План конспект урока правонарушения

Рубрики Вопрос юристу

Урок обществознания в 9-м классе «Правонарушения и виды юридической ответственности»

Цель:

  • разъяснить учащимся опасность некоторых поступков людей;
  • показать неотвратимость ответственности за их совершение;
  • научить анализировать состав преступления;
  • определять, является ли деяние преступлением;
  • разъяснить, что такое юридическая ответственность и её виды;
  • сориентировать учащихся на формирование нравственной личности;
  • выработать иммунитет к аморальному, противоправному поведению.

План урока:

1. Причины преступности.

2. Понятие правонарушения.

3. Преступление, его состав и участники.

4. Виды юридической ответственности.

5. Уголовная ответственность.

Ход урока

1. Проблемный вопрос: Почему люди нарушают законы, которые они же и создают для урегулирования своей жизни?

В чём причины преступности?

Как можно предотвратить преступность?

(выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: эта проблема волновала человечество издавна. Существуют различные точки зрения поэтому вопросу.

Класс делится на три группы для обсуждения причин преступности.

1) Антропологи считают, что физиологические особенности человеческого организма влияют на преступность. У потенциальных преступников особое устройство черепа, есть психические аномалии и другие патологии.

2) На преступность влияет воспитание и социальная среда.

3) Уровень жизни предопределяет преступность в обществе.

Нищета толкает человека на совершение преступления.

Задание: попытайтесь доказать и одновременно опровергнуть данные тезисы.

(от каждой группы выступает ученик и излагает свои идеи и доказательства)

2. Учитель: поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Запись понятия: правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, носящее общественно опасный характер.

Признаки правонарушения:

  • противоправность деяния.
  • виновность деяния.
  • способность субъекта нести юридическую ответственность за совершённое правонарушение.

(запись признаков в тетрадь).

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

  • преступление.
  • проступок.

3. Преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом РФ.

Проступок (гражданский, административный, дисциплинарный) — это акт противоправного деяния, не предусматривающий уголовной ответственности (запись понятий в тетрадь).

Преступления могут совершаться в форме действия и бездействия.

Задание: найдите в учебнике на стр. 118 примеры преступлений, совершенных в форме действия и бездействия (работа учащихся с учебником).

Преступление отличают от проступка три признака:

1. Совершенное должно быть очень опасным для общества и государства.

2. Деяние должно нарушать нормы уголовного права.

3. Человек должен быть виновен в содеянном.

Без вины нет преступления. Вина — это психологическое отношение человека к совершаемым деяниям.

Вина может быть выражена в форме:

а) прямого умысла;

б) косвенного умысла;

Рассмотрим сосав преступления:

Задание: проанализировать состав преступления на примере:

1.Иванов и Сидоров, имевшие при себе пистолет, решили совершить налет на пункт обмена валюты. Они разоружили охранников и потребовали отдать всю валюту. Завладеть валютой не успели, так как подъехала милицейская машина. Иванов и Сидоров сумели скрыться. Субъект — Иванов и Сидоров; объект — пункт обмена валюты; субъективная сторона — вина в виде прямого умысла; объективная сторона — покушение на преступление: грабеж.

Задание: На основании текста учебника (стр.119) определите состав участников преступления. Учащиеся указывают участников преступления (организатор, подстрекатель, пособник, исполнитель) и их роль в совершении преступления. А так же ответственность, которую они несут.

4. «Каково твоё деяние, таково и воздаяние», — говорили древние.

Вопрос: «Как вы думаете, что они имели в виду?»

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность — это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение (запись в тетрадь).

Задание: используя учебник (стр. 120 -122),заполните таблицу:

Урок обществознания по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». 9-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (778,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

1. Раскрыть сущность понятий “правонарушение” и “юридическая ответственность”.

2. Рассмотреть виды правонарушений и юридической ответственности.

3. Развивать умения: поиска и выделения информации в тексте; анализа с целью выделения признаков; отображение учебного материала в знаково-символической форме (составление схем и таблиц).

4. Способствовать формированию правового сознания и правовой культуры учащихся

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.

