Прокурор вправе подать в арбитражный суд исковое заявление

Рубрики Процессы

О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе

Прокурор является лицом, участвующим в деле, которое имеет только процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела, всегда выступает от своего имени, но в защиту интересов других лиц. То есть главной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, которые предусмотрены арбитражным процессуальным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления. При этом защита государственных и общественных интересов прокурором не означает, что одновременно прокурором не могут защищаться и иные интересы, что вытекает из содержания ч. 4 ст. 52 АПК РФ.

В ст. 52 АПК РФ предусмотрены две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Во-первых, возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ. В этом случае прокурор занимает процессуальное положение истца, защищающего публично-правовые интересы. Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Здесь речь идет о тех случаях, когда прокурор не является истцом по делу, а вступает в уже начатый другим лицом арбитражный процесс. В этом случае прокурор наделяется всеми правами лица, участвующего в деле, указанными в ст. 41 АПК РФ, однако не имеет специальных прав сторон, указанных в ст. 49 АПК РФ.

Полномочия по участию в арбитражном процессе прокуроры реализуют посредством предъявления в арбитражный суд исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

— с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

— с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной вышеназванными органами и предприятиями.

По указанным делам прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Таким образом, участие прокурора в рассмотрении арбитражными судами дел представляет собой один из способов защиты публичных интересов и является универсальным средством реагирования прокурора на правонарушения в экономической сфере.

uristinfo.net

§ 4. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в кассационной инстанции

