Снятие с регистрации по месту жительства по заявлению собственника

Рубрики Наша практика

Снятие с регистрации бывшего собственника квартиры и членов его семьи (письменная консультация для частного нотариуса)

Автор публикации

  • e-mail
  • Консультация

Каким образом новый собственник квартиры может снять с регистрации бывшего собственника этой квартиры и членов его семьи?

Теоретически, новый собственник квартиры или иного жилого помещения может снять с регистрации («выписать») бывшего собственника этой квартиры и членов его семьи во внесудебном порядке, обратившись с соответствующим заявлением в центр предоставления административных услуг (там, где они еще не созданы — в соответствующее подразделение Государственной миграционной службы Украины).

Правовым основанием для этого служат положения ст. 7 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания» (далее — Закон о свободе передвижения), согласно которым снятие с регистрации места жительства осуществляется в том числе, на основании других документов, свидетельствующих о прекращении оснований на право пользования жилым помещением. Как следует из Порядка регистрации места жительства и места пребывания физических лиц в Украине и образцов необходимых для этого документов, утвержденного приказом МВД от 22.11.2012 № 1077 (далее — Порядок № 1077), в число этих оснований относятся:

  1. истечение срока действия договора аренды, найма, поднайма жилого помещения;
  2. истечение срока обучения в учебном заведении (в случае регистрации места проживания в общежитии учебного заведения на время обучения);
  3. отчуждение жилья и другие определенные законодательством документы.

Для снятия с регистрации на этом основании, исходя из буквального толкования положений Порядка № 1077, новому собственнику жилья или его законным представителям необходимо предоставить:

  1. заявление о снятии с регистрации;
  2. документы, подтверждающие наличие соответствующих правовых оснований для такого снятия;
  3. документ, в который вносятся сведения о месте жительства 1 (для детей, не достигших 16-летнего возраста — свидетельство о рождении или свидетельство о принадлежности к гражданству Украины);
  4. военный билет или удостоверение о приписке (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет или находятся на воинском учете).

Впрочем, отсутствие последних двух документов не должно быть препятствием для совершения соответствующих действий по снятию с регистрации. Ведь п. 3.7. Порядка № 1077 предусмотрена возможность снятия с регистрации без предоставления паспортного документа лица, место жительства которого снимается с регистрации. В этом случае сведения о снятии с регистрации должны вноситься в паспорт лица при его обращении для регистрации нового места жительства.

Однако, несмотря на вышеуказанные положения законодательства, органы регистрации часто боятся брать на себя ответственность и отказывают в проведении действий по снятию с регистрации без предоставления этих документов и заявления лица, место жительства которого снимается с регистрации.

В принципе, такой отказ можно оспорить в административном суде, но вероятность удовлетворения такого административного иска незначительная учитывая с вышеуказанную неоднозначность положений законодательства о регистрации места проживания и распространенную, по нашему мнению ложную, практику административных судов по невмешательству в дискреционные полномочия органов власти.

Реально защитить свои права и законные интересы новый собственник квартиры или иного жилого помещения может, предъявив к прежнему владельцу и / или членов его семьи иск о признании последних утратившими право пользования жилым помещением.

Дополнительно также может быть предъявлен иск об устранении препятствий в осуществлении права пользования и распоряжения своим имуществом, в том числе жилым помещением путем снятия лица с регистрационного учета. Впрочем, касательно последнего требования судебная практика неоднозначна. С одной стороны, возможность предъявления такого иска дополнительно к иску о признании ответчика утратившим право собственности или право пользования помещения, предусмотренная постановлением Пленума ВССУ от 07.02.2014 № 5. С другой — в решении от 17.12.2014 года по делу № 6-35436св14 тот же ВССУ пришел к выводу, что при наличии решения суда о лишении лица права пользования жилым помещением и его выселении отдельного решения суда о снятии лица с регистрации места проживания не требуется и на этом основании отменил судебные решения судов предыдущих инстанций в части удовлетворения требований об устранении препятствий в осуществлении права собственности путем снятия ответчика с регистрационного учета.