Новые понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка целей и задач урока

Учитель задаёт вопросы для повторения предыдущего материала (презентация, слайды 1, 2):

1) Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы;

2) Выделите элементы правоотношений в предложенных ситуациях

После анализа учеником последней ситуации (работник полиции задержал нарушителя общественного порядка) ученикам предлагается сравнить её с предыдущими и определить различие. Ученики отмечают, что в последней ситуации один из субъектов правоотношения совершил противоправное действие.

Учитель описывает следующую ситуацию: девятиклассник во время перемены завязал драку в коридоре, в ходе которой было разбито большое окно, и один из учеников поранил лицо осколками стекла.

Как вы думаете, каким будет наказание за этот поступок?

Выслушав ответы учащихся, учитель поясняет, что если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести данный поступок? Ведь именно от этого зависит и наказание.

Тема нашего занятия как раз и называется “Правонарушения и юридическая ответственность”. После этого занятия вы будете знать виды правонарушений; называть виды юридической ответственности.

Презентация, слайд 3

2. Изучение нового материала

1) Правонарушение и его виды

Учитель в ходе эвристической беседы с учащимися выделяет основные признаки правонарушения: противоправность, общественная опасность, виновность; просит учеников дать определение понятию правонарушение. Ученики, участвуя в беседе, формулируют определение правонарушения как виновного, противоправного, общественно опасного деяния.

(презентация, слайд 4).

Учитель характеризует два вида правонарушений с помощью схемы “Виды правонарушений” (презентация, слайд 5). В ходе беседы с учащимися выявляются различия между проступком и преступлением.

Ученики получают задание: составить схему “Преступление”, используя извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации” (приложение 1).

После ответов учеников и проверки заполнения схемы (презентация, слайд 6) учитель предлагает определить форму вины в ситуациях:

1 апреля П. решил подшутить над своим приятелем С.: он позвонил и сказал, что на даче С. Вспыхнул пожар. У С. закружилась голова. Падая, он сильно ударился головой и попал в больницу с сотрясением мозга.

Гражданин Р., управлявший своим автомобилем в нетрезвом состоянии, стал виновником ДТП, в котором пострадали люди.

2) Юридическая ответственность

Древние говорили: “Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (презентация, слайд 7).

Ученики отвечают на вопросы: “Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?”

В ходе беседы с учениками делается вывод о том, что строгость наказания должна зависеть от тяжести правонарушения, формулируется определение: “Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания”.

Затем предлагается определить, какие формы ответственности выделяет законодательство и каковы особенности наказания в каждой из них.

Ученикам даётся задание – в мини-группе рассмотреть на основе текста один из видов юридической ответственности, определить особенности оснований для её возникновения, виды наказания, устанавливаемого в соответствии с данным видом ответственности

Результаты своей деятельности группа должна представить в виде таблицы.

(презентация, слайд 8).

В процессе выступления каждой группы учащиеся заполняют общую таблицу.

(презентация, слайд 9)

3. Закрепление нового материала

Учитель предлагает вернуться к ситуации, предложенной в начале урока и ответить на вопрос: “Какие виды юридической ответственности возможны в этом случае?” Ученики, отвечая на вопрос, выделяют возможность наступления административной ответственности (нарушение правил поведения в общественном месте), дисциплинарной (нарушил правила поведения учащихся в школе); гражданской (причинил вред школьному имуществу) и уголовной (причинён вред здоровью другого человека).

4. Подведение итогов урока

Ученики оценку своей работе на уроке и работе в мини-группе, вместе с учителем выставляются отметки за урок.

Домашнее задание

Параграф 10, эссе по теме: “Что есть право и в чём состоит правонарушение, это должен определить закон” (латинское изречение)

План-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме:
Урок обществознания «Правонарушения и юридическая ответственность»

дает представление учащимся о правонарушении как юридическом понятии

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе

«Правонарушения и юридическая ответственность»

  1. Образовательные:
  • расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;
  • познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;
  1. Развивающие:
  • развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
  1. Воспитательные:
  • продолжать воспитание правовой культуры.
  1. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

Тема нашего урока: «Правонарушения и юридическая ответственность».

(Постановка целей урока вместе с учащимися)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слушаются ответы)

Учитель: п оведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет ряд признаков.

