Статья 161 рк

Рубрики Вопрос юристу

Статья 161 рк

Статья 161. Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Грабеж, совершенный:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

д) в крупном размере, —

(п. «д» в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Грабеж, совершенный:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

(п. «б» в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Адвокатская практика по ст. 161 УК РФ

Уголовное дело по ч.1 ст.161 УК РФ (грабеж)

Уголовное дело было возбуждено по факту открытого хищения чужого имущества в отношении несовершеннолетнего.

Адвокат вступил в дело с момента его возбуждения. В ходе предварительного следствия, адвокатом был представлен положительный характеризующий материал на несовершеннолетнего и после возмещения ущерба заявлено ходатайство о прекращении уголовного преследования несовершеннолетнего с применением мер воспитательного воздействия.

Уголовное преследование на стадии предварительного следствия было прекращено, а дело направлено в суд для принятия мер воспитательного воздействия.

Суд вынес предупреждение и передал несовершеннолетнего под надзор родителям.

Уголовное дело по ч.1 ст.161 УК РФ (грабеж)

Уголовное дело было возбуждено по факту открытого хищения чужого имущества (наказание до 4-х лет лишения свободы).

Адвокат вступил в дело, когда его подзащитного необходимо было допросить в качестве подозреваемого. Подзащитный на момент совершения преступления являлся несовершеннолетним. По ходатайству адвоката, в силу ст. 427 УПК РФ, уголовное преследование в отношении его подзащитного на стадии предварительного следствия было прекращено, а уголовное дело было направлено в суд для принятия мер воспитательного воздействия. Суд в виде воспитательных мер вынес предупреждение.

Благодаря грамотным действиям адвоката несовершеннолетнему удалось избежать судимости, которая в дальнейшем могла негативно отразиться на биографии.

Уголовное дело по ч.2 ст.161 УК РФ

Уголовное дело было возбуждено по факту открытого хищения чужого имущества, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, т.е. по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ.

Адвокат вступил в дело в суде, на стадии назначения предварительного слушания.

Органами предварительного следствия, учитывая, что доверитель ранее неоднократно судим, была избрана ему мера пресечения в виде заключения под стражу.

В суде, сторона защиты, примирилась с потерпевшим, а также был представлен положительный характеризующий материал на доверителя.

Суд, учитывая рецидив преступления, вынес минимальное наказание в виде 2 лет 4 месяцев лишения свободы.

Уголовно-процессуальный кодекс РК
Статья 161. Наложение ареста на имущество

1. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано принять меры по наложению ареста на имущество.

Если основания для обеспечения гражданского иска возникли на стадии судебного следствия, суд вправе до вступления приговора в законную силу принять меры его обеспечения.

В случаях, не терпящих отлагательства, лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе с согласия прокурора установить временное ограничение на распоряжение имуществом на срок не более десяти суток с уведомлением в течение двадцати четырех часов собственника имущества, если его личность установлена.

По истечении срока, на который было установлено ограничение на распоряжение имуществом, лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество в порядке, предусмотренном статьей 162 настоящего Кодекса, либо снять установленное ограничение.

Уведомление собственника имущества об установлении временного ограничения на распоряжение принадлежащим ему имуществом не производится в следующих случаях:

1) по уголовным делам о террористических или экстремистских преступлениях;

2) по уголовным делам о преступлениях, совершенных преступной группой;

3) если уведомление собственника имущества об установленном временном ограничении в распоряжении им создает угрозу раскрытия информации о проводимых по уголовному делу негласных следственных мероприятиях.

2. Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться этим имуществом, либо изъятии имущества и передаче его на хранение.

3. Порядок осмотра и хранения имущества, подлежащего конфискации, определяется статьей 221 настоящего Кодекса.

4. Не допускается принятие мер к обеспечению исполнения приговора в части гражданского иска о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, являющихся кредиторами финансовых организаций, обязательства которых подлежат реструктуризации в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, регулирующими деятельность финансовых организаций.

5. Стоимость имущества, на которое налагается арест в обеспечение гражданского иска, предъявленного гражданским истцом или прокурором, не может превышать цены иска.

6. При определении доли имущества, подлежащего аресту, у каждого из нескольких подозреваемых, обвиняемых или отвечающих за их действия лиц учитывается приписываемая подозреваемому, обвиняемому степень участия в совершении уголовного правонарушения, однако арест в обеспечение гражданского иска может быть наложен и на имущество одного из соответствующих лиц в полном размере, если у других отсутствует имущество.

7. Арест не может быть наложен на имущество, являющееся предметами первой необходимости, и на иные предметы, перечень которых определяется законодательством Республики Казахстан.

