Пдд движение с прицепом

Рубрики Вопрос юристу

Правила эксплуатации прицепа. Буксировка прицепа.

КОМЕНТАРИИ к Правилам дорожного движения Украины.

Департамент Госавтоинспекции МВД Украинны.

Центр безопасности дорожного движения при ДГАИ МВД Украины.

23.11.Эксплуатация составов транспортных средств , состоящих из автомобиля трактора или другого тягача и прицепа , разрешается только при условии соответствия прицепа тягачу и выполнения требований по их эксплуатации,а состава транспортных средств в составе автобуса и прицепа — также при наличии прицепного устройства , установленного заводом изготовителем.

Состав транспортных средств представляет собой автопоезд , который может состоять из тягача (автомобиля , трактора ) и прицепа (полуприцепа).Требования соответствия прицепа тягачу описаны в руководстве по эксплуатации транспортного средства , которое должно выдаваться на каждое транспортное средство как нормативно-техническая документация , и базируются на следующих условиях :

— соответствия тормозных систем прицепа и тягача;

— соответствия транспортного средства и прицепа(например , грузовой автомобиль не может эксплуатироваться в составе с прицепом для какого-либо легкового автомобиля).

Эксплуатация таких автопоездов возможна при условиях:

— оборудования единой тормозной системой ( для грузовых автомобилей , тракторов , некоторых прицепов , эксплуатируемых с легковыми автомобилями ) ;

— обязательного подключения системы электрооборудования прицепа к электрооборудованию тягача;

— наличия стояночных приспособлений ;

— соблюдения допустимых скоростных режимов движения автопоезда ;

— наличия страховочных тросов между тягачем и прицепом .

В случае несоответствия изложенных требований , предлявляемых к эксплуатации автопоездов , движение средства должно осуществляться по правилам буксировки.

Транспортировка легковым автомобилем технически исправного прицепа при условии его соответствия данному автомобилю по технической характеристике завода — изготовителя рассматривается не как буксировка , а как эксплуатация транспортного состава . В этом случае требования пунктов 9.8 и 9.9 не распространяются на указанный автопоезд , то есть на буксирующем транспортном средстве не нужно включать в дневное время ближний свет фар или противотуманные фары.

Движение состава транспортных средств , при котором одно механическое транспортное средство транспортирует другое механическое транспортное средство с помощью гибкой или жестской сцепки , во всех случаях должно рассматриваться как буксировка транспортных средств и осуществляться в соответствии с требованиями раздела 23. — буксировка и эксплуатация транспортных составов и с соблюдением требований , изложенных пп.9.8,9.9 Правил дорожного движения

Правила дорожного движения Украины 2012

Согласовано с ЦБДД и АС при МВД Украины № 45/4727 от 07.11.2011 года.

Правила дорожного движения утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины №1306 от 10 октября 2001г.

23. Буксировка и эксплуатация транспортных составов

23.11. Эксплуатация составов транспортных средств в составе автомобиля , трактора или другого тягача и прицепа разрешается только при условии соответствия прицепа тягачу и выполнения требований по их эксплуатации , а состава транспортных средств в составе автобуса и прицепа — также при наличии прицепного устройства , установленного заводом-изготовителем.(№1029 от 26.09.2011)

Вся информация о прицепах

эксплуатация прицепа

Водители, имеющие категории «В», «С» или «Д» водительского удостоверения, могут эксплуатировать легкий прицеп. При категории «В» можно пользоваться прицепом только в том случае, если его разрешенная максимальная масса не превышает массы снаряженного автомобиля, а сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышают 3500 кг. В противном случае, а также для буксировки тяжелого прицепа, требуется открытие категории «Е» водительского удостоверения.

Легковой прицеп является полноправным участником дорожного движения, как и прочие транспортные средства, и некачественная установка и использование легкового прицепа может нести в себе угрозу не только водителю, но и другим участникам дорожного движения. Поэтому законодательством предусмотрена обязательная эксплуатация прицепа только с механическими транспортными средствами, оборудованными специализированными тягово-сцепными устройствами (фаркопами) и штепсельной розеткой.