  1. Противоправность
  2. Деяние (действие или бездействие)
  3. Причинение вреда
  4. Наличие вины (неосторожность и умысел)

Т.о. правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.

  1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
  2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.

«Каково твоё деяние, таково и воздаяние», — говорили древние.

Вопрос: «Как вы думаете, что они имели в виду?»

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ – с 14 лет. (работа со статьей 20 УК РФ)

Вопрос: за какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.

Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Но и наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.

Виды юридической ответственности:

  1. Уголовная (за преступление, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества) Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.

Давайте разберем ситуации:

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь…

В этой ситуации мы видим совершение преступления, но я вам предлагаю другую ситуацию

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стали ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному полицейскому. Тот задержал двух подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина ждала утром «какой-то шоколад на продажу».

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер уже был перевязан, в кабинете появились полицейские. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, вызвали в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм… По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

  1. Административная (за проступок, КоАП РФ: штраф, лишение специальных прав)
  2. Дисциплинарная (за проступок, ТК РФ: замечание, выговор, увольнение)
  3. Материальная (за проступок, ТК РФ: возмещение ущерба)
  4. Гражданская (за проступок, ГК РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав)

Презумпция (от лат. предположение ) невиновности – принцип, согласно которому каждый обвиняемы считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует: (фронтальный опрос) НА СЛАЙДЕ

  1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
  2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
  3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
  4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
  5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

  1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
  2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
  3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
  4. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)
  1. Подведение итогов.

Т.о. что мы сегодня нового узнали на уроке?

IV. § 10, стр.93, зад.№ 1, 2.

И напоследок . интересные факты из судебной практики.

Английский судья Д. Кромби считает, что в законодательстве различных стран встречается немало «странностей». Эти «странности» он собрал в книге «Самые глупые законы мира». И вот лишь некоторые из них:

  • Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведение считается бить жену после 9 часов вечера.
  • Франция. Для владельце свиней противозаконным считается называть поросенка «Наполеон».
  • Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.
  • Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.
  • США. Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.
  • Передвижение на моторной лодке по городским улицам считается правонарушением.
  • США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в жениха и невесту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал раскрывает понятия правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность.

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:»Правонарушения и юридическая ответственность».

Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником.

Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм.

При проведении урока используется метапредметность «задача». Работая в группах ученики учатся решать проблемные и ситуативные задачи, знакомятся с отдельными статьями Уголовного Кодекса. Использование.

Учащиеся получают представление о нормах российских законов через рассмотрение правовых ситуаций. Углубляют свои представления о юридической ответственности за совершение правонарушен.

Конспект урока «Правонарушения и юридическая ответственность&quot.

КОНСПЕКТ УРОКА «Правонарушения и юридическая ответственность»

Урок направленный на формирование правовых знаний.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА «Правонарушения и юридическая ответственность»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Актабанская средняя общеобразовательная школа»

«Правонарушения и юридическая ответственность»

Учитель истории и обществознания

Широченко Анна Вячеславовна

План-конспект урока по обществознанию на тему

«Правонарушения и юридическая ответственность»

Цель урока: формирование правовых знаний о понятии «преступление» и видах ответственности за преступления и правонарушения.

обучающая – формирование правовых знаний о понятии «правонарушения», «преступление», «проступок», «юридическая ответственность» и видах ответственности за преступления и правонарушения.

— научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;

— показать неотвратимость наказания за совершение преступления.

развивающая – нахождение нужной информации в тексте и других источниках;

воспитательная – воспитание уважения к другим людям и нормам права государства.

Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание.

Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудни­чества — договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие — строить монологи­ческое высказывание.

Предметные: Развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о правонарушениях и юридической ответственности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии

Оборудование: раздаточные материалы, учебник, рабочая тетрадь.

План-конспект урока обществознания (9 класс) по теме:
Урок обществознания по теме: «Правонарушение и его признаки»

Урок обществознания в 9 классе по учебнику Кравченко А.И.

Предварительный просмотр:

Обществознание 9 класс

Тема: Правонарушение и его признаки.