Впрочем, даже решение о признании предыдущего владельца квартиры или иного жилого помещения и / или членов его семьи утратившими право пользования жилым помещением, должно быть достаточно для снятия их с регистрации. Ведь в соответствии со ст. 7 Закона о свободе передвижения такое решение является самостоятельным основанием для снятия с регистрации места жительства.

Евгений Даниленко
к.ю.н, старший юрист, адвокатское объединение «Летрадо»

Снятие с регистрации по месту жительства в 2018 году: подробности

Действующее законодательство Украины рассматривает регистрацию по месту жительства как один из инструментов реализации права владеть и пользоваться жильем.

В Украине прекращение регистрации человека по месту жительства без его воли возможно осуществить только по решению суда.

Domik.ua выяснил, какие законные обстоятельства могут стать основанием для подобных судебных решений.

Законодательная база

Статья 33 Конституции Украины гарантирует свободу передвижения и свободный выбор места проживания всем, кто пребывает на территории Украины на законных основаниях.

Выполнение гарантий обеспечивает Закон Украины № 1382-15 «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» в редакции от 16.04.2017.

Правила регистрации

Согласно положениям статьи 2 Закона Украины №1382-15, факт регистрации или его отсутствие не могут влиять на реализацию прав и свобод, или служить основанием для ограничений. Свобода перемещения и регистрации в равной степени распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства. Также законодатели определили случаи отказа в регистрации и назвали условия ее возобновления.

На территории Украины люди добровольно сообщают государству о своем месте пребывания или проживания.

Место пребывания — это административно-территориальная единица страны, на территории которой человек проживает не менее шести месяцев в году.

Местами проживания законодатели считают такие пространства:

— жилье, в котором человек проживает на территории административно-территориальной единицы страны;

— специализированные социальные учреждения;

— учреждения социального обслуживания и защиты;

Регистрацию граждан по месту проживания проводят исполнительные органы сельского, поселкового или городского советов. Если исполнительный орган сельского совета не создан, регистрацию проводит сельский голова.

Регистрация означает запись в реестре территориальной общины сведений о месте проживания/пребывания человека с указанием адреса. Из реестра территориальной общины данные о регистрации поступают в Единый государственный демографический реестр. Там их используют в обезличенной форме в статистических и научных целях. Это правило Кабмин закрепил в постановлении №665-2017-п.

Регистрацию проводят только по одному адресу. Если человек проживает в нескольких местах, он сам выбирает и указывает адрес. Зарегистрированный адрес необходим гражданам для оформления гражданских и деловых актов. По такому адресу государство ведет официальную переписку и вручает предусмотренную законами официальную корреспонденцию.

В случае переименования улицы или населенного пункта, эту информацию в территориальный реестр и государственный демографический реестр вносят органы регистрации. Граждане самостоятельно требуют внести изменения в их регистрационные данные. Оформление таких изменений проводят бесплатно.

Сроки для регистрации

В статье 6 Закона Украины №1382-15 законодатели обязали граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства регистрировать место проживания на протяжении 30 календарных дней, если они снялись с регистрации и прибыли на новое место жительства.

Родители или иные законные представители новорожденных детей обязаны зарегистрировать их место жительства в течение трех месяцев после дня рождения.

Государственные органы проводят регистрацию места проживания в день подачи заявления.

Законодатели допускают одновременную регистрацию на новом и прекращение регистрации на предыдущем месте проживания. Для этого человек подает одно заявление.

Пакет документов для регистрации

Для регистрации места проживания требуются такие документы:

1. Письменное заявление.

2. Документ, в который государственный регистратор вносит сведения о месте проживания заявителя — паспорт или иное определенное законами удостоверение личности. В бумажный паспорт ставят штамп с записью о регистрации/снятии с регистрации. В паспорт-пластиковую карту государственный регистратор вносит данные на вмонтированный электронный носитель информации.

3. Свидетельство о рождении детей возрастом до 16 лет при их регистрации родителями или законными представителями.

4. Квитанция об уплате административного сбора.

