Получение квартиры после окончания контракта

Рубрики Вопрос юристу

Грозят уволить по окончанию контракта с оставлением в очереди нуждающихся в постоянном жилье

Статья 23 закона «О статусе военнослужащих» указывает, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся, без их согласия не могут быть уволены с военной службы без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии: 1) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе; 2) по состоянию здоровья; 3) в связи с организационно-штатными мероприятиями. Пункт 13 статьи 15 закона «О статусе военнослужащих» указывает, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями от Министерства Обороны РФ в порядке, предусмотренном законом «О статусе военнослужащих». Проще говоря, иммунитет от увольнения только у тех военнослужащих, которые имеют 10 и более лет общей продолжительности службы и которые увольняются по льготным основаниям (по предельному возрасту, состоянию здоровья, организационно-штатным мероприятиям). То есть если вы уволитесь по окончанию контракта, то вас могут уволить без предоставления жилья и будете ждать жильё уже на гражданке. Но при общей продолжительности службы в 20 лет и более, гражданин не может быть снят с учета в качестве нуждающихся в жилье. Таким образом, в случае увольнения с военной службы, независимо от оснований увольнения, вас не смогут снять с учета в качестве нуждающегося в жилье, и обеспечат им уже после увольнения.

Законодательство довольно детально описывает круг причин для увольнения работников, а именно:

  1. Достижение предельного возраста военной службы;
  2. Неблагоприятное состояние здоровья, которое исключает возможность дальнейшего пребывания в рядах Вооруженных сил;
  3. Организационно-штатные мероприятия (ОШМ).

Если военнослужащий попадает под одну из упомянутых выше статей, то его могут уволить даже без его согласия и при отсутствии жилплощади. Однако возможно это лишь в том случае, если ему неоднократно предлагалась квартира от государства, а он в силу необъективных причин отказался от ее получения.

Существуют и исключения из этого правила: не считаются необъективными отказы военнослужащего от жилья если оно:

  • Не соответствует существующим стандартам жилья;
  • Не способно удовлетворить установленным на государственном уровне санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Примечательно, что при отказе военнослужащего от жилищной субсидии – его также могут уволить из рядов вооруженных сил. При этом, даже будучи уволенными и неоднократно отказавшимися от жилья – они продолжают состоять в списке очередников на получение жилплощади от государства.

Для исключения вероятности ущемления прав лиц, состоящих на военной службе, был издан Указ Президента РФ, который уточняет права военных, срок службы которых составляет 10 и более лет (УП №2 от 2.01.2016).

  • Во-первых, лица, которые отслужили в рядах Вооруженных сил имеют право на получение жилищной субсидии ли жилой площади;
  • Во-вторых, если им не предоставлялись эти виды обеспечения или предлагались всего один раз, то они не могут быть уволены по обозначенным выше основаниям;
  • И наконец, военнослужащий имеет право заявить о том, чтобы его обеспечили жильем не в том месте, где он проходит службу.

Существуют и иные законодательные допущения, которые затрагивают вопрос обеспечения военнослужащего жильем, а именно:

  • Если военнослужащего направили для выполнения обязанностей в район, где у него отсутствует собственная жилая площадь, то его в трехмесячный срок обеспечивают служебной квартирой;
  • Если выслуга лет лица составляет 20 и более лет и при этом имеет место необходимость улучшения жилищных условий, то оно имеет право рассчитывать на получение квартиры в собственность или на условиях социального найма.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что те военные, которым разрешено после увольнения проживать без ограничений в предоставленных по месту несения службы квартирах, не вправе дополнительно претендовать на социальные гарантии по обеспечению военнослужащих жильем (ст. 23 №229-ФЗ).

Это законно, если по окончанию контракта увольняют.

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Увольнение с военной службы без жилья

Я военнослужащий, увольняюсь по окончанию контракта, выслуга более 20 календарных лет, признан нуждающимся в жилье, живу с семьей в закрытом городке в служебной квартире, которая дана мне на все время прохождения военной службы. Могут ли меня уволить либо исключить из списков части без обеспечения жильем по избранному месту жительства и какие нормативно-правовые акты это регламентируют?

Ответы юристов (17)

Согласно Закона «О статусе военнослужащих»

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

[Закон «О статусе военнослужащих»] [Глава II] [Статья 23]

1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Т.е. Вас не могут уволить без Вашего согласия пока Вам либо не предоставят квартиру в собственность, либо денежную субсидию на приобретение жилья.

Есть вопрос к юристу?

