Пример метода предписания в коап

Рубрики Вопрос юристу

Методы административного права

Методы административно-правового регулирования

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует ряд правовых средств (способов) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений. Эти юридические средства называются методами правового регулирования административно-правовых отношений.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения. Метод правового регулирования — весьма емкое понятие, состоящее из множества компонентов (порядка установления прав и юридических обязанностей субъектов соответствующих правоотношений, степени определенности их прав и автономности их действий и др.).

В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования — дозволение, предписание и запрет. Дозволение реализуется с помощью управомочивающих норм административного права; предписание и запрет — наиболее известные и часто применяемые в административной практике типы правового регулирования — включены в механизм административной деликтологии и применения мер административного принуждения.

Согласно другой классификации в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны двум большим, противоположным по своему юридическому характеру и назначению, блокам правовых отраслей — публичному (например, административному, государственному (конституционному), процессуальному) и частному (например, гражданскому, трудовому) праву.

Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Например, система правового регулирования правоохранительной или военной службы включает в себя множество императивно-правовых характеристик, которые обусловливают должное построение и функционирование таких видов государственной службы. При этом взаимоотношения сотрудников правоохранительной службы или военнослужащих основываются на непосредственной подчиненности, распорядительности и централизации управления.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления государственных функций.

В общих чертах сущность методов административного правового регулирования раскрывается перечнем следующих правовых средств воздействия на административно-правовые отношения:

1. установление определенного порядка действий или принятия решений — предписание к действию в соответствующих условиях, надлежащим образом оформленное в административно-правовой форме. Например, государственные служащие должны соблюдать положения соответствующих административных регламентов осуществления государственных функций или должностных регламентов, а также законов, в которых перечисляются их обязанности;

2. запрет определенных действий под угрозой применения соответствующих административных санкций, установление правоограничений или определенных требовании. Например, федеральные органы исполнительной власти не имеют права принимать нормативные правовые акты в виде писем либо телеграмм; государственные служащие не вправе появляться на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; жалобы граждан не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых являются предметом жалобы; не может быть составлен протокол об административном правонарушении неправомочным лицом;

3. предоставление возможности выбора одного из вариантов должного повеления, предусмотренных в административно-правовой норме. В данном случае гражданин, руководитель государственного органа, государственный служащий, должностное лицо может выбрать по своему усмотрению, но строго в соответствии с законом одну из нескольких форм (и методов) деятельности. Например, начальник органа внутренних дел выносит постановление о применении к виновному лицу административного наказания, выбирая его из нескольких наказаний, установленных в санкции статьи КоАП РФ; судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения;

4. предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать (или не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия при наличии определенных условий. Усмотрение применяется как в процессе реализации субъективных прав граждан, гак и при использовании государственными служащими предоставленных им правомочий. Например, гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации. Дозволение — это предоставление возможности и права на совершение действий, установленных в административно-правовой норме. Однако субъект права по своему усмотрению может и не совершать таких действий. Этот способ может использоваться государственным служащим в рамках осуществляемой им управленческой деятельности, когда выбор того или иного варианта управленческого поведения будет определять эффективность всей административной работы.

Методы административного права как способы воздействия на общественные отношения следует отличать от методов изучения административного права, которые, в сущности, представляют собой способы толкования административно-правовых норм.

§ 1. Понятие и вид

Как уже подчеркивалось, нередко отрасли действующего рос­сийского права совпадают в своих основных проявлениях, т.е. по предмету правового регулирования. Например, это наглядно видно на примере имущественных, финансовых отношений, а также отношений в области использования и охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т.п. В подобных слу­чаях определяющую роль начинает играть еще одно юридическое явление, именуемое методом правового регулирования.

