Росгидромет контроль и надзор

Рубрики Вопрос юристу

Департамент по Северо-Западному федеральному округу

Контактная информация

Цели и задачи

Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу осуществляет следующие основные полномочия в установленной сфере деятельности на территории Северо-Западного федерального округа:

  • государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации; участие в проверке соответствия соискателя лицензии Росгидромета лицензионным условиям и требованиям, с заключением о возможности выдачи (отказе в выдаче) лицензии по решению Росгидромета; контроль за соблюдением лицензиатами Росгидромета лицензионных условий и требований, правил и норм выполнения работ; выявление физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без лицензии и принятие мер по недопущению и (или) пресечению их незаконной деятельности;
  • ведомственный контроль за деятельностью учреждений, подведомственных Росгидромету; контроль за соблюдением установленных ограничений хозяйственной деятельности в пределах охранных зонах стационарных пунктов наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть; согласование проектов нормативов допустимого сброса веществ в водные объекты;
  • оперативное руководство и координация деятельности подведомственных учреждений Росгидромета по обеспечению гидрометеорологической информацией и данными о состоянии окружающей среды, ее загрязнения, в том числе экстренной информацией, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, командующим войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеральных округах;
  • прием граждан, своевременное и в полном объеме рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Публичные контроль и надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Предназначение государственного контроля в сферах природопользования и его виды

Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют экологический контроль, предназначением которого является наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение экологического контроля отнесено к ведению главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и подчиненных ему государственных инспекторов. Руководитель Росприроднадзора – главный государственный инспектор Российской Федерации по охране природы – определяет права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экологический контроль. Государственные инспекторы по охране природы рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют государственные инспекторы по охране природы. К их ведению отнесены обеспечение контроля за соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, установление нормативов выбросов загрязняющих веществ и других условий, определенных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При осуществлении контрольных функций государственные инспекторы по охране природы наделены властными полномочиями, в том числе полномочиями административного принуждения. Они вправе непосредственно применять меры административного принуждения: аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или приостанавливать их действие, а также рассматривать дела об административных правонарушениях юридических и физических лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Государственный мониторинг состояния недр (ГМСН) осуществляет Росгидромет. ГМСН представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменения под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. Таким образом, предназначение ГМСН во многом тождественно целям экологического контроля. Организацию работ в указанной сфере Минприроды осуществляет во взаимодействии с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Минприроды, Росгидромет, другие федеральные министерства, ведомства, органы исполнительной власти субъектов РФ входят в состав государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, к ведению которой отнесены сбор, аналитическая обработка и распространение экологической информации, разработка прогнозов природных стихийных бедствий И др.

Публичный надзор

Росгидромет осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Заместитель руководителя Росгидромета – главный государственный инспектор по надзору за проведением указанных работ и подчиненные ему инспекторы в процессе надзора проверяют соблюдение лицензиатами требований и условий лицензирования [1] . Государственный надзор осуществляется в виде проверок, экспертиз, инспекций и в других организационно-правовых формах. Государственные инспекторы Росгидромета рассматривают дела о нарушении лицензионных требований и условий, вносят представления о приостановлении действия лицензий либо инициируют судебную процедуру аннулирования лицензий [2] .

  • [1] См. п. 5 Положения о государствен ном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 августа 1999 г. № 946.
  • [2] О видах деятельности, лицензирование по которым отнесено к ведению Росгидромета, см. в подпараграфе 29.1.1.

Проблемы реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе

Секция: Политология

XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Проблемы реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе

Статья посвящена проблемам реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе. В данной статье рассмотрены проблемы государственного контроля, надзора и мониторинга окружающей среды на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу, и предложены пути решения проблем.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды являются печальной реальностью. Ухудшение состояния окружающей среды, связано с нерациональным использованием природных ресурсов, ошибками в технической, и трудностями в экологической политике государства, в низком уровне разработки и внедрения безотходных технологий, в недостаточной изученности последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. Актуальность данной темы, безусловно не вызывает сомнения, поскольку проблема экологической обстановки в нашей стране, в частности в Уральском федеральном округе (далее – УрФО) затрагивает каждого человека. Контроль, надзор и мониторинг окружающей среды является чрезвычайно важным стратегическим действием в сложившейся ситуации.

Непосредственно, реализация контроля, надзора и мониторинга окружающей среды в компетенции Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент Росгидромета по УрФО). Главная цель деятельности Департамента Росгидромета по УрФО: снижение угрозы жизни населения и ущерба экономике от климатических явлений, обеспечения должного уровня гидрометеорологической безопасности Уральского региона [1].

