Развернутый план система российского права

Рубрики Вопрос юристу

Система российского права. Законотворческий процесс

Главная > Документ

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ЕГЭ

Система российского права. Законотворческий процесс

Задания, не вошедшие в онлайн-практикум №2

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Первые законы появились в глубокой древности. (Б) Законодательная деятельность является одной из функций государства. (В) Сегодня в большинстве стран законы принимают всенародно избранные парламенты. (Г) Появление законодательства следует рассматривать как значительное социальное изобретение человечества. (Д) Оно просто необходимо для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся ситуациях жизни.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) получение водительского удостоверения

Б) сдача офиса в аренду частной фирме

В) возмещение ущерба за вред, причиненный имуществу физического лица

Г) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе

Д) установление наследников

Е) подача жалобы на должностное лицо его руководителю

1) административное право

2) гражданское право

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о конституционном праве.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Законотворческий процесс в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) установление денежной единицы РФ

Б) определение полномочий Председателя Правительства РФ

В) нарушение техники безопасности на производстве

Г) нарушение правил рыбной ловли

Д) установление политического режима

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Система российского права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Право — это система установленных государством общеобязательных правил поведения, исполнение которых обеспечивается силой … (1). Право — понятие неоднозначное. Первое значение — совокупность норм, которые регулируют наиболее важные … (2) в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение — личная возможность. Эта возможность гарантируется … (3). Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Однако законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной … (4). А среди них высшей юридической силой обладает … (5). Наряду с законами существуют и другие правовые акты, подчиненные законам: указы, постановления, распоряжения, правила и т.п. Вместе с законами они составляют … (6) права.»

Слова с списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждый номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Какой смысл вкладывают правоведы в понятие «нормативно-правовой акт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения содержащих информацию о нормативно-правовом акте.

Установите соответствие между примерами и видами правоотношений и конкретной ситуацией, которое она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) В квартире граждан Л. всю ночь громко играла музыка, что вызывало недовольство соседей.

Б) Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на покупку машины.

В) Строители заключили договор на строительство дачного дома с гражданином М.

Г) Гражданин П. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань на городском рынке.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Правовая норма — это общее … (А) поведения, установленное государством, регулирующее общественные … (Б). Юридические нормы, составляющие право государства, отличаются очень большим разнообразием. Однако существо их таково, что они, несмотря на разнообразие, обнаруживают тесную … (В), представляя в совокупности единую … (Г), Основной частью системы права являются … (Д) права. Система права включает в себя такие отрасли права, как конституционное, гражданское, трудовое, семейное, административное, уголовное и другие. Нередко слова «право» и «закон» используются как синонимы. Однако в строгом смысле слова законами называются правовые акты, которые, по общему правилу, принимаются законодательным органом государственной … (Е) и являются главными. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

8) указ президента

Назовите любые три правовых отношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.

Законы призваны утвердить, сделать незыблемыми на нынешнее время и на будущее определенные порядки, принципы, нормы и в этом отношении быть регулятором, стабилизирующей силой в обществе. И если подобного консерватизма в обществе нет, то мир обречен на гибель. А вот при торжестве юстиции, а значит, права и правосудия мир как раз не погибнет. Для того чтобы выполнять функции регулятора, стабилизирующей силы, законы обладают рядом особенностей. Важнейшие среди них три. Три, назовем их так, «кита».

Первый «кит» — нормативность. Это слово означает, что законы устанавливают нормы — общие правила, обязательные для каждого, одинаковые для всех. Показательно, что в древнегреческой философии слово «dico» одновременно означало и норму, и изначальные повторяющиеся начала мироздания, его кругооборот. Любопытно, что и древнерусское «кон», от которого произошло слово «закон», означало и общее правило, и закономерности — первоосновы жизни людей. Это нужно для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся условиях жизни… Тут есть и некий демократический потенциал, момент справедливости: не разнобой и привилегии, а общие правила, одинаковые для всех.