5. Документы, которые подтверждают право на проживание в данном жилье:

— ордер на использование жилья, которое находится в управлении властей;

— свидетельство о праве собственности;

— договор найма, поднайма, аренды;

— набравшее силу решение суда о праве собственности на жилье, о праве поселиться и пользоваться помещением;

— свидетельство о праве пользоваться жильем из-за того, что человек состоит или взят на учет в специализированном учреждении социального обслуживания и защиты;

— копия свидетельства о взятии на учет бездомного лица, оформленного по форме Министерства социальной политики Украины для заведений социальной помощи и защиты.

6. Военнослужащие обязаны представить документ о прохождении службы в военной части с адресом, который можно указать в регистрации.

7. Граждане, которые подлежат взятию на военный учет или состоят на военном учете, подают военный билет или приписное свидетельство.

Если человека подает заявление о регистрации через представителя, то набор дополняют такие документы:

— паспорт или иное удостоверение личности представителя;

— документ, подтверждающий полномочия представителя — за исключением случая, когда представители — родители или усыновители. Регистрация человека через законного представителя происходит при согласии иных законных представителей и при необходимости подтверждается документально.

Требовать для регистрации иные документы, не предусмотренные в статье 6 Закона Украины №1382-15, запрещено.

Оплата за регистрацию

За проведение регистрации места проживания/снятия с регистрации заявитель обязан уплатить административный сбор. Квитанцию об уплате надо предъявить вместе с заявлением и необходимыми документами. Если регистрация на новом месте проживания и снятие регистрации на предыдущем происходит одновременно, то сбор взимают за одну услугу.

По правилам статьи 11-1 Закона Украины №1382-15, размеры административного сбора зависят от соблюдения заявителем допустимых сроков пребывания без регистрации:

— 30 календарных дней при перемене места регистрации;

— три месяца с момента рождения ребенка.

При соблюдении сроков сумма сбора составляет 0,0085 размера минимальной зарплаты, установленной в госбюджете на текущий год. С 1 января 2018 года эта сумма равняется 3723 грн, а административный сбор — 31,7 грн.

В случае оплаты при нарушении сроков перерыва административный сбор составляет 0,0255 минимальной зарплаты. С 1 января 2018 года — 94,9 грн.

Отказ в регистрации

По правилам статьи 11 постановления Кабмина №207 от 02.09.2017, отказ в регистрации/снятии с регистрации возможен в таких случаях:

— заявитель не подал все необходимые документы или информацию;

— поданные документы содержат недостоверные сведения;

— поданные документы оказались недействительными;

— заявитель не достиг возраста 14 лет.

Также причиной отказа признаны обстоятельства, при которых человек обязан письменно сообщить властям о своем местонахождении, и не сделал этого:

— не проживает по зарегистрированному месту более месяца и имеет невыполненные имущественные обязательства, возложенные на него судом или в административном порядке.

— призван на военную службу и не имеет отсрочки;

— участвует в судебном процессе в любом качестве.

Отмена регистрации

Проведенные регистрация или снятие с регистрации отменяются, если проведены с нарушением требований законодательства. По правилам статьи 28 постановления Кабмина №207 от 02.09.2017, если нарушения обнаружены, руководитель органа государственной регистрации изучает основания для регистрации и утверждает ее отмену. Заявитель получает письменное извещение об отмене с указанием причин. После этого специалисты госоргана приглашают заявителя для исправления документа, необходимого для регистрации. Изменения фиксируют особой записью в территориальном и государственном демографическом реестрах. После этого человек может вновь подать заявление на регистрацию.

Как снять регистрацию без согласия человека

Законодатели допускают снятие с регистрации без воли человека при таких обстоятельствах:

— в случае смерти или признания умершим;

— если набрало силу решение суда об утрате права собственности и пользования жильем;

— если иностранец или лицо без гражданства утратили право пребывать на территории Украины.

В части 2 статьи 386 Гражданского кодекса Украины указаны принципы защиты права собственности. Если собственник считает, что его права нарушены другим лицом, то он может обратиться в суд с требованием защитить его права. Это положение служит основой для рассмотрения судебных споров по поводу права собственности и пользования жильем.

При возникновении спорной ситуации собственник жилья подает иск в суд. Гражданский кодекс допускает право проживания в жилье собственника членов его семьи — это супруг/супруга, дети, родители. Также право на жилье имеют посторонние люди, если они постоянно живут вместе с собственником и ведут общее хозяйство.

