Популярные некоммерческие организации

Рубрики Вопрос юристу

Популярные некоммерческие организации

В номинации «Лучшая НКО в сфере предоставления социальных услуг и решения социальных проблем города» первое место заняла общественная организация родителей и опекунов инвалидов детства «Незабудка». «Лучшей НКО в сфере развития гражданских инициатив» стала детско-юношеская общественная организация «Улей». «Лучшей НКО в сфере развития территориального самоуправления» — ТСЖ «Березовая роща». Награды победителям конкурса вручил заместитель мэра Томска Александр Мельников.

Победители конкурса получили дипломы и денежные премии, а все участники — грамоты и подарки.

Конкурс среди некоммерческих организаций Томска проводится в четвертый раз, он стал популярным — число участников за это время выросло в 4,5 раза. Как сообщила пресс-служба мэрии, конкурсная комиссия, в которую вошли представители администрации города, районов, общественности, гордумы, отметила большую социальную значимость всех томских НКО.

Некоммерческие организации Томска объединяют экологов и активистов территориального самоуправления, родителей и опекунов инвалидов детства и людей, работающих с детьми по месту жительства, любителей конных видов спорта, театралов и многих других увлеченных и неравнодушных томичей. В состав некоммерческих организаций входят люди активные, стремящиеся изменить жизнь в городе к лучшему — все они работают на безвозмездной основе.

— Ваши инициатива, активная гражданская позиция, большой вклад в развитие городского сообщества заслуживают признания и уважения, — сказал Александр Мельников, председатель конкурсной комиссии, обращаясь к участникам некоммерческих организаций. — Городские власти всегда будут поддерживать инициативу томичей. Надеюсь, что через 2-3 года в числе участников конкурса будут десятки организаций.

— Большое спасибо организаторам конкурса за внимание и высокую оценку нашей деятельности, — сказала Татьяна Кочеткова, одна из активисток общественного движения, руководитель детско-юношеской организации «Улей», лауреат 1-й премии в номинации «Лучшая НКО в сфере развития гражданских инициатив». — Мы оправдаем оказанное нам доверие. В сфере деятельности нашей организации — тысячи детей, и «Улей» сделает все, чтобы воспитать достойных будущих граждан нашего общества.

В номинации «Лучшая НКО в сфере предоставления социальных услуг и решения социальных проблем города» победителями стали:

1-е место — томская региональная общественная организация родителей и опекунов инвалидов детства «Незабудка» (руководитель Фомичева Зоя Васильевна);

2-е место — некоммерческое партнерство «Служба лечебной педагогики «Томский ковчег» (Рынкова Елена Викторовна);

3-е место — томское областное отделение «Российского фонда мира» (Ермаченко Валентина Васильевна).

В номинации «Лучшая НКО в сфере развития гражданских инициатив» победителями признаны:

1-е место — томская городская детско-юношеская общественная организация «Улей» (Пазинич Татьяна Николаевна);

2-е место — региональная общественная организация «Томская экологическая инспекция им. Льва Блинова» (руководитель Статина Татьяна Геннадьевна);

3-е место — томский городской комитет избирателей (руководитель Сидоренко Елена Александровна).

В номинации » Лучшая НКО в сфере развития территориального самоуправления» победителями признаны:

1-е место — ТСЖ «Березовая роща» (руководитель Можайская Анна Петровна);

2-е место — ООС квартала «Преображенский» (руководитель Крошева Любовь Александровна);

3-е место — «Общественный фонд образования и развития микрорайона Степановка» (руководитель Лебедев Игорь Викторович).

Специальным призом «За эффективное сотрудничество с органами местного самоуправления» награждено ТСЖ «Зырянское» (руководитель Рафикова Людмила Ивановна).

Некоммерческие организации

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения

Некоммерческая организация

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Особенности некоммерческих организаций

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. Таких форм установлено более двух десятков (рис. 7.1).