Второй «кит» — строгая определенность, четкая фиксированность содержания законов в письменных документах (которые таки называются — «законы» или «указы», «постановления» и т.д.). Достойно внимания, как тесно переплелись два явления культуры — законы и письменность.

И, наконец, третий «кит» — государственная обеспеченность и отсюда — высокая надежность юридических норм, закрепленных законом. Законы позволяют, по словам знаменитого философа Иммануила Канта, определять «для всех, что им по праву должно быть дозволено или не дозволено». Закон, благодаря государственной обеспеченности является значительной силой в обществе, создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе. И этим грешат не только реакционные режимы и люди, преследующие утопические, несбыточные задачи… Так появляются мертвые, неработающие законы, происходит дискредитация, обесценивание права в глазах людей. (С.С. Алексеев)

Приведите названные автором три особенности закона.

Автор пишет о том, что государственная обеспеченность «создает иллюзию, что при помощи закона возможно достичь любой цели, добиться всего и вся в обществе». Опираясь на знания обществоведческого курса, привлекая исторические примеры и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающие это суждение.

Какое условие, по мнению автора, способствует высокой надежности юридических норм, закрепленных законом? Приведите два примера, раскрывающих смысл названного автором условия.

Автор утверждает, что законы являются стабилизирующей силой в обществе. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые три фактора, позволяющие закону быть стабилизирующей силой в обществе, и каждый из них поясните.

Запись на стене

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Си­сте­ма рос­сий­ско­го права». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах
10 минут)

.1) Система права как внутренняя структура права
2)Элементы права
а) Нормы права
б)институты права
в) отрасли права
3) Источники права
а)судебный прецедент
б)нормативно правовой акт
в)правовой обычай
г)нормативный договор
4)Отрасли Российского права
а)Конституционное
б)Гражданское
в)Административное
г)семейное
д)уголовное
5)Тенденции развития РОссийского права

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 1) Система права как структура права ,состоящая в единстве и ситематизации правовых норм
2) Структура системы права:
— отрасль
— институт
— норма

3) основные отрасли права в РФ:
— конституционное
— гражданско-процессуальное
— гражданское
— трудовое
— уголовно -процессуальное
— административное

4) Основные институты права:
— институт граджданства
— институт трудового договора
— брака
— попечительства

5) Источники права:
— нормативно-правовой акт
— прецендент
— правовй обычай

6) Способы ситематизации норм права:
— кодификация
— инкорпорация

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:
1 Ис­то­ри­че­ская справ­ка со­вре­мен­ной пра­во­вой си­сте­мы
2 Иерар­хия права

2.1 Фе­де­раль­ный уро­вень
2.1.1 Кон­сти­ту­ция
2.1.1.1 По­ря­док из­ме­не­ния Кон­сти­ту­ции Рос­сии
2.1.2 За­ко­ны РФ о по­прав­ках к Кон­сти­ту­ции
2.1.3 Фе­де­раль­ные кон­сти­ту­ци­он­ные за­ко­ны
2.1.3.1 По­ря­док из­да­ния ФКЗ
2.1.4 Фе­де­раль­ные за­ко­ны
2.1.4.1 По­ря­док при­ня­тия фе­де­раль­ных за­ко­нов
2.1.5 Акты пре­зи­ден­та РФ
2.1.5.1 По­ря­док при­ня­тия актов пре­зи­ден­та
2.1.6 Акты Пра­ви­тель­ства РФ
2.1.7 Ве­дом­ствен­ные нор­ма­тив­ные акты
2.1.7.1 Осо­бен­но­сти при­ня­тия ве­дом­ствен­ных актов
2.2 Ре­ги­о­наль­ный уро­вень
2.2.1 Кон­сти­ту­ции и уста­вы субъ­ек­тов РФ
2.2.2 За­ко­ны субъ­ек­тов РФ
2.2.3 Ре­ги­о­наль­ные под­за­кон­ные акты
2.2.4 Акты ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния

3 Меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры и со­гла­ше­ния РФ
4 От­рас­ли права

4.1 Кон­сти­ту­ци­он­ное право Рос­сии
4.2 Ад­ми­ни­стра­тив­ное право
4.3 Граж­дан­ское право
4.4 Уго­лов­ное право
4.5 Граж­дан­ское про­цес­су­аль­ное право
4.6 Ар­бит­раж­ное про­цес­су­аль­ное право
4.7 Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ное право
4.8 Уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ное право
4.9 Фи­нан­со­вое право
4.10 Тру­до­вое право
4.11 Зе­мель­ное право

Система российского права. Законотворческий процесс

Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.

Начальным элементом системы права являются нормы права, все они могут быть разделены на определённые группы и виды.

Классификация норм права

Норма права имеет свою структуру, представляющую её внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Основные стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения;
2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях) – обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки;
3) принятие закона – В РФ законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа её депутатов;
4) санкционирование и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.
Принятые парламентом законы направляются главе государства
– Президенту РФ, который может наложить на них вето, отсрочив вступление закона в силу. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации.
В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Федеральные конституционные законы в Российской Федерации считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Развёрнутые планы по обществознанию (для подготовки к ЕГЭ)

Данная работа представляет собой подборку материала к заданию№28 по подготовке к экзамену. может быть использован н аэлективных курсах.

Просмотр содержимого документа
«Развёрнутые планы по обществознанию (для подготовки к ЕГЭ)»

1. Развёрнутый ответ по теме «Политическая Власть как социальный феномен

1.Власть как ключевой момент политики.

2. Связь власти с влиянием, силой, богатством, полномо­чиями и др.

3.Характеристики политической власти:

а) легальность (законность);

4. Тины легитимности:

б) рациональная (легальная);

5. Ресурсы власти:

г) информационные и др.

6. Функции политической власти.

7. Эффективность политической власти

2. Развёрнутый ответ по теме: «Избирательная система».

1. Понятие избирательной системы.

2. Структура избирательной системы:

а) избирательное право;

б) избирательный процесс.

3. Избирательное право и его характеристики:

а) принципы избирательного права (всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании);

б) политическое право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправле­ния;

в) источники избирательного права.

4. Избирательный процесс и его стадии:

а) подготовительная (назначение даты выборов, регис­трация и учёт избирателей);

б) выдвижение и регистрация кандидатов;

в) предвыборная агитация и финансирование выборов;

г) голосование и подведение итогов.

5. Типы избирательных систем:

3. раз­вер­ну­тый ответ по теме «Типы из­би­ра­тель­ных си­стем» .

1. По­ня­тие из­би­ра­тель­ной си­сте­мы.

2. Ком­по­нен­ты из­би­ра­тель­ной си­сте­мы:

а) из­би­ра­тель­ное право

б) из­би­ра­тель­ный про­цесс

3. Осо­бен­но­сти ти­по­ло­гии из­би­ра­тель­ных си­стем:

а) из­би­ра­е­мый орган вла­сти;

б) прин­ци­пы фор­ми­ро­ва­ния пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на вла­сти;

в) по­ряд­ком рас­пре­де­ле­ния ман­да­тов по ито­гам го­ло­со­ва­ния;

3. Ма­жо­ри­тар­ная из­би­ра­тель­ная си­сте­ма и ее осо­бен­но­сти:

а) вы­дви­же­ние кон­крет­но­го че­ло­ве­ка в ка­че­стве кан­ди­да­та

б) уста­нов­ле­ние пря­мой от­вет­ствен­но­сти перед из­би­ра­те­ля­ми

в) по­лу­чив­шие не­зна­чи­тель­ное мень­шин­ство го­ло­сов могут быть не пред­став­ле­ны в пар­ла­мен­те

4. Про­пор­ци­о­наль­ная си­сте­ма и ее осо­бен­но­сти:

а) го­ло­со­ва­ние за пар­тий­ные спис­ки кан­ди­да­тов;

б) га­ран­тия пред­ста­ви­тель­ства в пар­ла­мен­те мел­ких и сред­них пар­тий;

5. Ма­жо­ри­тар­но-про­пор­ци­о­наль­ная си­сте­ма (сме­шан­ная) и ее осо­бен­но­сти.

