Признаки налогового правонарушения рк

Рубрики Вопрос юристу

Налоговые правонарушения по законодательству Республики Казахстан. Статьи по предмету Налоговое право

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

А.А. ЯЛБУЛГАНОВ

Вводные положения

Казахстанские ученые, естественно, регулярно обращаются к актуальным вопросам налогового права. Не является исключением и проблематика налоговой ответственности.
В этой связи необходимо назвать в первую очередь интересную, новаторскую и смелую в научном отношении совместную работу А.И. Худякова и В.Ю. Шатова , посвященную налоговым правонарушениям . Российским читателям названная работа призвана помочь разобраться в системе налогового законодательства Республики Казахстан, в особенностях установления ответственности за налоговые правонарушения. Вне всякого сомнения, оригинальной является приведенная ими классификация государственного принуждения в сфере налогообложения, обращение к правовой природе налоговой ответственности, доктринальное толкование норм налогового и административного права относительно налоговых правонарушений .
———————————
Худяков Алексей Иванович (1940 — 2006), профессор, доктор юридических наук, советский, казахстанский и российский ученый, признанный специалист по финансовому праву. Шатов Валерий Юрьевич, специалист в области финансового и налогового права.
Худяков А.И, Шатов В.Ю. Налоговые правонарушения. Алматы, 2008.
Монография «Налоговые правонарушения» состоит из пяти глав («Общая характеристика налоговых правонарушений», «Состав налогового правонарушения», «Государственное принуждение в сфере налогообложения», «Административные правонарушения в сфере налогообложения», «Налоговые преступления»).

Актуальные проблемы и фундаментальные вопросы налогового права Республики Казахстан исследуются и в монографии Е.В. Порохова , чьи работы хорошо знакомы российским ученым. С учетом целей данной статьи будет интересным обратиться к теме налогового нормотворчества, которая занимает одно из центральных мест в названной монографии Е.В. Порохова. Безусловно, будут полезны для любознательного читателя и другие исследования названных нами авторов .
———————————
Порохов Е.В. Теория и практика налогового права Республики Казахстан: основные проблемы. Алматы, 2009.
Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть. Учебник. Алматы, 2003; Шатов В.Ю. Налоговый контроль в Республике Казахстан (вопросы теории и практики). Алматы, 2010; Комментарий к Налоговому кодексу Республики Казахстан (общая часть и налоговое администрирование) по состоянию на 1 сентября 2009 года / Е.В. Порохов, Р.А. Подопригора, С.Б. Бабкин, Р.К. Камалетдинов и др.; под ред. Е.В. Порохова. Алматы, 2009.

1. Налоговое законодательство Республики Казахстан и к вопросу о налоговой ответственности

Согласно Конституции Республики Казахстан действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики (выделено мной — А.А.Я). Право Верховного Суда Республики Казахстан принимать нормативные постановления закреплено также в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». К нормативным постановлениям Верховного Суда Республики Казахстан мы еще вернемся при характеристике состава налогового законодательства Республики Казахстан.
Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее — Налоговый кодекс или НК РК) не дает определения налогового законодательства, ограничиваясь установлением состава налогового законодательства. Статья 2 НК РК гласит, что налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом. Законодатель ограничивает состав налогового законодательства только целесообразностью регулирования налоговых отношений, осуществляемого НК РК, а при необходимости и иными нормативными правовыми актами в случаях, когда это допускается НК РК. Фактически границы налогового законодательства четко не очерчены, и законодатель допускает их широкое толкование. В НК РК устанавливается приоритет налогового законодательства перед иным законодательством в вопросах налогообложения, а международный договор, в свою очередь, имеет приоритет перед национальным законодательством в случае его ратификации Республикой Казахстан.
Существенным положением ст. 2 является запрет на включение в неналоговое законодательство Республики Казахстан норм, регулирующих налоговые отношения, правда, с оговоркой «кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом». Приведенная оговорка, как нам представляется, снижает значимость данной нормы для всего налогового законодательства.
Теперь, собственно, о нормативных правовых актах, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом.
Прежде заметим, что НК РК, несмотря на ряд особенностей, является содержательным, внутренне согласованным, юридически и логически цельным, систематизированным законодательным актом. Особенностью НК РК является порядок отнесения нормативных правовых актов к налоговому законодательству. Состав налогового законодательства можно определить только косвенным путем.
В данном случае необходимо воспользоваться исследованиями казахстанских коллег, в которых авторы уже упомянутых нами работ обращаются к нормативным постановлениям Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан. Подробно анализируя нормативные постановления Верховного Суда РК, их роль и место в правовой системе республики, Е.В. Порохов отмечает, что Верховный Суд РК стремится с помощью своих нормативных постановлений восполнять пробелы в законодательстве в случае их обнаружения путем собственного нормотворчества. В случае же выявления противоречий в понимании и применении конкретных правовых норм в деятельности судов по отправлению правосудия Верховный Суд РК стремится дать таким нормам соответствующее нормативное толкование .
———————————
Порохов Е.В. Теория и практика налогового права Республики Казахстан: основные проблемы. Алматы, 2009. С. 154. Подробнее о судебном нормотворчестве см. С. 142 — 179.