Стадия кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных решений и постановлений — самостоятельная и новая стадия арбитражного процесса.
Она занимает промежуточное положение между апелляционным производством и пересмотром судебных постановлений в порядке надзора, и поэтому имеет как схожие с каждой из них, так и специфические, присущие только ей, особенности. Последние, в свою очередь, влияют на положение прокурора в каждой из этих стадий, а также на требования, предъявляемые к его апелляционным и кассационным жалобам.
Со стадией пересмотра судебных постановлений в порядке надзора стадию кассационного пересмотра сближает то, что обе распространяются на вступившие в законную силу судебные решения и постановления, т. е. их объекты. Однако производство в стадии пересмотра судебных решений и постановлений в порядке надзора возбуждается принесением надзорного протеста Генеральным прокурором РФ или его заместителями либо иными должностными лицами, наделенными законом правом принесения подобного протеста.
Кассационное же производство возбуждается по инициативе лица, участвующего в деле, при подаче им кассационной жалобы, в том числе прокурора, предъявившего иск.
Последнее обстоятельство в свою очередь сближает кассационное производство с апелляционным. Однако специфичные черты кассационного производства существенно отличают его от апелляционного. К ним можно отнести следующие:
• в порядке кассационного производства происходит пересмотр вступивших в законную силу судебных решений и постановлений;
• в кассационной инстанции не рассматриваются вновь дела, по которым уже вынесено решение нижестоящим судом, здесь осуществляется лишь проверка решения, постановления с точки зрения соблюдения норм материального или процессуального права, т. е. пересматриваются решения с правовой, а не с фактической стороны;
• подача кассационной жалобы автоматически не влечет за собой приостановления исполнения судебного решения;
• в кассационной инстанции не допускается предъявление как новых требований, так и новых доказательств фактической стороны спора.
Кроме этого, отличительным признаком стадии кассационного обжалования является то обстоятельство, что законом предусмотрено специальное звено в системе арбитражных судов, полномочное осуществлять функции кассационной инстанции, — федеральные арбитражные суды округов.
Прокурор при решении вопроса о подаче кассационной жалобы уточняет, какие судебные акты могут быть обжалованы в кассационную инстанцию.
Объектом кассационного обжалования являются вступившие в законную силу решения и определения арбитражных судов, вынесенные по первой инстанции, а также постановления апелляционной инстанции (ст. 161 АПК РФ). Обжаловано может быть как решение суда в целом, так и в части, например, резолютивной по вопросам порядка исполнения решения, распределения судебных расходов и т. д., мотивировочной, касающейся установления правоотношений сторон.
Предметом самостоятельного обжалования может быть и дополнительное решение суда, вынесенное в соответствии со ст. 138 АПК РФ.
Кроме того, в кассационном порядке могут быть обжалованы вынесенные судом определения, например, о приостановлении производства по делу (ст. 84 АПК), о прекращении производства по делу (ст. 86 АПК), об оставлении иска без рассмотрения (ст. 88 АПК), об обеспечении и отказе в обеспечении доказательств (ст. 75 АПК), о наложении штрафов (ст. 101 АПК).
Прокуроры принимают во внимание, что если мотивами отмены судебных решений в апелляционном порядке являются как их незаконность, так и необоснованность, то кассационная инстанция проверяет лишь правовую сторону судебных актов, т. е. основаниями отмены служит их незаконность.
В зависимости от того, какие нарушения содержатся в судебном решении и на какой объект направлено обжалование, в кассационной жалобе прокурором должна ставиться конкретная просьба:
• об отмене решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части и принятии нового решения;
• об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции и передаче дела на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменяется, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;
• об изменении решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции;
• об отмене решения первой инстанции или постановления апелляционной инстанции полностью или в части с прекращением производства по делу или оставлении иска без рассмотрения полностью или в части;
• об оставлении в силе одного из ранее принятых решений или постановлений (ст. 175 АПК РФ).
При подготовке кассационной жалобы прокурор имеет возможность получить дополнительные материалы, при необходимости провести дополнительную проверку с тем, чтобы подтвердить свою позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Все дополнительные материалы должны прилагаться к кассационной жалобе и будут оцениваться кассационной инстанцией (ст. 165 АПК РФ).
Учитывая специфику кассационной инстанции, не рассматривающей дело по существу, а лишь проводящей проверку законности уже вынесенных судебных постановлений по делу, прокурор в кассационной жалобе не ссылается на недоказанность фактических обстоятельств дела и на несоответствие изложенных в решении или постановлении выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела (ст. 165 АПК РФ). Дополнительные материалы, подтверждающие правильность позиции прокурора по вопросам права, а также данные о нарушениях процессуального права, допущенных судом при рассмотрении дела, могут и должны быть приложены к кассационной жалобе, и их копии направлены вместе с копией жалобы другим лицам, участвующим в деле (ст. 166 АПК РФ).
