Ст 1915 коап судебная практика

Рубрики Процессы

Оглавление:

Комментарий к статье 19.15 КОАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданином права на свободу передвижения, права на выбор места жительства и места пребывания.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.15, выражается в проживании по месту жительства или по месту пребывания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Правовой статус паспорта гражданина РФ регламентирован Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Основные положения регистрации по месту пребывания или по месту жительства закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 19.15, состоит в допущении лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущении гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, установлен Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

4. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.15, являются умышленными.

5. Субъектом правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, выступают граждане, частью второй — должностные лица и граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.15, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел.

Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.14, кандидат юридических наук Зарубин, Николай Николаевич

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Зарубин, Николай Николаевич

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ.

1.1. Становление и развитие законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу .

1.2. Понятие и общая характеристика административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.

2.1. Ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу по законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан.

2.2. Правовой анализ составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1, 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ.

3.1 Совершенствование законодательства Российской Федерации, устанавливающего административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

3.2 Совершенствование правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу»

Актуальность темы исследования. В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза (ст. 16.1), а также за недекларирование или недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2).

Доля вышеуказанных правонарушений в общем количестве нарушений таможенных правил, по данным ФТС России за 2006 — 2012 г., составляет 30 -40% \ что, учитывая массовость и существенный экономический ущерб от этих правонарушений, определяет значимость исследования вопросов административной ответственности за указанные правонарушения.

В то же время сущность административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу на теоретическом уровне недостаточно исследована, а нормативное регулирование привлечения лиц к ответственности и мер такой ответственности нуждается в совершенствовании. Это стало очевидно после вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому признана утратившей силу ст. 188 « Контрабанда » Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ). Данные обстоятельства порождают в правоприменительной деятельности таможенных органов затруднения, связанные, например, с различиями в толковании норм ст. 16.2 КоАП РФ таможенными органами и судами.

1 Письмо ФТС России от 28.03.2012 № 18-12/14646 «О направлении обзора правоохранительной деятельности за 2011 год»// Архив ФТС России; Письмо ФТС России от 29.03.2013 № 18-12/13073 «О направлении обзора правоохранительной деятельности за 2012 год»// Архив ФТС России.

Вступление Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан в таможенный союз предполагает в качестве одной из организационных мер унификацию таможенного законодательства, а также законодательства об административной ответственности за нарушения таможенных правил, что, в свою очередь, обусловливает актуальность научного исследования административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу.

Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р был утвержден план мероприятий (« дорожная карта ») « Совершенствование таможенного администрирования ». « Дорожная карта » представляет собой поэтапный план действий, направленных на улучшение деятельности таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД ) по совершению таможенных операций.

Одним из пунктов данного плана является внесение изменений в законодательство об административной ответственности за нарушение таможенных правил1.

Таким образом, выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в настоящее время является весьма актуальной задачей, стоящей перед наукой административного права. Представляется, что решение этой задачи будет способствовать усилению правопорядка при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров как физическими, так и юридическими лицами.

Степень разработанности темы исследования. Различные проблемные вопросы административной ответственности в своих трудах рассматривали такие ученые, как Д.Н. Бахрах , И.А. Галаган, Б.М. Лазарев, М.Я. Масленников , Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов , А.П. Шергин, О.М. Якуба и др.

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-Р «Об утверждении плана мероприятий (« дорожной карты ») «Совершенствование таможенного администрирования// СЗ РФ. 2012. № 28. Ст. 3926.

Ранее вопросами выяснения сущности контрабанды с позиций уголовного права занимались такие ученые как, Д.И. Богданов В.И. Михайлов, T.JL Стукалова, A.B. Федоров , А.Ю. Шумилов и др.

Вместе с тем, декриминализация состава преступления, ответственность за которое была предусмотрена ст. 188 УК РФ, предполагает необходимость исследования контрабанды с позиций административного права.

Следует отметить, что ранее исследованиями нарушений таможенных правил как отдельным видом административных правонарушений занимались: С.А. Косицина, Г.В. Матвиенко , С.А. Мустафина, Е.В. Трунина и другие. Анализ работ названных авторов показывает, что в них исследуется ряд вопросов, которые так или иначе могут быть связаны с административной ответственностью за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, однако комплексных исследований вопросов такой ответственности на современном этапе развития науки, законодательства РФ и складывающейся правоприменительной практики до настоящего времени предпринято не было.

Научная задача исследования заключается в разработке теоретических положений для формулирования практических рекомендаций, направленных на совершенствование норм об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Объектом исследования выступает административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и практика их применения таможенными органами.

Цель исследования состоит в изучении административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, определении проблемных аспектов административной ответственности за указанные правонарушения и разработке предложений по ее совершенствованию.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

— исследовано становление и развитие законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;

— выработано и сформулировано понятие административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и дана его общая характеристика;

— исследована административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан; проведен юридический анализ составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ;

— разработаны рекомендации по совершенствованию отдельных норм законодательства Российской Федерации, устанавливающего административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;

— выработаны предложения по совершенствованию правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу.