Основа исковой претензии к лицам этих категорий — утверждение, что они не проживают в жилье без уважительной причины более года. В этом случае суд будет искать доказательства, что ответчик действительно отсутствует указанный срок и определять уважительность причин.

В случае судебного иска владельца к человеку, который получил право проживать в жилье на договорных условиях, суд изучает аргументы по поводу нарушения условий договора.

Ответчик имеет право оспорить судебное решение об отмене его регистрации в виде апелляции или выдвинуть иск по поводу нарушения его прав. Участие в судебном разбирательстве не позволяет утвердить или отменить регистрацию. Пока идут суды спорная ситуация сохраняется.

Узнать подробно правила регистрации по месту жительства и выяснить правовые нюансы снятия с регистрации дает возможность форум юридическая консультация.

Снятие с регистрационного учета по месту жительства. Инструкция по снятию с учета и подготовке документов.

Меняя место жительства, гражданин обязан произвести снятие с регистрационного учета и аннулировать прописку. В представленной статье мы подробно расскажем, как производится данная процедура, в какие органы обращаться, и документы для этого нужны.

○ Что означает снятие с регистрационного учета по месту жительства.

Осуществление данной процедуры регулируется «Правилам регистрации…» от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила).

В соответствии со ст.13 Правил, гражданин снимается с регистрационного учета, если:

  1. Меняется его место жительства.
  2. Уходит в армию.
  3. Лишается свободы вследствие осуждения судом.
  4. Отсутствует без вести более полугода.
  5. Умирает либо признается умершим судом (в случае отсутствия без вести).
  6. Выселяется из жилплощади по основанию признания незаконным его использование.
  7. В случае несоответствия представленных в регистрационный учет сведений действительности.

В последних 4 случаях снятие с регистрационного учета возможно только на основании соответствующего решения суда.

Данная процедура необходима для контроля регистрирующими органами процесса перемещения граждан. Последствиями снятия с регистрационного учета является аннулирование прописки по данному адресу.

○ Способы снятия с учета:

Гражданин может произвести снятие с регистрационного учета двумя способами, каждый из которых будет подробно рассмотрен.

✔ До убытия на новое место регистрации.

В данном случае гражданин перед переездом обращается в территориальное отделение ФМС, где заполняется заявление на аннулирование прописки. Документ заполняется в свободной форме, обязательным является указание действующего места проживания и будущего. Таким образом, снятие с регистрационного учета производится до момента фактического выбывания гражданина из жилплощади. Подтверждением успешного аннулирования прописки выступает адресный листок, который выдается на руки заявителю. Его нужно представить по новому месту прописки.

У данного способа есть недостатки:

  1. Необходимость дважды обращаться в регистрирующие органы: при снятии и постановке на учет.
  2. Период пребывания без регистрации. Гражданин выписываясь из жилплощади не получает автоматическую регистрацию по новому месту пребывания. Данную процедуру нужно проводить отдельно. Поэтому образуется промежуток времени, когда у него нет постоянной прописки.

✔ После прибытия на новое место регистрации.

Гражданин может переехать на новое место жительства, не снимаясь с учета. При регистрации по новому адресу его старая прописка будет аннулирована автоматически.

В данном случае нужно заполнить заявление о регистрации, включая отрывной талон. Последний будет направлен по старому адресу места жительства и будет являться основанием для снятия с учета.

Преимуществом данного способа является:

  1. Экономия времени. Посещать регистрирующий орган нужно только один раз на новом месте.
  2. Надежность. Получая прописку на новом месте, и автоматически аннулирую старую, гражданин страхует себя от таких рисков, как потеря ходатайства о снятии и наступление периода без наличия постоянного места регистрации. Выбирая этот способ можно надеяться, что процедура смены адреса прописки пройдет быстрее и легче.

○ Кто снимает с учета и порядок снятия.

На современном этапе процедура смены адреса прописки существенно упрощена. Теперь для снятия с регистрационного учета можно обратиться в такие органы, как:

  • ФМС.
  • МФЦ.
  • Управляющая компания, обслуживающая дом.

