Арбитражном суде Луганской Народной Республики».

Статья 20. Военный суд

1. Военный суд Луганской Народной Республики (далее – Военный суд) является судом общей юрисдикции, входит в судебную систему Луганской Народной Республики, образуется в составе председателя, его заместителя (заместителей) и других судей, осуществляет судебную власть в Народной милиции Луганской Народной Республики, других воинских формированиях и органах, специальных формированиях, созданных согласно законодательству Луганской Народной Республики в области обороны, где предусмотрена военная служба (далее также – воинские формирования и органы).

2. Местом постоянного пребывания Военного суда является город Луганск. Военный суд Луганской Народной Республики может проводить выездные судебные заседания по месту дислокации подразделений воинских формирований и органов, если сочтет это необходимым.

3. Военный суд в пределах, установленных настоящим Законом, рассматривает в первой инстанции не отнесенные законом к подсудности Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

4. Военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по гражданским делам, принятых им и вступивших в законную силу.

5. Военный суд принимает решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о производстве обыска и (или) выемки в жилище и другие решения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, по делам, отнесенным к его подсудности.

Статья 21. Состав Военного суда при осуществлении правосудия

1. В Военном суде в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных законодательством Луганской Народной Республики, коллегия, состоящая из трех судей.

2. Судья Военного суда единолично принимает решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о производстве обыска и (или) выемки в жилище и другие решения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, по делам, отнесенным к его подсудности.

3. Судья Военного суда единолично рассматривает в порядке, установленном законом, материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Статья 22. Председатель Военного суда. Заместитель председателя Военного суда

1. Председатель Военного суда назначается на должность Главой Луганской Народной Республики по представлению Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики, основанному на заключении квалификационной коллегии судей.

2. Председатель Военного суда:

1) вправе участвовать в рассмотрении дел Военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2) организует деятельность суда;

3) распределяет обязанности между судьями;

4) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

5) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

6) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;

7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Луганской Народной Республики.

3. Заместитель председателя Военного суда назначается на должность Главой Луганской Народной Республики по представлению Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики, основанному на заключении квалификационной коллегии судей.

4. Заместитель председателя Военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя Военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Статья 23. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Военного суда

1. Судьей Военного суда может быть гражданин Луганской Народной Республики, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Луганской Народной Республики «О статусе судей», и получивший положительное заключение квалификационной коллегии судей.

2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи Военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Статья 24. Статус присяжных заседателей Военного суда

Статус присяжных заседателей Военного суда и порядок привлечения граждан Луганской Народной Республики к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавливаются законом Луганской Народной Республики.

Статья 25. Особенности обеспечения безопасности судей Военного суда и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики, а также членов их семей

Судьи Военного суда и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел и командование воинских формирований и органов обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности судей Военного суда и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с законодательством.

Статья 26. Финансирование и обеспечение Военного суда и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики

1. Финансирование и обеспечение Военного суда и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Луганской Народной Республики осуществляется за счет средств Государственного бюджета соответственно Судебным департаментом при Верховном Суде Луганской Народной Республики и Верховным Судом Луганской Народной Республики.

2. Организационное обеспечение деятельности Судебной коллегии по делам военнослужащих осуществляется аппаратом Верховного Суда Луганской Народной Республики, а Военного суда – Судебным департаментом при Верховном Суде Луганской Народной Республики.

3. Порядок финансирования и обеспечения деятельности Военного суда в условиях военного (чрезвычайного) положения определяется соответствующими законами и другими нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

Статья 27. Аппарат Военного суда

1. Аппарат Военного суда обеспечивает осуществление правосудия Военным судом, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства, прием граждан и выполнение других функций суда, предусмотренных законом.

2. Деятельностью аппарата Военного суда руководит председатель соответствующего Военного суда.

3. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата Военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Государственном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем Военного суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Луганской Народной Республики.

4. Работники аппарата Военного суда являются государственными гражданскими служащими и замещают должности государственной гражданской службы.

5. Работники аппарата Военного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы.

6. Права и обязанности работников аппарата Военного суда, являющихся государственными гражданскими служащими, порядок прохождения ими государственной гражданской службы устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе. Указанным работникам присваиваются классные чины государственной гражданской службы Луганской Народной Республики.

