П2 ст 1291 гк рф

Рубрики Вопрос юристу

Статья 1291 ГК РФ. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

Новая редакция Ст. 1291 ГК РФ

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Комментарий к Ст. 1291 ГК РФ

1. Статья 1291 ГК РФ определяет права владельца оригинала произведения, не являющегося субъектом исключительных прав на произведение.

В соответствии с комментируемой статьей установлено два общих правила:

1) если оригинал отчуждается автором, то исключительные права переходят к приобретателю соответствующего объекта права собственности только в случае, если это предусмотрено договором;

2) если оригинал произведения отчуждается его собственником, который одновременно является субъектом исключительных прав, то по общему правилу такие права переходят приобретателю.

И в том, и в другом случае, если в соответствии с положениями закона предметом договора являются исключительные права, договор должен отвечать требованиям, предъявляемым к таковому (ст. ст. 1233, 1285 ГК РФ).

2. Перечень прав собственника оригинала произведения, не являющегося субъектом исключительных прав, определенный в абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ, является закрытым.

Другой комментарий к Ст. 1291 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья решает вопросы разграничения права собственности на оригинал произведения (т.е. вещь, материальный объект) и исключительного права на само произведение (результат творческой деятельности, нематериальный объект).

В гражданском праве каждое из этих прав является самостоятельным и независимым друг от друга. Исходя из этого, в п. 1 ст. 1291 указывается, что отчуждение автором оригинала произведения само по себе не означает отчуждения исключительного права, если иное не предусмотрено договором. Это относится как к договору авторского заказа, так и к другим договорам, в соответствии с которыми автор может совершить отчуждение оригинала произведения.

В связи с упомянутым договором авторского заказа необходимо обратить внимание на то, что в п. 1 ст. 1288 ГК говорится о передаче произведения «на материальном носителе или в иной форме», в то время как в п. 1 ст. 1291 — об «оригинале произведения». Безусловно, эти понятия связаны, поскольку оригинал произведения в смысле ст. 1291 предполагает выражение его на материальном носителе. В противном случае терялся бы предмет для регулирования указанной статьи. Однако материальный носитель — понятие более широкое, чем оригинал произведения.

Отсюда следует два вывода. Во-первых, договор авторского заказа не всегда предполагает передачу именно оригинала произведения. Например, статья вначале была написана (создана в форме рукописи — оригинал произведения), а затем отпечатана или даже перенесена на электронный носитель (диск) и в таком виде передана заказчику. В данном случае оригинал произведения остался у автора, но он полностью и надлежащим образом исполнил свои обязанности по договору авторского заказа.

Во-вторых, презумпция п. 1 ст. 1291 о сохранении исключительного права на произведение за автором при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа касается только случаев отчуждения именно оригинала произведения, а не вообще любого случая передачи произведения на материальном носителе. Как уже отмечалось, сохранение исключительного права за автором при отчуждении его оригинала связано с тем, что заказчику важен сам оригинал; именно он представляет для него ценность сам по себе, а не наличие исключительного права на него. Однако, когда по договору авторского заказа передается не оригинал, а само произведение, выраженное на материальном носителе, и это ясно следует из содержания договора, должна действовать другая презумпция — презумпция предоставления права использования произведения на основе договора авторского заказа. При этом речь идет о заключении лицензионного договора, а не договора об отчуждении исключительного права на основании п. 3 ст. 1233 ГК.

Однако даже в том случае, если при отчуждении оригинала произведения исключительное право на него сохранилось за автором, приобретатель оригинала должен получить возможность его полновесного использования. В связи с этим он получает определенные права, которые формально относятся к исключительному праву на произведение, но предоставление которых необходимо для нормального использования оригинала произведения. Поэтому в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 1291 приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