Не допускаются установление временного ограничения на распоряжение имуществом, ограничений на совершение сделок и иных операций с имуществом, наложение ареста на деньги, находящиеся на банковских счетах, предназначенных для зачисления пособий и социальных выплат, выплачиваемых из государственного бюджета и (или) Государственного фонда социального страхования, жилищных выплат, на деньги, находящиеся на банковских счетах в жилищных строительных сберегательных банках в виде жилищных строительных сбережений, накопленные за счет использования жилищных выплат, на деньги, внесенные на условиях депозита нотариуса, находящиеся на банковских счетах по договору об образовательном накопительном вкладе, заключенному в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Государственной образовательной накопительной системе», а также на деньги банков, страховых (перестраховочных) организаций, добровольных накопительных пенсионных фондов, лишенных уполномоченным государственным органом лицензии и (или) находящихся в процессе принудительной ликвидации.

8. Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия уголовного правонарушения либо для финансирования экстремизма, терроризма, организованной группы, незаконного воинского формирования, преступного сообщества.

Арест может быть наложен на имущество и других лиц в случаях, когда они в соответствии с законом несут материальную ответственность за вред, причиненный действиями подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

9. В случаях, когда имеются основания полагать, что имущество, подлежащее аресту, может быть сокрыто или утрачено, лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе вынести постановление о приостановлении совершения сделок и иных операций с имуществом либо оно может быть изъято до получения санкции суда с уведомлением прокурора и суда в течение двадцати четырех часов.

Сноска. Статья 161 с изменениями, внесенными законами РК от 26.07.2016 № 12-VІ (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.07.2017 № 88-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.12.2017 № 118-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 12.12.2017 № 114-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

Хозяйственный Процессуальный Кодекс Республики Беларусь
Статья 161. Принятие искового заявления и возбуждение производства по делу

Вопрос о принятии судом, рассматривающим экономические дела, искового заявления и возбуждении производства по делу решается судьей суда, рассматривающего экономические дела, единолично.

Суд, рассматривающий экономические дела, обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом.

О принятии искового заявления и возбуждении производства по делу суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение.

Определение суда, рассматривающего экономические дела, о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления в суд, рассматривающий экономические дела.

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 9 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу с 1 января 2015 г.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

7. Не применяется с 1 января 2017 г.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком — продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика — продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Комментарий к Ст. 161 НК РФ

Статья 161 НК РФ посвящена особенностям определения налоговой базы налоговыми агентами.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.

Обязанности налоговых агентов в числе прочих должны исполнять организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС (например, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики, освобожденные от налога на основании ст. 145 НК РФ).

Статья 161 НК РФ содержит перечень случаев, когда возникают обязанности налоговых агентов, а именно обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет суммы налога в размере определенной налоговой базы. Так, обязанности налоговых агентов возникают у:

— организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, приобретающих на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 168 НК РФ иностранных лиц;

— органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления при сдаче в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;

— покупателей (получателей) имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога;

— уполномоченных органов, организаций или индивидуальных предпринимателей в случае реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров);

— организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в качестве налогоплательщиков;

— лиц, в собственности которых находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лиц, в собственности которых находится судно по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности.

Согласно п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Таким образом, комиссионеры, поверенные и агенты должны начислять НДС сверх цены товара, реализуемого по договоренности с иностранным продавцом. Этот налог принимает к вычету покупатель, которому посредник обязан выставить счет-фактуру (п. 3 ст. 171 и п. 3 ст. 168 НК РФ).

Налоговые агенты, реализующие конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также имущество, перешедшее по праву наследования государству, также должны начислять НДС сверх цены реализации. Это указано в п. 4 ст. 161 НК РФ.

Определение налоговой базы при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранной организации

При реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС.

При реализации на территории Российской Федерации работ (услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110% или 18/118% (п. 4 ст. 164 Налогового

Определение налоговой базы при реализации конфискованного имущества,

имущества, реализуемого по решению суда

В соответствии с п. 4 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением операций по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), т.е. операций по реализации, предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

При этом в данном случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Что касается реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов, то вышеуказанной нормой п. 4 ст. 161 НК РФ не предусмотрено признание налоговыми агентами органов или иных лиц, уполномоченных осуществлять реализацию имущества, арестованного на основании актов органов, не относящихся к судебным. В связи с этим при реализации такого имущества НДС должен уплачивать собственник имущества — налогоплательщик налога на добавленную стоимость в сроки, установленные нормами гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 3 декабря 2013 г. N 03-07-11/52561.

Также и Пленум ВАС РФ в п. 7 Постановления от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указал, что при применении п. 4 ст. 161 НК РФ необходимо учитывать, что в приведенный перечень не включены операции по принудительной реализации имущества на основании исполнительных документов, выданных не судами, а иными органами (например, на основании постановлений налоговых органов, вынесенных согласно ст. 47 НК РФ), в связи с чем НДС по таким операциям уплачивается по общим правилам, то есть самим налогоплательщиком.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. операции по реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ), о которых ранее шла речь в п. 4 ст. 161 НК РФ как об исключениях из порядка применения данной нормы, были заменены на операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Напомним, что согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), с 1 января 2015 г. включаются в перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения по НДС.