В соответствии со ст. 161 АПК РФ принести кассационную жалобу вправе лишь прокурор (его заместитель), предъявивший иск, как лицо, участвующее в деле.
Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в системе арбитражных судов созданы федеральные арбитражные суды округов, полномочные проверять законность решений (определений) и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях (ст. 162 АПК РФ). Всего в Российской Федерации создано 10 таких федеральных арбитражных судов, а именно: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского, Центрального округов.
Таким образом, если поддержание исков и апелляционных жалоб является обязанностью на аппаратах прокуратур всех субъектов Российской Федерации, то поддержание кассационных жалоб легло на аппараты прокуратур по месту расположения федеральных судов округов.
Кассационная жалоба в этом случае подается прокурором через арбитражный суд, принявший решение, который направляет жалобу вместе с делом в соответствующий федеральный арбитражный суд округа в пятидневный срок со дня ее получения (ст. 163 АПК РФ).
При подготовке кассационной жалобы прокурор учитывает, что она должна содержать наименование арбитражного суда, которому адресуется жалоба; наименование лица, подающего жалобу (в данном случае прокурора), и лиц, участвующих в деле; наименование арбитражного суда, принявшего решение или постановление, на которое подается жалоба, номер дела, дату принятия решения, постановления, предмет спора, требование прокурора и указание на то, в чем заключается нарушение или неправильное применение норм материального права либо норм процессуального права, перечень прилагаемых к жалобе документов (ст. 165 АПК РФ).
Кассационная жалоба подписывается прокурором, имеющим право на ее принесение по данному делу. Жалоба, подписанная иным прокурором, не принимается к рассмотрению арбитражным судом (ст. 165 АПК РФ). Принесение кассационной жалобы может быть произведено любым должностным лицом данной прокуратуры, обладающим правом подписи такого документа (прокурором, его заместителями, а также другими работниками, исполняющими соответствующие обязанности в силу приказа или должностных полномочий).
Кассационная жалоба приносится не позднее месячного срока со дня вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда (ст. 164 АПК РФ). При пропуске срока подачи кассационной жалобы по уважительным причинам прокурор имеет возможность одновременно с ней направить ходатайство о восстановлении срока. Уважительными причинами пропуска срока признается болезнь должностного лица, его командировка, стихийные бедствия, военные действия и т. п.
Невыполнение изложенных в законе требований, предъявляемых к содержанию и порядку подачи кассационной жалобы, влечет ее возвращение (ст. 168 АПК РФ). В случае, когда возможно устранение недостатков жалобы, существует перспектива ее повторной подачи (например, при направлении копии жалобы всем лицам, участвующим в деле, подписании ее надлежащим прокурором и т. п. ). О возвращении кассационной жалобы выносится определение (ст. 168 АПК РФ), которое, в свою очередь, может быть обжаловано.
Поддержание кассационной жалобы в федеральном арбитражном суде округа осуществляют работники отдела по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе прокуратуры соответствующего субъекта Федерации, где расположен данный федеральный суд округа. Если кассационная жалоба направляется в арбитражный суд другой административной единицы, то поддерживается она работниками прокуратуры по месту расположения соответствующего арбитражного суда.
В соответствии со ст. 172 АПК РФ прокурор, принесший кассационную жалобу, вправе отказаться от нее до вынесения постановления судом. Участвующий в суде кассационной инстанции прокурор вправе отказаться от поддержания кассационной жалобы и высказать собственное мнение в отношении обжалованного решения, руководствуясь законом, материалами дела и внутренним убеждением.
Однако отказ прокурора от поддержания кассационной жалобы не обязателен для суда, который может отклонить отказ, если он противоречит законам или иным нормативным актам или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 172, ч. 4 ст. 37 АПК РФ), и рассмотреть дело в кассационном порядке.
При принятии отказа от кассационной жалобы суд прекращает производство в кассационной инстанции, если решение, постановление не обжалованы другими лицами, участвующими в деле, о чем выносит соответствующее определение (ст. 172 АПК РФ).
При принятии кассационной жалобы к производству судья выносит определение, в котором указывается время и место ее рассмотрения, и направляет его, лицам, участвующим в деле, в том числе и прокурору (ст. 169 АПК РФ).
В случае необходимости прокурор одновременно с подачей кассационной жалобы направляет мотивированное ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления арбитражного суда. Арбитражный суд кассационной инстанции, найдя ходатайство обоснованным, вправе приостановить исполнение судебного решения, постановления (ст. 170 АПК РФ).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд принимает постановление, которое в пятидневный срок направляет лицам, участвующим в деле. Постановление вступает в законную силу с момента принятия, обжалованию не подлежит (ст. 177 АПК РФ).
Прокуроры эффективно используют свое право на принесение кассационных жалоб, последовательно отстаивая позицию, изложенную в исковом заявлении. Так, в 1999 г. арбитражными судами кассационной инстанции рассмотрено свыше 400 соответствующих жалоб прокуроров, половина из которых удовлетворена.

