Система права 10 класс конспект урока

Рубрики Вопрос юристу

Тема урока : Система права. 10 класс. Право. 07.08.2012. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемinnvik.ucoz.com

Презентация представляет собой разработку урока в 10 классе по теме «Система права».

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Право» на тему: «Тема урока : Система права. 10 класс. Право. 07.08.2012.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Тема урока : Система права. 10 класс. Право

2 Учебные задачи : Сформулировать определение понятия « система права »; Изучить структуру правовой системы, ее элементы, их взаимосвязь.

3 Попробуйте составить определение понятия « система права », используя данные слова ( можно добавлять и другие слова ) Представляет, структура, отраслей, внутренняя, норм, совокупность, институтов, которая, права, собой. Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность отраслей, институтов, норм.

4 Публичное право Система права Частное право Отрасль права Норма права Институт права (+ субинституты ) Подотрасль права Составьте 3 предложения, комментирующих схему:

5 Что означает выражение : Правовая норма — « молекула права » или « кирпичик права »? Что означает понятие норма в переводе с латинского на русский язык ?

6 Достаточно ли дать такое определение норме права : Нормы права – правила, из которых состоит право. Какими обязательными характеристиками, признаками надо дополнить данное определение ?

7 Понятие нормы права Норма права (правовая норма) — установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого предусмотрена юридическая ответственность.

8 Является ли нижеприведенное положение нормой права? Почему? «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31 Конституции РФ). Кому адресована данная норма? Что она дозволяет? Как вы думаете, предусмотрена ли за ее несоблюдение юридическая ответственность?

9 Структура правовой нормы « Если …, то …, иначе …». Элементы нормы права ГипотезаДиспозицияСанкция Указание на обстоятельства, при которых действует данная норма Указание на обстоятельства, при которых действует данная норма Собственно правило поведения Собственно правило поведения Последствия для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего данную норму. Последствия для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего данную норму.

10 Какие элементы содержит данная норма права ? « Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование » ( ст. 31 Конституции РФ ). Определите, является ли гипотеза данной нормы простой или сложной ? Является ли диспозиция прямой или альтернативной ?

11 Классификации норм права : 1. ( по методу правового регулирования ) Императивные нормы ( содержат безальтернативные варианты поведения ); Диспозитивные нормы ( содержат варианты дозволенного поведения ); Поощрительные нормы ; Наказательные нормы.

12 2. ( по характеру содержащихся правил ) Управомочивающие нормы ; Обязывающие нормы ; Запрещающие нормы.

13 Вставьте пропущенное слово Отрасли права Публичное ?

14 Верны ли суждения : А. Система права – это совокупность правовых норм, упорядоченных по отраслям и институтам права. Б. Система права – это внутреннее строение права. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

15 Правовая норма « Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы » относится к : 1. Семейному праву. 2. Уголовному праву. 3. Конституционному праву. 4. Трудовому праву.

16 Верны ли суждения : А. Публичное право представляет собой совокупность отраслей права, нормы которых охватывают общественно значимые интересы и отношения. Б. К публичному праву относят гражданское, трудовое и семейное право. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

17 Верны ли суждения : А. Институт права включает в себя правовые нормы, регулирующие более однородные общественные отношения внутри отрасли права. Б. Отрасль права объединяет правовые нормы, регулирующие более однородные общественные отношения внутри института права. 1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верны оба суждения. 4. Оба суждения неверны.

18 Установите соответствие : А. Отрасль права. Б. Институт права. В. Субинститут права. 1. Преступления против жизни. 2. Уголовное право. 3. Преступления против жизни и здоровья личности. 4. Преступления против здоровья личности. 5. Наследование по завещанию. 6. Наследование. 7. Гражданское право. 8. Наследование по закону.

19 Назовите лишнее понятие в логическом ряду : норма права; институт права; отрасль права; источник права; подотрасль права субинститут права (часть института).

20 Д/з:Д/з: Подготовиться к практикуму « Характеристика правовой нормы » ( конспект, §5).

21 Решены ли учебные задачи : Сформулировать определение понятия « система права »; Изучить структуру правовой системы, ее элементы, их взаимосвязь.