О невозможности увольнения со службы так же подтверждается Положением
о порядке прохождения военной службы
(утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237)

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебная практика так же находится на стороне военнослужащих.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года №9

О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих

22. При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Поэтому особенности жилищного обеспечения военнослужащих, обусловленные их статусом, распространяются на указанное жилье.

Улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

23. Исключен постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. №6.

24. При досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении них условий контракта или в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подпункты «а» и «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») они по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должны обеспечиваться жилыми помещениями как увольняющиеся соответственно в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.

Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы.

25. В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия – равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.
В том случае, если увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, однако нарушен установленный «Положением о порядке прохождения военной службы» порядок увольнения военнослужащего в части обеспечения установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, должно приниматься решение не об отмене приказа об увольнении с военной службы, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списка личного состава воинской части, восстановлении конкретных нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списка личного состава воинской части.

В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части и сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

В случаях, когда эти военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, оснований для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями не имеется, поскольку в этом случае требования части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не нарушаются.

Если такие военнослужащие не соглашаются с увольнением их с военной службы без предоставления жилья, суд отказывает в удовлетворении их требований об увольнении с военной службы, поскольку указанные лица согласно статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть уволены с военной службы.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусмотрены след.случаи, когда Вас не могут уволить без Вашего согласия пока Вам не предоставлена квартира

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищныхусловий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Так как у Вас окончание контракта, то уволить Вас могут.

Согласно п. «б» ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 22.12.2014)«О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

Однако с очереди нуждающегося Вас не имеют право снять

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Олег, добрый день.

Вас не смогут уволить без предоставления жилья.

Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237
«Вопросы прохождения военной службы»

17. Военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого
составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по
нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть
уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на
военной службе, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого
помещения либо субсидии на приобретение или строительство жилого
помещения по нормам жилищного законодательства.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по
месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и
обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

В подтверждение выше сказанному.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по
месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.

При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по
установленным нормам по последнему месту военной службы.

Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает.

Да упустил ВАЖНЫЙ момент так как у Вас окончание контракта то уволить могут, но Вы останетесь в очереди на улучшении жилищных условий.

Вас не могут уволить если основанием является достижении предельного возраста пребывания на военной службе

Добрый день. Да, могут, так как:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Так как Вы увольняетесь по окончанию контракта, то Вы можете быть уволены.

НО, Вы не будете исключены из реестра нуждающихся в жилье

13. Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Получение постоянного жилья военнослужащим

Доброго времени суток. У моей сестры сложилась такая ситуация, она касается получения постоянно жилья военнослужающим. Ее муж проходит службу по контракту прапорщиком. Первый контракт с мин. обороны был заключен в 1994 году. В 2002году был перерыв в службе 3 месяца увольнялся по окончанию контракта с бригады специального назначения и через 3 месяца поступил на службу в инженерный авиационный батальон города Ряжска Рязанской области где и в данный момент проходит службу. Выслуга 22 календарных года, контракт заключен до 2017 года, является участником боевых действий. Стоит на компьютерном учете на получение постоянного жилья. Пришло извещение на получение квартиры в городе Рязань. Он дал согласие. Но в региональном ДЖО сказали что вам будет отказ так как он в данный момент не увольняется и велели написать заявление о том чтобы его сняли с компьютерного учета на получение постоянного жилья как военнослужащего и поставили на служебное. Правомерны ли действия сотрудников ДЖО? Правда что не положено в данный момент постоянное жилье? Как поступить с заявлением о снятии с учета на постоянное жилье писать или нет?

Ответы юристов (6)

Доброго времени суток! Право на получение квартиры по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более не зависит от того увольняетесь Вы или нет.

В соотвтетствии ФЗ «О статуске военнослужащих», в силу ст. 15 «. «Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закон»

Вам необходимо обратиться с данным вопросом письменно в ДЖО, для того, чтобы руководство ДЖО разъяснило ситуацию, ссылаясь на конкретные статьи закона. Также обратитесь в военное прокурату Вашего гарнизона с требованием провести по данному поводу проверку.

Правомерны ли действия сотрудников ДЖО? Правда что не положено в данный момент постоянное жилье? Как поступить с заявлением о снятии с учета на постоянное жилье писать или нет?

— действия ДЖО не правомерны!

— Жилье Вам положено, в силу ФЗ.

— Заявление о снятии с учета писать не нужно!

Есть вопрос к юристу?

Сейчас довольно часто отказывают на том основании, что военнослужащий не увольняется и по этой причине не имеет права на постоянное жилье по месту службы. Вам еще отказывают потому что по мнению РУЖО прапорщик заключил первый контракт после 1998 года и следовательно подлежит обеспечению ТОЛЬКО служебным жильем, а постоянным ТОЛЬКО при увольнении.

