Ст 286 коап рф

Рубрики Вопрос юристу

Участковый осужден за превышение должностных полномочий

21 Янв 2008, 16:19
Еще четыре года назад в г. Рубцовске Алтайском крае женщина совершила кражу электроплиты из магазина, в связи с чем администрация магазина обратилась в городское УВД с заявлением, проверку которого поручили старшему участковому. Последнему были известны лишь приметы подозреваемой — на вид 30-35 лет, худощавого телосложения, рыжеволосая. Об этом сегодня, 21 января, корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Алтайской краевой прокуратуры.

Через четыре дня после кражи участковый в нерабочее время решил проверить на причастность к данному преступлению гражданку К. Одетый в гражданскую одежду, он представился сотрудником милиции и пояснил, что устанавливает лицо, совершившее хищение электроплиты из магазина. Милиционер попросил женщину снять головной убор и показать ему цвет ее волос.

Женщина сняла кепку, а затем показала содержимое своей сумки. Как подчеркивают в прокуратуре, по внешнему виду и одежде она явно не соответствовала приметам женщины, совершившей кражу. Однако участковый объявил, что она подозревается в хищении электроплиты и предложил проехать с ним в отдел милиции, на что та правомерно ответила отказом и предложила выписать ей повестку, по которой и явится в милицию.

Но милиционер стал требовать, чтобы женщина села с ним в его личную машину. Такое поведение вызвало подозрение. Сомневаясь в том, что перед ней милиционер, дама попыталась убежать. Однако он догнал ее, схватил за одежду и в присутствии посторонних лиц, применяя физическую силу, принудительно повел к своему автомобилю, поясняя окружающим, что женщина подозревается в краже. Когда она пыталась вырваться, он свалил ее на землю, прижал коленом и держал до приезда вызванного им наряда милиции.

Доставленную в дежурную часть «подозреваемую» водворили в комнату для административно задержанных, хотя подозревали ее в совершении преступления — кражи.Затем участковый вызвал в отделение милиции работников магазина и предъявил им задержанную на опознание. Работники магазина ее не опознали и пояснили, что она не соответствует приметам женщины, укравшей электроплиту.

Убедившись в непричастности женщины к краже, милиционер с целью оправдания своих незаконных действий написал рапорт о том, что она якобы применила к нему насилие и допустила неповиновение его законным требованиям. Из отделения милиции ее освободили только после того как вынудили подписать протокол о якобы совершенном административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.

Материалы на задержанную были направлены в прокуратуру Рубцовска, где и.о. прокурора возбудила уголовное дело по ч.1 ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). затем дело было направлено в суд. Заявление женщины об очевидных незаконных действиях милиционера работники прокуратуры «волокитили» более года, неоднократно отказывая в возбуждении уголовного дела.

Только когда она обратилась в суд, который признал незаконным отказ прокуратуры в возбуждении уголовного дела в отношении участкового, прокурор Рубцовска через год и четыре месяца после случившегося возбудил против милиционера уголовное дело по п. «а» ч.2 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Расследование дела неоднократно незаконно прекращалось и приостанавливалось.

Спустя четыре года после случившегося Федеральный суд Рубцовска осудил работника милиции за превышение должностных полномочий с применением насилия к 4 годам лишения свободы условно с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 3 года. Дело в отношении незаконно привлеченной к уголовной ответственности потерпевшей было прекращено. В отношении работников прокуратуры проведена служебная проверка, по результатам которой шесть человек наказаны в дисциплинарном порядке.

Ст 286 коап рф

Статья 286.
Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами

1. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, что повлекло нанесение потерпевшему телесных повреждений средней тяжести, —

карается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, или арестом сроком до шести месяцев, или ограничением воли сроком до трех лет, с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет или без такового.

2. Те же действия, если они повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжелое телесное повреждение, —

караются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет или без такового.

3. Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, если они повлекли гибель нескольких лиц, —

караются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет.

П р и м е ч а н и е. Под транспортными средствами в этой статье и статьях 287, 289 и 290 следует понимать все виды автомобилей, трактора и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.

Превышение должностных полномочий

Вопросы того, что называется превышением должностных полномочий, и кто подлежит ответственности по статье 286 УК РФ за подобное превышение, волнуют многих людей. Но далеко не все знают, как определить превышение служебных полномочий частным лицом и какие последствия подобные действия будут нести для разных категорий граждан – а ведь законодательство достаточно строго определяет ответственность в данном случае в зависимости от статуса сотрудника.