7. Права и обязанности работников аппарата Военного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

Статья 28. Администратор Военного суда

1. Администратор Военного суда:

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда;

2) взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей Военного суда и работников аппарата Военного суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

4) обеспечивает судей Военного суда и работников аппарата Военного суда юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности Военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества Военного суда в нерабочее время, работу хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений Военного суда;

8) разрабатывает проект сметы расходов Военного суда, утверждаемый председателем Военного суда, и представляет его в Судебный департамент при Верховном Суде Луганской Народной Республики;

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности Военного суда;

10) выполняет приказы и распоряжения председателя Военного суда, связанные с обеспечением деятельности Военного суда.

2. Администратор Военного суда осуществляет свои полномочия под контролем председателя Военного суда и под руководством Судебного департамента при Верховном Суде Луганской Народной Республики.

3. Администратор Военного суда назначается на должность и освобождается от должности директором Судебного департамента при Верховном Суде Луганской Народной Республики по представлению председателя Военного суда.

Статья 29. Здания и иное имущество Военного суда

1. Военный суд размещаются в здании, внешний вид и внутреннее устройство которого соответствуют конституционному статусу судебной власти в Луганской Народной Республике.

2. Судье Военного суда для осуществления правосудия предоставляется помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим и иным установленным стандартам.

3. Здание, сооружения и движимое имущество используются Военным судом только в целях осуществления правосудия или организационного обеспечения своей деятельности и являются государственной собственностью. Указанное имущество не может быть изъято.

Статья 30. Охрана и конвоирование лиц, содержащихся под стражей

1. Охрана в Военном суде лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских формированиях и органах, под стражей на гауптвахтах, а также их конвоирование осуществляются воинскими формированиями и органами.

2. Конвоирование лиц, находящихся в иных местах содержания под стражей, а также в тюрьмах и исправительных колониях, к месту рассмотрения дел Военным судом осуществляется уполномоченными на то исполнительными органами государственной власти.

Статья 31. Районный (городской, горрайонный) суд

1. Районный (городской, горрайонный) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Луганской Народной Республики.

2. Районный (городской, горрайонный) суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного (городского, горрайонного) суда устанавливаются настоящим Законом.

Статья 32. Создание районного (городского, горрайонного) суда

Районный (городской, горрайонный) суд создается законом Луганской Народной Республики в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города республиканского значения, района в городе Луганске либо территории района и города республиканского значения, имеющие общие (смежные) границы.

Статья 33. Состав районного (городского, горрайонного) суда

Районный (городской, горрайонный) суд формируется в составе председателя районного (городского, горрайонного) суда, его заместителя (заместителей) и судей районного (городского, горрайонного) суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Луганской Народной Республики по согласованию с председателем соответствующего суда в пределах общей численности судей всех судов общей юрисдикции, и согласованном с законом о Государственном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 34. Компетенция районного (городского, горрайонного) суда

1. Районный (городской, горрайонный) суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных законодательством к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных законодательством, районный (городской, горрайонный) суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный (городской, горрайонный) суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

4. Районный (городской, горрайонный) суд в соответствии с законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного (городского, горрайонного) суда

1. Председатель районного (городского, горрайонного) суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Главой Луганской Народной Республики сроком на пять лет по представлению Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

(часть 1 статьи 35 в редакции Закона Луганской Народной Республики от 28.08.2018 № 260-II)

2. Одно и то же лицо не может занимать должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда более десяти лет подряд.

3. Председатель районного (городского, горрайонного) суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с действующим законодательством осуществляет следующие функции:

1) организует деятельность суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Луганской Народной Республики типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

4. Заместитель (заместители) председателя районного (городского, горрайонного) суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного (городского, горрайонного) суда.

Статья 36. Замещение временно отсутствующего председателя районного (городского, горрайонного) суда или судей этого суда

1. В случае отсутствия председателя районного (городского, горрайонного) суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного (городского, горрайонного) суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного (городского, горрайонного) суда заместителей – по поручению председателя районного (городского, горрайонного) суда один из судей этого суда.

2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного (городского, горрайонного) суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики один из заместителей председателя районного (городского, горрайонного) суда, а при отсутствии у председателя районного (городского, горрайонного) суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда Луганской Народной Республики один из судей этого суда.