Департамент Росгидромета по УрФО осуществляет свою деятельность на территории Уральского федерального округа, в который входят 6 субъектов Российской Федерации: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области. Территория Уральского федерального округа составляет 1818 тыс. кв. километров, или 10,6% территории РФ. Административный центр – город Екатеринбург [1].

УрФО является одним из высоко развитых промышленных регионов Российской Федерации, в связи с этим испытывает колоссальные антропогенные нагрузки на окружающую среду.

Далее рассмотрим подробно экологическую обстановку в Уральском федеральном округе.

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) среди федеральных округов РФ самое неблагоприятное экологическое состояние природной среды в целом наблюдается в Уральском федеральном округе [3]. Динамика экологических процессов остается преимущественно негативной. Тяжелая экологическая обстановка в УрФО обусловлена нарушением законодательства РФ в вопросах экологии, спецификой развития промышленного комплекса Урала, которые приводят к снижению экологического уровня.

По данным исследования Росгидромета, в УрФО отсутствует положительная динамика по объектам наблюдения эко-рейтинга: состоянию воздуха, воды, утилизации бытовых отходов, ликвидации стационарных источников загрязнения [1].

В Свердловской и Курганской областях в большей степени загрязненены водные объекты, именно сбросами неочищенных сточных вод. Немаловажной проблемой для Курганской, Тюменской областей и Ямало-ненецкого АО является использование территорий для размещения производственных отходов на землях, которые не предназначены для этих целей. Наиболее эффективным методом борьбы с нарушением загрязнения водных объектов могло бы стать налоговое стимулирование предприятий, которые занимаются переработкой и утилизацией отходов. Во многих областях, таких как Челябинская, Тюменская, Свердловская, осуществляется строительство крупных промышленных предприятий металлургического и химического назначений, с нарушениями законодательства. В связи с разливами нефти и нефтепродуктов Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа находятся на грани экологической катастрофы, но при этом продолжается выдача разрешений Департаментом Росгидромета по УрФО на ведение деятельности, представляющей экологическую опасность для окружающей среды.

Работа по оздоровлению экологической обстановки в Уральском федеральном округе ведется на протяжении многих лет. Разрабатываются контрольно-надзорные программы, проектируются новые технологии, но тормозом в реализации программ, является их финансовая сторона. Внедрение новых технологий в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды требует финансовых вложений, которых явно недостаточно в период экономического кризиса в стране. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, вряд ли целесообразно планировать масштабные мероприятия контроля и надзора в сфере гидрометеорологической безопасности окружающей среды.

По мнению, ряда аналитиков, основные проблемы государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды связаны непосредственно с финансовыми трудностями [2]. Государственный контроль и надзор в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды как функция управления является одним из важных институтов повышения эффективности экологической обстановки окружающей среды.

Главной миссией Департамента Росгидромета по УрФО является предоставление государственных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, и обеспечение гидрометеорологической безопасности.

С каждым годом интенсивность опасных гидрометеорологических явлений возрастает. Наводнения, сильные ветра, ураганы, ливни, град, влечет за собой рост материальных ущербов.

Развитие и рост экономики в последние годы характеризуется увеличением населения и объектов инфраструктуры, в том числе на территории УрФО, подверженных воздействию опасных гидрометеорологических явлений. Одновременно с ростом экономики увеличивается риск загрязнения окружающей среды, что негативно воздействует на здоровье населения.

Далее рассмотрим проблемы реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе и предложим пути решения проблем.

Обеспечение оперативного предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей природной среды является стратегической целью Росгидромета. Влияние погодно-климатических условий и загрязнение окружающей среды в значительной мере влияют на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики: сельского хозяйства, энергетики, транспорта, строительства и др.

Следующая стратегическая цель Департамента Росгидромета по УрФО – обеспечение потребностей Российской Федерации, в предоставлении информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды на локальном, и региональном уровне. Вышеизложенные цели достигаются через реализацию федеральных и ведомственных целевых программ.

Положительной стороной реализации программ в комплексе с мерами по повышению гидрометеорологической безопасности на территории УрФО является — своевременное предупреждение об опасных гидрометеорологических явлениях.

Для обеспечения функционирования и развития сети наблюдений (мониторинга) и системы сбора, обработки и распростанения информации за состоянием и загрязнением окружающей среды необходимо минимальное обеспечение состава государственной сети наблюдений. Важное внимание должно уделяется технической модернизации наблюдательной сети.