Сайт прокуратуры Хабаровского края

Полномочия прокурора в арбитражном процессе

В арбитражный суд, исходя из положений п. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), прокурор вправе обратиться: с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий вышеуказанных сделок; с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

В силу п. 5 ст. 52 АПК РФ по вышеперечисленным делам прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Таким образом, по указанным категориям дел прокурор вправе не только предъявить иск (заявление), но и вступить в дело, инициированное иными лицами, на стадии обжалования, в том числе путем подачи жалобы (представления).

В отличие от Гражданского процессуального кодекса Российской I/ Федерации (далее -ГПК РФ) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает вступление прокурора в дела для дачи заключения. Прокурор в арбитражном процессе вступает в дело в целях обеспечения законности и является лицом, участвующим в деле.

В ГПК РФ, КАС РФ предусмотрен институт «отвода прокурору», в случае его вступления в дело для дачи заключения (п. 3 ст. 45 ГПК РФ), в АПК РФ возможность заявить отвод прокурору не предусмотрена.

Необходимо отметить, что ст. 52 АПК РФ не содержит всех категорий дел, по которым прокурор вправе предъявить в арбитражный суд иск (заявление). Категории дел, по которым прокурор также может обратиться в суд, предусмотрены ст. 198 АПК РФ (о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц), ст. 1253 ГК РФ (о ликвидации юридического лица вследствие неоднократного или грубого нарушения этим юридическим лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации), ст. 222 ГК РФ (о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов), ст. ст. 28.4, 28.8 КоАП РФ (о привлечении к административной ответственности, об оспаривании постановления административного органа).

