Полное всестороннее рассмотрение дела коап рф

Рубрики Процессы

Статья 24.1 КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Новая редакция Ст. 24.1 КоАП РФ

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Комментарий к Статье 24.1 КоАП РФ

1. Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях является выяснение обстоятельств дела, отвечающее принципам всесторонности, полноты, объективности и своевременности. Только руководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие или отсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основанием для принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указываются в постановлении по делу об административном правонарушении.

2. Разрешение дела должно осуществляться в соответствии с законом. Это значит, что постановление по делу должно иметь четкие и ясные нормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу. Поэтому в постановлении по делу должна быть указана статья комментируемого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения либо основания прекращения производства по делу.

3. Важной задачей является обеспечение исполнения вынесенного постановления.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть эффективным без исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен раздел V настоящего Кодекса — «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях».

4. Производство по делам об административных правонарушениях имеет и профилактическое значение. Поэтому оно ставит задачу выявить причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений. Реализация этой задачи выражается в возможности вносить в организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Другой комментарий к Ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой широким кругом исполнительных органов, а также представляющих их должностных лиц. Субъектами такой деятельности являются и судебные органы, функции которых постоянно расширяются, что свидетельствует об усилении процессуальных гарантий прав и интересов лиц, подвергаемых административной ответственности.

Процессуальный характер производства свое основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные в Особенной части КоАП РФ. Соответственно определяются и задачи производства, главная из которых состоит в обеспечении всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения полномочными судьями, органами и должностными лицами каждого дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Разрешение дела находит выражение в принятии по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо в отказе от его назначения) и его исполнении. Естественно, что в процессе производства выделяются причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений.

В интересах выполнения задач производства КоАП РФ регламентирует важнейшие его процессуальные проявления: порядок производства, права и обязанности участников производства, виды и порядок составления процессуальных документов (протоколы, определения и т.п.), виды и порядок использования доказательств, порядок применения специальных мер процессуального обеспечения производства (например, административное задержание, осмотр помещений, территорий и находящихся там документов и вещей, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и т.п.) и др.

2. В отличие от уголовного, гражданского и арбитражного производства, каждое из которых оснащено процессуальными кодексами, производство по делам об административных правонарушениях регламентируется не специальным Административно-процессуальным кодексом, а нормами КоАП РФ, составляющими содержание его разд.IV (гл.24-30). Фактически к процессуальной части настоящего Кодекса можно отнести также и разд.III, поскольку в нем содержится юридическая характеристика судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, без которых невозможно производство. Поскольку в число задач производства по делам об административных правонарушениях входит обеспечение исполнения вынесенного постановления, постольку исполнительное производство также является составной частью комплекса административно-процессуальных действий. В то же время исполнение вынесенных постановлений не относится к полномочиям судей, органов и должностных лиц, рассматривающих конкретные дела; это функция иных органов и должностных лиц. В силу этого вопросы, связанные с исполнительным производством, выделены в разд.V КоАП РФ (гл.31 и 32).

3. Производство по делам об административных правонарушениях — одна из форм административного процесса, основной чертой которого, позволяющей провести грань между ним и гражданским и уголовным процессом, является его преимущественно внесудебный порядок. Административно-процессуальные действия, внешне сходные с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными, осуществляются, как правило, органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть. И то, что одним из субъектов данного процесса является судья (мировой судья), не лишает этот процесс административного характера, поскольку в рамках производства по делам об административных правонарушениях судья действует не на основе уголовно-процессуальных или гражданско-процессуальных норм, а на основе административно-процессуальных норм.

Административно-процессуальную деятельность отличают от иных видов процесса такие черты, как известная упрощенность и ускоренность отдельных процессуальных действий, множественность субъектов, уполномоченных на назначение административных наказаний и т.п. Вместе с тем административно-процессуальное производство имеет немало качеств, которые обычно характеризуют процессуальную деятельность на основе УПК, ГПК, АПК.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, равно как и иные формы процессуальной деятельности, в своей основе является административно-деликтным. В нем находит соответствующее процессуальное выражение негативная реакция государства и общества на противоправные деяния, совершаемые в сфере государственного управления или реализации задач и функций исполнительной власти — административные деликты, или административные правонарушения. Последние, как известно, являются основанием административной ответственности, реализуемой в административно-процессуальной форме.

По своей сути производство по делам об административных правонарушениях нацелено на разрешение административно-правовых споров, возникающих между сторонами административно-процессуальных отношений, по поводу правомерности или неправомерности применения мер административной ответственности. Причем эти споры (конфликты) разрешаются чаще всего уполномоченными на это исполнительными органами (должностными лицами).