Конспект урока по обществознанию «Система права»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

(Понятие права, правовая норма, источники права)

Знать – понятие права, представление о праве, его признаки и функции, структуру правовой нормы, строение системы права, источники права.

Уметь — выделять блоки прочного усвоения, отбирать систематизировать материал, выделять главное. По ходу урока решать познавательные и проблемные задания, расширять юридический словарный запас, делать оценочные суждения, аргументировать, делать выводы.

Воспитательные задачи – привитие правовой культуры.

Методы усвоения нового материала:

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: Учебник — А.Ф. Никитин. Основы государства и права.-М.:Дрофа.,2012., рабочая тетрадь к учебнику, информационная карта, проектор и презентация к уроку.

Введение в тему. Учитель: Система права – это строение права. Система – это целое состоящее из элементов. Если, например, рассмотреть велосипед как систему то его элементами будут руль, педали, колеса и т.д. Так и система права имеет свои элементы и наша главная задача на уроке их определить и рассмотреть.

Проблемное задание: Определить взаимосвязь государства, права, общества.

Работа по теме урока.

— Современный человек не может представить жизнь без права. Если отменить законы, то каждый будет действовать, как ему вздумается. Право существовало не всегда. В первобытном обществе жизнь регулировалась в основном с помощью обычаев. По мере расслоения общества и возникновения государства обычаи перестали отвечать потребностям жизни. Конечно, право появилось не в один день, а постепенно. Оно неразрывно связано с государством. Понятие права принадлежит к классу наиболее сложных и неоднозначных понятий.

— Представления о праве, подобно представлениям о государстве зависят от научных и идеологических позиций исследователей.

Представления о праве.

марксисты верующие рационалисты

Учебник – А.Ф. Никитин. Основы государства и права.-М.:Дрофа.,2012.,стр. 76.(выписать)

Сегодня понятие «право» употребляется в трех значениях.

Право – универсальный регулятор общественных отношений.

Право – обеспеченная законом возможность что-либо делать, иметь (право на собственность, на образование…)

Право – слово право часто используется в обыденном, не юридическом смысле: говорят о праве на уважение, о праве на внимание.

Согласно понятию « права» мы определим его признаки и функции.

Признаки Функции

Приметы направления деятельности

На доске записаны или наклеены признаки и функции права в беспорядке, один учащийся у доски помогает учителю, а все остальные учащиеся разбирают где что.

Список на доске:

Является регулятором общественных отношений.

Воздействует на общество и государство.

Закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения. И т.д.

— Как вы думаете право и закон тождественны или нет?

( слайд на экране с вопросом)

После обсуждения высказанных мнений.

Нет

право = закон

в основе права закон может быть

лежит справедли и не справедливым.

(слайд на экране)

«Клеткой» права, его «кирпичиком» является норма права.

Норма права – обязательное правило поведения, охраняемое государством (образец, правило поведения).(информационная карта)+слайд на экране.

Структура нормы права.

Гипотеза диспозиция санкция

Кому адресована, само правило меры государственного

или обстоятельства. поведения. принуждения.

Закон о выборах.

Гражданин Р.Ф. имеет право ?

достигший 18 лет избираться и

Не все нормы права имеют полную структуру.

Рабочая тетрадь к учебнику стр.30 №26.+задание из информационной карты.

Нормы составляющие право тесно взаимосвязаны и образуют единую систему.(слайд на экране)+информационная карта.

Право отрасли подотрасли институты субинституты

Рабочая тетрадь к учебнику стр.31 №27+ задание из информационной карты.

Логический вопрос: какие из источников прав в Р.Ф. наиболее распространены?

Источники права это то из чего мы черпаем знания о праве, к ним относятся:

нормативные акты (схема в учебнике)

юридический прецедент (представление учащимся презентации о юридическом прецеденте)

Обсуждение проблемного задания.(слайд на экране)

Выполнение заданий из рабочей тетради.

Игра чистая доска.( на закрепление новых понятий)

Урок конспект «Система права»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Цель: сформировать представление у учащихся о том, что право выше власти.