В области мониторинга загрязнения окружающей среды необходим постепенный переход от устаревших на инновационные программы наблюдений в соответствии с действующими нормативными документами. В области обеспечения государственного контроля, надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и геофизические процессы в УрФО является: деятельность по предотвращению вреда населению и экономике от несоблюдения правил и норм в сфере экологии. Факторы, препятствующие решению этих проблем: погодные условия и техногенные аварии с загрязнением окружающей среды, которые могут привести к масштабным стихийным бедствиям. В этих условиях Росгидромету потребуется проведение дополнительных работ, которые в настоящее время не предусмотрены средствами текущего бюджета Департамента Росгидромета по УрФО. Немаловажный фактор, на наш взгляд, устаревание приборов и оборудования, зданий и сооружений, требующих коренной модернизации инфраструктуры службы и привлечения инвестиционных средств. Обеспечение потребностей в информации о состоянии окружающей среды органов государственной власти, населения и экономики, означает повышение заблаговременности и достоверности прогнозов погоды. Реализация данной цели может осуществляется за счет повышения экономической эффективности использования гидрометеорологической информации, а значит, необходимо увеличить количество договоров Росгидромета с потребителями. В области обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации по информационному обмену в области гидрометеорологии, реализуемое Росгидрометом международное сотрудничество, обуславливается содержанием мероприятий, которые проводятся на недостаточном уровне. Во исполнение обязательств Российской Федерации по Конвенции Всемирной метеорологической организации необходимо запланировать и реализовать программу мероприятий по информационному обмену с целью удовлетворения государственных нужд в научно-технической области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды. Информационный обмен новыми знаниями о процессах в атмосфере, на поверхности суши, в водных ресурсах, позволит реализовать новые методы, модели и технологии оценки состояния окружающей среды в УрФО. К факторам, препятствующим решению данных вышеизложенных проблем относятся: изменения внешнеполитических условий, направленных на ограничение предоставления России глобальной гидрометеорологической информации.

В качестве путей решения вышеизложенных проблем можно предложить следующее: в целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Уральском федеральном округе, а особенно, таких погодозависимых отраслей, как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство и сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие мониторинга состояния окружающей среды и ее загрязнения.

В настоящее время обеспеченность оборудованием для наблюдений за состоянием окружающей среды по данным Департамента Росгидромета по УрФО составляет: гидрологическим оборудованием – 72%; метеорологическим оборудованием – 76%; аэрологическим оборудованием – 100%; оборудованием по оценке загрязнения атмосферного воздуха – 49%; оборудованием по оценке загрязнения поверхностных вод – 85%; оборудованием по оценке радиоактивного загрязнения – 47%.

Дефицит таких пунктов наблюдения, как гидрологические посты, составляет 55 единиц, метеорологических станций – 29 единиц [1].

Таким образом, плотность наблюдательной сети на Урале является недостаточной для изучения регионального климата Уральского федерального округа. В связи с этим возникает необходимость развития наблюдательной сети в части увеличения пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, а также обеспечения необходимым оборудованием, отвечающим современным требованиям. В рамках формирования системы контроля, надзора и мониторинга окружающей среды можно предположить создание в регионах Урала ситуационных центров, обеспечивающих непрерывное поступление необходимой информации для контроля за состоянием природных ресурсов, производственной базой и состоянием окружающей среды.

Эффективность реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу)

Секция: Политология

I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Эффективность реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу)

Интенсивность опасных гидрометеорологических явлений в последние годы значительно увеличилась. Изменение климата ведет к росту неблагоприятных явлений природы. Рост наводнений, сильных ветров, ураганов, ливней, града и других явлений в России влечет за собой увеличение человеческих жертв и материальных ущербов.

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) в 2016 году на территории Российской Федерации было зафиксировано 988 опасных гидрометеорологических явлений, 380 нанесли значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения страны [3].

Актуальность данной темы определяется тем, эффективность государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды является чрезвычайно важным стратегическим действием в сложившейся ситуации.

Непосредственно, государственный контроль, надзор и мониторинг окружающей среды в компетенции Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент Росгидромета по УФО).

Департамент Росгидромета по УФО осуществляет свою деятельность на территории Уральского федерального округа, в который входят 6 субъектов Российской Федерации: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области.

Территория Уральского федерального округа составляет 1818 тыс. кв. километров, или 10,6% территории РФ. Административный центр – город Екатеринбург [1].