  1. Дать понятие «правонарушение», сформировать у учащихся представление о признаках правонарушений.
  2. Сформировать понятия: противоправное, общественно-вредное деяние, вина и её формы, дееспособность и деликтоспособность.
  3. Показать неотвратимость ответственности за нарушение закона.
  4. Продолжить формирование навыков работы с правовыми документами.
  1. Развивать общеучебные умения и навыки (с/р, работы в парах, группе).
  2. Продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.
  1. Воспитание правового сознания.

Тип урока : проблемно-развивающий.

Форма урока: практикум.

  1. Кравченко А.И., Обществознание. 9 класс. М., Русское слово, 2008.
  2. Основы правовых знаний 8-9. Книга 1. Володина С.И. и др. М.,1999.
  3. Уголовное право в вопросах и ответах. Борзенков Г.Н. и др. М., 2003.
  4. Шевченко Н.П. «Правонарушение и юридическая ответственность», ж. «ПИОШ», №1, 2007.
  1. Схема «Признаки правонарушения».
  2. Раздаточные материалы : На столах у учащихся материалы с выдержками из основных документов, рабочий лист с заданиями, листы бумаги.
  3. Компьютер, мультимедийная установка, экран.
  4. Анкета.

План изучения нового материала:

  1. Правонарушение.
  2. Признаки правонарушения.

Добрый день. Как настроение? Пожелаем друг другу успешной деятельности на уроке.

Прием «Корзина идей».

— Пожалуйста, запишите на листочках бумаги факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. (Возможные ответы: закон, нарушитель, право, преступление, суд, ответственность).

— Прикрепите свои листочки к корзине (на доске). Далее в ходе урока эти факты, мнения, проблемы или понятия мы попробуем связать в логические цепочки.

Учитель обращается к классу с вопросом:

— Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

— Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Что следует за нарушением правовой нормы? Почему важно знать, что считается правонарушением?)

Каждый день человек совершает множество поступков. Часто это могут быть действия, нарушающие социальные нормы. Например, нарушение к.-л. запретов, невыполнение обязанностей.

III Изучение нового материала. «Осмысление»

Учитель дает задание классу:

— Попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение. На выполнение этого задания дается 1-2 минуты.

— Посмотрите, как трактуется понятие «правонарушение».

Итак, как следует из смысла термина, ПРАВОНАРУШЕНИЕ- это нарушение права, правового предписания. Но это слишком общее определение.

— Выделим в данном определении признаки правонарушения (составление схемы на доске):

ПРАВОНАРУШЕНИЕ- это виновное противоправное действие (бездействие) дееспособного лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – деяние (действие/бездействие)

Виновное противоправное общественно опасное дееспособного лица

Объясним признаки правонарушения:

Для выполнения данного задания учащиеся объединяются в группы (пары). Работа ведется с имеющимися на столах выдержками из документов. Затем выступает один учащийся от каждой группы, знакомит с результатами работы.

Задание: Найдите и объясните значение понятий: деяние, противоправное деяние, виновное деяние, общественно опасное деяние, дееспособное лицо.

1.Деяние — это АКТ ПОВЕДЕНИЯ, т.е. определенное действие или бездействие, когда закон требует действия.

Примером действия может служить:

-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии;

-кража чужой вещи.

Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,

— неоказание помощи больному.

2.Действие ДЕЕСПОСОБНОГО ЛИЦА, контролирующего свои поступки и совершающего их добровольно.

3.ВИНОВНОЕ деяние, т.е. деяние, предполагающее наличие вины. Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.

ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.

Не рассматриваются как правонарушение действия, совершенные человеком против его воли, под влиянием:

  • Физического или психического принуждения,
  • Силы,
  • Исполнения приказа,
  • Невменяемости, вызванной болезнью человека.

Различают две формы вины — умысел и неосторожность

Вина

-Прочитайте, что обозначает то и другое понятие.

Выполним задание: определить форму вины.