Вышеуказанные изменения внесены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 4 ст. 161 НК РФ.

Определение налоговой базы при реализации на территории

Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством

Российской Федерации банкротами

В соответствии с применявшимся до 2015 г. п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по НДС определялась как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признавались покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны были исчислять расчетным методом, удерживать из выплачиваемых доходов и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, согласно указанному п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации имущества должника, признанного банкротом, обязанность по уплате налога возлагалась на налогового агента — покупателя, за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В то же время согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. N 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом» разъяснялось, что исходя из ст. 163 и п. 4 ст. 166 НК РФ НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчислялся должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивался в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате налога согласно абз. 5 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» относится к четвертой очереди текущих требований (далее — Закон N 127-ФЗ). Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежала перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов — должнику. Указанная сумма должна была распределяться по правилам ст. ст. 134 и 138 Закона N 127-ФЗ. Аналогичный порядок исчисления налога должен был применяться и при реализации имущества кредитной организации в ходе конкурсного производства.

Постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм налога в рассматриваемом случае.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание Письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. N 03-01-13/01/47571, ФНС России указала, что при реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, исчисление и уплата в бюджет НДС производились налогоплательщиками-должниками.

При этом вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщиком-должником покупателю при приобретении им имущества и (или) имущественных прав у должника, производились покупателем в порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ, то есть на основании счетов-фактур после принятия на учет приобретенного имущества и (или) имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов (Письма ФНС России от 10 июля 2014 г. N ГД-4-3/[email protected], от 29 января 2014 г. N ГД-4-3/[email protected]).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 4.1 ст. 161 НК РФ утратил силу (п. 4.1 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, с 1 января 2015 г. у налоговых агентов отсутствует обязанность по уплате НДС на основании п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами.

С 1 января 2015 г. указанные операции включены в перечень операций, которые не признаются

объектом налогообложения по НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Определение налоговой базы при аренде государственного или муниципального имущества

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества на основании п. 3 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при удержании налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом с применением налоговой ставки, определяемой как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Порядок уплаты НДС, предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. Поэтому при передаче в субаренду имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, организациями, которые арендуют такое имущество у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должны осуществлять данные организации (Письмо Минфина России от 18 октября 2012 г. N 03-07-11/436).

Исходя из вышеуказанных норм НК РФ сумма арендной платы, приведенная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом НДС должен исчислить по налоговой ставке, действующей на дату осуществления расходов, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса РФ арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В этой связи необходимо учитывать, что при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления.

Если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (в частности, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения), и эти уполномоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Если организация имеет обособленные подразделения, которые осуществляют деятельность на арендованных у государственных органов или органов местного самоуправления площадях, то налоговым агентом выступает головная организация.

Статья 161 УК РФ. Грабеж

Новая редакция Ст. 161 УК РФ

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Грабеж, совершенный:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

д) в крупном размере, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Грабеж, совершенный:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, —

наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к Статье 161 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает чужая собственность, факультативными — неприкосновенность личности, право на неприкосновенность жилища.

2. Объективная сторона грабежа выражается в открытом изъятии чужого имущества вопреки или помимо воли потерпевшего. Открытым признается такое похищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее хищение, осознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий, но игнорирует данное обстоятельство (см. п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 29).

2.1. Изъятие чужого имущества путем «рывка» следует считать открытым похищением. При таком внезапном похищении потерпевший может и не разглядеть, не увидеть в лицо похитителя, однако это не означает, что похищение совершено тайно, так как это действие совершается в присутствии потерпевшего, который сознает противоправность действий виновного.

3. Оконченным грабеж признается в момент изъятия чужого имущества, когда виновный имеет реальную возможность пользоваться или распоряжаться им по своему усмотрению (см. п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 29).

4. Субъективную сторону составов преступления характеризуют вина в форме прямого умысла и корыстная цель.

5. Субъектом преступного посягательства признается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.

6. Часть 2 коммент. статьи предусматривает УО за открытое похищение чужого имущества граждан, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; в) с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище; г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия; д) в крупном размере. Пункт «б» исключен из ч. 2 коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

7. Совершение грабежа группой лиц по предварительному сговору, незаконное проникновение в жилище, помещение либо иное хранилище, крупный размер хищения понимаются так же, как и при краже.

7.1. Проникновение при грабеже имеет место и в том случае, если виновное лицо вторглось в жилище, помещение или иное хранилище путем обмана, например, выдав себя за представителя власти. Данный квалифицирующий признак отсутствует, если виновный оказался в жилище, помещении или ином хранилище с добровольного согласия потерпевшего или лиц, под охраной которых находилось имущество, в силу родственных отношений, знакомства, либо находилось в торговом зале магазина, в офисе, других помещениях, открытых для посещения гражданами (см. абз. 2 п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 29).