5. Полномочия по разрешению правовых споров (конфликтов) и по применению в случае негативного их разрешения установленных правовых санкций (уголовное или административное наказание) характеризуются как юрисдикционные. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях юрисдикция означает определение круга уполномоченных на рассмотрение и разрешение правовых вопросов исполнительных органов (должностных лиц), а также перечня конкретных дел, отнесенных к компетенции каждого из них. Она вытекает из административной право- и дееспособности, а также их функциональной обязанности применять нормы материально-административного права к конкретным ситуациям, возникающим в подведомственной им сфере общественных отношений.

6. Производство по делам об административных правонарушениях оснащено процессуальными нормами, по характеру которых можно судить о его организационной структуре. Имеется в виду совокупность последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых в интересах эффективного достижения тех задач, которые поставлены перед ним КоАП РФ.

Соответственно можно выделить определенные стадии производства, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в нормах КоАП РФ. В них как в этапах данного вида административно-процессуальной деятельности, фактически проявляется собственно производство.

В КоАП РФ РСФСР эти стадии специально не выделялись, хотя об их существовании можно было догадаться. Новый Кодекс дает основания для этого. К числу стадий относятся вытекающие непосредственно из задач производства по делам об административных правонарушениях следующие его основные этапы, в рамках каждого из которых осуществляются предусмотренные административно-процессуальными нормами действия судей, органов, должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение и разрешение подобных дел.

К числу обязательных стадий относится:

возбуждение дела об административном правонарушении (гл.28);

рассмотрение дела об административном правонарушении (гл.29);

вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Фактически это стадия разрешения дела в точном соответствии с требованиями административно-процессуальных норм. Следует иметь в виду, что в КоАП РФ она не обозначена как самостоятельная; вынесение мотивированного постановления по делу входит в содержание стадии рассмотрения дела. Тем не менее, поскольку речь идет об издании индивидуального правового акта, имеются основания для выделения данной стадии как в наибольшей степени юридизированной;

исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл.31 и 32).

КоАП РФ предусматривает еще одну стадию производства, а именно — пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл.30). Процессуальное ее назначение несомненно, так как в ее рамках возможно опротестование или обжалование постановления о назначении административного наказания. Поскольку все здесь зависит от инициативы лица, в отношении которого применена мера административной ответственности, и прокурора, а этой инициативы может и не быть, данную стадию производства характеризуют как факультативную.

7. Порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая установление мер обеспечения производства, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, КоАП РФ относит к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ст.1.3). Это означает, что установление производства по таким делам — централизованный в масштабе всей страны предмет ведения.

8. В качестве определенного итога следует указать на то, что производство по делам об административных правонарушениях есть нормативно урегулированный вид процессуальной деятельности юрисдикционного характера, осуществляемый как в судебном, так и во внесудебном порядке в особых процессуальных формах, закрепленных в КоАП РФ.

Статья 26.11. Оценка доказательств

СТ 26.11 КоАП РФ

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Комментарий к Ст. 26.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Оценка доказательств является логическим процессом установления относимости и допустимости доказательств (о понятиях относимости и допустимости доказательств см. комментарий к ст. 26.2 КоАП РФ), наличия и характера связей между ними, определения значения и путей использования доказательств для установления истины по делу. Оценить доказательства — значит, прийти к обоснованному выводу об относимости и допустимости и на этой основе — достоверности или недостоверности фактических данных, о существовании обстоятельств, устанавливаемых этими данными, и об их значении для дела. Оценке подлежат и каждое, и все собранные доказательства в целом. Доказательства оцениваются на всем протяжении производства по делу.

2. При оценке доказательств судья, член коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, руководствуются внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает, что эти лица, непредвзято изучая все представленные доказательства, самостоятельно решают вопрос об их достоверности или недостоверности (истинности или ложности сведений). В связи с этим исключается любое воздействие на судью, орган, должностное лицо.

3. При оценке доказательств необходимо исходить из их равенства. Ни одно из них не может иметь большей или меньшей доказательственной силы. Например, при оценке показаний свидетеля по делу и заключения эксперта нельзя предполагать, что последнее будет иметь большее доказательственное значение. При этом никакие доказательства, в том числе заключение эксперта, не могут быть положены в основу выводов, если они противоречат остальным материалам дела.

4. Результаты оценки судьей, органом, должностным лицом всей совокупности доказательств следует отразить в постановлении по делу. В необходимых случаях в постановлении должно быть указано, на основании каких доказательств принято соответствующее решение и какие доказательства были сочтены не относящимися к делу. Такая информация может потребоваться органу или должностному лицу, рассматривающему жалобу на данное постановление.

5. Если судья, орган, должностное лицо в ходе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению придут к выводу, что для обеспечения его полного и всестороннего рассмотрения необходимо получить дополнительные документы и иные доказательства, они должны истребовать соответствующие сведения в порядке ст. 26.10 КоАП РФ.