В каждом из этих случаев алгоритм действий одинаковый:

  1. Собрание нужного пакета документов.
  2. Заполнение ходатайства о снятии с учета с приложением необходимых бумаг.
  3. Получение результата обращения в установленный срок.

Выбирая орган для проведения процедуры, следует учитывать, что процедура снятия с регистрационного учета, а также принятие окончательного решения по представленному заявлению находится в юрисдикции ФМС. Другие органы выступают посредниками, они только собирают пакет документов и предоставляют их в миграционную службу, получая затем ответ. Поэтому для экономии времени разумнее обращаться непосредственно в ФМС.

○ Документы для снятия с учета.

Пакет документов для аннулирования прописки минимален. Требуется представить:

  • Заполненное заявление (бланк предоставляется регистрирующим органом).
  • Документ, удостоверяющий личность заявителя (ксерокопия).
  • Выписку из домовой (поквартирной) книги (взять в ЖЭК, УК или МФЦ).

Также в определенных случаях может потребоваться:

  • Адресный листок убытия (при снятии с учета перед переездом, выдается регистрирующим органом).
  • Листок статистического учета выбытия (выдается регистрирующим органом).
  • Согласие органов опеки и попечительства (выдается соответствующим органом).

✔ Документ удостоверяющий личность.

По действующему законодательству заявитель может представить:

  • Внутренний паспорт гражданина РФ.
  • Заграничный паспорт гражданина РФ.
  • Паспорт гражданина СССР.
  • Свидетельство о рождении (для заявителей младше14 лет).

Любой из этих документов может использоваться для идентификации личности исключительно при условии его действительности. Если он подлежит замене, заявление о снятии с учета не будет принято до получения нового документа.

✔ Заявление о снятии с учета.

Установленного образца данного документа нет, в разных регистрирующих органах может предоставляться собственный бланк. При этом есть общие требования к составлению ходатайства:

  • В правом верхнем углу пишется полное наименование органа обращения с указанием руководителя, в адрес которого направляется заявление.
  • Ниже указываются данные заявителя и его контакты.
  • Посередине пишется наименование документа.
  • Заполняется текст ходатайства о снятии с регистрационного учета в деловом стиле.
  • Указывается основания для аннулирования прописки.
  • Указывается новое место проживания.
  • Ставится подпись и дата.

Следует учитывать, что в тексте ходатайства не должно быть аббревиатур и сокращений.

✔ Адресный листок убытия.

Этот документ выдается регистрирующим органом.

  • «При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту), производит запись в верхнем правом углу «Аннулировано» и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа. При этом в журнале по форме N 4 (приложение N 10 к Регламенту) напротив записи о регистрации производится запись «Аннулировано «__» ___________ 20__ г.». Максимальное время выполнения действия — 10 минут. (ст. 125 Правил)»

Данный документ служит подтверждением снятия с регистрационного учета и основанием для прописки по новому месту жительства.

✔ Домовая поквартирная книга жилого помещения.

Данный документ требуется при аннулировании прописки в том случае, если владелец жилплощади не заключил соглашение с управляющей компании на ведение регистрационного учета. В случае наличия подобного соглашения, документ не требуется, так как все необходимые сведения указаны в регистрационных и поквартирных карточках.

✔ Листок статистического учета выбытия.

Данный документ требуется, если новое место регистрации находится за пределами страны.

  • «При снятии в установленном Регламентом порядке с регистрационного учета по месту жительства граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на них заполняются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (приложение N 12 к Регламенту)(ст.131 Правил)».

✔ Письменное согласие органа опеки и попечительства на изменение места жительства ребёнка.

Данный документ необходимо получить в соответствующем органе при переезде ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей.

○ Срок снятия с учета и стоимость.

Срок завершения процедуры аннулирования прописки – 3 дня.

  • «Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства оформляется в течение 3 дней путем проставления штампов о снятии с регистрационного учета в карточках регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Максимальное время выполнения действия — 3 минуты.
  • При этом адресные листки убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту) в течение 3 дней направляются в подразделение адресно-справочной работы соответствующего территориального органа, уведомления о снятии с регистрационного учета по форме N 14 (приложение N 16 к Регламенту) — в орган регистрационного учета по новому месту жительства граждан, а листки статистического учета выбытия ежемесячно в территориальный орган Росстата (ст.133 Правил)»

Таким образом, если заявление о снятии не подается в отделение ФМС, время подготовки документов увеличивается еще на три дня и составляет 6 дней.