Что понимается под методом в названном смысле? Определен­ная совокупность правовых средств или способов осуществления регулирующего воздействия права на общественные отношения. В принципе эти средства являются общими для всех правовых от­раслей, ибо право во всех своих вариантах (отраслях) проявляет себя единообразно. Это означает, что не может быть особых, напри­мер, гражданско-правовых, финансово-правовых, уголовно-правовых или административно-правовых методов.

В чем же тогда суть методов правового регулирования и как они способствуют в совокупности с предметом правовой отрасли более точному выявлению юридического лица данной отрасли? Есть ос­нования для определенных выводов обобщающего характера, в ос­нове которых – качества, заложенные в самой природе права. Последнее очень важно, так как метод может выступать в роли критерия, для разграничения правовых отраслей.

Фактически право исполь­зует следующие юридические возможности регулирующего воз­действия на общественные отношения: предписание, запрет, до­зволение.

Предписание – это возложение соответствующей нормой права прямой юридической обязанности совершить то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных дан­ной нормой. Следовательно, норма указывает, что нужно посту­пить в соответствующих условиях именно так, а не иначе. Напри­мер, установлено, что общественные объединения для получения статуса юридического лица (в гражданско-правовом смысле) должны пройти государственную регистрацию в полномочных ор­ганах исполнительной власти; граждане, достигшие 14-летнего возраста, должны получить паспорт и т.п.

Запрет – это фактически также предписание, но иного юриди­ческого содержания. Его смысл состоит в том, что норма права возлагает на своих адресатов прямую юридическую обязанность воздержаться от совершения определенных юридически значи­мых действий в условиях, предусмотренных данной нормой. На­пример, сотрудникам милиции запрещено использование оружия в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, а также при значительном скоплении людей, например, для осво­бождения заложников и т.п.

Дозволение – это юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотрен­ных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по свое­му усмотрению.

Конечно, каждая правовая отрасль использует названные мето­ды с учетом особенностей своего предмета регулирования, т.е. об­щественных отношений. Различия же между отраслями права можно провести по степени (удельному весу) практического ис­пользования того или иного метода. Так, для уголовного права наиболее характерны запреты, для гражданского права – дозво­ления и т.п. Однако дозволения можно обнаружить и в содержа­нии уголовно-правовых норм, в то время как запреты и предписа­ния могут содержаться в нормах гражданского права. Например, ГК РФ не допускает использования гражданских прав в целях ог­раничения конкуренции, а также действий, осуществляемых ис­ключительно с намерением причинить вред другому лицу. В то же время он устанавливает, что нарушение права граждан заниматься предпринимательской деятельностью влечет недействительность правового акта, устанавливающего те или иные ограничения. В данном случае налицо прямое юридическое предписание.

Метод дозволения в административном праве. Статьи по предмету Административное право

МЕТОД ДОЗВОЛЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Административно-правовое регулирование носит достаточно сложный и обширный характер, затрагивает разнообразные сферы. В ходе соответствующего правового регулирования возникают различные проблемы, под данное воздействие попадают различные субъекты. Для того чтобы административно-правовое регулирование носило гибкий и оптимальный характер, необходимо, чтобы в составе механизма административно-правового регулирования присутствовали не только запреты и разрешения, но также и дозволения. Дозволения — это особое средство правового регулирования, которое связано с запретами и разрешениями . Как отмечает В.Д. Сорокин, «. дозволения, предписания и запреты как способы правового регулирования настолько тесно связаны друг с другом, что практически отдельно существовать не могут. Только совместно они образуют некое ядро единого метода правового регулирования, который обусловлен единым предметом и обеспечивает регулирование образующих его отношений социально-правовой среды» .
———————————
См.: Валиев Ю.К. Метод разрешения в административном праве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.
См.: Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. СПб., 2004. С. 44.

Подтверждение логической взаимосвязи дозволений и запретов мы можем увидеть в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» . Так, сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1666.