2. Если в отношении автора действует презумпция сохранения исключительного права при отчуждении оригинала произведения, то в отношении иных правообладателей ситуация другая. Одновременное приобретение и права на оригинал произведения, и исключительного права на произведение меняет его правовой режим, создавая презумпцию как бы единого комплекса прав, связанного с передачей оригинала произведения. Такая презумпция отражена в п. 2 комментируемой статьи. В нем установлено, что последующее отчуждение оригинала произведения лицом (не автором), которому принадлежит и право собственности на оригинал, и исключительное право на произведение, предполагает отчуждение не только права собственности на вещь (оригинал произведения), но одновременно с ним и отчуждение исключительного права. Рассматриваемое положение носит диспозитивный характер, и договором может быть предусмотрено иное.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается: если оригинал произведения был отчужден после смерти автора и отсутствуют договоры об отчуждении исключительного права, заключенные ранее, презумпция сохранения исключительного права действует и в отношении наследников автора, их наследников и т.д.

Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Комментарий к Ст. 1291 ГК РФ

1. Произведения науки, литературы и искусства имеют нематериальный (идеальный) характер, в связи с чем необходимо различать экземпляр, материальный носитель, в котором выражено произведение, и само произведение. При этом передача материального носителя произведения не влечет переход прав на него. Согласно ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 настоящего Кодекса.

Нормы комментируемой статьи предусматривают особенности, характерные для оригиналов некоторых произведений, к которым относятся:

Распространение данной нормы на рукописи является новеллой ГК РФ. При наличии нескольких рукописей произведения отчуждение исключительного права на произведение допускается в отношении лишь одной из рукописей, что должно быть определено автором.

Особыми признаками перечисленных в статье объектов и их правового режима являются:

— неразрывная связь произведения с материальным носителем;

— существование в единичном экземпляре;

— копия оригинала, выполненная в результате творческой деятельности человека, представляющая собой новый объект;

— сохранение прав автора при отчуждении оригинала произведения (право доступа, право следования).

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, «с отчуждением исключительного права на художественное произведение нельзя смешивать отчуждение права собственности на это произведение. Закон, опасаясь такого смешения, счел необходимым указать, что отчуждение художником художественного произведения не переносит на приобретателя авторское право на это произведение, если в договоре не упомянуто об этом (ст. 69551). Однако отчуждение права собственности отражается несколько и на исключительном праве. Картина, бронза, мрамор имеются в одном экземпляре. Осуществляя свое право собственности, собственник художественного произведения не обязан допускать художника к пользованию этим произведением для повторения, размножения или издания его (ст. 69553). С другой стороны, то же осуществление права собственности приводит к возможности без нарушения исключительного права художника поместить его произведение на публичной выставке, не испрашивая его согласия (ст. 69556, п. 5). Художник защищается против нарушений его права тем же двояким способом, как и писатель. Особенностью является только то, что в иске об отобрании подлежащие приведению в негодность художественные произведения, а равно служащие исключительно для их изготовления орудия (формы, камни, доски и т.п.) могут по ходатайству правонарушителя и за его счет вместо приведения в негодность быть изъяты из пользования и подвергнуты описи и аресту на срок действия исключительного права на эти произведения (ст. 69558). К архитектурным произведениям и сооруженным памятникам требование о приведении в состояние, негодное к употреблению, не имеет и вовсе применения» .

———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М.: Статут, 2005. С. 448.

2. Исключительные права на вышеназванные произведения ограничены отдельными правомочиями собственника оригинала произведения, а именно следующими правами:

— демонстрировать оригинал произведения;

— воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, но при условии, что они посвящены коллекции собственника, т.е. наряду с другими произведениями;

— передавать для демонстрации на других выставках.

Исключительное право автора или иных правообладателей не ограничивает права собственника оригинала произведения, в частности, при передаче объекта по договору аренды, безвозмездного пользования, в залог и т.д.

3. При передаче по договору произведения для использования автор считается согласившимся на обнародование этого произведения.

