Прекращение юридических лиц в форме ликвидации

Рубрики Наша практика

В чем разница между ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности юридического лица согласно действующему законодательству РФ?

Прежде всего отметим, что гражданское законодательство не содержит определения понятия «прекращение юридического лица». Тем не менее данный термин активно используется в нормативных правовых актах.
В частности, в п. 3 ст. 49 ГК РФ устанавливается, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В п.п. 1-3 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) предусматривается, что реорганизация юридических лиц в форме преобразования, слияния, разделения считается завершенной с момента регистрации вновь возникших юридических лиц, а реорганизуемые юридические лица считаются прекратившими свое существование. Аналогичные положения относительно последствий реорганизации юридических лиц содержатся в п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 54 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Статья 64.2 ГК РФ оперирует понятием «прекращение недействующего юридического лица», подразумевая под этим исключение из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Из приведенных норм следует, что прекращение юридического лица представляет собой юридически закрепленное путем внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ прекращение деятельности юридического лица, влекущее за собой невозможность этого юридического лица в дальнейшем приобретать и осуществлять (выполнять) права и обязанности от своего имени и каким-либо образом участвовать в гражданском обороте.
В свою очередь, под ликвидацией юридического лица гражданское законодательство подразумевает определенную процедуру, которая влечет за собой прекращение этого юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Принимая во внимание, что, как это вытекает из вышеприведенных норм, прекращение юридических лиц в процессе реорганизации влечет за собой переход прав этих юридических лиц к вновь созданным или уже существующим юридическим лицам (смотрите также ст. 58 ГК РФ), а прекращение недействующего юридического лица (ст. 64.2 ГК РФ), согласно ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, не требует соблюдения процедуры ликвидации, предусмотренной ст. 63 ГК РФ, можно сделать вывод, что прекращение юридического лица в результате ликвидации является лишь одним из возможных случаев прекращения юридического лица.
Таким образом, понятия «ликвидация юридического лица» и «прекращение юридического лица» соотносятся как частное и общее, то есть ликвидация юридического лица является лишь частным случаем его прекращения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

6 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Прекращение деятельности юридического лица

Обновление: 9 августа 2017 г.

Гражданский кодекс предусматривает два варианта прекращения деятельности юридического лица – ликвидация организации и реорганизация в форме слияния, разделения или присоединения, когда прекращают деятельность присоединяемое юридическое лицо или реорганизуемые лица при слиянии и разделении. В этих случаях организация прекращает свое существование, то есть не может вести хозяйственную деятельность, осуществлять права и обязанности. О прекращении деятельности вносится запись в реестр юридических лиц.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

Существует несколько форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ):

  • слияние, когда участвующие в реорганизации лица прекращают своё существование и создается новая организация;
  • присоединение, то есть к существующей организации присоединяется одно или несколько юридических лиц, причем присоединяемые лица прекращают свою деятельность;
  • разделение, когда вместо одной организации образуется несколько юридических лиц, а разделяемая организация прекращает существование;
  • выделение, где из существующей организации выделяются одна или несколько организаций;
  • преобразование – организация остается, меняется, как правило, организационно-правовая форма.

Особенности регулируются специальными нормами. Так, процедура реорганизации и ликвидации акционерного общества указана в ст. ст. 15 — 24 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Например, в п. 6.1 ст. 15 Закона N 208-ФЗ об АО подробно указано, какую информацию должно содержать уведомление о реорганизации. И несоблюдение этого требования может повлечь отказ в регистрации, то есть объявление, поданное с нарушением требований, будет считаться непредставленным.

Реорганизация завершается, когда вносится запись в ЕГРЮЛ. Если происходили слияние, присоединение, выделение юридических лиц, то реорганизация юридического лица – это прекращение деятельности реорганизуемых организаций.

Именно этим — признанием организации прекратившей деятельность и схожи реорганизация и ликвидация, так как согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация – это прекращение юридического лица. И в процессе реорганизации может быть прекращена деятельность организаций, что фиксируется в ЕГРЮЛ.