— для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
— для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
— для освобождения заложников;
— для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
— для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
— для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
— для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;
— для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
— для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.
В то же время запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска (ст. 15).
Следует отметить, что в настоящее время количество дозволений в механизме административно-правового регулирования становится все больше. Это связано с тем, что государство отказывается от жесткого административно-правового регулирования во многих сферах экономической, а также социально-культурной сфере. Так, в настоящее время имеет место сокращение количества видов деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию, сокращается объем обязательной сертификации и др. В таких условиях дозволение получает все большое распространение и становится все более значимой составляющей в механизме административно-правового регулирования. Дозволения могут касаться как граждан, так и должностных лиц. Как отмечает К.Е. Игнатенкова, существуют «удобные в применении» дозволительные средства. Заключенная в них правовая информация — необходимое представление о содержании разрешенного поведения. Управомочивающие нормы напрямую связаны с установлением заранее определенных, в значительной мере выверенных эталонов дозволительных действий. Кроме того, дозволения подразделяются на временные и относительно постоянные дозволения» .
———————————
См.: Игнатенкова К.Е. Виды правовых дозволений // Вестник Саратовской академии права. 2007. С. 14.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дозволения в механизме административно-правового регулирования общественных отношений играют весьма существенную роль. Как верно отмечает С.С. Алексеев, дозволение — это ключевой элемент правового регулирования, определяющий правовое средство, призванное обеспечить осуществление реальных прав человека, подлинное самоуправление, творческую и созидательную деятельность людей. Дозволения в праве — это субъективное юридическое право и ему свойственно все то, что присуще субъективным юридическим правам .
———————————
См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 54.

Можно сказать больше: дозволения — это не просто права, а возможность действовать определенным образом в рамках предоставленного права.
Как отмечает М.К. Юков, «. дозволение — это установленный нормами права вариант поведения, в соответствии с которым лицу предоставляется право на положительные действия» .
———————————
См.: Юков М.К. Дозволения и запреты в системе гражданского процессуального права // Советское государство и право. 1982. N 2. С. 118.

К.Е. Игнатенкова пишет, что дозволение — это выражающийся посредством юридических норм способ правового регулирования, заключающийся в предоставлении субъекту, в очерченных законом рамках, свободы выбора варианта поведения, стимулирующего его правовую активность, творческие и созидательные качества, способствующего наиболее полному удовлетворению интересов личности, общества и государства .
———————————
См.: Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 9.

Дозволения в административном праве достаточно распространены. Дозволения установлены в системе государственной службы, законодательстве об административных правонарушениях. Всем правовым дозволениям присущи определенные признаки. В частности, дозволения устанавливаются нормами права, данные средства дают возможность гражданину или правоприменителю действовать определенным образом, следуя при этом нормативным предписаниям. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).
Следует также сказать, что дозволительные предписания предоставляют участникам соответствующих отношений такие права, которые дают им возможность действовать определенным образом. Согласно Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» граждане имеют право на приобретение на территории РФ оружия. Следует отметить, что оружие может приобретаться как на основании лицензии, так и без нее. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат, и граждане РФ имеют право приобретать их без получения лицензии (ст. 13). Дозволительная составляющая в методе административного правового регулирования играет важную роль в выборе варианта поведения в той или иной ситуации, в некоторых случаях позволяет участникам административных правоотношений самим определять взаимные права и обязанности.
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» условиями получения права на управление транспортными средствами является достижение определенного возраста. Так, граждане РФ, достигшие установленного возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школ, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

Право на управление транспортными средствами предоставляется: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста; автомобилями, разрешенная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории «Д», — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста; автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест, — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста; составами транспортных средств — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев; трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста (ст. 25).
В правовом регулировании экономики дозволительные средства начали активно развиваться в начале 90-х годов XX века в механизме административно-правового регулирования предпринимательской, хозяйственной и коммерческой деятельности. Так, Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. «О свободе торговли» в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен определил необходимость предоставить предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.
———————————
См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 290.