Главная цель деятельности Департамента Росгидромета по УФО: снижение угрозы жизни населения и ущерба экономике от климатических явлений, обеспечения должного уровня гидрометеорологической безопасности Уральского региона [1].

Основные задачи Департамента Росгидромета по УФО и подведомственных организаций, которые определены Уставом и Положением:

1. Своевременное и качественное обеспечение потребностей органов

государственной власти, в том числе полномочных представителей Президента РФ в Уральском и Приволжском федеральных округах, штаба и войсковых частей Центрального военного округа, войсковых частей Пограничных войск ФСБ России, органов МЧС России Уральского регионального центра, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, информации о загрязнении окружающей среды, в т.ч. в экстренной информации;

2. Мониторинг состояния окружающей среды, её загрязнения (атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, радиационной обстановки на поверхности Земли, загрязнения окружающей среды, включая радиоактивность);

3. Поддержание в надлежащем состоянии и развитие государственной системы наблюдения, оценки и прогноза состояния и загрязнения окружающей среды;

4. Содействие повышению эффективности хозяйственной деятельности в отраслях экономики (авиации, железнодорожном, речном, дорожном транспорте, ТЭКе, сельском хозяйстве и т.д.) за счет представления обширной гидрометеорологической и климатической информации и специализированного обслуживания;

5. Обеспечение ведения Единого государственного фонда гидрометеорологических и геофизических данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении, а также совершенствование технологии архивации данных;

6. Осуществление контроля над соблюдением требований руководящих документов по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, её загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы;

7. Выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации в области гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга окружающее среды, её загрязнения, состояния верхних слоев атмосферы и её озонового слоя, активного воздействия на гидрометеорологические и другие геофизические процессы [1].

Контрольно-надзорная деятельность Департамент Росгидромета по УФО осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и другими нормативно-правовыми актами.

Департамент Росгидромета по УФО осуществляет контроль над соблюдением требований руководящих документов по всем видам работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, её загрязнения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В целях эффективности государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждена Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Срок реализации — до 2025 года. Адрес сайта приоритетной программы: http://контроль-надзор.рф

Целевые ориентиры приоритетной программы:

1. Снижение уровня количества смертельных случаев, снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных на 15% от уровня 2015 года к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.

2. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года и на 30% к концу 2025 года.

3. Снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и иные виды деятельности не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.

4. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в 2 раза к концу 2025 года [4].

Проанализируем контрольно-надзорную деятельность Департамента Росгидромета по УФО в соответствии с целевыми ориентирами Программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Уровень количества смертельных случаев, снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных на территории УФО по данным Главного управления МЧС России по Свердловской области за 2015-2017 годы представлены в таблице 1:

Таблица 1

Сведения о массовых инфекционных заболеваниях и отравлениях людей на территории Свердловской области в 2015-2017 годах

Инфекционные заболевания

и отравления людей

Количество групповых

заболеваний, ед.

Количество неблагополучных

районов (объектов), ед.

Число потерь населения, чел.

Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за III квартал 2017 года

Утверждаю
Руководитель Росгидромета
М.Е. Яковенко
от 31 октября 2017 г.

I. Общие положения

1.1. Государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы

Росгидромет согласно статье 5 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», пункту 5.3.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, пункту 2 Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 946, пункту 3 Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 181, пункту 1.2 Инструкции о порядке организации и проведения государственного надзора за работами по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, утвержденной приказом Росгидромета от 02.03.2000 N 31, осуществляет государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

В соответствии с пунктом 6 Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 946, предметом проверок является выполнение юридическими лицами правил и норм ведения работ по активному воздействию, соответствие установленным требованиям документации, методов и средств активного воздействия.

Согласно действующему законодательству государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации осуществляется в отношении специализированных организаций активного воздействия и других организаций, независимо от их организационно-правовой формы, проводящих в установленном порядке научно-исследовательские и производственные работы по активному воздействию, то есть юридических лиц.

Государственный надзор направлен на реализацию мер по контролю за соблюдением правил и норм ведения работ по активному воздействию в целях регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике.

1.2. Лицензионный контроль деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления

Росгидромет согласно пунктам 44 и 45 части 1 статьи 12 и статье 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), статьям 5 и 9 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления», Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957, пункту 5.3.2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, приказам Минприроды России от 28.06.2012 N 174 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)» (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2012 N 25629) и от 28.06.2012 N 175 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» (зарегистрирован в Минюсте России 31.07.2012 N 25064) (далее — административные регламенты) осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, в том числе и лицензионный контроль.