Такой подход закономерен в силу следующего:

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст.15)

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Поэтому формально РУЖО правы.

Единственно, я сейчас бы посоветовал ничего никому никаких рапортов о снятии не писать. пусть делают сами что хотят. Если его это просят сделать, значит не все так просто. Но из того, что Вы указали, в настоящее время он не имеет таких прав

Уточнение клиента

Уважаемый Олег Белоусов, муж моей сестры первый контракт заключил в 1994 году т.е. до 1 января 1998года. Как нам поступить?

22 Июля 2013, 09:59

В силу ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»

«прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.» обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. (это служебные жилые помещения или общежития)

У Вас вопрос о получении квартиры — о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по Вашему выбору в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

Уточнение клиента

Я так и не понял стоит бороться и лесть в судебные тяжбы с этой квартирой или вопрос проигрышный?

22 Июля 2013, 10:57

да, бороться необходимо!

Уважаемый Олег Белоусов, муж моей сестры первый контракт заключил в 1994 году т.е. до 1 января 1998года. Как нам поступить?

Дело в том, что первый контракт учитывается только у офицеров. а не у прапорщиков. У прапоршиклв учитывается время поступления на службу

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;(в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Я так и не понял стоит бороться и лесть в судебные тяжбы с этой квартирой или вопрос проигрышный?

Решать Вам, но я лично шансов не вижу

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Служебное жилье во время получения квартиры

Уважаемые господа! Мой муж, офицер ВВС, служит на Камчатке. До достижения предельного возраста и окончания контракта остался 1 год. В сентябре нашей семье выделили квартиру в г.Санкт-Петербурге, но при оформлении документов столкнулись с проблемой. Представители организации «Востокрегионжилье» требуют, чтобы мы освободили служебную квартиру в военном городке Ключи-1, только не объяснили куда мы всей семьей с детьми должны выселиться зимой. Объясните, правы ли «Востокрегионжилье» и где нам жить если квартиру в г.Санкт-Петербурге мы получить не можем и до окончания контракта еще год. Спасибо.

Ответы юристов (4)