Для использования прицепа необходимо дооборудование — выведение дополнительной электропроводки для световых приборов (габаритов, поворотников и стоп-сигналов) прицепа.

Также в целях общей безопасности на дороге установлено, что, в случае превышения габаритных размеров прицепа над шириной транспортного средства, выполняющего роль тягача в данном составе (например, прицеп-дача или прицеп-фургон), этот тягач должен иметь зеркала заднего вида, вынесенные на удлиненных кронштейнах. И общим правилом для всех прицепов, каких бы размеров и массы они ни были, является требование иметь в дороге пару подкладных клиньев для установки под колеса в случае остановки на уклоне.

Прицеп можно использовать практически с любым автомобилем, если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В». Что касается прицепного узла — фаркопа, то технически его можно поставить на любой автомобиль.

Расход топлива при использовании прицепа увеличивается примерно на 10

20%, иногда более в зависимости от соотношения мощности автомобиля и массы прицепа и пройденного километража.

Основной особенностью езды с прицепом является то, что загруженный прицеп, снижает разгонную динамику автомобиля и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов. Тормозить надо плавно — независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля. Важно соблюдать дистанцию до идущего впереди автомобиля. Перед поворотом снижать скорость лучше заранее. Необходимо учитывать то, что при езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. Также надо проявлять осторожность при движении в сильный ветер.

Необходимо правильно загружать прицеп — груз следует размещать равномерно. Так, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение же назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.

Для буксировки прицепа автомобиль-тягач должен быть оснащен специальным тягово-сцепным устройством и штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Существуют два основных типа ТСУ:

петля-скоба с фиксатором. Состоит из скобы, в которую вдевается кольцо, закрепленное на узле сцепки прицепа и пальца, фиксирующего кольцо в скобе. Широко распространена на грузовых автомобилях и автомобилях с повышенной проходимостью;

беззазорное шаровое ТСУ. Состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (стандарт в РФ ОСТ 37.001.096-77, международный стандарт ИСО-1103-76) и металлической конструкции, с помощью которой ТСУ жестко крепится к задней части кузова автомобиля.

Различные модели ТСУ могут крепиться к кузову автомобиля через кронштейны бампера и(или) непосредственно к силовым элементам кузова и полу багажника. Среди отечественных автомобилей штатные точки крепления ТСУ имеет только семейство ВАЗ-2108—15. При установке устройства на прочие автомобили предполагается самостоятельная разметка и сверление крепежных отверстий. На большинстве автомобилей перед установкой ТСУ, как правило, приходится снимать задний бампер.

Существуют разборные конструкции ТСУ, позволяющие снимать крюк со сцепным шаром.

Штепсельная розетка закрепляется на специальном кронштейне ТСУ. Она подключается к соответствующим проводам заднего жгута проводки автомобиля (в багажнике вблизи фонарей заднего хода).
Цвета проводов жгута, идущих к соответствующим фонарям, указываются в схеме электрооборудования автомобиля, например:

1. Левый поворот
2. Противотуманный фонарь
3. Корпуc (маccа)
4. Правый поворот
5. Правый задний боковой габарит и номерной фонарь
6. Тормоз
7. Левый задний боковой габарит и номерной фонарь

Важная информация:

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.

Большая масса снижает как разгонную, так и тормозную динамику. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.

Недопустимо превышать максимальную скорость, указанную в технической документации прицепа. Согласно ПДД максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах — 70 км/ч.

Не следует использовать прицеп не по назначению. ПДД запрещают перевозку людей на грузовом прицепе или в прицепе-даче.

Тормозить надо плавно, независимо от того, порожний прицеп или груженый. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их «складывание». Поэтому перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а сам поворот проходить «внатяг».

Увеличенные габариты усложняют перестроение в потоке, маневрирование и парковку в городских условиях.

При поворотах колеса прицепа движутся по меньшему радиусу, чем колеса автомобиля. Это следует учитывать при прохождении крутых поворотов.