На наличие полномочий по предъявлению исковых заявлений (заявлений) данных категорий указано в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15 от 23.03.2012 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», № 2 от 27.01.2003 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

uristinfo.net

12.6. Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами

Участие прокурора в арбитражном процессе — относительно новое направление работы, обязанное своим появлением созданию системы специализированных судов по разрешению экономических споров: областных, краевых арбитражных судов, арбитражных судов автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, республик в составе РФ, федеральных арбитражных судов округов и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Деятельность прокурора в арбитражном процессе регулируется арбитражным процессуальным законодательством. Следует заметить, что АПК РФ не наделяет прокурора никакими дополнительными полномочиями и преимуществами перед другими участвующими в деле лицами. Такой подход согласуется с принципом равенства прав участников арбитражного процесса. Это не препятствует достижению поставленных перед органами прокуратуры целей и задач, в том числе и в сфере арбитражного судопроизводства, реализации закрепленных в Законе о прокуратуре прав прокуроров обращаться с заявлениями (исками) в суд, обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные акты.
Закон рассматривает прокурора в качестве самостоятельного субъекта арбитражного процесса (ст. 40, 41 АПК РФ). Прокурор, предъявивший иск в защиту государственных и общественных интересов, несет обязанности и пользуется правами истца, являясь при этом самостоятельным участником процесса (ст. 52 АПК РФ). Процессуальное положение прокурора в арбитражном процессе фактически уравнено с положением стороны (истца, ответчика). Однако материальные права во всех случаях принадлежат лицу, в интересах которого начато дело. Лишь в случаях предъявления прокурором иска в защиту так называемого неперсонифицированного интереса в деле нет процессуальной фигуры истца. Участие прокурора в арбитражном процессе — это действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской и иной экономической деятельности.
Только Генеральному прокурору РФ и его заместителям предоставлено право направлять исковые заявления в Высший Арбитражный Суд РФ. В арбитражные суды субъектов РФ исковые заявления вправе направлять прокуроры субъектов РФ и их заместители, а также прокуроры прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, и их заместители.
Закон не наделил районных, городских и приравненных к ним прокуроров правом обращения с заявлениями (исками) в арбитражные суды. В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ предварительное решение о необходимости предъявления иска в арбитражный суд принимается прокурором района (города), начальником отдела, управления (или старшим помощником прокурора) прокуратуры республики, края, области после завершения соответствующей проверки, изучения отказных материалов, административных, уголовных и гражданских дел и выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости судебной защиты нарушенных государственных и общественных интересов.
Подготовленный проект искового заявления с прилагаемыми к нему материалами направляется в отдел (группу) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе соответствующей прокуратуры субъекта РФ, где они изучаются. При необходимости исковое заявление может быть пересоставлено. Прокуроры республики, края, области принимают окончательное решение о предъявлении иска. В судебных заседаниях участвуют работники названного отдела (группы). Они осуществляют подготовку всех последующих процессуальных документов.
Основной круг практических вопросов по участию в рассмотрении дел арбитражными судами призваны решать отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратур субъектов РФ.
На них возложены, в частности, следующие обязанности:
• участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам, участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;
• анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур и координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков в защиту государственных и общественных интересов, распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры. Направление исковых заявлений производится с соблюдением установленных законом подведомственности (ст. 27—33 АПК РФ) и подсудности (ст. 34—39) споров. Если иск направляется в арбитражный суд другой территорип, то соответствующему прокурору высылаются копии искового заявления и основных материалов с просьбой об обеспечении участия работников прокуратуры в судебном заседании и информировании о принятых решениях.
Арбитражным судом не принимается к производству исковое заявление прокурора, если им не предоставлены доказательства направления его копии и копий отсутствующих документов ответчику. В связи с этим к материалам дела прилагаются документы о направлении ответчику указанных копий (ст. 125—126 АПК РФ).
Генеральная прокуратура РФ в Информационном письме от 22 августа 2002 г. № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также в ряде других документов рекомендует прокурорам использовать обращения с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности. В соответствии с п. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
• с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 АПК РФ. Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему бП льшую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ. Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При подготовке заявлений о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо иметь в виду, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ);
• с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
• с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.Закон (ст. 65 АПК РФ) устанавливает общее правило распределения бремени доказывания по арбитражному делу: оно возлагается на то лицо, участвующее в деле, которое ссылается на конкретное обстоятельство как на основание своих требований или возражений. У суда нет ни обязанности, ни права собирать информацию по собственной инициативе и без ведома лиц, участвующих в деле. Это правило в полной мере распространяется и на прокурора, не имеющего в арбитражном деле собственного материально-правового интереса.
В этой связи чрезвычайно важно дать правильную юридическую квалификацию спора как при подготовке искового заявления, так и непосредственно в суде. С корректировкой квалификации изменяется круг и характер доказательственного материала по делу.
Применительно к доказательственной базе по арбитражному делу вся деятельность прокурора должна способствовать полной и всесторонней оценке доказательств судом при соблюдении следующих основных требований: относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Прокурор, непосредственно участвующий в арбитражном процессе, пользуется в полном объеме правами, предоставленными участникам процесса. Он, в частности, вправе знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе арбитражного процесса вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа, обжаловать судебные акты. Прокурор формирует свою позицию в судебном заседании на основе закона, материалов дела и своего внутреннего убеждения и не связан доводами искового заявления.
Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле (п. 4 ст. 52 АПК РФ).
АПК РФ 2002 г. содержит новеллу, закрепляющую право прокурора вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности. Это право может быть реализовано только по делам, которые в соответствии с п. 1 ст. 52 АПК РФ инициируются по искам (заявлениям) прокуроров. Право на участие в процессе может быть реализовано прокурором (должностным лицом соответствующей прокуратуры), имеющим право на обращение с исковым заявлением (заявлением) в данный арбитражный суд. При этом объем процессуальных полномочий, порядок и условия их реализации идентичны тем, которые имеет прокурор по делам, возбужденным по его искам (заявлениям).
Вступление прокурора в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение законности. С учетом этого решение о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ должен принимать прокурор субъекта РФ или его заместитель как по собственной инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он направляет в арбитражный суд соответствующее заявление. Несмотря на то что принятие решения о вступлении в дело прокурора непосредственно арбитражным судом в кодексе не предусмотрено, в случае вынесения судом соответствующего определения следует рассматривать и этот вопрос с учетом требований ст. 52 АПК РФ,
Все участвующие в деле лица вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 257 АПК РФ прокурор как лицо, участвующее в деле, также обращается в апелляционную инстанцию с жалобой, а не с протестом. Апелляционная жалоба может быть подана Генеральным прокурором РФ, его заместителем, прокурорами субъектов РФ, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и их заместителями, обратившимися с иском. Апелляционная жалоба составляется в соответствии с требованиями ст. 260 АПК РФ. Прокурор, подавший апелляционную жалобу, обязан направить другим лицам, участвовавшим в деле, копии жалобы и приложенных к ней документов, которые у них отсутствуют (п. 4 ст. 260 АПК РФ).
Прокурор, подавший жалобу, участвует в апелляционном процессе, обосновывая доводы, содержащиеся в жалобе. При апелляционном разбирательстве дело подлежит полному повторному рассмотрению. Этот институт арбитражного процессуального законодательства предназначен для проверки законности и обоснованности судебных решений, не вступивших в законную силу, осуществляемый коллегией в составе не менее трех судей. Вступившие в законную силу решения всех арбитражных судов РФ могут быть пересмотрены в кассационной инстанции (в федеральных арбитражных судах округов) по кассационным жалобам Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и их заместителей. Требования к содержанию кассационной жалобы закреплены в ст. 277 АПК РФ. Прокурор, подавший кассационную жалобу, участвует при рассмотрении дела в кассационной инстанции. Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов с точки зрения их соответствия требованиям материального и процессуального законодательства.
Дела в порядке надзора рассматривает только Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, и поэтому надзорную стадию можно рассматривать как исключительную. Основаниями к отмене или изменению в порядке надзора решения, вступившего в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании применении арбитражными судами норм права;
2) препятствие принятию законного решения по другому делу;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.
Право обращения в Высший Арбитражный Суд РФ предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ). Представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора прокурор вправе направить только по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, т.е. возбужденным по искам и заявлениям прокурора, а также по тем делам, по которым прокурор участвовал в деле в порядке ч. 5 ст. 52
АПК РФ. Представление в Высший Арбитражный суд РФ может быть подано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (в кассационном порядке).
Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда РФ. Представление после его принятия к производству рассматривается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
В случаях возникшей необходимости пересмотра решения арбитражного суда в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, имеющими существенное значение для судьбы дела, возбужденного по иску (заявлению) прокурора, прокурор обращается с заявлением в арбитражный суд, принявший решение по этому делу. Однако обращаться с соответствующим заявлением в арбитражный суд обладает правом прокурор, по иску (заявлению) которого было возбуждено дело судом. В суде прокурор поддерживает внесенное им заявление.
Генеральный прокурор РФ вправе принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Ему же предоставлено право обращаться в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по арбитражным делам.