Приведенные нормативные предписания наглядно подтверждают важность, необходимость дозволительной составляющей в механизме административно-правового регулирования общественных отношений в сфере публичного управления, а также в сфере полицейской и хозяйственной деятельности.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Метод административного права

Предмет административного права определяет сферу правового регулирования данной отрасли, круг общественных отношений, которые упорядочиваются посредством административно-правовых норм. Метод же административного права характеризует способ воздействия отрасли на общественные отношения. Иными словами, предмет административного права отвечает на вопрос, что именно регулирует эта отрасль, в то время как метод объясняет, посредством каких приемов, способов, механизмов.

Говоря о методе административного права, мы не можем не коснуться широко распространенной в правовой науке точки зрения о том, что каждая отрасль права обладает собственным, специфическим методом. Данная позиция относит метод отрасли наряду с ее предметом к числу индивидуализирующих особенностей каждой отрасли права, к своеобразным фамилии (предмет) и имени (метод). Однако иной подход основан на том, что все отрасли права независимо от предмета используют общий методологический инструментарий, состоящий из таких традиционных методов правового воздействия, как предписание, запрет и дозволение. Вопрос лишь в том, какой удельный объем занимает каждый из этих методов в правовом регулировании, насколько часто используется каждый из них.

Первая из приведенных точек зрения формирует в определенной степени упрощенную картину методов, используемых отраслями права: для уголовного права характерен метод запрета; для гражданского — дозволения или так называемый диспозитивный метод, открывающий участникам гражданско-правовых отношений огромное множество вариантов поведения в широких рамках возможностей, предоставляемых гражданско-правовыми нормами. Административное же право характеризуется методом «впастеподчинения», когда одна сторона регулируемых административным правом отношений, например орган исполнительной власти или должностное лицо, обладает властными, распорядительными полномочиями в отношении другого участника этих отношений, например гражданина или юридического лица. Однако, на наш взгляд, анализ норм каждой из отраслей российского права позволяет сделать вывод о том, что «выделять» каждой отрасли особый метод по меньшей мере не вполне корректно. Гражданское право, трудовое право, семейное право содержат большое количество запретов и предписаний, уголовное право допускает дозволения, а административное — использует все традиционные методы правового регулирования, о которых мы говорили выше:

1) предписание — закрепление (возложение, установление) прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. Крайней формой данного метода является принуждение, характеризующееся использованием возможностей государственного механизма для силового обеспечения выполнения требований, предписываемых правовыми нормами. При этом особо оговорим, что административное принуждение применяется в большом количестве случаев не только для защиты административно-правовых норм, но и для обеспечения реализации норм всех иных отраслей российского права. Например, обращение взыскания судебным приставом-исполнителем на имущество организации-должника, которое может сопровождаться применением мер административного принуждения, установленных Федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 22 августа 2004 г.), в основе имеет реализацию гражданско-правовых положений;

2) запрет — определение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия. При этом запрет может быть сформулирован как предельно императивно («запрещается», «не допускается» и т.п.), так и в относительно мягких формах, тем не менее не меняющих сути запрета («рекомендуется воздерживаться» и т.п.);

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Усложнение общественных отношений, появление новых проблем, требующих правовой упорядоченности, необходимость формулировки адекватных ответов на вызовы времени заставляют использовать эти методы не автономно, а в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, возрастает удельный вес и таких методов правового регулирования, которые до недавнего времени играли несколько второстепенную, производную роль от трех названных традиционных методов правового регулирования. Речь идет, в частности, о таких, как стимулирование, согласование, прогнозирование.