Научная новизна исследования заключается в том, что соискателем выявлены пробелы нормативного правового регулирования административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, а также выработаны научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства РФ об административной ответственности за данное правонарушение .

В частности, соискателем сформулированы научные дефиниции отдельных понятий, таких как « административная контрабанда », «административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу», « установление административной ответственности ». Разработана периодизация развития российского законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. Выявлены и определены основные признаки административной контрабанды как правонарушения, посягающего на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и предложения, разработанные соискателем, развивают положения науки административного права и способствуют определению перспективных направлений последующих научных исследований в данной области.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по совершенствованию правовых норм об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для совершенствования законодательства РФ об административных правонарушениях в части, касающейся административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, для разработки и совершенствования нормативных правовых актов ФТС России, а также для совершенствования правоприменительной практики таможенных органов.

Материалы диссертации могут использоваться в качестве источника при чтении лекций, проведении практических занятий в высших образовательных учреждениях по дисциплинам « Административное право», « Таможенное право », «Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов».

Методология и методы исследования. Методологической основой научного исследования является диалектический метод и базирующаяся на нем система общенаучных и частных научных методов. В работе использовались:

— логический метод (при изложении всего материала, формулировании выводов);

— исторический метод (в параграфе 1.1 гл. 1) при исследовании истории развития российского законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;

— метод системного анализа (в параграфе 2.2 гл. II) при исследовании составов административных правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, содержащихся в действующем законодательстве РФ;

— сравнительно-правовой метод (в параграфе 2.1 гл. 2) при проведении сравнительного исследования законодательного регулирования ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан;

— метод контент-анализа (в гл. 3) в процессе выборки и анализа отдельных положений законодательных актов, статистических данных, научной литературы и др.

Нормативную правовую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, решения Комиссии таможенного союза (Евразийской экономической комиссии), Таможенный кодекс Таможенного союза, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы, а также нормативные правовые акты государств — членов Таможенного союза, в частности КоАП Республики Беларусь, КоАП Республики Казахстан;

Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа правовых актов, информационно-аналитические обзоры правоохранительной деятельности таможенных органов за 2006 — 2012 гг.; результаты экспертного опроса 106 сотрудников подразделений административных расследований таможенных органов1; результаты изучения постановлений таможенных органов по 85 делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ, а также с постановлениями судов по 49 делам об административных правонарушениях, возбужденных по названным статьям

1 Характеристика респондентов и вопросы анкеты представлены в приложениях № 4 и № 5 соответственно.

Теоретическую основу исследования составили идеи, отраженные в трудах отечественных ученых по общей теории государства и права, отраслевым юридическим наукам ( административному , таможенному, уголовному праву), общетеоретическая и специальная литература, связанная с объектом и предметом диссертационного исследования, а также научные публикации по вопросам, связанным с исследуемой проблематикой.

Существенное влияние на научную позицию соискателя, отразившуюся в работе, оказали труды таких ученых-юристов, как Д.Н. Бахрах , И.А. Галаган, Б.М. Лазарев, М.Я. Масленников , Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов , А.П. Шергин, A.C. Дугенец, С.С. Алексеев и др.

При написании диссертации использовались труды С.А. Косициной , Г.В. Матвиенко, С.А. Мустафиной, Е.В. Труниной , Ю.Г. Кисловского, Б.А. Рыбакова, А.Ф. Епифанова , Д.А. Толстого, П.П. Серпкова, В.М. Фаттахова , посвященные различным аспектам исследуемой проблематики, и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Вывод о том, что законодательство, устанавливающее ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, прошло следующие этапы становления и развития:

— доимперский период (середина IX — начало XVIII в.);

— имперский период (начало XVIII в. — 1917 г.);

— советский период (1917 г. — август 1991 г.);

— постсоветский период (август 1991 г. — настоящее время).

До 1917 года в российском законодательстве не выделялась административная контрабанда, а имелись лишь нормы об ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. В советский период отечественное законодательство предусматривало административную ответственность за простую контрабанду , и уголовную ответственность за

1 Характеристика изученных постановлений и решений приведена в приложениях №1—3. квалифицированную. Однако с завершением данного периода понятие административной ответственности за контрабанду исчезло из российского законодательства.

2. Авторское определение административной контрабанды как правонарушения, посягающего на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования таможенному органу, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В число правонарушений, которые предлагается именовать административной контрабандой , следует включить ст. 16.1 КоАП РФ -«Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки» и ст. 16.2 КоАП РФ -« Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров ».

Предлагается выделить следующие основные признаки административной контрабанды:

— представляет собой вид административного правонарушения, т. е. общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие); посягает на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования (основной объект), на экономическую безопасность (дополнительный объект).