Как нам представляется, казахстанские исследователи окончательно не определились со статусом нормативных постановлений Верховного Суда РК, хотя, как резюмирует Е.В. Порохов, ссылаясь на Закон РК «О нормативных правовых актах», «нормативное постановление Верховного Суда РК — это, прежде всего, нормативный правовой акт государственного органа» .
———————————
Там же. С. 153.

А.И. Худяков и В.Ю. Шатов, в свою очередь, рассматривая нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 23 июня 2006 года N 5 «О судебной практике применения налогового законодательства», согласно которому к нормативным правовым актам, входящим в состав налогового законодательства, относятся нормативные Постановления Правительства, нормативные правовые приказы руководителя уполномоченного государственного органа в системе органов налоговой службы, а также нормативные правовые приказы Министерства иностранных дел об установлении конкретных размеров ставок консульских сборов и нормативные правовые решения местных представительных органов об установлении ставок отдельных налогов и других обязательных платежей в бюджет, отмечают, что нормативные Постановления Верховного Суда РК «включаются в состав действующего права» (с. 5). Нормативные постановления о судебной практике применения налогового законодательства Верховный Суд РК принимает регулярно и фактически их можно включить в состав налогового законодательства .
———————————
Худяков А.И., Шатов В.Ю. Налоговые правонарушения. Алматы, 2008. С. 5.
Информационная система «Параграф» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021682 (дата обращения: 01.09.2014).

Вопросы по нормативному Постановлению Верховного Суда Республики Казахстан актуальны, потому что трудно вписываются в систему романо-германской правовой семьи, к которой относится и казахстанское право.
С учетом имеющихся особенностей в формировании состава налогового законодательства Республики Казахстан отметим также, что в НК РК отсутствуют какие-либо специальные или иные указания на принадлежность упомянутых в нем нормативных правовых актов к налоговому законодательству. В НК РК часто встречаются общие ссылки на те или иные акты с формулировкой, например, «законодательные акты Республики Казахстан», «законодательство Республики Казахстан», хотя встречаются упоминания и по отраслевому принципу. Поэтому приходится догадываться, относится ли, например, Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, упоминаемый в НК РК, к налоговому законодательству, и было ли его принятие инициировано согласно требованиям НК РК.
Таким образом, при определении налогового законодательства в Республике Казахстан используется понятие законодательства в широком смысле. Профессор А.Н. Козырин неоднократно писал о том, что еще с советских времен в юридической науке обозначился двоякий подход к самому понятию «законодательство». Различали законодательство в широком и узком смысле слова. Под законодательством в широком смысле понималась внешняя форма выражения объективного права, совокупность актов, с помощью которых «воля народа» становится общеобязательной. Иными словами, понятием «законодательство» охватывались различные юридические акты, издаваемые уполномоченными государственными органами и устанавливающие нормы права. В их число входили не только законодательные акты, но и многочисленные подзаконные акты. Под законодательством в узком (собственном) смысле понимались только законы, то есть нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, принимаемые законодательными органами .
———————————
См., например: Козырин А.Н. Бюджетное законодательство Российской Федерации: научно-практический комментарий главы 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации // Реформы и право. 2012 N 3. С. 25 — 36.