Несомненно, в общем объеме методов, используемых административным правом, большой удельный вес занимает использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Такое административно-правовое регулирование в известной степени предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений). Однако в подавляющем большинстве случаев властное волеизъявление сочетается с установленными нормами административного права границами этого волеизъявления, в том числе определением прав того лица, которому адресовано предписание. Например, властному волеизъявлению о призыве гражданина на военную службу соответствуют определенная процедура такого волеизъявления, а также закрепление перечня прав призывника, в том числе права на обжалование неправомерных действий. Кроме того, подобный метод в несколько более смягченной форме используется и гражданским правом, например при заключении так называемых публичных договоров (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). В приведенном примере стороны гражданско-правовых отношений не наделены государственно-властными полномочиями, тем не менее одна из сторон вправе настаивать на заключении, а другая — обязана заключить договор, хотя по общему правилу стороны являются свободными в заключении договора.

Не менее характерным для административного права является и метод запрета. При этом зачастую административные, по сути, запреты находят реализацию посредством иных отраслей права. Другими словами, административно-правовые методы вкраплены в ткань других отраслей права, составляя одну из важных основ их функционирования. Так, в силу императивного указания, сформулированного ст. 575 ГК РФ, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей. Данный, по сути, административный запрет направлен на обеспечение не только установленного нормами административного права порядка прохождения государственной и в известной степени муниципальной службы (нельзя забывать, что специфика муниципальной службы помимо административного регулируется еще и собственно муниципальным правом), но и надлежащего регулирования гражданско-правовых отношений, действительного равенства их участников, исключения возможности злоупотреблений и недобросовестного поведения.

Подводя итог сказанному о методах административного права, отметим, что проблема методологии является достаточно дискуссионной в правовой науке, а применительно к административному праву, обладающему уникальным по объему и сложности предметом правового регулирования, -дискуссионной вдвойне.

§3. Методы административного права

Методы административного права – это способы и средства воздействия на управленческие отношения, закрепленные административно-правовой нормой.

Для административного права характерны следующие общеправовые методы:

Использование данных методов в практике применения норм административного права можно проиллюстрировать следующим примером (формирование компетенций ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-7):

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Мировой судья судебного участка области , рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, в отношении , рождения, место рождения г. , проживающей область, г. , пос. , ул. , д. 2 а , директор ООО «Заря-Агро»,

У С Т А Н О В И Л:

, являясь должностным лицом, нарушила сроки сдачи отчета ФНФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, срок сдачи до

Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от , выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, расчетом.

В указанном деянии содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ.

к мировому судье не явилась дважды. По сообщению почтальона, адресат за судебной повесткой в почтовое отделение не является.

Мировой судья считает, что о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300 (триста) рублей.

Разъяснить , что административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. Копию квитанции об оплате штрафа предъявить по адресу: г. , ул. , д. 5а, каб. 8. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, в порядке ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, постановление направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания. Кроме того, неуплата штрафа, согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в районный суд области.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель УФК по области (ГУ — Самарское региональное отделение ФСС РФ) ГРКЦ Банка России по области г. , Р/с 40101810200000010001. ОКАТО 36408000000. БИК КБК 39311620020076000140. ИНН КПП .

В данном документе мы можем усмотреть все три вида методов административно-правового регулирования: предписание касательно срока уплаты административного штрафа, запрет на совершение определенных действий, установленный ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, дозволение на обжалование вынесенного постановления.

Наличие каждого из трех методов правового регулирования характерно для любой отрасли права. Уникальным для конкретной отрасли является сочетание методов из указанных групп, что образует тип правового регулирования.

Для административного права этот тип имеет название ПОВЕЛЕНИЕ, и в основе его лежат предписания императивного характера.

Административно-правовой тип регулирования характеризуется следующим:

подзаконность методов, т.е. законом должна быть прямо установлена возможность применения того или иного метода;

методы применяются с учетом принципа: «все что не разрешено — запрещено!».

Метод административного права имеет свою структуру, которая включает в себя способы воздействия на общественные отношения и приемы воздействия на общественные отношения.

К способам воздействия относятся:

Способы воздействия на конкретное отношение закрепляются содержанием правовой нормы и проявляются путем ее применения.