3. Авторское определение административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу как вида юридической ответственности, выражающегося в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, незаконно переместившему товары через таможенную границу.

4. Предложение об освобождении от административной ответственности участника внешнеэкономической деятельности, обратившегося в таможенный орган для устранения последствий заявления недостоверных сведений в таможенной декларации , в связи с чем дополнить ст. 16.2 КоАП РФ примечанием следующего содержания: «Лицо, обратившееся в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары до момента выявления таможенным органом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 настоящей статьи , а также с заявлением об отзыве декларации на товары до выпуска товаров и/или обнаружения таможенным органом данных административных правонарушений, освобождается от административной ответственности за указанные правонарушения».

5. Предложения по внесению изменений и дополнений в КоАП РФ:

— предлагается изложить диспозицию ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: « Сокрытие товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля в форме, определенной международными договорами государств — членов Таможенного союза, путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при проведении в отношении таких товаров таможенного контроля до выпуска товаров»;

— предлагается изложить ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам — влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двухкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

— предлагается изложить диспозицию ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования».

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность исследования подтверждается использованием совокупности методов и источников теоретического, информационного и нормативного правового характера, а также согласованностью получаемых выводов с практикой реализации нормативных предписаний , связанных с административной ответственностью за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

Основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, опубликованы в шести научных статьях , две из которых — в ведущих рецензируемых научных изданиях, входящих в перечень, сформированный Президиумом Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ.

Промежуточные результаты диссертационного исследования докладывались соискателем на заседаниях кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии, шести научно-практических конференциях:

XII научно-практической конференции студентов и молодых ученых Владивостокского филиала Российской таможенной академии « Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России» (г. Владивосток, ВФ РТА , 16 — 20 марта 2010 г.); международной научно-практической конференции Российской таможенной академии « Инновационное развитие таможенного дела: взгляд молодых » (г.Люберцы, 20 — 23 апреля 2010 г.); научной конференции «ВЭД: трактовка норм ВТО и тарифные уступки России» (г. Новосибирск, Сибирское представительство Издательского дома « Коммерсант », 21 февраля 2012 г.); региональной научной конференции « Вступление России в ВТО: перемены для самарских предприятий » (г. Самара, 22 марта 2012 г.); международной заочной научно-практической конференции « Актуальные вопросы права и государства » (г. Новосибирск, Некоммерческое партнерство Сибирская ассоциация консультантов, 2 июля 2012 г.); III международной заочной научно-практической конференции «Политика и право в социально-экономической системе общества» (г. Новосибирск, научно-информационный издательский центр « Институт стратегических исследований », 2-3 июля 2012 г.).

Ряд положений диссертационного исследования внедрены в практическую деятельности таможенного представителя — ЗАО « Группа Тарго » при разработке Методического руководства по правовому обеспечению совершения таможенных операций при реализации инвестиционных проектов, связанных с ввозом на таможенную территорию Таможенного союза высокотехнологичного оборудования, включены соискателем в отчет о научно-исследовательской работе на тему «Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу», используются в учебном процессе Российской таможенной академии при чтении лекций по дисциплине «Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов». Все указанные результаты подтверждены актами о внедрении.

Заключение диссертации по теме «Административное право; административный процесс», Зарубин, Николай Николаевич

1. Основные выводы.

Для научного исследования административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу соискатель считает необходимым предложить ряд определений, таких, как « административная контрабанда», «административная ответственность за незаконное перемещение товара через таможенную границу», « установление административной ответственности ». Помимо этого, результаты исследования позволяют выделить признаки административной контрабанды как правонарушения, посягающего на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу, а исследование развития отечественного законодательства об ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу влечет за собой разработку периодизации такого развития.

Комплексное исследование вопросов административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу позволило выявить недостатки нормативного регулирования такой ответственности, а изучение правоприменительной практики таможенных органов по привлечению к ответственности за указанные правонарушения показало наличие проблем в такой правоприменительной практике. Из выявленных проблем и недостатков следует необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и практики его применения таможенными органами.

Выработанные в ходе исследования периодизация развития отечественного законодательства, определения административной контрабанды, административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу, установления административной ответственности и признаки административной контрабанды нашли свое отражение в разработанных соискателем теоретических положениях, а выявление недостатков нормативного регулирования административной ответственности за указанные правонарушения и правоприменительной практики послужило основой для подготовки практических рекомендаций по совершенствованию административной ответственности за указанные правонарушения.

2. Теоретические положения.

2.1. Российское законодательство, устанавливающее ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, имеет следующие периоды (этапы) развития: а) доимперский период (середина IX— начало XVIII ее.)

Данный период характеризуется формированием понятия незаконного перемещения товаров через границу государства, появлением первых правовых норм, устанавливающих ответственность за незаконное перемещение товаров. б) имперский период (начало XVIII в.