При этом и в случае ликвидации, и при реорганизации обязательное требование – публикация в специализированном издании – «Вестнике государственной регистрации».

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации

Несмотря на то, что и в случае реорганизации, и при ликвидации организация прекращает существование, есть принципиальное отличие – правопреемство.

Ликвидация означает, что у организации нет правопреемника и предъявить требования после ликвидации будет некому.

Реорганизация характерна тем, что у организации, которая прекратила деятельность, будут правопреемники (ст. 58 ГК РФ). Кто именно будет правопреемником, зависит от формы реорганизации, от условий образования и прекращения деятельности юридического лица.

При слиянии образуется новое юридическое лицо, именно оно будет правопреемником.

Если происходит присоединение, то существующая организация, к которой присоединилась организация, прекратившая свою деятельность, и будет правопреемником.

При разделении образуются новые юридические лица, и к ним переходят права и обязанности.

Обязательства правопреемников определяются на основании разделительных или передаточных актов.

Завершается реорганизация после регистрации новых организаций. Особенность присоединения — реорганизация завершается в тот момент, когда будет внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединяемой организации, а если их несколько, то последней из присоединяемых.

Безусловно, есть и другие отличия реорганизации от ликвидации юридического лица и в процедуре, и в документах.

Например, при ликвидации составляется ликвидационный баланс, и он обязателен для представления в налоговый орган. При реорганизации – передаточный акт, если планируется разделение или выделение. Если присоединение или слияние, то договор, соответственно, о присоединении или слиянии.

Принципиальное отличие состоит в том, что после принятия решения о ликвидации функции исполнительного органа осуществляет ликвидационная комиссия (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что директор уже не руководит предприятием, все полномочия передаются ликвидационной комиссии.

Кроме того, при ликвидации происходит увольнение всех работников компании, включая беременных работниц. При реорганизации, наоборот, работникам предоставлены гарантии, прямо указано, что реорганизация предприятия не дает работодателю право уволить сотрудников (ч. 5 ст. 75 ТК РФ). При этом работник вправе отказаться от работы на реорганизованном предприятии, есть специальное основание для увольнения (п. 6 ст. 77 ТК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что в процессе реорганизации, так же как и при ликвидации, организация прекращает свое существование, эти процедуры принципиально отличаются.

Реорганизация и ликвидация юридического лица

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство

Законодательством определены две формы прекращения юридического лица:

Реорганизация юридического лица

Реорганизация организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Реорганизация осуществляется в пяти формах:

  • слияние;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • преобразование.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Юридическое значение передаточного акта и разделительного баланса состоит в том, что они должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц. Эти документы (применительно к акционерному обществу они утверждаются общим собранием акционеров) представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Юридическое лицо может быть добровольно ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно было образовано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица, либо в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией может быть ликвидировано также вследствие признания его банкротом.

Порядок ликвидации

1. Учредители (участники) юридического лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии со ст. 63-64 ГК РФ.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидация. После окончания срока для предъявления требований кредиторам ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим юридических лиц органом.

3. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Гражданское право

Основания прекращения — это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц.

Основания прекращения деятельности юридических лиц могут быть самые разные. Если, например, юридическое лицо было создано для достижения определенной

‘ Голос України, 22 квітня 1992 р. — 151 —

цели, то по достижении этой цели оно прекращает свое существование. Истечение определенного срока, на который было создано юридическое лицо, также является основанием для прекращения его деятельности.

Юридические лица, основанные на коллективной форме собственности и созданные в любой организа-цинно-правовой форме прекращают свое существование не только по основаниям, предусмотренным в законе, но и по основаниям, которые могут быть дополнительно определены их уставами или положениями.

Способы прекращения — это предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Ст.38 ГК указывает, что прекращение государственных организаций, являющихся юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они были образованы.

Юридические лица любой организационно-правовой формы, основанные на коллективной форме собственности и созданные по желанию их учредителей, в таком же добровольном порядке могут прекратить свою деятельность. Их предприятия и учреждения прекращают свою деятельность в том порядке, в каком они были созданы. В таком же порядке они и расформировываются.