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «нераспределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов (закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.).

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать и т. п.).

В отличие от коммерческих организаций не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.

Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.

В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.

На практике используется четыре вида бюджетов:

  • текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
  • бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
  • бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
  • бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.

Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.

Составление бюджета некоммерческой организации

Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:

  • на основании данных о прошлых периодах деятельности;
  • на основании расчетов потребности в ресурсах;
  • на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.

Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.

Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.

Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.

Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.

На рис. 7.2 представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где , , … — цели; — комплекс мероприятий, направленных на достижение ; — ресурсы, необходимые для выполнения .

Рис 7.2. Последовательность этапов определения ресурсной базы

На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.

На рис. 7.3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где — наличие финансовых ресурсов; , … — комплекс мероприятий, направленных на освоение ; , … — цель или цели, достижение которых возможно при наличии и выполнении .

Рис. 7.3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели

На рис. 7.3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.

Источники финансов некоммерческих организаций

Ст. 26 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрены основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

  • регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Основным источником финансовых ресурсов являются различные поступления.

Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Пожертвования — основная форма финансовых поступлений.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте).

Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В этом случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.

Доходы от предпринимательской деятельностью, как правило, не связаны с уставной.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации составляют:

  • плата за аренду имущества;
  • проценты по вкладам в банках;
  • доходы от реализации (отчуждения) имущества;
  • доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческих организаций и т. д.

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.

Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.

Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.

По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.

Сметное финансирование обеспечивает:

  • достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.

Расходы и доходы некоммерческой организации

Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.

Доходная часть сметы — это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.

Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.

Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:

  • расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.

Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные.

Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.

Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.

Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.). Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией

К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:

  • оплата командировок и служебных поездок;
  • заработная плата административно-управленческого персонала;
  • отчисления в фонды социального страхования;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • арендная плата;
  • оплата за телефон;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • расходы на проведение обязательного аудита;
  • амортизационные отчисления;
  • оплата коммунальных услуг;
  • расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • прочие расходы.

Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.

Власть и право

Дети гранта

Чем живут и на что выживают некоммерческие организации

Россия вошла в десятку стран по объему частных пожертвований в благотворительные организации, опередив Германию, Францию, Швейцарию и ряд других европейских стран. Об этом говорится в исследовании британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF). При этом сами российские некоммерческие организации отмечают, что в сфере филантропии сохраняется достаточно проблем: от нехватки помещений до засилья мошенников, прикрывающихся благой целью.

Состояние экономики государства пока практически не влияет на готовность граждан перечислять деньги в фонды. К такому выводу пришли в CAF, проанализировав объемы благотворительных пожертвований по соотношению к внутреннему валовому продукту в 24 странах. Оказалось, что россияне перечисляют в разнообразные фонды или просто на счета просящих о помощи людей 0,34% от ВВП.

Россия оказалась на восьмом месте рейтинга.

Более щедрыми оказались граждане США (1,44%), Новой Зеландии (0,79%), Канады, Великобритании, Южной Кореи, Сингапура и Индии. А вот такие, в стереотипном понимании, благополучные страны, как Германия, Швеция, Япония или Швейцария, оказались более скупыми, чем Россия.

Авторы исследования говорят, что уровень налогообложения и благополучия экономики государства, как и безработицы, практически не влияет на объемы частной благотворительности. Зато, как выяснилось, на сумму взносов прямо пропорционально влияют процент волонтеров в обществе и развитость некоммерческих организаций в целом.

Несмотря на внушающие надежду результаты исследования CAF, на местах ситуация с благотворительностью выглядит не так радужно. Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, российские некоммерческие организации, включая благотворительные, отличаются невысокой активностью.

Самая главная проблема современных НКО — они крайне неохотно объединяются, чтобы бороться за общие интересы,

говорит «Газете.Ru» заведующая научно-учебной лабораторией политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара. Половина НКО даже не знают о существовании своих коллег с подобной проблемой.