В данный период четкого законодательного разделения незаконного перемещения товаров на уголовно наказуемое деяние и административное правонарушение еще не произошло, однако характерные особенности каждого из обозначенных деяний начинают проявляться. За совершение неквалифицированного незаконного перемещения предусматриваются наказания , схожие с современными административными наказаниями за аналогичные правонарушения. К таким наказаниям , к примеру, можно отнести штрафы в размере, зависящем от стоимости товаров.

Наказания, которые с точки зрения современной правовой науки можно отнести исключительно к уголовным (заключение в тюрьме, каторжные работы), были установлены лишь в случае наличия существенных отягчающих обстоятельств. в) советский период (1917 г. — август 1991 г.).

Данный период характеризуется разделением на законодательном уровне (положениями Таможенного кодекса СССР 1929 г.) незаконного перемещения товаров на простую контрабанду и квалифицированную. При этом простая контрабанда наказывалась в административном порядке (с принятием соответствующих решений о привлечении к ответственности таможенными органами), а квалифицированная — в уголовном. Соответственно, можно утверждать, что в данном периоде развития законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров, впервые происходит разделение незаконного перемещения на уголовно наказуемую и административную контрабанду. г) постсоветский период (август 1991 г. — настоящее время)

Первым актом данного периода стал Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 г., устанавливающий административную ответственность за незаконное перемещение товаров. Впоследствии (2001 г.) был принят КоАП России, которым была установлена административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу вместо действовавших ранее норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 г.

Уголовная ответственность за незаконное перемещение товаров до конца 2011 г. устанавливалась ст. 188 « Контрабанда » Уголовного кодекса Российской Федерации, однако после вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное деяние (за исключением оставшейся уголовной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения и др.) было декриминализировано , что можно считать началом перехода к очередному этапу развития законодательства России, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

2.2. Административная контрабанда — это правонарушение , посягающее на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования таможенному органу, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

В число правонарушений , которые предлагается именовать административной контрабандой , следует включить ст. 16.1 КоАП РФ -«Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки» и ст. 16.2 КоАП РФ -« Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»;

2.3. Административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу — вид юридической ответственности, выражающейся в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, незаконно переместившему товары через таможенную границу.

2.4. Правовое регулирование административной ответственности является деятельностью государственных органов, заключающейся в воздействии на общественные отношения путем установления обязательных для исполнения всеми их участниками правил поведения (средств правового регулирования), а также в применении наказаний , установленных законодательством об административных правонарушениях , за невыполнение указанных правил поведения.

2.5. Установление административной ответственности предлагается определить как деятельность уполномоченных органов законодательной власти, заключающуюся в воздействии на общественные отношения путем создания обязательных для исполнения всеми их участниками правил поведения, а также в установлении административных наказаний за неприменение указанных правил.

3. Практические рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.

3.1. С целью устранения выявленных пробелов КоАП России, негативно влияющих на вопросы административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, предлагается внести в действующее законодательство следующие изменения:

— представить диспозицию ч. 2 ст. 16.1 КоАП России в следующей редакции: « сокрытие товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля в форме, определенной международными договорами государств — членов Таможенного союза, путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при проведении в отношении таких товаров таможенного контроля до выпуска товаров»;

— дополнить ст. 16.2 КоАП России примечанием следующего содержания: «Лицо, обратившееся в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары до момента выявления таможенным органом административных правонарушений, а также с заявлением об отзыве декларации на товары до выпуска товаров и обнаружения таможенным органом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 настоящей статьи , освобождается от административной ответственности за указанные правонарушения»;

— изложить ч. 3 ст. 16.1 КоАП России в следующей редакции: «Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей»;

— представить диспозицию ч. 4 ст. 16.1 КоАП России в следующей редакции: «Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования»1.

3.2. Издать ФТС России методические рекомендации о применении ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП России, соответствующие устоявшейся судебной практике по таким делам, для исключения фактов необоснованного возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении декларантов по названным составам административных правонарушений.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать ряд основных выводов, теоретических положений и практических рекомендаций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Зарубин, Николай Николаевич, 2013 год

1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009.-№ 4. — Ст. 445.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17) // Справочная правовая система « КонсультантПлюс ».

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 255 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров» (ред. от 07.06.2012) // Справочная правовая система « КонсультантПлюс ».

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 30. — Ст. 3012.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.02.2012) // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от. 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. -1996.-№25.-Ст. 2954.

8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 11.02.2013)// Собрание законодательства РФ. 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.

9. Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ.—2001. № 52 (ч. I). — Ст. 4921.

10. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 18.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 19. — Ст. 2060.

11. Федеральный закон от 27 октября 2011 г. № ЗИ-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации » (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. — № 48. — Ст. 6252.

12. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. -2004.-№8.

13. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. — 19 апреля.

14. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Российская газета. 2008. — 12 января.

15. Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 3 февраля 2009 г. № 10458/08 Электронный ресурс. // Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 18 января 2012 г.).

16. Письмо ГТК России от 24 марта 2003 г. № 17-12/12422 «О некоторых вопросах применения отдельных положений разделов I и IV КоАП России» // Архив ФТС России.

17. Письмо ГТК России от 20 марта 2004 г. №27-40/26490 «О постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 03.02.04 № 12133/03» // Архив ФТС России.

18. Письмо ФТС России от 5 мая 2006 г. № 01-06/15490 «О привлечении перевозчиков к административной ответственности» // Архив ФТС России.

19. Письмо ФТС России от 9 октября 2007 г. №01-06/37343 «О направлении обзора актов прокурорского реагирования» // Архив ФТС России.

20. Письмо ФТС России от 31 марта 2008 г. №18-12/12016 «О направлении обзора правоприменительной практики» // Архив ФТС России.

21. Письмо ФТС России от 8 апреля 2008 г. №01-11/13546 « О направлении обзора актов прокурорского реагирования » // Архив ФТС России.

22. Письмо ФТС России от 29 сентября 2009 г. №18-12/46105 «О направлении обзора правоохранительной деятельности» // Архив ФТС России.

23. Письмо ФТС России от 30 сентября 2009 г. № 18-12/46224 « О направлении обзора актов прокурорского реагирования » // Архив ФТС России.

24. Письмо ФТС России от 2 марта 2010 г. № 18-12/9559 «О направлении обзора правоохранительной деятельности за 2009 год» // Архив ФТС России.

25. Письмо ФТС России от 20 сентября 2010 г. № 18-12/45868 «О направлении обзора правоохранительной деятельности за 1 полугодие 2010 года» // Архив ФТС России.

26. Письмо ФТС России от 29 сентября 2010 г. № 18-12/47433 « О направлении обзора » (обзор актов прокурорского реагирования за 1 полугодие 2010 года) // Архив ФТС России.

27. Письмо ФТС России от 31.03.2012 г. № 18-12/14409 «О направлении обзора правоохранительной деятельности за 2012 год» // Архив ФТС России.

28. Письмо Центрального таможенного управления от 22 октября 2010 г. № 52-09/25650 « О некоторых вопросах рассмотрения актов прокурорского реагирования » // Архив ФТС России.

29. Письмо ФТС РФ от 28 декабря 2011г. №01-04/64451 «О правоприменительной практике по частям 2 и 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Архив ФТС России.

30. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011г. № 07АП-1167/11 Электронный ресурс. // Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 2 февраля 2012).

31. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2011г. № А42-1113/2011 Электронный ресурс. // Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 6 февраля 2012).

32. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17августа 2011г. № 09АП-18604/2011-АК Электронный ресурс. // Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 3 февраля 2012).

33. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, УТРАТИВШИЕ СИЛУ

34. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, утв. ВС РСФСР 20 июня 1984 г. (ред. от 20.03.2001) // Справочная правовая система « КонсультантПлюс ».

35. Таможенный кодекс Союза СССР . М., 1946. — 153 с.

36. Таможенный кодекс СССР. Свод законов СССР. Т. 9. — М., 1990.423 с.

37. Таможенный кодекс Российской Федерации : утв. Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5223-1 // Справочная правовая система « КонсультантПлюс ».

38. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

39. Агапов, А. Б. Административная ответственность / А. Б. Агапов.-М. : Статут , 2000. 251 с.

40. Аграшенков , А. В. Государственно-правовые аспекты таможенной политики Российской Федерации : учебное пособие / А. В. Аграшенков,

41. A. Б. Новиков , В. А. Шамахов. СПб. : РИО СПб филиала РТА, 1998. — 32 с.

42. Алексеев, С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе / С. С. Алексеев. М., . : Юридическая литература, 1966. -187 с.

43. Алексеев, С. С. Социальная ценность права в советском обществе/ С. С. Алексеев. — М. : Юридическая литература, 1971. 222 с.

44. Бахрах , Д. Н. Административное право : учебник учебник для вузов. / Д. Н. Бахрах , Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов . 3-е изд., пересмотр, и доп. -М. : Норма, 2008.-816 с.

45. Бахрах , Д. Н. Таможенное право России : моногр. исследование / Д. Н. Бахрах, С. В. Кивалов . Екатеринбург : Диамант, 1995. — 176 с.

46. Бесбаха, В. В. Право Европейского союза: Правовое регулирование торгового оборота : учебное пособие / под ред.: В. В. Бесбаха, А. Я. Капустина ,

47. B. К. Пучинский . М. : Зерцало, 1999. — 400 с.

48. Бекяшев , К. А. Таможенное право : учебное пособие / К. А. Бекяшев , Е. Г. Моисеев. M. : ТК Велби , Изд-во Проспект, 2003. — 184 с.

49. Борисов, К. Г. Международное таможенное право / К. Г. Борисов. -2-е изд., доп. М. : Изд-во РУДН , 2001. — 616 с.