Таким образом, способы прекращения юридических лиц принципиально ничем не отличаются от способов их возникновения.

Возможно, однако, и принудительное прекращение деятельности юридических лиц, т.

если деятельность его принимает характер, подрывающий безопасность государства, ограничивающий общепризнанные права человека, в других случаях, предусмотренных ст.4, 22 и 32 Закона Украины «Об объединениях граждан».

Формы прекращения — это предусмотренные законом приемы прекращения деятельности юридических лиц.

Юридические лица прекращаются, как сказано в ст,37 ГК, путем ликвидации или реорганизации.

Ликвидация юридического лица означает полное прекращение его деятельности.

Для ликвидации юридического лица в установленном законом порядке учреждается специальная ликвидационная комиссия — ликвидком. В случаях ликвидации предприятий ликвидком назначается их учредителями либо по поручению учредителей функции ликвидкома возлагаются на руководителя прекращающего свое существование предприятия. При прекращении деятельности юридических лиц, основанных на коллективной форме собственности и созданных по желанию их учредителей, ликвидационная комиссия избирается общим собранием участников (членов) или собранием уполномоченных этих организаций, либо осуществление ее функций возлагается на правления (советы) указанных организаций. В таком же порядке устанавливается общий срок ликвидации юридического лица и срок для заявления ему кредиторами своих требований.

В случаях ликвидации юридического лица в принудительном порядке (по решению суда) ликвидационная комиссия создается судом или по его постановлению проводится самой ликвидируемой организацией в лице его органа управления.

Ликвидационная комиссия обязана взять на учет все имущество ликвидируемого юридического лица, сделать в печати публикацию о его ликвидации, по собственной инициативе на основе имеющихся материалов выявить претензии кредиторов и оповестить последних о ликвидации юридического лица, сообщить о сроке, установленном для заявления претензий.

Более сложным является и характеризуется целым рядом особенностей процедура ликвидации коммерческих юридических лиц в случае признания их банкротами. Согласно Закону Украины «О банкротстве» от 14 мая 1992 г.1, возбуждать в суде дело о банкротстве могут как сами организации, считающие себя неспособными в связи с недостаточностью активов удовлетворить в установленный срок предъявленные к ним требования кредиторов, так и кредиторы. Собрание кредиторов создает особый комитет, в работе которого вправе принимать участие назначенный судом распорядитель имущества, председатель ликвидационной комиссии и представитель ликвидируемой организации. Принимаются предварительные меры по сонации (оздоровлению) объявленной банкротом организации. И только тогда, когда эти меры оказываются безуспешными, ликвидационная комиссия приступает к ликвидации дел и имущества этой организации.

Как при самоликвидации (на основании решений учредителей юридического лица), так и при ликвидации юридического лица в принудительном порядке (на основании решения суда), все претензии кредиторов, независимо от наступления сроков исполнения по ним, удовлетворяются ликвидационной комиссией за счет имущества ликвидируемого юридического лица. Претензии, выявленные и заявленные после истечения срока, установленного для их заявления, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения выявленных и заявленных в срок претензий. Если окажется, что оставшегося имущества недостаточно для полного удовлетворения заявленных претензий, то удовлетворение их происходит в порядке очередности, предусмотренной ст. 36 Закона Украины «О предприятиях в Украине», ст.21 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ст.21 Закона Украины «О банкротстве». При этом прежде всего удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих на условиях найма, долги перед бюд-

Ведомости Верховного Совета Украины. 1992. № 31. »

жетом и банками, а затем и все другие требования. Претензии, не удовлетворенные из-за недостатка имущества, считаются погашенными. Претензии, не выявленные и не заявленные в течение общего срока ликвидации юридического лица, считаются полностью погашенными и удовлетворению не подлежат. Осуществляется капитализация повременных платежей, причитающихся с ликвидируемого юридического лица гражданам в связи с причинением им увечья либо иного повреждения здоровья или со смертью гражданина.