Полное всестороннее рассмотрение дела коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 24.1 КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 24.1 КоАП РФ. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии:
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

При подготовке дела судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. ( См. подробнее п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

СТ 29.4 КоАП РФ

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Комментарий к Ст. 29.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья регламентирует порядок вынесения определений и постановления по вопросам, разрешаемым при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Определения выносятся при разрешении вопросов, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи. Законом предусмотрен единственный случай вынесения постановления — о прекращении производства при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

2. Ввиду того что ведение протокола заседания возможно лишь при рассмотрении дела коллегиальным органом или судьей (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5), определения должны выноситься отдельно в письменной форме с соблюдением требований ст. 29.12 КоАП РФ.

3. Первый вид определений, который должен выноситься при подготовке к рассмотрению дела, — о назначении времени и места рассмотрения дела.

Такое определение выносится судьей, органом, должностным лицом после проверки всех поступивших материалов дела на соответствие их требованиям закона и установления, что данных материалов достаточно для рассмотрении дела по существу. В определении в обязательном порядке указываются число, месяц и год, в том числе часы и минуты, когда будет рассматриваться дело, а также точный адрес и телефон суда (судьи), органа, должностного лица, рассматривающих дело.

Судья, орган, должностное лицо должны довести содержание указанного определения до сведения участников производства по делам об административных правонарушениях.

4. В случае, когда при подготовке дела к рассмотрению будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, в орган или должностному лицу, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ.

Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

5. Второй вид определений — определение о вызове участников производства, указанных в ст. ст. 25.1 — 25.10 КоАП РФ. В обязательном порядке вызываются лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического и юридического лица.

Если кто-то из участников производства не владеет языком производства по делу об административном правонарушении, в обязательном порядке должен быть приглашен переводчик.

Такие участники производства, как свидетель, специалист, эксперт, защитник (Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей), представитель и прокурор, вызываются либо по инициативе судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, для обеспечения законного, полного и всестороннего рассмотрения дела, либо лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо потерпевшим для подтверждения своих доводов.

В случае необходимости для участия в рассмотрении дела о привлечении к ответственности за административное правонарушение может быть вызвано лицо, составившее протокол об административном правонарушении, для выяснения возникших вопросов (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

6. В целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, органу, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством SMS-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки SMS-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п.

Под почтовыми отправлениями разряда «Судебное» понимаются заказные письма и заказные бандероли, отправляемые федеральными судами и мировыми судьями.

В заказных письмах и бандеролях разряда «Судебное» пересылаются судебная повестка, судебные акты (определения, решения, постановления) суда. Заказные письма и бандероли разряда «Судебное» доставляются и вручаются лично адресату под расписку в извещении по предъявлении документов, удостоверяющих личность. При отсутствии адресата такие письма и бандероли могут вручаться совместно проживающим совершеннолетним членам семьи без доверенности по предъявлении документов, удостоверяющих личность, и документов, подтверждающих их отношение к адресату. При этом в уведомлении указывается лицо, которому вручено заказное письмо с соответствующими отметками.

При отсутствии адресата и совершеннолетних членов его семьи в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике оставляется извещение с приглашением адресата на объект почтовой связи для получения почтового отправления. При неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда «Судебное» в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. В случае если адресат отказался получить заказное письмо или бандероль разряда «Судебное», доставляющий работник почтовой связи должен зафиксировать отказ путем отметки об этом на уведомлении о вручении.

Не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.

7. В соответствии с ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора.

Исходя из смысла и содержания указанной нормы права, судья, орган или должностное лицо обязаны уведомить прокурора о месте и времени рассмотрения инициированного им дела об административном правонарушении. Такой порядок участия в производстве по делам об административных правонарушениях позволяет прокурору реализовывать полномочия в сфере административного наказания путем принятия мер прокурорского реагирования как средства обеспечения законности. Неизвещение прокурора о времени и месте рассмотрения дела, которое возбуждено по его инициативе, является безусловным основанием для отмены вынесенного решения, так как прокурор не сможет в должной мере воспользоваться своими правами и исполнить обязанности (представить необходимые доказательства, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого правонарушения, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела).

8. В п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ указаны еще два случая вынесения определения. Это определения об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу и о назначении экспертизы. Такие определения могут выноситься по инициативе как судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело, так и участников производства. В данных случаях выносится определение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу либо с назначением экспертизы (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи).

9. Дело может быть отложено также из-за невозможности присутствия при его рассмотрении участников производства по уважительной причине или без таковой. При этом необходимо учитывать, что законом установлены случаи, когда рассмотрение дела невозможно в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ). Кроме этого, судья, орган, должностное лицо могут отложить дело, если придут к выводу, что рассмотрение дела по существу невозможно без какого-либо участника производства.