7.2. Если совершению грабежа с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище было оказано содействие, не связанное с оказанием помощи в непосредственном проникновении или изъятии имущества (дача советов, указаний, обещания приобрести или сбыть похищенное, предоставление орудий преступления и т.д.), то такие действия следует квалифицировать как пособничество в грабеже.

8. Насилие при грабеже может быть как физическим, так и психическим. Физическое насилие при грабеже охватывает нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в запертом помещении и т.д.).

8.1. В понятие физического насилия должно быть включено не всякое насилие, а лишь такое, которое связано с непосредственным воздействием на тело потерпевшего. Поэтому похищение путем так называемого рывка нельзя квалифицировать как применение физического насилия, это всего лишь механическое усилие, применяемое виновным для похищения.

8.2. Насильственное лишение свободы может состоять в связывании, в запирании в отдельном помещении и т.п., однако, как и во всех других случаях совершения грабежа, соединенного с насилием, потерпевший должен сознавать, что, например, насильственное замыкание его на ключ в одной из комнат квартиры имеет целью совершение похищения его имущества из других помещений квартиры.

8.3. Угроза применения насилия, не опасного для жизни или здоровья, может быть адресована не только владельцу имущества, но и присутствующим при этом его близким. Угроза нанесения побоев ребенку вполне может заставить мать передать виновному находящиеся при ней ценные вещи.

8.4. Если изъятие чужого имущества вначале совершалось, хотя и открыто, но без насилия над потерпевшим, а затем виновный применил его для преодоления сопротивления со стороны владельца имущества или иных лиц, его действия из простого грабежа превращаются в грабеж при отягчающих обстоятельствах.

9. Как грабеж, соединенный с насилием, либо покушение на это преступление квалифицируется введение в организм потерпевшего веществ, не представляющих опасности для его жизни или здоровья, с целью завладения его имуществом. Свойства и характер действия веществ, примененных при совершении преступления, могут быть установлены с помощью соответствующего специалиста либо экспертным путем (см. абз. 4 п. 23 Постановления Пленума ВС РФ N 29).

10. Особо квалифицирующие признаки грабежа, предусмотренные в ч. 3 (организованная группа, особо крупный размер), содержатся в коммент. к ч. 4 ст. 158.

11. Грабеж отличается от кражи по объективной и субъективной сторонам состава преступления. Если кража — это тайное похищение, то грабеж — открытое завладение чужим имуществом. При этом решающее значение имеет субъективное отношение к способу завладения чужим имуществом. Однако иногда преступление, начатое как кража, может перерасти в грабеж или разбой. Для наличия последних составов достаточно установить, что насилие или угроза его применения являлись средством завладения либо удержания чужого имущества. Поэтому действия лиц, начатые как кража, при применении в дальнейшем насилия с целью завладения чужим имуществом или для его удержания непосредственно после изъятия следует квалифицировать в зависимости от характера примененного насилия как грабеж, соединенный с насилием, или разбой (см. п. 5 Постановления Пленума ВС РФ N 29).

12. Деяние, отраженное в ч. 1 коммент. статьи, относится к категории преступлений средней тяжести, деяния, предусмотренные ч. 2, — к категории тяжких преступлений, ч. 3 — особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Грабеж как форма хищения характеризуется открытым хищением чужого имущества.

2. Открытым в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» признается такое хищение, которое совершается в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет. Открытость хищения оценивается по субъективному критерию: открытым будет считаться такое хищение, которое, по мнению виновного, является очевидно противоправным в глазах окружающих лиц.

3. Момент окончания преступления совпадает с аналогичным моментом применительно к краже чужого имущества.

4. Квалифицирующие признаки грабежа (ч. ч. 2 — 3) в целом совпадают с аналогичными признаками ст. 158 УК РФ.

Под применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (п. «г» ч. 2), следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.) (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29). Угроза применения такого насилия охватывает реальную и наличную угрозу побоев или иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы.

При этом объектом применения насилия (угрозы) могут выступать собственник, иной владелец имущества, их близкие (воздействуя на которых, виновный пытается воздействовать на собственника или владельца), а также лица, которые препятствуют либо, по мнению виновного, могут воспрепятствовать хищению. Соответственно, насилие, примененное «к имуществу» (например, срывание шапки, вырывание сумки), не позволяет квалифицировать грабеж как насильственный.

Кроме того, применяемое насилие (угроза) должно быть средством завладения или удержания чужого имущества сразу же после его завладения; если после тайного хищения виновный применяет насилие (угрозу) с целью избежать задержания, то содеянное квалифицируется как кража с возможной квалификацией по совокупности со ст. 116 УК РФ (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности»).