50. Габричидзе , Б. H. Курс таможенного права Российской Федерации : учебник для вузов: в 3 ч. / Б. Н. Габричидзе , А. Г. Чернявский. М. : Изд-во « Дело и сервис », 2002. -528 с.

51. Габричидзе , Б. Н. Таможенное право : учебник для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский ; под общ. ред. Б. Н. Габричидзе . 5-е изд., перераб. и доп. М. : Издательско-торговая корпорация « Дашков и К », 2004. -841 с.

52. Галаган , И. А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование) / И. А. Галаган. -Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1970. 252 с.

53. Гойман , В. И. Действие права (методологический анализ)/ В. И. Гойман. М. : Академия МВД РФ, 1992. — 180 с.

54. Гравина , А. А. Современное таможенное законодательство в вопросах и ответах / А. А. Гравина , JI. К. Терещенко, М. П. Шестакова . М. : Инфра-М, 1996.-384 с.

55. Драганов, В. Г. Основы таможенного дела : учебник / В. Г. Драганов. — М. : Изд-во « Экономика », 1998. 675 с.

56. Драганов , В. Г. Таможенное право : учебное пособие / В. Г. Драганов, M. М. Рассолов . М. : ЮНИТИ: ДАНА, 2001. — 639 с.

57. Драганов , В. Г. Таможенное право : курс лекций. В 2 т./ В. Г. Драганов, M. М. Рассолов . М. : Изд-во « Экономика », 1999.

58. Дюмулен, И. И. Международная торговля : учебное пособие / И. И. Дюмулен. M. : ВАВТ , 2004. — 529 с.

59. Дюрягин , И. Я. Право и управление / И. Я. Дюрягин. М. : Юридическая литература, 1981. — 168 с.

60. Епифанов , А. Ф. Российская таможня между прошлым и будущим / А. Ф. Епифанов, Е. М. Некрасов . Ростов-н/Д : РИО АО « Цветная печать », 1995.-117 с.

61. Карташов, Г. А. Основы таможенного дела: курс лекций / Г. А. Карташов. Н. Новгород — Вып. 1: Введение в таможенное дело. — 1998. -143 с.

62. Кисловский, Ю. Г. История таможни государства Российского: монография / Ю. Г. Кисловский. М. : ИПО « Автор », 1995. — 287 с.

63. Кисловский, Ю. Г. Контрабанда : история и современность / Ю. Г. Кисловский. М. : ИПО « Автор », 1996. — 430 с.

64. Козырин , А. Н. Таможенное право России: Общая часть / А. Н. Козырин. М.: СПАРК, 1995. — 134 с.

65. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 7-е изд. / под общ. ред. Н. Г. Салищевой . — М. : « Проспект », 2011.-679 с.

66. Контрабанда и борьба с ней : По материалам Главного таможенного управления / под общ. ред. и с вступит, ст. А. Потяева. М. : РИО НКВТ, 1925. -162 с.

67. Кулишер, И. М. Очерки по истории таможенной политики / И. М. Кулишер. СПб., 1903. — 297 с.

68. Курц, Б. Г. Сочинения Кульбергера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича / Б. Г. Курц. Киев, 1915. — 128 с.

69. Лазарев, Б. М. Административная ответственность / Б. М. Лазарев. — М. : Московский рабочий, 1985. 77 с.

70. Максимов, И. В. Административные наказания / И. В. Максимов. — М. : Норма, 2009. 299 с.

71. Малько , А. В. Стимулы и ограничения в праве / А. В. Малько. — М. : Юристь , 2004. 250 с.

72. Марков, Л. Н. Таможенное право СССР: учебное пособие / Л. Н. Марков; под ред.: В. А. Пертцик . Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1973. -51 с.

73. Матузов , Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы исследования субъективного права / Н. И. Матузов. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1972. — 290 с.

74. Минцлов, С. Р. В таможенном мире / С. Р. Минцлов. — Трапезонд, 1917.-173 с.

75. Недбайло , П. Е. Применение советских правовых норм/ П. Е. Недбайло. -М. : Госюриздат , 1960. 150 с.

76. Памятники русского права : Памятники права Киевского государства, Х-ХИ вв. Вып. 1 / сост. А. А. Зимин ; под ред. С. В. Юшкова. М. : Госюриздат, 1952.-Т. 1.-287 с.

77. Российское таможенное право : учебник для вузов / А. В. Бухтияров , Б. Н. Габричидзе, В. Е. Зобов , А. Ф. Лисов, В. А. Максимцев / отв. ред.: Б. Н. Габричидзе . М. : Норма, Инфра-М, 1997. — 520 с.

78. Россинский , Б. В. Административная ответственность : курс лекций / Б. В. Россинский. М. : Норма, 2004. — 448 с.