«Организации боятся конкуренции за ресурсы и искренне убеждены в своей эксклюзивности, предполагая, что никто, кроме них, этой проблемой заниматься не может. У них энное количество проблем, и каждый готов поделиться этой проблемой, не понимая того, что, только став полноценным сообществом, они могут донести свой интерес, чтобы он дальше был реализован», — пояснила Касамара.

Делиться хлебом за зрелища

Еще одна важнейшая проблема в сфере некоммерческих организаций — нехватка волонтеров. Почти половина опрошенных НКО сообщили, что в их работе участвует меньше 10 человек. Отчасти это объясняется тем, что многие до сих пор воспринимают сотрудников некоммерческих организаций как неудачников, которые просто не смогли найти работу получше.

Четыре причины, почему нельзя дарить подарки детям-сиротам

«В некоммерческой сфере часто случается несовпадение потребностей и желаний. НКО говорят «нам никто не помогает», а люди — «мы хотим помочь, но не знаем кому». В такой ситуации НКО должны четко формулировать потребности и заявлять о них. Например, для нуждающихся в помощи детей-сирот будет лучше, если волонтер не подарок принесет на встречу с ребятами, а станет вовлеченным в качественную программу помощи, предложит вместе приготовить еду, научит ребенка играть на гитаре, расскажет, как лучше распорядиться карманными деньгами, — в общем, сумеет передать те навыки, которые пригодятся сироте в самостоятельной жизни», — объяснил «Газете.Ru» зампредседателя Комитета общественных связей Москвы Игорь Соболев.

Чтобы люди охотнее вызывались добровольцами, нужна хорошая мотивация. Это могут быть как материальные бонусы, так и нематериальные блага. К первым относятся, например, мероприятия, в которых волонтер принимает участие. Так, на Олимпийских играх в Сочи волонтерам выдавали бесплатные билеты на соревнования.

С другой стороны, волонтерская деятельность дает выгоду, которую нельзя потрогать руками. Например, она способна существенно улучшить важные навыки, а порой и украсить резюме. «Участвуя в проекте, волонтер получает опыт, способствующий его профессиональному росту, — развивает свои способности общения, учится управлять проектом, формирует умения и качества, развивающие его и как личность, и как специалиста», — добавил Соболев.

Мода на милосердие

«То густо, то пусто» — примерно так можно назвать еще одну из выделенных в исследовании НИУ ВШЭ проблем. Современные некоммерческие организации, как и неравнодушные к благотворительности граждане, очень подвержены моде. Так, желающих помочь бывшим заключенным в разы меньше, чем нуждающимся в лечении детям, жалуются в фонде «В защиту прав заключенных».

«Главная проблема в отсутствии финансирования. Организации нужны психологи, которые будут помогать реабилитации бывших заключенных и смогут уберечь их от рецидива, — рассказал «Газете.Ru» соучредитель фонда Лев Пономарев. — Вторая сложность — нехватка волонтеров.

Фонду помогают либо бывшие заключенные, либо их родственники, гражданам такой формат помощи малоинтересен.

Источник финансирования только один — «Гражданское достоинство», москвичи никакого участия не принимают».

Общество, как флюгер, реагирует на государственный заказ. По словам зампредседателя Комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты Москвы Вадима Ковалева, люди в основном стремятся помочь детям. «Самые обделенные вниманием благотворителей — люди среднего возраста. Это вопрос психологии. С одной стороны, мы не можем диктовать, кому помогать, а кому нет, это выбор самого человека. С другой, мы способны немного влиять на эту деятельность, устанавливая приоритеты при распределении субсидий и грантов. Можно привлекать к непопулярной теме селебрити», — пояснил он «Газете.Ru».