В договоре об отчуждении оригинала произведения может быть предусмотрен переход с правом собственности и исключительного права, включая весь объем прав, предусмотренных ст. 1270 ГК РФ, с ограничениями, обусловленными личными неимущественными правами автора, а также иными правами (правом доступа, правом следования). В дальнейшем собственник — обладатель исключительного права при передаче права собственности на объект по общему правилу отчуждает и исключительное право. Иное может быть предусмотрено договором, а именно сохранение исключительного права за бывшим собственником или предоставление права на основании лицензионного договора. Заключение договора аренды или безвозмездного пользования в отношении оригинала произведения не влечет отчуждение или предоставление исключительного права, если иное не предусмотрено договором.

Положения комментируемой статьи применяются как к авторам произведений, так и к их наследникам.

Статья 1343. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение

Комментарий к статье 1343

Комментируемая статья практически дословно повторяет п. 2 ст. 1291 ГК РФ и распространяется на следующие произведения:

— оригиналы произведений живописи;

— оригиналы произведений скульптуры;

— другие подобные произведения, т.е.

Переход права собственности на названные произведения влечет переход исключительного права при наличии следующих условий:

1) срок действия исключительного права автора на произведение истек, но действуют права публикатора;

2) исключительное право публикатора принадлежит собственнику произведения;

3) право собственности на оригинал произведения переходит другому лицу;

4) договором не предусмотрено сохранение исключительного права за прежним собственником.

Переход исключительного права публикатора к другому лицу не влияет на лицензионные договоры, которые были заключены ранее.

В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. Данная норма является императивной и не может быть изменена договором.

В случае, когда исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, это право публикатора ограничено дополнительными случаями свободного использования собственником оригинала произведения, а именно приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (см.

Статья 1344. Распространение оригинала или экземпляров произведения, охраняемого исключительным правом публикатора

Комментарий к статье 1344

В комментируемой статье зафиксирован принцип исчерпания права в отношении произведений, обнародованных после перехода их в общественное достояние. К реализации данного принципа применяются положения ст. 1272 ГК РФ об исчерпании прав в отношении охраняемых произведений. В то же время данная статья ограничивает введение оригиналов или экземпляров правомерно опубликованного произведения в гражданский оборот территорией Российской Федерации.

Право на распространение произведения можно реализовать только один раз. В последующем публикатор не имеет права запрещать его дальнейшее распространение или требовать выплаты ему вознаграждения.

Введение в гражданский оборот является правомерным, если оно было осуществлено самим публикатором либо с его согласия как возмездно, так и безвозмездно, а также в случаях, когда использование произведения возможно без согласия публикатора в силу прямого указания закона в соответствии со ст. 1306 ГК РФ, согласно которой использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. ст. 1273, 1274, 1277 — 1279), а также в иных случаях, предусмотренных настоящей главой.

П2 ст 1291 гк рф

П.А.Попова — аспирантка РГИИС

Чтобы проследить эволюцию определения понятия «оригинал произведения» в российском законодательстве, следует упомянуть, что особенностью произведений живописи является их принципиальная неповторимость, так как любое копирование, даже самое искусное, искажает свойства копируемого произведения искусства. Например, при копировании картины невозможно с абсолютной точностью передать палитру цветов, используемую автором оригинала. Поэтому произведения живописи стоят особняком среди оригинальных произведений, охраняемых авторским правом.

Р.Ситдикова в своей статье пишет: «…как бы успешно ни развивались технические средства копирования, оригинал некоторых видов произведений по художественной ценности не может идти в сравнение с его копиями. Особенно это касается произведений живописи и скульптуры»[1].

В законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» понятие оригинала произведения присутствовало в четырех правовых положениях:
в ст. 4 при определении понятий «показ произведения», которым является демонстрация оригинала или экземпляра произведения, и «репродуцирование» как факсимильное воспроизведение одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений;
в п. 2 ст. 9 оно упомянуто в качестве материального носителя, на котором автор указывается следующим образом: «При отсутствии доказательства иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения»;
в подпункте 1 п. 1 ст. 19, где речь идет о цитировании в оригинале (здесь понятие «оригинал» подразумевает слово, словосочетание или текст, которые не переведены и оставлены оригинальными, изначальными) и в переводе научных, исследовательских, критических и других произведений, которое «допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования»;
в подпункте 2 п. 1 ст. 25 о воспроизведении программ для ЭВМ и баз данных, в котором говорится, что лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя изготовить ее копию для архивных целей и для замены, если «оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования».

