Статья 31 32 градостроительного кодекса рф

Рубрики Вопрос юристу

Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки

1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

4. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

5. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

6. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее — комиссия).

7. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

8. В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:

1) состав и порядок деятельности комиссии;

2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);

3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

5) иные вопросы организации работ.

8.1. Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

9. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

10. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

12. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

13. Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

14. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

15. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

16. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

17. Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки

1. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

2. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.

3. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

3.1. Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил. В случае, если установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации приаэродромная территория полностью или частично расположена в границах муниципального образования, орган местного самоуправления такого муниципального образования не позднее чем по истечении пяти дней с даты размещения утвержденных правил землепользования и застройки в федеральной государственной информационной системе территориального планирования уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти о размещении указанных правил в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

4. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.

6. Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенных пунктов не было связано с использованием лесов), могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов.

Комментарий к Ст. 32 ГрК РФ

1 — 3. В соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, то представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

В соответствии с данным Федеральным законом нормативный правовой акт, в том числе правила землепользования и застройки, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

4 — 5. Правила землепользования и застройки могут быть оспорены в судебном порядке. Для физических и юридических лиц ГрК РФ не установил основания судебного обжалования правил землепользования и застройки, и общим критерием обжалования правил землепользования и застройки указанными лицами является нарушение их прав и законных интересов. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке исключительно в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также документам территориального планирования: схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования субъектов РФ, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.

Порядок судебного обжалования правил землепользования и застройки установлен процессуальным законодательством Российской Федерации: Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ) от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК РФ) от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, в том числе с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления. Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В соответствии со ст. 22, 245 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица, а также органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ обращаются в арбитражный суд об оспаривании правил землепользования и застройки. Граждане РФ должны обращаться с соответствующими исками в суды общей юрисдикции.

Второй комментарий к Статье 32 Градостроительного кодекса

1. В комментируемой статье определена последовательность процедур, охваченных единой правовой целью, которая заключается в придании проекту правил землепользования и застройки юридической силы. Субъектом, ответственным за утверждение правил, является представительный орган местного самоуправления.

Часть 1 комментируемой статьи определяет случай, когда правила землепользования и застройки утверждаются иным органом. Речь идет о положении ст. 63 ГрК РФ, согласно которой правила землепользования и застройки субъектов РФ — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти указанных субъектов РФ.

В этой же части установлены документы, которые должны быть приложены к правилам, проходящим утверждение. В первую очередь это протоколы публичных слушаний по указанному проекту, а также заключение о результатах таких публичных слушаний. Данное предписание направлено на обеспечение дополнительных гарантий соблюдения законных интересов жителей муниципальных образований и иных заинтересованных лиц. Если принципиально важные предложения со стороны этих субъектов не были учтены при подготовке проекта правил, то, ссылаясь на протоколы и заключение по результатам публичных слушаний, можно оспаривать действительность правил землепользования и застройки (или муниципального акта, утверждающего эти правила).

Как справедливо указывает С.А. Помещикова, возможно сделать предположение, что поступившие предложения в обязательном порядке должны быть отмечены в протоколе, а в заключении должна быть дана оценка предложениям и должны содержаться рекомендации уполномоченному лицу по принятию решения в отношении рассматриваемого проекта решения (акта). В заключении должна даваться оценка всем поступившим предложениям, в случае отклонения предложения — мотивированный отказ. В отношении же рекомендации целесообразно, по мнению автора, давать общую оценку — принимать с учетом поступивших предложений или не принимать решение (акт) по тому или иному вопросу, выносимому на публичные слушания .
———————————
См.: Помещикова С.А. Учет мнения граждан на публичных слушаниях // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20. С. 29.

Кроме того, комментируемая часть статьи предписывает в качестве обязательного приложения к тексту правил иметь документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с Минкультуры России, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. Данное требование вытекает из положений законодательства РФ об объектах культурного наследия и действует только в тех случаях, когда речь идет о территории исторического поселения федерального значения или о территории исторического поселения регионального значения.