79. Рыбаков, Б. А. Внутренняя торговля Древней Руси — по археологическим данным / Б. А. Рыбаков. М., 1946. — 182 с.

80. Сандровский , К. К. Международное таможенное право : учебник / К. К. Сандровский. 2-ое изд., испр. — К. : « Знания », КОО, 2001. — 461 с.

81. Серков , П. П. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / П. П. Серков, Н. В. Михалева ; под ред. П. П. . Серкова. М. : Норма, 2008.-368 с.

82. Старилов, Ю. Н. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс : учебное пособие / Ю. Н. Старилов. Воронеж : Изд-во ВГУ , 1993.-168 с.

83. Стручков, Н. А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью : монография / Н. А. Стручков. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1977.-288 с.

84. Таможенное дело в России. Х начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы) / А. В. Аграшенков и др.; РТА , СПб. Фил.; рук. авт. кол. А. Н. Мячин. — СПб. : ПиК, 1995. — 214 с.

85. Таможенное право : учебник / А. А. Гравина , Н. Г. Гончарова,

86. B. А. Елизаров; под ред. А. Ф. Ноздрачева ; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М. : Волтерс Клувер , 2007. — 688 с.

87. Таможенное право России: учебник / В. А. Максимцев ,

88. C. И. Истомин ; отв. ред. С. И. Истомин. М. : Софт Издат, 2005. — 448 с.

89. Таможенное право Российской Федерации : учебник / ред. гр.: С. И. Истомин , Ю. А. Кожанков, В. А. Максимцев ; под общ. ред. В. А. Шамахова. М. : Софт Издат, 2007. — 850 с.

90. Тимошенко, И. В. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела / И. В. Тимошенко // Высшее образование. Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 352 с.

91. Тимошенко, И. В. Таможенное право: курс лекций / И. В. Тимошенко. 2-е. изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во « ПРИОР », 2002. -416 с.

92. Ткаченко, Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений / Ю. Г. Ткаченко. -М. : Юридическая литература, 1980. 176 с.

93. Толстой, Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II / Д. Толстой. М. : Либроком, 2012 г. — 274 с.

94. Фаткулин , Ф. Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки / Ф. Н. Фаткулин. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1980. — 247 с.

95. Шамахов, В. А. Таможенный контроль : учебник / В. А. Шамахов. -М. : Софт Издат, 2006. 288 с.

96. Юридическая энциклопедия / под. ред. М.Ю.Тихомирова. М. : Юринформцентр , 1997. — 525 с.

97. Якуба, О. М. Административная ответственность / О. М. Якуба. — М. : Юридическая литература, 1972. 152 с.1. СТАТЬИ

98. Ахметова , С. В. Суд анализирует таможенные дела в рамках Таможенного союза / С. В. Ахметова, Е. М. Шайхутдинов , О. С. Тимергалеева // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. — № 5. — С. 54-68.

99. Бабенко, А. О некоторых аспектах привлечения юридических лиц к ответственности за недостоверное декларирование / А. Бабенко // Коллегия . Российский правовой журнал. 2006. — № 9. — С. 33—37.

100. Бахрах, Д. Н. Юридическая ответственность по административному праву / Д. Н. Бахрах // Административное право и процесс. 2010. — № 1. — С. 2-5.

101. Бобылев, А. И. Теоретические проблемы правового регулирования / А. И. Бобылев // Право и политика. 2002. — № 8. — С. 8-14.

102. Бухарцев , С. Н. Административная ответственность за недостоверное декларирование товаров и транспортных средств / С. Н. Бухарцев, И. В. Набат // Арбитражные споры. 2007. — № 4 (40). — С. 73-79.

103. Вахтерова, И. Л. Проблематика унификации законодательства государств членов Таможенного союза в области ответственности за нарушение таможенных правил / И. Л. Вахтерова // Справочная правовая система « КонсультантПлюс ».

104. Геворкян, Д. С. О некоторых вопросах соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу / Д. С. Геворкян // Арбитражные споры. 2011. — № 3. — С. 75-91.

105. Гречкина, О. В. Проблемы применения ответственности за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу / О. В. Гречкина // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. -№ 2. — С. 81-83.

106. Джанбеков, Г. Д. Квалификация незаконного перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации / Г. Д. Джанбеков // Право и политика. 2008. — № 10. — С. 34-39.

107. Евстратова, Ю. А. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов об административной ответственности России, Республики Беларусь и Казахстана / Ю. А. Евстратова // Таможенное дело. 2009. — № 4. — С. 15.

108. Звягин, М. М. Административная ответственность за нарушение таможенных правил / М. М. Звягин // Российская юстиция . 2010. — № 10. -С. 5-6.

109. Истомин, С. И. О спорных вопросах содержания таможенного дела, таможенного оформления и таможенного режима / С. И. Истомин // Таможенное дело.-2010.-№ 1.-С. 4-10.