Рассмотрим сказанное на примере решения Арбитражного Суда Самарской области (формирование компетенций ОК-1, ОК-3, ОК-6, ПК-1, ПК-4-7)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

27 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2012 года

Арбитражный суд Самарской области

судьи Гордеевой С.Д.

при ведении протокола заседания помощником судьи Сергеевой И.В.

рассмотрев 24 декабря 2012 года в судебном заседании дело по заявлению

Прокуратуры Красноярского района Самарской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «ШМЕЛЬ»

о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя –Фомин А.С.

от заинтересованного лица- Курбанов О.С.

Прокурор Красноярского района Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении ООО «Шмель» к административной ответственности по ч. 2 ст.14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявитель поддержал заявленные требования в судебном заседании.

Общество заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и общества, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что заявителем с привлечением специалиста-эксперта отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Самарской области проверено соблюдение ООО «Шмель» (Самарская область, Красноярский район, ул. Новобольничная 11 б, магазин «Шмель-1. Вкусняшки») требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

По результатам проверки 25.09.2012 года прокурором Красноярского района Самарской области в отношении юридического лица — ООО «Шмель» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на юридических лиц возлагаются, в числе прочих, следующие обязанности в сфере обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия населения:

выполнять требования санитарного законодательства.

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Проведенной проверкой установлено, что на момент проверки 20.08.2012 года юридическим лицом ООО «Шмель» в магазине «Шмель-1. Вкусняшки» допущено нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, реализации: в торговом зале в холодильной и морозильной витринах реализуется продукция с истекшим сроком годности:

1. Салат по-корейски из моркови со щукой, производитель ИП Кадяева, г. Самара, изготовленная 07.06.2012 г. сроком годности 45 суток, в количестве 3,480 кг по цене 130 рублей за 1 кг на общу ю сумму 452,40 рублей.

2. Пельмени «Сказка» русские от Ильича, производитель ООО «Лидер», Самарская область, с. Большая Глушица, изготовленные 16.07.2012 г., сроком годности 30 суток, в количестве 2 шт. — 0,900 кг по цене 88 рублей на общую сумму 176 рублей.

Указанное выше является нарушением требований ст. 11,15 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2 ст.3 Федерального закона РФ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п.5 ст.5 Федерального закона от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», п.8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Невыполнение требований обозначенного законодательства может создавать угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Частью 2 ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Исходя из изложенного, ООО «Шмель» нарушило требования ст. 11,15 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2 ст.3 Федерального закона РФ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п.5 ст.5 Федерального закона от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», п.8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», что создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности общества заявителем соблюдена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, поэтому наказание определяется в пределах минимальной санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ без конфискации предметов административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «ШМЕЛЬ» 446370, Самарская область, Красноярский район, с. Красный Яр, ул. Комсомольская 107, ОГРН 1026303803635 к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

ИНН 6317010714 КПП 631701001 УФК по Самарской области (Прокуратура Самарской области) БИК 043601001

Расчетный счет 40101810200000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области ОКАТО 36401000000

КБК 41511690050056000140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм возмещения ущерба, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов»

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара в течение десяти дней с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья С.Д. Гордеева

В тексте Решения можно усмотреть следующие способы воздействия: оперативно-распорядительный («с привлечением специалиста…»); официально-легализующий (регистрация ООО «Шмель» в качестве юридического лица); запретительный (назначение ООО «Шмель» административного наказания).

Приемы воздействия в рамках метода административно-правового регулирования представляют собой:

В изложенном выше примере (дело ООО «Шмель») использован прием принуждение.

В науке административного права существует большое количество классификаций методов административно-правового регулирования.

Манохин В.М. выделяет следующие виды методов административного права:

Дмитриев Д.Г. выделяет следующие виды методов административного права:

установление порядка совершения действия.

предоставление права выбирать;

действие по усмотрению;

установление паритетного установления сторон.

Методы административного права устанавливаются нормами права и применяются в соответствии с ними. Нормы административного права содержаться в источниках отрасли права.