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, действия представительного органа местного самоуправления в отношении проекта правил землепользования и застройки могут разворачиваться по одному из двух сценариев (так же как действия главы местной администрации согласно п. 15 ст. 31 ГрК РФ). Представительный орган либо утверждает указанный проект, придавая таким образом правилам юридическую силу, либо возвращает проект главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний. Из буквального толкования этой нормы следует, что представительный орган не может вернуть проект на доработку, если, по его мнению, в нем имеются какие-либо иные недостатки, но мнение населения и предложения заинтересованных лиц при этом учтены. Иными словами, потенциальная возможность представительного органа местного самоуправления влиять на содержание правил относительно невелика. С другой стороны, такое ограничение являлось бы несправедливым, поскольку вполне возможно, что текст правил нарушает нормы федерального или регионального законодательства (или положения муниципальных правовых актов большей юридической силы). В этом случае представительный орган также обязан вернуть проект главе местной администрации на доработку.

Кроме того, систематическое толкование норм об утверждении правил землепользования и застройки позволяет считать, что представительный орган не может самостоятельно редактировать текст проекта. Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы.

Пример: ООО «Вега» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий совета по исключению части текста из проекта решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201». В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на отсутствие у совета законодательно установленных полномочий по исключению из проекта решения положений, предусматривающих изменения границ некоторых территориальных зон, в том числе положений, подготовленных на основании предложения общества. Решением Арбитражного суда Омской области от 1 марта 2016 г., оставленным без изменения Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2016 г., заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу об отсутствии у совета полномочий по исключению положений, предусматривающих изменения границ некоторых территориальных зон, из проекта решения. При этом суды исходили из того, что ч. 2 ст. 32 ГрК РФ предусмотрены два варианта решений представительного органа местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта решения и обязательных приложений к нему: утверждение проекта без изменения либо отправление его на доработку. Суд кассационной инстанции согласился с выводом судов первой и апелляционной инстанций. Суд апелляционной инстанции правильно указал, что выявление представительным органом местного самоуправления противоречия проекта решения региональным или местным нормативным актам также может являться основанием для направления проекта решения на доработку наравне с несоответствием проекта правил результатам публичных слушаний (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 августа 2016 г. по делу N А46-12677/2015).

3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена необходимость официального опубликования утвержденных правил землепользования и застройки. Цель этой процедуры — предоставление возможности лицам, чьи права и законные интересы затрагивают данные правила, ознакомиться с их содержанием. Об особенностях опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации см. п. 6 комментария к ст. 31 ГрК РФ.

Естественно, при наличии у муниципального образования официального сайта в сети Интернет правила должны быть размещены и на сайте, однако в настоящее время информатизацией охвачены еще не все муниципальные образования, в связи с чем данная норма не считается универсальной. В принципе первое официальное опубликование текста правил означает, что требуемая законом процедура обнародования соблюдена. Такого же мнения придерживаются и судебные органы.

Пример: суд отказал в удовлетворении исковых требований предпринимателей о признании незаконным решения совета депутатов муниципального района об утверждении правил землепользования и застройки сельского поселения. При этом суд отклонил довод предпринимателей о нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного акта. Как указал суд, в соответствии с п. 3 ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Согласно ст. 46 устава муниципального района официальным опубликованием нормативного правового акта органов местного самоуправления муниципального района является первая публикация его полного текста в газете. Судом установлено, что оспариваемый нормативный акт опубликован в полном объеме в газете, в связи с чем порядок его опубликования соблюден (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 16 января 2014 г. по делу N А12-619/2013).

4. Как следует из ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи, решение об утверждении правил землепользования и застройки может быть оспорено в судебном порядке. При этом следует различать две ситуации:

— органы государственной власти РФ и субъектов РФ вправе оспорить названное решение только при наличии определенных условий (если обнаружено несоответствие правил землепользования и застройки законодательству РФ, а также схемам территориального планирования РФ, схемам территориального планирования субъектов РФ, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки);

— физические и юридические лица вправе оспорить названное решение, и при этом никаких дополнительных условий законодатель не определяет. Ясно, что в данном случае поводом к обращению в суд может служить тот факт, что правила нарушают чьи-либо права и законные интересы (собственников земельных участков, например). Во всяком случае, как установлено в ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, и несоответствие закону, и нарушение субъективных прав входят в предмет доказывания, а бремя доказывания законом возложено на заявителя. Ясно, что в случае, когда идет речь о несоответствии правил документам градостроительного планирования, доказывание этого факта существенно проще, нежели для физического лица доказывание того, что его права и законные интересы нарушены (и особенно в том случае, когда процедура принятия (для правил соответственно утверждения) ненормативного акта соблюдена) .
———————————
Как правильно пишет Н.А. Андрианов, комментируя ситуации подобного рода, «…поспорить с тем, что устройство клумб или фонтанов противоречит общественным интересам, вряд ли кто-то сможет» (Андрианов Н.А. К вопросу об определении видов разрешенного использования земельных участков в нормативных правовых актах органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 5. С. 17).