а) фор­ми­ро­ва­ние дей­стви­тель­но пред­ста­ви­тель­но­го пар­ла­мен­та

б) пар­тии не от­ра­жа­ют ин­те­ре­сов из­би­ра­те­лей в пол­ном объ­е­ме.

4. развёрнутый ответ по теме «Избирательное право в РФ: правовые основы».

1. Избирательное право граждан РФ:

а) право избирать (активное);

б) право быть избранным (пассивное).

2. Источники избирательного права в РФ:

а) Конституция РФ;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы;

г) нормативные правовые акты субъектов РФ о выборах.

3. Конституционные принципы избирательного права:

а) всеобщность избирательного права;

б) равное избирательное право;

в) прямое избирательное право;

г) тайное голосование;

д) добровольность участия в выборах.

4. Порядок выборов Президента РФ.

5. Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

6. Выборы в органы местного самоуправления.

5. Развёрнутый ответ по теме «Политические организации».

1. Политические партии:

а) определение и признаки; б) типология политических партий;

в) функции политических партий.

2. Общественно-политические движения:

а) определение и признаки;

б) функции общественно-политических движений.

3. Законодательство РФ о политических организациях.

4. Тенденции развития политических организаций в сов­ременном обществе.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Институт президентства в РФ»..

1. Президент РФ как гарант Конституции.

2. Конституционно-правовой статус Президента РФ:

а) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

б) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

в) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ;

3. Основные функции Президента РФ:

а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

б) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности;

в) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

г) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

д) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и др.

4. Требования, предъявляемые законом к кандидатам на пост РФ:

а) гражданство РФ;

б) постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;

в) возрастной ценз — не менее 35 лет.

5. Порядок избрания и деятельности Президента РФ:

а) выдвижение и сбор подписей избирателей;

б) избранным признаётся кандидат, получивший более половицы голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

в) полномочия Президента РФ заканчиваются с истечением срока (6 лет), на который он был избран, в момент принятия присяги вновь избранным Президентом РФ;

г) одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд и пр.

6. Институт президентства и тенденции укрепления конституционного строя в РФ.

7. Развёрнутый ответ по теме «Правовое государство».

1. Понятие правового государства.

2. Права человека как основная ценность правового государства:

а) право на жизнь;

б) равенство перед законом и судом;

в) право на достоинство;

г) право на жилище;

д) право на национальное самоопределение и т. д.

3. Признаки правового государства:

а) основополагающий признак — верховенство права в обществе;

б) подчинение закону всех участников общественных отношений (в том числе государства);

в) гуманность и справедливость законов, признание прав и свобод личности

т) обязательная реализация принципа разделения властей в государственной политике, деление законодательной, исполнительной и судебной властей);

д) высокая правовая культура.

4. Формирование правового государства в России

8. Развёрнутый ответ по теме «Конституция РФ о форме государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. РФ как демократическое государство,

а) народ — источник власти:

б) идеологическое и политическое многообразие в РФ;

в) гарантии прав и свобод граждан.

2. РФ как государство с республиканской формой правления.

3. РФ как федеративное государство. Принципы федерализма:

а) равноправие субъектов РФ;

б) самоопределение народов;

в) государственная целостность;

г) единство системы государственной власти;

д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов.

4. РФ — правовое государство. Разделение властей.

9. развёрнутый ответ по теме «Роль политической элиты в жизни общества».

1) Кого называют политической элитой:

а) понятие политической элиты;

б) состав политической элиты.

2) Факторы формирования политической элиты.

3) Функции политической элиты:

а) определение стратегических целей развития общества;

б) выработка государственной политики;

в) поддержание политической стабильности общества;

г) анализ интересов различных социальных групп и др.