На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Снизить его можно, уменьшив массу прицепа, увеличив длину дышла или снизив скорость.

Наиболее сложным является движение задним ходом
(Примерная последовательность маневров для заезда задним ходом в ворота)

Перед каждым выездомнеобходимо:

  • проверить наличие смазки в механизме узла сцепки;
  • проверить и при необходимости устранить регулировкой люфт между узлом сцепки и сцепным шаром;
  • отрегулировать давление в шинах;
  • убедиться в надежности соединения страховочных тросов или цепей;
  • проверить работу приборов световой сигнализации прицепа.

    § 23. Буксировка и эксплуатация транспортных составов

    Буксировка должна выполняться механическим транспортным средством без прицепа и с технически исправными сцепными устройствами как у буксируемого транспортного средства, так и у буксирующего транспортного средства.

    Запуск двигателя с применением жесткой или гибкой сцепки должен выполняться согласно требованиям этого раздела.

    Разрешается буксировка одного механического транспортного средства только с одним прицепом.

    Буксировка транспортных средств осуществляется:

    • а) с применением жесткой или гибкой сцепки;
    • б) с частичной погрузкой буксируемого транспортного средства на платформу или на специальное опорное приспособление.

    Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между транспортными средствами не более чем 4 м, гибкое — в пределах 4–6 м. Гибкая сцепка через каждый метр обозначается сигнальными щитками или флажками в соответствии требованиям пункта 30.5 настоящих Правил (за исключением применения гибкой сцепки с покрытием из световозвращающего материала).

    При буксировке механического транспортного средства на гибкой сцепке у буксируемого транспортного средства должны действовать и быть исправными рабочая тормозная система и рулевое управление, а на жесткой сцепке — рулевое управление.

    Буксирование механического транспортного средства на жесткой или гибкой сцепке должно осуществляться только при условии, что за рулем буксируемого транспортного средства находится водитель (кроме случаев, если конструкция жесткой сцепки обеспечивает буксируемому транспортному средству точное повторение траектории движения буксирующего транспортного средства независимо от величины поворотов).

    Буксирование немеханического транспортного средства должно осуществляться только на жесткой сцепке при условии, что ее конструкция обеспечивает буксируемому транспортному средству повторение траектории движения буксирующего транспортного средства независимо от величины поворотов.

    Механическое транспортное средство с недействующим рулевым управлением должно буксироваться в соответствии с требованиями подпункта « б » пункта 23.2 настоящих Правил.

    Перед началом буксировки водители механических транспортных средств должны согласовать порядок подачи сигналов, в частности для остановки транспортных средств.

    Во время буксировки на жесткой или гибкой сцепке запрещается перевозить пассажиров в буксируемом транспортном средстве (кроме легкового автомобиля) и кузове буксирующего грузового автомобиля, а в случае буксировки способом частичной погрузки этого средства на платформу или специальное опорное приспособление — во всех транспортных средствах (кроме кабины буксирующего транспортного средства).

    • а) если фактическая масса буксируемого транспортного средства с неисправной тормозной системой (или при ее отсутствии) превышает половину фактической массы буксирующего транспортного средства;
    • б) на гибкой сцепке во время гололедицы;
    • в) если общая длина сцепленных транспортных средств превышает 22 м (маршрутных транспортных средств — 30 м);
    • г) мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов, мопедов или велосипедов;
    • ґ) более одного транспортного средства (за исключением случаев, когда порядок буксировки двух и более транспортных средств согласован с уполномоченным подразделением Национальной полиции) или транспортным средством с прицепом;
    • д) автобусами.

    Эксплуатация составов транспортных средств состоящих из автомобиля, трактора или другого тягача и прицепа разрешается только при условии соответствия прицепа тягачу и выполнение требований по их эксплуатации, а состава транспортных средств, состоящего из автобуса и прицепа, — также при наличии прицепного устройства, установленного заводом-изготовителем.

    Исключен постановлением Кабмина № 1029 от 26.09.2011.

    Эксплуатация состава транспортных средств, состоящего из автобуса и прицепа, запрещается.