Статья 31 ГрК РФ. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки

1. Подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

2. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

3. Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся.

3.1. При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

4. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа.

5. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

6. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее — комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

7. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

7.1. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не требуется.

8. В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются:

1) состав и порядок деятельности комиссии;

2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа);

3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки;

5) иные вопросы организации работ.

8.1. Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, подлежит согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

8.2. Проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории муниципального образования, в границах которого полностью или частично расположена приаэродромная территория, не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в соответствии с частью 11 настоящей статьи подлежит направлению в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

8.3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в случае, если проект правил землепользования и застройки противоречит ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, не позднее чем по истечении десяти дней с даты поступления проекта правил землепользования и застройки направляет в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание о приведении проекта правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, которое подлежит обязательному исполнению при утверждении правил землепользования и застройки. Указанное предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.

9. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

10. По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

11. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

12. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.

13. Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

14. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

15. После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.

16. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

17. Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Комментарии к ст. 31 ГрК РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки. В части 1 устанавливается возможность подготовки указанного проекта применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к их частям с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Предусматривается также последующее внесение в названные правила изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает возможность разработки проекта правил землепользования и застройки в случае планирования застройки межселенных территорий, т.е. территорий за пределами границ поселений.

3. Часть 3 устанавливает круг требований, который должен соблюдаться при подготовке проекта правил землепользования и застройки, и в частности с учетом результатов публичных слушаний. В качестве примера рассмотрим Положение о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования «Город Климовск» Московской области от 13 октября 2005 г. N 6/4-19 (в ред. от 9 марта 2006 г.).

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания проводятся с участием граждан, постоянно проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка правил землепользования и застройки, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

В случае если внесение изменений в правила землепользования и застройки связано с размещением или реконструкцией отдельного объекта капитального строительства, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территории, планируемой для размещения или реконструкции такого объекта, и в границах устанавливаемой для такого объекта зоны с особыми условиями использования территории. При этом о проведении публичных слушаний извещаются правообладатели земельных участков, имеющих общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение или реконструкцию отдельного объекта капитального строительства, правообладатели зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, имеющих общую границу с указанным земельным участком, и правообладатели помещений в таком объекте, а также правообладатели объектов капитального строительства, расположенных в границах зон с особыми условиями использования территорий. Указанные извещения направляются в срок не позднее чем через 15 дней со дня принятия главой города Климовска постановления о проведении слушаний.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее — комиссия).

Глава города Климовска при получении от администрации города Климовска проекта правил землепользования и застройки принимает постановление о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения проекта.

Данным постановлением устанавливается предмет предстоящих публичных слушаний, дата, время и место их проведения, а также определяется состав участников публичных слушаний, подлежащих оповещению об их проведении.

Постановление главы города Климовска о проведении публичных слушаний подлежит опубликованию и размещается на официальном сайте муниципального образования «Городской округ Климовск» Московской области в сети Интернет.

Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования решения об их проведении.

Прибывшие на публичные слушания участники подлежат регистрации комиссией с указанием места их постоянного проживания на основании паспортных данных. Общественные объединения граждан регистрируются на основании соответствующего свидетельства о государственной регистрации с указанием их адреса.

В месте проведения публичных слушаний для общего обозрения должны демонстрироваться материалы проекта правил землепользования и застройки.

Председатель комиссии или лицо, им уполномоченное, информирует участников публичных слушаний о содержании проекта правил землепользования и застройки и отвечает на их вопросы. С дополнительной информацией по предмету публичных слушаний могут выступать представители служб госнадзора (контроля), другие заинтересованные лица.

После получения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки и ответов на вопросы любой из участников публичных слушаний вправе высказаться по существу обсуждаемого проекта, и его суждение заносится в протокол публичных слушаний.