Теперь, собственно, о налоговой ответственности. НК РК не устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений. Он содержит ряд общих положений по вопросам полномочий налоговых служб. В частности, органы налоговой службы вправе в пределах своей компетенции разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные НК РК; осуществлять налоговый контроль; в ходе налоговой проверки в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП РК), производить у налогоплательщика (налогового агента, оператора) изъятие документов, свидетельствующих о совершении административных правонарушений и т.д.
Если говорить об обязанностях органов налоговой службы, то им вменяется соблюдать права налогоплательщика (налогового агента), защищать интересы государства, осуществлять налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком (оператором) налогового обязательства, налоговым агентом (оператором) — обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном НК РК, а также контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений, своевременностью исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, привлекать к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РК.
При выявлении в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также фактов преднамеренного, ложного банкротства, указывающих на признаки преступления, органы налоговой службы направляют соответствующим правоохранительным органам материалы, отнесенные к их подследственности, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Органы налоговой службы выполняют также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, за налоговые правонарушения предусмотрена административная ответственность в порядке, установленном КоАП РК, а привлекать к административной ответственности также в установленном КоАП РК порядке обязаны органы налоговой службы.

2. Меры государственного принуждения в налоговой сфере. Понятие налогового правонарушения

Меры государственного принуждения. В советской и постсоветской правовой науке государственное принуждение рассматривается по отношению к юридической ответственности в соотношении как общее и частное. Юридическая ответственность определяется как вид государственного принуждения. Логично, что А.И. Худяков и В.Ю. Шатов, обращаясь к исследованию вопросов налогового правонарушения, уделяют значительное место в своей работе государственному принуждению в сфере налогообложения с учетом казахстанских правовых реалий . Они пишут, что исполнение налогового законодательства обеспечивается мерами государственного принуждения, выделяя две группы мер «в зависимости от того, каков характер деяния, выражающего собой неисполнение предписаний норм налогового законодательства или его нарушение» . В первую группу ими включаются меры, не связанные с привлечением к юридической ответственности, а во вторую — меры, связанные с привлечением правонарушителя к юридической ответственности. Основной функцией мер первой группы, по их мнению, выступает обеспечительная функция, а во втором случае в мерах второй группы — карательная функция .
———————————
Государственному принуждению посвящена третья главы работы (с. 158 — 237), в которой приводится скрупулезный и детальный анализ элементного состава исследуемой темы.
Худяков А.И., Шатов В.Ю. Налоговые правонарушения. С. 3.
Худяков А.И., Шатов В.Ю. Налоговые правонарушения. Алматы, 2008. С. 3.

По нашему мнению, в первом случае речь может идти и о восстановительной функции. В налоговом праве Казахстана правовосстановительная функция выражена не столь ярко, как в российском налоговом праве, в силу объективных причин. По мнению профессора Т.Н. Радько, восстановительная функция права реализуется в основном в рамках государственного принуждения, а ее характерная особенность заключается в систематической направленности принуждения, то есть в восстановлении нарушенного права как необходимой меры его защиты и охраны . Он отмечает, что в различных отраслях права правовосстановительная составляющая неодинакова, в одних она довольно ощутима, в других менее заметна, но ее наличие характерно для всех отраслей права .
———————————
Радько Т.Н. Теория функций права. М., 2014. С. 238.
Там же. С. 239.

Понятие налогового правонарушения. НК РК не содержит каких-либо положений об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Вполне объяснимо, почему в НК РК нет и дефиниций налогового правонарушения. Как уже отмечалось, за налоговые правонарушения предусматривается административная ответственность в порядке, установленном КоАП РК. Однако связь норм НК РК и КоАП РК очевидна, потому что административная ответственность устанавливается КоАП РК за нарушение норм Налогового кодекса (шире налогового законодательства), за неисполнение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными участниками налоговых отношений возложенных на них обязанностей. В данном случае речь идет о бланкетных нормах, когда структурные элементы норм налогового и административного права дополняют друг друга, комплексно регулируя вопросы ответственности за налоговые правонарушения. В соответствии с КоАП РК основанием для административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного особенной частью названного Кодекса. А.И. Худяков и В.Ю. Шатов отмечают, что в «Казахстане предусмотрены лишь два вида налоговых правонарушений: те, которые содержит Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, и те, которые содержит Уголовный кодекс РК» . Иными словами, речь идет об административной и уголовной ответственности за совершенные налоговые правонарушения (преступления).
———————————
Худяков А.И., Шатов В.Ю. Налоговые правонарушения. Алматы, 2008. С. 52.