Задачи: способствовать развитию представления о правовом государстве и его основных признаках; способствовать развитию умения анализировать взаимоотношения государства и общества; развивать правовую культуру учащихся, способствовать формированию гражданской позиции

Учащиеся должны знать:

государство осуществляет власть в стране;

для управления страной государственная власть принимает решения, обязательные для всех граждан;

сила государства и справедливости права соединились в правовом государстве.

Учащиеся должны понимать, что такое:

признаки правового государства;

принципы правового государства.

Система права –совокупность правовых норм, внутреннее строение права, выражающее согласованность и единство всех норм права.

Отрасль права-совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих единую сферу общественных отношений.

Административное- КоАП кодекс об административных правонарушениях.

Уголовное, Семейное ,Трудовое .

Система законодательства — нормативные правовые акты фиксирующие данные нормы.

Формы(источники) права –установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права ,придания им общественного значения.

Правотворчество –деятельность по разработке и изданию ,изменению или отмене правового акта.

Процессуальное право –порядок производства по гражданским и уголовным делам. н-р : порядок судебного разбирательсва, обжалования. Уг.- дознание и т.д.

Непосредственное правотворчество народа(референдум). Правотворчество государственных органов и государственных лиц.

Нормативный правовой акт – акт принятый компетентным государственным органом или путём референдума, содержащий в себе нормы права и юридические рамки их действия во времени, пространстве , по кругу субъектов.

Нормативно правовые акты.

Подзаконные акты принятые нижестоящими органами должны соответствовать законам и подзаконным актам принятым вышестоящими органами государства.

Указы главы государства

Приказы ,инструкции распоряжения и др.акты министерств и ведомств.

Нормативные решения и распоряжения м.орг.власти и м.сам.

Действие нормативного правового акта ,вступившего в силу распространяется только на те общ. Отношения ,которые возникли после начала его действия.

Закон обратной силы не имеет.

(может иметь обратную силу если это прописано в акте).

Пределы действий нормативных актов.

Во времени: С момента установленного в самом нормативном акте или спец. акте о введении его в действие. С момента принятия, с момента подписания, с момента официального опубликования, с момента регистрации, по истечению определённого времени.

В пространстве- Территории на которые распространяется их действие.

По кругу субъектов: Распространяется на всех, кто находиться на территории действия.

На конкретные группы, на всех субъектов за исключением отдельных групп иностранных граждан.

  • Кривоухова Юлия Алексеевна
  • 691
  • 30.01.2017

Номер материала: ДБ-148224

  • 30.01.2017
  • 1592
  • 30.01.2017
  • 742
  • 30.01.2017
  • 291
  • 30.01.2017
  • 2010
  • 30.01.2017
  • 603
  • 30.01.2017
  • 1090
  • 30.01.2017
  • 337

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация к уроку по праву (10, 11 класс) на тему:
Презентация » Система права»

Данная презентация поможет в проведении урока по обществознанию » Система права».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Система права (внутренняя структура права) Норма права Институты права Подотрасли права Отрасли права Совокупность правовых норм, регулирующих конкретный вид однородных отношений Совокупность родственных институтов какой-либо отрасли Совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений

Система права Гражданское право (отрасль права) Обязательственное право (подотрасль) Институт поставки Институт мены Институт подряда

Отрасли права Конституционное Административное Гражданское Семейное Трудовое Уголовное Финансовое Уголовно-процессуальное Гражданско-процессуальное

Отношения, регулируемые отраслями права закрепляет форму правления, форму национально-государственного устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам Конституционное Административное Гражданское Уголовное Уголовно- процессуальное

Отрасли права регулирует брачно-семейные отношения регулирует трудовые отношения регулирует отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т.е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам Семейное Финансовое Трудовое Гражданско- процессуальное

Классификация отраслей права Публичное Частное Это нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления Это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц

Публичное и частное право Линии сравнения Публичное право Частное право Интересы Личные Предмет правового регулирования Неимущественные отношения Состав участников Общественные, государственные Имущественные и неимущественные отношения Государственные органы между собой; государство и частные лица Частные лица

Публичное и частное право Административное Конституционное Гражданское Уголовное Семейное Трудовое Уголовно-процессуальное Финансовое Частное право Публичное право

Классификация отраслей права Отрасли Отрасли материального права Отрасли процессуального права Устанавливают права и обязанности субъекта Устанавливают порядок осуществления и защиты прав и обязанностей субъекта

Правовые семьи Правовые семьи Романо-германская Англо-саксонская Религиозно- традиционная Объединения национальных систем, обладающих общими признаками .