В соответствии со статьей 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования: предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, осуществляет Росгидромет и его территориальные органы, на которые возложены полномочия по государственному контролю (надзору). Территориальные органы составляют ежегодные планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласовывают их с окружными органами прокуратуры, и направляют в Росгидромет.

Руководитель Росгидромета утверждает сводный ежегодный план до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, который размещается на официальном сайте Росгидромета.

Также территориальные органы Росгидромета с 1 июля 2015 года осуществляют внесение информации в Единый реестр проверок с помощью автоматизированной системы (АС ЕРП) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Центральный аппарат Росгидромета обеспечивает мониторинг достоверности и полноты сведений о проверках, вносимых в АС ЕРП, а также соответствие сведений требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год утвержден руководителем Росгидромета А.В. Фроловым 30 декабря 2016 г., и размещен на официальном сайте Росгидромета www.meteorf.ru («http://www.meteorf.ru/about/coordination/381/plan/#DATE_FROM=01.01.2017&DATE_ТО=31.12.2017&PAGEN_1=1&ID=381) в сети «Интернет».

II. Результаты контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за III квартал 2017 года

2.1 Сводная информация по проведению проверок центральным аппаратом Росгидромета и департаментами Росгидромета по федеральным округам по виду деятельности:
«деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)»

2.2. Сводная информация по проведению проверок центральным аппаратом Росгидромета и департаментами Росгидромета по федеральным округам по виду деятельности:
«работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления»

2.3. Сводная информация по проведению проверок центральным аппаратом Росгидромета и департаментами Росгидромета по федеральным округам в рамках исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации

2.4. Выявление физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) и деятельность по выполнению работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления без лицензии и принятие мер по недопущению и (или) пресечению их незаконной деятельности

За III квартал 2017 г. выявлено 5 организаций, осуществляющих деятельность без лицензии. Возбуждено 4 дела об административных правонарушениях и направлены на рассмотрение в различные судебные органы.

2.5. По результатам контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за III квартал 2017 года

2.6. Наиболее частые выявленные нарушения

III. Судебная практика Росгидромета за III квартал 2017 года

Судебная практика Росгидромета размещена на официальном сайте Росгидромета в разделе «Деятельность»/»Контрольно-надзорная деятельность»/»Судебная практика Росгидромета».

IV. Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Росгидромета за III квартал 2017 года. Выводы.

4.1. В соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 (далее — Положение), одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, является передача лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» (для работ и услуг, указанных в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 2 Положения).

Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В этой связи Росгидромет считает целесообразным отметить следующее.

Информация общего назначения — полученная и обработанная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Специализированная информация — информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств.

В соответствии с пунктом 4 Положения о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1410, централизованный учет документов Единого государственного фонда данных, методическое руководство по комплектованию, учету, систематизации документов и их структуре, обеспечению их сохранности и совместимости форматов представления данных на электронных носителях осуществляются Всероссийским научно-исследовательским институтом гидрометеорологической информации — Мировым центром данных (ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД»), находящимся в ведении Росгидромета. Официальный сайт ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД» — http://meteo.ru/.

Единый государственный фонд данных составляют документы, содержащие информацию общего назначения и специализированную информацию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Руководящим документом 52.19.143-2010 «Перечень документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» установлена структура перечня, его состав, сроки и место хранения документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Руководящим документом 52.19.568-2010 «Организация комплектования, учета, хранения и использования документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» установлены основные требования по организации комплектования, учета, хранения и использования документов архивного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

4.2. В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), пунктом 5.3.2 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления» и Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957, Росгидромет осуществляет лицензирование деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления.

Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ, понятие «лицензирование», в том числе включает осуществление лицензионного контроля.

В настоящее время в соответствии с пунктом 71 Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 174, и пунктом 71 Административного регламента предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 175, административная процедура по осуществлению лицензионного контроля проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отсутствие соответствующего административного регламента по осуществлению государственной функции по контролю, определяющего порядок осуществления административных процедур.

С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Росгидрометом разработаны проекты Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Основной целью указанных проектов является упорядочение действий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при проведении мероприятий по контролю, а также определение порядка осуществления административных действий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» указанные проекты размещены на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети «Интернет» в целях прохождения процедуры общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

В связи с письмом Минприроды России от 04.09.2017 N 14-44/22501 Росгидромет доработал и направил в Минприроды России проекты приказов Минприроды России «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) и о внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 174» и «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по осуществлению лицензионного контроля работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и о внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной услуги по лицензированию работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 175».