Статья 28 КоАП РК гласит: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности».
В новом КоАП РК, вступающем в силу с 1 января 2015 года, определение административного правонарушения не изменилось.
Таким образом, налоговое правонарушение согласно действующему законодательству Республики Казахстан следует разделять на административное налоговое правонарушение и уголовное налоговое правонарушение .
———————————
Уголовному налоговому правонарушению автор планирует посвятить отдельную статью.

Административное налоговое правонарушение можно определить как виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных участников налоговых отношений, нарушающее нормы налогового законодательства и причиняющее вред публичным интересам, за которое КоАП РК предусмотрена административная ответственность .
———————————
Считаем необходимым обратить внимание читателя на высказывания А.И. Худякова и В.Ю. Шатова об элементе виновности, т.к., по их мнению, есть определенные сложности в использовании данного признака правонарушения применительно к условиям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан (см. Худяков А.И., Шатов В.Ю. Налоговые правонарушения. Алматы, 2008. С. 55 — 57). На наш взгляд, вина действительно должна являться обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

3. Административная ответственность за налоговые правонарушения

О переходном периоде в сфере административного налогового правонарушения (старый и новый КоАП РК). Действующий КоАП РК содержит 20 статей по административным налоговым правонарушениям в гл. 16 «Административные правонарушения в области налогообложения» и 4 статьи в гл. 24 «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления». Все составы административных налоговых правонарушений гл. 16 А.И. Худяков и В.Ю. Шатов по определенным основаниям разделили на три группы — административные правонарушения в сфере организационных налоговых правоотношений, административные правонарушения в сфере материальных налоговых правоотношений и налоговые правонарушения в банковской сфере. Составы гл. 24 включены в группу, объединенную под названием налоговые правонарушения, посягающие на установленный порядок управления. Однако следует учитывать, что как и любая классификация, применяемая для систематизации той или иной информации, имеет условный, не обязательный характер, но такого рода систематизация является безусловно полезной и помогает разобраться в порой сложных переплетениях законодательного акта. Необходимо при этом иметь в виду, что в КоАП РК регулярно вносятся изменения и состав этих групп может изменяться.
Административная ответственность устанавливается за следующие виды административных налоговых правонарушений (гл. 16): нарушение срока постановки на регистрационный учет в налоговом органе (ст. 205); неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима (ст. 205-1); осуществление деятельности в период действия решения налогового органа о приостановлении представления налоговой отчетности (ст. 205-2); непредставление налоговой отчетности, а также документов, связанных с условным банковским вкладом (ст. 206); непредставление отчетности по мониторингу сделок, а также документов, необходимых для осуществления контроля при трансфертном ценообразовании (ст. 206-1); нарушение мер финансового контроля (ст. 206-2); сокрытие объектов налогообложения (ст. 207); отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета (ст. 208); уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (ст. 208-1); занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет (ст. 209); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 210); выписка фиктивного счета-фактуры (ст. 211); нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции (ст. 213); нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками (ст. 214); нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин (ст. 215); неисполнение обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, должностными лицами банков и других организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, фондовых бирж (ст. 216); неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством (ст. 217); представление заведомо ложных сведений о банковских операциях (ст. 218); неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан (ст. 218-1); невыполнение законных требований органов налоговой службы и их должностных лиц (ст. 219).
В новом КоАП РК (принят 4 июля 2014 года, но вступает в силу с 1 января 2015 года) предусмотрено также 20 статей по административным налоговым правонарушениям. Составы статей и нумерация глав обоих Кодексов по административным правонарушениям в области налогообложения совпадают, за одним исключением. В новый КоАП РК не включена ст. 216 из старого КоАП РК, которая устанавливает ответственность за «неисполнение обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, должностными лицами банков и других организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, фондовых бирж», но появилась новая ст. 282, предусматривающая ответственность за «нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере производства и (или) оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (нумерация статей отлична).
———————————
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года N 235-V (не введен в действие) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021682 — Информационная система «Параграф» (дата обращения: 03.09.2014).