3. В случае, если временно отсутствует судья районного (городского, горрайонного) суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается Председателем Верховного Суда Луганской Народной Республики на судью ближайшего районного (городского, горрайонного) суда.

Статья 37. Мировой судья

1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются законом Луганской Народной Республики.

Глава IV. Организационное обеспечение деятельности
судов общей юрисдикции

Статья 38. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение деятельности судов, образованных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Луганской Народной Республики.

Статья 39. Аппарат суда

1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.

2. Руководство деятельностью аппарата суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается Судебным департаментом при Верховном Суде Луганской Народной Республики по согласованию с председателями соответствующих судов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Государственным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Луганской Народной Республики в пределах общей численности работников аппаратов судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных Государственным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

5. Работники аппарата суда общей юрисдикции являются государственными гражданскими служащими и замещают должности государственной гражданской службы. Работники аппарата суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы.

6. Права и обязанности работников аппарата суда общей юрисдикции, являющихся государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими государственной гражданской службы устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

Статья 40. Функции аппарата суда общей юрисдикции

1. Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Луганской Народной Республики и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

2. Положение об аппарате суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Луганской Народной Республики.

Статья 41. Органы судейского сообщества

1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном законом порядке органы судейского сообщества.

2. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются законом Луганской Народной Республики.

Статья 42. Судебный департамент при Верховном Суде Луганской Народной Республики

1. Судебный департамент при Верховном Суде Луганской Народной Республики и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов, образованных в соответствии с настоящим Законом, и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

2. Директор Судебного департамента при Верховном Суде Луганской Народной Республики назначается на должность и освобождается от должности Главой Луганской Народной Республики по представлению Председателя Верховного суда Луганской Народной Республики с согласия Совета судей Луганской Народной Республики.

3. Работники аппарата Судебного департамента при Верховном Суде Луганской Народной Республики являются государственными гражданскими служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

4. Судебный департамент при Верховном Суде Луганской Народной Республики является юридическим лицом.

5. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Луганской Народной Республики и входящих в его систему органов устанавливаются законом.

Статья 43. Финансирование судов

1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.

2. Финансирование Верховного Суда Луганской Народной Республики, судов общей юрисдикции, мировых судей, Арбитражного суда Луганской Народной Республики осуществляется на основе утвержденных законом нормативов и указывается отдельными строками в Государственном бюджете.

3. Совет Министров Луганской Народной Республики разрабатывает проект Государственного бюджета в части финансирования судов во взаимодействии с Председателем Верховного Суда Луганской Народной Республики, директором Судебного департамента при Верховном Суде Луганской Народной Республики. При наличии разногласий Совет Министров Луганской Народной Республики прилагает к проекту Государственного бюджета предложения Верховного Суда Луганской Народной Республики, Судебного департамента при Верховном Суде Луганской Народной Республики вместе со своим заключением.

4. Представитель Верховного Суда Луганской Народной Республики, директор Судебного департамента при Верховном Суде Луганской Народной Республики вправе участвовать в обсуждении Государственного бюджета в Народном Совете Луганской Народной Республики.

Статья 44. Символы государственной власти в судах

1. На зданиях судов устанавливается Государственный флаг Луганской Народной Республики, а в зале судебных заседаний помещаются Государственный флаг Луганской Народной Республики и изображение Государственного герба Луганской Народной Республики.

2. При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности.

Статья 45. Печать и правовой статус суда общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции Луганской Народной Республики обладают правами юридического лица, имеют собственное имущество, которое принадлежит им на праве оперативного управления, имеют круглую печать с изображением Государственного герба Луганской Народной Республики и со своим наименованием, гербовый штамп и бланки.

Статья 46. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Нормы, регулирующие деятельность мировых судей, вступают в силу с момента вступления в силу закона о мировых судьях.

Нормы, регулирующие деятельность присяжных заседателей, вступают в силу с момента вступления в силу закона, регулирующего участие в правосудии присяжных заседателей.

2. Судьи, назначенные на должность судьи в порядке, предусмотренном законодательством Украины, могут быть назначены на должность судьи соответствующего суда Луганской Народной Республики в порядке, предусмотренном законодательством Луганской Народной Республики.

3. В связи с принятием настоящего Закона, утрачивает силу Закон Луганской Народной Республики «О Военных судах Луганской Народной Республики» от 05.09.2014 г. № 29-1.