В Москве открылся первый кинотеатр для бомжей

Одним из ярких примеров того, как можно сделать модной непопулярную тему, Ковалев назвал фонд «Старость в радость». Летом прошлого года в розарии ВДНХ они организовали выставку «Звезды ветеранам» с участием 70 известных людей, в их числе: Евгений Миронов, Эвелина Бледанс, коллектив «Хор Турецкого», группа «Чай вдвоем». Проект должен был привлечь внимание к проблемам стариков в России и собрать средства на ремонт дома престарелых в Вязьме.

После такой акции количество публикаций о фонде увеличилось в несколько раз, а сама тема помощи пожилым людям сейчас звучит наравне с детскими домами.

Второе дно «третьего сектора»

Даже острее, чем проблема финансирования, для многих НКО стоит проблема помещений. Они «каждый день рискуют быть выкинутыми на улицу, а помещения занимают полулегально, иногда бесплатно, зачастую без элементарных удобств», говорится в исследовании НИУ ВШЭ. «Например, досуговая организация с уклоном в спортивную сферу ютится на разрушенном стадионе, который каждый месяц порываются купить частные инвесторы, в сколоченных вручную домиках», — отмечают социологи.

Иногда крупные организации, имеющие отношение к деятельности НКО, например медицинские учреждения и пациентские организации, фактически нелегально пускают организации на свою территорию, а при возможной проверке просят снять с двери табличку с названием и «не высовываться». «У некоторых организаций помещений вообще нет, вся работа ведется на дому, включая работу «горячих линий». Так, интервью приходилось брать в кафе, в машинах и в других экстремальных условиях.

Ничего не избавляет от страха оказаться вместе со всей нажитой материально-технической базой на улице,

даже статус муниципального депутата», — добавляется в исследовании.

Впрочем, представители властей уверяют, что никаких препятствий с помещениями для «третьего сектора» они не создают. «Давно существуют ресурсные центры, по сути, социальные коворкинги, которые бесплатно предоставляют помещения. Такой центр действует на базе Московского дома общественных организаций, где фонд может зарегистрироваться и регулярно использовать площадки для своей деятельности. С другой стороны, надо понимать, что если организация состоит из нескольких человек и не может обеспечить определенный оборот волонтеров, ресурсов, то помещение, предоставленное городом, будет просто пустовать», — отметил Вадим Ковалев.

По словам пресс-секретаря фонда помощи хосписам «Вера» Елены Мартьяновой, их организации правительство Москвы выделило на безвозмездной основе здание, где смогут разместиться все сотрудники и волонтеры. Фонд беспокоит другое. «Для нас очень важно продолжать оказывать содействие в повышении квалификации персонала хосписов, потому что качество паллиативной помощи зависит в первую очередь от рук медсестер, сиделок, врачей. На это тоже нужны средства — чтобы организовывать семинары, стажировки для сотрудников как московских, так и региональных хосписов, привозить зарубежных специалистов», — говорит Мартьянова.

До недавних пор одним из главных источников дохода для НКО было спонсорство зарубежных компаний. Увы, сейчас этот источник заметно обмелел.

Ведь теперь по закону организации, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политикой, получают статус «иностранных агентов». Так, в 2014 году в их число попало общероссийское движение «За права человека». Спустя год организацию из списка исключили. «Мы отказались от зарубежного финансирования, заплатили штраф в 300 тыс. руб. и сейчас продолжаем работу», — рассказал «Газете.Ru» исполнительный директор движения Лев Пономарев.

Как отмечали 70-летие Победы в сельских домах престарелых

Многие фонды сталкиваются с тем, что спонсоры выделяют средства лишь под проекты. А легально получить деньги на зарплату сотрудникам или простейшие расходные материалы вроде бумаги не получается. В такой ситуации город может помочь не столько деньгами, сколько «натурой». В частности, уже издано поручение мэра Москвы о том, чтобы городские департаменты разработали программу обучения координаторов волонтерских групп.