Некоторым изменениям подверглась и гл. 24, посвященная налоговым правонарушениям, посягающим на установленный порядок управления. В новом КоАП РК административная ответственность устанавливается за следующие виды налоговых правонарушений, посягающих на установленный порядок управления: невыполнение местными исполнительными органами и иными уполномоченными государственными органами обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан (ст. 471); нарушение правил учета и дальнейшего использования имущества, поступившего в собственность государства по отдельным основаниям, в случаях, предусмотренных законодательными актами (ст. 472); разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст. 473); осуществление органами (организациями), уполномоченными государством, определенных действий без взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет, а равно без получения документов, подтверждающих такую уплату (ст. 474); отказ в постановке на налоговый учет или нарушение сроков постановки на налоговый учет (ст. 474). Особенностью данных составов является субъектный состав, это преимущественно должностные лица местных органов исполнительной власти, уполномоченных государственных органов, налоговых служб.
Конъюнктурные изменения по такого родам составам правонарушений — не редкость в законодательстве многих государств, прежде всего, в бывших республиках СССР. Ими могут преследоваться не только фискальные, но и иные публичные интересы, например, защита здоровья населения от вредного воздействия алкоголя, защита прав налогоплательщиков от действий недобросовестных государственных служащих, и быть заслоном для злоупотреблений правом.
Не претерпел существенных изменений субъектный состав административного налогового правонарушения (состав гл. 16 «Административные правонарушения в области налогообложения» новой КоАП РК). Субъектами административных налоговых правонарушений являются физические и юридические лица.
Применительно к субъектам административного налогового правонарушения необходимо дать классификацию и их градацию относительно применяемых мер административно-правового воздействия. В неоднократно упоминаемой нами работе А.И. Худякова и В.Ю. Шатова дана детальная характеристика субъектов налогового правонарушения, не потерявшая своей актуальности и поныне . В частности, они выделяют четыре категории налоговых правонарушителей, к ним отнесены физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица. Они отмечают, что «в широком смысле слова индивидуальные предприниматели и должностные лица, конечно же, являются физическими лицами. в данном случае речь идет о выделении специальных категорий субъектов налоговых правонарушений» . По их мнению, физические лица при совершении административных налоговых правонарушении могут выступать в различных качествах: налогоплательщика, налогового агента, индивидуального предпринимателя, должностного лица организации .
———————————
Худяков А.И., Шатов В.Ю. Налоговые правонарушения. Алматы, 2008. С. 72.
Там же.
Там же.

Впрочем, в новом КоАП РК в гл. 16 должностные лица как субъекты административного налогового правонарушения секвестрированы. В действующем КоАП РК субъектами ответственности выступают физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица (субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства), а в новом КоАП РК — это физические лица, субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства и некоммерческие организации.
В новом КоАП РК только ст. 291 «Приемка в эксплуатацию новых объектов, потребляющих энергетические ресурсы, которые не оснащены соответствующими приборами учета энергетических ресурсов и автоматизированными системами регулирования теплопотребления» предусмотрена ответственность должностных лиц. Согласно ч. 1 ст. 291 приемка в эксплуатацию новых объектов, потребляющих энергетические ресурсы, которые не оснащены соответствующими приборами учета энергетических ресурсов и автоматизированными системами регулирования теплопотребления, влечет штраф на должностных лиц в размере двадцати месячных расчетных показателей. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 291, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей . Под должностными лицами в ст. 291 понимаются лица, подписавшие акт о вводе объекта в эксплуатацию.
———————————
С 1 января 2014 года месячный расчетный показатель будет равняться 1852 тенге.

В действующем КоАП РК ответственность должностных лиц предусмотрена в нескольких квалификациях в ст. 213 «Нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции», ст. 214 «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками», ст. 216 «Неисполнение обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, должностными лицами банков и других организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, фондовых бирж».

4. Административное взыскание и меры административно-правового воздействия по законодательству Республики Казахстан