10. Определение о возвращении материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, выносится в строгом соответствии с положениями ч. 1 ст. 28.3 и гл. 23 КоАП РФ с учетом компетенции органов и должностных лиц.

Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в ст. 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).

В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти.

В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или закон субъекта РФ подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ).

В случае неправильного составления материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, в определении в обязательном порядке указываются обстоятельства, послужившие основанием для вынесения такого определения.

11. Необходимо иметь в виду, что возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В связи с тем что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

12. Определение о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности выносится с учетом всех выявленных обстоятельств в результате изучения дела. Это определение также должно быть мотивированным.

13. Постановление о прекращении производства выносится только исходя из требований ст. 24.5 КоАП РФ.

14. Для вынесения определения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, необходимо соблюдение ряда условий:

— привод может быть оформлен только в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, законного представителя несовершеннолетнего, а также свидетеля (ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ);

— дело уже было отложено в связи с неявкой без уважительной причины вышеуказанных лиц, отсутствие которых препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом;

— указаны наиболее полные данные о личности лица, подлежащего приводу, его место проживания или нахождения, а также место и время принудительного препровождения лица.

15. Привод осуществляется, во-первых, органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительских документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. В данном случае ФССП России на основании Методических рекомендаций по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, подготовленных ФССП России.

Во-вторых, органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Данный порядок утвержден Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода».

Необходимо учитывать, что ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ не предусматривает такого основания возвращения протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, как неявка в судебное заседание лица, привлекаемого к административной ответственности, либо необеспечение его явки в суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Системный анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, должен провести подготовку дела к судебному разбирательству и при отсутствии оснований для возвращения протокола, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, вынести определение об отложении рассмотрения дела, а также определение о приводе этого лица, который на основании ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ осуществляется ФССП России или полицией.

Следует также учитывать, что судья не может обязать орган, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении, за исключением ФССП России и полиции, осуществить доставление или привод лица, привлекаемого к административной ответственности, на рассмотрение дела, поскольку указанным лицам КоАП РФ таких полномочий не предоставляет.

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях

1. Анализ правил ст. 24.1 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное определение задач производства по делу об административном правонарушении;

2) эти задачи изложены исчерпывающим образом;

3) правила ст. 24.1 конкретизируют (применительно к производству по делу об административном правонарушении) общие задачи законодательства об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.2).

2. К задачам производства по делам об административных правонарушениях относятся:

1) полное и всестороннее выяснение обстоятельств дела. Это означает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении, должны выяснить все обстоятельства дела, исследовать их, заслушать доводы сторон, иных лиц, участвующих в производстве по делу (потерпевших, представителей, защитников, свидетелей, понятых и т.д., см. о них коммент. к ст. 25.1, 25.10), дать им оценку, исключить противоречия, произвести иные действия с целью полноты исследования всех обстоятельств;

2) объективное выяснение обстоятельств по делу. Судья, орган, должностное лицо, рассматривая дело, руководствуются исключительно законом и непредвзяты при анализе всех обстоятельств. Должно быть исключено любое давление на них (в т.ч. вышестоящих должностных лиц, родственников, знакомых, свидетелей). Этому способствуют также открытый характер рассмотрения дел об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 24.3), прокурорский надзор за рассмотрением дела (если только оно не рассматривается судьей, см. коммент. к ст. 24.6), возможность заявления отводов лицам, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается (см. коммент. к ст. 25.13), равенство участников производства по делу;

3) своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Судья, орган, должностное лицо обязаны избежать волокиты, стремиться к наиболее быстрому (не в ущерб качеству) рассмотрению дела, исключить нарушение процессуальных сроков, установленных в КоАП;

4) разрешение дела в соответствии с законом. Иначе говоря, постановление по делу об административном правонарушении должно в полной мере соответствовать КоАП, законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (см. коммент. к ст. 1.1, 1.3). В противном случае постановление может быть отменено (см. коммент. к ст. 2.9, 24.5, 30.7). О практике КС, связанной с применением ст. 24.1 см. его определение от 21.12.06 N 556-О.

3. Производство по делу об административном правонарушении (хотя это выходит за рамки рассмотрения дела) также призвано:

1) обеспечить исполнение постановления, вынесенного по делу. При этом речь идет:

а) о принятии мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (см. о них коммент. к ст. 27.1, 27.15);

б) об исполнении постановлений по делам об административном правонарушении, вступивших в законную силу (в т.ч. и с учетом особенностей исполнения отдельных видов административного наказания, см. коммент. к ст. 31.1, 32.11);

2) выявить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения. Одной из целей административного наказания выступает предупреждение новых административных правонарушений (см. коммент. к ст. 3.1). Кроме того, судья, орган, должностное лицо вправе выносить представление об устранении упомянутых причин и условий (см. коммент. к ст. 29.13).