Из приведенных положений Закона об авторском праве следует признать основным положение п. 2 ст. 9, так как только оно, хотя и неполно, раскрывает рассматриваемое правовое понятие. Анализ данной нормы показывает, что понятие «оригинал произведения» законодатель трактует весьма узко: только как произведение, на котором указано имя или псевдоним автора.

Э.П.Гаврилов в «Комментарии к Закону об авторском праве и смежных правах» отмечает, что п. 2 ст. 9 Закона устанавливает презумпцию того, что автором является лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения. Также Э.П.Гаврилов пишет, что данная презумпция распространяется и на автора, указанного под псевдонимом: «Указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора»[2].

Приведенное выше опровержение стоит подвергнуть критике, указав, что автор, когда пишет о другом оригинале произведения, на самом деле имеет в виду повтор произведения, его список, то есть копию, нечто списанное с оригинала. Нельзя полностью согласиться и с выводами Р.Ситдиковой[3] о «случайном характере» употребления законодателем термина «оригинал произведения». Однако, опираясь на комментарий к п. 2 ст. 9 Закона об авторском праве Э.П.Гаврилова, можно сделать вывод о нечеткости в определении понятия «оригинал произведения» и об отсутствии критерия его демаркации от понятия «копия произведения».

В действующем законодательстве понятие «оригинал произведения» введено ст. 1291 ГК РФ:
«1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.
В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.
2. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.
3. Правила настоящей статьи, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение».

Для более детального рассмотрения понятия оригинала произведения живописи рассмотрим комментарии разных авторов к вышеприведенной статье ГК. Комментарий к ст. 1291 ГК РФ Э.П. Гаврилов начинает с исследования того, что такое оригинал, и приходит к выводу, что «не любой материальный носитель, воплощающий произведение, является оригиналом. Понятие «оригинал» применимо лишь к произведениям изобразительного искусства»[4]. Далее автор пишет, что оригинал в качестве материально выраженного объекта всегда уникален, и даже при создании авторской копии это творение не равно оригиналу, а является его «повтором».

Интересна мысль Э.П. Гаврилова о том, что кроме произведений изобразительного искусства ни к каким другим объектам авторского права не применимо понятие «оригинал произведения». Поясняя эту мысль, он пишет, что литературные, музыкальные или иные подобные произведения, выраженные в материальных носителях, являются «не оригиналом и копиями, а экземплярами этих произведений». Так, любой экземпляр нотной записи музыкальных произведений не может быть копией, потому что он «полно и адекватно, во всей глубине отражает форму и содержание таких произведений».

Попробуем выяснить объем значения понятия «оригинал». Для этого проанализируем его определения, приведенные в словарях.

«Советский энциклопедический словарь» следующим образом трактует изучаемое понятие: «Оригинал (от лат. originalis – первоначальный), 1) подлинное произведение (в отличие от копии), 2) в издательском деле – текстовое или графическое произведение, прошедшее редакционно-издательскую обработку и подготовленное для изготовления печатной формы»[5].

Словарь В.И.Даля так определяет исследуемое понятие: «Оригинал – подлинник, образец, истая, подлинная работа, произведение»[6]. Необходимо добавить, что именно В.И.Даль приравнивает понятия «оригинал» и «произведение», при этом упоминая, что в живописи оригиналом является подлинная картина художника.

Словарь С.И.Ожегова также определяет понятие «оригинал»: «То же, что подлинник» и приводит пояснение с примером применения в виде «оригинал портрета»[7].

Как видно из приведенных словарных статей, во всех случаях оригиналом является подлинное произведение. Следовательно, под оригиналом в ГК РФ понимается подлинник, первоначальное произведение. Ст. 1291 упоминает оригинал рукописи и оригинал произведения живописи.