В обоих Кодексах понятие и цели административного взыскания совпадают, то есть они не изменятся со вступлением в силу нового КоАП РК. Это свидетельствует о преемственности и не только в этих эпизодах, а в целом по всему Кодексу. Законодатель совершенствует законодательство и вектором этих изменений является улучшение качества закона, а не усиление карательной составляющей.
Административное взыскание определяется как мера государственного принуждения, применяемая уполномоченными на то законом судьями, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном КоАП РК лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. Административное взыскание, по мнению законодателя, преследует воспитательные цели и не имеет своей целью причинение физических страданий лицу, совершившему административное правонарушение, или унижение его человеческого достоинства, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Административное взыскание не является средством возмещения имущественного ущерба. Причиненный административным правонарушением вред возмещается в порядке, предусмотренном КоАП РК.
Незначительным изменениям подверглись виды административных взысканий. Согласно новому КоАП РК за совершение административных правонарушений будут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения; 4) лишение специального права; 5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра; 6) приостановление или запрещение деятельности; 7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения; 8) административный арест; 9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
Исключен такой вид административного взыскания, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения. В действующем КоАП РК предусмотрен такой вид взыскания, как лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, в том числе исключение из реестра, а в новом КоАП РК предусмотрено лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра. Приостановление или запрещение деятельности как один из видов взыскания в нынешнем КоАП РК предусматривает приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя. Согласно новому КоАП РК к юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подп. 1 — 5 и 7 ч. 1 ст. 41, а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.
В обоих Кодексах в качестве основных административных взысканий могут применяться только предупреждение, административный штраф и административный арест. Предупреждение состоит в официальной даче органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме. В свою очередь, административный штраф определяется как денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в КоАП РК, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент составления протокола об административном правонарушении.

Заключительные положения

Анализ законодательства Республики Казахстан в сфере ответственности за налоговые правонарушения позволяет говорить о гибком правовом регулировании рассмотренных общественных отношений. Законодатель занимает четкую позицию в вопросах установления административной ответственности за налоговые правонарушения, ограничив состав налогового законодательства только целесообразностью регулирования налоговых отношений, передав при этом деликтную часть в КоАП РК. Это означает, что НК РК не устанавливает ответственности за совершение налоговых правонарушений. За налоговые правонарушения предусмотрена административная ответственность с правом органов налоговой службы привлекать к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РК.
Следовательно, административное налоговое правонарушение — виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных участников налоговых отношений, нарушающее нормы налогового законодательства и причиняющее вред публичным интересам, за которое КоАП РК предусмотрена административная ответственность.
Серьезной проблемой законодательства Республики Казахстан является проблема установления виновности организации в совершении налогового правонарушения. Вина организации определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, действия которых обусловили совершение организацией налогового правонарушения.
Принятие нового КоАП РК направлено на оптимизацию отношений в сфере ответственности за налоговые правонарушения, а изменения преследуют публичные цели и направлены на защиту прав добросовестных налогоплательщиков.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Признаки налогового правонарушения рк

В современных условиях налоговые правонарушения приобретают все более массовый характер. Налоговая система в Республике Казахстан сопровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной не поступления налогов в бюджет. В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата [8].

Целью исследования выступает раскрытия основных видов налоговых правонарушений и ответственность за их совершение согласно проведенной административно- правовой и уголовно – правовой реформ.

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение[5]. Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административной ответственности была посвящена глава, которая называлась «Административные правонарушения в области налогообложения» в КоАП от 30 января 2001 года, который утратил юридическую силу, в связи с принятием нового КоАПа, в названной главе было семнадцать статей по налоговым правонарушениям, тогда как сейчас установлены 20 видов административно – налоговых правонарушений.

В связи с проведением правовой реформы были изменены и приняты новые кодексы в РК для комплекса радикальных изменений в правовой системе.

На сегодняшний день налоговым правонарушением посвящается ст. 269– ст. 288 КоАП. Данные виды правонарушений были установлены и в ранее действующем законодательстве , и наиболее распространенными из них являются:

– ст. 269 Нарушение срока постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов; ст. 270 Неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима; ст. 275 Сокрытие объектов налогообложения; ст. 276 Отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета; ст. 277 Уклонение от уплаты начисленных (исчисленных) сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет; ст. 278 Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет и т.д. [1].

Если рассмотреть ст. 275 КоАП «Сокрытие объектов налогообложения», то необходимо считать неотражение (полностью или частично) в бухгалтерском и налоговом учетах предприятия объектов и иных обстоятельств, с наличием которых законодательство связывает возникновение обязанностей налогоплательщика исчислять и уплачивать налог. В.И. Даль так определяет сокрытие: прятать от других, никому не показывать, таить, умолчать о чем-либо, не оглашать, не обнаруживать, не выдавать и т. д. [7]. Под сокрытием объектов налогообложения понимается также непринятие налогоплательщиком на учет товаров, импортированных на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Таможенного союза.

