Права и обязанности муниципального депутата

Рубрики Наша практика

Права и обязанности муниципального депутата

  • Статьи
  • Полезное
  • Полномочия местных депутатов

Полномочия местных депутатов

Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?

Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.

С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.

Кто такой депутат муниципального образования

Итак, депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей. По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы и т. д. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Полномочия депутата местного совета

Полномочия депутатов муниципалитетов, естественно, меньше, чем у того же представителя Госдумы. Однако и такой «маленький человек» в иерархии власти многое решает. Например, местные депутаты решают, каким будет бюджет в их муниципальном образовании. Рассчитывается он, исходя из количества жителей МО. Они же отчитываются перед населением о том, куда потратились муниципальные деньги. Кроме того, депутат местных представительных органов власти принимает, утверждает и изменяет местный Устав – главный документ муниципального образования. Устав строится по принципу учета местных традиций, культурных особенностей места, где он вводится.

Депутаты ответственны за вопросы опеки и попечительства. Они распоряжаются муниципальным имуществом, курируют вопросы спортивной жизни округа и досуга населения. Именно такое сочетание может привлекать недобросовестных людей, попросту говоря, взяточников, к предложению народному избраннику подкупа за предоставление помещения для какой-либо спортивной секции или досугового центра.

Местные депутаты вообще должны следить за развитием муниципального образования и нести ответственность за исполнение их поручений. То есть депутат может повлиять на то, чтобы во дворе какого-то дома организовали детскую спортивную площадку. Но он должен и проследить, чтобы работы были действительно проведены, чтобы площадка была качественная, а не калечила детей, и чтобы работы были завершены в срок.

Право на законотворчество

У депутатов местных органов самоуправления есть право создавать законы. Вряд ли можно подумать, что законы, предложенные в каком-нибудь крохотном городке, будут приняты и в Госдуме. Местное самоуправление к этому и не должно стремиться. Его законодательная инициатива очень локальна. Местных депутатов должно волновать, какие законы принять, чтобы жизнь данного конкретного округа изменилась к лучшему – с учетом его особенностей, проблем, традиций и т. д.

В городской думе принимается решение о проведении местного референдума. Инициировать его, кстати, может народ, если он будет недоволен текущей властью. Местные депутаты вообще должны прислушиваться к населению, которое они представляют – даже в тех случаях, когда граждане выступают с неожиданными инициативами.

Они же могут проводить публичные слушания, посвященные, например, градостроительной инициативе, охране порядка, установлению местных праздников. То есть народные избранники должны стремиться согласовать с представителями государственной власти в регионе вопросы местного значения. Для этого у них есть право депутатского запроса, с которым они могут обратиться практически в любую государственную инстанцию. Например, местные депутаты могут проверить деятельность главы администрации, то есть представителя исполнительной власти. Могут обратиться в суд, чтобы решить муниципальные споры. Местный депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ и тем самым привлекать внимание к проблемам населения.

Решение социальных и экономических вопросов

На плечи муниципальных депутатов ложится обязанность контролировать деятельность должностных лиц муниципалитетов и организаций, которые должны действовать для решения вопросов локального значения. Эти же народные избранники решают, как объединить свои усилия с соседними районами, чтобы сообща решать похожие проблемы.

Местные депутаты решают вопросы социально-экономического толка. Например, в Петергофе представители местного совета даже обязаны собирать статистику, которая показывала бы состояние социальной и экономической сфер в муниципальном круге. Затем эти данные предоставляются в госорганы.

Как работают местные депутаты

Обладатель мандата Госдумы весь отдается службе народу – по крайней мере, так принято считать. Поэтому он не может заниматься так называемой «предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью». Исключения здесь составляет творческая, научная и преподавательская деятельности. Что же с местными депутатами – у них так же? Оказывается, не совсем.

Если слуга народа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то на него распространяются все эти требования. Но дело в том, что на постоянной основе может работать только 10% депутатов местных представительных органов, а в округах, где положено по закону (а он ориентируется на численность населения) иметь только 10 депутатов, на постоянной основе будет работать только 1. Чаще всего, конечно, это председатель городской думы.