Имущество коммерческих юридических лиц, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов используется по указанию учредителей ликвидируемого юридического лица в соответствии с законодательством и его учредительными документами. Оставшееся имущество ликвидируемых государственных предприятий поступает полностью и только в распоряжение вышестоящих органов. Имущество, оставшееся после Ликвидации, общественной организации или политической партии не распределяется между их членами и используется для выполнения уставных задач или на благотворительные цели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по решению суда направляется в доход государства (ст.

Реорганизация означает такое прекращение деятельности юридического лица, когда его дела и имущество не ликвидируются, а переходят к другому юридическому лицу, обязанному выполнять функции прекратившего свое существование юридического лица. При реорганизации имеет место правопреемство, т.е. замена в ранее возникших правоотношениях одних юридических лиц другими с переходом к последним всех прав и обязанностей первых. Практически это означает, что к вновь созданному юридическому лицу от прекратившего свое существование юридического лица переходят все требования и долги, имущество, незаконченные расчеты, права и обязанности по договорам, т.е. весь его актив и пассив.

Реорганизация, как сказано в ст.37 ГК в свою оче-редъ может происходить в форме слияния, разделения или

присоединения. Законом Украины «О предприятиях в Украине» (ст.34) и Законом Украины «О хозяйственных обществах» (ст. 19) предусмотрены еще и такие формы реорганизации, как выделение и преобразование.

При слиянии прекращается самостоятельное существование двух и более организаций и вместо них образуется одна новая организация. При разделении, напротив, прекращает свое существование одна организация, а вместо нее создаются две и более организации. При присоединении одна, две или более организаций прекращают свое существование вследствие того, что они вливаются в организацию призванную действовать вместо них. При выделении ранее созданная организация сохраняет свое существование, но, как и выделившаяся организация, в качестве нового юридического лица. При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы ранее существовавшего юридического лица (например, государственное предприятие преобразуется в акционерное общество).

При слиянии и разделении юридических лиц имущество (права и обязанности) переходит к вновь возникшим юридическим лицам. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу его имущество переходит к этому последнему. При выделении из юридического лица ‘одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходит в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании одного юридического лица в другое к возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица. Считается, что имущество переходит во всех этих случаях в день подписания передаточного или соответственно разделительного баланса (если иное не предусмотрено законом или постановлением о реорганизации). Поскольку реорганизация исходит из начал правопреемства, то при этой форме прекращения юридических лиц ликвидационная комиссия или подобный ей орган не создаются. Ответственность по обязательствам прекративших свое существование юридических лиц принимают на себя право-

преемники — другие юридические лица, причем в полном объеме, т.е. независимо от того, покрывают или не покрывают принятые ими активы все кредиторские требования.

По общему правилу реорганизация юридических лиц осуществляется в том же порядке, в каком происходит и их образование — добровольном или распорядительном. Однако возможна реорганизация коммерческих юридических лиц и в принудительном порядке (на основании решения суда) в случаях, когда объявленное банкротом юридическое лицо подвергается сонации, например, путем включения его в состав другого юридического лица (ст. 12 и 23 Закона Украины «О банкротстве»).

Независимо от того, прекращается юридическое лицо путем ликвидации или реорганизации, оно считается прекратившим свое существование с момента исключения его из государственного реестра. В случае ликвидации или реорганизации коммерческих юридических лиц по основаниям банкротства решение суда сообщается органу, в котором банкрот был зарегистрирован.

Реорганизация и ликвидация предприятия: налоговый учет доходов и расходов

Отношения правового регулирования прекращения деятельности субъектов хозяйствования регламентируются ст. 59 Хозяйственного и ст. 104 Гражданского кодексов. Способы прекращения — это определенный законодательством порядок прекращения деятельности юридического лица.

Прекращение деятельности субъекта хозяйствования может осуществляться путем его реорганизации (слияния, присоединения, деления, преобразования) или ликвидации — по решению собственника (собственников) либо уполномоченных им органов, по решению других лиц — учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных законами, — по решению суда.

В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, реорганизация является относительным прекращением деятельности юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В данной статье предлагаем рассмотреть, как осуществляется прекращение деятельности субъектов хозяйствования путем реорганизации и ликвидации, а также порядок учета доходов и расходов при таких действиях.