Процедура снятия с учета бесплатная, госпошлина в данном случае не оплачивается.

○ Снятие с учета несовершеннолетних.

Если меняется место постоянного жительства несовершеннолетнего ребенка, порядок процедуры зависит от способа снятия с учета.

Если речь идет о добровольном аннулировании прописки, процедура имеет стандартную схему. При этом ребенок старше 14 лет пишет заявление самостоятельно, за ребенка младше данного возраста это делает родитель (законный представитель). Особенностью процедуры является необходимость письменного согласия на снятие с учета от второго родителя.

Несовершеннолетний может быть снят с учета в судебном порядке. В этом случае подается исковое заявление с указанием оснований и приложением необходимых документов (указанием причин подобных действий). При положительном решении суда процедура аннулирования прописки проходит по стандартной схеме.

○ Снятие с учета без участия гражданина.

Гражданин может быть снят с регистрационного учета без своего участия, если:

  1. Отсутствует без вести более полугода.
  2. Умирает либо признается умершим судом (в случае отсутствия без вести).
  3. Выселяется из жилплощади по основанию признания незаконным его использование.
  4. Представленные в регистрационный учет сведения не соответствуют действительности.
  5. Соответствующее заявление поступает от гражданина, проживающего за пределами страны, при условии, что документ заверен в посольстве страны.
  6. Выявлен факт фиктивной регистрации.

В каждом из этих случаев требуется решение суда для начала процедуры снятия с учета. Заявление о снятии с учета заполняется гражданином, подавшим соответствующий иск.

○ Выписка по определению суда.

При соответствующем судебном решении возможно снятие с регистрационного учета в принудительном порядке. Судебное производство по данному вопросу имеет право начинать только собственник жилплощади. При получении положительного решения именно он заполняет ходатайство об аннулировании прописки и предоставляет в регистрирующий орган пакет документов (в том числе судебное решение).

Таким образом, процедура снятия с регистрационного учета имеет множество особенностей, которые следует учитывать для того, чтобы вопрос был решен достаточно быстро.

○ Советы юриста:

✔ Как сняться с учета если не известен новый адрес.

Требовать представить новый адрес сотрудники регистрирующего органа не имеют права. Но если вы не хотите спорить и стремитесь быстрее решить вопрос, можно в конце своего заявления написать фразу «Адрес нового места жительства мне неизвестен».

✔ Утерян листок убытия.

Этот документ не входит в список обязательных для представления при регистрации. Поэтому отказ в прописке по причине его отсутствия является неправомерным.

Как выписать (снять с регистрационного учета) из муниципальной квартиры. На вопросы отвечает Адвокат Минаков А.Ю.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Порядок снятия с регистрации по месту жительства

Специалисты с жилищного права Адвокатского объединения «Право и справедливость» акцентируют внимание на том, что в соответствии со ст. 3 Семейного кодекса Украины, семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности.

Стоит отметить, что суд может принять решение о том что лицо утратило право пользования квартирой если Вы докажете что не связана с этим человеком общим бытом и взаимными правами, не проживаем с ним совместно.

При этом, недвижимость в момент обращения Вами в суд должна быть в вашей собственности.

Согласно ч. 1 ст. 316 Гражданского кодекса Украины, право собственности — это право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.

Согласно ч. 1 в. 317 Гражданского кодекса Украины, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 319 Гражданского кодекса Украины, собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению.

Кроме этого, согласно ч. 1 ст. 321 Гражданского кодекса Украины, право собственности является нерушимым. Никто не может быть противоправно лишен этого права или ограничен в его осуществлении.

В ст. 391 Гражданского кодекса Украины определено, что собственник имеет право требовать устранения препятствий в осуществлении им права пользования и распоряжения своим имуществом.

По смыслу ч. 1 ст. 16 Гражданского кодекса Украины, каждый человек имеет право обратиться в суд за защитой своего личного неимущественного или имущественного права и интереса.