Романо-германская семья Правовые нормы – общие правила поведения; Господствующая роль отводится закону; Строгая иерархия источников права; Наличие кодексов по разным отраслям

Англо-саксонская семья Особая роль в создании правовых норм; Право прецедента; Иерархия прецедентов Решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права

Виды источников права Виды источников права Правовой обычай Судебный прецедент Нормативно-правовой акт Нормативный договор

Использованная литература: Обществознание. Учебник для 10 кл. Под ред. Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень. Просвещение. 2008 П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. АСТ. Астрель. Москва.2010 Обществознание для абитуриентов. Серия «Домашний репетитор». Айрис ПРЕСС. 2007 А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. Обществознание. ЕГЭ. Тематическая тетрадь. Издательство «Экзамен». 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка «Имею право на права».

тестовые задания к учебнику Певцовой Е.А. Право:Основы правовой культуры.10 класс.

Цель данного урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о правилах постановки знаков препинания в простых и сложн.

урок построин по методикой системе сингапура (презетация)1)Краткое повторение пройденного материала по теме «Роль права в жизни человека и общества» (письменное по тестам )2)Понятие норма права .

Конспект комбинированного урока с технологической картой.

Презентация состоит из 11 слайдов. Она поможет учащимся лучше усвоить такие понятия, как: система права, норма права, отрасли права. Ученики выяснят, что регулируют новые отрасли права, выполнят небол.

Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на .

План урока по праву на тему «Система права»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Предмет: Экономика и право

Учебник: Певцова. Право. Основы правовой культуры. в 2-х книгах, книга 1

Тема урока: Система права

Тип урока: изучение нового материала с практическим применением знаний.

Цель: Сформировать представление о сути, структуре, значении системы права

Рассмотреть институт, нормы, права в системе социальных норм

Развить у учащихся умения отстаивать свою точку зрения

Продолжить формирование у учащихся уверенность в себе при обсуждении заданий

Дидактическая структура урока

Рассадить учащихся по группам, которые сформированы заранее.

Показать слайд с изображением каменного многоэтажного дома. Объяснить, что тема урока равнозначна с этим домом

Рассаживаются по группам. Формулируют в себе способность работать.

Задумываются о сказанном учителем. Проявляют мотивацию к изучению новой темы

Сможет провести сравнительный анализ системы права с простым зданием, развивается навык анализа

Беседа. В итоге сегодняшнего урока должна сформироваться представление о структуре системы права. Для достижения цели какие вопросы нужно рассматривать?

Вместе с учителем формулируют план сегодняшнего занятия

Смогут планировать свои действия начиная со школьного занятия

Изучение нового материала

Изложение материала учителем

Показать примеры выделения структурных элементов норм права

Слушают, в определенных местах отвечают на вопросы.

Выявляют гипотезу, диспозицию, санкцию. Обсуждают в группе защищают свою точку зрения.

Дополняют незаполненную таблицу

Осознают важность правовых норм в системе регулирования общественных отношений

Научиться извлекать главное из текста, что способствует навыку концентрацию

Этап проверки знаний

Дать задания группам (с 57-58) на определение структурной части нормы права и способа изложения нормы права

Формулируют уважение к мнению других, умение общаться и обсуждать

Подведение итогов. Рефлексия

Почему тема урока была сравнена с домом.

Анализ деятельности учащихся в ходе урока, выяснять что вызвало затруднений

Выдвигают свои предположения

Смогут оценивать результаты своей деятельности на

Запись в дневники

  • Кузьмина Мария Алексеевна
  • 1397
  • 09.01.2016

Номер материала: ДВ-318564

  • 09.01.2016
  • 551
  • 09.01.2016
  • 796
  • 09.01.2016
  • 1947
  • 09.01.2016
  • 284
  • 09.01.2016
  • 624
  • 09.01.2016
  • 2804
  • 09.01.2016
  • 5210

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.