В этом случае применяются самые значительные финансовые санкции: взыскание всей суммы сокрытого или заниженного налога и штрафа в размере той же суммы, а также взыскание пени при задержке уплаты налога.

Сокрытие доходов как налоговое правонарушение – это, прежде всего, неотражение в бухгалтерском учете выручки от реализации (продукции, услуг, основных фондов) и доходов от внереализационных операций как: неоприходование поступивших денежных средств; неоприходование бартерного товара; невключение в прибыль до налогообложения доходов от внереализационных операций; невключение в учет перечисленных со счета денежных средств при уступке требования и переводе долга контрагенту.

Можно сделать ряд выводов касательно ответственности за нарушение налогового законодательства в связи с проведением административно-правовой реформы. Как было отмечено, были включены три статьи за налоговые правонарушения в новый КоАП: ст. 280-1 нарушение порядка выписки счетов-фактур; ст. 281 нарушение законодательства РК в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции; ст. 288 невыполнение законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц.

В целом составы административных правонарушений в сфере налогообложения, за которые предусматривается административная ответственность, остались без существенных изменений.

Вместе с тем, новшества коснулись подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях, размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства, случаев освобождения от ответственности и порядка обжалования и пересмотра постановлений о наложении штрафов.

Снижены размеры отдельных административных штрафов, налагаемых в отношении субъектов малого предпринимательства.

При наложении административного взыскания в виде штрафа следует знать, что новым КоАП РК предусмотрен дифференцированный подход к субъектам малого, среднего и крупного предпринимательства. В частности, если ранее для субъектов малого и среднего предпринимательства был предусмотрен единый размер штрафа, то с 01.01.2015 года для каждого субъекта предусмотрен отдельный размер штрафа т.е. отдельно для субъекта: малого, среднего и крупного предпринимательства [6].

Изменены основания для освобождения налогоплательщиков от административной ответственности.

В новом КоАП РК, в отличие от ранее действовавшего, предусмотрено всего 3 основания освобождения лица от ответственности, к которым относятся: истечение срока давности привлечения к ответственности (ст. 62), акт амнистии (ст. 63) и примирение сторон (ст. 64). При этом, такие основания освобождения как деятельное раскаяние и малозначительность правонарушения КоАП РК 2015 года не предусмотрены.

Расширены полномочия налогоплательщиков по обжалованию административных актов и действий. С введением нового Кодекса «Об административных правонарушениях» налогоплательщики, не согласные с вынесенными постановлениями по административным делам, будут вправе самостоятельно обжаловать такие постановления вплоть до суда кассационной инстанции. Срок подачи кассационной жалобы составляет 6 месяцев со дня оглашения постановления.

Ранее налогоплательщики были ограничены в таком праве и могли обжаловать постановления только лишь в одну вышестоящую инстанцию (апелляционная инстанция), после чего должны были обращаться с ходатайствами в органы прокуратуры для принесения протеста.

Также законодательно закреплён порядок обращения налогоплательщиков с заявлениями о пересмотре административных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. В этом случае, при наличии вновь открывшихся обстоятельств, налогоплательщик вправе обратиться с заявлением о пересмотре дела в суд (к должностному лицу), вынесший постановление по административному делу.

Кроме того, налогоплательщикам предоставляется свобода оспаривания любых незаконных процессуальных решений и действий налоговых органов (должностных лиц), уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях. Напомним, что ранее налогоплательщику предоставлялось право обжалования только постановлений по административным делам.

Следует отметить, что для правонарушений в области налогообложения согласно п.п. 4) части 2 ст. 810 КоАП РК, сокращенное производство по делу об административном правонарушении не применяется, т.е. не применяется 50 % льгота [6].

В современных условиях развития нашего государства при проведении административно-правовой и уголовно-правовой реформы изменился порядок рассмотрения налоговых правонарушений. Ранее это рассматривалось Агенством РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), а на сегодняшний день рассматривается Департаментом государственных доходов.

Агентство финансовой полиции было преобразовано – с передачей функций и полномочий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений и правонарушений вновь созданному Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции, впоследствии Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан. Вопросы экономических и финансовых правонарушений переданы Министерству финансов. То есть, некоторые Департаменты Финансовой полиции вошли в структуру Комитета государственных доходов. Таким образом, рассмотрение налоговых правонарушений, это полномочия Комитета государственных доходов.