Работающий на постоянной основе депутат муниципального округа получает классные чины: муниципальный советник 1 или 2 класса. Присваиваются они так: если муниципальный депутат работал 5 и более лет на постоянной основе, при этом уже имел чин муниципального советника второго класса, ему присваивают чин 1 класса.

Привилегии и гарантии муниципальным депутатам

Это все полномочия, заметите вы. А что же с привилегиями? Неужели их у депутатов местных представительных органов нет? Зачем же тогда все стремятся получить заветные корочки? Привилегии есть – бесплатный проезд на общественном транспорте. Также депутат имеет право на то, чтобы при обращении в органы местного самоуправления по вопросам своей деятельности его приняли в первую очередь.

Помимо привилегий, депутату местного порядка предоставляются гарантии. Они необходимы, чтобы представитель выборных органов мог спокойно исполнять свои полномочия. Местный депутат может лично присутствовать на обсуждениях во всех органах местного самоуправления и принимать в них участие, может вносить замечания и предложения по обсуждаемом проблемам.

Обязательства перед народом

Но есть и обязательства – например, депутаты обязаны встречаться с населением по нескольку часов раз в две недели. Не все соблюдают это требование, предписываемое законом. Ко многим занятым депутатам далеко не просто оказывается попасть – даже по предварительной записи.

Отличительными признаками депутата местного совета являются удостоверение и нагрудный значок (не во всех муниципальных образованиях). Удостоверение выдается на срок избрания (для местных этот срок устанавливается длинной в 4 года), в нем прописано имя народного избранника и дается подтверждение его полномочий.

Раздел III. Глава 1. Полномочия депутата местного совета в совете.

Статья 18. Обязанности депутата местного совета в совете и его органах.
Депутат местного совета обязан:
1) соблюдать Конституцию и законы Украины, акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, регламент совета и иные нормативно-правовые акты, определяющие порядок деятельности совета и его органов;
2) принимать участие в работе совета, постоянных комиссий и других его органов, в состав которых он входит, всесторонне содействовать выполнению их решений;
3) выполнять поручения совета, его органов, сельского, поселкового, городского головы или председателя совета; информировать их о выполнении поручений.

Статья 19. Права депутата местного совета в совете и его органах.
1. Депутат местного совета пользуется правом решающего го лоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях совета и его органов, в состав которых он входит. Депутат местного совета приобретает право решающего голоса с момента признания его полномочий.
Каждый депутат местного совета в совете и его органах, в состав которых он входит, имеет один голос. Депутат местного совета, который не входит в состав соответствующего органа совета, может принимать участие в его работе с правом совещательного голоса.
2. Депутат местного совета имеет право:

  1. избирать и быть избранным в органы соответствующего совета;
  2. официально представлять избирателей в соответствующем совете и его органах;
  3. предлагать вопросы для рассмотрения их советом и его органами;
  4. вносить предложения и замечания в повестку дня заседаний совета и его органов, порядок рассмотрения обсуждаемых вопросов и их сути;
  5. вносить на рассмотрение совета и его органов предложения по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью;
  6. вносить на рассмотрение совета и его органов проекты решений по вопросам, относящимся к их ведению, поправки к ним;
  7. высказываться по персональному составу образуемых советом органов и кандидатурам должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются советом;
  8. поднимать вопросы о недоверии сельскому, поселковому, городскому голове, роспуске органов, образованных советом, и освобождении должностных лиц местного самоуправления;
  9. принимать участие в дебатах, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, содокладчикам, председательствующему на заседании;
  10. вносить предложения о заслушивании на пленарном заседании совета отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетных или подконтрольных совету, а также по вопросам, отнесенным к компетенции совета, других органов и должностных лиц, действующих на его территории;
  11. поднимать в совете и его органах вопросы о необходимости проверки работы подотчетных и подконтрольных совету органов, предприятий, учреждений, организаций;
  12. выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
  13. знакомиться с текстами выступлений в стенограммах или протоколах заседаний совета и его органов до их опубликования;
  14. оглашать на заседаниях совета и его органов тексты обращений, заявлений, предложений граждан или их объединений, если они имеют общественное значение;
  15. объединяться с другими депутатами местного совета в депутатские группы, фракции, действующие в соответствии с регламентом совета.