В соответствии со ст. 7 Закона Украины от 11.12.2003 «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине», снятия с регистрации места проживания осуществляется в течение семи дней на основании заявления лица, запроса органа регистрации по новому месту жительства, окончательного решения суда (о лишении права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, признании лица безвестно отсутствующим или умершим), свидетельства о смерти.

Таким образом, как следует из указанной нормы, снятие с регистрации места проживания может быть осуществлено на основании решения суда исключительно о: 1) лишение права собственности на жилое помещение; 2) лишение права пользования жилым помещением; 3) признание лица безвестно отсутствующим; 4) объявления физического лица умершим.

Исходя из того, что Закон Украины от 11.12.2003 «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» является специальным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения, связанные со снятием с регистрации места проживания, следует, что положения ст. 7 этого Закона подлежат применению ко всем правоотношениям, возникновение, изменение или прекращение которых связаны с юридическим фактом снятия с регистрации места жительства.

Таким образом, специалисты Law association «Law and justice» утверждают что в случае каких-либо ограничений в осуществлении права пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе требовать устранения соответствующих препятствий, в частности, путем снятия лица с регистрации места проживания, предъявив вместе с тем одну из следующих условий: 1) о лишении права собственности на жилое помещение; 2) о лишении права пользования жилым помещением; 3) о признании лица безвестно отсутствующим; 4) об объявлении физического лица умершим.

Решение вопроса о снятии лица с регистрационного учета зависит, в частности, от решения вопроса о лишении собственника права собственности на жилое помещение или права пользования такого лица жилым помещением.

Часть 2 ст. 405 Гражданского кодекса Украины указывает о том, что член семьи собственника жилья теряет право на пользование этим жильем в случае отсутствия члена семьи без уважительных причин более одного года, если иное не установлено договоренностью между ним и собственником жилья или законом.

Анализ приведенных выше норм гражданского законодательства Украины дает основания для вывода о том, что в случае каких-либо ограничений в осуществлении права пользования и распоряжения своим имуществом собственник вправе требовать устранения соответствующих препятствий, в том числе путем обращения в суд за защитой своего имущественного права, в частности, с иском об устранении препятствий в пользовании собственностью.

Принимая во внимание вышеизложенное Вы имеете право обратится в суд с иском о лишении лица которое не является членом Вашей семьи и которое не проживает в вышеуказанной квартире уже более года, что помимо прочего является правовым основанием для признания такого лица утратившим право пользования жилым помещением в соответствии с ч. 2 ст. 405 Гражданского кодекса Украины.

Новые правила «прописки»: ответы на главные вопросы

В Украине хотят кардинально реформировать регистрацию места жительства

В Украине хотят упростить правила регистрации места жительства. Офис реформ админуслуг подготовил законопроект, который должна принять Рада. Государство будет верить гражданам, но увеличит штрафы за неправдивую информацию о прописке.

Как хотят поменять правила регистрации места жительства сайту «Сегодня» рассказала руководительница сектора политики и реинжиниринга Офиса реформ админуслуг Людмила Рабчинская.

Людмила Рабчинская

Основным позитивным изменением является то, что наше государство получает условия для эффективного выполнения своих основных функций. Таким образом, для достижения этого позитивного изменения мы предполагаем:

Во-первых, значительно упростить жизнь украинцам путем экономии их времени и средств, необходимых на регистрации – они будут подавать одно заявление, которое носит декларативный характер. Не нужны никакие согласования и документы. При этом заявление можно будет подать, посетив любой орган регистрации или центр предоставления административных услуг (не только по месту жительства как сейчас), а также через Интернет или почту.

Во-вторых, создание единой информационной системы позволит отменить справки о месте жительства, штампы в паспорта, перевести предоставления услуг в сфере регистрации места жительства полностью в электронный вид, сделает невозможным дублирование регистрации в нескольких реестрах территориальных общин и тому подобное.

В-третьих, создается внесудебный механизм разрешения споров в сфере регистрации места жительства. А это опять экономия времени и средств для граждан.

В-четвертых, информация о месте проживания граждан станет полной и правдивой, поскольку в настоящее время через различные проблемы с регистрацией до 30 процентов граждан проживают без регистрации или зарегистрированы не по месту жительства.