Реорганизация предприятия

Как отмечалось, реорганизация может проводиться путем слияния, присоединения, деления и преобразования.

Согласно положениям Гражданского и Хозяйственного кодексов слияние, присоединение, деление и преобразование юридического лица могут иметь место только по решению его участников либо уполномоченного на это органа, а в предусмотренных законом случаях — по решению суда или соответствующих органов государственной власти.

Согласно Хозяйственному кодексу слияние предприятий — это процесс, в результате которого два и больше предприятий создают новое, при этом все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к новому обществу, создаваемому вследствие слияния.

Соответственно присоединение — это вид реорганизации, в ходе которой одно или несколько предприятий присоединяются к другому, в результате чего к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенных предприятий.

То есть различие между этими двумя видами реорганизации заключается в том, что в случае слияния предприятий они прекращают свое существование, а в случае присоединения прекращается существование только одного общества (если их два), которое, условно говоря, именно присоединяется к другому.

В большинстве случаев решения о слиянии или присоединении юридического лица принимаются с целью получения разрешений, лицензий, патентов, принадлежавших другим юридическим лицам, уменьшения количества конкурентов и т. п.

При делении субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по раздельному акту (балансу) в соответствующих долях к каждому из новых субъектов хозяйствования, созданных вследствие это деления. При выделении одного или нескольких новых субъектов хозяйствования к каждому из них переходят по раздельному акту (балансу) в соответствующих долях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

Деление (выделение) предприятия осуществляется, как правило:

  • в случае если у предприятий высокий уровень диверсификации сфер деятельности и к ним (различным участкам производств) проявляют интерес несколько инвесторов. Так что в результате деления каждый из инвесторов может вложить денежные средства в ту сферу, которая его больше всего привлекает;
  • по решению антимонопольных органов, если предприятия злоупотребляют монопольным положением на рынке (может быть принято решение о принудительном делении (выделении) монопольного образования) (п. 2 ст. 56 Хозяйственного кодекса);
  • с целью создания интегрированных корпоративных структур (концернов, холдингов), например в результате выделения из материнской компании дочерних предприятий.

В случае преобразования одного субъекта хозяйствования в другой к новосозданному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования.

Согласно ст. 108 Гражданского кодекса преобразование юридического лицаэто изменение его организационно-правовой формы, в результате чего к новому юридическому лицу переходят все имущество, права и обязанности предыдущего юридического лица. Реорганизуемое предприятие в случае такого преобразования не ликвидируется, а просто изменяет свою организационно-правовую форму.

Например, частное предприятие преобразуется в общество с ограниченной ответственностью (ответственность участников ограничивается); публичное акционерное общество преобразуется в частное акционерное общество и т. п.

Согласно п. 98.1 ст. 98 Налогового кодекса реорганизация налогоплательщика — это фактически изменение его правового статуса, предусматривающее любое из следующих действий или их объединение:

  • изменение организационно-правового статуса хозяйственных обществ;
  • слияние налогоплательщиков, а именно передачу имущества плательщика в уставные фонды других плательщиков, вследствие чего происходит ликвидация налогоплательщика, сливаемого с другими;
  • деление налогоплательщика на несколько лиц, а именно деление его имущества между уставными фондами новосозданных юридических лиц и/или физическими лицами, вследствие чего происходит ликвидация юридического статуса налогоплательщика, который делится;
  • выделение из налогоплательщика других плательщиков, а именно передачу части имущества реорганизуемого плательщика в уставные фонды других налогоплательщиков в обмен на их корпоративные права, вследствие чего не происходит ликвидация реорганизуемого налогоплательщика;
  • регистрацию физического лица в качестве субъекта хозяйствования без отмены его предыдущей регистрации в качестве другого субъекта хозяйствования или с такой отменой.

Следовательно, для целей налогового учета при реорганизации предприятия главным вопросом является не организационо-правовые формы хозяйствования, а переход налоговых обязательств такого налогоплательщика.

В таком случае важным моментом является завершение реорганизации, которая согласно положениям действующего законодательства подлежит государственной регистрации.