Превышение полномочий – что это такое

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица. Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Ответственность за превышение должностных полномочий – правовое регулирование

Ответственность за превышение должностных полномочий регламентируется:

  1. Статьей 286 УК РФ. Рассматриваются случаи, в которых есть возможность привлечь человека к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий и возможные варианты наказаний и санкций за данное преступление, в зависимости от дополнительных факторов.
  2. Статьей 192 ТК РФ. Трудовое законодательство также рассматривает право привлечения провинившихся сотрудников к ответственности работодателем. И так как превышение должностных полномочий является, в первую очередь, нарушением установленных внутренних инструкций, локальных нормативных актов и прочих правил, действующих на предприятии, сотрудников можно привлечь к дисциплинарной ответственности за означенный проступок.

В общих случаях, уголовная ответственность за превышение должностных полномочий предусматривается различными сферами права, от возмещения ущерба в ходе гражданского иска до уголовного преступления.. К дисциплинарному же взысканию за превышение должностных полномочий сотрудника вправе привлечь любой работодатель. Но данное взыскание должно осуществляться с соблюдением действующих законодательных нормативов:

  1. Превышение полномочий должно быть зафиксировано в качестве нарушения, а локальные нормативные акты должны предусматривать возможность применения к сотруднику санкций за подобные деяния.
  2. Законодательство допускает лишь три возможных вида дисциплинарных взысканий в трудовых взаимоотношениях – выговор, замечание или увольнение. Соответственно, применять какие-либо иные меры воздействия на нарушителя работодатель не вправе.
  3. Если в рамках превышения полномочий работодатель или его контрагенты понесут прямой материальный ущерб, то сотрудник также может быть привлечен и к материальной ответственности за свой проступок в рамках, установленных законодательством.

Кроме этого, в отношении некоторых категорий граждан и конкретных видов деятельности может предусматриваться административная ответственность за превышение полномочий. Например – в статье 13.29 КоАП РФ.

Кто может быть привлечен к ответственности по ст. 286 УК РФ за превышение полномочий

Для отдельных категорий граждан предполагается возможность привлечь их к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ. Однако для возможности уголовного преследования необходимо, чтобы правонарушение обладало следующими чертами:

  • Совершившее его лицо должно быть государственным служащим.
  • Превышение полномочий должно быть явным.
  • Превышение должностных полномочий должно повлечь за собой существенное нарушение интересов и прав отдельных лиц или государства в целом.

Наказывается в общих случаях данное преступление штрафом до 80 тыс. рублей, либо лишением свободы до 4 лет или иными ограничениями – дисквалификацией, принудительными работами, арестом. Однако отягчающие обстоятельства могут увеличить объемы и характер санкций. К ним можно отнести совершение означенного преступления лицом, занимающим госдолжность РФ или субъекта РФ, а также применение насилия, оружия или спецсредств в рамках превышения полномочий, либо наступившие вследствие рассматриваемого превышения тяжкие последствия.

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарии к ст. 286 УК РФ

1. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: а) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); б) могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); в) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; г) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Неправомерные действия должностного лица при превышении должностных полномочий должны быть непосредственно связаны со служебной деятельностью субъекта, когда он выступает не как частное, а как официальное лицо. Другими обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.

2. Объем прав и полномочий субъекта определяется его должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах и т.п.). Для того чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, выходящие за пределы имеющихся у него прав и полномочий, необходимо точно выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.

3. О понятии существенного нарушения прав и интересов граждан, организаций, общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.

Чаще всего при превышении должностных полномочий это последствие выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам, и с иными последствиями, глубоко затрагивающими интересы общества и государства .

БВС РФ. 2002. N 4. С. 11, 12; 2003. N 5. С. 19, 20; N 9. С. 17.

4. Субъектом превышения должностных полномочий может быть только должностное лицо (см. комментарий к ст. 285).

5. Комментируемое преступление совершается только с умыслом (конкретизированным или неконкретизированным). Виновный осознает, что совершает действия, которые явно (т.е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства и желает или сознательно это допускает либо относится к последствиям безразлично.