В комментарии к ст. 1291 ГК РФ Ю.А.Дмитриев, А.Ф.Квитко, Н.И.Квитко и Е.А.Свиридов пошли по пути исследования многообразия лексического значения слова «оригинал». Они пишут, что оригинал произведения существует только в единичном экземпляре. «Если с оригинала сделана копия, возникшая в результате творческой деятельности гражданина, то она признается самостоятельным объектом»[8]. Авторы комментария также подчеркивают, что оригинал произведения может быть выражен только в материальной, то есть осязаемой форме, в которой впервые выражено соответствующее произведение.

Итак, проанализировав многообразие смыслов правового понятия «оригинал произведения», приведенного в ст. 1291 ГК РФ, можно сделать следующий вывод. С одной стороны, Кодекс уделяет данному понятию больше внимание, нежели Закон об авторском праве. С другой стороны, четкого определения понятия «оригинал произведения» по-прежнему нет. Дефиниции этого понятия отчасти дают ученые – комментаторы ГК, но не сам законодатель.

В связи с тем, что смысл расматриваемого понятия достаточно размыт, по смыслу разделить понятия «оригинал произведения» и «оригинальное произведение» исходя из современного законодательства нельзя. Первое сводится к значению слова «оригинал», а второе – к значению слова «произведение». Для того, чтобы эти понятия не пересекались, необходимо законодательно дать им четкие и ясные дефиниции или, если это невозможно, регламентировать их смысловые границы.

Исходя из вышеизложенного хотелось бы предложить четкое определение понятия «оригинал». Оригинал – это уникальный продукт, выраженный в материальной форме (зафиксированный на материальном носителе), который при его копировании, то есть повторении, воспроизводится не полностью, не целиком или неточно. Именно такое определение было главным аргументом законодателей, не предоставлявших авторского права на произведения живописи в Англии XVIII в. При современных способах копирования возможно, что такое определение потеряет свою силу, но пока специалисты способны отличить оригинал от списка, оно будет справедливо отражать смысл понятия «оригинал».

[1] Ситдикова Р. Оригинал произведения//ИС. 2008. № 3. С. 14.
[2] Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005. С. 77.
[3] Ситдикова Р. Указ. соч. С. 15.
[4] Гаврилов Э.П. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 228.
[5] Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. С. 934 – 935.
[6] Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Т. 2. Санкт-Петербург – Москва. Издание т-ва М.О. Вольф, 1914. С. 1790.
[7] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. С. 393.
[8] Дмитриев Ю.А. и др. Постатейный научно-практический комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В 2-х кн. Кн. 1. М.: ООО «Издательский дом «Буквоед», 2008. С. 675.

Статья 1343 ГК РФ. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение

1. При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры или другого подобного произведения) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

2. Если исключительное право публикатора на произведение не перешло к приобретателю оригинала произведения, приобретатель вправе без согласия обладателя исключительного права публикатора использовать оригинал произведения способами, указанными в пункте 2 статьи 1291 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 1343 ГК РФ

1. Исходя из ст. 1227 ГК интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражено соответствующее произведение. Тем не менее в ряде случаев тесная связь произведения с его носителем определяет, что распоряжение оригиналом произведения и исключительным правом на него идут «в связке».

Статья 1343 предусматривает правило, аналогичное установленному в п. 2 ст. 1291 ГК, — переход исключительного права публикатора к приобретателю оригинала произведения. Договор может изменить это правило, предусмотрев, например, предоставление лицензии на использование произведения определенными способами, а не отчуждение исключительного права. Подробнее см. комментарий к ст. 1291.

2. Пункт 2 ст. 1343 предусматривает предоставление приобретателю оригинала произведения особого ограниченного права в отношении демонстрации приобретенного в собственность оригинала и воспроизведения его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передачи этого оригинала для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. Данное право привязано к оригиналу произведения и следует за ним; оно не может быть отчуждено другому лицу без оригинала. Собственник оригинала также не вправе предоставить третьему лицу лицензию на использование произведения указанными способами.

Это правило сформулировано как императивное и не может быть изменено договором.