3. Депутат местного совета может передать председательствующему тексты своего непроизнесенного выступления, предложений и замечаний по обсуждаемому вопросу для включения в протокол заседания совета или его органа, в котором он принимает участие.
4. Порядок реализации указанных прав депутатов местных советов определяется настоящим Законом, другими законами Украины, регулирующими деятельность местных советов и их органов, а также регламентом соответствующего совета.

Права и обязанности муниципального депутата совета дупутатов г. Москве

Правозащитные полномочия. Депутат регулярно, не реже одного раза в месяц, ведет прием избирателей. В рамках приема, в зависимости от проблем, с которыми обращаются избиратели к своему депутату, им может быть оказана консультационная помощь, разъяснены положения действующего законодательства и, в случае необходимости, на основании Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», депутат может направить обращения и депутатские запросы в интересах своих избирателей в органы государственной власти и местного самоуправления, в правоохранительные органы, в компетенции которых находится решение обозначенных избирателем проблем.

Правотворческие полномочия. В рамках своей деятельности местный депутат готовит проекты муниципальных нормативных и иных правовых актов муниципального Собрания и поправки к ним, а также совместно с другими депутатами обладает правом законодательной инициативы на городском уровне и имеет право внести в Московскую городскую Думу проект городского закона, который подлежит обязательному рассмотрению.

Контрольные полномочия. Депутат вместе с другими депутатами ежегодно заслушивает отчет главы управы района о результатах деятельности управы района и имеет полномочия инициировать выражение недоверия главе управы.

Также перед собранием депутатов ежегодно с информацией выступают руководители:

  • управляющих организаций с информацией о работе по содержанию многоквартирных домов с учетом обращений жителей;
  • государственного казенного учреждения города Москвы инженерной службы района или государственного бюджетного учреждения города Москвы Жилищник района о работе учреждения;
  • многофункционального центра предоставления государственных услуг с информацией о работе по обслуживанию населения;
  • амбулаторно-поликлинического учреждения, обслуживающего население;
  • территориального центра социального обслуживания населения;
  • подразделения государственного учреждения города Москвы, осуществляющего охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории, расположенной на территории соответствующего муниципального округа;
  • государственной общеобразовательной организации города Москвы, обслуживающей население соответствующего муниципального округа;
  • государственного учреждения города Москвы, подведомственного префектуре соответствующего административного округа города Москвы и осуществляющего организацию досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства, обслуживающего население соответствующего муниципального округа, о работе учреждения.

В области экологии. Депутат вправе инициировать рассмотрение вопроса об установлении на территории муниципального образования особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий в городе Москве.

В области ЖКХ и благоустройства в полномочия депутата входят согласования:

  • внесенного главой управы района ежегодного адресного перечня дворовых территорий для проведения работ по благоустройству дворовых территорий;
  • согласование плана благоустройства парков и скверов, находящихся в ведении отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего функции по разработке и реализации государственной политики в сферах жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, или в ведении префектуры административного округа города Москвы;
  • согласование внесенного главой управы района адресного перечня объектов компенсационного озеленения на территории жилой застройки;
  • согласование установки ограждающих устройств на придомовых территориях многоквартирных домов.

Кроме того, депутат принимает участие в работе комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку выполненных работ по благоустройству дворовых территорий, а также участие в контроле за ходом выполнения указанных работ.

Депутат также имеет право вносить свои предложения по благоустройству территории муниципального образования.

В области капитального ремонта и содержания жилищного фонда, депутат принимает участие:

1) в согласовании внесенного главой управы района ежегодного адресного перечня многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту полностью за счет средств бюджета города Москвы;

2) в работе комиссий, осуществляющих открытие работ и приемку выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансирование которого осуществляется полностью за счет средств бюджета города Москвы, участие в контроле за ходом выполнения указанных работ;

Депутат также вправе инициировать проведение проверки деятельности управляющих организаций, созыв в случае необходимости по результатам проверки общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о расторжении договора с управляющей организацией, выборе новой управляющей организации или изменении способа управления многоквартирным домом.

Депутат принимает участие в согласовании документов для перевода жилого помещения в нежилое и согласованию проекта решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном жилом доме.