Добрый день. Нет, не правы. Судебная практика это подтверждает:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕот 24 ноября 2011 г. N ВКГПИ11-69
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина А.С., при секретаре — А., с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.А., представителя Министра обороны Российской Федерации Б.С., а также представителей Министерства юстиции Российской Федерации М.Н. и К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.П. о признании противоречащим действующему законодательству пункта 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в части слов «С военнослужащим не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения»,
установила:
М.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее — Инструкции).По его мнению, нормы, содержащиеся в оспариваемом пункте Инструкции, противоречат пункту 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, пунктам 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба», а также подпункту 6 пункта 4 Жилищного договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487.М.П. утверждает, что противоречие заключается в том, что в соответствии с пунктом 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 этой же Инструкции. Согласно пункту 17 вышеуказанной Инструкции это любые жилые помещения, за исключением находящихся в собственности военнослужащих. Военнослужащий должен сдать служебную квартиру и только после этого заключать договор социального найма на квартиру, значительно удаленную от места службы. При этом переехать с семьей на новую квартиру военнослужащий может только при увольнении с военной службы, что, по мнению М.П., нарушает его право на жилище, поскольку содержит обязательное условие фактической сдачи жилого помещения только лишь для возможности оформления документов на получение иного жилого помещения, без фактического предоставления этого жилого помещения.Представители Министра обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в своих возражениях требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении.Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания М.П. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление без его участия.В судебном заседании представители указанных министерств также возражали против удовлетворения заявления М.П., ссылаясь на то, что приказ издан в соответствии с полномочиями Министра обороны Российской Федерации и не нарушает права заявителя.Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации Б.С., Министерства юстиции Российской Федерации М.Н. и К., а также заключение прокурора Б.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующим выводам.Министр обороны Российской Федерации приказом от 30 сентября 2010 года N 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 года (регистрационный N 18841) и опубликован в «Российской газете» от 29 октября 2010 г. N 246.Приказ издан Министром обороны Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных Министру обороны Российской Федерации Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082.Таким образом, оспариваемый приказ издан правомочным на это должностным лицом — Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.В соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. Принятием указанного Закона государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены статьей 15 указанного Федерального закона.Так, абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.Военнослужащие-граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.При этом в силу пункта 13 той же статьи военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством; данный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих-граждан, увольняемых с военной службы по указанным основаниям, чья общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более.Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.Вместе с тем, необходимо учитывать, что согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Поскольку военнослужащие непосредственно связаны с обеспечением обороны страны и безопасности государства, в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными указанным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.Статья 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускает только на основании закона.Под местом жительства, согласно статьи 2 указанного Закона, подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Право на свободу передвижения и выбор места жительства военнослужащим в период военной службы реализуется в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при этом согласно пункту 3 указанной статьи военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.В связи с тем, что М.П. к категории военнослужащих-граждан, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, не относится, поскольку на военной службе состоит с 1990 года и его общая продолжительность военной службы по состоянию на 1 июля 2011 года составляет свыше 21 года, право на выбор места жительства и право на проживание в избранном месте жительства может быть им реализовано только при увольнении с военной службы.Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.Следовательно, увольнение с военной службы военнослужащего, заключившего договор найма служебного жилого помещения, является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.Вместе с тем, на отдельные категории военнослужащих распространяется социальная гарантия о невозможности выселения их из занимаемого служебного жилого помещения до предоставления другого жилого помещения. Согласно статье 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.Пунктом 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшим до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускалось выселение из служебных жилых помещений семей военнослужащих.Кроме того, абзацем вторым пункта 13 Инструкции предусмотрена норма, направленная на обеспечение прав военнослужащего на жилище, в том числе до заключения договора социального найма, предоставленного жилого помещения, в соответствии с которой в случае отсутствия права собственности Российской Федерации на жилые помещения, соответствующие требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением по рекомендуемому образцу (приложение N 7 к настоящей Инструкции). Уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения по рекомендуемому образцу (приложение N 8 к настоящей Инструкции), на основании которого заключается договор о пользовании.Следовательно, данное положение, как и вышеуказанные положения, определяющие порядок реализации военнослужащими, к категории которых относится заявитель, права на получение жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства при наличии служебного жилого помещения по месту военной службы сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие его конституционно закрепленное право на жилище.Как следует из содержания пункта 18 Инструкции, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ. Жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.Таким образом, в указанном пункте идет речь не о порядке сдачи жилого помещения, а о случаях, при которых с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи ими жилых помещений, а именно, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения.В случае неправильного применения оспариваемого пункта в толковании, расходящемся с его действительным смыслом, заинтересованные лица не лишены возможности обратиться за судебной защитой своего нарушенного права.Исходя из изложенного, нельзя признать обоснованными доводы заявителя о том, что пункт 18 Инструкции противоречит пункту 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, пунктам 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба», а также подпункту 6 пункта 4 Жилищного договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487.В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления, то понесенные заявителем судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.Руководствуясь ст. 194 — 199, 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления М.П. о признании недействующим пункта 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, в части слов «С военнослужащим не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения» отказать.Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного СудаРоссийской Федерации

Есть вопрос к юристу?

Вот примерно аналогичное решение по делу, которое я сопровождал

В силу п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статье 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанныхжилых помещений без предоставления других жилых помещений.

В Вашем случае, Закон на Вашей стороне, живите в квартире, которую занимаете до оформления документов на квартиру, которую Вам выделили.

Обратите внимание, что решение о предоставлении служебного жилого помещения и, следовательно, договор найма служебного жилого помещения могут быть признаны недействительными, а жильцы выселены из служебного жилья, только в том случае, если будет установлено, что:

нарушены требования, предъявляемые к порядку и форме принятия решения о предоставлении служебного жилья;

отсутствуют основания, необходимые для заключения договора найма служебного жилого помещения, например:

сведения о назначении на должность или заключении трудового договора являются не соответствующими действительности;

данное лицо не отнесено законом к категориям граждан, имеющих право на получение служебного жилья;

у жильцов имеется иное жилое помещение в этом же населенном пункте

В Вашем же случае, жильё пока не имеется, а только оформляются документы на него. И не в этом населённом пункте. Первые два условия к Вашей ситуации, так же, не могут подходить.

Самое главное, что Вам нужно понять — это то, что военнослужащие наделены специфическим, особым правом на жилье, в связи с чем их выселение всегда сопровождается дополнительными гарантиями:

1. Выселить военнослужащего, членов его семьи могут из занимаемого жилого помещения, предоставленного в качестве служебного (в том числе общежития), только при условии, что они не нуждаются в жилье: например, имеет в собственности «хорошую» квартиру из нескольких комнат, при этом дополнительно занимает и служебную квартиру.

2. Если у военнослужащего и членов его семьи нет в собственности иного жилья, то выселить такую семью из служебной/ведомственной квартиры невозможно, в том числе и в судебном порядке.