Помимо административно-налоговых правонарушений существуют и налоговые правонарушения за которые предусматривается уголовная ответственность.

Налоговые правонарушения в Уголовном кодексе РК – это уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Уголовная ответственность за налоговое правонарушение – это правовое последствие совершения преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки преступления [4].

Если сравнить ответственность по Уголовному кодексу РК от 16.07.1997 года, который утратил юридическую силу и Уголовный кодекс РК от 3 июля 2014 года, на примере:

– статья 245 УК РК «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации», когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до 2000 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, а в утратившем законодательстве – ст. 222 УК РК штраф от 700 до 1000 МРП с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо ограничением свободы на срок от 1 до 3 лет, здесь мы наблюдаем, увеличение суммы штрафа санкций [3].

Таким образом, в УК РК предусматривается всего три статьи за налоговые правонарушения, где увеличилась сумма штрафа которая указана в ч. 2,3 ст. 245 УК РК до 5000 МРП, и максимальная санкция предусматривает срок лишения свободы на срок от 6 до 10 лет в ч. 3 ст. 245 УК РК.

Если обратиться к статистике налоговых правонарушений города Караганды, по району Казыбек би: за 2014 год было – 274 правонарушений, а за 2015 год – 483 правонарушений, как мы видим увеличение числа налоговых правонарушений всего за один год. Эти показатели свидетельствуют, что качество, и эффективность налоговых проверок растет, а рост связан с экономическим кризисом и низкой налоговой культурой.

Актуальные нововведения коснулись и уголовной ответственности за нарушения Налогового законодательства с 1 января 2015 года.

В связи с принятием нового Уголовного кодекса РК, Уголовно-процессуального кодекса РК и совершенствованием законодательства РК в этой области, внесены ряд изменений и дополнений в законодательные акты. Изменения коснулись также положений Налогового кодекса и предусмотрены Законами Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 227-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного законодательства» и от 4 июля 2014 года № 233-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства», которые введены в действие с 01.01.2015 года.

Результатами исследования является внесенные изменения и дополнения в следующие положения Налогового кодекса РК:

Обязанности органов налоговой службы (п. 2 ст. 20) Налогового кодекса РК.

Если в предыдущей редакции было предусмотрено «преступление», то с 01.01.2015 г. заменено на «уголовное правонарушение» для приведения в соответствие с новым Уголовным кодексом РК, в котором предусмотрено понятие уголовное правонарушение, то есть деяние, содержащее все признаки состава преступления либо уголовного проступка, предусмотренного УК РК. Так как преступление является видом уголовного правонарушения, и уголовные правонарушения в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости подразделяются на преступления и уголовные проступки.

Сроки исковой давности по налоговому обязательству и требованию (п. 4 ст. 46 Налогового кодекса РК) начисление или пересмотр исчисленной суммы налогов и других обязательных платежей бюджет по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием, или по действию (действиям) по выписке счета-фактуры, совершенному (совершенным) с субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, производится налоговым органом в пределах срока исковой давности по налоговому обязательству и требованию после вступления в законную силу приговора или постановления суда [2].

По новому УК РК такое уголовное правонарушение, как совершение субъектом частного предпринимательства сделки (сделок) без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, заменено на совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров. То есть, действующая статья УК РК 192-1 исключается и заменяется статьей 216 нового УК РК, предусматривающей совершение субъектом частного предпринимательства действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с целью извлечения имущественной выгоды, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству, – наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Изменились основания, когда налоговые органы представляют сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента).

Расширен перечень причин отказа в добровольной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (п. 3 ст. 569).

Налоговые проверки (Глава 89). Введена новая стадия досудебного расследования, которая включает дознание, предварительное следствие и протокольную форму [9].

В заключении стоит отметить, что сфера налогообложения для государства представляет чрезвычайно важное значение. Это значение предопределено той ролью, которую играют сами налоги в жизни государства, где они представляют собой один из основных источников в получении денежных средств. Поэтому государство, установив налоги посредством издания соответствующих правовых актов, стремится к тому, чтобы эти акты «работали» как можно эффективней. То есть, чтобы все участники налоговых отношений безупречно выполняли возложенные на них законодательством обязанности.