«Периодически возникает потребность в определенной инфраструктуре или нужно место для сбора помощи, если какая-то инициативная группа, например, собралась поехать в дом престарелых. Тут как раз должен подключаться город и предоставлять необходимую помощь», — говорит Вадим Ковалев.

Охота на субсидию

Кроме того, государство может поддержать некоммерческие организации либо грантами, либо предоставлением госзаказа. По словам Соболева, с ухудшением экономической обстановки уменьшаются и суммы пожертвований частными лицами и коммерческими компаниями на благотворительность. В 2015 году объем средств НКО сократился несильно, но по 2016 году «ожидания напряженные». Государственные гранты, напротив, в прошлом году были увеличены с 200 млн до 273 млн руб. К тому же часть государственных грантов рассчитана на два или три года, так что некая финансовая подушка в некоммерческом секторе все же есть.

Половина респондентов отметили отсутствие взаимопонимания с государственным сектором, хотя именно от него больше всего ждут реальной помощи.

С другой стороны, многие НКО не подают заявки на получение грантов, потому что считают процедуру их распределения нечестной. Более того, по мнению некоторых респондентов НИУ ВШЭ, государство обязано не просто оказывать финансовую поддержку, но и «само искать НКО и давать им деньги».

По словам Игоря Соболева, в 2016 году город планирует начать самостоятельно искать фонды и целенаправленно приглашать их участвовать в конкурсе на получение субсидий. Таким образом, деньги будут распределяться более равномерно: и на популярные темы вроде помощи сиротам, и на менее популярные, среди которых экология, транспорт, ЖКХ, контроль за капитальным ремонтом домов.

Кроме того, мэр Москвы Сергей Собянин на прошедшем в декабре прошлого года VII Московском гражданском форуме одобрил предложение изменить порядок выдачи грантов и субсидий. Их планируется выдавать не только юридическим лицам, как сейчас (а это останавливает многих потенциальных заявителей), но и отдельным авторам — физическим лицам.

Благотворительность с особым цинизмом

Для того чтобы фонды не мучились поиском заказчика, общественники предложили создать ресурсные центры НКО. Эти центры будут объединять все финансирование и отбирать нужные для города контракты. «Нужно также создать коммуникационный портал, где НКО предлагали бы услуги, рекламировали себя и тем самым повышали уровень доверия со стороны москвичей. Там же было бы видно, какой багаж у организации, какой капитал, а город опять же мог отбирать полезные для себя инициативы и включать их в работу», — пояснил председатель экспертного совета Общественной палаты Москвы Александр Шарлай.

Власти Москвы не разрешают собирать в палатках деньги для Донбасса

Заодно это поможет решить еще одну проблему, которая останавливает многих потенциальных благотворителей. Речь о мошенниках, прикрывающихся именами фондов. В Москве они обычно ходят возле крупных торговых центров и в местах притяжения горожан, к примеру, у главного входа на ВДНХ. Как правило, они действуют напористо и не гнушаются манипулировать прохожими, обвиняя тех в равнодушии и черствости.

Существуют признаки, которые должны насторожить человека, если к нему подошел сборщик пожертвований.

Например, представители ненастоящего фонда указывают высокий минимальный размер пожертвований, деньги просят перевести на личный счет, а не на счет организации, а чтобы посмотреть объявление, нужно отправить SMS.

«У настоящей НКО должен быть сайт, отчеты о деятельности и расходовании средств. Лучше помогать более осознанно. Если ты положил купюру в какую-то коробку — это здорово, но, согласитесь, это разовая помощь. Гораздо полезней и эффективней стать другом и волонтером какой-то общественной организации или инициативной группы и регулярно участвовать в изменении нашего мира к лучшему», — добавил Вадим Ковалев.

Кроме того, хорошим средством против мошенников становится система фандрайзинга, когда человек может следить за тем, как реализуется проект, онлайн. Обычно такие системы более открыты и прозрачны, чем многие сайты некоммерческих организаций.