    3.4. Движение с прицепом запрещено

    Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

    Не распространяется действие знака на транспортные средства, которые обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающие или работающие в этой зоне, а также на транспортные средства, которые обслуживают предприятия, расположенные в обозначенной зоне. В таких случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем перекрестке к месту назначения.

    Зона действия знака — от места установления к ближайшему перекрестку за ним, а в населенных пунктах, где нет перекрестков, — до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (прилегания) с полевыми, лесными и другими дорогами без покрытия, перед которыми не установлены знаки приоритета.

    Езда с прицепом: нюансы и штрафы за нарушение правил

    Все нюансы и правила при езде на машине с прицепом.

    Для управления автомобилем с прицепом, полная масса которого превышает 750 кг, в правах водителя должна быть открыта категория «Е». Но это не единственное требование, которое указано в правилах эксплуатации прицепом и тягачей.

    Теория ПДД

    Согласно ПДД, эксплуатировать автомобиль с прицепом можно только при соблюдении нескольких условий:

    • По требованию инспектора ГИБДД водитель должен предъявить документы, удостоверяющие право управления прицепом. К ним относится водительское удостоверение с открытой категорией «Е» и регистрационные документы на прицеп. В полисе ОСАГО должно быть указано, что автомобиль с прицепом.
    • Эксплуатировать прицеп можно при условии, что на нем установлены регистрационные знаки.
    • Перед выездом водитель обязан проверить прицеп на исправность. Устанавливать его можно только при условии, что автомобиль не имеет технических поломок.
    • Нельзя пользоваться прицепом на дорогах с ограниченной видимостью.
    • На прицепе должны быть установлены осветительные приборы. При этом требование распространяется только на темное время суток. Но инспекторы могут придраться при отсутствии фар и в дневное время.
    • Прицеп не должен загораживать заднюю часть автомобиля.
    • Перед выездом водитель должен проверить качество соединений, шины и наличие смазочного материала.

    Несоблюдение указанных правил относится к правонарушениям, за которые предусматриваются штрафы.

    Что нужно знать водителю?

    Помимо перечисленных правил, водитель должен учитывать и еще ряд сведений:

    • Прицеп увеличивает тормозной путь и ухудшает разгон автомобиля.
    • Нельзя превышать максимальную скорость, указанную в технических документах на прицеп и правилах дорожного движения. Согласно ПДД, автомобиль с прицепом не должен ехать на скорости более 90 км/ч по трассе и не более 70 км/ч по другим дорогам.
    • Использовать прицеп можно только по назначению. Нельзя в нем перевозить людей, например.
    • Водитель должен быть предельно внимательным при перестроении, поворотах и маневрах. Если неправильно выбрать скорость и расстояние до другого автомобиля, то столкновения избежать не получится.
    • При прохождении крутых поворотах нужно учитывать, что радиус колес у прицепа намного меньше, чем у автомобиля.
    • При движении на большой скорости прицеп может раскачиваться из стороны в сторону, особенно при сильной загруженности.
    • Груз должен размещаться в прицепе равномерно, чтобы нагрузка на обе стороны соси была одинаковой.
    • Соблюдение указанных правил необходимо для безопасности передвижения на автомобиле с прицепом.

    Штрафы за нарушения

    Нарушение указанных правил управления автомобилем с прицепом влечет административную ответственность и штрафы:

    неправильная установка и эксплуатация прицепа — 500 рублей по ст. 12.21 КоАП;

    отсутствие сведений о прицепе в полисе ОСАГО — 500 рублей по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности №40-ФЗ;

    неисправности прицепа или автомобиля — 500 рублей по ст. 12.5 КоАП;

    отсутствие транзитных номеров на прицепе — 2500 рублей;

    отсутствие открытой категории «Е» в правах — 5000 рублей по ст. 27.12 КоАП.

    При отсутствии открытой категории и страхования прицепа по ОСАГО в случае ДТП, где причиной столкновения стал занос прицепа, водитель придется из собственного кармана компенсировать убытки пострадавшей стороне.