В составе преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 286 УК, вина характеризуется также осознанием обстоятельств, имеющих квалифицирующее значение в случаях превышения должностных полномочий. Мотивы совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы дела и т.д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Преступность деяния, явно выходящего за пределы должностных полномочий, исключается лишь в ситуации крайней необходимости (ст. 39 УК) и обоснованного риска (ст. 41 УК).

6. О понятии лиц, занимающих государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК), см. комментарий к ст. 285.

7. Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против охраняемых законом прав граждан, интересов общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.

8. Насилие при превышении должностных полномочий может выражаться в нанесении потерпевшему побоев, причинении вреда здоровью любой тяжести, истязании, лишении жизни потерпевшего. Угроза применения насилия при превышении должностных полномочий — это высказанное намерение совершить вышеназванные действия.

Квалификацией по ч. 3 ст. 286 охватывается причинение потерпевшему любого вреда здоровью, кроме случаев причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, а также умышленного убийства. В последних случаях действия виновного должностного лица нужно квалифицировать по совокупности ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или ст. 105 УК.

Убийство и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенные представителем власти или иным должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируются только по ст. 108 или ст. 114 УК.

9. Применение оружия или специальных средств как квалифицирующее обстоятельство по п. «б» ч. 3 ст. 286 имеет место в случаях, когда по делу установлено фактическое использование этих предметов для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели (ст. 1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» ). Оружие может быть огнестрельным, холодным, метательным, пневматическим, газовым, а также основанным на использовании электрической энергии, радиоактивных излучений и биологических факторов.

СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 286 подлежит должностное лицо, применившее при превышении своих полномочий оружие любого назначения (боевое, служебное, гражданское, в том числе газовое оружие самообороны, спортивное или охотничье).

Специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы и бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и т.д.) состоят на вооружении органов полиции, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов Федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, судебных приставов, органов правительственной связи и информации, ведомственной и вневедомственной охраны.

При превышении должностных полномочий, сопровождавшемся применением оружия или специальных средств, необходимо, чтобы они применялись в нарушение установленных оснований и порядка их использования. Условия и пределы применения огнестрельного оружия или специальных средств сотрудниками полиции определены в гл. 5 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» ; военнослужащими внутренних войск — в ст. ст. 25 — 29 Федерального закона от 06.02.97 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» ; сотрудниками федеральных органов государственной охраны — в ст. ст. 24 — 27 Федерального закона от 27.05.96 N 57-ФЗ «О государственной охране» ; сотрудниками органов Федеральной службы безопасности — в ст. 14 Федерального закона от 03.04.95 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» ; сотрудниками органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, — в ст. ст. 43 — 47 Федерального закона от 15.07.95 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ; судебными приставами — в ст. ст. 15 — 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» ; работниками ведомственной охраны — в ст. ст. 13 — 17 Федерального закона от 14.04.99 N 77-ФЗ «О ведомственной охране» и т.д.

СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

СЗ РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2759.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.

СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 1935.

10. О понятии тяжкого последствия см. комментарий к ст. 285.

О возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» в отношении судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП

В результате проверки, проведенной сотрудниками отдела противодействия коррупции УФССП России по Челябинской области по информации начальника Октябрьского РОСП было установлено, что 11 августа 2017 судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП Б., действуя вопреки интересам службы, явно выходя за свои должностные полномочия, достоверно зная, что должник М., в отношении которого в Октябрьском РОСП возбуждено исполнительное производство по взысканию штрафа 30 тысяч рублей по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, не уплатил вышеуказанный штраф, незаконно вынесла постановление о фактическом окончании исполнительного производства в связи с оплатой М. штрафа, чем нарушила охраняемые законом интересы общества и государства.

Данная информация была направлена в правоохранительные органы. 22 декабря 2017 года в следственном отделе по г. Троицк СУ СК РФ по Челябинской области в отношении судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП Б.возбуждено уголовное дело по преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Помимо этого сотрудниками отдела противодействия коррупции Управления в ходе проверки выявлен дополнительный эпизод, собранные материалы направлены в правоохранительные органы для принятия решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ.

33-летняя судебный пристав-исполнитель Б. в Службе с ноября 2014 года. В отношении нее инициирована служебная проверка в соответствии с требованиями п. 1.2 приказа ФССП России от 30.05.2016 № 355.

Время создания документа: 28 декабря 2017 15:51