4) Типы политических элит:

а) общенациональная, региональная, местная;

б) правящая и неправящая (контрэлита).

5) Группы политического влияния.

10. развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?»

1. Разделение властей как атрибут демократического общества:

а) законодательная власть;

б) исполнительная власть;

в) судебная власть.

2. Характеристика представительных органов государственной власти:

б) формирование парламента;

в) основные функции и др.

3. Исполнительные органы власти:

а) структура исполнительной власти;

б) основные функции органов исполнительной власти;

в) правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования.

4. Роль судебной власти в демократическом государстве.

5. Система правоохранительных органов государства.

11. развёрнутый ответ по теме «Национальная политика

1. Что такое «национальная политика» и какова её роль в жизни общества?

2. Цели и направленность антигуманной национальной политики в тоталитарных государствах:

а) отстаивание «этнической чистоты»;

б) разжигание расовой ненависти;

в) насилие в интересах господства своего государства.

3. Цели и содержание демократической национальной политики:

а) законодательное закрепление уважительного отношения к людям любой национальности;

б) создание наиболее благоприятных условий для свободного развития всех народов;

в) согласование национальных интересов;

г) предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов.

4. Основные принципы государственной национальной политики современной России:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина;

б) запрещение любых форм дискриминации;

в) сохранение исторической целостности страны, равноправие всех субъектов РФ;

г) содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

д) своевременное и мирное разрешение национальных противоречий и конфликтов;

е) запрещение деятельности, направленной на возбуждение любой розни, ненависти или вражды;

ж) защита прав и интересов граждан России за её пределами (поддержка соотечественников, проживающих

в зарубежных странах).

5. Угроза национализма и пути его преодоления.

12. Развёрнутый ответ по теме: «Деятельность людей и её многообразие».

1. Понятие деятельности.

2. Структура деятельности:

г) способы достижения цели;

4. Виды деятельности:

а) практическая и духовная; б) труд, учение (познание), игра;

в) творческая и нетворческая деятельность;

г) созидательная и разрушительная деятельность.

13. Развёрнутый ответ по теме «Семейная экономика».

1. Источники доходов семей:

а) заработная плата;

г) банковский процент по вкладу;

е) доход от продажи продукции, произведённой в под­собном хозяйстве и др.

2. Типы семей в зависимости от дохода:

а) семьи с фиксированным доходом; б) семьи с переменными доходами.

3. Номинальный и реальный доход семьи.

4. Структура расходов семей:

а) квартплата и плата за коммунальные услуги;

б) питание; в) транспортные расходы;

г) крупные покупки (приобретение бытовой техники, одежды и др.).

5. Различия в богатстве семей и их сглаживание госу­дарством.

6. Влияние инфляции на доходы семей.

14. Развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление»..

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

3. Виды деятельности

а) трудовая; б) познавательная; в) эстетическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление — основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое; б) наглядно-образное; в) наглядно-действенное.

15. Развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность»..

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а) вертикальная, горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

16. Развёрнутый ответ по теме «Общество»

1. Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей.

2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества:

а) экономическая сфера;

б) политическая сфера;

в) социальная сфера;

г) духовная сфера.

3. Социальные (общественные) институты в структуре об­щества и его отдельных сфер:

а) семья; б) школа; в) государство и др.

17. Развёрнутый ответ по теме «Безработица».

1. Сущность безработицы.

2. Структура безработицы:

а) лица, уволенные по разным основаниям;’

б) лица, добровольно оставившие работу;

в) лица, впервые пришедшие на рынок труда;

г) лица, после перерыва пришедшие на рынок труда.

3. Виды безработицы:

а) фрикционная, циклическая, структурная;

б) открытая, скрытая;

в) полная, частичная.

5.Методы борьбы с безработицей

18. Развёрну­тый ответ по теме «Ду­хов­ные цен­но­сти как ком­по­нент ду­хов­ной куль­ту­ры об­ще­ства

1. По­ня­тие ду­хов­ной куль­ту­ры об­ще­ства.