В области градостроительства:

1) участие в публичных слушаниях по вопросам градостроительства;

2) внесение предложений к проекту Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы;

3) внесение предложений к проекту Правил землепользования и застройки;

4) к проектам планировки территории, проектам межевания территорий, проектам градостроительных планов земельных участков, на территории не подлежащей реорганизации жилой территории;

5) согласование проекта правового акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, содержащего решение о подготовке проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта религиозного назначения;

6) согласование проекта градостроительного плана земельного участка для размещения объектов капитального строительства (в том числе аптечных организаций, учреждений для работы с детьми, объектов спорта, стационарных торговых объектов, объектов бытового обслуживания, рынков) общей площадью до 1500 кв. метров;

7) внесение в Комиссию по монументальному искусству предложений по возведению на территории муниципального образования произведений монументально-декоративного искусства.

Размещение некапитальных объектов на территории муниципального образования:

1) согласование проекта схемы и проекта изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов;

2) согласование проекта схемы и проекта изменения схемы размещения сезонных кафе.

В области общественного транспорта: вносит в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы предложения по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта.

Права и обязанности муниципального депутата

Вопрос: Какими правами обладает депутат представительного ор­гана муниципального образования?

Ответ: Права депутата представительного органа муниципального обра­зования устанавливаются муниципальными правовыми актами в соот­ветствии с требованиями федерального законодательства. Такими му­ниципальными правовыми актами, согласно требованиям Федерального закона, должны быть устав муниципального образования и специальное решение представительного органа муниципального образования. В уставе муниципального образования должны содержаться следующие положения: срок полномочий депутата (должен составлять не менее 2 и не более 5 лет), ограничения, распространяемые на депутата, и основа­ния для досрочного прекращения его полномочий.

Муниципальный правовой акт, который определяет статус депу­тата, наделяет его следующими правами:

— права депутата при работе в представительном органе муници­пального образования (право на своевременное получение документов и материалов, рассматриваемых на заседаниях представительного органа, право занимать должности в представительном органе муниципального образования, право на образование депутатских объединений, право работы на постоянной основе, право на выступления на сессии, право входить в состав комитетов (комиссий), право обращаться с депутат­ским запросом, право вносить поправки в текст рассматриваемых реше­ний);

— право на представительство интересов населения (делать обра­щения в органы государственной власти и органы муниципального об­разования, иметь оборудованное помещение, необходимое для работы с избирателями, иметь помощников депутата, работающих на оплачивае­мой основе);

— право защищать свои права в судебных и административных инстанциях.

Для надлежащей реализации прав депутата законом субъекта Российской Федерации обычно предусматривается административная ответственность за нарушение зафиксированных в муниципальном пра­вовом акте прав депутата.

Кроме прав депутата в муниципальном правовом акте должны содержаться и обязанности депутата. К ним относятся следующие обя­занности:

— участвовать в работе сессии представительного органа муници­пального образования и комитетов (комиссий) этого органа;

— вести прием избирателей;

— выполнять решения представительного органа муниципального образования;

— исполнять наказы избирателей (исполнение наказов избирате­лей должно регулироваться специальным правовым актом. Наказы мо­гут выполняться либо за счет средств местного бюджета, либо посред­ством проведения общественных работ).

Помимо описанных выше прав и обязанностей депутатов. Феде­ральный закон устанавливает некоторые другие гарантии прав депута­тов. К ним относится, в частности, порядок привлечения к уголовной ответственности. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Феде­рации устанавливает, что в отношении депутата уголовное дело может быть возбуждено только прокурором субъекта Российской Федерации (пункт 1.1 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Рос­сийской Федерации). Порядок привлечения депутатов к администра­тивной ответственности ничем не отличается от порядка привлечения к такому виду ответственности других лиц.

Однако, согласно Федеральному закону, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за вы­сказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Исключение из этого правила составляют клевета, оскорбления, другие нарушения, за которые Федеральным законом пре­дусмотрена ответственность.