110. Калугина , И. Н. Недостоверное декларирование / И.Н.Калугина, Н. Н. Фролов // Арбитражная практика. 2004. — № 10. — С. 38^17.

111. Кальницкая, A.B. Административные правонарушения в области таможенного дела и нарушения таможенных правил: соотношение понятий /

112. A. В. Кальницкая // Международные юридические чтения : материалы научно-практической конференции 18 апреля 2007 г. Ч. 2. — Омск : Изд-во Омск. юрид . ин-та, 2007. — С. 154-156.

113. Кизилов, В. В. Возвращаясь к понятию административной ответственности / В. В. Кизилов // Административное право и процесс. 2012. -№ 1.-С. 42-45.

114. Лазарев, В. В. Сфера и пределы правового регулирования/

115. B. В. Лазарев // Правоведение . 1980. — № 5. — С. 64-65.

116. Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2006. -№ 5. — С. 59-68.

117. Молчанов, A.A. К вопросу о необходимости совершенствования законодательства об административной ответственности в таможенной сфере/ А.А.Молчанов // Административное и муниципальное право. 2011. — №3.—1. C. 67-70.

118. Овчарова, Е. В. Административная ответственность юридических лиц (материально-правовые проблемы) / Е. В. Овчарова // Институты административного права России. М. : Изд-во ИГиП РАН, 1999 — С. 255-259.

119. Панов, А. Б. Понятие административной ответственности/ А. Б. Панов // Административное право и процесс. 2011. — № 12. — С. 42^16.

120. Погодина, H.A. К вопросу об административной ответственности за нарушение таможенных правил / Н. А. Погодина // Таможенное дело. — 2010. — № 3. С. 28-29.

121. Ступников, А. А. О легальности понятия таможенного оформления и его содержании по таможенному законодательству Таможенного союза / А. А. Ступников // Таможенное дело. 2011. — № 4. — С. 27-31.

122. Сургутскова, A.B. Классификация мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил / А. В. Сургутскова // Таможенное дело. 2010. — № 3. — С. 30-32.

123. Суховеев, Е. М. Административная ответственность: понятие, основные черты. Особенности административной ответственности юридических лиц / Е. М. Суховеев // « Черные дыры » в Российском Законодательстве. М. : ООО «К-Пресс» 2011. -№ 1. — С. 153-155.

124. Тимошин, С. Получить статус уполномоченного экономического оператора можно будет в 2012 г. / С. Тимошин // Справочная правовая система « КонсультантПлюс ».

125. Толстая, С. Б. Новации таможенного декларирования товаров по таможенному законодательству Таможенного союза / С. Б. Толстая // Право и экономика. 2012. — № 2. — С. 56-59.

126. Черкаев , Д. И. Административная ответственность юридических лиц за таможенные правонарушения / Д. И. Черкаев // Законодательство. 2002. -№6.-С. 71-74.

127. Шабалин, В. А. Системный анализ механизма правового регулирования / В. А. Шабалин // Советское государство и право. 1969. -№ 10.-С. 121-124.

128. Широков, Ю. Через границу незаконно . Особенности административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела / Ю. Широков // «Бизнес-адвокат». — 2005. — № 4. — Справочная правовая система « КонсультантПлюс ».

129. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

130. Галаган, И. А. Теоретические проблемы административной ответственности по советскому праву : автореф. дис. докт. юрид. наук / Галаган Иван Александрович. М., 1971. — 43 с.

131. Гильмутдинова, Н. С. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08/ Гильмутдинова Наиля Салиховна. М., 1998. — 209 с.

132. Дугенец , A.C. Административная ответственность в российском праве : дис. . докт. юрид. наук : 12.00.14 / Дугенец Александр Сергеевич. М., 2005. — 373 с.

133. Трунина, Е. В. Административная ответственность за нарушения таможенных правил в Российской Федерации : дис . канд. юрид. наук : 12.00.14 / Трунина Екатерина Владимировна. Волгоград, 2002. — 208 с.

134. Косицина, Л. А. Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.14 / Косицина Лариса Александровна. Омск, 2006. — 222 с.

135. Матвиенко, Г. В. Административная ответственность за нарушения таможенных правил : дис . канд. юрид. наук : 12.00.14 / Матвиенко Галина Владимировна. Саратов, 2001. — 206 с.

136. Мусаева, Г. М. Организационно-правовые аспекты привлечения юридических и физических лиц к ответственности за нарушение таможенных правил: дис. . канд. юрид. наук : 12.00.14 / Мусаева Гульбарият Магомедрасуловна. М., 2002. — 190 с.

137. Мустафина, С. А. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.14 / Мустафина Светлана Анатольевна. М., 2011. — 193 с.

138. Фаттахов, В. М. Правовое регулирование ответственности за нарушение таможенных правил (аспекты квалификации): дис. . канд. юрид. наук : 12.00.14 / Фаттахов Виль Минниханович. М., 2003. — 214 с.