Участники публичных слушаний вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся рассматриваемого проекта правил землепользования и застройки, для включения их в протокол публичных слушаний.

Публичные слушания считаются завершенными после высказывания всеми желающими участниками публичных слушаний своих мнений по существу обсуждаемого проекта, оформления протокола публичных слушаний, который доводится до сведения участников публичных слушаний.

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия составляет заключение о результатах публичных слушаний и в случае необходимости обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки с учетом результатов публичных слушаний и представляет указанный проект главе города Климовска. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию и размещается на официальном сайте муниципального образования «Городской округ Климовск» Московской области в сети Интернет.

4. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает полномочия главы местной администрации по принятию решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, а также определяет содержание данного решения. В частности, в таком решении должно содержаться:

установление этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа;

порядок и сроки проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки;

иные положения, касающиеся организации работ по подготовке правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 6 данной статьи предусматривается обязанность главы местной администрации утвердить состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Такое утверждение осуществляется одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки.

Данная норма, на наш взгляд, вступает в противоречие с ч. 17 комментируемой статьи, устанавливающей, что состав и порядок деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. В части 7 комментируемой статьи установлен порядок опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, обязанность по осуществлению которого возлагается на главу местной администрации. Содержание указанного сообщения определяется ч. 8 комментируемой статьи.

Сообщение должно быть опубликовано не позднее чем по истечении 10 дней с даты принятия указанного решения.

Порядок опубликования сообщения о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки аналогичен порядку, установленному для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также данное сообщение может быть распространено по радио и телевидению.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 7 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает главу местной администрации при наличии официального сайта муниципального образования размещать сообщение о решении о подготовке проекта правил землепользования и застройки в сети Интернет.

6. После того как комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки представит указанный проект в орган местного самоуправления, последний осуществляет проверку данного проекта на соответствие:

требованиям технических регламентов (регламенты разрабатываются и утверждаются в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»);

генеральному плану поселения (см. комментарий к ст. 23 данного Кодекса);

генеральному плану городского округа (см. комментарий к ст. 23 данного Кодекса);

схемам территориального планирования муниципальных районов (см. комментарий к ст. 19 данного Кодекса);

схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации (см. комментарий к ст. 15 данного Кодекса);

схемам территориального планирования Российской Федерации (см. комментарий к ст. 11 данного Кодекса).

Если результаты проверки удовлетворительны, орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования.

Если в результате проверки были обнаружены несоответствия проекта приведенным требованиям и документам, проект возвращается в комиссию на доработку.

7. Часть 11 комментируемой статьи устанавливает обязанность главы муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки назначить проведение публичных слушаний по такому проекту. Данное решение должно быть принято не позднее чем через 10 дней со дня получения такого проекта.

Порядок проведения комиссией публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Установлены следующие временные рамки продолжительности публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки: не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.

8. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом их результатов представляет указанный проект с обязательным приложением к проекту протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний главе местной администрации, который в соответствии с ч. 16 комментируемой статьи обязан в течение 10 дней после представления ему проекта принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта с последующим направлением на доработку. При принятии решения об отклонении проекта в этом решении указывается дата повторного представления проекта.

9. Часть 17 комментируемой статьи устанавливает, что состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Градостроительным кодексом.

В качестве примера рассмотрим Закон Самарской области от 12 июля 2006 г. N 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области». В соответствии со ст. 8 в состав комиссии включаются представители:

представительного органа муниципального образования Самарской области;

органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере архитектуры и градостроительства, землеустройства, имущественных отношений;

органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия (при наличии на соответствующей территории объектов культурного наследия).

В состав комиссии могут быть включены по согласованию представители Самарской Губернской Думы, государственных органов исполнительной власти Самарской области, общественных объединений, граждане, проживающие на соответствующей территории, а также иные заинтересованные лица.

Численность комиссии составляет не менее 11 человек и не более 17 человек.

Число членов комиссии, являющихся представителями органов местного самоуправления, уполномоченных в сфере архитектуры и градостроительства, землеустройства, имущественных отношений, не может превышать двух третей от общего числа членов комиссии.

Заседания комиссии правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.