Так, ст. 33 Закона № 755 установлено, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, преобразования (реорганизации) или в результате ликвидации по решению, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению либо по решению органа государственной власти, принятому в случаях, предусмотренных законом.

Юридическое лицо считается прекратившимся с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица (ст. 104 Гражданского кодекса).

Таким образом, основанием для признания факта реорганизации является документ, подтверждающий внесение записи о прекращении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лицпредпринимателей.

Порядок учета доходов и расходов при реорганизации плательщика налога

Особенности учета при реорганизации юридических лиц определены п. 153.15 ст. 153 Налогового кодекса.

Согласно этой норме в связи с проведением реорганизации у плательщика налога — правопреемника не включаются в состав дохода сумма денежных средств, долговых требований, стоимость материальных и нематериальных активов, полученных от юридического лица, которое прекращается в связи с проведением такой реорганизации.

В свою очередь, в состав соответствующих групп основных средств и нематериальных активов налогоплательщика-правопреемника включаются объекты основных средств и нематериальных активов юридического лица, которое прекращается в связи с проведением реорганизации. Такие объекты учитываются у правопреемника по балансовой стоимости на дату утверждения передаточного акта и подлежат амортизации в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Кроме того, в состав себестоимости запасов правопреемника на дату утверждения передаточного акта включается себестоимость запасов, учитываемых у юридического лица, которое прекращается.

Что касается отрицательного значения объекта налогообложения отчетного периода, учитываемого у плательщика налога, который прекращается, на дату утверждения передаточного акта, то такое отрицательное значение объекта налогообложения включается в состав расходов плательщика налогаправопреемника.

Однако возможность учета отрицательного значения объекта налогообложения отсутствует в случае, если плательщик (плательщики) налога, который прекращается, и плательщик налога — правопреемник были связанными лицами менее -18 последовательных месяцев до даты завершения присоединения.

На все активы, передаваемые от плательщика (плательщиков) налога, который прекращается, к плательщику налога — правопреемнику, должны быть подтверждающие документы.

В случае если определенная разделом ІІІ Налогового кодекса дата увеличения расходов, осуществленных (начисленных) юридическим лицом, которое прекращается, не наступила до момента утверждения передаточного акта, то такие расходы учитываются у плательщика налога — правопреемника. Плательщик налога — правопреемник получает право на увеличение расходов в общем порядке, определенном этим разделом. Это правило применяется также:

  • к сумме расходов, которые учитываются согласно разделу ІІІ Налогового кодекса в особом порядке (расходов на приобретение ценных бумаг, деривативов и т. п.) и не учтены в уменьшение доходов плательщика налога до момента утверждения передаточного акта;
  • к сумме дохода, полученного (начисленного) плательщиком налога, который прекращается, и не включенного в доход до момента утверждения передаточного акта.

Состав расходов (доходов), предусмотренных пп. 153.15.1 п. 153.15 ст. 153 Налогового кодекса, и их оценка определяются по данным и документам учета юридического лица, которое прекращается, на дату утверждения передаточного акта.

Вопрос перехода прав и обязанностей при правопреемстве для владельцев акций урегулирован пп. 153.15.2 вышеуказанного пункта.

Согласно этому подпункту при проведении реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования юридического лица, предусматривающей обмен акций (корпоративных прав) у юридического лица, которое прекращается, на акции (корпоративные права) у юридического лица — правопреемника, стоимость акций (корпоративных прав) юридического лица — правопреемника в учете акционера (участника) определяется в размере стоимости акций (корпоративных прав) юридического лица, выпуск которых был отменен (прекращен и т. п.) в результате реорганизации.

При проведении реорганизации в форме деления (выделения), предусматривающей распределение акций (корпоративных прав) между акционерами (участниками) юридических лиц, которые создаются вследствие реорганизации, стоимость таких акций (корпоративных прав) в учете акционеров (участников) определяется в сумме, равной стоимости доли акций (корпоративных прав) у юридического лица, которое реорганизуется, пропорциональной стоимости чистых активов юридического лица, которое образовалось в результате реорганизации, и общей стоимости чистых активов юридического лица, которое реорганизовалось. Стоимость чистых активов юридических лиц определяется по данным распределительного баланса на дату его утверждения.