  • Как владельца жильябудут предупреждать, что в квартире или доме прописался арендатор или другой человек?

Отправка органом регистрации сообщений через электронные средства телекоммуникации при наличии контактных данных (телефон, электронная почта) владельца в реестре территориальной общины. Если данных нет, тосообщения передаются в почтовых отправлениях (заказным письмом с уведомлением о вручении) в адрес местонахождения, местожительства или пребывания владельца. Средства телекоммуникации (смс-сообщения, электронная почта, другие средства связи), с помощью которых орган регистрации осуществляет сообщения должны обеспечивать фиксацию факта сообщения и предоставлять владельцу возможность немедленной обратной связи с органом регистрации. Сообщение владельцев (совладельцев) жилья, которые не зарегистрированы по адресу этого жилья, осуществляется также на основании сопоставления данных Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество, а в случае, когда собственником является не физическое лицо, также и данных Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. (Статьи 14 и 29 законопроекта).

  • Как будет происходить отмена регистрации места жительства? Может ли собственник жилья снять с регистрации другого человека?

«Аннулирование регистрационных действий производится в случаях, если в декларации о регистрации места проживания приведены недостоверные сведения. Если человек на момент подачи декларации проживал в жилье, но затем выбыл из него, не снявшись с регистрации, орган регистрации не аннулирует регистрацию, а только самостоятельно снимает с регистрации. При этом никаких санкций к человеку не применяется (статьи 22 и 30 законопроекта).

Владелец жилья не может снять с регистрации другого человека но имеет право обратиться в орган регистрации с ходатайством о ее снятия. На основании обращения орган регистрации обращается к человеку с просьбой подтвердить факт его проживания. Процедура подтверждения факта своего проживания подробно регламентирована в законопроекте с целью недопущения злоупотреблений со стороны органа регистрации и человека, которой будет подтверждать факт проживания. Если человек не подтвердит факт проживания, орган регистрации снимет ее с регистрации самостоятельно. (Статьи 25-27 законопроекта).

  • Какие могут возникнуть махинации и как они будут пресекаться?

Возможные схемы анализировались очень тщательно. Сегодня основанием для регистрации места проживания является право проживания в жилье. Существование такой связи между регистрацией в жилье и правом проживания в нем созммедает условия для мошенничества с имущественными и жилыми правами на жилье. Существующим законодательством предусмотрено, что срок хранения заявлений и документов о регистрации места проживания составляет три года. То есть через три года кроме штампа в паспорте нет никаких документов, подтверждающих согласие собственника на жительство человека в жилье. А кто знает давал владелец такое согласие или нет три года назад? Отсюда различные махинации. Законопроект отменяет эту опасную связь, а, следовательно, мошенники уже не смогут воспользоваться фактом регистрации в качестве доказательства того, что лицо имеет право проживать в жилье. Более того, законопроект четко определяет в каких случаях факт регистрации или снятия с регистрации не может использоваться. При этом проанализированы возможные ситуации, если бы незаконная регистрация могла негативно повлиять на собственника жилья. Предусмотренные законом механизмы защищают собственника жилья всегда. Даже в тому случае, когда без его согласия или ведома в жилье зарегистрировался другой человек. Потому что регистрация места проживания не создает никаких имущественных прав на это жилье и не приведет к увеличению оплаты за коммунальные услуги. При этом человек, который регистрируется неправомерно, не будет фантомом. Ведь его личность будет подтверждена должностным лицом, которое принимает заявление, либо в случае подачи декларации в электронном виде – его электронный цифровой подписью, для получения который личность человека удостоверяется. Это конкретный человек, который идентифицирован и который знает, что его фиктивную регистрацию легко разоблачат, а за свой проступок он будет нести ответственность. (Статьи 1 и 9 законопроекта).

«Сегодня» писал, как попасть врачу – без «прописки» в Киеве. На первый взгляд, записаться на прием к доктору, даже если место регистрации не совпадает с местом проживания, несложно. В некоторых столичных поликлиниках процедура оформления не занимает много времени – нужно лишь заполнить заявление на имя главврача и указать доктора, у которого хотите обслуживаться.