  • Вечером Иван поссорился с Николаем. А через два часа, когда наступила темнота, Иван подкрался к сидящему на берегу реки Николаю и со словами: «Я ведь предупреждал, что убью тебя!»- нанес ему удар по голове принесенным с собой топором. Николай скончался на месте.
  • Пьяный дебошир открыл стрельбу на улице, в результате которой были ранены прохожие.
  • Водитель ведет автомобиль на недозволенно высокой скорости, рассчитывая на свой профессионализм, и вдруг сбивает пешехода.
  • Ученик Киселев совершил кражу компьютера из кабинета физики средней школы №32 г. Лыково.
  • Туристы оставили незагашенным костер в лесу, в результате которого случился пожар.
  • Из-за наводнения врач скорой помощи не смог спасти больного.

4.ПРОТИВОПРАВНОЕ деяние, т.е. нарушение норм права. Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы. Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.

5.Выделяется и такой признак, как ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность). Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу. Например, кража вещи причиняет вред собственнику вещи, т.к. он её лишается. Вред может быть не только имущественным, но и физическим, социальным, политическим, моральным, экономическим. Вред может выражаться не только в к.-л. последствиях, но и в намерении, которое может привести к таким последствиям. Например, изготовлены фальшивые деньги, но не использованы; или образована группа в целях грабежа граждан, но она не успела совершить задуманное.

ЗАПОМНИТЕ, отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет рассматривать действие как правонарушение.

Итак, правонарушение- это посягательство отдельного индивида на установленный в обществе порядок отношений между людьми, большими и малыми группами людей.

IV. Закрепление. «Рефлексия»

Выполним задание № 1-4 (в группах с последующим обсуждением).

Каждая группа получает текст задания.

Задание для группы №1.

Примером правонарушения является следующий факт:

  1. Ученик Г., играя мячом, разбил окно в чужой квартире;
  2. Ученик С., получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря;
  3. Ученик Т. не выполнил домашнее задание;
  4. Гражданин Л. вернул взятые у приятеля в долг 100 руб. через неделю после условленного срока.

Задание для группы №2.

Что является правонарушением?

  1. Невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома;
  2. Отключение подачи электроэнергии в некоторых населенных пунктах из-за урагана;
  3. Выезд начинающего автолюбителя на трассу в час пик;
  4. Выступление работника на собрании трудового коллектива с критикой директора.

Задание для группы №3.

Школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?

Задание для группы №4.

Что не является правонарушением?

  1. Продажа недоброкачественного товара в магазине;
  2. Продажа легких наркотиков на школьной дискотеке;
  3. Продажа квартиры в кредит;
  4. Нецензурная брань в общественном месте.

Подводятся итоги урока.

Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?

Итак, теперь мы знаем, что:

  • Поведение, нарушающее предписание правовой нормы, называется ПРАВОНАРУШЕНИЕМ.
  • Правонарушения могут совершаться в различных областях жизни, имеют различные степень тяжести и последствия.
  • Вслед за правонарушением наступает юридическая ответственность, т. е. применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.
  1. Как я усвоил материал?
  • Получил прочные знания, усвоил все вопросы
  • Усвоил материал частично
  • Необходимо еще поработать
  1. Как я работал, удовлетворен ли своей работой?
  • Везде справился сам, удовлетворен своей работой
  • Допустил ошибки
  • Не справился
  1. Как работала группа, учебная пара?
  • Дружно, все вместе разбирали задания
  • Не все активно участвовали в обсуждении
  • Работа вялая, неинтересная, много ошибок
  1. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось,

что не понравилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок разработан и проведен мною для уч-ся 10-го класса общеобразовательной школы в качестве урока-игры для обощения по теме «Климат». Часть материала подобрана в формате ЕГЭ. Цели и задачи, условия пр.

Урок исследование с использование материалов международной экологической программы «Зеленый пакет».

Презентация к уроку природоведения по теме «Организм и его свойства» по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природа живая и неживая».

Разработка урока по материаловедению, в 5классе, с презентацией.

Урок является составной частью раздела «Компьютер и его устройство». Разработан для учащихся 5 классов с ограниченными возможностями здоровья.

Данный урок предназначен для учащихся 9-х классов.Форма урока: урок – обсуждениеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: гру.

Данная презентация разработана к уроку «Правонарушения и юридическая ответственность».Тема урока разъясняет учащимся опасность некоторых поступков людей, показывает неотвратимос.