Федеральный закон устанавливает основания, по которым пол­номочия депутата могут быть прекращены досрочно. К таким основани­ям относятся смерть депутата, его отставка по собственному желанию, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, при­знание судом безвестно отсутствующим или признание его умершим. Также досрочно прекращаются полномочия, когда в отношении депута­та вступает в законную силу обвинительный приговор суда, он выезжа­ет за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства или выходит из гражданства Российской Федерации. Помимо вышеиз­ложенного, депутат может быть отозван избирателями, его могут при­звать на военную или альтернативную гражданскую службу.

Права и обязанности депутата

Правовой статус депутата включает его права, обязаннос­ти и гарантии деятельности.

Права и обязанности депутатареализуются посредством различных форм его деятельности. Среди них два наиболее крупных направления работы: с избирателями и в представи­тельном органе местного самоуправления.

1. Работа с избирателями осуществляется главным обра­зом в избирательном округе. Различный характер взаимоотно­шений депутатов с избирателями находит воплощение в прин­ципах императивного или свободного мандата. Императивно­му мандатуприсущи следующие признаки. Депутат связан с избирателями наказами-поручениями, имеющими обществен­ное значение и одобренными в установленном порядке. Кроме того, депутат подотчетен и ответствен перед избирателя­ми. В советском и российском законодательстве было установ­лено положение о том, что депутаты не менее двух раз в год должны в обязательном порядке отчитываться перед избира­телями по месту жительства и работы. Наконец, депутат мо­жет быть отозван избирателями. В совокупности названные три элемента составляли императивный депутатский мандат. Установленный законодательно в названных параметрах им­перативный мандат в настоящее время вытеснен принципом свободного мандата.Последний применяется практически во всех демократических странах и является противоположностью императивному мандату. Свободный мандат отрицает воз­можность досрочного отзыва депутата избирателями. Данный принцип занимает доминирующее положение в нашей стране, однако, поскольку Федеральный закон от 28 августа 1995 г. до­пускает возможность отзыва, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют этот институт. Следовательно, можно говорить о существовании двух типов депутатского мандата.

Депутат местного представительного органа во взаимоот­ношениях с избирателями: 1) принимает меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов; 2) рассматривает по­ступившие от них предложения, заявления и жалобы и спо­собствует их правильному и своевременному рассмотрению; 3) ведет прием граждан; 4) изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения.

2. Работа в представительном органе местного самоуп­равления и его структурных подразделениях проводится в самых разных формах.

Депутат имеет право на правотворческую деятельность по вопросам ведения, отнесенным к компетенции представитель­ного органа местного самоуправления. Она может быть реали­зована в виде: 1) проектов правовых актов и поправок к ним; 2) предложений о разработке и принятии новых правовых ак­тов; 3) проектов правовых актов о внесении изменений и до­полнений в действующие нормативные акты местного само­управления.

Депутат реализует предоставленные ему права на заседа­ниях представительного органа, его постоянных и временных комиссий. В числе наиболее важных правомочий, реализуе­мых депутатом на заседании (сессии) представительного орга­на, следует отметить депутатский запрос.Под ним понимает­ся обращение депутата представительного учреждения к органам государственного управления, должностным лицам с требованием о предоставлении информациии разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представи­тельного органа власти.

Следует иметь в виду, что обращение депутата должно касаться вопросов, имеющих общественное значение, или фактов, связанных с нарушением органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами законов РФ, правовых актов субъектов Федерации и муници­пальных учреждений власти. Решение о признании депутатс­кого обращения депутатским запросом принимается предста­вительным органом местного самоуправления. Эти признаки позволяют различать депутатский запрос и обычное обраще­ние депутата. Запрос может быть направлен одним депутатом либо группой депутатов данного органа власти. Депутатский запрос может быть обращен к главе муниципального образо­вания, исполнительным органам местного самоуправления, прокурорам, руководителям органов государственной власти субъектов Федерации. Полагаем, что обращение депутата (депутатов) может быть адресовано также руководящим органам данного представительного учреждения местного самоуправ­ления (председателю Думы, его заместителю, президиуму). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ, оглашаемый на заседании Думы. Данное обстоятельство характеризует запрос как одну из форм контроля представительного органа за дея­тельностью подотчетных ему учреждений и должностных лиц.

Депутат обязан выполнять поручения данного представи­тельного органа местного самоуправления, его постоянных и временных комиссий. О результатах выполнения поручений депутат информирует Думу, соответствующую комиссию.