Особое внимание необходимо уделить определенным Налоговым кодексом положениям о порядке погашения денежных обязательств или налогового долга в случае реорганизации налогоплательщика, в частности, если реорганизация осуществляется путем:

  • изменения наименования, организационно-правового статуса или места регистрации налогоплательщика — после реорганизации он приобретает все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга, возникших до его реорганизации;
  • объединения двух или больше налогоплательщиков в одного с ликвидацией объединившихся налогоплательщиков — объединенный плательщик приобретает все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга всех объединившихся налогоплательщиков;
  • деления налогоплательщика на два или больше лица с ликвидацией такого плательщика, который разделяется, — все налогоплательщики, которые возникнут после такой реорганизации, получают все права и обязанности по погашению денежных обязательств или налогового долга, возникших до такой реорганизации (подпункты 98.2.1 — 98.2.3 п. 98.2 ст. 98 Налогового кодекса).

В случае если реорганизация налогоплательщика осуществляется путем выделения из его состава другого плательщика или внесения части имущества в уставный фонд другого плательщика без его ликвидации, то такое выделение не влечет за собой распределения денежных обязательств либо налогового долга между таким налогоплательщиком и лицами, созданными в процессе его реорганизации, либо установления их солидарной ответственности за нарушение налогового законодательства, кроме случаев, когда по заключениям контролирующего органа такая реорганизация может привести к ненадлежащему погашению денежных обязательств либо налогового долга реорганизуемым налогоплательщиком (п. 98.3 ст. 98 Налогового кодекса).

В соответствии со ст. 107 Гражданского кодекса по истечении срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения либо отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет передаточный акт (в случае слияния, присоединения или преобразования) либо распределительный баланс (в случае деления), которые должны содержать положение о правопреемстве по всем обязательствам юридического лица, которое прекращается, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспориваемые сторонами.

Передаточный акт и распределительный баланс утверждаются участниками юридического лица или органом, принявшим решение о его прекращении, кроме случаев, установленных законом.

Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, деления или преобразования председатель комиссии по прекращению или уполномоченное им лицо после завершения процедуры прекращения, предусмотренной законом, но не раньше истечения срока заявления требований кредиторами, должен представить лично (отправить заказным письмом с описью вложения) государственному регистратору соответствующий пакет документов (в частности, подписанный председателем и членами комиссии по прекращению юридического лица и утвержденный учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, экземпляр оригинала передаточного акта — если прекращение осуществляется в результате слияния, присоединения или преобразования, либо распределительного баланса — если прекращение осуществляется в результате деления, или их нотариально заверенные копии) (ст. 37 Закона № 755).

Ликвидация предприятия

Под ликвидацией предприятия следует понимать прекращение любой деятельности субъекта хозяйствования, его личных и имущественных прав и обязательств.

Законодательством четко определены основания ликвидации субъекта хозяйствования. Это может быть:

  • по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой оно создано, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица через допущенные при его создании нарушения, которые невозможно устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти;
  • по решению суда о ликвидации юридического лица, в других случаях, установленных законом, — по иску соответствующего органа государственной власти.

При этом если с иском о ликвидации юридического лица обратился орган государственной власти, то ликвидатором может быть назначен этот орган, если он наделен соответствующими полномочиями.

В учредительных документах предприятия должны быть указаны, в частности, условия ликвидации субъекта хозяйствования, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 57 Хозяйственного кодекса).

Отметим, что при ликвидации необходимо учитывать требования ст. 111 Гражданского кодекса, согласно которой с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи о решении учредителей (участников) юридического лица, суда или уполномоченного ими органа относительно ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять все меры по взысканию дебиторской задолженности юридического лица, которое ликвидируется, и письменно уведомить каждого из должников о прекращении юридического лица в установленные сроки.

При проведении мероприятий по ликвидации юридического лица до истечения срока предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) закрывает счета, открытые в финансовых учреждениях, кроме счета, используемого для расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица.

Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по проведению инвентаризации имущества юридического лица, которое прекращается, а также имущества его филиалов и представительств, дочерних предприятий, хозяйственных обществ и имущества, подтверждающего его корпоративные права в других юридических лицах, выявляет и принимает меры по возврату имущества, находящегося у третьих лиц.

Порядок проведения инвентаризации определен Инструкцией № 69. Подпунктом «ж» п. 3 этой Инструкции также предусмотрено, что проведение инвентаризации при ликвидации предприятия является обязательным.

В случаях, установленных законом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает проведение независимой оценки имущества юридического лица, которое прекращается.

Для оценки имущества комиссия может воспользоваться услугами субъекта оценочной деятельности, который осуществит независимую оценку в соответствии с требованиями Закона № 2658.

При этом в случае банкротства, ликвидации государственного, коммунального предприятия и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества) проведение оценки имущества является обязательным (ст. 7 указанного Закона).

Лицензии, документы разрешительного характера и другие документы, а также печати и штампы, подлежащие возврату органам государственной власти, органам местного самоуправления, возвращаются им ликвидационной комиссией (ликвидатором).

До момента утверждения ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет и представляет контролирующим органам отчетность за последний отчетный период.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, обеспечивает его утверждение участниками юридического лица, судом или органом, принявшим решение о прекращении юридического лица, и обеспечивает представление в контролирующие органы.

При этом следует помнить, что согласно ст. 166 6 КоАП за неполное или с нарушением установленного порядка проведение инвентаризации имущества, нарушение порядка проведения оценки имущества, составления ликвидационного баланса (промежуточного баланса), распределительного баланса, передаточного акта при прекращении юридического лица предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 100 до 150 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700 — 2550 грн.) на должностных лиц юридического лица, других лиц, привлеченных для прекращения юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обеспечивает представление государственному регистратору документов, предусмотренных законом для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в установленный законом срок.

Информация о процедуре снятия с учета налогоплательщиков в контролирующих органах содержится в разделе XI Порядка № 1588.

При получении документов контролирующим органом согласно пунктам 11.1 — 11.4 этого Порядка (в частности, заявления по форме № 8-ОПП от налогоплательщика, сведений государственного регистратора о внесении в Единый государственный реестр записи о решении учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица) и/или если начата процедура прекращения юридического лица, закрытия постоянного представительства либо обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика, то этим органом принимается решение о проведении документальной внеплановой проверки плательщика.

В случае признания хозяйственным судом предприятия банкротом порядок создания и работы ликвидационной комиссии и условия его ликвидации определяются согласно Закону № 2343. Очередность удовлетворения требований кредиторов при проведении процедуры банкротства определена в ст. 45 этого Закона.

При ликвидации неприбыльной организации ее активы должны быть переданы одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачислены в доход бюджета, если иное не предусмотрено законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации (п. 157.13 ст. 157 Налогового кодекса).

Учет доходов и расходов при ликвидации плательщика налога

В случае если субъект хозяйствования ликвидируется, в налоговом учете осуществляется соответствующее отражение хозяйственных операций.

Лицом, ответственным за погашение денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика, является:

  • в отношении ликвидируемого налогоплательщика — ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию согласно законодательству Украины;
  • относительно филиалов, отделений, других обособленных подразделений ликвидируемого налогоплательщика — такой налогоплательщик.

Ликвидация юридического лица является основанием для прекращения налоговой обязанности (п. 37.3 ст. 37 Налогового кодекса).

Так, предприятие, подпадающее под действие п. 57.1 ст. 57 этого Кодекса и начавшее процедуру ликвидации, прекращает уплачивать авансовые взносы в отчетном месяце, в котором в установленном порядке в контролирующий орган представляется ликвидационный баланс. Начисленные таким плательщиком авансовые взносы учитываются в уменьшение задекларированных обязательств в последней декларации по налогу на прибыль, представляемой плательщиком.

При наличии переплаты налогоплательщик подает заявление на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в котором указывает направление перечисления денежных средств (п. 43.4 ст. 43 Налогового кодекса).