2. Со­зда­ние ду­хов­ных цен­но­стей:

а) на­уч­ная де­я­тель­ность;

б) ли­те­ра­ту­ра и ис­кус­ство;

в) ре­ли­ги­оз­ные уче­ния;

г) на­род­ная муд­рость в эпосе и фольк­ло­ре и др.

3. Со­хра­не­ние и рас­про­стра­не­ние ду­хов­ных цен­но­стей:

а) роль му­зеев в со­хра­не­нии и рас­про­стра­не­нии ду­хов­ных

б) роль биб­лио­тек;

д) роль средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (СМИ).

4. Роль ду­хов­ных цен­но­стей в раз­ви­тии об­ще­ства.

19. раз­вер­ну­тый ответ по теме «По­зна­ние – про­цесс ду­хов­но­го осво­е­ния че­ло­ве­ком ма­те­ри­аль­но­го мира».

1) По­ня­тие о по­зна­нии. По­зна­ние – про­цесс по­сти­же­ния че­ло­ве­ком пред­ме­тов и яв­ле­ний ма­те­ри­аль­но­го мира.

2) Цели по­зна­ния:

а) по­сти­же­ние ис­ти­ны;

б) прак­ти­че­ская поль­за.

3) Струк­ту­ра про­цес­са по­зна­ния:

а) чув­ствен­ное по­зна­ние (ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние);

б) ло­ги­че­ское по­зна­ние (по­ня­тие, суж­де­ние, умо­за­клю­че­ние).

4) Вза­и­мо­дей­ствие по­зна­ю­ще­го субъ­ек­та и по­зна­ва­е­мо­го объ­ек­та в про­цес­се по­зна­ния.

5) Зна­ние как ре­зуль­тат по­зна­ния.

Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в на­зыв­ной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

20. развёрнутый ответ на тему «Познаваем ли мир?».

1. Исторический аспект потребности в познании мира:

а) мифологическое объяснение бытия;

б) религиозное объяснение бытия;

в) научное объяснение бытия.

2. Различные взгляды на познаваемость мира:

а) гносеологический оптимизм;

3. Уровни (ступени) познания:

4. Спор о критериях истины:

а) позиции эмпириков;

б) позиции рационалистов.

5. Особенности чувственного познания:

а) непосредственное взаимодействие с объектом познания;

б) наглядность и предметность;

в) воспроизведение отдельных сторон и свойств предметов.

6. Особенности рационального познания:

а) опора на результаты чувственного познания;

б) абстрактность и обобщённость;

в) отражение сущности предмета, его внутренних закономерных связей.

21. развёрну­тый ответ по теме «Семья как со­ци­аль­ный ин­сти­тут

1) По­ня­тие семьи.

2) Функ­ции семьи:

а)ре­про­дук­тив­ная; б) хо­зяй­ствен­ная; в) со­ци­а­ли­за­ции и др.

3) Права и обя­зан­но­сти чле­нов семьи.

а) пат­ри­ар­халь­ная, де­мо­кра­ти­че­ская; б) много по ко­лен­ная, нук­ле­ар­ная.

5) Ре­сур­сы семьи: а) эко­но­ми­че­ские; б) ин­фор­ма­ци­он­ные и др.

Система российского права

Урок посвящен понятию права и системе российского права

Просмотр содержимого документа
«Система российского права»

Система российского права

Право и система российского права

Понятие системы права

Отрасли и институты права

Виды правовых норм

Нормы права – это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой

Признаки норм права

  • Исходят от государства
  • Имеет общеобязательный характер
  • Объективность
  • Праву присуща процедурность, формальная определенность
  • Нормативность
  • Системность
  • Многократность применения

Три характерных признака права, отличающего от иных социальных норм:

  • Нормы права являются обязательными для исполнения всеми, кого они касаются
  • Исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой государства в лице МВД, суда, прокуратуры
  • Лица, виновные в несоблюдении норм права несут юридическую ответственность

Регулирование поведения людей

Способность охранять основы существующего строя

Способность смягчать возникающие в обществе противоречия и конфликты, защищать права и свободы личности

Способность формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения

Развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманизма

Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременном их разделении на относительно самостоятельные части (отрасли и институты)

Право представляет систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих частей

Отрасль права – совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений

Это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений

Это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные правила поведения

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ (КОНСТИТУЦИОННОЕ)
  • ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ
  • УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ
  • УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ (исправительно-трудовое)
  • СЕМЕЙНОЕ
  • ГРАЖДАНСКОЕ
  • УГОЛОВНОЕ
  • ЗЕМЕЛЬНОЕ
  • ТРУДОВОЕ и др.

Табл. 31 стр. 216

Институт права – это комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих сегмент определенного вида общественных отношений

Гражданское право включает в себя институт собственности, институт купли-продажи, дарения, наследования и др.

Например, конституционное право включает в себя институт гражданства, институт избирательного права, институт президентства и др.

  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Подзаконные акты федеральных органов власти
  • Местные подзаконные акты
  • Локальные подзаконные акты
  • Конституция
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов РФ

Устанавливает процедуру применения норм права

Регулирует определенную сферу общественных отношений

  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Подзаконные акты федеральных органов власти
  • Местные подзаконные акты
  • Локальные подзаконные акты
  • Конституция
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов РФ

Гражданское процессуальное право

Материальное право представляет собой группу отраслей и институтов права, регулирующих общественные отношения, в которых субъекты права удовлетворяют свои непосредственные потребности и интересы.

  • Материальное право — это совокупность норм права, непосредственно регулирующих те или иные общественные отношения.
  • Процессуальное право — право, устанавливающее порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан. Иными словами это совокупность норм, непосредственно регулирующих порядок применения норм материального права.

Процессуальное право представляет собой группу отраслей и институтов права, регулирующих процедуру применения санкций норм материального права.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами

права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным

исполнением норм материального права.

Иными словами, нормы процессуального права производны от

материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций

норм материального права.

Формы (источники) права – это установленные государством официальные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения

Исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантированно его принудительной силой

Юридический прецедент (судебный и административный)

Решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при рассмотрении последующих аналогичных дел

Нормативный договор (соглашение, договоренность)

Совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающих субъектов

нормативный правовой акт

Акт компетентного гос.органа или акт, принятый путем референдума, содержащий в себе нормы права и установленные рамки их действия

Система законодательства – это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых форм

В одном нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах

Например, Закон РФ «Об образовании», содержит нормы конституционного, административного, гражданского права и обеспечивается системой подзаконных актов

Содержит нормы, которые регулируют определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права (например. Семейное, административное, трудовое законодательство

Содержит нормы, относящиеся к определенному институту права (например, авторское законодательство в гражданском законодательстве, банковское зак-во в в финансовом зак-ве)

Содержит нормы несколько отраслей права, регулирующих различные виды общественных отношений, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (например, экономическое, военное законодательство)_

Система права и система законодательства, как и общественная жизнь, находятся в постоянном изменении и развитии. Изменение общественных отношений влечет изменение системы права и системы законодательства.

  • Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Право в си­сте­ме со­ци­аль­ных норм». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему.
  • План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

  • 2) При­зна­ки права: а) уста­нав­ли­ва­ет­ся государством; б) пись­мен­ная форма; в) обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­ха­низ­мом юри­ди­че­ской ответственности.
  • 3) От­ли­чия права от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм.
  • 4) Структура си­сте­мы права: а) от­рас­ли права; б) ин­сти­ту­ты права; в) нормы права
  • 5) Ис­точ­ни­ки права: а) пра­во­вой обычай; б) юри­ди­че­ский прецедент; в) нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт и др. Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана.
  • Ответы могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.