Порядок направления прокурором исков и заявлений в арбитражный суд

Часть 2 ст. 52 АПК РФ устанавливает, что в ВС РФ вправе обращаться с исками и заявлениями Генеральный прокурор РФ или его заместители, а в арбитражный суд субъекта РФ — прокурор субъекта РФ или его заместитель, а также приравненные к ним прокуроры или их заместители. Иными словами, правом на обращение в арбитражный суд наделены также военные и иные специализированные (природоохранные, транспортные) прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов РФ. При этом, учитывая правила подсудности дел арбитражным судам (например, рассмотрение исков и заявлений проводится по месту нахождения недвижимого имущества), прокурор субъекта РФ либо приравненный к нему военный и иной специализированный прокурор, а также их заместители правомочны направлять свои требования в арбитражные суды, расположенные вне зоны действия их территориальной или специальной юрисдикции, поскольку АПК РФ не содержит каких-либо оговорок на этот счет.

Другое дело, в рамках установленного руководящими указаниями Генерального прокурора РФ взаимодействия соответствующих прокуратур участие в рассмотрении исков и заявлений в арбитражных судах, как правило, осуществляют прокурорские работники прокуратур субъектов РФ, где находится соответствующий арбитражный суд. В частности, приказом Генерального прокурора РФ от 25.05.2012 № 223 установлено, что при обращении Генерального прокурора РФ либо его заместителя или прокурора субъекта РФ с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд по месту нахождения иного подразделения Генеральной прокуратуры РФ или прокуратуры другого субъекта РФ (если в деле не обеспечено участие подчиненных им работников) копии представленных в суд материалов необходимо направлять соответствующему прокурору субъекта РФ с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чем также должен быть информирован арбитражный суд. Прокурор, получивший такое извещение, обязан обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбужденных по инициативе Генерального прокурора РФ, его заместителя или прокурора другого субъекта РФ. О результатах рассмотрения иска, заявления или жалобы необходимо незамедлительно сообщать инициатору.

Следует учитывать, что АПК РФ не предоставляет права на обращение в арбитражные суды прокурорам районного и равного им уровня, что, с одной стороны, является правильным, поскольку прокуратуры районного звена не наделены статусом юридического лица, а значит, не обладают арбитражно-процессуальной правоспособностью. С другой стороны, районные прокуроры нередко в процессе своей надзорной деятельности вскрывают факты нарушений, требующих обращения в арбитражные суды, но в силу изложенных причин вынуждены обращаться к вышестоящим по отношению к ним прокурорам областного звена, которые далеко не всегда усматривают основания для обращения в арбитражные суды с исками и заявлениями. В ряде случаев в силу необходимости соблюдения указанной субординационной процедуры утрачивается острота и актуальность возможного обращения в арбитражный суд, в том числе по причине истечения сроков исковой давности.

На этом фоне достаточно интересным выглядит положение упомянутого выше п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2, согласно которому, по мнению данного судебного органа, правами на обращение в арбитражный суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности виновных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наряду с вышестоящими прокурорами обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов.

При обращении прокуроров в арбитражные суды немаловажным аспектом является четкое соблюдение требований, предъявляемых к оформлению исков и заявлений.

В обязанность прокурора входит направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Статьей 126 АПК РФ установлено, что к исковому заявлению прилагаются:

• уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у других лиц, участвующих в деле;

• документы, подтверждающие обстоятельства, па которых прокурор основывает свои требования;

• копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска, если таковое имело место.

Согласно ст. 92 АПК РФ прокурор вправе направить в арбитражный суд заявление об обеспечении иска одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении. Необходимость в принятии мер по обеспечению иска может возникать, например, в случаях, когда есть основания полагать, что спорное имущество может быть реализовано до вынесения судом решения по делу, в связи с чем прокурор вправе ходатайствовать о наложении запрета па оборот такого имущества.

Статья 193 АПК РФ закрепляет требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим. Следует учитывать, что подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

В свою очередь, ст. 199 АПК РФ установлены требования, предъявляемые к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Если речь идет об оспаривании прокурором решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

По ходатайству прокурора арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта или решения.